Научная статья на тему 'ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ПРОТЕКАНИЕ ЭТАПА ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭТАПА ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ / РАЗВИТИЕ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Алла Юрьевна

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена значимостью этапа эгоцентрической речи в формировании психических процессов, включая речевую и мыслительную деятельность, и недостаточностью сведений о стимуляции и коррекционном воздействии на протекание данного этапа у детей с речевыми нарушениями. Эгоцентрическая речь ребенка-дошкольника представляет собой полифункциональный процесс, который, выполняя различные функции: планирующую, регулирующую, управляющую, функцию эмоциональной разрядки, - является языковой игрой и служит способом овладения языком, имеет значение для развития коммуникации. Значение этапа эгоцентрической речи подчеркивали многие отечественные психологи. Воздействие на протекание этапа эгоцентрической речи у детей будет способствовать развитию речи, становлению видов мышления и благоприятно влиять на дальнейшее обучение в школе. Однако в коррекционной педагогике данных по стимулированию этапа эгоцентрической речи у младших дошкольников с речевыми нарушениями не представлено. Существует необходимость в разработке методов и приемов коррекционной работы по формированию эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Данная статья направлена на теоретическое обоснование методов коррекционного воздействия на этап эгоцентрической речи; выявление особенностей развития эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и выделение направлений коррекционного воздействия на протекание этапа эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями. Ведущим методом в исследовании данной проблемы являлся метод наблюдения и анализа видеоматериалов, который позволил выявить особенности эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Выборка исследования включала 40 детей младшего дошкольного возраста (из них: 18 детей 3-5 лет без речевых нарушений, 13 детей с ОНР (1-го уровня), 9 детей с ОНР (2-го уровня). В статье представлен обзор литературных источников по проблеме исследования, выявлены особенности формирования эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи, предложены способы воздействия на протекание этапа эгоцентрической речи детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусева Алла Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION ISSUES OF EGOCENTRIC SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DEVELOPMENT DISORDERS

The relevance of the study of this problem is due to the importance of the egocentric speech stage in the formation of mental processes, including speech and mental activity, and the lack of information about stimulation and corrective action on the course of this stage in children with speech disorders. Egocentric speech of a preschool child is a multifunctional process, performing various functions: planning, regulating, controlling, the function of emotional release, is a "language game" and serves as a way of mastering the language, is important for the development of communication. The importance of the stage of egocentric speech was emphasized by many researchers. Influencing the course of the egocentric speech stage in children will contribute to the development of speech, the formation of types of thinking and have a beneficial effect on further education at school. However, in correctional pedagogy, data on stimulating the stage of egocentric speech in younger preschoolers with speech disorders are not presented. There is a need to develop methods and techniques for corrective work on the formation of egocentric speech in children of primary preschool age with speech disorders. This article is aimed at the theoretical substantiation of methods of corrective action at the stage of egocentric speech; identiication of the features of the development of egocentric speech in children of primary preschool age with speech disorders and the allocation of directions of corrective action on the course of the egocentric speech stage in children with speech disorders. The leading method in the study of this problem was the method of observation and analysis of video materials, which made it possible to identify the features of egocentric speech in young preschool children with speech disorders. The study sample included 40 children of primary preschool age (of which 18 children 3-5 years old without speech impairments, 13 children with general speech underdevelopment (1 level), 9 children with general speech underdevelopment (2 level). features of the formation of egocentric speech in children of primary preschool age with speech disorders, methods of influencing the course of the stage of egocentric speech of children are proposed.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Специальная педагогика и специальная психология

Special Pedagogy and Special Psychology

Научно-исследовательская статья УДК 376.3

DOI 10.25688/2076-9121.2022.16.1.10

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Алла Юрьевна Гусева

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, allabramova@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-2228-2876

Аннотация. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена значимостью этапа эгоцентрической речи в формировании психических процессов, включая речевую и мыслительную деятельность, и недостаточностью сведений о стимуляции и коррекционном воздействии на протекание данного этапа у детей с речевыми нарушениями. Эгоцентрическая речь ребенка-дошкольника представляет собой полифункциональный процесс, который, выполняя различные функции: планирующую, регулирующую, управляющую, функцию эмоциональной разрядки, — является языковой игрой и служит способом овладения языком, имеет значение для развития коммуникации. Значение этапа эгоцентрической речи подчеркивали многие отечественные психологи. Воздействие на протекание этапа эгоцентрической речи у детей будет способствовать развитию речи, становлению видов мышления и благоприятно влиять на дальнейшее обучение в школе. Однако в коррекционной педагогике данных по стимулированию этапа эгоцентрической речи у младших дошкольников с речевыми нарушениями не представлено. Существует необходимость в разработке методов и приемов коррекционной работы по формированию эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Данная статья направлена на теоретическое обоснование методов коррекционного воздействия на этап

© Гусева А. Ю., 2022

эгоцентрической речи; выявление особенностей развития эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и выделение направлений коррекционного воздействия на протекание этапа эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями. Ведущим методом в исследовании данной проблемы являлся метод наблюдения и анализа видеоматериалов, который позволил выявить особенности эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Выборка исследования включала 40 детей младшего дошкольного возраста (из них: 18 детей 3-5 лет без речевых нарушений, 13 детей с ОНР (1-го уровня), 9 детей с ОНР (2-го уровня). В статье представлен обзор литературных источников по проблеме исследования, выявлены особенности формирования эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи, предложены способы воздействия на протекание этапа эгоцентрической речи детей.

Ключевые слова: эгоцентрическая речь, протекание этапа эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями, стимулирование этапа эгоцентрической речи, развитие планирующей функции речи, общее недоразвитие речи

Research article

DISCUSSION ISSUES OF EGOCENTRIC SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DEVELOPMENT DISORDERS

Alla Yu. Guseva

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia,

allabramova@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-2228-2876

Abstract. The relevance of the study of this problem is due to the importance of the egocentric speech stage in the formation of mental processes, including speech and mental activity, and the lack of information about stimulation and corrective action on the course of this stage in children with speech disorders. Egocentric speech of a preschool child is a multifunctional process, performing various functions: planning, regulating, controlling, the function of emotional release, is a "language game" and serves as a way of mastering the language, is important for the development of communication. The importance of the stage of egocentric speech was emphasized by many researchers. Influencing the course of the egocentric speech stage in children will contribute to the development of speech, the formation of types of thinking and have a beneficial effect on further education at school. However, in correctional pedagogy, data on stimulating the stage of egocentric speech in younger preschoolers with speech disorders are not presented. There is a need to develop methods and techniques for corrective work on the formation of egocentric speech in children of primary preschool age with speech disorders. This article is aimed at the theoretical substantiation of methods of corrective action at the stage of egocentric speech; identification of the features of the development of egocentric speech in children of primary preschool age with speech disorders and the allocation of directions of corrective action on the course of the egocentric speech stage in children with speech disorders.

The leading method in the study of this problem was the method of observation and analysis of video materials, which made it possible to identify the features of egocentric speech in young preschool children with speech disorders. The study sample included 40 children of primary preschool age (of which 18 children 3-5 years old without speech impairments, 13 children with general speech underdevelopment (1 level), 9 children with general speech underdevelopment (2 level). features of the formation of egocentric speech in children of primary preschool age with speech disorders, methods of influencing the course of the stage of egocentric speech of children are proposed.

Keywords: egocentric speech, the course of the egocentric speech stage in children with speech disorders, stimulating the stage of egocentric speech, development of the planning function of speech, general speech underdevelopment

Для цитирования: Гусева, А. Ю. (2022). Дискуссионные вопросы развития эгоцентрической речи у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 183-196. DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.10

For citation: Guseva, A. Yu. (2022). Discussion issues of egocentric speech development in preschool children with speech development disorders. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 16(1), 183-196. DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.10

Введение

Эгоцентрическая речь ребенка-дошкольника представляет собой высказывания, направленные самому себе (без цели коммуникации), которые сопровождают любую детскую деятельность. В рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского (2017) она рассматривается как важный этап становления внутренней речи: по мере своего развития эгоцентрическая речь становится все менее развернутой, сокращается, становится шепотной и затем совсем исчезает, переходя во внутренний план.

После вращивания эгоцентрической речи становится возможным ее обратное развертывание в виде связного высказывания во внешнюю речь (Соколов, 1967). Функция планирования и программирования речевого высказывания, протекающая во внутренней речи, влияет на дальнейшее развитие устной и письменной речи.

Являясь этапом развития внутренней речи, эгоцентрическая речь имеет важное значение для становления форм мышления (Божович, 2006; Кисло-ва,1996; Gholami et al., 2016).

Исследователи связывают поведение ребенка с развитием планирующей функцией эгоцентрической речи. В одной из работ по проблеме изучения этапа эгоцентрической речи за детьми было организовано наблюдение во время их пребывания в дошкольном учреждении и дома. Данные, полученные в результате видеонаблюдений, свидетельствовали о том, что дети с более вращенной эгоцентрической речью демонстрировали высокий уровень развития социальных навыков, контроля поведения и больше позитивных эмоций.

Дети с менее вращенной эгоцентрической речью, напротив, проявляли больше отрицательных эмоций, поведенческих трудностей и более низкий уровень социализации (Пономарев, 2013, Winsler, 1999).

Исследователями подчеркивается значение этапа эгоцентрической речи для развития речи, мышления, поведения и социализации ребенка. В научных трудах выделяются следующие функции эгоцентрической речи:

• планирование и управление (Божович, 2006; Выготский, 2017; Согкит й; а1., 2007);

• средство эмоциональной разрядки (Рубинштейн, 2010);

• формирование и развитие базовых коммуникационных навыков (привлечение внимания, поддержание контакта и др.) (Гарганеева, 2004);

• плацдарм для дальнейшего языкового развития: в эгоцентрических монологах дети используют более сложные (в сравнении с социальной речью) синтаксические конструкции, языковые игры, которые способствуют дальнейшему развитию речи (Елисеева, 2001).

Многочисленные исследования по изучению этапа эгоцентрической речи освещают проблему развития планирующей функции эгоцентрической речи. В развитии функции планирования выделяются следующие этапы (Божович, 2006):

1) первый этап: эгоцентрическая речь детей 3-4 лет представлена высказываниями, не связанными с деятельностью. Они включают в себя различные эмоциональные реплики, эхолалии, случайные ассоциации;

2) второй этап: эгоцентрическая речь является средством отображения ситуации: сначала как констатация уже свершившегося действия, а затем как сопровождение действий ребенка;

3) третий этап: эгоцентрическая речь детей 5-6 лет предваряет действие, то есть начинает выполнять функцию планирования;

4) четвертый этап: эгоцентрическая речь выступает как внешнее проявление внутренней речи (шепотная речь).

К старшему дошкольному возрасту эгоцентрическая речь, пройдя последовательно указанные выше этапы от не связанных с деятельностью реплик к шепотной речи, начинает выполнять функцию планирования и управления.

Однако у детей с нарушением речевого развития функция планирования не формируется даже в младшем школьном возрасте (Монтеалегре, 1987). Это негативно отражается на дальнейшем развитии связной речи, овладении письменной речью, выражается в проблемах мыслительной деятельности и поведения. Неполноценность протекания этапа эгоцентрической речи у дошкольников с речевыми нарушениями выражается не только в недостаточном развитии функции планирования и управления, происходит угнетение и других функций, которые выполняет эгоцентрическая речь. Например, невозможность эмоциональной разрядки, которая во время сильного эмоционального напряжения выражается через эгоцентрические высказывания, приводит к ухудшению

эмоционального состояния ребенка. Отсутствие цитирования в эгоцентрических монологах, в котором отмечается использование ребенком более сложных (по сравнению с социальной речью) синтаксических конструкций, языковые игры, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии речи. Также цитирование является основой для формирования базовых навыков коммуникации (привлечение внимания, поддержание контакта). Дошкольники с нарушениями речи при недостаточности этапа эгоцентрической речи демонстрируют трудности коммуникации и социализации (Гарганеева, 2004).

Становление функции планирования и управления затруднено у всех детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным А. А. Запуни-ди, 87 % старших дошкольников с общим нарушением развития (ОНР) 2-го и 3-го уровней не сопровождают свою деятельность речью (Запуниди, 2013). В эгоцентрических высказываниях остальных 13 % отмечается преимущественно констатирования, что соответствует более низкому уровню развития эгоцентрической речи по сравнению с детьми без речевых нарушений.

В экспериментальных исследованиях развитие планирующей функции эгоцентрической речи проводилось через стимулирование предваряющей речи при решении пространственных задач (Монтеалегре, 1987) или создании замысла рисунка и конструирования (Гребешкова и Летуновская, 2016). Воздействие на более ранние этапы (констатирующий и сопровождающий) эгоцентрической речи младших дошкольников с речевыми нарушениями будет способствовать своевременному развитию планирующей функции речи или минимизирует отставание ее развития. В своем исследовании мы опирались на классификацию Л. И. Божович (2006) (в основе которой лежит принцип времени появления эгоцентрического высказывания относительно действия — констатирующая, сопровождающая и предваряющая речь) и уровни, выделенные Л. Колберг и др. (1968):

- уровень 1 — досоциальная самостимулирующая речь (повторение слов, звуков, игра слов);

- уровень 2 — внешне направленная эгоцентрическая речь (описание собственных действий, замечания окружающим объектам);

- уровень 3 — внутренне направленная эгоцентрическая речь (вопросы и ответы, направленные на самого себя, регулирующие высказывания);

- уровень 4 — внешнее проявление внутренней речи (шепот).

Своевременное стимулирование этапа эгоцентрической речи будет способствовать более полноценному его протеканию и, соответственно, возможности полноценного использования всех ее функций. Однако данных по целенаправленному воздействию на первые уровни эгоцентрической речи детей с речевыми нарушениями в психолого-педагогической литературе накоплено недостаточно. Наблюдается противоречие между объективной значимостью этапа эгоцентрической речи и недостаточной разработанностью практико-ориентированных подходов, позволяющих осуществлять стимулирование

данного этапа у младших дошкольников с нарушением речи. Выявленное противоречие определяет проблему исследования: каковы условия для развития эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи? Решение данной проблемы составило цель исследования: определение педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное формирование эгоцентрической речи у младших дошкольников с нарушением речевого развития.

Задачи исследования:

1) теоретическое обоснование методов коррекционного воздействия на этап эгоцентрической речи;

2) выявление особенностей развития эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

3) выделение направлений коррекционного воздействия на протекание этапа эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями.

Методы исследования

Основными методами на данном этапе исследования являлись:

1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) анализ наблюдений и материалов видеозаписей детей в процессе свободной деятельности (в домашних условиях и в дошкольном учреждении);

3) изучение документации (анкеты родителей, логопедические карты, результаты обследований и т. д.);

4) беседа с родителями.

Исследования этапа эгоцентрической речи связано с трудностью выделения эгоцентрических высказываний. М. А. Опалева (2010) обращает внимание, что в ситуациях диалогового общения детей встречаются такие эгоцентрические высказывания, когда по контексту не всегда удается однозначно определить, адресованы ли эти реплики к окружающим или же направлены самому себе. При вычленении эгоцентрической речи исследователи отталкиваются от ее противопоставления социальной речи (Опалева, 2010). Д. Фурроу (1984) определил критерии социальной речи:

1) контакт глаз в момент высказывания, в предшествующие или в последующие 2 секунды;

2) детское поведение, вовлекающее взрослого во взаимодействие (через физический контакт или протягивание рук ко взрослому);

3) поведение взрослого, вовлекающее ребенка во взаимодействие (через физический контакт или действие, привлекающее детский взгляд);

4) наличие обращения в детском высказывании;

5) детское высказывание на ту же тему, что и предшествующее взрослое;

6) детское высказывание предшествовало и следовало за высказыванием, в котором ребенок отвечал на вопрос взрослого;

7) высказывание встречалось не более чем через 2 секунды после высказывания с контактом глаз или перечисленными выше факторами.

Эгоцентрическая речь — это остальные высказывания, не связанные ни с контактом глаз, ни с социальным интерактивным поведением, а также изолированные по времени произнесения (более чем 2 секунды) от высказываний, сопровождающих такое поведение (Елисеева, 2001).

Елисеева выделяет следующие признаки эгоцентрической речи:

1) произнесение в комфортном, расслабленном, раскрепощенном состоянии;

2) бесконтрольность;

3) фонетическая «непроявленность», «смазанность» (тихий голос, невнятность, бормотание);

4) некоммуникативность, необращенность.

В. А. Локалов (2020) отмечал, что эгоцентрические монологи во время игр (озвучивание происходящих событий, реплики персонажей и т. д.) ребенок может произносить громко и четко. Можно предположить, что фонетическая «непроявленность» свойственна такому этапу эгоцентрической речи, когда начинается переход во внутреннюю речь: сначала ребенок произносит эгоцентрические высказывания громко, затем менее внятно и тихим голосом, а потом переходит на шепотную речь.

Таким образом, за основные признаки эгоцентрических высказываний при анализе видеозаписей и наблюдения за детьми мы принимали некоммуникативность и необращенность, бесконтрольность, произнесение в раскрепощенном состоянии.

Результаты исследования

В рамках проводимого исследования были изучены видеоматериалы детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) с нормальным речевым развитием в количестве 18 человек и видеоматериалы детей с общим недоразвитием речи в количестве 22 человек (из них 13 детей с ОНР 1-го уровня и 9 детей с ОНР 2-го уровня). Записи проводились в домашней обстановке в процессе свободной деятельности с целью зафиксировать максимальное количество эгоцентрических высказываний (эгоцентрические монологи возникают в комфортной для ребенка обстановке, в расслабленном, раскрепощенном состоянии) (Елисеева, 2001). Анализ видеозаписей позволил выделить некоторые особенности развития эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием:

• Дети с ОНР задерживаются на первом уровне развития эгоцентрической речи (досоциальная самостимулирующая речь) гораздо дольше, чем дети

с нормальным речевым развитием. В норме к 4 годам у детей эгоцентрические высказывания уже носят констатирующий, сопровождающий действия характер. Однако у детей 3-4 лет, находящихся на 1-м уровне речевого развития эгоцентрическая речь в основном представлена эхолалиями. Эгоцентрическая речь у детей с ОНР 1-го уровня служит для «удовольствия» — различного рода вокализации и лепетные слова в речи детей в основном не связаны с их деятельностью. Отмечается наличие единичных вкраплений в виде звукоком-плексов, которые можно связать с их деятельностью. К примеру, Тимур Д. (4 года, ОНР 1-го уровня) в процессе манипуляций с деталями конструктора непрерывно вокализировал. Эти вокализации не были связаны с его игрой, однако в определенные моменты (когда ему было необходимо приложить усилие для соединения деталей или при падении детали на пол), они служили цели «озвучивания» происходящего: ребенок ненадолго замолкал, произносил «хо» или «ха» сразу после или в момент совершения действия. Характерно, что эти слоги появлялись несколько раз в процессе выполнения аналогичных действий.

Коррекционное воздействие в данном случае должно быть направлено на стимулирование перехода эгоцентрической речи с первого уровня (досо-циальная самостимулирующая речь) на второй (внешне направленная эгоцентрическая речь: описание собственных действий, замечания окружающим объектам). При этом необходимо учитывать речевые возможности ребенка.

• Во время игр в момент затруднений ребенок 4-5 лет с ОНР 2-го уровня предпочитает переключиться на другую деятельность, не прибегая к эгоцентрической речи, тогда как у детей с нормальным речевым развитием количество эгоцентрических высказываний возрастает. С помощью них ребенок решает возникшую перед ним проблему. Так в процессе игры Соня Б. (4 года 5 месяцев, ОНР 2-го уровня,) укрывала игрушечных животных одеялом. Когда одной игрушке одеяла не хватило, она покрутила игрушку в руках недолгое время, затем положила на стол и переключилась на другую деятельность. В ходе наблюдений отмечалось, что в процессе игры девочка сопровождала свою деятельность эгоцентрической речью: укрывая животных, она комментировала: «Так, вот.... оп.. .спит». Когда возникло затруднение, эгоцентрические высказывания прекратились. В аналогичных ситуациях дети без речевых трудностей использовали эгоцентрическую речь для решения проблемных ситуаций. Так, в процессе игры с кукольным домиком, когда одной из кукол не хватило стула, Денис В. (4 года 2 месяца) прокомментировал: «Негде сесть. надо из кубиков.», затем поставил кубик к столу и посадил на него игрушку. Ваня Ж. (4 года 6 месяцев) вслух рассуждал, убирая куклу-папу из-за стола и усаживая на его место куклу-дедушку: «Папа уже поел.. .вот так.».

Сравнивая похожие условия для проявления эгоцентрической речи у детей с разным уровнем речевого развития, выявлено, что дети 4-5 лет с ОНР 2-го уровня не используют предваряющую эгоцентрическую речь для решения

возникших затруднений. Их эгоцентрические высказывания констатируют или сопровождают их деятельность.

Коррекционное воздействие в этом случае должно быть направлено на стимулирование использования детьми эгоцентрической речи для планирования своей деятельности. При этом необходимо учитывать уровень развития активной речи, понимания речи и мышления. Так, слишком сложные или чрезмерно простые игровые задачи не будут способствовать появлению эгоцентрической речи.

Дискуссионные вопросы

Поддержка этапа эгоцентрической речи может проходить в дошкольном учреждении и дома в рамках всех видов детской активности: игра, лепка, рисование, купание и любая совместная деятельность со взрослым. В процессе взаимодействия взрослых (воспитателей, родителей, педагогов) с ребенком нами предложены следующие стратегии, способствующие стимулированию формирования эгоцентрической речи: имитация эгоцентрической речи, озвучивание действий ребенка, создание проблемных ситуаций.

Имитация эгоцентрической речи предполагает в процессе игры с ребенком или другой совместной деятельности проговаривание взрослым своих действий вслух.

Исследователи подчеркивают, что эгоцентрические монологи у детей возникают в связи с аналогичными высказываниями взрослых. Так, мать комментирует свои действия в процессе одевания, купания, кормления малыша. Подрастая, ребенок начинает озвучивать свои действия во время игры и другой деятельности. Анализируя поведение детей в процессе игровой деятельности, мы выявили, что ребенок, который активно использует эгоцентрическую речь, сопровождая ею свою игру, привлекает внимание других детей. При этом чаще всего другие дети присоединяются к его деятельности и вслед за ним начинают сопровождать свои действия эгоцентрическими высказываниями. Взрослый, который будет имитировать эгоцентрическую речь, также будет стимулировать ее проявление у ребенка.

Стратегия «озвучивание» предполагает комментирование взрослым действий ребенка. При этом необходимо использовать глаголы не в повелительном наклонении (нажми, дорисуй, тяни и т. д.), а в инфинитиве (нажать, поставить и т. д.), или от первого лица (налью, вытащу и т. д.). Таким образом, взрослый, присоединяясь к деятельности ребенка с помощью озвучивания его действий, стимулирует возникновение и использование эгоцентрической речи самим ребенком.

Пример: Ваня Е. (ОНР 2-го уровня) нанизывает бусы на веревку, не сопровождая свою игру речью. Взрослый, находясь рядом, комментирует: «Толкаю,

тяну, получилось.». Некоторое время спустя ребенок начинает сам озвучивать свои действия.

Создание проблемных игровых ситуаций и помощь в виде комментариев, помогающих направить мысли ребенка. Пример: Ростислав Б. (3,5 года, ОНР 2-го уровня,) раскрашивал водные раскраски. У ребенка высохла кисточка, и изображения перестали проявляться. Взрослый начал комментировать происходящее: «Картинка не появляется, кисточка сухая; кисточка уже не мокрая, нет воды, и картинка не появляется». Ребенок, после небольшой паузы и нескольких неудачных попыток раскрасить картинки, намочил кисточку. Взрослый прокомментировал, когда ребенок опустил кисточку в стакан с водой: «Теперь намочил кисточку, она мокрая», — и ребенок стал раскрашивать картинки — «Теперь получается, кисточка мокрая». В следующий раз, когда кисточка высохла, ребенок самостоятельно проговорил: «Наначи китаку. ису.» («Намочить кисточку, рисует»).

Организация игровой среды. Исследователи подчеркивают важность правильно организованной игровой среды для поддержки этапа эгоцентрической речи (Локалов, 2020; Усачева, 1983; Фрадкина, 1966). В эгоцентрических монологах ребенка, которыми он сопровождает свои игры, предметы обозначаются словом так, как нужно для данной игры (предметы-заместители). Чем меньше в распоряжении дошкольников реалистичных игрушек, тем больше возможностей для решения различных задач с помощью эгоцентрической речи. Так, дети используют листочки вместо денег, «едут на работу» на подушке от кресла, используют свой шарф как удочку и т. д. Исследователи также отмечают, что именно в процессе сюжетных игр, когда ребенок много фантазирует, наблюдается наибольшее количество эгоцентрической речи (Singer, Golinkoff, & Hirsh-Pasek, 2020; Krafft, & Berk, 1998).

Заключение

Протекание этапа эгоцентрической речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием значительно различается. Недостаточность этапа эгоцентрической речи у детей с речевыми проблемами сказывается на развитии функции планирования. В свою очередь, это негативно сказывается на психическом и эмоциональном развитии данной категории детей, включая речь, мышление и поведение. Предложенные стратегии взаимодействия взрослых (воспитателей, педагогов, родителей) с ребенком будут стимулировать формирование эгоцентрической речи, способствовать своевременному развитию планирующей функции и минимизированию проблем обучения и социализации.

Список источников

1. Выготский, Л. С. (2017). Мышление и речь. СПб.: Питер.

2. Соколов, А. Н. (1967). Внутренняя речь и мышление: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва: Академия педагогических наук СССР. Институт психологии. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1967/Sokolov_A_N_1967.pdf (дата обращения: 20.06.2021).

3. Божович, Л. И. (2006). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, 1, 65-76. URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Bozhovich.shtml (дата обращения: 20.06.2021).

4. Кислова, Т. Р. (1996). Развитие речемыслительной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук. Москва: Российская академия наук.

5. Gholami, M., Salehi, N., Azizi, E., & Fazli, B. (2016). Private speech and cognitive development: a review of the two theories. IIOAB, 7(1), 262-269. URL: https://www. researchgate.net/publication/310766805_ARTICLE_PRIVATE_SPEECH_AND_C0GNI-TIVE_DEVEL0PMENT_A_REVIEW_0F_THE_TW0_THE0RIES (дата обращения: 20.06.2021).

6. Пономарев, И. В. (2013). Исследование приватной (эгоцентрической) речи у детей с типичным развитием. Современная зарубежная психология, 3, 71-80. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n3/63504.shtml (дата обращения: 20.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Winsler, A., Diaz, R. M., McCarthy, E. M., Atencio, D., & Chabay, L. A. (1999). Mother-child interaction, private speech, and task performance in preschool children with behavior problems. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 40, 891-904. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10509884/ (дата обращения: 20.06.2021).

8. Corkum, P., Humphries, K., Mullane, J. C., & Theriault, F. (2007). Private speech in children with ADHD and their typically developing peers during problemsolving and inhibition tasks. Contemporary Educational Psychology, 33(1), 97-115. https://doi. org/10.1016/j.cedpsych.2006.12.003

9. Рубинштейн, С. Л. (2010). Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010.

10. Гарганеева, К. В. (2004). Цитата в речи ребенка и становление коммуникативных навыков на ранних этапах речевого онтогенеза. Детская речь как предмет лингвистического исследования. Материалы междунар. конференции (С. 42-46). URL: https:// rusneb.ru/catalog/000199_000009_002576066_161235/ (дата обращения: 20.06.2021).

11. Елисеева, М. Б. (2001). От 2 до 5: речь «для других» и речь «для себя» (к вопросу об эгоцентрической речи ребенка). Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике, 2, 59-76. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=21484608&pff=1 (дата обращения: 20.06.2021).

12. Монтеалегре, У. Р. (1987). Роль речи в решении пространственных задач детьми дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/19158.php (дата обращения: 20.06.2021).

13. Запуниди, А. А. (2013). Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22356407 (дата обращения: 20.06.2021).

14. Гребешкова, О. В., Летуновская, С. В. Развитие планирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Огарёв-Online, 21(86), 4-4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27720084 (дата обращения: 20.06.2021).

15. Kohlberg, L., Yaeger, J., & Hjertholm, E. (1968). Private speech: Four Studies and a Review of Theories. Child Development, 39(3), 691-736. https://doi. org/10.2307/1126979

16. Опалева, М. А. (2010). Эгоцентрическая речь в диалогах детей дошкольного возраста. Вестник РГГУ, 9, 75-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15139337 (дата обращения: 20.06.2021).

17. Furrow, D. (2020). Social and private speech at two years. Child Development, 55(2), 355-362. https://doi.org/10.2307/1129948

18. Локалов, В. А. (2020). Развитие мышления, речи и высших психических функций. СПб: Университет ИТМО. URL: https://books.ifmo.ru/file/pdf/2580.pdf (дата обращения: 20.06.2021).

19. Усачева, Л. Н. (1983). Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи: сюжетно-ролевая игра: дис. ... канд. пед. наук. Москва: АПН СССР, НИИ дефектологии. URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01008784463 (дата обращения: 20.06.2021).

20. Фрадкина, Ф. И. (1966). Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства. Психология и педагогика игры дошкольника. Материалы симпозиума, институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (С. 49-56). URL: https://miridetstva.ru/tekstyi/1080-f.i.-fradkina.-razvitie-syuzheta-v-igre-rebenka-rannego-detstva (дата обращения: 20.06.2021).

21. Singer, D. G., Golinkoff, R. M., & Hirsh-Pasek K. (2020). Play learming How play motivates and enhances. Children's cognitive and social-emotional growth. Oxford University Press. URL: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195304381.001. 0001

22. Krafft, K. C., & Berk, L. E. (1998). Private speech in two preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for verbal self-regulation. Department of Psychology, 13(4), 637-658. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(99)80065-9

References

1. Vygotsky, L. S. (2017). Thinking and speech. SPb.: Peter.

2. Sokolov, A. N. (1967). Inner speech and thinking. Dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow: RAS. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1967/ Sokolov_A_N_1967.pdf (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

3. Bozhovich, L. I. (2006). Speech and practical intellectual activity of a child. Cultural - Historical Psychology, 1, 65-76. URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Bozhov-ich.shtml (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

4. Kislova, T. R. (1996). The development of speech-thinking activity in the process of correctional and pedagogical work with preschool children with speech underdevelop-ment. PhD Thesis. Moscow: RAS. (In Russ.).

5. Gholami, M., Salehi, N., Azizi, E., & Fazli, B. (2016). Private speech and cognitive development: a review of the two theories. IIOAB, 7(1), 262-269. URL: https://www. researchgate.net/publication/310766805_ARTICLE_PRIVATE_SPEECH_AND_C0GNI-TIVE DEVELOPMENT A REVIEW OF THE TWO THEORIES

6. Ponomarev, I. V. (2013). Study of private (egocentric) speech in children with typical development. Journal of modern foreign psychology, 3, 71-80. URL: http://psyjournals. ru/jmfp/2013/n3/63504.shtml (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

7. Winsler, A., Diaz, R. M., McCarthy, E. M., Atencio, D., & Chabay, L. A. (1999). Mother-child interaction, private speech, and task performance in preschool children with behavior problems. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 40, 891-904. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10509884/

8. Corkum, P., Humphries, K., Mullane, J. C., & Theriault, F. (2007). Private speech in children with ADHD and their typically developing peers during problemsolving and inhibition tasks. Contemporary Educational Psychology, 33(1), 97-115. https://doi. org/10.1016/j.cedpsych.2006.12.003

9. Rubinstein, S. L. (2010). Fundamentals of General Psychology. SPb.: Piter. (In Russ.).

10. Garganeeva, K. V. (2004). Quotation in a child's speech and the formation of communication skills at the early stages of speech ontogenesis. Children's speech as a subject of linguistic research. Proceedings of the international Conferences (pp. 42-46). URL: https://rusneb.ru/ catalog/000199_000009_002576066_161235/ (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

11. Eliseeva, M. B. (2001). From 2 to 5: speech "for others" and speech "for oneself' (to the question of the child's egocentric speech). The Child as a Partner in Dialogue: Proceedings of the Permanent Seminar on Ontolinguistics, 2, 59-76. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21484608&pff=1 (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

12. Montealegre, W. R. (1987). The role of speech in solving spatial problems by preschool children. PhD Thesis. Moscow: Moscow State University M. V. Lomonosov. URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/19158.php (date of access: 20.06.2021). (In Russ.)

13. Zapunidi, A. A. (2013). The role of visual activity in the development of speech functions in preschool children. PhD Thesis. Moscow: Moscow State University M. V. Lomonosov. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22356407 (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

14. Grebeshkova, O. V., & Letunovskaya, S. V. (2016). Development of the planning function of speech in older preschool children with speech underdevelopment. OGAROV-ONLINE, 21(86), 4-4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27720084 (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

15. Kohlberg, L., Yaeger, J., & Hjertholm, E. (1968). Private speech: Four Studies and a Review of Theories. Child Development, 39(3), 691-736. https://doi. org/10.2307/1126979

16. Opaleva, M. A. (2010). Egocentric speech in the dialogues of preschool children. Vestnik RGGU, 9, 75-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15139337 (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

17. Furrow, D. (2020). Social and private speech at two years. Child Development, 55(2), 355-362. https://doi.org/10.2307/1129948

18. Lokalov, V. A. (2020). Development of thinking, speech and higher mental functions. SPb: Universitet ITMO. URL: https://books.ifmo.ru/file/pdf/2580.pdf (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

19. Usacheva, L. N. (1983). Correctional orientation of play activity of preschoolers with general underdevelopment of speech: plot-role-playing game. PhD Thesis. Moscow: APN of the USSR, Research Institute of Defectology. URL: https://search.rsl.ru/ru/re-cord/01008784463 (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

20. Fradkina, F. I. (1966). The development of the plot in the game of a child of early childhood. Psychology and pedagogy ofpreschool children's games. Materials of the symposium, Institute of Preschool Education APNRSFSR (pp. 49-56). URL: https://miridetstva.ru/ tekstyi/1080-f.i.-fradkina.-razvitie-syuzheta-v-igre-rebenka-rannego-detstva (date of access: 20.06.2021). (In Russ.).

21. Singer, D. G., Golinkoff, R. M., & Hirsh-Pasek K. (2020). Play learming How play motivates and enhances. Children's cognitive and social-emotional growth. Oxford University Press. URL: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195304381.001.0001

22. Krafft, K. C., & Berk, L. E. (1998). Private speech in two preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for verbal self-regulation. Department of Psychology, 13(4), 637-658. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(99)80065-9

Статья поступила в редакцию: 10.09.2021; The article was submitted: 10.09.2021; одобрена после рецензирования: 16.11.2021; approved after reviewing: 16.11.2021; принята к публикации: 09.12.2021. accepted for publication: 09.12.2021.

Информация об авторе:

Алла Юрьевна Гусева — аспирант кафедры дошкольной дефектологии, дефектологический факультет, Институт детства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия,

allabramova@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-2228-2876

Information about the author:

Alla Yu. Guseva — postgraduate student Department of Preschool Defectology Defectology Faculty, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia,

allabramova@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-2228-2876

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.