Научная статья на тему 'ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ – ВЕНГЕРСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ'

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ – ВЕНГЕРСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дискриминация / расизм / национальный признак. / discrimination / racism / national trait.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинов И.В.

в статье описывается принятая в стране практика этнического профилирования и отбора по национальному признаку. Также автор выявляет современную ситуацию с законодательством Венгрии, фактически предоставляющим силам безопасности страны неограниченные полномочия для противодействия терроризму, что зачастую приводит к дискриминации тех или иных этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCRIMINATION ON THE BASIS OF NATIONALITY – HUNGARIAN PRECEDENT

The article describes the practice of ethnic profiling and selection based on nationality adopted in the country. The author also identifies the current situation with Hungarian legislation, which in fact grants the country's security forces unlimited powers to counter terrorism, which often leads to discrimination against certain ethnic groups. Keywords: discrimination, racism, national trait.

Текст научной работы на тему «ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ – ВЕНГЕРСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ»

Среди множества различных прав Конституция особое внимание уделяет праву каждого на жизнь, уважение и защиту личного достоинства, свободу от любой дискриминации, равенство всех перед судом и законом, личную свободу и безопасность и многие другие.

Данная глава «Билль о правах» имеет огромное как внешнеполитическое так и внутриполитическое значение. Это обусловлено тем, что в течение долгого времени права и свободы человека дискриминировались по расовому признаку. Это выводило Южно-Африканскую Республику из списка цивилизованных государств.

В целом следует отметить, что в настоящее время законодательство, направленное на противодействие расовой дискриминации, представляет развивающуюся систему нормативно-правовых актов.

Для ЮАР чрезвычайно важно международного сотрудничество и координация усилий в целях решения проблемы расовой дискриминации.

Так, Южно-Африканская республика приняла и ратифицировала ряд международных договоров в области прав человека: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ратифицирована в 1998), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ратифицирована в 1998), Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицирован в 1998), Первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ратифицирован в 2002), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен шин (ратифицирована в 1995), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ратифицирована в 1998), Конвенция о правах ребенка (ратифицирована в 1995), Конвенция о правах инвалидов (ратифицирована в 2007).

Южно-Африканская Республика является ярким примером государства, перешедшего от политики апартеида к государству, политическая система которого строится на либеральных демократических правовых принципах. Одним из главнейших этапов данного перехода является принятие новой Конституции страны.

Приспштейный библиографический список:

1. Хилова A.A. Борьба с апартеидом в ЮАР: анализ конфликта // Журнал: International scientific review. [Электронный ресурс] URL: https://scientific-conference.coni/images/PDF/2019/10/fighting-apartheid.pdf.

2. Организация Объединенных Наций - партнер в борьбе с апартеидом. [Электронный ресурс] URL: https://\\ww.un.org/ru/events/mandeladav/un against apartheid.shtml.

3. Дурбанская Декларация и Программа Действий. [Электронный ресурс] URL: https://www.im.org/ra/fight-racism/background/durban-declaration-and-progranmie-of-action

4. Ильин А.И. Конституция ЮАР 1996 года и права человека и гражданина. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/user/Downloads/877-l 513-l-SM.pdf

5. Promotion of Equality and Prevention of Unfair Discrimination Act, 2000. [Электронный ресурс] URL: https://en.wMpedia.org/wiM/Promotion_of_EqiaH^

Для цитирования: Литвинов И.В. ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ - ВЕНРЕРСКПЙ ПРЕЦЕДЕНТ / Науч. рук. д.ю.н, доцент Н.А. Чернядьева, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.42-44.

Литвинов И. В ,

студент Крымского филиала ФГБОУВО «РГЬП»

Научный руководитель: Чернядьева НА., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», д.ю.н. доцент

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ - ВЕНГЕРСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Аннотация: в статье описывается принятая в стране практика этнического профилирования и отбора по национальному признаку. Ракже автор выявляет современную ситуацию с законодательством Венгрии, фактически предоставляющим силам безопасности страны неограниченные полномочия для противодействия терроризму, что зачастую приводит к дискриминации тех или иных этнических групп.

Ключевые слова: дискриминация, расизм, национальный признак.

DISCRIMINATION ON THE BASIS OF NATIONALITY - HUNGARIAN PRECEDENT

Annotation: Phe article describes the practice of ethnic profiling and selection based on nationality adopted in the country. Phe author also identifies the current situation with Hungarian legislation, which in fact grants the country's security forces unlimited powers to counter terrorism, which often leads to discrimination against certain ethnic groups.

Keywords: discrimination, racism, national trait.

Венгрия, как и многие другие страны, сталкивается с проблемой дискриминации по национальному признаку. Расизм и национальная нетерпимость остаются серьезными проблемами, с которыми сталкиваются некоторые граждане этой страны.

Дискриминация по национальному признаку в Венгрии имеет долгую историю. Она началась еще во времена османского владычества, когда мусульмане переселились на территорию Венгрии. Это событие вызвало не только культурный шок, но и национальные проблемы, которые продолжают сказываться и по сей день. В последние годы ситуация стала еще более острой из-за прихода большого количества мигрантов, особенно из Ближнего Востока и Африки.

За время правления в Венгрии В. Орбана, лидера правой партии «Фидес», был принят ряд законодательных норм, носящих дискриминационный характер. Вступившая в силу в 2012 г. Конституция носит отчетливо националистический оттенок. В преамбуле Конституции говорится, что Венгрия утратила государственный суверенитет 19 марта 1944 г. (ввод гитлеровских войск на территорию венгерского союзника) и вновь обрела его лишь 2 мая 1990 г. [5]

В Венгрии национальные и этнические меньшинства находятся под особой защитой Закона о правах национальных и этнических меньшинств. Параграф 68 (абзац 1) Конституции Венгрии гласит: «Национальные и этнические меньшинства, проживающие в Венгерской Республике, участвуют в осуществлении власти и являются государствообразующей частью венгерского народа». Но в Конституции не дается определения понятиям «этническое» или «национальное меньшинство». В результате политических договоренностей евреи, например, не включены в список национальных и этнических меньшинств с точки зрения закона, что, однако, не мешает им попадать под действие Директивы Совета Европы о расовом равенстве и общего законодательства по предотвращению дискриминации.

Дискриминационным является и Закон «О праве на свободу совести и вероисповедания, церкви, религии и религиозных организаций», который был принят 12 июля 2011 г. венгерским парламентом [1, с. 81]. Он предусматривал «отмену регистрации» 346 общин религиозных меньшинств, зарегистрированных в Венгрии со времени принятия в 1990 г. Закона «О религии».

Расизм и дискриминация по национальному признаку становятся все более распространенными в различных сферах жизни венгерского общества. Отказ в трудоустройстве, неравные возможности в образовании и доступ к здравоохранению — это лишь некоторые примеры проявления дискриминации. Многие мигранты сталкиваются с ограничениями в получении гражданства и права на полноценное участие в общественной жизни.

Сегрегация цыган в школах остается одной из проблем современной Венгрии. Почти 80% коррекционных школ страны заполнены цыганами. Власти объясняют это слабой образовательной подготовкой цыганского населения, однако на деле в эти школы сотрудники образовательных учреждений автоматически записывают большинство цыганских детей. Несмотря на судебные решения, подобная дискриминационная практика, которая опирается на застарелые предрассудки, остается. 70% венгерских родителей не хотят, чтобы их дети сидели за одной партой с цыганом. Согласны с ними и 86% школьников 16-летнего возраста [6, с. 228].

Детей цыган направляют в специальные «цыганские» школы или классы в школах. Их часто подвергают сегрегации и вне классных комнат, например, им не дают использовать общие игровые площадки или столовые. Цыгане подвергаются дискриминации на рынке труда. В настоящее время из 400 тыс. трудоспособных цыган заработок имеет лишь каждый четвертый. Как правило, они выполняют низкооплачиваемую работу, имеющую сезонный или временный характер. При этом цыгане практически всегда являются первыми кандидатами на увольнение и зачастую не могут добиться восстановления на работе законными методами [8, с. 73].

10 июня 2010 г. министр без портфеля Жолт Шемьен сообщил, что Венгрия изменит и упорядочит свой Закон «О выборах», чтобы сделать голосование для этнических венгров за рубежом более легким [10, с. 53]. В общей сложности с 2010 г. венгерское гражданство приняло 580 тыс. этнических венгров, проживающих за рубежом. К концу текущего четырехлетнего цикла одной из целей правительства является увеличение числа новых венгерских граждан до 1 млн. человек. В рамках этой политики 10 мая премьер-министр Венгрии Виктор Орбан призвал к самоопределению венгерских общин вне Венгрии в форме территориальной автономии. Он заявил, что этническим венграм Закарпатской Украины «должно быть предоставлено право на получение второго гражданства, они должны иметь соответствующие права на местном уровне и возможность создать свою автономию» [8, с. 75]. Аналогичные требования премьер предъявил и к остальным странам Карпатского региона, где проживают значительные общины венгров.

Глава администрации премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш в июне 2023 г. заявил по поводу положения венгров в Украине: «Украинское государство, которое мы поддерживаем финансово, морально и в гуманитарных акциях, считает, что за эту поддержку надо отблагодарить принятием правил, несовместимых со всеми европейскими стандартами прав человека, жестко бьющих по нацсообществам и попирающих фундаментальные права меньшинств». «Венгрия не считает, что если государство ни во что не ставит права нацсообществ, это является дорогой в Европу», - отметил он [2].

Гуйяш также назвал позитивным результатом прошедшего десятилетия то, что в Венгрии «уже

никто не оспаривает правильность того, чтобы думать о единой венгерской нации». «Мы должны чувствовать дело каждой части нации за границей как свое собственное», - добавил он.

Ранее министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто заявил, что по инициативе Венгрии и Румынии Совет Европы принял решение обратиться в Венецианскую комиссию по поводу положения нацменьшинств на Украине, Будапешт надеется, что Киев принудят к исполнению ее решения. По его словам, Будапешт не поддержит ни одно существенное движение Украины в сторону НАТО и ЕС, пока не будут восстановлены права закарпатских венгров.

Однако Венгрия предпринимает шаги для борьбы с дискриминацией по национальному признаку. Государство активно работает над улучшением законодательства в этой сфере и создает механизмы защиты прав мигрантов и меньшинств. Организации по правам человека и неправительственные организации также играют важную роль в распознавании и борьбе с дискриминацией.

Однако, вопреки этим усилиям, все еще много работы, которую нужно сделать. Важно, чтобы все граждане Венгрии осознали, что дискриминация по национальному признаку не только неправильна, но и неприемлема с моральной и этической точек зрения. Она противоречит основным принципам равенства и справедливости, на которых должно строиться общество.

Для преодоления дискриминации по национальному признаку в Венгрии необходимо продолжать работу, направленную на просвещение общества и повышение осведомленности о последствиях этого явления. Важно создать условия, в которых каждый гражданин будет иметь равные возможности и права, независимо от своей национальности или происхождения.

Только путем совместных усилий государства, общественных организаций и граждан Венгрии можно достичь долгосрочных результатов в борьбе с дискриминацией по национальному признаку. Только тогда страна сможет развиваться как многонациональное и мультикультурное общество, где каждый будет иметь возможность реализовать свой потенциал и внести свой вклад в развитие страны.

Пристатейный библиографический список:

1. Белозёров В. К. Современные международные отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. К. Белозёров [и др.] ; под редакцией В. К. Белозёрова, М. М. Васильевой, А. И. Позднякова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023.

2. В Венгрии указали на нарушение прав меньшинств на Украине // Электронный ресурс: https://ria.ru

3. Вагизов, Р. Г. Институт Уполномоченного по правам человека: история, теория, практика, учебное пособие / Р. Г. Вагизов Казань: Издательство Казанского Университета, 2017.

4. Данилов П.А. Законодательные основы для борьбы с расизмом и расовой дискриминацией в Российской Федерации // Юрид. мысль. 2017. № 5.

5. Конституция Венгерской Республики // Электронный ресурс: https://legalns.com

6. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция» / Абашидзе А. X. [и др.]. М.: Статут, 2011.

7. Мукомель В.И. Ксенофобия и насилие: современные и грядущие вызовы // Вестник Института Кеннана в России. 2019. Вып. 16.

8. Радько, Т. И. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / Т И, Радько/ М.: Проспект. 2019.

9. Тверской районный суд г. Москвы. Официальный сайт: http://tverskoy.msk.sudrf.ru/ (дата обращения: 12.12.2023).

10. Эбзеев, Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б. С. Эбзеев. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.

Для цитирования: Стельмах М.Р. РЕСПУБЛИКА РУАНДА - ЖЕРТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ «ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ»: ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / Науч. рук. к.ю.н., доцент Л.В. Пастухова, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.44-48.

Стельмах М.Р.,

студентка 3 курса бакалавриата Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Пастухова J1B., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», к.ю.н., доцент

РЕСПУБЛИКА РУАНДА - ЖЕРТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ «ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ»: ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.