Научная статья на тему 'Оценочные шкалы для определения уровня развития произношения у детей с нарушением слуха'

Оценочные шкалы для определения уровня развития произношения у детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
СУРДОПСИХОЛОГИЯ / СУРДОПЕДАГОГИКА / SURDOPEDAGOGY / SURDOPSYCHOLOGY / РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ / SPEECH BREATHING / РАЗВИТИЕ ГОЛОСА / DEVELOPMENT OF VOICE / ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ / RATING SCALES / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPUTER PROGRAMS / РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ / DEVELOPMENT OF PRONUNCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадян Светлана Сергеевна

В статье анализируются основные компоненты произношения (развитие речевого дыхания, сила и высота голоса, тембр, ритм и интонация речи), подходы построения и проведения сурдопедагогической работы по развитию правильного произношения у детей с нарушением слуха дошкольного возраста. В основе рекомендованных нами оценочных шкалах представлены компьютерные игры, специально отобранные, разработанные и систематизированные нами специальные речевые упражнения, задания и игры. Особое внимание уделяется современности данного метода в специальном образовании. Кроме того подтверждается, что данный метод обучения способствует развитию и совершенствованию активности детей, их интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценочные шкалы для определения уровня развития произношения у детей с нарушением слуха»

RATING SCALES FOR DETERMINATION OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PRONUNCIATION AT CHILDREN WITH HEARING DISORDERS Muradyan S. (Republic of Armenia) ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Мурадян С. С. (Республика Армения)

Мурадян Светлана Сергеевна /Muradyan Svetlana — кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра специальной педагогики и психологии, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Abstract: the article analyzes the main components of the pronunciation (the development of speech breathing, strength and height of voice, tone, rhythm, and intonation of speech), and the construction of approaches of surdopedagogic work to develop the correct pronunciation of children with impaired hearing preschool. At the heart of our recommended rating scales presented computer games specially selected, developed and systematized our special speech exercises, tasks and games. Special focus is paid to the present of this method in special education. Besides that, it's confirmed that this method of training promotes development and improvement of children's activities, their interests.

Аннотация: в статье анализируются основные компоненты произношения (развитие речевого дыхания, сила и высота голоса, тембр, ритм и интонация речи), подходы построения и проведения сурдопедагогической работы по развитию правильного произношения у детей с нарушением слуха дошкольного возраста. В основе рекомендованных нами оценочных шкалах представлены компьютерные игры, специально отобранные, разработанные и систематизированные нами специальные речевые упражнения, задания и игры. Особое внимание уделяется современности данного метода в специальном образовании. Кроме того подтверждается, что данный метод обучения способствует развитию и совершенствованию активности детей, их интересов.

Keywords: surdopedagogy, surdopsychology, speech breathing, development of voice, rating scales, computer programs, development of pronunciation.

Ключевые слова: сурдопедагогика, сурдопсихология, речевое дыхание, развитие голоса, оценочные шкалы, компьютерные программы, развитие произношения.

Известно, что своевременное и правильное определение уровня развития ребенка на различных этапах педагогической работы является одним из важных условий его развития, контроля и управления всем процессом развития. Это положение правомерно относится к детям с нарушением слуха, поскольку определение уровня развития этих детей, в том числе и их произношения, поможет сурдопедагогам, работающим с этими детьми своевременно и целенаправленно скорректировать средства и методы сурдопедагогической работы. Однако до настоящего времени в сурдопедагогике и сурдопсихологии не существуют экспериментально разработанные оценочные шкалы для определения уровня развития произношения у детей с нарушением слуха дошкольного возраста. Это, естественно, осложняет проведение развивающей работы и постановку правильного произношения у данного контингента детей, контроль и управление этим процессом.

В связи с вышеизложенным в настоящей работе мы стремились разработать оценочные шкалы для определения уровня развития правильного произношения у детей с нарушением слуха 3-6 лет и экспериментально обосновать эффективность их применения.

Разработка оценочных шкал проводилась нами на основе изучения и анализа специальной научно -методической литературы, опыта работы сурдопедагогов по развитию произношения у детей с нарушением слуха и результатов наших исследований по этой проблеме [3]. Нами были избраны следующие основные компоненты произношения:

• Развитие речевого дыхания;

• Сила и высота голоса;

• Тембр, ритм и интонация речи.

Основное содержание специальных упражнений и заданий оценочных шкал по определению уровня развития произношения у детей с нарушением слуха по указанным компонентам были подобраны из наших авторских компьютерных программ [1, 2].

В разделе «Речевое дыхание» оценочной шкалы нами включены пять упражнений и заданий, на определение умения правильного речевого дыхания, контроль струи воздуха. Здесь представлены следующие примерные задания: сделать глубокий вдох и выдыхать на микрофон (в результате на экране компьютера из яблока выходит червяк), за один выдох передвинуть бабочку, сделать глубокий выдох и сбросить бумажную пирамидку и т. д.

В разделе «Сила и высота голоса» оценочных шкал мы включили специальные упражнения и задания на произношение гласных и согласных звуков разной силы и высоты (произношение шепотом, голосом разговорной громкости, громким голосом). Это были компьютерные программы, картинки, рисунки, муляжи, по которым, согласно конкретному заданию, дети должны были произносить звуки «ООО»; «Аф», «АУУУ»; «ИИ», изображающие различных животных, птиц, машин и т. д. Во время нами разработанных компьютерных программ, на экране появлялись определенные изменения в зависимости от уровня правильно выполнения задания.

В разделе «Тембр, ритм и интонация речи» были включены разнообразные упражнения и задания на выполнение простых и сложных инструкций: по длине ленты произнести звук «А»; по заданию (компьютерная программа) изменить темп речи, произнести речевые ритуалы, чтобы помочь «тонущего зайчика» и т. д.

В программе оценочных шкал для определения уровня развития произношения у детей с нарушением слуха важное место мы отвели упражнениям и заданиям на определение уровня развития мимики и артикуляции. Этот раздел наряду с другими вышепредставленными разделами является очень важным для оценки общего уровня развития произношения у детей с нарушением слуха дошкольного возраста. Поэтому в этой статье были включены специальные упражнения и задания на выражение различных эмоций (печаль, грусть, радость, страх и др.) и мимики лица. Это проводилось по нашим разработанным компьютерным программам, нами выбранными различным сюжетным картинкам, игрушкам, куклам и шарикам с различными изображениями выражением лица. Рекомендованные оценочные шкалы для определения уровня развития произношения дошкольников с нарушением слуха построены так, что с возрастом детей сложность упражнений и заданий каждого раздела, а также требования к их выполнению могут постепенно повышаться.

В каждый из перечисленных разделов оценочной шкалы мы включили по пять специальных упражнений и заданий с различными вариантами. Кроме того любая компьютерная игра позволяет выбрать степень сложности (в зависимости от степени нарушения слуха, снижения слуха, от индивидуальных возможностей и т. д.) выполнения игры по предлагаемой системе.

Во всех разделах оценочной шкалы по определению уровня развития произношения у детей 3 -6 лет с нарушением слуха представлено 30 заданий. Выполнение каждого задания оценивалось по пятибалльной системе:

0 - не выполнено;

1 - выполнено с помощью;

2 - выполнено самостоятельно, но частично;

3 - выполнено самостоятельно, но с трудом;

4 - выполнено самостоятельно, но с ошибками;

5 - выполнено самостоятельно и правильно.

Уровень развития произношения у каждого ребенка оценивался нами по следующей схеме:

Л 7 Наб/бал

У. развития= ■---

Кал. задан

Где У/разв. - это уровень развития произношения испытуемого, Наб/бал - сумма набранных баллов за выполнение всех заданий каждого раздела, К зад. - это количество заданий. Например, если испытуемый, выполняя задания по силе и высоте голоса, набрал 28, а количество заданий 14, то средний балл уровня развития этого показателя произношения оценивается у него 2 баллами (28 : 14 = 2 балла).

В целом, определяя уровень развития произношения у ребенка по всем изучаемым 3 видам компонентов, следует суммировать средние баллы по каждому разделу. Так, если испытуемый набрал по изучаемым трем разделам следующие баллы 2,0; 2,8; 2,3 и 3,1, то общий уровень развития произношения у этого ребенка составляет 3,4 балла (2,0 + 2,8 + 2,3 + 3,1 =10,2 : 3 = 3,4 балла).

Такой подход определения уровня развития произношения каждого ребенка позволяет оперативно определить исходный уровень развития его произношения, динамику изменений на различных этапах педагогического эксперимента и достигнутый результат по каждому отдельному компоненту произношения: речевого дыхания, силы и высоты голоса, тембра, ритма и интонации речи.

На основании результатов определения исходного уровня развития произношения составлялась примерная программа сурдопедагогической работы по формированию и развитию произношения у каждого ребенка. Затем, на последующих этапах этой работы, на основе применения оценочных шкал, вносились соответствующие изменения в программу сурдопедагогических занятий по развитию

правильного произношения у детей с нарушением слуха. В содержании этих занятий включались специальные упражнения, дидактические задания, игры и методические подходы на развитие нарушений произношения по всем изучаемым компонентам: речевое дыхания, силы и высоты голоса, тембра, ритма и интонации речи. Нами предложенная работа сегодня проводится выдающимися сурдопедагогами, логопедами, воспитателем специальных центров Армении.

Литература

1. Королевская Т. К. Программа «Видимая речь>> 3 и ее применение в обучении детей с нарушением слуха. М.: ИнфоТех, 1998. 130 с.

2. Королевская Т. К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушенным слухом // Дефектология, 1995. № 1. С. 58-65.

3. Манукян А. В. Характеристика рекомендованной системы игр, игровых упражнений и заданий для развития речи у дошкольников с нарушением слуха / Специальная педагогика и психология. Сборник научно-методических статьей / Ер. Зангак - 97, 2009. С. 181-185.

MOTIVATION OF FOREIGN LANGUAGE STUDY OF ENGINEERING

STUDENTS

Odinokaya М.1, Pogodina N.2 (Russian Federation) МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Одинокая М. А.1, Погодина Н. Н.2 (Российская Федерация)

'Одинокая Мария Александровна / Odinokaya Maria - кандидат педагогических наук, доцент;

2Погодина Надежда Николаевна /Pogodina Nadezhda - старший преподаватель, Высшая школа иностранных языков, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Abstract: this article describes factors, which positively and negatively affect the motivation of technical specialties students for foreign language learning. Special attention is focused on the specification of the definition of learning motivation. Methods of increasing the motivation are proposed. It also gives the views of researchers in this area of motivation of modern Russian students of technical departments. It is concluded that the students' of technical departments motivation level of learning a foreign language is currently evaluated as middle by researchers. Students in studies of the discipline «Foreign Language» takes into consideration external factors that can be referred to the normal stage of globalization offoreign affairs. Аннотация: в данной статье рассмотрены факторы, положительно и отрицательно влияющие на мотивацию изучения иностранных языков студентов технических специальностей. Особое внимание уделено уточнению термина учебная мотивация. Предложены методы повышения учебной мотивации. Приведены мнения исследователей данной области о мотивированности современных студентов технических специальностей в Российской Федерации. В заключении определяется, что в настоящее время уровень мотивации изучения ИЯ у студентов технических дисциплин оценивается исследователями как средний, студенты при изучении дисциплины «Иностранный язык» руководствуются, прежде всего, внешними мотивами, что, в свою очередь, можно отнести к нормальному этапу глобализации международных отношений.

Keywords: motivation, international standards, foreign language, student, technical university. Ключевые слова: мотивация, международные стандарты, иностранный язык, студент, технический вуз.

DOI: ' 0.20861/24' 0-28 73-20' 7-25-002

В настоящее время наиболее конкурентоспособными на рынке труда становятся выпускники вузов, имеющие помимо профессиональных знаний также и знания иностранных языков (ИЯ). Развитие международных коммуникаций подразумевает возможность и необходимость обмена знаниями между учёными разных стран (участие в конференциях, изучение и написание научных статей и т.д.) и сотрудничества с иностранными партнёрами. В соответствии с ФГОС третьего поколения [1] результаты обучения бакалавров технических направлений включают владение одним из ИЯ на уровне не ниже разговорного, способность к письменной и устной деловой профессиональной коммуникации на одном из ИЯ. Для магистров технических направлений установлен стандарт - способность свободно пользоваться ИЯ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.