Научная статья на тему 'Динамика взглядов на процесс управления спортивной формой: теоретикометодологический аспект'

Динамика взглядов на процесс управления спортивной формой: теоретикометодологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
368
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Елевич С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика взглядов на процесс управления спортивной формой: теоретикометодологический аспект»

Установленный факт может свидетельствовать о достаточно выраженной ориентации специалистов кафедр физического воспитания вузов на необходимость получения и использования знаний по информационному обеспечению образовательного процесса в профессиональной практике.

ДИНАМИКА ВЗГЛЯДОВ НА ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ФОРМОЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

С.Н. Елевич

К числу важнейших понятий теории и методики спорта, существенно определяющих характер подхода к оценке реальной подготовленности отдельных спортсменов и команды в целом и направление исследований по разработке и совершенствованию методов управления тренировочным процессом относится понятие «спортивная форма».

Цель данной работы - обобщить и систематизировать отдельные сведения относительно феномена «Спортивная форма» и методов ее диагностики в спортивных играх.

Известно, что понятие «спортивная форма» в отечественной научнометодической литературе и практике спорта используется давно.

Весьма важный вклад в этот период понимания ее содержания и закономерностей развития внес Л.П. Матвеев (1964, 1965). Под спортивной формой автор подразумевал состояние оптимальной (наилучшей) готовности к спортивным достижениям, которое приобретается в ходе соответствующей подготовки в каждом микроцикле тренировки.

Спортивную форму обычно рассматривают как один из этапов развития тренированности и, прежде всего, наиболее высокого ее уровня, которая выражается более всего в степени приспособления (адаптированности) организма спортсмена к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Однако эти понятия не являются тождественными по смыслу. Отличия заключаются, прежде всего, в том, что характерной чертой спортивной формы является демонстрация данным спортсменом высокого спортивного результата, а состояние тренированности обеспечивает достижение определенного результата, причем не обязательно высокого. Кроме того, спортивная форма как одна из фаз развития тренированности не может существовать очень долго. В процессе тренировки обязательно наступает такой момент, когда она может быть утрачена. Состояние же тренированности сохраняется в течение всего времени занятий спортом, достигая наивысшего уровня в период спортивной формы.

Наиболее лабильным, т.е. сравнительно быстро изменяющим компонентом спортивной формы является оперативная готовность спортсмена к предельной реализации своих возможностей в спортивном достижении, которая определяется главным образом текущими изменениями работоспособности спортсмена в рамках отдельных занятий, его мотивированностью, мобилизационной «настроенностью» на конкретный результат. Следовательно, состояние наивысшей готовности спортсмена поддерживается сложным сбалансированием ее различных слагаемых, тесно взаимосвязанных между собой. Вполне очевидно, что вклад относительно стабильных и лабильных ее слагаемых в достижение конкретного результата у отдельных спортсменов на каждом этапе подготовки может быть различным. Правда, пока неясно, за счет каких же слагаемых может быть обеспечено сохранение состояние спортивной формы в рамках этапах годичного микроцикла в процессе многолетней подготовки у спортсменов различного возраста, пола, квалификации и спортивной специализации.

В связи с этим на наш взгляд при разработке проблемы управления развитием состояния спортивной формы необходимо: 1) знать степень значимости тех или иных составляющих спортивной формы в достижении наивысшей результативности в экстремальных условиях соревновательной деятельности в одном или нескольких спор-

тивных сезонов; 2) средства, методы и параметры нагрузок в наибольшей мере развивающие и совершенствующие эти компоненты спортивной формы; 3) возможности компенсации недостаточного уровня развития одних компонентов за счет выявления и повышения резервных возможностей других компонентов спортивной формы.

Следует иметь в виду, что в состоянии спортивной формы у спортсменов резко повышается склонность к различным заболеваниям. Это дает повод считать, что спортивная форма не является критерием здоровья.

Известно, что спортивная форма в своем развитии проходит 3 стадии - становления, стабилизации и временной утраты. В индивидуальных видах спортивных игр (теннис, бадминтон, гольф) начиная с предкульминационного этапа многолетней системы занятий фазы развития спортивной формы, во многом определяют логику построения всей системы подготовки - тренировочного процесса, соревновательной практики и периодов восстановления (Голенко В., Скородумова А., Тарпищев Ш., 2002). Длительность фаз развития спортивной формы, и, следовательно, соответствующая им структура макроцикла, определяется индивидуальными особенностями каждого спортсмена - его целевыми задачами в макроцикле, спортивной квалификацией, возрастом и спортивным стажем и соотносится с выстраиваемой в соответствии с ней индивидуальной системой соревнований.

Несколько иначе дело обстоит в командных спортивных играх, где речь идет о формировании так называемой «командной спортивной формы». Формирование общекомандной спортивной формы к моменту наиболее значимых для команды соревнований (матчей, турниров) заставляет тренера искать возможности для более эффективного использования потенциальных возможностей своих игроков в годичном цикле, варьировать развитием индивидуальной спортивной формой каждого. Такая практика в определенных условиях позволяет существенно оптимизировать процесс подготовки. Подготовка соответственно выстраивается с целевой ориентацией на наиболее значимые и ответственные матчи.

Для детализированного моделирования динамики отдельных слагаемых подготовленности спортсмена (физической, технической, тактической и психической) принято использовать показатели тестовых упражнений.

В частности, для оценки спортивной формы, игроков баскетбольного клуба «Химки» в соревновательном периоде в течение нескольких спортивных сезонов мы использовали индивидуальный мониторинг функционального и психоэмоционального состояния баскетболистов с помощью программно-компьютерного комплекса «Омега-спорт». Индивидуальные показатели явились основанием для формирования представления о состоянии команды в целом и отдельных игроков по амплуа (Рис. 1,2,3).

Рис.1. Динамика индекса спортивной формы (ИСФ) на этапах соревновательного периода.

Проведение диагностики тренированности баскетболистов позволило проследить динамику функционирования организма на различных этапах соревновательного периода и в межигровых интервалах, и на этой основе в совокупности с показателями соревновательной деятельности и педагогического тестирования баскетболистов определить уровень текущей и потенциальной тренированности, интегральный показатель спортивной формы, уровень психофункциональной готовности. При этом методика «Омега-спорт» отличается доступностью, простотой и надежностью использования.

Результаты индивидуальной диагностики баскетболистов обеспечили оперативность информации и своевременность коррекции воздействий нагрузок как в межигровых циклах, так и на различных этапах соревновательного периода в соответствии со сроками стратегически важных матчей.

Рис.2. Динамика показателей потенциальной тренированности на этапах соревновательного периода.

□ Защитники

□ Форварды

□ Центровые

Рис.3. Динамика показателей психофункционального состояния на этапах соревновательного периода.

Исследования психофункционального состояния, тренированности и индекса спортивной формы баскетболистов разного амплуа показали ухудшение состояния подготовленности к 4 и 5 этапам соревновательного периода независимо от игрового амплуа. При этом показатели психофункционального статуса снизились меньше других, что можно объяснить высоким эмоциональным подъемом игроков в связи с хо-

рошим положением команды в турнирной таблице (4 место) в сезоне 2002-2003 г.г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байченко И.П. Материалы конференции по проблеме адаптации, тренировки и другим способам повышения устойчивости организма. Донецк, 1960. с 12.

2. Бондарчук А.П. Как сохранить спортивную форму //Легкая атлетика. 1986. -№6.- С 16.

3. Бондарчук А.П. Еще раз о «Спортивной форме» //Теор. и практ. физ. культ.

1990. - №1. С 11-13.

4. Бондарчук А.П. Педагогические основы системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-метателей. Теория, методика, практика. Дисс. д-ра пед. наук в форме научного доклада. - М., 1987. - 52 с.

5. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки. //Теор. практ. физ. культ. 1998, №7 С 43.

6. Волков И.П., Колесников В.Ю. Психологические аспекты изучения состояний «спортивная форма» у квалифицированных спортсменов. Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 56. - 2004 г. СПб., 2004 с 16-19.

7. Голенко В., Скородумова А., Тарпищев Ш. Академия тенниса. М.: «Дедо-лус», 2002. 150 с.

8. Калинин В.К., Озолин Н.Н. О структуре соревновательного периода. //Теор. и практ. физ. культ. - 1974. - №2 С 63-66.

9. Крылова Л.П. Совершенствование структуры многолетней тренировки (на примере волейбола): Автор. кан. пед наук. - Малаховка, 1981.

10. Лапутин Н.П., Олешко В.Г. Управление тренировочным процессом тяжелоатлетов. - Киев: Здоровья, 1982. - 120 с.

11. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: Дисс. докт. пед. наук. - Омск, 1999.

12. Матвеев Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1965. - 243 с.

13. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физ. культуры. - М.: ФиС, 1972. - 271 с.

14. Матвеев Л.П. Вновь о «спортивной форме».// Теор. и практ. физ. культ. -

1991. - №2. С 19-23.

15. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки.

16. // Теор. и практ. физ. культ. - 1991. - №12. С 11-21.

17. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

18. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература. 1999. - 318 с.

ИССЛЕДОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

С. В. Ердаков

В 2008 году исполнится 20 лет с тех пор, как отечественные велосипедисты присоединились к мировому профессиональному спорту. 20 августа 1988 года на конгрессе УСИ (Международного союза велосипедистов) в бельгийском городе Генте Федерация велосипедного спорта СССР была принята в ФИСП (Международную федерацию профессионального велосипедного спорта). С этого дня велосипедистам СССР был открыт доступ к участию в соревнованиях среди профессионалов.

Соревнования на шоссе среди профессионалов в отличие от любительских, в те годы отличались более длинными дистанциями, как однодневных, так и многодневных гонок. Любительские однодневные гонки - 170 км, профессиональные - 280 км,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.