Специальное образование. 2022. № 4 (68). Special Education. 2022. No 4 (68).
УДК 376.37:37.018.11
ББК Ч490.264.5 ГСНТИ14.29.29
Людмила Рафаиловна Давидович1 н Алла Юрьевна Гусева2н
АКТИВИЗАЦИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
1,2 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
Аннотация. Исследователи подчеркивают значимость этапа эгоцентрической речи для развития речевой деятельности, видов и форм мышления, поведения, коммуникации и социализации у детей. Наличие проблем в речевом развитии может привести к фактическому отсутствию данного этапа либо к его недоразвитию. Одним из важных условий успешности кор-рекционной работы по развитию эгоцентрической речи является вовлечение семьи ребенка в коррекционное пространство посредством информационных технологий. Цель — выявление уровня информированности родителей о значимости этапа эгоцентрической речи и способах его стимулирования. Ведущим методом являлся метод анкетирования. Выборка включала около 100 родителей детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Полученные данные указывают на необходимость организации специальной помощи
© Давидович Л. Р., Гусева А. Ю., 2022
DOI 10.26170/1999-6993_2022_04_03 Код ВАК 5.8.3
Lyudmila R. Davidovich1H Alla Yu. Cuseva2H
ACTIVIZATION OF EGOCENTRIC SPEECH IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS IN A FAMILY
1,2 Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia
Abstract. The researchers emphasize the importance of the stage of egocentric speech for the development of thinking and speech, behavior, communication and socialization of children. Problems of speech development can lead to the actual absence of this stage or to its underdevelopment. One of the important conditions for rehabilitation work aimed at development of egocentric speech is the engagement of the child's family in the rehabilitation environment via information technologies. The purpose of the study is to reveal the level of awareness of parents about the importance of the stage of egocentric speech and the ways to improve it. Questionnaire is the leading research method. The sample includes about 100 parents of preschool children with speech disorders. The data obtained indicate the need to organize special support for families raising children with speech disorders in developing egocentric speech. The authors have worked out the main directions of work
семьям, воспитывающим детей с нарушениями речи, по активизации эгоцентрической речи. Выделены основные направления работы с семьями дошкольников и предложены методы и формы работы с родителями и другими близкими взрослыми. Подчеркивается необходимость обучения родителей способам взаимодействия с ребенком, организации благоприятной среды для развития эгоцентрической речи в домашних условиях и постоянного контроля со стороны специалистов. Информирование и обучение родителей способам стимулирования эгоцентрической речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи будет способствовать развитию мышления, речи и их успешной социализации.
Ключевые слова: эгоцентрическая речь, развитие речи, речевые нарушения, нарушения речи, дети с нарушениями речи, дошкольная логопедия, семейное воспитание, детско-роди-тельские отношения, помощь семье, младшие дошкольники.
Информация об авторах: Давидович Людмила Рафаиловна, кандидат педагогических наук, профессор, доцент, кафедра дошкольной дефектологии, дефектологический факультет, институт детства, МШУ; адрес: 119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1.
Гусева Алла Юрьевна, аспирант 2 года обучения, кафедра дошкольной дефектологии, дефектологический факультет, институт детства, МПГУ; адрес: 119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1. Для цитирования: Давидович, Л Р. Активизация эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями в условиях семьи / Л. Р. Давидович, А. Ю. Гусева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 4 (68). — С. 46-57.
with the families of preschoolers and suggested special methods and forms of work with parents and other close adults. The study emphasizes the necessity of teaching parents how to interact with the child, to organize a favorable environment for the development of egocentric speech at home, and to provide continuous monitoring by specialists. Informing and teaching parents how to stimulate egocentric speech in preschoolers with severe speech disorders can facilitate the development of thinking, speech and their successful socialization.
Keywords: egocentric speech, speech development, speech disorders, disorders of speech, children with speech disorders, preschool logopedics, family education, child-parent relations, support for the family, junior preschoolers.
Author's information: Davidovich Lyudmila Rafailovna, Candidate of Pedagogy, Professor, Associate Professor of Department of Preschool Defectology, Defectological Faculty, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia.
Guseva Alla Yur'evna, Post-Graduate Student, Department of Preschool Defectology, Defectological Faculty, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia.
For citation: Davidovich, L. R., Guseva, A. Yu. (2022). Activization of Egocentric Speech in Children with Speech Disorders in a Family.
Special Education, 4(68), pp. 46-57. (In Russ.).
Введение
Необходимость изучения эгоцентрической речи у детей с системным нарушением речи обусловлена, с одной стороны, важной ролью эгоцентрической речи в формировании психических процессов и, с другой — дефицитом сведений о коррекционном воздействии на развитие эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь дошкольников изучалась с различных позиций многими отечественными и зарубежными авторами. В настоящее время она рассматривается как полифункциональный процесс, включающий множество аспектов и выполняющий различные функции: планирующую, регулирующую, управляющую [1; 2; 11], функцию эмоциональной разрядки [9], способа овладения языком [6], функцию, имеющую значение для развития коммуникации [3]. Планирующая, прогнозирующая функция эгоцентрической речи влияет на развитие мышления, связной речи, коммуникации и социализации [1; 14]. По данным исследователей, у 87 % старших дошкольников с системным нарушением речи практически отсутствует эгоцентрическая речь [7]. Это неблагоприятно отражается на развитии речи и мышления; у детей с недостаточностью этапа эгоцентрической речи наблюдаются поведенческие трудности, низкий уровень социализации [8; 16].
Значение этапа эгоцентрической речи, его недостаточность у дошкольников с речевыми нарушениями и фактическое отсутствие способов стимулирования определяют актуальность нашего исследования.
Методика и результаты исследования
Основная цель исследования — выявить особенности развития эгоцентрической речи у младших дошкольников с нарушением речи. В эксперименте участвовало 40 детей 3-4 лет: 18 детей с нормальным речевым развитием и 22 ребенка с нарушением речевого развития (13 детей с I уровнем речевого развития, фактически не говорящие, и 9 детей с II уровнем речевого развития). В своем исследовании мы опирались на уровни эгоцентрической речи, разработанные Л. Колберг [13]:
- уровень 1 — досоциальная самостимулирующая речь (повторение слов, звуков, игра слов),
- уровень 2 — внешне направленная эгоцентрическая речь (описание собственных действий, замечания окружающим объектам),
- уровень 3 — внутренне направленная эгоцентрическая речь (вопросы и ответы, направленные на самого себя, регулирующие высказывания),
- уровень 4 — внешнее проявление внутренней речи (шепот).
Данные, полученные в ходе обследования младших дошкольников, указывают на больший процент эгоцентрической речи 1 уровня у детей с нарушением речи по сравнению со сверстниками без речевых нарушений. Высказываний, относящихся к 3 уровню, у детей с системным нарушением речи значительно меньше (рис. 1).
Анализ полученных данных позволил выделить следующие особенности эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи:
• Количество эгоцентрических высказываний у детей с нарушением речи значительно меньше, чем у младших дошкольников без речевых нарушений.
• Дети с системным нарушением речи задерживаются на первом уровне развития эгоцентри-
ческой речи (досоциальная самостимулирующая речь) гораздо дольше, чем дети с нормативным речевым развитием.
• У детей 3-4 лет с системным недоразвитием речи эгоцентрическая речь переход на 3 уровень развития не осуществляет.
• На фоне индивидуальных различий в норме эгоцентрическая речь представлена комментариями по типу связных высказываний («надо нарисовать усы», «возьму побольше краски»), а у детей с речевыми нарушениями эгоцентрическая речь состоит из отдельных звукокомплексов, звукоподражаний, эмоциональных восклицаний, слов.
Особенности протекания этапа эгоцентрической речи у детей с системным нарушением речи указывают на необходимость целенаправленного развития у них эгоцентрической речи.
Дети 3-4 лет с Дети 3-4 лет с нормальным нарушением речи речевым развитием
Рис. 1. Сравнительные данные уровня сформированности эгоцентрических высказываний младших дошкольников с нарушениями речи и младших дошкольников без речевых нарушений
Одним из условий успешной коррекционной работы является вовлечение в нее родителей и других близких взрослых с целью организации благоприятной среды для формирования эгоцентрической речи у дошкольников с нарушением речевого развития. Модель сотрудничества взрослых с ребенком является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие ребенка [5]. Способы взаимодействия близких взрослых с ребенком оказывают влияние на развитие планирующей функции эгоцентрической речи. Исследователи подчеркивают, что отзывчивый и авторитетный стиль воспитания, который предполагает вовлечение родителями своих детей в ситуации совместного решения задач и использование недирективных вариантов помощи (наводящие вопросы, адекватная сложность задачи для ребенка, словесная поддержка и т. д.), является благоприятным для развития саморегуляции и использования эгоцентрической речи дошкольниками [15].
Необходимость поддержки этапа эгоцентрической речи в условиях семьи указывает на необходимость изучения уровня осведомленности родителей о важности эгоцентрической речи для речевого развития детей, а также умения родителей по созданию среды для полноценного «разво-
рачивания» эгоцентрической речи у дошкольника.
В рамках нашего исследования мы организовали анкетирование, в котором приняли участие около 100 родителей детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Опросники включали в себя как классические логопедические и нейроп-сихологические вопросы, так и авторский блок вопросов, касающихся эгоцентрической речи. Авторский блок вопросов можно разделить на две категории:
- вопросы, которые направлены на выявление уровня осведомленности родителей о значимости этапа эгоцентрической речи (например: «Как Вы считаете, влияет ли то, много или мало ребенок комментирует свои действия вслух в процессе игры и любой другой деятельности, на его речевое развитие?» Варианты ответа: «да», «нет», «затрудняюсь ответить»);
- вопросы, направленные на выявление умения и фактического воздействия родителей на протекание этапа эгоцентрической речи (например: «В процессе совместных игр с ребенком озвучиваете ли Вы вслух действия ребенка?» Варианты ответа: «всегда», «часто», «редко», «никогда»).
По данным анкетирования, 94,4 % родителей отмечают важность комментирования взрослыми своих действий вслух для речевого развития ребенка (ос-
тальные затрудняются ответить). Однако родители неговорящих детей отмечают, что со временем «комментировать и озвучивать все, что происходит вокруг» (как это делают родители, когда ребенок еще маленький) получается все реже и меньше. Один папа отметил, что, не получая обратную связь от ребенка в виде речи или «подхватывания» предложенной темы в речи, он все чаще начинает действовать молча: купать, накрывать на стол и т. д.
Отмечая важность комментирования взрослым своих действий вслух для речевого развития ребенка, одна мама дополнила, что такое комментирование помогает усвоить новые слова, т. е. расширить словарный запас ребенка. Родители, интуитивно понимая важность такого комментирования, не в полной мере владеют информацией о значении эгоцентрической речи и ее влиянии на поведение, мышление и речь.
Сравнивая предпочтения детей и взрослых по выбору совместных игр, необходимо отметить, что, со слов родителей, 47,2 % детей больше всего любят играть в игрушки (сюжетные игры), и при этом всего 22,2 % родителей поддерживают их в этом. Наиболее частые совместные занятия: 75 % — настольные игры, 69,4 % — лепка, конструирование, рисование. Менее 40 % опрошенных родителей (38,8 %)
отметили, что часто играют с ребенком в игрушки и сюжетные игры. Исследователи подчеркивают, что наибольшего развития эгоцентрическая речь достигает в рамках сюжетных игр; а полученные данные в результате анкетирования позволяют утверждать, что такие игры недостаточно часто организуются родителями дома. Наши наблюдения за родителями и детьми с нарушением речи в процессе совместных сюжетных игр демонстрируют, что родители не умеют поддерживать развитие эгоцентрической речи в рамках сюжетных игр. Эгоцентрическая речь детей в норме фрагментарна, обрывиста [2; 10]; по нашим наблюдениям, родители вмешиваются в эгоцентрические монологи своих детей во время игр, делая замечания по поводу отсутствия связности речи. Внедряясь в «логику» речевого и эмоционального сопровождения, они вызывают отрицательную ситуацию и тормозят развитие эгоцентрической речи. Как правило, после таких замечаний родителей количество комментирования значительно уменьшается.
При анализе ответов родителей мы оценивали уровень их осведомленности о важности этапа эгоцентрической речи для дальнейшего речевого развития детей, а также умение взрослых стимулировать протекание дан-
ного этапа. Балл за понимание значимости эгоцентрической речи засчитывался при положительном ответе на вопрос «Как Вы считаете, влияет ли то, много или мало ребенок комментирует свои действия вслух в процессе игры и любой другой деятельности, на его речевое развитие?» Балл за умение стимулировать протекание этапа эгоцентрической речи у ребенка засчитывался при наличии ответов «всегда» или «часто» на следующие вопросы: «В процессе совместных игр сопровождаете ли Вы свои действия речью?», «В процессе совместных игр с ребенком озвучиваете ли Вы вслух действия ребенка?», «В процессе совместной деятельности по дому, показывая действия ребенку, озвучиваете ли Вы их вслух (например: «Режу, накладываю, солю... готово»)?»
Обсуждение результатов исследования
На основании полученных данных мы выделили 4 группы родителей детей с речевыми нарушениями (рис. 2):
• 1 группа. Родители осознают важность этапа эгоцентрической речи и интуитивно стимулируют его протекание у ребенка (50 % родителей дошкольников с нарушением речи);
• 2 группа. Родители осознают важность этапа эгоцентрической речи, но не стимулируют (или делают это редко или недостаточно) его протекание у ребенка (36,1 % родителей дошкольников с нарушением речи);
• 3 группа. Родители не осознают важность этапа эгоцентрической речи, но интуитивно стимулируют его протекание у ребенка (5,6 % родителей дошкольников с нарушением речи);
• 4 группа. Родители не осознают важность этапа эгоцентрической речи и не стимулируют (или делают это редко или недостаточно) его протекание у ребенка (8,3 % родителей дошкольников с нарушением речи).
Полученные данные позволяют утверждать, что необходимо проводить целенаправленную работу с семьей по следующим направлениям:
- информирование родителей о значимости и особенностях этапа эгоцентрической речи в развитии ребенка;
- информирование о способах стимулирования данного этапа у детей с нарушением речи в условиях семьи.
Мы полагаем, что эффективными будут следующие методы и формы работы с родителями.
Рис. 2. Группы родителей, выделенные по результатам анкетирования
1. Онлайн-анкетирование родителей, которое позволит обратить внимание родителей на данную проблему и выявить семьи, которым требуется помощь специалиста в создании благоприятных условий для стимулирования эгоцентрической речи у детей с нарушением речи в условиях семьи.
2. Информационные брошюры для родителей, которые будут содержать информацию по развитию эгоцентрической речи.
3. По нашим данным, воспитатели и другие педагоги, работающие с детьми, недостаточно осведомлены в вопросах стимуляции этапа эгоцентрической речи. В связи с этим необходимо информировать педагогов с целью внедрения приемов по стимуляции этапа эгоцентрической речи непосредственно в их заня-
тия с детьми, а также организации бесед воспитателей и педагогов с родителями по развитию эгоцентрической речи.
4. Групповая и индивидуальная формы работы с родителями в виде собраний, бесед, онлайн-консультаций и т. д.
В процессе взаимодействия родителей с ребенком 3-4 лет с нарушением речи нами предложены следующие стратегии, способствующие развитию эгоцентрической речи в процессе различных видов деятельности [4]:
- «имитация эгоцентрической речи» — представляет собой прого-варивание взрослым своих действий вслух в процессе игры с ребенком или другой совместной деятельности;
- «озвучивание» — это комментирование (проговаривание вслух)
взрослым действий ребенка. Глаголы при этом необходимо использовать в инфинитиве (поставить, налить и т. д.) или от первого лица (тяну, везу и т. д.). Взрослый присоединяется к деятельности ребенка с помощью «озвучивания» его действий, стимулируя тем самым возникновение эгоцентрической речи у ребенка.
В рамках консультаций с родителями необходимо обучать их специальным играм по развитию эгоцентрической речи у детей 34 лет с нарушением речи. Цель таких игр — способствовать соединению слова и действия в процессе комментирования деятельности сначала взрослым, а
затем ребенком. При этом комментирование должно состоять преимущественно из звукоподражаний и слов первой слоговой структуры как наиболее доступных для произнесения детям данной категории. Важно стимулировать ребенка присоединиться к комментированию. Для этого на первом этапе взрослый комментирует действия ребенка сам, но в какой-то момент делает паузу, давая понять определенными знаками (наклониться к ребенку, посмотреть на его рот), что ждет от него реплики. Можно дать подсказку ребенку в виде начала слова (первый слог). Ниже приведены примеры таких игр (рис. 3).
Поиск сокровищ
• Понадобится: прозрачный ящик или большая миска с сыпучими материалами (рис, горох, гречка, макароны и т. д.), маленькие игрушки. Рис или горох можно сделать цветными.
• Взрослый прячет «сокровища» (маленькие игрушки -лиса, сова, зая, киса, миша (слова первой слоговой структуры)) в коробку с сыпучими материалами, а ребенок их ищет.
• Комментирование: «Ищу, ищу, ищу. нашел!»; «Вот сова, киса. »_
Волшебная вода
• Понадобится: банки с крышками, лейка с водой, кисточка, гуашь.
• Взрослый демонстрирует ребенку, что можно намазать крышку банки с внутренней стороны краской, налить в банку воды, закрыть крышкой и потрясти - и получится «волшебная» (цветная) вода.
• Комментирование: «Мажу, мажу. Налил! Буль-буль-буль! Ух ты!»; «Вода, буль-буль»; «Синий, желтый.»
Такси
• Понадобится: машинка, кубики или игрушечные домики (препятствия), игрушки (киса, лиза, зая; мама, папа, баба).
• Взрослый предлагает поиграть в «Такси». Ребенок будет возить пассажиров. Он берет одну игрушку и везет ее в обозначенное место.
• Комментирование:
«Везу, везу. стоп!»; «Мама, папа, баба.»; «Киса, лиса, зая .»
Рис. 3. Примеры игр по развитию эгоцентрической речи у младших дошкольников с нарушением речи
Заключение
Работа с семьей должна включать рекомендации по взаимодействию с ребенком, организации благоприятной среды для развития эгоцентрической речи и обеспечивать постоянный контроль со стороны специалистов (логопедов и воспитателей). Информирование и обучение родителей способам активизации эгоцентрической речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи будет способствовать их языковому и речевому развитию, развитию мыслительных операций, мышления и дальнейшей успешной социализации.
Литература
1. Божович, Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) / Л. И. Божович. — Текст : непосредственный // Культурно-историческая психология. — 2006. — N° 1.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — Текст : непосредственный.
3. Гарганеева, К. В. Цитата в речи ребенка и становление коммуникативных навыков на ранних этапах речевого онтогенеза / К. В. Гарганеева. — Текст : непосредственный // Детская речь как предмет лингвистического исследования : материалы Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург : Наука, 2004. — С. 42-46.
4. Гусева, А. Ю. Коррекционная работа по развитию эгоцентрической речи у детей с общим недоразвитием речи / А. Ю. Гусева. — Текст : непосредственный // Специальная педагогика и психология: традиции и инновации : материалы III Всероссийской науч. конф. молодых
ученых и студентов с международным участием. — Москва : МПГУ, 2022. — С. 13-17.
5. Давидович, Л. Р. Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии (Комплексная профилактика отклонений в развитии. Интеграция в социум). Серия учебно-методических пособий, программно-методический комплекс / Л. Р. Давидович, С. Ю. Бенилова, Н. В. Микляева, Ж. В. Антипова. — Москва : Изд-во Москов. психолого-социального ун-та, 2020. — Текст : непосредственный.
6. Елисеева, М. Б. От 2 до 5: речь «для других» и речь «для себя» (к вопросу об эгоцентрической речи ребенка) / М. Б. Елисеева. — Текст : непосредственный // Ребенок как партнер в диалоге: труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. — Санкт-Петербург : Союз, 2001. — № 2.
7. Запуниди, А. А. Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста : 19.00.13 : дис. ... канд. псих. наук : защищена 07.06.2013 / Запуниди Анна Александровна. — Москва, 2013. — Текст : непосредственный.
8. Пономарев, И. В. Исследование приватной (эгоцентрической) речи у детей с типичным развитием / И. В. Пономарев. — Текст : непосредственный // Современная зарубежная психология. — 2013. — № 3.
9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — Текст : непосредственный.
10. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление : 13.00.00 : дис. ... д-ра пед. наук / Соколов А. Н. — Москва, 1967. — Текст : непосредственный.
11. Corkum, P. Private speech in children with АЭНЭ and their typically developing peers during problemsolving and inhibition tasks / P. Corkum, K. Humphries, J. C. Mul-lane, F. Theriault. — Text : unmediated // Contemporary Educational Psychology. — 2007. — № 1.
12. Furrow, D. Social and private speech at two years / D. Furrow. — Text : unmediated // Child. Development. — 2020. — № 2.
13. Kohlberg, L. Private speech: Four Studies and a Review of Theories / L. Kohlberg, J. Yaeger, E. Hjertholm. — Text : unmediated // Child. Development. — 1968. — № 3.
14. Gholami, M. Private speech and cognitive development: a review of the two theories / M. Gholami, N. Salehi, E. Azizi, B. Fazli. — Text : unmediated // IIOAB. — 2016. — № 7.
15. Winsler, A. L. Mother-child interaction, private speech, and task performance in preschool children with behavior problems / A. Winsler, R. M. Diaz, E. M. McCarthy, D. Atencio. — Text : unmediated // Journal of Child. Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. — 1999. — № 40.
16. Winsler, A. Age-related changes in preschool children's systematic use of private speech in a natural setting / A. Winsler, M. P. Carlton, M. J. Barry. — Text : unmediated // Journal of Child. Language. — 2000 — № 27.
References
1. Bozhovich, L. I. (2006). Rech' i prakti-cheskaya intellektual'naya deyatel'nost' re-benka (eksperimental'no-teoreticheskoe issle-dovanie) [Speech and practical intellectual activity of a child]. Cultural — Historical Psychology, 1, 65-76. (In Russ.)
2. Vygotsky, L. S. (2017). Myshlenie i rech' [Thinking and speech]. St. Petersburg: Peter, 432 p. (In Russ.)
3. Garganeeva, K. V. (2004). Tsitata v rechi rebenka i stanovlenie kommunika-tivnykh navykov na rannikh etapakh reche-vogo ontogeneza [Quotation in a child's speech and the formation of communication skills at the early stages of speech ontogenesis]. In Detskaya rech' kak predmet lingvis-ticheskogo issledovaniya (Materials of Intern. conf., pp. 42-46). (In Russ.)
4. Guseva, A. Yu. (2022). Korrektsionnaya rabota po razvitiyu egotsentricheskoy rechi u detey s obshchim nedorazvitiem rechi [Correctional work on the development of egocentric speech in children with general speech underdevelopment]. In Special Peda-
gogy and Psychology: Traditions and Innovations (Proceedings of the All-Russian Scientific Conference of Young Scientists and Students with International Participation, pp. 13-17). (In Russ.)
5. Davidovich, L. R., Benilova, S. Yu., Miklyaeva, N. V., & Antipova, Zh. V. (2020). Osnovy vospitaniya i obucheniya doshkol'nikov s narusheniyami v razvitii (Kompleksnaya profilaktika otkloneniy v razvitii. Integratsiya v sotsium). [Fundamentals of education and training of preschoolers with developmental disabilities (Comprehensive prevention of developmental disabilities. Integration into society)] [A series of teaching manuals, a software-methodical complex]. Moscow: Moscow Psychological and Social University Publishing House. (In Russ.)
6. Eliseeva, M. B. (2001). Ot 2 do 5: rech' «dlya drugikh» i rech' «dlya sebya» (k vo-prosu ob egotsentricheskoy rechi rebenka) [From 2 to 5: speech "for others" and speech "for oneself' (to the question of the child's egocentric speech)]. In Rebenok kak partner v dialoge: Trudy postoyanno deystvuyu-shchego seminara po ontolingvistike, 2, 5976. (In Russ.)
7. Zapunidi, A. A. (2013). Rol izobrazitel'-noy deyatel'nosti v razvitii funktsiy rechi u detey doshkol'nogo vozrasta [The role of visual activity in the development of speech functions in preschool children] [Dissertation of the candidate of psychological sciences]. Moscow: RAS. (In Russ.)
8. Ponomarev, I. V. (2013). Issledovanie privatnoy (egotsentricheskoy) rechi u detey s tipichnym razvitiem [Study of private (egocentric) speech in children with typical development]. Journal of Modern Foreign Psychology, 3, 71-80. (In Russ.)
9. Rubinstein, S. L. (2010). Osnovy ob-shchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter. (In Russ.)
10. Sokolov, A. N. (1967). Vnutrennyaya rech' i myshlenie [Inner speech and thinking] [Doctoral Thesis of the Dr of Pedagogical Sciences]. Moscow: RAS. (In Russ.)
11. Corkum, P., Humphries, K., Mullane, J. C., & Theriault, F. (2007). Private speech in
children with ADHD and their typically developing peers during problemsolving and inhibition tasks. Contemporary Educational Psychology, 55(1), 97-115.
12. Furrow, D. (2020). Social and private speech at two years. Child Development, 55(2), 355-362.
13. Kohlberg, L., Yaeger, J., & Hjertholm, E. (1968). Private speech: Four Studies and a Review of Theories. Child Development, 59(3), 691-736.
14. Morteza, Gholami, Naser, Salehi, Es-maeel, Azizi, & Behtash, Fazli (2016). Private speech and cognitive development: a
review of the two theories. IIOAB, 7(1), 262269.
15. Winsler, A., Diaz, R. M., McCarthy, E. M., Atencio, D., & Chabay, L. A. (1999). Mother-child interaction, private speech, and task performance in preschool children with behavior problems. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 40, 891-904.
16. Winsler, A., Carlton, M. P., & Barry, M. J. (2000). Age-related changes in preschool children's systematic use of private speech in a natural setting. Journal of Child Language, 27, 665-687.