Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ИЗ СЕМЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ И СЛЫШАЩИХ РОДИТЕЛЕЙ'

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ИЗ СЕМЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ И СЛЫШАЩИХ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
395
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Любкевич Екатерина Сергеевна

В данной статье рассмотрены пути изучения нравственного развития старших дошкольников с нарушениями слуха. Представлены результаты констатирующего эксперимента, целью которого было выявление актуального уровня нравственного развития глухих и слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с учетом условий семейного воспитания, определяющихся наличием или отсутствием нарушений слуха у родителей испытуемых, а также определены уровни развития нравственной сферы. В статье проведена четкая корреляция между уровнем сформированности объекта исследования у глухих и слабослышащих детей и состоянием слуха у родителей ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Любкевич Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH HEARING IMPAIRMENTS FROM FAMILIES OF DEAF AND HEARING PARENTS

This article examines the ways of studying the moral development of older preschoolers with hearing impairments. The results of the ascertaining experiment are presented, the purpose of which was to identify the current level of moral development of deaf and hard of hearing children of senior preschool age, taking into account the conditions of family education, determined by the presence or absence of hearing impairment in the parents of the subjects, as well as the levels of development of the moral sphere. The article provides a clear correlation between the level of formation of the research object in deaf and hard of hearing children and the state of hearing in the child's parents.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ИЗ СЕМЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ И СЛЫШАЩИХ РОДИТЕЛЕЙ»

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности // Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2009. С. 18, 19.

3. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии, 1999. № 2. С. 35-41.

4. Жигадло Ю.И. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии творческого мышления учащихся старшего школьного возраста. // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. ХЬ междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2020. № 11(37). С.102-105.

5. Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии, 2007. № 1. С. 103-117.

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ИЗ СЕМЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ И СЛЫШАЩИХ РОДИТЕЛЕЙ Любкевич Е.С. Email: Lyubkevich6104@scientifictext.ru

Любкевич Екатерина Сергеевна - магистрант, кафедра дошкольной дефектологии, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены пути изучения нравственного развития старших дошкольников с нарушениями слуха. Представлены результаты констатирующего эксперимента, целью которого было выявление актуального уровня нравственного развития глухих и слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с учетом условий семейного воспитания, определяющихся наличием или отсутствием нарушений слуха у родителей испытуемых, а также определены уровни развития нравственной сферы. В статье проведена четкая корреляция между уровнем сформированности объекта исследования у глухих и слабослышащих детей и состоянием слуха у родителей ребенка.

Ключевые слова: нравственное развитие, дети с нарушениями слуха, дошкольный возраст, условия воспитания.

MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH HEARING IMPAIRMENTS FROM FAMILIES OF DEAF AND HEARING PARENTS Lyubkevich E.S.

Lyubkevich Ekaterina Sergeevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PRESCHOOL DEFECTOLOGY, MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: this article examines the ways of studying the moral development of older preschoolers with hearing impairments. The results of the ascertaining experiment are presented, the purpose of which was to identify the current level of moral development of deaf and hard of hearing children of senior preschool age, taking into account the conditions of family education, determined by the presence or absence of hearing impairment in the parents of the subjects, as well as the levels of development of the moral sphere. The article provides a clear correlation between the level of formation of

the research object in deaf and hard of hearing children and the state of hearing in the child's parents.

Keywords: moral development, children with hearing impairments, preschool age, conditions of upbringing.

УДК 376.356

Все большую значимость в общественных реалиях и повседневной жизни приобретают нравственные ценности. Это обосновано тем, что для успешного взаимодействия между людьми необходимо обладание коммуникативными компетенциями, способностью к взаимодействию и сотрудничеству. Соответствия индивида данным требованиям невозможно достичь без становления основ порядочности и достижения нравственной зрелости.

Для реализации потребности общества в благоприятной социальной модели возникает необходимость совершенствования системы формирования и коррекции нравственной сферы дошкольников с нарушениями слуха, которая обусловлена их еще более выраженной потребностью в достижении высокого уровня адаптации в обществе слышащих людей.

Психическое развитие детей, имеющих недостатки слуха, осуществляется в условиях звуковой депривации, что предопределяет специфику усвоения нравственных понятий и степень эмоционального реагирования на них, формирование нравственных чувств и адекватного моральным нормам поведения. Исследования в области воспитания нравственности детей изучаемой категории недостаточны и неравномерны, малоизучены педагогические условия развития нравственной сферы, это определяет актуальность данной работы.

Формирование нравственности дошкольников происходит при непосредственном влиянии семьи и находится в прямой зависимости от условий воспитания. Касательно детей с нарушениями слуха уровень сформированности нравственной сферы оценивается с учетом специфики воспитания внутри семей, где родители имеют нарушения слуха или, напротив, не имеют. Использование семейно-центрированного подхода и консультативной модели взаимодействия с родителями испытуемых позволит направлять их действия на повышение уровня сформированности нравственной сферы детей в рамках их индивидуальных повседневных жизненных рутин.

На базе дошкольного отделения ГКОУ г. Москвы СКОШИ №30 им. К.А. Микаэльяна была проведена экспериментально-исследовательская работа, целью которой было выявление уровня нравственного развития старших дошкольников изучаемой категории с учетом условий семейного воспитания.

В основу исследования была положена следующая гипотеза:

• Совокупность неблагоприятных биологических и социальных факторов, звуковой депривации, ограничений социальных влияний оказывает отрицательное воздействие на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

• Наличие или отсутствие нарушений слуха у взрослых, воспитывающих ребенка, оказывает влияние на нравственное развитие глухих и слабослышащих дошкольников.

• Совершенствование методик диагностики, направленной на изучение нравственного развития, позволит определить его характеристики и направления коррекционной работы.

Экспериментальную группу составили 14 детей с различной степенью тугоухости и с глухотой и наличием или отсутствием нарушений слуха у родителей испытуемых. На основе документации сурдопедагога были выявлены степени потери слуха участников экспериментальной группы. Среди 14 дошкольников пятеро детей имеют

глухоту, семеро - сенсоневральную тугоухость III-IV степени, двое -сенсоневральную тугоухость I-II степени.

Изучение социальных условий развития детей позволили выделить следующее: среди данной группы 6 человек воспитываются родителями, имеющими нарушения слуха, и 8 человек, родители которых нормально слышащие.

На основе научной литературы были выделены направления изучения уровня нравствственного развития дошкольников, базирующиеся на трехкомпонентной теории нравственности (М.С. Каган, В.Н. Мясищев, Р.В. Овчарова и Э.Р. Гизатуллина): когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В исследовании были использованы методики авторов: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Р.Р. Калинина, А.М. Щетинина, Л.В. Кирс, А. М. Эткинд [2, 4, 6]. Задания были адаптированы с учетом структуры нарушения.

Полученные результаты диагностики позволили определить уровни успешности выполнения заданий: низкий - отсутствие или выраженная узость представлений о нравственных нормах, неадекватность или отсутствие эмоциональных реакций при оценивании поступков, проявление отрицательных нравственных качеств в личном поведении; средний - представления о нравственных нормах ограничены, оценочные суждения сформированы, эмоциональные реакции адекватны, но выражены нечетко, в поведении проявляются базовые нравственные качества; высокий -представления о нравственных качествах достаточны, эмоциональное отношение к ситуациям адекватное, четко выраженное, в поведении наблюдаются положительные нравственные качества.

Результаты проведения констатирующего эксперимента показали следующее: низкий уровень нравственного развития имеют 6 детей с нарушениями слуха; средний уровень показали 6 испытуемых; высокий уровень продемонстрировали 2 участников эксперимента.

Нравственное развитие испытуемых дошкольников, имеющих нарушения слухового анализатора характеризуется:

1. Узостью представлений и знаний о моральных нормах и базовых нравственных понятиях.

2. Сложностью формулирования категории морали.

3. Особенностью эмоциональной сферы: упрощением эмоциональных реакций, трудностями понимания эмоциональных проявлений других людей, недостаточностью сформированности нравственных чувств.

4. Трудностью мотивирования поступков, имеющих эмоционально-нравственную окраску.

5. Частым проявлением отрицательных нравственных качеств в личном поведении.

После проведения эксперимента была определена зависимость между уровнями нравственного развития испытуемых и наличием или отсутствием нарушений слуха у родителей. Среди детей, показавших высокий уровень успешности, 2 ребёнка воспитываются в семьях слышащих родителей. Подавляющее большинство дошкольников, из семей неслышащих родителей, продемонстрировали средний уровень сформированности нравственной сферы (5 человек), и 1 ребенок был из семьи слышащих. Низкий уровень характерен для 5 человек, воспитывающихся родителями, которые не имеют нарушений слуха, и 1 ребёнок из семьи глухих.

Полученная корреляция указывает на связь между уровнем эмоциональной и нравственной зрелости и условиями семейного воспитания, определяющимися наличием или отсутствием нарушений слуха у родителей. Это может говорить о том, что в ситуации, когда родители ребенка нормально слышащие, общение между субъектами взаимоотношений часто оказывается эмоционально обедненным. Как правило, родители не могут правильно выстроить общение с ребенком с учетом его психофизических особенностей, что оказывает непосредственное влияние на

успешность формирования личности и, в частности, нравственного развития. Напротив, общение в семьях, где нарушения слуха имеют и дети, и родители, характеризуется разнообразием эмоциональных реакций, большей насыщенностью, так как взрослые не испытывают отчуждения от ребенка и трудностей в построении коммуникации с ним [5].

Анализ существующих исследований по проблеме показал, что для эффективной коррекции нравственного развития изучаемой категории дошкольников необходимо учитывать особенности их психического, слухового и речевого развития. Однако, кроме того, нравственное развитие ребенка с нарушениями слуха требует создания условий социального благополучия, эффективного взаимодействия с близкими взрослыми и целенаправленного воздействия. Поэтому целесообразно проводить работу, направленную на развитие нравственной сферы с учетом специфики воспитания внутри семей и с использованием семейно-центрированного подхода.

Список литературы /References

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 63 с.

2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Владос, 1995. 291 с.

3. Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Издательство «Речь», 2002. 176 с.

4. КалининаР.Р. Тренинг развития личности. СПб.: Речь, 2005. 160 с.

5. Хохлова А.Ю. Интеллектуальное развитие глухих детей из семей глухих и слышащих родителей: Дисс ... канд. психолог. наук. Москва, 2007. 135 с.

6. Психология глухих детей. / Под ред. Соловьева И.М., Шиф Ж.И., Розановой Т.В., Яшковой Н.В. 2-е изд., стереот. М.: Советский спорт, 2006. 421 с.

7. Щетинина А.М.Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.