Научная статья на тему 'Анализ программ по обучению произношению у дошкольников с нарушением слуха'

Анализ программ по обучению произношению у дошкольников с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1368
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРДОПЕДАГОГИКА / SURDOPEDAGOGY / СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА / SPECIAL SCHOOL / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ACOUSTICAL PERCEPTION / HEARING IMPAIRED / PRONAUNSIATION / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / ПРОИЗНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадян Светлана Сергеевна

В статье рассматриваются положительные аспекты и перспективы развития произношения у детей с нарушением слуха, основные задачи, рассматриваемые в данных программах. Для формирования и развития правильного произношения у детей 3 6 лет с нарушением слуха важно определение задач, содержание методических приемов и педагогических условий их реализации по различным компонентам, характеризующим уровень развития детей с нарушением слуха. В заключении также подтверждается, что эти программы имеют довольно большое количество разделов, направленных на развитие физического, музыкального воспитания, на развитие речи и произношения, слухового восприятия детей с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурадян Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ программ по обучению произношению у дошкольников с нарушением слуха»

4. Ljovin B. A. Povyshenie kachestva otraslevogo inzhenernogo transportnogo obrazovanija [Improving the quality of the transport industry engineering education] // Inzhenernoe obrazovanie. 2014. Vypusk 15. S. 104-114. // Inzhenernoe obrazovanie [Engineering Education], 2014. Release 15. P. 104-114 [in Russian].

ANALYSIS PROGRAMS TEACHING PRONUNCIATION PRESCHOOL CHILDREN WITH HEARING DISORDERS Muradyan S. (Republic of Armenia) АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Мурадян С. С. (Республика Армения)

Мурадян Светлана Сергеевна /Muradyan Svetlana — кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра специальной педагогики и психологии, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Abstract: the article presents positive aspects and perspectives of development of a pronunciation preschool children with hearing disorders, main problems covered in these programs. For the formation and development of correct pronunciation in children 3 - 6 years old with hearing loss it is important to define the content of the tasks of instructional techniques and pedagogical conditions of their implementation of the various components characterizing the level of development of children with hearing impairment. In addition, it is confirmed that these programs have a fairly large number of sections, which are aimed at the development of physical, musical education, rely on the development of speech and pronunciation, development of aural impression of children with hearing disorders.

Аннотация: в статье рассматриваются положительные аспекты и перспективы развития произношения у детей с нарушением слуха, основные задачи, рассматриваемые в данных программах. Для формирования и развития правильного произношения у детей 3 - 6 лет с нарушением слуха важно определение задач, содержание методических приемов и педагогических условий их реализации по различным компонентам, характеризующим уровень развития детей с нарушением слуха. В заключении также подтверждается, что эти программы имеют довольно большое количество разделов, направленных на развитие физического, музыкального воспитания, на развитие речи и произношения, слухового восприятия детей с нарушением слуха.

Keywords: surdopedagogy, special school, development, acoustical perception, hearing impaired, pronaunsiation.

Ключевые слова: сурдопедагогика, специальная школа, развитие, слуховое восприятие, нарушение слуха, произношение.

Известно, что развитие речи, в частности правильного произношения, у слабослышащих детей является одной из важных и сложных проблем развития этих детей.

Наблюдения, ознакомление с опытом работы специалистов центров, учителей и воспитателей специальной школы и школ, обеспечивающих интегративное обучение и наши исследования показывают, что для слабослышащих дошкольников изучение норм и правил правильного произношения, практическое ее применение представляет определенную трудность. Тогда как практическое овладение правильным произношением необходимо слабослышащим не только в дошкольном возрасте, но и в школьном, в будущей повседневной игровой, трудовой, учебной, общении и других видах деятельности. Так как одним из условий успешной интеграции в общество является умение общаться, выражать свою речь.

Однако, как показывает практика, у подавляющего большинства учащихся специальной школы для детей с нарушением слуха развитие правильного произношения находится на низком уровне. Эти дети затрудняются самостоятельно употреблять в устной форме основной речевой материал, предусмотренной программой по развитию речи, обучению счету и т. д., употреблять в речи все звуки родного языка, изменять силу и высоту голоса в связи с логическим ударением и т. д. В активном, и даже в пассивном словаре этих детей отсутствуют многие обиходные слова. Видимо в процессе дошкольного обучения и воспитания слабослышащих детей этим и другим подобным вопросам не всегда уделяется достаточное внимание [1].

Программы для специальных дошкольных учреждений (Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста, М. «Просвещение», 1983, Воспитание и обучение глухих детей

79

дошкольного возраста, 1991, Развитие слухового восприятия и обучение произношению, 2007) предназначены для работы с детьми 3-7 лет в специальных детских садах, детских домах, группах при массовых дошкольных учреждениях. Они рассчитаны на 4 года обучения. Программы содержат необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой слабослышащих детей (3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет), обеспечивающим в совокупности всестороннее их развитие, в том числе и правильное произношение, подготовку к дальнейшему школьному обучению. Программа построена на многих принципах, основными из которых (с учетом направления наших исследований) являются [2]:

• учета общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов;

• организации специальной коррекционно-развивающей работы с учетом структуры, характера и степени нарушения слуха, индивидуальных возможностей каждого ребенка;

• широкого использования и развития остаточного слуха;

• отражения всех сведений и впечатлений об окружающем действием, изображением и речью.

В тесной связи со многими разделами в программе «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (М., 1983) осуществляется и речевое развитие детей. Как самостоятельный раздел программы представлено важнейшее коррекционное направление работы по развитию речи -«Развитие остаточного слуха и обучение произношению».

Согласно программного материала, обучение произношению осуществляется на базе широкого развития и использования сохранного слуха слабослышащих дошкольников, как на специальных фронтальных занятиях, так и на занятиях по всем разделам программы при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования.

Исходной и основной единицей обучения произношению дошкольников с нарушением слуха служит целое слово.

Так, если на первом году обучения слабослышащие дети воспринимают слова в трех вариантах: точно, приближенно, усечено; на втором году в двух: точно и приближенно, то на 3 -4 годах обучения она приобретает навык точного воспроизведения слов.

Согласно программным требованиям формирование навыков точного воспроизведения слов должно включать:

• умение выделять словесное ударение в знаковых словах (первый и последующие годы обучения);

• соблюдать подвижность ударения при изменении формы слова (второй и последующие годы обучения);

• умение правильно произносить звуки и их сочетания в слове: так на первом году обучения дети должны овладеть навыком произношения не менее 12 звуков, на втором году - 18, на третьем - 22, на четвертом всех звуков родного языка, произносить слова со стечением согласных звуков без призвуков;

• умение соблюдать орфоэпические нормы произношения: на 1-2 годах обучения - отдельные, на 3-4 - основные нормы произношения родного языка [4].

В программе «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (М., 1983) подчеркивается, что важным требованием при формировании навыков произношения слов и фраз у дошкольников с нарушением слуха являются [3]:

• умение воспроизводить слитно, на одном выдохе слова, словосочетания, фразы в 3-5 слогов (первый год обучения), 6-8 слогов (второй год), 9-10 слогов (третий год), свыше 10 слогов (четвертый год), распределить дыхательные паузы при произношении длинных фраз (третий, четвертый год обучения);

• умение произносить слова и фразы в темпе, близком к естественному (1 -2 года обучения), изменять темп произношения: говорить медленно, быстро, в естественном темпе (3-4 года обучения);

• умение пользоваться голосом нормальной высоты, силы и тембра (1 -4 последующие года обучения), а также умение изменять силу и высоту голоса в связи с подвижностью словесного ударения, интонацией и логическим ударением (2-4 года обучения);

• умение выражать различные интонации: сопряженно и отраженно (1 -2 года обучения), самостоятельно (3-4 года обучения).

В данной программе также подчеркивается, что с каждым годом должен увеличиваться словарь устной речи, так, к концу первого года обучения слабослышащие дети должны уметь произносить не менее 90 слов и 50 фраз; к концу второго года - не менее 200 слов и 250 фраз, к концу третьего года обучения не менее 500 слов и фраз, к концу четвертого года занятий самостоятельно употреблять в устной форме основной речевой материал (словарь и фразеологию), предусмотренный программой по развитию речи, обучению счету, развитию слухового восприятия, а также связанной с проведением режимных моментов, игровой, изобразительной и других видов деятельности.

Речевой материал программы, на котором ведется обучение произношению слабослышащих детей, отобран из разных разделов программы.

Согласно этому учебному материалу в задачу первого года обучения произношения входит формирование у слабослышащих детей потребности общения устной (звучащей) формой речи, формирования первичных навыков воспроизведения слов, формирование умений воспроизводить в словах, близко к норме не менее 12 звуков, формирование умений воспроизводить знакомые слова слитно, на одном выдохе, в темпе, близком к естественному, пользуясь голосом нормальной высоты, силы, тембра и т. д., формирование умения воспроизводить, на одном выдохе небольшие фразы (3-5 слов), формирование умения сопряженно и отражено выражать различные интонации.

В программе первого года обучения произношению формирование фонетической стороны речи должно строится на базе слухо-зрительного и слухового восприятия с учетом индивидуальных особенностей слабослышащих детей в овладении произношением к началу их специального обучения. Указано, что в процессе обучения необходимо широко использовать различные методические приемы: сопряженная и отраженная речь, фонетическая ритмика, специальные игры и т. д.

Согласно рассматриваемой программы на последующих годах обучения произношения слабослышащих дошкольников основными задачами являются продолжение работы по формированию потребности и навыка общения устной формы речи, активизации самостоятельного общения, формирование умения воспроизводить слова в полной форме с сохранением их звуко-слогового состава, формирование навыка слитного, без призвуков произношения слов, формирование умения воспроизводить в словах точно не менее 18 звуков и 2 дифтонгов, затем 22 звуков и 4 дифтонгов, совершенствование умения воспроизводить слова, словосочетания, фразы в 6-8 слогов слитно, на одном выдохе, в темпе близком к естественному, формирования умения воспроизводить в устной речи все звуки родного языка, дальнейшее развитие фразовой речи в устной форме, формирования умения воспроизводить в словах точно не менее 18, затем 22 звуков и 2 (затем 4) дифтонгов, формирование произносительных навыков продолжает осуществляться на полисенсорной основе с использованием специальных приемов коррекции звуков, фонетической ритмики.

Большое место в данной программе по обучению произношению отведено основным умениям и навыкам, которые должны овладеть слабослышащие дети к концу каждого года обучения.

В программе «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» (Санкт-Петербург, 1991 г.) также представлен примерный материал по развитию произношения у дошкольников. Эта программа рассчитана для детей от 1,5 года до 7-и лет и состоит из 9 разделов: музыкальное восприятие, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, развитие слухового восприятия и обучение произношению и т. д.

Отмечая положительные стороны этих программ (обширность решаемых задач, многообразие средств и методов, направленность на общее развитие и формирование правильного произношения и т. д.) хотелось бы отметить и ряд нерешенных вопросов, неохваченных в этих программах:

• отсутствие междпредметной связи в развитии произношения у дошкольников с нарушением слуха;

• отсутствие системного подхода в развитии произношения у детей;

• содержание раздела «Обучение произношению слабослышащих детей» требует значительного расширения и обогащения.

Итак, анализ программ 1983-2007 года по обучению произношения неслышащих и слабослышащих детей дошкольного возраста свидетельствует, что в них собран довольно обширный и богатый учебный материал направленных на решение поставленных задач. Эти программы имеют довольно большое количество разделов, направленных как на развитие физического и музыкального воспитания, формирования математических представлений у данного контингента детей, так и на развитие слухового восприятия, речи и произношения.

Литература

1. Мурадян С. С. Анализ постановки работ по развитию произношения у дошкольников с нарушением слуха. I Международная научно-практическая конференция. Педагогика и современные аспекты физического воспитания.- Краматорск. ДДМА, 2015. № 2. С. 118-124.

2. Бабаян Л., Манукян А. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // программное пособие для специальных школ у детей с нарушением слуха. Ер., 2007. 100 с.

3. Программа для специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. 149 с.

4. Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.

SUBJECT COMPETENCES OF BACHELOR ON SPECIALTY «JURISPRUDENCE» Kudratov N. (Republic of Tajikistan) ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Кудратов Н. А. (Республика Таджикистан)

Кудратов Некруз Абуднабиевич /Kudratov Nekruz - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой,

кафедра коммерческого права, Таджикский государственный университет коммерции, г. Душанбе, Республика Таджикистан

Abstract: the article deals with questions of the establishment of the basic subject competence in the specialty jurisprudence. For all the specialty establishment of competence is ofparticular importance. It was found that the competence - the ability of students to practical application of acquired knowledge in the learning process and skills in their professional activities. The subject competency should reflect the categories of knowledge, abilities, skills. All of competence, specified in the article are relevant and are being implemented in the undergraduate, depending on the in-depth and direction of the implementation of specific competences. Аннотация: в статье рассматриваются вопросы установления основных предметных компетенций по специальности юриспруденция. Для всех специальностей установление компетенции имеет особое значение. Установлено, что компетенция - это способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности. В предметных компетенциях должны отражаться категории знания, умения, навыки. Все компетенции, указанные в статье, являются актуальными и реализуются на бакалавриате в зависимости от углубленности и направленности реализации конкретной компетенции.

Keywords: competence, law, knowledge, skills.

Ключевые слова: компетенция, право, знания, умения, навыки.

Вступление некоторых государств СНГ в Болонский процесс положило начало активному реформированию образовательной системы в этих странах. Современное образование «ставит целью достижение более полного, личностного и социально значимого интегрированного результата, описываемого в терминах, отражающих новые возможности обучающихся, рост их личностного потенциала» [1, с. 13]. Конечной целью реализации этих требований является выпуск квалифицированных, конкурентоспособных на отечественном и зарубежном рынках труда специалистов, обладающих профессиональными компетенциями и способными мобильно и быстро решать смежные со своей профессией задачи.

Для всех специальность установление компетенции имеет особое значение. Исходя из анализа нормативно правовых актов и юридических литератур, можно предположить, что компетенция - это способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

При анализе профессиональной компетентности юриста в качестве ее основных составляющих следует рассматривать общепрофессиональную грамотность, умения использовать имеющиеся знания в процессе деятельности и индивидуально-личностные качества [2, с. 884].

Оценка компетенций студентов-юристов в условиях вуза представляет сложность, поскольку качество компетенций зависит от возможностей моделирования реальных производственных условий. Кроме того, проблема измерения уровня компетентности студентов должным образом не стандартизирована. Не выработаны методы и модели такого измерения [3, с. 63]. Все компетенции бакалавров в области право можно разделить на предметные и общие. Предметная компетенция - это способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности.

По мнение Н.М. Жукова предметные компетенции - это определяются в программах предметов и дисциплин и представляют собой совокупность требований к уровню освоения предмета (знания, умения и навыки), результату развития психических механизмов и личностных качеств будущего специалиста средствами осваиваемого предмета через содержание, технологию обучения, характер отношений и взаимодеятельности преподавателя и студентов. Предметные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.