УДК 376.356-053 "465.00/. 07" DOI 10.26170/1999-6993_2021_02_06
ББК Ч452.091 ГСНТИ14.29.2 7 Код ВАК 13.00.03
Е. Ю. Мамедова, Н. В. Наумова E. Yu. Mamedova, N. V. Naumova Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia
ПОТЕНЦИАЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования логопедической работы по коррекции навыков речевого дыхания дошкольников с нарушением слуха. Представлены данные, свидетельствующие о наличии разнообразных нарушений речевого дыхания у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Показана проблема нерационального использования глухими и слабослышащими дошкольниками набранного в легкие воздуха и вытекающих из этого нарушений структурных компонентов произносительной стороны речи. Новизна исследования заключается в выявлении дополнительных возможностей в работе специалистов дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов по формированию навыков правильного речевого дыхания. Определена необходимость объединения усилий сурдопедагога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре при проведении работы по формированию навыков речевого дыхания дошкольников с нарушением слуха. Выявлены дополнительные возможности в процессе формирования и коррекции речевого дыхания
POTENTIAL OF LOGOPEDIC
SUPPORT AIMED AT FORMATION OF PHONIC BREATHING SKILLS OF PRESCHOOLERS WITH HEARING LOSS
Abstract. The article deals with the issues of improvement of logopedic work on rehabilitation of phonic breathing skills of preschoolers with hearing loss. The study provides data indicating the existence of various diversified phonic breathing disorders in children with complete and partial hearing loss. The article reveals the problem of irrational use of the air drawn into the lungs by preschoolers with hearing loss and the resulting impairment of the structural components of the phonetical aspect of speech. The novelty of the study consists in discovery of additional opportunities in the work of the specialists of preschool education institutions of combined and compensatory types on the formation of correct phonic breathing skills. The authors argue that it is necessary to unite the efforts of the surdopedagogue, tutor, music teacher, and PT instructor while conducting work aimed at the formation of phonic breathing skills of preschoolers with hearing loss. The authors have revealed additional opportunities in the process of formation and rehabilitation of phonic breathing by each specialist of the preschool education institution, which are believed to be efficient resources of the whole educational work on the oral
каждым специалистом дошкольного образовательного учреждения, которые рассматриваются в качестве эффективного ресурса всей учебно-воспитательной работы над устной речью детей с нарушением слуха. Рассматриваются формы взаимодействия с родителями дошкольников с нарушенной слуховой функцией в коррекционно-восстановительной работе над речевым дыханием. Продемонстрирована значимость использования современных приемов работы по формированию устной речи дошкольников для обеспечения их качественного всестороннего развития.
Ключевые слова: речевое дыхание; дошкольники с нарушением слуха; нарушения речевого дыхания; дошкольные образовательные учреждения; детская речь; развитие речи; речевое развитие; дошкольная сурдопедагогика; нарушения слуха; дети с нарушениями слуха; слуховые нарушения; логопедическая работа; кор-рекционная работа.
Сведения об авторе: Мамедова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: доцент кафедры сурдопедагогики, Институт дефектологического образования и реабилитации, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.
Сведения об авторе: Наумова Наталья Викторовна, старший преподаватель.
Место работы: кафедра сурдопедагогики, Институт дефектологического образования и реабилитации, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.
speech of children with hearing loss. The forms of interaction with the parents of preschoolers with hearing loss in the process of rehabilitation-educational activity are also considered. The study demonstrates the necessity of using modern methods of work on oral speech formation of preschoolers to guarantee their high-quality all-round development.
Keywords: phonic breathing; preschoolers with hearing loss; phonic breathing disorders; preschool education institutions; children's speech; speech development; development of speech; preschool surdopedagogy; hearing loss; children with hearing loss; hearing impairments; logopedic support; rehabilitation support.
About the author: Mamedova Elena Yur'evna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Associate Professor of Department of Surdopedagogy, Institute of Defectological Education and Rehabilitation, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.
About the author: Naumova Natal'ya Viktorovna, Senior Lecturer.
Place of employment: Department of Surdopedagogy, Institute of Defectolo-gical Education and Rehabilitation, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.
Контактная информация: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 305. E-mail: [email protected], [email protected].
Нарушение слуховой функции в раннем возрасте неизменно влечет за собой нарушение речи ребенка (экспрессивной и им-прессивной ее сторон), что сужает возможность восприятия речи окружающих и резко затрудняет его общение с окружающими людьми. Как показывают многочисленные исследования психологов и педагогов, речь (в устной ее форме) для ребенка со слуховой депривацией выполняет не одну, а сразу несколько функций [2; 8; 14]. Во-первых, она является эффективным средством общения в среде слышащих и говорящих людей, а следовательно, значительно расширяет возможности социальной адаптации не-слышащих. Во-вторых, при вовлечении ребенка в процесс специального образования речь становится надежной базой овладения языком (лексика, грамматика, синтаксис). В-третьих, неоспоримым является факт развития словесно-логического мышления на базе развития речи и ее широкого применения.
Формирование произносительной стороны речи детей со слуховой депривацией включает различные направления коррек-ционной работы. Целесообразность совершенствования навы-© Мамедова Е. Ю., Наумова Н. В., 2021
ков правильного речевого дыхания этой категории детей в целях компенсации нарушений их речевой и других сторон развития неоднократно подчеркивалась многими российскими учеными [2; 8].
Основа звуковой стороны речи — это правильное речевое дыхание. Оно влияет на нормальное голосообразование, звукообразование, плавность речи, помогает сохранять ее мелодичность. Развитое речевое дыхание позволяет ребенку с нарушением слуховой функции правильно произносить звуки, говорить голосом нормальной громкости, соблюдать необходимые паузы [9; 10].
Сопоставляя проведенные нами исследования с работами ученых, направленными на выявление нарушений речевого дыхания глухих и слабослышащих дошкольников, мы выявили и обобщили наиболее типичные нарушения [7; 8; 11; 12; 14]. Наше исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга, обследовано 86 детей 4—7 лет, имеющих 2—4 степени снижения слуха по международной классификации. Нами были использованы методы исследования внешнего дыхания и методика обследования речевого дыхания Е. Ф. Архиповой с
элементами методики А. И. Максакова с определением силы и направленности воздушной струи, типа дыхания, особенностей фонационного дыхания, длительности внеречевого выдоха.
Нарушения речевого дыхания дошкольников со слуховой депривацией
Как показывают исследования, навык речевого дыхания детей дошкольного возраста отличается от навыка речевого дыхания взрослого человека [1; 7; 11; 12]. Мы отмечаем, что особенно у младших дошкольников наблюдается слабость мышц дыхательной мускулатуры, недостаточный объем легких. Многие дети не используют грудной или диафрагмальный типы дыхания. Как показывают наши наблюдения, дошкольники часто используют верхне-грудной тип дыхания, что не может обеспечить нормальную фонацию, а также звукообразование и речеведение. Во многих исследованиях, посвященных изучению нарушений голоса дошкольников со слуховой депривацией, отмечается прямая связь между нарушениями речевого дыхания и нарушением фонации [8; 14].
Существует проблема нерационального расходования набранного в легкие воздуха. Неумение распределять запас выдыхаемого воздуха приводит к тому,
что дошкольники выдыхают практически весь запас воздуха уже на первом слоге или слове, что вынуждает их доканчивать высказывание шепотом. Дети часто делают дополнительный добор воздуха вне зависимости от требований паузации речевого высказывания. Нерациональный вдох не только перед каждым словом, но иногда перед каждым слогом резко снижает слитность речи дошкольников. В речи детей возникает эффект «проглатывания» конца слова или фразы. Помимо этого, неэкономичный выдох, необходимый для речи, способствует появлению выдоха в середине слова, что также снижает внятность произношения ребенка.
У слабослышащих дошкольников, не имеющих особых трудностей с артикулированием и стремящихся компенсировать дефекты звукопроизношения достаточно быстрым темпом и хорошим интонированием высказывания, мы констатировали наличие чрезмерного выдоха. Такое произнесение сопровождается произношением фразы на вдохе с «захлебыванием».
Отсутствие у детей навыка плавно выдыхать воздушную струю способствует появлению толчкообразного выдоха. Дошкольник выдыхает то сильнее, то слабее, в результате чего его речь приобретает «качающийся» характер. Голос ребенка резко из-
меняется по силе — с громкого ребенок переходит на тихий. Такое нарушение особенно негативно влияет на внятность произносительной стороны речи.
Большое значение при извлечении звуков или их коррекции имеет правильное направление струи воздуха, ее ширина, температурные характеристики, по которым ребенок с нарушением слуха может составить правильное представление о фонетических характеристиках самого звука и начать правильно его артикулировать. Слабый выдох или неправильно направленная воздушная струя неизменно приводит к искажению многих звуков речи.
Возможности организации работы по развитию речевого
дыхания в дошкольных образовательных учреждениях
Реализация высококвалифицированными специалистами адаптированных образовательных программ дошкольного образования позволяет организовывать воспитательно-образовательный процесс по всем направлениям педагогической работы, в том числе и коррекционному.
Исходя из темы нашего исследования, особую значимость приобретает изыскание дополнительных возможностей в работе по развитию навыков правильного речевого дыхания детей с нарушением слуха, которыми рас-
полагает система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов. Практический опыт деятельности показывает, что результативным ресурсом такой работы является междисциплинарный командный подход.
Анализ коррекционной деятельности сурдопедагога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию позволяет нам выявить в их работе средства оптимизации формирования и коррекции речевого дыхания дошкольников с нарушением слуха. Неотъемлемой частью междисциплинарной команды, на наш взгляд, должны стать родители дошкольника, поэтому важно правильно организованное взаимодействие с ними для привлечения их к совместной работе над речью ребенка.
Традиционно с работой над устной речью детей с нарушением слуха связывают деятельность сурдопедагога. Он реализует все разделы работы по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха, в том числе и работу над дыханием. При реализации междисциплинарного подхода к работе по формированию навыков речевого дыхания дошкольников именно сурдопедагог должен взять на себя роль организатора команды специалистов ГБДОУ, работающих над общей задачей.
Опыт практической деятельности позволяет нам определить направления взаимодействия специалистов в работе над речевым дыханием дошкольников:
- совместное планирование работы на первоначальном ее этапе;
- поиск дополнительных средств и видов работы по решению поставленной задачи на занятиях сурдопедагога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию;
- формирование оптимального подхода к руководству работой с родителями;
- организация единой информационно-коммуникационной среды дошкольного учреждения.
Совместное планирование кор-рекционной деятельности должно быть направлено на выбор оптимального варианта работы по формированию навыков речевого дыхания детей. Результатом такого планирования должен стать план мероприятий, который, по сути, представляет собой сбалансированную программу работы над речевым дыханием дошкольников, направленную на достижение эффективного использования имеющихся ресурсов ГБДОУ. Совместное планирование имеет своей целью определить механизм согласованных действий специалистов дошкольного учреждения, разработать содержание работы, установить сроки,
обеспечивающие успешную реализацию программы по формированию навыков речевого дыхания дошкольников.
Наблюдение, многолетний опыт практической деятельности показывают, что, задействовав профессиональные компетенции всех специалистов ГБДОУ, работающих над совместной задачей, можно выявить эффективные дополнительные ресурсы в работе каждого из них.
Успех работы по коррекции нарушений навыков речевого дыхания обеспечивается организацией и проведением последовательной и систематической кор-рекционной работы не только на специальных занятиях сурдопедагога, но и в течение всего дня. И здесь ведущая роль отводится воспитателю. Работа по формированию и развитию неречевого и фонационного дыхания должна быть интегрирована в систему проводимых воспитателем мероприятий. Наше исследование показывает, что это могут быть как сами занятия по различным разделам программы, так и режимные моменты. Например, мы рекомендуем во время утренней гимнастики включать тренировочные упражнения для дыхательного аппарата и голосового аппарата. Исследования психологов и педагогов, а также наш опыт работы убеждают, что использование продуктивной дея-
тельности, понятной и интересной для дошкольника, положительно влияет на результаты любой работы над произношением. С одной стороны, это мотивация, побуждающая ребенка, в частности, к «правильному» дыханию, с другой — такая деятельность способствует усвоению и совершенствованию навыка речевого дыхания в непринужденных условиях. Так, на наш взгляд, занятия по изобразительной деятельности и конструированию предоставляют для воспитателя широкие возможности совместного с детьми изготовления пособий для развития навыков длительного, сильного, экономичного выдоха («вертушка», «снежинки», «бабочка на цветочке» и т. п.). В дальнейшем задача воспитателя состоит в создании игровых ситуаций, эмоциональной атмосферы, которые бы соединяли результаты труда детей с задачами работы по развитию навыков речевого дыхания.
Большой потенциал формирования навыков речевого дыхания заключен в подготовительной работе к проведению праздников. Подготовка праздников — это составная часть воспитательного процесса, когда воспитатель разучивает с детьми стихотворения, роли. Хорошие результаты дает включение в работу воспитателя на этом этапе здоровьесберегаю-щих технологий по развитию и
совершенствованию речевого дыхания [1; 3]. Такой подход позволяет перевести механическое заучивание слов стихотворения или роли в интересный и творческий процесс для детей.
Опыт практической работы показывает, что эффективным средством развития речевого дыхания дошкольников является технология составления партитуры стихотворного или прозаического текста. При подготовке и проведении воспитательских мероприятий и праздников эта визуальная технология помогает детям с нарушением слуха лучше понять содержание заучиваемого материала, правильно соблюдать дыхательные паузы, темп, ритм, слитность речи.
Работа музыкального руководителя дошкольного учреждения традиционно представляется связанной с развитием голоса ребенка. Вслед за многочисленными исследованиями физиологов, сурдопедагогов, логопедов и других специалистов мы констатируем, что работа над голосом и дыханием представляет собой единое целое (дыхание определяет правильную фонацию, фонация развивает правильное дыхание) [4; 7; 8; 9; 10; 11; 12]. Результаты исследования показывают, что, немного сместив акценты в такой работе музыкального руководителя, можно добиться хороших результатов по
формированию навыков речевого дыхания дошкольников. Мы предлагаем расширить рамки применения фонетической ритмики занятиями музыки, объединив эту работу с музыкальной стимуляцией. В содержание ритмической стимуляции входит работа над фонацией, а следовательно, над дыханием. Возможности музыкальных занятий позволяют в полном объеме проводить такую работу. Мы предлагаем соединить ритмическую стимуляцию на музыкальных занятиях с работой по вокалотерапии [3; 4; 13; 15]. Вокалотерапия — это лечебно-оздоровительный метод музыкотерапии, в основе которого лежит принцип, объединяющий в себе пение и специальные вокальные упражнения [13]. Включение дыхательных упражнений из вокалотерапии в музыкальные занятия позволит музыкальному педагогу развивать диа-фрагмальный тип дыхания, что является базисом правильного речевого дыхания [1; 3; 13]. Анализ использования в практической работе музыкального руководителя интонационно-фонопедических упражнений В. В. Емельянова, цикл упражнений «голосовые сигналы доречевой коммуникации» показывают возможность использования их наряду с упражнениями по вокалотерапии.
Незначительное увеличение на занятиях инструктора по фи-
зической культуре доли специальных упражнений, направленных на расширение физиологической возможности речевого выдоха, позволяет вывести коррек-ционную работу над речевым дыханием дошкольников на качественно новый уровень. Основная цель таких упражнений — получение положительного результата по выработке двигательного стереотипа речевого выдоха у детей, выработка стереотипа контроля времени выдоха в зависимости от произносимого речевого материала.
Мы рекомендуем использовать на занятиях упражнения по «Ритмизации дыхания» (различного соотношения вдоха, паузы, выдоха — например, 1:4:2 или 1:2:2), которые способствуют снятию эмоционального напряжения дошкольников, позволяют выработать навык экономичного «расходования» выдыхаемого воздуха, что, несомненно, благоприятно влияет на формирование навыка правильного речевого дыхания. Положительные результаты дает включение в комплексы гигиенической гимнастики упражнений для расслабления мимической мускулатуры. Систематическая работа в этом направлении позволяет предотвращать излишнее напряжение мышц лица и артикуляторного аппарата, снимать эмоциональную напряженность детей. Благодаря по-
добной практике чередования разных по своему физиологическому влиянию упражнений создаются благоприятные условия для выработки навыка регуляции речевого дыхания. Такая организация работы инструктора физической культуры помогает достичь выраженно лучших результатов в коррекции и профилактике патологических стереотипов речевого дыхания.
Работа над речевым дыханием не должна ограничиваться только занятиями в детском саду. Она продолжается родителями дошкольника с нарушением слуха дома в семье сразу в двух направлениях: в спонтанно возникающих (естественно-бытовых) и искусственно созданных ситуациях.
Опыт практической работы показывает, что формирование навыков речевого дыхания в естественно-бытовых ситуациях не требует специальной организации со стороны родителей, оно может проходить в течение всего дня, например при выполнении гигиенических процедур. Преподнося ребенку любую бытовую ситуацию как игровую, взрослый в домашней, естественной обстановке может непринужденно формировать навыки правильного физиологического и речевого дыхания, например, сдувать мыльные пузыри и пену.
Под искусственно созданными ситуациями мы понимаем
специально организованную работу родителей в течение определенного времени. Здесь мы особо отмечаем важность просветительской деятельности сурдопедагога. Повышая компетентность родителей в вопросах формирования речевого дыхания дошкольников, сурдопедагог объясняет роль речевого дыхания в развитии внятного произношения ребенка. На первых этапах просветительской работы сурдопедагог обучает родителей приемам формирования навыков речевого дыхания, разрабатывает для них индивидуальную систему занятий, исходя из возможностей ребенка. Родителям предлагаются общие практические рекомендации, для них проводятся мастер-классы, тематические родительские собрания, готовятся буклеты с информацией о важности формирования и развития речевого дыхания для правильного звукопроиз-ношения, нормальной силы голоса, слитности и интонационной выразительности речи и т. п.
Наше исследование показывает, что одним из результатов домашней работы родителей с детьми по формированию навыков речевого дыхания становится повышение их интереса к деятельности сурдопедагога и других специалистов ДОУ. Родители из пассивных участников процесса коррекционной работы переходят в положение активных уча-
стников, становясь параспециа-листами для своего ребенка.
Эффективным ресурсом развития речевого дыхания дошкольников с нарушением слуха является создание в ДОУ информационно-образовательной среды, в контент которой заложены компьютерные программы по формированию произносительной стороны речи, компьютерные тренажеры, обучающие игры [6].
Практический опыт работы показывает, что тренировочные упражнения по развитию речевого дыхания, предъявляемые детям в игровой форме, с использованием мультипликации, привлекают их внимание и вызывают большой интерес. Исследователями указывается на эффективность использования в работе по формированию навыков речевого дыхания компьютерных тренажеров, компьютерных игр, логопедических комплексов и т. п. [5; 6; 15]. В нашей практической работе хорошо зарекомендовали себя такие информационно-коммуникационные технологии, как «Ки-бердуйбол», «Дуйбол», логопедический тренажер «Дэльфа-142», программно-аппаратный комплекс «Видимая речь — III», компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», компьютерная игра «Игры для Тигры», компьютерный логопедический комплекс «Визуальный тренажер произношения» и др.
Наше исследование убедительно показывает, что учебно-воспитательная работа на современном этапе должна представлять собой системный, целостный, целенаправленный процесс междисциплинарного взаимодействия всех специалистов ГБДОУ, объединяющих свои профессиональные компетенции при решении конкретной коррекционной задачи.
Литература
1. Белякова, Л. И. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Ю. О. Филатова, Т. Г. Хатнюкова-Шишкова. — Москва : Национальный книжный центр, 2017. — 80 с. — Текст : непосредственный.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи : (В норме и патологии) /
B. И. Бельтюков ; НИИ дефектологии АПН СССР. — Москва : Педагогика, 1977. — 176 с. — Текст : непосредственный.
3. Брехова, Т. В. Вокалотерапия как метод здоровьесберегающих технологий / Т. В. Брехова, И. С. Самылова, А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). —
C. 227—229.
4. Губерина, П. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации / П. Губерина, К. Асп. — Загреб : СУВАГ, 1988. — 32 с. — Текст : непосредственный.
5. Кислякова, М. А. Обзор компьютерных программ для логопеда / М. А. Кислякова, А. Быцай, Е. Бошто-венко. — Текст : непосредственный // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. — 2016. — № 4. — С. 499—503.
6. Королевская, Т. К. Компьютерная поддержка работы по формированию
произношения у детей с нарушением слуха / Т. К. Королевская. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 1995. — № 1. — С. 45—49.
7. Максаков, А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А. И. Максаков. — Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 1. — С. 31—38.
8. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом : пособие для учителя-дефек-толога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шмат-ко. — Москва : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 224 с. — Текст : непосредственный.
9. Произношение : учебное пособие для 1 дополнительного класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП НОО глухих, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ / Е. П. Микшина, Е. М. Жилинскене, Е. Ю. Ма-медова, Н. В. Наумова. — Москва : ВЛАДОС, 2019. — Ч. 1. — 113 с. — Текст : непосредственный.
10. Произношение : учебное пособие для 1 дополнительного класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП НОО глухих, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ / Е. П. Мик-шина, Е. М. Жилинскене, Е. Ю. Маме-дова, Н. В. Наумова. — Москва : ВЛА-ДОС, 2019. — Ч. 2. — 163 с. — Текст : непосредственный.
11. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — Москва : Институт практической психологии, 1997. — 320 с. — Текст : непосредственный.
12. Чарели, Э. М. Как развить дыхание, дикцию, голос : моногр. / Э. М. Чарели. — Екатеринбург : Изд-во Дома учителя, 2000. — 300 с. — Текст : непосредственный.
13. Шушарджан, С. В. Классификация основных направлений, методов и технологий музыкальной терапии (МТ) и перспективы их применения / С. В. Шу-шарджан. — Текст : непосредственный // Рефлексотерапия и комплементарная медицина. — 2014. — № 9 (1). — С. 39—43.
14. Ken, M. Manual of articulation and phonological disorders / M. Ken. — San Diego : Singular Publishing Group, Inc., 1995. — 393 p.
15. Oster, A. M. Applications and Experiences of Computer-Based Speech Training / A. M. Oster. — Text : unmediated // Quarterly Progress Status. Report 4 / Department of Speech Communication and Music Acoustics. Royal Institute of Technology. — Stockholm, 1989. — P. 37—44.
References
1. Belyakova, L. I. Zdorov'esberegayu-shchie tekhnologii razvitiya rechi u detej. Formirovanie rechevogo dyhaniya / L. I. Belyakova, N. N. Goncharova, YU. O. Filatova, T. G. Hatnyukova-SHishkova. — M. : Na-cional'nyj knizhnyj centr, 2017. - 80 s. -Tekst : neposredstvennyj. Bel'tyukov, V. I. Vzaimodejstvie analizatorov v processe vospriyatiya i usvoeniya ustnoj rechi : (V norme i patologii) / NII defektologii APN SSSR. — Moskva : Pedagogika, 1977. — 176 s. - Tekst : neposredstvennyj.
2. Brekhova, T. V. Vokaloterapiya kak metod zdorov'esberegayushchih tekhnologij / T. V. Brekhova, I. S. Samylova, A. M. Ego-rova. — Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2019. — № 43 (281). — S. 227—229.
3. Guberina, P. Verbotonal'nyj metod rea-bilitacii lic s problemami v kommunikacii / P. Guberina, K. Asp. - Zagreb : SUVAG, 1988. - 32 s. - Tekst : neposredstvennyj.
4. Kislyakova, M. A. Obzor komp'yuternyh programm dlya logopeda / M. A. Kislyakova, A. Bycaj, E. Boshtovenko. — Tekst : nepos-redstvennyj // Uchenye zametki TOGU. — 2016. — № 4. — S. 499-503.
5. Korolevskaya, T. K. Komp'yuternaya podderzhka raboty po formirovaniyu proiznosheniya u detej s narusheniem sluha / T. K. Korolevskaya. — Tekst : neposred-stvennyj // Defektologiya. — 1995. — № 1. — S. 45-49.
6. Maksakov, A. I. Razvitie rechevogo golosa u doshkol'nikov / A. I. Maksakov. — Tekst : neposredstvennyj // Doshkol'noe vos-pitanie. — 1988. — № 1. — S. 31—38.
7. Pelymskaya, T. V. Formirovanie ustnoj rechi doshkol'nikov s narushennym sluhom :
posobie dlya uchitelya-defektologa / T. V. Pelymskaya, N. D. SHmatko. — M. : Gumanit. izd. Centr VLADOS, 2003. — 224 s. — Tekst : neposredstvennyj.
8. Proiznoshenie : uchebnoe posobie dlya 1 dopolnitel'nogo klassa obshcheobrazo-vatel'nyh organizacij, realizuyushchih AOOP NOO gluhih, obuchayushchihsya v sootvet-stvii s FGOS NOO OVZ / E. P. Mikshina, E. M. ZHilinskene, E. YU. Mamedova, N. V. Nau-mova. — Moskva : VLADOS, 2019. — CHast' 1. — 113 s. — Tekst : neposredstvennyj .
9. Proiznoshenie : uchebnoe posobie dlya 1 dopolnitel'nogo klassa obshcheobrazo-vatel'nyh organizacij, realizuyushchih AOOP NOO gluhih, obuchayushchihsya v soot-vetstvii s FGOS NOO OVZ / E. P. Mikshina, E. M. ZHilinskene, E. YU. Mamedova, N. V. Nau-mova. — Moskva : VLADOS, 2019. — CHast' 2. — 163 s. — Tekst : neposredstvennyj .
10. Fomicheva, M. F. Vospitanie u detej pravil'nogo proiznosheniya / M. F. Fomi-
cheva. — M. : Institut prakticheskoj psiho-logii, 1997. — 320 s. — Tekst : neposredstvennyj .
11. CHareli, E. M. Kak razvit' dyhanie, dikciyu, golos : monografia / E. M. CHareli. — Ekaterinburg : Izdatel'stvo Doma uchitelya, 2000. — 300 s. — Tekst : neposredstvennyj.
12. SHushardzhan, S. V. Klassifikaciya osnovnyh napravlenij, metodov i tekhnologij muzykal'noj terapii (mt) i perspektivy ih primeneniya/ S. V. SHushardzhan. — Tekst : neposredstvennyj // Refleksoterapiya i kom-plementarnaya medicina. — 2014. — № 9 (1). — S. 39—43.
13. Ken, M. Manual of articulation and phonological disorders / M. Ken. — San Diego : Singular Publishing Group, Inc., 1995. — 393 p.
14. Oster, A. M. Applications and Experiences of Computer-Based Speech Training / A. M. Oster. — Text : unmediated // Quarterly Progress Status. Report 4 / Department of Speech Communication and Music Acoustics. Royal Institute of Technology. — Stockholm, 1989. — P. 37—44.