4. Петленко, В. П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко- СПб., 1998 - 124 с.
5. Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие /' Под общ. Ред. Н. В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Харитонов, В. И. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся / В. И. Харитонов, В. В. Ким, А. В. Ненашева, С. А. Лигачина// Теория и практика физической культуры.: научно-теоретический журнал. - 2002. - №1.
7. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. / В. А. Ясвин -М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.
УДК371. 64/.69: 376
Е. В. Шевченко
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУРДО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЁРА «ДЭЛЬФА-130» КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА*
Важнейшей задачей коррекционного обучения детей с недостатками слуха остается проблема формирования их устной речи, без которой невозможны контакты с окружающим, «слышащим» миром. Чем меньшими остатками слуха располагает ребенок, тем меньше у него возможностей для восприятия информации о фонетических элементах речи, в связи с чем возрастает роль сохранных анализаторов, которые обеспечивают получение дополнительной информации, расширяющей границы возможностей восприятия глухими детьми элементов звучащей речи, как чужой, так и собственной [2].
К основным задачам работы сурдопедагога в области формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников с нарушениями слуха относятся:
- формирование правильного звукопроизношения;
- формирование правильного голосообразования и стабильного голосоведения;
- формирование у ребёнка умения говорить слитно, в нормальном темпе, голосом нормальной громкости;
- формирование правильного речевого дыхания [4].
Влияние снижения слуха у ребёнка сказывается не сразу. Родившийся глухим ребёнок кричит так же, как и слышащий. Он гулит и начинает лепе-
* Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 06-06-00431а)
тать. Однако в дальнейшем невозможность слухового восприятия звучащей речи окружающих и собственного звукопроизношения приводит к тому, что лепет у ребёнка постепенно угасает. Отсутствие или глубокое нарушение слухового анализатора лишает глухого ребёнка возможности усвоить такое произношение, которое не отличалось бы от произношения слышащего. Из-за этого речи глухого оказываются свойственными более или менее существенные недостатки произношения. Эти недостатки касаются голоса, звуков и их сочетаний, словесного и фразового ударения, особенностей мелодической стороны речи. Речь неслышащих детей часто характеризуется при обследовании как монотонная, невыразительная, не окрашенная интонационно. Естественно, что все эти недостатки отрицательно влияют на общую внятность речи. У глухих детей есть особенности, отличающие их фонетическую сторону речи: сравнительно более медленный темп, не вполне точное произношение звуков и сочетаний, ошибки в ударении. Более всего страдает внятность речи глухих. Это происходит из-за недостатков произношения звуков и их сочетаний [6].
К началу дошкольного обучения произносительные навыки детей могут быть разными в зависимости от величины остаточного слуха и индивидуальных особенностей ребенка. Если коррекционная работа не проводилась с раннего детства, то у глухих и у большинства детей со значительной тугоухостью голосовые реакции носят непроизвольный характер (плач, крик, отдельные звуки), некоторые дети произносят различные звукосочетания, не соотнося их с каким-либо значением, эти звуки могут использоваться детьми для привлечения внимания взрослого. У некоторых слабослышащих малышей в устной речи могут отмечаться отдельные лепетные слова. Часть детей с наибольшими остатками слуха владеют и определенным количеством коротких фраз типа: Мама, дай; Папа, ди (иди). Слова при этом воспроизводятся, как правило, усеченно и приближенно, в отдельных случаях точно. Звуковой состав речи ограничен, звуки произносятся не точно. Подавляющее большинство детей к началу обучения не понимают обращенную к ним речь, они пытаются выразить свои просьбы и сообщения с помощью неот-несенного лепета, естественных жестов и мимики. Поэтому любой ребенок с нарушенным слухом нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции произносительных навыков. На специальных занятиях проводится работа по вызыванию и автоматизации звуков, с обязательным их закреплением в словах, словосочетаниях и фразах. Одновременно с этим ведется целенаправленное обучение правильному произнесению слова: слитно, в нормальном темпе, с соблюдением звуко-слогового состава, словесного ударения и норм орфоэпии [5].
Методика.
В последние годы появилась возможность компьютерной поддержки процесса формирования произносительной стороны речи (Дэльфа-130, Видимая речь I, II, III).
Изучив возможности сурдо-логопедического тренажера «Дэльфа-130», мы стали использовать его в комплексной работе по коррекции речи глухих детей на базе специализированного ДОУ № 311 для детей с нарушениями слуха г. Новосибирска.
В этой связи мы исследовали особенности произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха (речевое дыхание, темп речи, голос, особенности воспроизведения звуков, слогов, слов). В исследовании участвовало 14 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, имеющих диагноз глухота и нейросенсорная тугоухость 3-4 степени.
С целью исследования влияния сурдо-логопедического тренажера «Дэльфа-130» на формирование и коррекцию произносительных навыков детей с нарушениями слуха дошкольники были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Численность групп составила по 7 детей.
Формирование правильного речевого дыхания, как уже отмечалось ранее, является одной из основных задач в области формирования и коррекции произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха, так как внятная и слитная речь возможна только при согласованной работе дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Для исследования речевого дыхания и слитности произношения ребёнку предлагалось проговорить знакомый речевой материал (знакомую фразу), например: «Девочка читает книгу». Цель этого исследования - выяснить, какое количество слогов ребёнок сможет произнести на 1 выдохе. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у глухих детей закреплять умение воспроизводить фразу слитно, на одном выдохе, сохраняя правильное воспроизведение входящих в нее слов.
С целью определения силы голоса и умения произвольно изменять громкость голоса детям сначала предлагалось произнести слоги громко или тихо (ПАПАПА или папапа), а затем слоги с различной силой звучания, например: «ПА-па-па, па-ПА-па, па-па-ПА».
Анализ результатов проверки произносительных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха показал необходимость применения новых компьютерных технологий (сурдо-логопеди-ческого тренажёра Дэльфа-130) в качестве одного из дополнительных средств для формирования и коррекции произношения. В обучающем этапе исследования приняло участие 7 дошкольников из экспериментальной группы. С детьми контрольной группы проводились занятия по традиционным методикам. Продолжительность занятий с использованием сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» в коррекционном процессе составила 3 месяца. Исходя из полученных диагностических /данных в структуру коррекционных занятий были включены упражне-
ния, направленные на развитие различных произносительных навыков. При этом продолжительность и структура занятий с использованием сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» была такой же, как и на традиционных занятиях. Таким образом, в экспериментальном изучении были изменены лишь средства воздействия, а все остальные параметры (цели, задачи, содержание и типы упражнений) оставались теми же.
Индивидуальные занятия с использованием сурдологопедического тренажёра «Дэльфа-130» включали упражнения, направленные на:
- Выработку устойчивого длительного, равномерно речевого выдоха (упражнения: задуй свечи, чашка чая);
- Развитие слитности произношения, автоматизацию поставленных звуков в слогах, словах, фразах (упражнения: бабочка, сказочный замок, стрелок, картинка из кубиков, скатерть-самобранка);
-Развитие интенсивности голоса, умения произвольно изменять громкость голоса (упражнения: колобок, бегемотик);
- Формирование длительности звучания, закрепление навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи (упражнения: ёлочка, репка);
- Отработку правильного произношения гласных [А, О, У, И] и согласных [С, Ш, X, Ф] звуков (упражнения: вертолёт, подводная лодка, фонтан, пароход) [3].
Для изучения динамики состояния произносительной стороны речи был осуществлён контрольный срез. Сравнивались результаты, полученные в экспериментальной группе (7 детей), где в качестве дополнительного средства обучения применялся сурдо-логопедический тренажёр «Дэльфа-130» и в контрольной группе (7 детей), обучающейся в этот период по традиционным методикам.
Содержание констатирующего и контрольного этапов исследования было идентичным.
Полученные результаты обрабатывались статистически с помощью и - критерия Манна-Уитни.
Результаты и их обсуждение
При контрольном обследовании речевого дыхания и слитности произношения было выявлено, что в процессе проведённой коррекционной работы с применением компьютерной программы «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования и коррекции произносительных навыков у детей с нарушениями слуха в экспериментальной группе и систематических занятий в контрольной группе показатели выросли, причём в большей степени в экспериментальной группе, чем в контрольной (рисунок).
При контрольном обследовании силы голоса и умения произвольно изменять громкость голоса было выяснено, что из 7 детей в контрольной
з Контрольный этап
Л Констатирующий этап □Контрольный этап
7
6.5 6
5.5 5
4.5 4
3.5 3
2.5 2
1.5 1
0.5
0
Изменение средних значений показателей речевого дыхания и слитности произношения Примечание *-р < 0,05; и-критерий Манна-Уитни, уровень значимости по отношению к контрольной группе.
группе 5 детей имеют голос нормальной громкости, а у 2 детей - тихий голос; 6 детей смогли произвольно изменить силу голоса, а 1 ребёнок не смог справиться с заданием. По результатам обследования в экспериментальной группе 6 детей имеют голос нормальной громкости, а у 1 ребёнка тихий голос; все дети по просьбе педагога смогли произвольно изменить силу голоса.
Программа «Дэльфа-130» может стать вспомогательным средством формирования правильного речевого дыхания, поскольку начало и конец направленного ротового выдоха, его интенсивность и длительность визуализируются в нескольких упражнениях. При этом данные компоненты речи визуализируются в режиме реального времени и в виде доступных детям старшего дошкольного возраста образов. При помощи «Дэльфа-130» удалось ускорить процесс формирования экономного, плавного выдоха у детей с нарушениями слуха. В экспериментальной группе дети стали произносить на одном речевом выдохе большее количество слогов, чем в контрольной.
В начале эксперимента дети обеих групп имели одинаковые показатели при выполнении задания по исследованию силы голоса и умению произвольно изменять громкость голоса. Наблюдая за тем, как идёт изменение данного показателя, мы увидели, что результативность в экспериментальной группе при применении систематической коррекционной работы с использованием компьютерной программы «Дэльфа-130» оказалась выше, чем в контрольной.
Речь неслышащих детей часто характеризуется при обследовании как монотонная, невыразительная, не окрашенная интонационно, иногда тихая.
Использование программы «Дэльфа-130» может эффективно использоваться при устранении некоторых недостатков в этой области. Работа над просодической стороной речи более эффективна в случае использования средств визуализации, поскольку ребенок получает дополнительную опору для контроля своей речевой деятельности, что помогает детям быстрее научиться владеть таким сложным компонентом как просодическая сторона речи.
В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к занятиям. Использование этой компьютерной программы на индивидуальных занятиях делает их более привлекательными для ребенка, обеспечивает психологический и эмоциональный настрой, заметно увеличивает его работоспособность, существенно влияет на формирование навыков самоконтроля [1].
Данная программа расширила арсенал средств сурдопедагога, дополнила традиционно используемые средства, но не вытеснила их. На каждом этапе работы над произношением возможно было выбрать то средство, которое наиболее адекватно поставленной задаче и индивидуальным особенностям ребёнка.
Таким образом, обучение с применением новых компьютерных технологий оказывается более эффективным по сравнению с обучением по традиционным методикам и позволяет осуществлять коррекционную работу по развитию произношения в более сжатые сроки.
Заключение
Опыт использования программы «Дэльфа-130» показал, что при её применении стало возможно ускорить процесс формирования слитности произношения, экономичного и плавного речевого выдоха. Работа над некоторыми компонентами просодической стороны речи (сила голоса, изменение громкости голоса) более эффективна при применении программы «Дэльфа-130». Используя сурдо-логопедический тренажёр как дополнительное средство формирования и коррекции произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха можно создать более адекватные условия для формирования навыков самоконтроля.
Применение этой программы на первых этапах обучения способствовало повышению мотивации у детей, интереса к занятиям, позволило поддерживать работоспособность и продуктивность их деятельности на всём протяжении занятия.
Опыт применения программы выявил и некоторые недостатки. Возможности тренажёра не безграничны. Без продуманной организации занятия ребёнок может быстро потерять к нему интерес, так как его реакция на впервые увиденную подвижную картинку не может быть такой же, как при повторной демонстрации этой же картинки. В структуре компьютерной программы «Дэльфа-130» не предусмотрен «сервис-
ный блок», где могла бы храниться вся информация, накопленная в ходе работы с конкретным ребёнком. Педагогу при работе с сурдо-логопедическим тренажером приходиться каждый раз подстраивать программу для работы. В блоке упражнений не предусмотрены, например, такие модули как «диапазон голоса», «высота голоса», «контроль высоты голоса», «точность воспроизведения фонем», «цепочки фонем», что требует использование более продвинутых программ по коррекции произношения и развитию речи. Несмотря на выявившиеся недостатки программы, мы считаем возможным применять сурдо-логопедический тренажер как дополнительное средство для формирования и коррекции произношения у детей с нарушениями слуха; также в дальнейшей работе мы считаем необходимым использовать более продвинутые версии программы.
Библиографический список
1. Королевская, Т. К. «Видимая речь»: десять лет в России / Т. К. Королевская // Дефектология. - 1999. - № 4. - С. 57-65
2. Королевская, Т. К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха / Т. К. Королевская // Дефектология. -1995.-№1.-С. 59-65
3. Королевская, Т. К. Коррекция устной речи с помощью компьютерного тренажёра / Т. К. Королевская // Сурдо-логопедический тренажёр для речевой реабилитации инвалидов по слуху «Дэльфа- 130»: практическое руководство. М.: Дэль-фа, 2001.-С. 21-40
4. Кукушкина, О. И. и др. Информационные технологии в обучении произношению / Кукушкина, О. И., Королевская Т. К., Зеленская Ю. Б. - М.: Полиграф Сервис, 2004. - 159 с.
5. Пелымская, Т. В., Шматко, Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 224 с.
6. Рау, Ф. А., Рау, Ф. Ф. Методика обучения глухонемых произношению. / Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау. - М.: Учпедгиз, 1959 - 296 с.