компетенций и способностей к самообразованию. Реализации данной задачи способствует применение современных интерактивных платформ.
Выводы. Результаты анализа, проведенного в рамках данной статьи, способствовали формированию вывода о том, чт. комплексное использование новейших образовательных технологий, интерактивных платформ, переход к самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работе, усиление аналитической составляющей образовательной деятельности способствуют развитию не только формированию профессионально-коммуникативных компетенций студентов юридических факультетов, но и развитию у них умений и навыков работы с различными источниками информации, принятию обоснованных решений, выработке профессиональных юридических качеств.
Различные интерактивные платформы и технические средства обучения значительно расширяют возможности образовательного процесса в высших учебных заведениях, сохраняют преемственность со сложившимися методами обучения, способствуют интегрированию студентов в будущую профессиональную деятельность юриста.
Литература:
1. Гасанова, П.Г. Коммуникативная компететность и самосознание личности / П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 7. - С. 30-35
2. Гербекова, Л.Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода / Л.Х. Гербекова // Педагогическое мастерство: Материалы VIII Международной научной конференции, Москва, 20-23 июня 2016 года. - Москва: Буки-Веди, 2016. - С. 4-8.
3. Гулакова, М.В. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация / М.В. Гулакова, Г.И. Харченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 11. - С. 31-35
4. Лобанова, Е.Ю. Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе / ЕЮ. Лобанова, Н.А. Тумакова // Молодой ученый. - 2015. - № 8(88). - С. 971-974
5. Мнацаканян, О.Л. Организация учебного процесса с использованием технологий дополненной реальности / О.Л. Мнацаканян, Д.Ю. Елисеева, Д.В. Агальцова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - С. 93-95
6. Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Д. Равен. - Москва: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
7. Социально-профессиональная коммуникативная компетентность: современные факторы и проблемы, стадии, средства и среда формирования коммуникативной компетентности / С.В. Минаева, В.В. Николаева, Е.Ю. Пузырева [и др.] // Социальные отношения. - 2018. - № 2(25). - С. 31-43
8. Тесленко, В.И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева». - Красноярск: КГПУ, 2007. - 255 с.
Педагогика
УДК 376.37
кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Агаева Индира Бабаевна
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)
ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
Аннотация. В статье дается краткий обзор проблемы развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Описана процедура проведения обследования дошкольников. Представлены результаты исследования фразовой речи дошкольников рассматриваемой группы. Выявлены специфические особенности сформированности фразовой речи у детей среднего дошкольного возраста. Дан качественный и количественный анализ результатов сформированности фразовой речи у группы дошкольников. Описаны этапы разработки коррекционной работы с дошкольниками. Рассматривается содержание логопедической работы по формированию фразовой речи детей с ОНР II уровня. Представлены сюжетно-ролевые игры, как эффективное средство для развития фразовой речи у дошкольников. Экспериментально доказана эффективность предложенного содержания логопедической работы с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Ключевые слова: фразовая речь, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, логопедическая работа, сюжетно-ролевая игра.
Annotation. The article provides a brief overview of the problem of speech development in preschool children with general underdevelopment of speech. The procedure for conducting a survey of preschoolers is described. The results of a study of the phrasal speech of preschoolers in the group under consideration are presented. Specific features of the formation of phrasal speech in children of middle preschool age are revealed. A qualitative and quantitative analysis of the results of the formation of phrasal speech in a group of preschoolers is given. The stages of development of corrective work with preschoolers are described. The content of speech therapy work on the formation of phrasal speech of children with OHP of the II level is considered. Role-playing games are presented as an effective means for the development of phrasal speech in preschoolers. The effectiveness of the proposed content of speech therapy work with children of middle preschool age with OHP level II has been experimentally proven.
Key words: phrasal speech, general underdevelopment of speech, preschool age, speech therapy work, role-playing game.
Введение. Проблема формирования фразовой речи дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня (далее -ОНР) обусловлена как на научно-методическом, так и на социально-педагогическом уровне. С учетом требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее Стандарт), определена важность и необходимость организации и совершенствования всестороннего развития дошкольников. Одним из таким важных направлений в Стандарте по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, является речевое и социально-коммуникативное развитие, где в качестве целевых ориентиров, как основ преемственности дошкольного и начального общего образования, определяется способность дошкольников договариваться, уметь выражать мысли и потребности, вести диалог и т.д., что затруднительно осуществить без сформированной на достаточном уровне фразовой речи.
Проведенный анализ литературных источников выявил (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.), что, с одной стороны, достаточная сформированность фразовой речи играет важную роль в социально-коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста, а с другой, показала недостаточное развитие фразовой речи у дошкольников с ОНР II уровня, что не позволяет осуществлять качественную коммуникацию со взрослыми и сверстниками. Основное внимание
исследователей, занимавшихся проблемой исследования фразовой речи дошкольников с речевым недоразвитием, направлено на изучение сформированности умения составлять предложения и его лексико-грамматическое оформление [11; [71.
Но в то же время недостаточная научная разработанность проблемы формирования фразовой речи у дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня в процессе использования сюжетно-ролевой игры определила необходимость разработки и апробации содержания коррекционно-логопедической работы.
Изложение основного материала статьи. С целью изучения сформированности фразовой речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня нами проведено исследование состояния фразовой речи дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня. За основу были взяты задания и методические приемы выдающихся отечественных авторов в области отечественной логопедии В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мазановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [1]; [2]; [4]; [7], а также использовался картинный материал Т.Н. Новиковой-Иванцовой, Е.В. Мазановой, И.А. Смирновой [5]; [4]; [6].
Авторский вклад заключался в описании процедуры обследования фразовой речи у дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня, структурировании заданий с учетом применения моделей предложения в связной диалогической и монологической речи, формулировании речевой инструкции к каждому заданию (доступной для понимания дошкольников с ОНР II уровня), а также описании параметров оценки.
Методика эксперимента включала в себя два раздела заданий: I раздел - исследование состояния сформированности импрессивной речи (выполнение инструкций, подбор сюжетной картинки к фразе, дифференциация видовременных и приставочных форм глаголов, понимание предложно-падежных конструкций); II раздел - исследование состояния сформированности фразовой речи, а именно: а) составление изолированных предложений (составление предложений по трем картинкам, составление предложения по сюжетной картинке, повторение предложений разной структуры); б) употребление предложений в связной речи (связная диалогическая речь: беседа; связная монологическая речь: составление рассказа по серии сюжетных картин). Диагностическая методика предполагала оценку сформированности умения применять доступные модели предложения в связной диалогической и монологической речи. При оценке состояния сформированности импрессивной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня обращалось внимание на самостоятельность, правильность и скорость выполнения предложенных заданий.
В ходе анализа полученных данных по первому разделу методики было выявлено, что большинство дошкольников с ОНР II уровня демонстрируют уровень сформированности импрессивной речи ниже среднего. Нами выявлены следующие специфические особенности: трудности понимания детьми трехступенчатых инструкций; сложности переключения с одного действия на другое при восприятии инструкций; трудности понимания предложно-падежных конструкций в составе фразы; трудности дифференциации приставочных (выливает - переливает), видовременных (ест - поела) форм глаголов, близких по значению глаголов (рисует - красит), что искажало понимание и смысл фразы в целом.
Перейдем к результатам исследования фразовой речи у дошкольников с ОНР II уровня. При изучении способности составлять изолированные предложения большинство дошкольников показали уровень сформированности фразовой речи ниже среднего. Фразы дошкольников отличались бедностью лексического наполнения, смысловой незавершенностью, нарушением согласования слов в предложении, ошибочным употреблением предлогов в при конструировании предложений. При изучении способности дошкольников применять модели предложений в связной диалогический и монологической речи, дошкольники с ОНР II уровня показали низкие результаты. В процессе беседы дети использовали короткие грамматически ошибочные фразы или отвечали односложно. Составление рассказа по серии картинок оказалось недоступно для дошкольников с ОНР II уровня. При сопоставлении полученных данных по второму разделу методики отмечается наличии диссоциации между относительной сформированностью фразовой речи при построении изолированных предложений и выраженными сложностями в применении сформированных моделей предложений в связной диалогической и монологической речи.
Таким образом, специфика нарушений фразовой речи у дошкольников с ОНР II уровня касается как процесса внутреннего программирования структуры предложения, так и реализации внешней программы в виде грамматически правильного оформления и последовательности изложения.
С учетом выявленных особенностей сформированности фразовой речи дошкольников с ОНР II уровня возникла необходимость определения содержания коррекционно-логопедической работы с дошкольниками 4-5 лет. Для реализации поставленной цели нами были сформированы две группы дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня: экспериментальная и контрольная. Дошкольники, вошедшие в состав экспериментальной группы, приняли участие в обучающем эксперименте. С данной группой дошкольников проводилась работа по формированию фразовой речи средствами сюжетно-ролевых игр. С дошкольниками, вошедшими в состав контрольной группы, работа осуществлялась логопедом дошкольного образовательного учреждения традиционными методами (конструирование фразы по картинкам). В качестве основного средства формирования фразовой речи у рассматриваемой группы дошкольников с ОНР II уровня нами использовалась сюжетно-ролевая игра, которая по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых рассматривается как важный потенциал в речевом и коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста (С.Н. Литвинова, А. Pellegrini и др.) [3], [8]. В данных исследованиях рассматриваются функции сюжетно-ролевой игры: деятельностная, социокультурная, коммуникативная, коррекционная и функция самореализации. Следовательно, возникла необходимость осуществления параллельного развития фразовой речи и сюжетно-ролевой игры у дошкольников экспериментальной группы.
Нами определено содержание логопедической работы и выделено два этапа: обучающий и коммуникативный. На обучающем этапе осуществлялось обучение дошкольников с ОНР II уровня умению строить простые нераспространенные и малораспространенные фразы. Основными задачами обучающего этапа являлись: обогащение и расширение словаря; развитие понимания синтаксических конструкций различных типов; развитие грамматического строя речи; стимуляция потребности в игре; обучение сюжетно-ролевой игре и совершенствование предметно-содержательной стороны игры.
На коммуникативном этапе осуществлялось закрепление умения строить простые нераспространенные и малораспространенные фразы в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. На данном этапе осуществлялась реализация следующих задач: закрепление умения строить фразу в связной диалогической речи; обогащение функционального содержания игры; усложнение построения семантико-синтаксического строения фраз.
Поставленные задачи в рамках каждого этапа реализовывались параллельно в ходе обучения дошкольников сюжетно-ролевой игре, а не в рамках отдельных видов деятельности. Нами было определено дифференцированное содержание коррекционно-логопедической работы и подобран речевой материал для дошкольников с благоприятным и неблагоприятным вариантом развития фразовой речи. Для дошкольников с неблагоприятным вариантом развития фразовой речи подбирался более простой речевой материал, а содержание сюжетно-ролевой игры было менее разнообразным, нежели с дошкольниками с благоприятным прогнозом развития фразовой речи.
Содержание коррекционной работы отразилось в программе логопедических занятий по развитию фразовой речи дошкольников 4-5 лет с ОНР II уровня, которые проводились в рамках коррекционного курса «Развитие речи». Ниже
представлено тематическое планирование, подгрупповых логопедических занятий по развитию фразовой речи дошкольников 4 - 5 лет с ОНР II уровня в рамках коррекционного курса «Развитие речи» (см. Таблица 1).
Таблица 1
Месяц, неделя / Тема Словарь Грамматический строй Подготовка к овладению связной монологической речью
Сентябрь 1-2 неделя Логопедическое обследование
Сентябрь 3 неделя Игрушки Существительные: игрушки, мяч, машинка, кубик, кукла. * коляска, пирамидка, юла. Глаголы: играть, катать, кидать, купать, кормить. * ловить, укладывать, строить, собирать, заводить. Прилагательные: красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький. Наречия: весело. Различение сущ. муж. и жен. рода ед. и мн. ч. в именительном падеже (кубик-кубики). Составление простой двухсловной фразы (я играю, кукла спит, дай мяч, вот кубик). Стимулирование к употреблению коммуникативных высказываний (обращений, просьб, вопросов), оречевлению игровых действий.
Сентябрь 4 неделя «Осень в гости к нам пришла» Существительные: осень, дождь, лужа, туча, дерево. * ветер, лист, зонт. Глаголы: идет, капает, гуляет. * дует, падает, собирает, прячется. Прилагательные: красный, желтый, синий. * сильный, холодный, мокрый. Наречия: тепло, холодно. * мокро. Различение сущ. муж. и жен. рода ед. и мн. ч. в именительном падеже (с главенствующими окончаниями). Составление простых нераспространенных предложений по вопросам (дождь идет). Ответы на вопросы логопеда (Кто? Что? Что делает?).
Октябрь 1 неделя «Овощи» Существительные: лук, огурец, помидор, морковь, картошка, овощи. * перец, капуста, урожай. Глаголы: поливать, варить, есть. * копать, собирать, резать, готовить. Прилагательные: большой, маленький, красный, желтый, зеленый, вкусный. *коричневый, оранжевый, круглый. Различение и употребление сущ. ед. и мн. числа, образование формы мн. числа сущ. (с окончанием -и, -ы). Составление двух-трехсловных предложений (режу лук, я варю морковь). Повторение за логопедом предложений простого рассказа с опорой на демонстрируемые действия с муляжами овощей. Обучение использованию фраз (обращений, побуждений, комментирований) в процессе сюжетной игры «Готовим обед».
Октябрь 2 неделя «Фрукты» Существительные: банан, яблоко, груша фрукты, сок. *лимон, апельсин, сад, компот. Глаголы: чистить, есть, пить. * собирать, срывать. Прилагательные: зеленый, большой, маленький, круглый, сладкий. *длинный, кислый, сочный. Наречия*: кисло, сладко. Употребление сущ. ед. и мн. числа, образование формы мн. числа сущ. (с окончанием - и, -ы). Составление двух-трехсловных предложений. Ответы на вопросы. Повторение за логопедом описательного рассказа через использование простого предложения по схеме: размер, цвет, вкус (груша -большая, желтая, сладкая).
Октябрь 3 неделя «Дары осени: грибы и ягоды» Существительные: гриб, ягода, лес, варенье. * лисичка, мухомор, малина, корзина. Глаголы: рвать, нести, варить, жарить. * находить, собирать. Прилагательные: сладкий, кислый. *съедобный, несъедобный, полезный. Употребление глаголов повелительного наклонения 2-го лица ед. ч. (иди, неси, дай). Построение простого нераспространенного предложения. Обучение умению внимательно слушать литературные произведения, отвечать на вопросы (сказка «Под грибом» В. Сутеев).
Октябрь 4 неделя «Деревья» Существительные: елка, лист, иголки, деревья (понимание). * береза, рябина, дуб, ветка. Глаголы: растет, стоит, падает. * шумит. Прилагательные: колючий. * тонкий, толстый. Построение простого нераспространенного предложения. Ответы на вопросы по картинкам, по демонстрируемым действиям на игровом панно.
Ноябрь 1 неделя «Моя семья» Существительные: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, семья. * брат, сестра, внук. Глаголы: любить, помогать, готовить, читать, играть. * дружить, убирать. Прилагательные: добрый, веселый. * умный, сильный. Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в именительном падеже. Оречевление игровых действий (игра в настольный театр «Семья», сюжетная игра «Дочки-матери»).
Ноябрь 2 неделя Существительные: молоко, сыр, каша, мясо, сок, чай, хлеб, конфета. Развитие понимания вопроса «Чей?». Развитие диалогической речи в процессе сюжетной игры
«Продукты питания» * масло, печенье, булка. Глаголы: есть, пить, наливать, резать, готовить. * мазать. Прилагательные: белый, черный, сладкий, вкусный. * мягкий, свежий. Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в именительном падеже. «Завтрак для кукол».
Ноябрь 1 неделя «Столовая посуда» Существительные: кастрюля, тарелка, ложка, нож, посуда. * вилка, поварешка, сковорода. Глаголы: варить, жарить, наливать, мыть. * накладывать. Прилагательные: большой, маленький, горячий, холодный. * высокий, низкий, грязный, чистый. Развитие понимания вопроса «Что делал?». Употребление глаголов в прошедшем времени (варил, жарил, мыл). Построение трех- четырехсловных предложений. Ответы на вопросы по демонстрируемым действиям, по картинкам. Оречевление игровых действий (сюжетная игра «столовая»).
Ноябрь 4 неделя Чайная посуда» Существительные: чайник, ложка, торт, посуда. * чашка, блюдце. Глаголы: наливать, пить, дуть, резать, есть, убирать. Прилагательные: горячий, теплый, вкусный, мягкий, сладкий. Наречия*: много, мало, горячо, вкусно. Употребление глаголов в прошедшем времени. Построение трех-четырехсловных предложений. Стимулирование к употреблению коммуникативных высказываний в процессе сюжетной игры «Чаепитие».
Декабрь 1-2 неделя «Зимушка-зима» Существительные: холод, мороз, снег, снежинка, лед, зима. Глаголы: гулять, мерзнуть, греться, падать, идти. Прилагательные: холодный, теплый, белый, снежный, скользкий. Наречия: холодно. Ответы на вопросы по демонстрируемым действиям, по картинкам. Оречевление деятельности (аппликация «Зима»).
Декабрь 3 неделя «Зимние забавы» Существительные: санки, снег, горка. * лыжи, коньки, каток, снежки, снеговик. Глаголы: кататься, лепить, бегать, играть. * кидаться. Прилагательные: веселый, круглый, высокий, низкий, холодный. Наречия*: быстро, весело. Ответы на вопросы по демонстрируемым действиям, по картинкам.
Декабрь 4 неделя «Праздник Новый год» Существительные: дед Мороз, Снегурочка, елка, шарик, песня. * праздник, гирлянда, подарок, мешок, хоровод, костюм, стих. Глаголы: петь, танцевать, наряжать, дарить. * читать, водить, звать, зажигать, открывать, радоваться. Прилагательные: веселый, красивый, громкий. *зимний, нарядный. Наречия: громко, весело. * ярко. Составление предложений из 3-5 слов с помощью зрительных опор. Пересказ рассказа «Новый год» по картинно-графической схеме, иллюстрирующей каждое слово предложения (Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова).
Январь 3 неделя «Одежда зимой» Существительные: шапка, куртка, варежки, штаны, кофта, носки, одежда. * шарф, шуба. Глаголы: одевать, снимать. * сушить, завязывать. Прилагательные: теплый. *вязаный, меховой, зимний. Понимание падежных вопросов «Кого?», «Что?» Употребление существительных ед. ч. в форме винительного падежа с окончанием -у. Составление предложений из 3-5 слов с помощью зрительных опор. Ответы на вопросы по демонстрируемым действиям, картинкам. Оречевление игровых действий (сюжетная игра «Катя и Витя идут на прогулку»).
Январь 4 неделя «Покормите птиц зимой!» Существительные: птицы, крошки. *синица, воробей, зерно, сало, кормушка. Глаголы: кормить. *прилетать, клевать. Прилагательные: голодный. * сытый. Наречия*: высоко, низко. Понимание падежных вопросов «Кого?», «Что?» Употребление существительных ед. ч. в форме винительного падежа с окончанием -у. Составление предложений из 3-5 слов с помощью зрительных опор. Оречевление игровых действий (сюжетная игра «Кормушка для птиц»).
Февраль 1 неделя «Транспорт» Существительные: автобус, машина, такси, трамвай, билет, водитель. Глаголы: ехать, сигналить, садиться, выходить, платить. Употребление глаголов в форме повелительного (иди, едь, стой, садись, плати) и изъявительного наклонения Оречевление игровых действий (сюжетная игра «Автобус»).
Прилагательные: быстрый, длинный. Наречия: быстро, медленно. наст. времени (я сижу в автобусе, я еду на машине, я еду быстро).
Февраль 2 неделя «Мебель» Существительные: стол, стул, кровать. * шкаф, диван. Глаголы: сидеть, спать. *складывать, вешать. Прилагательные: высокий, низкий, мягкий. *твердый. Употребление существительных дательного падежа. муж. и жен. рода ед. числа с окончанием -е, -у. Ответы на вопросы по демонстрируемым действиям, картинкам. Оречевление игровых действий (сюжетная игра «Домик для кукол»).
Февраль 3 неделя «Защитники Отечества» Существительные: солдат, самолет, корабль. *защитник, моряк, танк. Глаголы: плыть, лететь. * защищать. Прилагательные: смелый. Наречия: хорошо, плохо. * опасно. Употребление существительных дательного падежа. муж. и жен. рода ед. числа с окончанием -е, -у. Составление предложений из 3-5 слов по наглядным опорам. Ответы на вопросы по сюжетным картинкам. Оречевление игровых действий.
Февраль 4 неделя «Домашние дела» Существительные: тряпка, вода, мусор. *утюг, веник, губка, ведро, пылесос, пол, ковер, белье, машинка, уборка. Глаголы: убирать, мыть, помогать. * подметать, стирать, гладить. Прилагательные: грязный, чистый. Наречия: грязно, чисто, хорошо. Употребление существительных родительного падежа муж. и жен. рода ед. числа без предлога. Составление предложений из 3-5 слов по наглядным опорам. Пересказ рассказа «Мамины помощники» по картинно-графической схеме, иллюстрирующей каждое слово предложения (Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова).
Март 1-2 неделя «Женский день» Существительные: цветы, ваза, подарки. Глаголы: дарить, давать, помогать. *поздравлять. Прилагательные: красивый, добрый. Употребление существительных родительного падежа муж. и жен. рода ед. числа с предлогом у. Ответы на вопросы по сюжетным картинкам. Оречевление деятельности (изготовление бус для мамы из макарон).
Март 3 неделя «Домашние животные» Существительные: коза, корова, кошка, собака, животные. *свинья, кость, рыба, трава. Глаголы: кормить, давать. *жевать, грызть, мычать, мяукать, бодать. Прилагательные: домашний. * рогатый, пушистый, толстый. Употребление существительных родительного падежа муж. и жен. рода ед. числа с предлогом у. Ответы на вопросы по сюжетным картинкам. Оречевление игровых действий (сюжетная игра «Ферма»).
Март 4 неделя «Домашние птицы» Существительные: курица, петух, гусь, птицы. *утка, яйцо, перо. Глаголы: кормить. * клевать, пищать, крякать. Прилагательные: домашний. * гладкое. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов --ик, -очк. Пересказ сказки «Курочка Ряба» с использованием наглядных опор (настольный театр).
Апрель 1 неделя «Лесные звери» Существительные: лиса, волк, заяц. * еж, белка, медведь, звери. Глаголы: бояться, сидеть. *прятаться, догонять. Прилагательные: белый, злой. *рыжий, серый, колючий, пушистый, хитрый, огромный. Употребление существительных творительного падежа ед. ч. Ответы на вопросы по картинкам. Пересказ сказки «Колобок» с помощью настольного театра.
Апрель 2 неделя «Космос» Существительные: звезда, ракета. *планета, небо, солнце, космонавт. Глаголы: летать. * светить, приземляться. Прилагательные: круглая, быстрая. Употребление сущ. ед. ч. в форме предложного падежа с окончанием -е и предлогом -на. Повторение за логопедом рассказа по демонстрируемым действиям с игрушкой (3 предложения).
Апрель 3 неделя «Весна красна» Существительные: солнце, кораблик, сосулька. *ручей, ветка, крыша, земля, гнездо, листочки. Глаголы: капать, таять, бежать. *греть, пускать, появляться. Прилагательные: теплый, мокрый. Употребление сущ. ед. ч. в форме предложного падежа с окончанием -е и предлогом на (на ветке, на земле, на крыше). Ответы на вопросы по сюжетным картинкам. Оречевление игровых действий (игры с водой и корабликами).
Апрель 4 неделя «Одежда и обувь весной» Существительные: куртка, штаны, шапка, сапоги. *пальто, колготки, кепка, ботинки. Глаголы: одевать, снимать. * застегивать, складывать, чистить. Прилагательные: грязный, чистый, мокрый. *резиновый, сухой. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов Ответы на вопросы по картинкам. Оречевление игровых действий (сюжетная игра «Весенняя прогулка»).
Май 1-2 неделя «День Существительные: герой, солдат, Победа. * салют, война, танк, пушка, страна, Оречевление действий (продуктивная деятельность).
Победы!» праздник. Глаголы: защищать, победить. * стрелять Прилагательные: смелый.
Май 3-4 неделя Итоговая диагностика
* отмечен более сложный речевой материал для дошкольников с благоприятным вариантом развития речи
После обучающего эксперимента был проведен контрольный срез с целью оценки эффективности предложенного содержания логопедической работы. Контрольный эксперимент проводился по тем же блокам диагностических заданий, что и на этапе исследования. Анализ данных исследования импрессивной речи дошкольников с ОНР показал, что дети экспериментальной группы показали более высокие, нежели дошкольники контрольной группы, результаты в овладении фразовой речью как при употреблении изолированных предложений, так и в применении сформированных моделей предложений в общении со взрослыми.
Выводы. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о важности использования сюжетно-ролевой игры, как эффективного средства формирования фразовой речи, позволяющей реализовать коммуникативный подход к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Литература:
1. Глухов, В.П. Исследование особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи / В.П. Глухов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. -№ 2 (55). - С. 90-93
2. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи / Р.И. Лалаева. - Москва: Просвещение, 1990. - 123 с.
3. Литвинова, С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх: диссертация. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Светлана Николаевна Литвинова. - Москва. 1997. - 170 с.
4. Мазанова, Е.В. Обследование речи детей 4-5 лет: Методические указания и картинный материал / Е.В. Мазанова. -Москва: Гном, 2014. - 64 с.
5. Новикова-Иванцова, Т.Н. От слова к фразе: методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией / Т.Н. Новикова-Иванцова. - Москва: Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад V вида № 1708, 2010. - 30 с.
6. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. - 211 с.
7. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - Москва: Айрис-пресс, 2004. - 209 с.
8. Lindqvist, G. The Aesthetics of Play / G. Lindqvist. - Uppsala Studies in Education 62, Cop. - 1995. - 234 p.
Педагогика
УДК 5.8.7
кандидат педагогических наук, доцент Акимова Елена Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Акимов Владислав Олегович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Сегодня современный учитель находится в состоянии вечного поиска, он ищет новые пути решения тех или иных проблем, совершенствует свою профессиональную деятельность. Он готов в освоению и внедрению чего-то нового, ранее неизведанного. Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей истории к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности. Рассмотрены компоненты готовности к реализации инновационных технологий, критерии и показатели сформированности компонентов. На основе критериев и показателей выделены уровни готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения. С целью повышения уровня готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий в обучении был разработан комплекс мероприятий. Были предложены сценарии проведения проблемной лекции, семинара, тренинга, деловой игры, творческих заданий, и иные задания с использованием современных инновационных технологий обучения. В статье описан ряд условий эффективного формирования готовности будущего учителя истории к реализации инновационных технологий обучения. В исследовании приняли участие студенты Института истории и права КГУ им. К.Э. Циолковского. Сравнительный анализ полученных результатов в ходе констатирующего и контрольного экспериментов позволили выявить позитивную динамику в уровне сформированности готовности будущих учителей истории к реализации инновационных технологий обучения.
Ключевые слова: инновационные технологии обучения, готовность, будущий учитель, учебно-воспитательный процесс, профессиональная подготовка.
Annotation. Today, a modern teacher is in a state of eternal search, he is looking for new ways to solve certain problems, improves his professional activities. He is ready to master and implement something new, previously unknown. The article is devoted to the problem of preparing future history teachers for the use of innovative technologies in their professional activities. The components of readiness for the implementation of innovative technologies, criteria and indicators of the formation of components are considered. On the basis of criteria and indicators, the levels of readiness of future history teachers for the implementation of innovative teaching technologies are identified. In order to increase the readiness of future history teachers to implement innovative technologies in teaching, a set of measures was developed. Scenarios for conducting a problematic lecture, seminar, training, business game, creative tasks, and other tasks using modern innovative learning technologies were proposed. The article describes a number of conditions for the effective formation of the readiness of a future history teacher to implement innovative teaching