Научная статья на тему 'Направленность и динамика тренировочных нагрузок в практике подготовки футболистов высокой квалификации'

Направленность и динамика тренировочных нагрузок в практике подготовки футболистов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1876
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ / НАГРУЗКИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТРУКТУРА / ГОДИЧНЫЙ / ЦИКЛ / ПОДГОТОВКА / ФУТБОЛИСТЫ / ВЫСШАЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ТРЕНУВАЛЬНі / НАВАНТАЖЕННЯ / СПРЯМОВАНіСТЬ / РіЧНИЙ / ПіДГОТОВКА / ФУТБОЛіСТИ / ВИЩА / КВАЛіФіКАЦіЯ / TRAINING / LOAD / ORIENTATION / STRUCTURE / ANNUAL CYCLE / HIGH / QUALIFICATION / FOOTBALL / PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамардин Валерий Николаевич

Цель исследования: изучить структуру тренировочных нагрузок футбольной команды «Днепр» в годичном цикле подготовки и выявить соотношения различных тренировочных средств в общем объеме нагрузки. Рассмотрены вопросы физиологической направленности и динамики тренировочных нагрузок в практике подготовки футболистов высокой квалификации. Показано, что соотношение разнонаправленных тренировочных средств на различных этапах годичного макроцикла имеют в общем объеме нагрузки свои особенности. Выделено два относительно самостоятельных годичных цикла I макроцикл и II макроцикл, в каждом из которых применялось три периода тренировки. Установлено, что структура годичного цикла подготовки, распределение физических нагрузок разной направленности позволили команде «Днепр» занимать высокие места в Чемпионате Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамардин Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The orientation and dynamics of the training loads in practice of highly qualified football players' training

Aim of research: to study structure of training loadings of football team "Dnepr" in annual training and reveal correlation of different training means in general volume of loadings. The paper deals with the physiological orientation and dynamics of the training loads in practice highly qualified football players training. It is shown that the ratio of differently oriented training facilities at various stages of the macrocycle have in the annual total loads its own peculiarities. It is established that the structure of the annual training cycle and the distribution of physical activity of varying orientation allowed the team of "Dnipro" occupy high positions in the Ukrainian Championship.

Текст научной работы на тему «Направленность и динамика тренировочных нагрузок в практике подготовки футболистов высокой квалификации»

з

2012

Направленность и динамика тренировочных нагрузок в практике подготовки футболистов высокой квалификации

Шамардин В.Н.

Запорожский национальный технический университет

Аннотации:

Цель исследования: изучить структуру тренировочных нагрузок футбольной команды «Днепр» в годичном цикле подготовки и выявить соотношения различных тренировочных средств в общем объеме нагрузки. Рассмотрены вопросы физиологической направленности и динамики тренировочных нагрузок в практике подготовки футболистов высокой квалификации. Показано, что соотношение разнонаправленных тренировочных средств на различных этапах годичного макроцикла имеют в общем объеме нагрузки свои особенности. Выделено два относительно самостоятельных годичных цикла I макроцикл и II макроцикл, в каждом из которых применялось три периода тренировки. Установлено, что структура годичного цикла подготовки, распределение физических нагрузок разной направленности позволили команде «Днепр» занимать высокие места в Чемпионате Украины.

Ключевые слова:

тренировочные, нагрузки, направленность, структура, годичный, цикл, подготовка, футболисты, высшая, квалификация.

Шамардін В.М. Спрямованість і динаміка тренувальних навантажень в практиці підготовки футболістів високої кваліфікації. Мета дослідження: вивчити структуру тренувальних навантажень футбольної команди «Днєпр» в річному циклі підготовки та виявити співвідношення різноманітних тренувальних засобів у загальному об'ємі навантаження. Розглянуті питання фізіологічної спрямованості і динаміки тренувальних навантажень в практиці підготовки футболістів високої кваліфікації. Показано, що співвідношення різноспрямованих тренувальних засобів на різних етапах річного макроциклу мають у загальному обсязі навантаження свої особливості. Виділено два відносно самостійних річних циклів І макроцикл та ІІ макроцикл, в кожному з яких використовувалися три періоди тренування. Встановлено, що дана структура річного циклу підготовки, розподіл фізичних навантажень різної спрямованості дозволили команді «Дніпро» займати високі місця в Чемпіонаті України.

тренувальні, навантаження, спрямованість, структура, річний, цикл, підготовка, футболісти, вища, кваліфікація.

Shamardin V.N. The orientation and dynamics of the training loads in practice of highly qualified football players’ training. Aim of research: to study structure of training loadings of football team “Dnepr” in annual training and reveal correlation of different training means in general volume of loadings. The paper deals with the physiological orientation and dynamics of the training loads in practice highly qualified football players training. It is shown that the ratio of differently oriented training facilities at various stages of the macrocycle have in the annual total loads its own peculiarities. It is established that the structure of the annual training cycle and the distribution of physical activity of varying orientation allowed the team of “Dnipro” occupy high positions in the Ukrainian Championship.

training, load, orientation, structure, annual cycle, training, high, qualification, football, players.

Введение.

Современная подготовка футболистов независимо от возраста и квалификации с первых дней подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки.

Известно, что один из путей совершенствования тренировочного процесса - определение рационального соотношения средств подготовки, которые должны обеспечить адекватные реакции функциональных систем организма к физическим (двигательным) воздействиям.

Основным средством воздействия на функциональное состояние организма являются тренировочные нагрузки различной интенсивности и характера [5].

Принято выделять нагрузки преимущественно аэробной, аэробно-анаэробной, анаэробно-гликолитической и анаэробно алактатной направленности [4].

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов [6] отмечают, что в современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая - на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы. Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики: 1-я зона - аэробная © Шамардин В.Н., 2012

восстановительная; 2-я зона - аэробная развивающая; 3-я зона - смешанная аэробно-анаэробная; 4-я зона

- аэробно-гликолитическая; 5-я зона - анаэробно-алактатная.

Классификация тренировочных нагрузок дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направленной на развитие различных двигательных способностей.

Таким образом, связь между состоянием спортсмена и задаваемой нагрузкой является одним из важнейших компонентов технологии планирования учебнотренировочного процесса.

В своей работе мы все нагрузки дифференцировали согласно вышеизложенным рекомендациям и они имели следующую направленность: общая выносливость (аэробное энергообеспечение мышечной деятельности); комплексное развитие двигательных качеств (аэробно-анаэробное энергообеспечение); скоростной выносливости (анаэробно-гликолитическое энергообеспечение).

Необходимо отметить, что соревновательная нагрузка нами классифицировалась как самостоятельный вид работы, так как ее многогранное влияние на организм футболиста, его психоэмоциональную сферу не позволяет рассматривать ее в рамках определенной преимущественной направленности.

Процесс подготовки футбольных команд высшей квалификации, в связи с проведением чемпионатов Украины по системе «осень-весна» строится в рамках годичного цикла с внутренней двухцикловой структурой.

І ПЕДАГОГІКА І та медико"біол°гічні

*---“----------* проблеми фізичного

виховання і спорту __________________

В рамках настоящей работы сделана попытка сравнить данные о нагрузке с результатами систематического контроля за уровнем подготовленности и соревновательной деятельности, определить наиболее эффективные частные объемы нагрузки.

Работа выполнена в рамках научноисследовательской темы 2.1.8 «Научнометодические подходы усовершенствования учебнотренировочного процесса спортсменов высокой квалификации в разных видах спорта» согласно Сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006 - 2010 г.г.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования: изучить структуру тренировочных нагрузок футбольной команды «Днепр» в годичном цикле подготовки и выявить соотношения различных тренировочных средств в общем объеме нагрузки.

Методы организации исследований: анализ

научно-методической литературы, хронометрирование, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Исследования были проведены на футболистах команды высшей квалификации «Днепр» г. Днепропетровск, принимавшей участие в Чемпионате Украины и Кубке УЕФА в 2002 - 2006 г.г.

Результаты исследований.

Рассматривая технологию построения тренировки в годичных циклах подготовки футбольного клуба профессиональной футбольной лиги Украины «Днепр» г. Днепропетровск в сезонах 2002 - 2006 г.г. необходимо отметить, что для достижения запланированных результатов необходимо четкое распределение подцелей и задач, соответствующих различным этапам подготовки. Наиболее часто они обозначаются в результате системного анализа содержания спортивной деятельности и процесса подготовки к ней.

Соотношение определенных периодов в структуре годичного цикла представлена в табл. 1.

В структуре годичного цикла выделено два относительно самостоятельных I макроцикл (I круг чемпионата); II макроцикл (II круг чемпионата).

В каждом макроцикле применялось три периода тренировки (подготовительный, соревновательный и переходной), каждый из которых включал несколько однотипных этапов.

Выделение отдельных этапов в подготовительном, соревновательном и переходном периодах годичного цикла было обусловлено, с одной стороны, календарем официальных соревнований, а с другой, оптимальной продолжительностью реализации текущего адаптационного резерва организма спортсмена [3].

При планировании подготовки только по отдельным этапам мы исходим из того, что структура физической подготовленности и показатели технико-тактической деятельности в течение сезона подвержены значительным колебаниям. Выявлено, что периоды уровня двигательных качеств отмечаются каждые 40 - 50 дней [2]. Это позволяет говорить о необходимости детального планирования подготовки только по отдельным этапам.

Распределение объема нагрузок по видам подготовки (в %), отраженное в табл. 1 отличается относительно равномерной динамикой на протяжении годичного цикла. Необходимо отметить, что соотношение неспецифических и специфических нагрузок в летнем подготовительном периоде составляло 30 и 70% на обще подготовительном этапе и 20 и 80% - на специально-подготовительном и предсоревнователь-ном этапах. В соревновательном периоде (I круг соревнований) этот показатель находился в диапазоне 15 - 20% и 75 - 80% соответственно.

В связи с тем, что зимний подготовительный период по времени более длительный, чем летний, соотношение неспецифической и специфической работы было 40 и 60%, на специально-подготовительном соответственно 25 и 75%, на предсоревновательном этапе 20 и 80%. На протяжении всего соревновательного периода (II круг соревнований) это соотношение было стабильным 20 и 80%.

Количество контрольных игр в летнем подготовительном периоде колебалось от 4 до 6, а в зимнем подготовительном периоде соответственно от 9 до 11 игр.

Анализ результатов представленных в табл. 1 также позволяет говорить о распределении разнонаправленных нагрузок на этапах подготовки. При этом на общеподготовительных этапах (I и II макроциклы) нагрузки аэробной и смешанной (аэробно-анаэробной) направленности, т.е. нагрузки, способствующие развитию различных видов выносливости, составляли 70

- 72% работы, в то время как нагрузки, призванные развивать скоростные и скоростно-силовые качества занимали 20%, а работа по совершенствованию скоростной выносливости (анаэробно-гликолитическая) лишь 8%.

Следует отметить, что на специальноподготовительных этапах происходит снижение удельного веса аэробной и смешанной работы до 64 - 65% и, соответственно, увеличение работы, направленной на развитие скоростно-силовых качеств до 22 - 25% и скоростной выносливости до 10 - 14%. Увеличение объема высокоинтенсивных нагрузок не следует рассматривать как элемент «форсирования» тренированности, так как этот процесс сопровождался еще достаточно общим объемом работы на этих этапах.

На предсоревновательных этапах годичного цикла подготовки происходит значительное (р<0,05) снижение нагрузок аэробной и аэробно-анаэробной направленности до 62 - 65%, соответственно увеличивается доля работы скоростно-силовой направленности и скоростной выносливости до 35 - 38%.

Соревновательные периоды (I и II круги соревнований) характеризовались достаточно равномерными распределениями нагрузок различной направленности.

Таким образом, соотношение разнонаправленности нагрузок, применяемых в системе подготовки футбольной команды высшей квалификации в годичном цикле подготовки выглядит следующим образом (%):

I макроцикл - летний подготовительный период: аэробная (30,0%); аэробно-анаэробная (37,4%); анаэробно-

ПСИХОЛОГІЯ

113

Таблица 1

Распределение нагрузок по видам подготовки команды «Днепр» в годичном цикле тренировки

Виды подготовки: преимущественная направленность (%) Летний подготовительный период Соревновательный период (I круг) Переходный период Зимний подготовительный период Соревновательный период (II круг) Переходный период

обще- подгот. этап спец- подгот. этап пред- соревн. этап обще- подгот. этап спец- подгот. этап пред- соревн. этап

Физическая подготовка 30 20 20 20 по индивид, плану 35 30 30 20 по индивид, плану

Техническая подготовка 35 40 40 40 - 35 35 35 40 -

Тактическая подготовка 35 40 40 40 - 30 35 35 40 -

Направленность, % - -

- аэробная 35 30 25 30 - 40 33 25 32 -

- аэробно-алактатная 37 35 40 40 - 30 31 37 38 -

-анаэробно-алактатная 20 25 23 20 - 20 22 26 20 -

-анаэробно-гликолитическая 8 10 12 10 - 10 14 12 10 -

2012

І ПЕДАГОГІКА І та медико"біол°гічні

*---“-----------* проблеми фізичного

виховання і спорту ______________________

алактатная (22,6%); анаэробно-гликолитическая (10,0%). Соревновательный период (I круг соревнований) соответственно: 32,7%; 32,7%; 22,6%; 12,0%. Соревновательный период (II круг соревнований) соответственно: 32,0%; 38,0%; 20,0%; 10,0%.

Данная схема распределения тренировочных и соревновательных нагрузок в годичных циклах подготовки команды «Днепр» в 2002 - 2006 г.г. позволила ей трижды занимать места в Чемпионатах Украины, дающие право участвовать в Европейских кубковых турнирах.

Выводы.

Результаты проведенного анализа позволяют говорить о важности представленного подхода для совершенствования системы подготовки футболистов

высокой квалификации. Характерной чертой годичной подготовки футбольных команд высшей квалификации является двухцикловое построение годичного макроцикла, который имеет специфические особенности распределения нагрузок разной физиологической направленности.

Полученная информация характеризует временное соотношение отдельных структурных составляющих годичного цикла подготовки и динамику направленности тренировочных нагрузок футболистов высшей квалификации в современных условиях. Она отражает существующую практику работы профессионального футбольного клуба и может служить основой для планирования учебно-тренировочного процесса в футбольных командах высшей квалификации.

ПСИХОЛОГІЯ

Литература:

1. Авдеев М.М. Сочетание работы различной преимущественной направленности в занятиях и микроциклах при тренировке квалифицированных ватерполистов. Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук, Киев, 1984, 24 с.

2. Букуев М.О. Методика этапного программирования тренировочных нагрузок высококвалифицированных футболистов в годичном цикле. Дис. канд. пед. наук, М., 1987, 160 с.

3. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле. Теория и практика физической культуры, 1991, № 2, С. 24 - 30.

4. Волков Н.И. Биохимический контроль в спорте: проблемы и перспективы. Теория и практика физической культуры, 1975, №

1, С. 28.

5. Кореберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств. Теория и практика физической культуры, 1996, № 7, С. 2 - 5.

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: Издательский центр «Академия», 2001, 480 с.

Информация об авторе: Шамардин Валерий Николаевич

[email protected] Запорожский национальный технический университет вул.Жуковського 64, м.Запоріжжя, 69063, Украша

Поступила в редакцию 21.03.2012г.

References

1. Avdeev M.M. Sochetanie raboty razlichnoj preimushchestvennoj napravlennosti v zanjatijakh i mikrociklakh pri trenirovke kvalificirovannykh vaterpolistov [Combination of work of different primary orientation in employments and microcycles at training of skilled water-polo players], Cand. Diss., Kiev, 1984, 24 p.

2. Bukuev M.O. Metodika etapnogoprogrammirovanija trenirovochnykh nagruzok vysokokvalificirovannykh futbolistov v godichnom cikle [Methodology of stage programming of the training loading of highly skilled footballers in the circannual loop], Cand. Diss., Moscow, 1987, 160 p.

3. Verkhoshanskij Ju.V. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 1991, vol. 2, pp. 24-30.

4. Volkov N.I. Teoriia i praktika fizicheskoj kul tury [Theory and practice of physical culture], 1975, vol. 1, p. 28.

5. Koreberg V.B. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 1996, vol. 7, p. 2-5.

6. Kholodov Zh.K. Teoriia i metodika fizichnogo vikhovannia i sportu [Theory and methods of physical education and sport], Moscow, Publishing center “Academy”, 2001, 480 p.

Information about the author: Shamardin V.N.

[email protected] Zaporizhzhe national technical university Jukovskogo str. 64, Zaporizhzhe, 69063, Ukraine Came to edition 21.03.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.