Научная статья на тему 'Особенности макроциклов в подготовке команд высокой квалификации по баскетболу'

Особенности макроциклов в подготовке команд высокой квалификации по баскетболу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3816
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности макроциклов в подготовке команд высокой квалификации по баскетболу»

учебники:

• по теории и методике физического воспитания;

• по теории и методике спортивной тренировки;

• по теории и методике профессионально-прикладной физической культуры;

• по теории и методике оздоровительной физической культуры;

• по теории и методике адаптивной физической культуры

и т.д.

Таким образом, генеральная идея такова: студент, готовящийся стать учителем ФК, получает фундаментальные знания по теории физического воспитания; готовящийся стать тренером по какому-либо виду спорта - более глубоко изучает теорию спорта и т.д.

Следующий срез, соответственно, касается учебных изданий, более подробно раскрывающих те или иные аспекты конкретного блока знаний нашей отрасли. Так, сателлитами учебника по теории спорта будут учебники по теории и методике отдельных видов спорта и т.д.

ОСОБЕННОСТИ МАКРОЦИКЛОВ В ПОДГОТОВКЕ КОМАНД ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО БАСКЕТБОЛУ

С.Н. Елевич

Максимальная реализация индивидуальных спортивных возможностей может быть достигнуть только при рациональной организации и построении тренировочного процесса в течение многих лет.

Отдельные стороны содержания спортивной тренировки (физическая, техническая, тактическая и др.) реально не существуют в изолированном виде. Целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры. Структура тренировочного процесса - это относительно устойчивый порядок объединения компонентов (частей, сторон и звеньев тренировочного процесса), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность (Матвеев Л.П., 1975). Говоря более развернуто, структура тренировочного процесса характеризуется, в частности:

- порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (компонентов общей и специальной физической подготовки, технико-тактической подготовки и т.д.);

- порядком соотношения параметров тренировочной нагрузки (количественная характеристика объема и интенсивности работы);

- определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих собой фазы или стадии данного процесса, во время которых он претерпевает закономерные изменения.

В зависимости от времени, в рамках которого протекает тренировочный процесс, различают:

1. Микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий.

2. Мезоструктуру - структуру средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов и имеющих общую продолжительность около месяца.

3. Макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

Каждый строительный «блок», имеющий различную протяженность во времени, характеризуется качественными и количественными данными. Связь между этими блоками осуществляется через тренировочные эффекты.

Проблемы построения спортивной тренировки во многом связаны с рациональным проектированием различных структурных образований тренировочного процесса, поиском оптимального соотношения различных сторон подготовки и соответствия между тренировочными нагрузками, способными служить стимулами к структурным и функциональным перестройкам в организме спортсменов, а также условий для их реализации.

Как известно, в основе построения подготовки в рамках спортивных (годичных и полугодичных) макроциклов лежит теория периодизации спортивной тренировки, сформулированная Л.П. Матвеевым (1964, 1977).

В большом цикле тренировки, как правило, различают три периода: подготовительный (или период фундаментальной подготовки), соревновательный (период основных соревнований) и переходный. Согласно концепции Л.П. Матвеева, естественной основой периодизации тренировочного процесса является фазовость развития спортивной формы, которая проходит в своем развитии три фазы: становления, стабилизации и временной утраты. Подготовительный период соответствует первой фазе развития спортивной формы, в течение которого создаются предпосылки для ее развития и становления. Соревновательный - второй фазе, во время которого обеспечивается ее сохранение и реализация в спортивных достижениях. И, наконец, переходный период - относительным снижением тренированности и временной утратой спортивной формы.

Следовательно, эти периоды представляют собой по существу не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы.

Построение тренировки, при котором в году выделяют один подготовительный, соревновательный и переходный периоды, называют «одноцикловым». В тех случаях, когда в году выделяют 2, 3 и более циклов - «многоцикловым» построением тренировочного года (Матвеев Л.П., 1965, 1975, 1977; Платонов В.Н., 1997).

Необходимо отметить, что в одном периоде могут совмещаться фазы утраты и становления спортивной формы. Этот вариант построения макроцикла тренировки называется по принципу «сдвоенного цикла». В таких случаях вслед за соревновательным периодом идет второй подготовительный, затем второй соревновательный и лишь затем переходный.

Продолжительность, структура и содержание макроциклов типа годичных в процессе многолетней подготовки определяется множеством факторов, каждый из которых имеет свою собственную значимость и тесно связан со всеми остальными (рис. 1).

Специальные исследования и практика спорта показывают, что подготовка баскетбольных команд различной квалификации и возраста постоянно совершенствуется, что связано с двумя показателями: непрерывным увеличением соревновательной практики для сильнейших клубов и повышением объема и интенсивности тренировочной деятельности как в процессе историче-

ского развития баскетбола, так и в ходе повышения спортивного мастерства отдельных игроков и команды в целом в многолетнем цикле подготовки (табл. 1).

Из таблицы видно, что годичный цикл подготовки в баскетболе за последние 50 лет строился на основе кА 1-цикловой, так и 2- и 3-цикловой структуры, что в целом отражает общие тенденции развития большинства видов спорта.

^^^^^^^^^^Систёмафакторов^прёдёляющих^роёктированиГподготовкЦТмакроциклГтипаТодичног^^^^

Закономерности

многолетней

подготовки

Преемственность этапов многолетней подготовки, последовательность решаемых задач и основной направленности подготовки

Закономерности развития I и воспитания различных качеств и способностей

Закономерности становления и совершенствования спортивного мастерства

Рис. 1. Система групп факторов, определяющих структуру и содержание подготовки в каждом последовательном макроцикле типа годичного (по М.В.

Сахаровой, 2005).

Таблица 1

Параметры соревновательной и тренировочной деятельности сильнейших баскетбольных команд мира в годичном цикле (50-90-е годы) ______________________ (по данным Н.В. Фураевой, 2001)____________________

Исследуемые показатели Продолжительность периодов, месяцы

колич. промежуточные трени-

годы колич. игр боль- подготовитель- соревнова- переходные ровочные циклы со-

за год ших циклов ные тельные ревновательного периода

50-е 20 1 3 3 6

30 2 4 + 2 4 + 2 2 -

60-е 40 2 2 + 2 2 + 2,5 1,5 1 - недели

70-е 66 2 2,5 + 2 4,5 + 1,5 1,5 2 по 2-3 недели

80-е 70 1 4 6 2 2 по 2-3 недели

начало 90-х 80 3 1,5+1,5+0,66 6,5+1,5+0,66 0,66 -

конец 90-х 50-80 1 3 7 2 2 по 2 недели

НБА те же годы 82 -108 1 3 7,5 1,5 -

Это связано с взглядами специалистов на управление подготовленностью отдельных игроков и команд в целом, временем, необходимым для совершенствования физической, технической, тактической, психической и интегрально-игровой подготовленности, в связи с успешным выступлением команды как во внутреннем календаре, так и в международных турнирах, а для выдающихся игроков - в составах сборных команд страны на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.

До конца 80-х годов было принято считать, что на структуру годичного цикла равное влияние оказывают календарь соревнований и закономерности приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы.

Непрерывное расширение календаря соревнований в течение года, усложнение способов их проведения, повышение плотности соревновательного режима баскетболистов высокой квалификации на современном этапе развития баскетбола привели к определенным трудностям при организации построения подготовки клубных команд.

Так, когда команда клуба суперлиги параллельно участвует в двух-трех турнирах (чемпионат страны, европейские кубки), каждый из которых заканчивается серией игр «плей-офф», тренеры, планируя подготовку команды, не располагают точным количеством будущих игр. Это связано с попаданием в «плей-офф», числом побед в каждом круге. Кроме того, не всегда тренер может знать и количество коммерческих турниров, на которые будет приглашена его команда. Поэтому тренерский состав вынужден по ходу подготовки все время корректировать структуру циклов в соответствии с количественными и качественными показателями календаря.

Успешное участие клубов суперлиги в разнообразных официальных и коммерческих играх, проводимых в течение почти 7-8 месяцев, вынуждают тренеров и специалистов вести поиск новых путей построения тренировки в течение года, позволяющих обеспечивать длительное нахождение спортсменов в состоянии спортивной формы на протяжении всего соревновательного периода. При этом важно «сбалансировать» фазы ее становления и стабилизации у каждого члена команды с заданными сроками формирования и поддержания оптимальной готовности команды в целом.

Практика подготовки клубных команд убедительно показывает возможность различных построений тренировочного процесса в течение года. В основе разных моделей структуры годичного макроцикла лежат: система соревнований, принятая в стране; традиции различных баскетбольных школ мира; результаты научных исследований; интуиция и опыт выдающихся тренеров и др.

К примеру, для баскетболистов, входящих в сборную команду страны до 90-х годов ХХ века, в принципе использовалось двухцикловое планирование подготовки в течение года (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что в структуре подготовки сборной команды страны таких этапов 3. Первый этап - клубной подготовки - состоит из подготовительного, соревновательного и восстановительного периодов, которые включают соответствующие мезоциклы (первый - 3, второй - 4). Второй этап - централизованной подготовки - не имеет периодов и мезоциклов, а включает другие элементы - различные тренировочно-соревновательные комплексы, направленные на решение задач: физической (функциональной) подготовки, сопряженной подготовки (скоростно-силовые качества и скоростная техника),

технико-тактической подготовки и последний - предсоревновательной подготовки. Третий этап - дополнительной централизованной подготовки - состоит из установочного и контрольно-соревновательного мезоцикла.

В настоящее время при построении годичной подготовки сильнейших клубных баскетбольных команд в нашей стране и за рубежом широко используется одноцикловое планирование.

На рис. 3 и 4 приводится структура годичного цикла для клубов НБА (США) и команды «Бурже-Баскет» (Франция). Как правило, структура годичного цикла НБА достаточно стабильна, и ее определяет, прежде всего, календарь соревнований. Промежуточных тренировочных циклов не предусмотрено, и тренеры решают проблемы поддержания уровня подготовленности игроков в индивидуальном порядке.

МЗЦ 1-й соревновательный МЗЦ 2 сор. МЗЦ 3 сор. МЗЦ 4 сор. МЗЦ тек ФП тек СТП тек ТТП тек ПС МЗЦ

ФП ІТ-ТП ПС устан-й, к-сор

Подготовит. период Соревновательный период В

Этап клубной подготовки Этап централизованной подготовки Этап дополнительной централизованной подготовки

август | сентябрь октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март апрель | май | июнь | июль

ФП - физическая подготовка;

Т-ТП - технико-тактическая подготовка;

ПС - предсоревновательная подготовка;

СТП - сопряженная подготовка;

МЗЦ - мезоциклы;

ТСК - тренировочно-соревновательный комплекс; К-сор - контрольно-соревновательный;

В - восстановительный период.

Рис. 2. Структура годичного цикла для клубов и игроков, входящих в состав сборной команды страны (80-90 гг.) (по данным Ю.М. Портнова, 1996).

13 недель 8 недель П 7 недель 10 недель 7 недель 6 недель

Индивидуальная подготовка. ФП СП Лагерь ЧЕМПИ ОНАТ МВД от 3 до 26 игр отдых или сборная США

1 этап 2 этап 3 этап

подготовительный период соревновательный период (82 игры) Плей-офф

август | сентябрь | октябрь ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель май |июнь июль

ФП - физическая подготовка;

СП - специальная подготовка;

П - перерывы на рождество и звездный уик-энд - матч всех звезд.

Рис. 3. Структура годичного цикла клубов НБА (по данным Н.В. Фураевой, 2001).

Кубок 6 игр США турнир 10-12 игр 2 М 2 М

индивид. ФП ФП и Т-ТП 1 круг чемпионата Франции -14 игр 2 круг чемпионата Франции 14 игр

подготовительный период соревновательный период перех. свобод. этап

июль август | сентябрь октябрь ноябрь декабрь |январь февраль март апрель май | июнь

ФП - физическая подготовка;

Т-ТП - технико-тактическая подготовка;

2 М - международные игры.

Рис. 4. Структура подготовки французского клуба «Бурже-Баскет» (Франция) в сезоне 1999-2000 г. (по данным Н.В. Фураевой, 2001).

Такие возможности предоставляются команде, так как в заявку на сезон включаются 12 игроков и 8 запасных, способных заменить травмированных спортсменов. Каждая команда за сезон проводит 82 матча. Команды одного дивизиона встречаются друг с другом по четыре раза, а разных конференций -по два раза. Плотность игр доходит до 3-4 матчей в неделю, так что каждая команда играет практически через день, плюс утомительные перелеты и переезды из города в город. Несмотря на эту колоссальную нагрузку, в каждом матче игроки демонстрируют игру очень высокого уровня. В плей-офф выходят 16 команд из 29 в каждой конференции. Плей-офф состоит из 3 кругов (1 -до трех побед, полуфинал и финал - до 4). В финале НБА встречаются победители западной и восточной конференций (игры идут до 4 побед). Перерывы в регулярном чемпионате отсутствуют за исключением трехдневного перерыва на Рождество (20-е числа декабря) и в середине февраля - четырехдневный перерыв за звездный уик-энд. Этот баскетбольный праздник проводится в 3 дня.

Апрель-май посвящается учебе и продолжению тренировки с выбором разных форм соревновательной и тренировочной деятельности. Сильнейшие баскетболисты NCAA включаются в студенческую сборную и готовятся к Универсиаде. В этом случае у них начинается второй макроцикл, в то время как все студенческие команды строят свою подготовку, исходя из одного макроцикла.

Аналогичная модель структуры годичного цикла типична для баскетбольной команды «Бурже-Баскет».

Одноцикловое построение тренировочного года характерно и для баскетбольного клуба суперлиги РФБ дивизиона «А» «Химки» (Московская область). В течение уже нескольких сезонов мы придерживаемся старой периодизации спортивной тренировки. Годичный цикл подразделяется на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. В качестве примера рассмотрим структуру годичного цикла подготовки в сезоне 2002-2003 гг. Предсезонная подготовка команды продолжалась 69 дней - июль, август, сентябрь. Соревновательный период длился 233 дня, то есть 7 месяцев и 20 дней -октябрь-май. Переходный период (май-июнь) включал в себя постепенное снижение нагрузок, активный отдых и лечение баскетболистов.

Соревновательный период подразделялся на 5 соревновательных этапов, разделенных межигровыми интервалами различной продолжительности.

Длительность состязаний, количество матчей на различных этапах соревновательного периода, плотность соревнований, характеризующаяся величиной интервалов отдыха между матчами представлены в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из табл. 2 видно, что 50 официальных матчей проведены в течение 233 дней в среднем с интервалами от 1,5 до 5 дней, при этом чаще всего матчи повторялись через 2 или 3 дня, а трижды матчи проводились спарено, подряд без дней отдыха. Особо следует отметить неравномерность распределения соревновательных нагрузок в указанный период и сокращение длительности межигровых интервалов к концу спортивного сезона.

Естественно, поддержание спортивной формы отдельных игроков и ко-

манды в целом на протяжении всего соревновательного периода - задача весьма сложная. Практика показывает, что очень сложно обеспечить фундаментальную подготовку команды за небольшой подготовительный период. Как правило, ее недостаточно для поддержания высокого уровня работоспособности игроков на протяжении всего соревновательного периода.

В связи с этим в межигровых циклах, с одной стороны, необходимо обеспечить восстановление от больших соревновательных нагрузок прошедшего соревновательного этапа, а с другой - добиваться дальнейшего повышения уровня подготовленности к участию в очередных соревнованиях.

Поэтому важную роль в стабилизации спортивной формы, повышении уровня работоспособности и спортивных результатов играет рациональное построение межигровых циклов подготовки.

В табл. 3 представлены показатели и направленность нагрузок на различных межигровых циклах.

Таблица 2

Показатели нагрузок соревновательного периода БК «Химки» в сезоне

2002-2003 гг.

Сроки Кол-во дней Кол-во матчей Интервал между матчами (в среднем) Интервал между матчами

1 этап соревн. периода 2 октября - 13 ноября 2002 43 13 3,30 1 день - 1 раз 2 дня - 5 раз 3 дня - 5 раз 4 дня - 1 раз

1 межигровой интервал 14 ноября - 2 декабря 2002 19

2 этап соревн. периода 3 декабря - 21 декабря 2002 19 6 3,16 2 дня - 2 раза 3 дня - 2 раза

2 межигровой интервал 22 декабря 2002 г. 11 января 2003 г. 21

3 этап соревн. периода 12 января - 29 марта 2003 77 19 2,4 2 дня - 8 раз 3 дня - 7 раз 4 дня - 1 раз 5 дней - 1 раз 6 дней - 1 раз 13 дней - 1 раз

3 межигровой интервал 30 марта - 11 апреля 2003 13

4 этап соревн. периода 12 апреля - 30 апреля 2003 19 8 2,71 Без перерыва -3 раза 5 дней - 1 раз

4 межигровой интервал 1 мая - 16 мая 2003 16

5 этап соревн. периода 17 мая - 22 мая 2003 6 4 1,50 Без перерыва -2 раза 2 дня - 1 раз

Итого 2 октября 2002 г. 22 мая 2003 г. 233 50 От 1,5 до 4,05 1 день - 1 раз 2 дня - 16 раз 3 дня - 14 раз 4 дня - 2 раза

5 дней - 2 раза Без перерыва -3 раза

Таблица 3

Показатели нагрузок и направленность тренировочной работы в межигровых интервалах соревновательного периода команды БК «Химки»

в сезоне 2002-2003 гг.

Межигровые циклы 1 2 3 4

Нагрузка

Количество дней 19 21 13 16

Количество рабочих дней 15 16 9 11

Микроциклы 3-1 3-1 3-1; 2-1 3-1; 2-1

Количество тренировок 30 31 18 22

Направленность

Восстановительная 3 4 5 6

Поддерживающая 9 11 7 10

Развивающая 18 16 6 6

Количество часов 60 62 36 44

Соотношение по вилам подготовки, %

Физическая подготовка 24 26 28 30

Скоростная 25 20 24 28

Силовая 20 26 23 20

Скоростно-силовая 28 26 29 32

Функциональная 22 28 24 20

Техническая 25 26 29 25

Тактическая 28 25 24 22

Игровая 23 23 25 22

Предлагаемый нами вариант построения тренировочного года позволил команде БК «Химки» подняться с 8 места в 2001-2002 гг. на 4 место в 20022003 гг., занять 4 место в Кубке России и войти в 1/8 финала Еврокубка ФИБА.

Таким образом, в большинстве клубных баскетбольных команд высшей квалификации планирование и построение тренировочного года осуществляется с учетом календаря соревнований. Вся деятельность игроков в тренировочно-соревновательном цикле непосредственно направлена на обеспечение результативного выступления в них, совершенствование и сохранение спортивной формы, необходимой для этого. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта высших достижений в подготовке баскетбольных команд происходит увеличение длительности соревновательного периода и сокращение подготовительного. При этом структура соревновательного периода носит обычно сложный характер и в зависимости от календаря соревнований включает в себя ряд соревновательных и промежуточных (межигровых) этапов. Их количество, продолжительность и содержание зависит от числа игр и их концентрации во времени. Характер выступления отдельных игроков и команды в целом в соревнованиях в решающей мере обусловлен их уровнем и динамикой подготовленности на различных этапах соревновательного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.