Научная статья на тему 'СТИМУЛЯЦИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ'

СТИМУЛЯЦИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭТАП ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ПОМОЩЬ СЕМЬЕ / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давидович Людмила Рафаиловна, Гусева Алла Юрьевна

Значение эгоцентрической речи для дальнейшего речевого и умственного развития, формирования навыков регуляции поведения подчеркивается многими исследователями (Л. И. Божович, Л. Берк, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, М. А. Опалева, Ж. Пиаже и др.). У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается недостаточность этапа эгоцентрической речи, что выражается в трудностях построения связных высказываний, овладения письменной речью и проблемах с поведением. Воздействие на протекание данного этапа является важной задачей при оказании комплексной помощи детям с нарушением речевого развития. Анализ психолого-педагогической литературы демонстрирует недостаточную разработанность вопроса стимулирования формирования эгоцентрической речи у дошкольников с речевыми трудностями, что указывает на необходимость поиска способов коррекционного воздействия. Целью данного исследования является разработка педагогических условий и методов поддержки этапа эгоцентрической речи в домашней среде в естественных условиях. В статье приводятся данные различных исследований по проблеме развития эгоцентрической речи и представлены рекомендации по стимулированию этапа эгоцентрической речи. Представленные в статье материалы имеют практическую значимость для родителей, воспитателей, педагогов и логопедов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Давидович Людмила Рафаиловна, Гусева Алла Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF EGOCENTRIC SPEECH IN PRESCHOOLERS OF THE 1ST LEVEL OF SPEECH DEVELOPMENT IN FAMILY CONDITIONS

The importance of egocentric speech for further speech and mental development, the formation of behavioral regulation skills is emphasized by many researchers (L. I. Bozhovich, L. Berk, L. S. Vygotsky, A. R. Luria, M. A. Opaleva, J. Piaget and etc.). In preschoolers with speech disorders, an insufficiency of the egocentric speech stage is observed, which is expressed in the difficulties of constructing coherent statements, mastering written speech and behavioral problems. Influencing the course of this stage is an important task in providing comprehensive assistance to children with speech impairments. The analysis of psychological and pedagogical literature demonstrates the insufficient elaboration of the issue of stimulating the formation of egocentric speech in preschoolers with speech difficulties, which indicates the need to search for ways of corrective influence. The purpose of this study is to develop pedagogical conditions and methods for supporting the stage of egocentric speech in the home environment in natural conditions. The article provides data from various studies on the development of egocentric speech and presents recommendations for stimulating the stage of egocentric speech. The materials presented in the article are of practical importance for parents, educators, teachers and speech therapists in working with preschoolers with speech disorders.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛЯЦИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ»

УДК 376.3 ББК 74.5

DOI: 10 .31862/1819-463X-2022-6-189-195

стимуляция эгоцентрической речи у дошкольников 1 уровня речевого развития в условиях семьи

Л. Р. Давидович, А. Ю. Гусева

Аннотация. Значение эгоцентрической речи для дальнейшего речевого и умственного развития, формирования навыков регуляции поведения подчеркивается многими исследователями (Л. И. Божович, Л. Берк, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, М. А. Опалева, Ж. Пиаже и др.). У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается недостаточность этапа эгоцентрической речи, что выражается в трудностях построения связных высказываний, овладения письменной речью и проблемах с поведением. Воздействие на протекание данного этапа является важной задачей при оказании комплексной помощи детям с нарушением речевого развития. Анализ психолого-педагогической литературы демонстрирует недостаточную разработанность вопроса стимулирования формирования эгоцентрической речи у дошкольников с речевыми трудностями, что указывает на необходимость поиска способов коррекционного воздействия. Целью данного исследования является разработка педагогических условий и методов поддержки этапа эгоцентрической речи в домашней среде в естественных условиях. В статье приводятся данные различных исследований по проблеме развития эгоцентрической речи и представлены рекомендации по стимулированию этапа эгоцентрической речи. Представленные в статье материалы имеют практическую значимость для родителей, воспитателей, педагогов и логопедов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: эгоцентрическая речь, коррекционное воздействие на этап эгоцентрической речи, развитие речи, речевые нарушения, воспитание ребенка с речевыми нарушениями, помощь семье, младшие дошкольники с речевыми нарушениями.

Для цитирования: Давидович Л. Р., Гусева А. Ю. Стимуляция эгоцентрической речи у дошкольников 1 уровня речевого развития в условиях семьи // Наука и школа. 2022. № 6. С. 189—

195. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-189-195.

© Давидович Л. Р., Гусева А. Ю., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

STIMULATION OF EGOCENTRIC SPEECH IN PRESCHOOLERS OF THE 1st LEVEL OF SPEECH DEVELOPMENT IN FAMILY CONDITIONS

L. R. Davidovich, A. Yu. Guseva

Abstract. The importance of egocentric speech for further speech and mental development, the formation of behavioral regulation skills is emphasized by many researchers (L. I. Bozhovich, L. Berk, L. S. Vygotsky, A. R. Luria, M. A. Opaleva, J. Piaget and etc.). In preschoolers with speech disorders, an insufficiency of the egocentric speech stage is observed, which is expressed in the difficulties of constructing coherent statements, mastering written speech and behavioral problems. Influencing the course of this stage is an important task in providing comprehensive assistance to children with speech impairments. The analysis of psychological and pedagogical literature demonstrates the insufficient elaboration of the issue of stimulating the formation of egocentric speech in preschoolers with speech difficulties, which indicates the need to search for ways of corrective influence. The purpose of this study is to develop pedagogical conditions and methods for supporting the stage of egocentric speech in the home environment in natural conditions. The article provides data from various studies on the development of egocentric speech and presents recommendations for stimulating the stage of egocentric speech. The materials presented in the article are of practical importance for parents, educators, teachers and speech therapists in working with preschoolers with speech disorders.

Keywords: egocentric speech, corrective influence on the stage of egocentric speech, speech development, speech disorders, raising a child with speech disorders, helping the family, younger preschoolers with speech disorders.

Cite as: Davidovich L. R., Guseva A. Yu. Stimulation of egocentric speech in preschoolers of the 1st level of speech development in family conditions. Nauka i shkola. 2022, No. 6, pp. 189-195. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-189-195.

Стимуляция эгоцентрической речи способствует дальнейшему формированию связной речи и развивает игровую деятельность дошкольника, которая у детей с тяжелыми нарушениями речи самостоятельно не формируется . Комментирование детьми раннего дошкольного возраста своих действий на этапе манипуляций постепенно переходит в эгоцентрические монологи, сопровождающие сюжетные и режиссерские игры в более старшем возрасте

В культурно-исторической концепции «речь для себя» рассматривается как этап развития внутренней речи: по мере своего развития эгоцентрическая речь

становится все менее развернутой, сокращается, становится шепотной и совсем исчезает, превращаясь во внутреннюю речь [1] . Только после вращивания эгоцентрической речи, перехода ее во внутренний план, становится возможным обратное «развертывание» ее во внешнюю речь в виде связного высказывания [2] . Функция программирования речевого высказывания, протекающая во внутренней речи, имеет значение для дальнейшего развития устной и письменной речи и выражается в возможности связного изложения мыслей

Этап эгоцентрической речи, являясь важным звеном в процессе образования

внутренней речи, влияет на становление форм мышления [3] .

Эгоцентрическая речь, выполняя планирующую функцию, оказывает влияние на поведение, в том числе соблюдение правил, эмоциональное состояние ребенка и его социализацию [4] .

Таким образом, этап эгоцентрической речи влияет на дальнейшее развитие мыслительной и речевой деятельности и способствует успешной социализации ребенка

Исследователи подчеркивают недостаточность этапа эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями: 87% старших дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровней не сопровождают свою деятельность речью [5] . У данной категории детей планирующая функция эгоцентрической речи не формируется: она не способна регулировать их деятельность и практически не улучшает выполнение ими предлагаемых заданий . Это сказывается на развитии связной речи, овладении письменной речью, выражается в проблемах мыслительной деятельности и поведения .

Поиск путей стимулирования эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями с целью полноценного протекания этого этапа является актуальной задачей

Выделяется 4 уровня эгоцентрической речи (Л . Колберг):

Уровень 1 - досоциальная самостимулирующая речь (повторение слов, звуков, игра слов)

Уровень 2 - внешне направленная эгоцентрическая речь (описание собственных действий, замечания окружающим объектам) .

Уровень 3 - внутренне направленная эгоцентрическая речь (вопросы и ответы, направленные на самого себя, регулирующие высказывания) .

Уровень 4 - внешнее проявление внутренней речи (шепот)

Развитие эгоцентрической речи происходит последовательно от одного уровня

к другому и к школьному возрасту она «сворачивается», переходя во внутреннюю речь В моменты затруднений в процессе выполнения заданий у младших школьников наблюдается шепотная эгоцентрическая речь (4-й уровень)

Однако эгоцентрическая речь детей с ОНР долгое время остается на 1-м уровне своего развития У ребенка без речевых нарушений к 4 годам «речь для себя» переходит на 2-й уровень (внешне направленная эгоцентрическая речь -описание собственных действий, замечания окружающим объектам) У детей 3-4 лет с ОНР (I) она представлена в основном досоциальной, самостимулирующей речью [6] . Стимулирующее воздействие на развитие эгоцентрической речи должно быть направлено на переход с 1-го на 2-й уровень: от не связанных с деятельностью эхолалий и реплик к сопровождению действий речью . Такое воздействие целесообразно проводить в процессе любой деятельности (игра, конструирование, рисование, прогулка, купание и т. д . ) в естественных условиях .

Эгоцентрические монологи наблюдаются у детей в комфортном, расслабленном, раскрепощенном состоянии [7] По нашим данным, полученным в результате наблюдений за детьми в процессе свободной деятельности и игр в естественной среде (дома, на прогулке), количество эгоцентрических высказываний больше в домашней среде, чем в свободной деятельности в игровой комнате детского центра [6] В связи с этим среди остальных мероприятий по поддержке этапа эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями одно из важнейших условий - организация стимулирующего воздействия на этот этап в условиях семьи

Выделяют следующие типы эгоцентрической речи: повторы (эхолалии), монолог и коллективный монолог (Ж. Пиаже, Л . С . Выготский, В . А. Лока-лов и др ) На этапе повторов ребенок повторяет за взрослым слова и

словесные конструкции случайно, ни к кому не обращаясь Это соответствует 1-му уровню развития эгоцентрической речи (по Л . Колберг) . Эгоцентрические монологи соответствуют 2-му уровню развития эгоцентрической речи - они сопровождают детскую деятельность и представлены описаниями собственных действий, замечаниями окружающим объектам . Развитие монолога как типа эгоцентрической речи связано с высказываниями взрослых, которые ребенок ежедневно слышит в различных жизненных ситуациях (просьбы, комментарии, указания и т. д .) [8] . При этом высказывание взрослого и конкретная ситуация выступают в сознании ребенка как неотъемлемые компоненты В этом случае ребенок повторяет те или иные слова не только из-за их новизны (как при эхолалии), но по причине важности ситуации, к которой эти слова «привязаны» . Возникают ситуационные связи между словами и действиями, при этом ребенок, совершая какое-либо действие, дополняет его словом [8] . Подобное сопровождение ребенком своих действий напоминает разговор матери с младенцем, когда при выполнении режимных моментов (кормление, купание, одевание, массаж) она подробно проговаривает все совершаемые действия вслух . Значительная часть подобных реплик матери носит характер описания или планирования В отличие от монологов ребенка, такая речь матери не выполняет цель планирования действий, а служит способом заполнить коммуникативное пространство между ней и ребенком . Однако, отмечает М . А. Опалева, младенец не понимает информативного содержания подобной речи матери и, таким образом, является квазиадресатом [9, с . 83] . Таким образом, возникает предположение, что проявление эгоцентрической речи может быть частично обусловлено описанной выше манерой общения близкого взрослого с ребенком

Одним из способов воздействия на этап эгоцентрической речи является

развитие сюжетной игры . В одном из исследований изучалась взаимосвязь в развитии сюжетной игры и эгоцентрической речи [10] . В рамках исследования было организовано наблюдение за дошкольниками 3-5 лет в процессе свободной деятельности в двух учреждениях: обычный детский сад и Монтес-сори-сад . В первом учреждении среда была организована так, чтобы поддержать сюжетную игру детей: реквизит для ролевых игр, центры для игры (строительные блоки, игровой домик и т. д . ); воспитатели в этом учреждении поддерживали желание детей играть в сюжетные игры . Во втором учреждении воспитатели поддерживали реалистичные действия с предметами и самостоятельные игры в «рабочих» зонах, в которых были различные головоломки, буквы для начертания, зона для игры с водой, рисования, книги с картинками и т д Когда дети увлекались сюжетной игрой, воспитатели стремились вернуть их к занятиям в рабочих зонах . Данные, полученные в результате наблюдений, свидетельствуют о том, что большее количество эгоцентрических высказываний приходится на сюжетные игры . Кроме того, авторы отмечают, что эгоцентрическая речь, которая сопровождает детскую сюжетно-ролевую игру, не уменьшается к 6 годам . Устойчивый высокий уровень эгоцентрической речи во время игр объясняется тем, что дети постоянно ставят перед собой различные задачи, усложняющиеся и требующие решения, которые они находят с помощью эгоцентрических монологов

Исследователи подчеркивают важность правильно организованной игровой среды для стимулирования речевой и интеллектуальной активности В А Ло-калов отмечал, что в эгоцентрических монологах, сопровождающих детские игры, ребенок обозначает предметы так, как ему нужно для данной игры (предметы-заместители) . Чем меньше в распоряжении ребенка реалистичных

игрушек, тем больше возможностей для решения различных задач с помощью эгоцентрической речи

Влияние на развитие планирующей функции речи оказывают и способы взаимодействия близких взрослых с ребенком Стиль воспитания, основанный на доверии и сотрудничестве, предполагающий вовлечение родителями своих детей в ситуации совместного решения задач и использование недирективных вариантов помощи (наводящие вопросы, адекватная сложность задачи для ребенка, словесная поддержка и т д ) является благоприятным для развития эгоцентрической речи дошкольниками [4]

В психолого-педагогической литературе накоплен богатый материал по значению, описанию, функциям и анализу эгоцентрических высказываний, что позволило наметить основные направления работы по стимулированию этапа эгоцентрической речи у дошкольников с речевыми нарушениями Наблюдения за детьми и анализ видеоматериалов, регистрирующих эгоцентрическую речь детей в естественных условиях, сделало возможным дополнить эти рекомендации . Выборка состояла из 40 детей младшего и среднего дошкольного возраста, из них 18 детей 3-5 лет с нормальным речевым развитием и 22 дошкольника 3-5 лет с общим недоразвитием речи (13 детей с ОНР I уровня и 9 детей с ОНР II уровня) .

Условия по стимулированию этапа эгоцентрической речи у младших дошкольников с речевыми нарушениями:

• Развитие монологов как внешне направленной эгоцентрической речи (описание собственных действий, замечания окружающим объектам) связано с аналогичными высказываниями взрослых . В связи с этим взрослым необходимо при взаимодействии с ребенком «имитировать эгоцентрическую речь» - комментировать свои действия вслух, сопровождать каждое свое действие словом При этом необходимо учитывать следующие

рекомендации: говорить короткими фразами, повторяя их в разных вариантах; говорить медленно, четко, чтобы дети успели осознать то, о чем говорится; сопровождать рассказ показом того, о чем говорится . Например: во время игры в песочнице взрослый показывает действия и комментирует (насыпаю, полное ведерко, переворачиваю, стучу и т. д . ); во время совместной уборки со стола дома (убираю тарелки, вилки, беру тряпку, вытираю, выжимаю и т. д . ) .

• Для возникновения комментирования ребенком своей деятельности взрослый может «озвучивать» действия ребенка. При этом необходимо использовать глаголы не в повелительном наклонении (нажми, стучи, тяни и т. д . ), а в инфинитиве (нажать, поставить и т. д . ), или от первого лица (налью, рисую и т д ) Из общего числа детей с ОНР экспериментальной группы 69% детей с ОНР (I) и 77% с ОНР (II) подключались к комментированию вслед за взрослым, который применял стратегию «озвучивания» Так, взрослый, присоединяясь к деятельности ребенка с помощью «озвучивания» его действий, стимулирует возникновение и использование эгоцентрической речи самим ребенком . Например: во время купания ребенок играет с водой, а взрослый озвучивает его действия (наливаю, много воды, выливаю, пустое ведро и т д )

• Анализируя поведение детей в процессе игровой деятельности, мы выявили, что ребенок, который активно использует эгоцентрическую речь, сопровождая ею свою игру, привлекает внимание других детей . При этом чаще всего другие дети присоединяются к его деятельности и вслед за ним начинают сопровождать свои действия эгоцентрическими высказываниями . Взаимодействие и совместная игра со сверстниками без речевых нарушений будет способствовать развитию эгоцентрической речи .

• Учитывая значимость сюжетных игр для формирования эгоцентрической

речи, необходимо создавать условия для развития сюжетной игры у дошкольников с речевыми нарушениями: время и место для игр, совместные игры взрослого с ребенком, показ игровых действий и т. д .

• Родителям необходимо показывать примеры использования предметов-заместителей в процессе игры с ребенком Для детей с речевыми трудностями необходимо вводить использование предметов-заместителей только в процессе простых, знакомых сюжетов . Например: предложить «помыть» руки кукле, используя камешек вместо мыла, при этом взрослый должен пояснять: «Катя хочет помыть руки Вот мыло (показывает камешек) . Моет...» .

• В процессе игр и выполнения различных задач (игры-головоломки, действия с предметами, выполнение

бытовых действий и т д ) взрослому необходимо избегать директивных указаний, а помогать дошкольнику следует с помощью наводящих вопросов [11]

Приведенные рекомендации по взаимодействию взрослых с ребенком будут способствовать поддержке и развитию этапа эгоцентрической речи Данные рекомендации будут полезны логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям детей раннего возраста и младших дошкольников с нарушением речевого развития . Создание педагогических условий, благоприятных для развития эгоцентрической речи, в домашней среде и поддержка этапа эгоцентрической речи в повседневной жизни во всех видах деятельности ребенка (во время прогулки, режимных моментов, игр, купания, одевания и т д ) является одним из условий полноценного его протекания

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2017. 432 с.

2. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1967. 38 с.

3. Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 65-76.

4. Winsler A., Diaz R. M., McCarthy E. M. [et al.] Mother-child interaction, private speech, and task performance in preschool children with behavior problems // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1999. Vol. 40. P. 891-904.

5. Запуниди А. А. Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 261 с.

6. Гусева А. Ю. Дискуссионные вопросы развития эгоцентрической речи у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития // Вестн. Московского городского пед. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2022. № 16 (1). С. 183-197.

7. Елисеева М. Б. От 2 до 5: речь «для других» и речь «для себя» (к вопросу об эгоцентрической речи ребенка) // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. 2001. № 2. С. 59-76.

8. Локалов В. А. Развитие мышления, речи и высших психических функций. СПб.: Университет ИТМО, 2020. 80 с.

9. Опалева М. А. Эгоцентрическая речь в диалогах детей дошкольного возраста // Вестник РГГУ 2010. № 9. С. 75-86.

10. Krafft K. C., Berk L. E. Private speech in two preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for verbal self-regulation // Department of Psychology. 1998. Vol. 13, Iss. 4. P. 637-658.

11. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С., Антипова Ж. В. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии. М.: МПСУ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014. 216 с.

REFERENCES

1. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech. St. Petersburg: Piter, 2017. 432 p.

2. Sokolov A. N. Vnutrennyaya rech i myshlenie. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 1967. 38 p.

3. Bozhovich L. I. Rech i prakticheskaya intellektualnaya deyatelnost rebenka (eksperimentalno-teoreticheskoe issledovanie). Kulturno-istoricheskaya psikhologiya. 2006, No. 1, pp. 65-76.

4. Winsler A., Diaz R. M., McCarthy E. M. et al. Mother-child interaction, private speech, and task performance in preschool children with behavior problems. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1999, Vol. 40, pp. 891-904.

5. Zapunidi A. A. Rol izobrazitelnoy deyatelnosti v razvitii funktsiy rechi u detey doshkolnogo vozrasta. PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2013. 261 p.

6. Guseva A. Yu. Diskussionnye voprosy razvitiya egotsentricheskoy rechi u detey doshkolnogo vozrasta s narusheniem rechevogo razvitiya. Vestn. Moskovskogo gorodskogo ped. un-ta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. 2022, No. 16 (1), pp. 183-197.

7. Eliseeva M. B. Ot 2 do 5: rech „dlya drugikh" i rech „dlya sebya" (k voprosu ob egotsentricheskoy rechi rebenka). Rebenok kak partner v dialoge: Trudy postoyanno deystvuyushchego seminara po ontolingvistike. 2001, No. 2, pp. 59-76.

8. Lokalov V. A. Razvitie myshleniya, rechi i vysshikhpsikhicheskikh funktsiy. St. Petersburg: Universitet ITMO, 2020. 80 p.

9. Opaleva M. A. Egotsentricheskaya rech v dialogakh detey doshkolnogo vozrasta. Vestnik RGGU. 2010, No. 9, pp. 75-86.

10. Krafft K. C., Berk L. E. Private speech in two preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for verbal self-regulation. Department of Psychology. 1998, Vol. 13, Iss. 4, pp. 637-658.

11. Davidovich L. R., Reznichenko T. S., Antipova Zh. V. Logopediya. Semeynoe vospitanie detey s narusheniyami v razvitii. Moscow: MPSU: Izd-vo NPO "MODEK", 2014. 216 p.

Давидович Людмила Рафаиловна, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра дошкольной дефектологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: Lrd81@yandex.ru

Davidovich Lyudmila R., PhD in Education, Full Professor, Preschool Defectology Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: Lrd81@yandex.ru

Гусева Алла Юрьевна, аспирант кафедры дошкольной дефектологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: allabramova@rambler.ru

Guseva Alla Yu., PhD post-graduate student, Preschool Defectology Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: allabramova@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2022 The article was received on 14.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.