Научная статья на тему 'Управление подготовкой футбольной команды высшей квалификации в переходном периоде годичного цикла тренировки'

Управление подготовкой футбольной команды высшей квалификации в переходном периоде годичного цикла тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1536
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНОЙ ПЕРИОД / МОДЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИКРОЦИКЛА / ФУТБОЛЬНАЯ КОМАНДА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕХіДНИЙ ПЕРіОД / МОДЕЛЬНА СТРУКТУРА МіКРОЦИКЛУ / ФУТБОЛЬНА КОМАНДА ВИЩОї КВАЛіФіКАЦії / TRANSITION PERIOD / THE MODELING STRUCTURE OF MICROCYCLE / HIGHLY QUALIFIED FOOTBALL TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамардин Валерий Николаевич

Рассмотрены вопросы моделирования подготовки футбольной команды высшей квалификации в переходных периодах годичного цикла тренировки. Показано, что применение разнообразных средств тренировки, направленных на комплексное развитие двигательных качеств способствует поддержанию и постепенному повышению уровня физической и функциональной подготовленности. Данными для исследования служили педагогические наблюдения в годичных циклах подготовки футбольной команды высшей квалификации «Днепр» г. Днепропетровск в сезонах 2002 2011г.г. Установлено, что выполнение индивидуальных планов в переходных периодах позволяет футболистам переносить высокие тренировочные нагрузки в подготовительных периодах без резкого снижения их работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамардин Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the highly qualified football team preparation during the transition period of the year cycle of training

The questions of modeling of highly qualified football team training in the transitional periods of the year cycle of training are given in this article. It is shown that usage of various exercises aimed at integrated development of motor qualities helps to maintain a gradual increase physical and functional training. Data for the study were pedagogical monitoring in the highly qualified football team of "Dnipro" Dnepropetrovsk year cycle preparation in the seasons of 2002 2011. It is established that the implementation of individual plans in the transition period allows players to carry high training loads during the preparatory period without a sharp decline in their performance.

Текст научной работы на тему «Управление подготовкой футбольной команды высшей квалификации в переходном периоде годичного цикла тренировки»

І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

проблеми фізичного

виховання і спорту

Управление подготовкой футбольной команды высшей квалификации в переходном периоде годичного цикла тренировки

Шамардин В.Н.

Запорожский национальный технический университет

Аннотации:

Рассмотрены вопросы моделирования подготовки футбольной команды высшей квалификации в переходных периодах годичного цикла тренировки. Показано, что применение разнообразных средств тренировки, направленных на комплексное развитие двигательных качеств способствует поддержанию и постепенному повышению уровня физической и функциональной подготовленности. Данными для исследования служили педагогические наблюдения в годичных циклах подготовки футбольной команды высшей квалификации «Днепр» г. Днепропетровск в сезонах 2002 - 2011г г. Установлено, что выполнение индивидуальных планов в переходных периодах позволяет футболистам переносить высокие тренировочные нагрузки в подготовительных периодах без резкого снижения их работоспособности.

Ключевые слова:

перехіднийперіод, модельна структура мікроциклу, футбольна команда вищої кваліфікації.

Шамардін В.М. Управління підготовкою футбольної команди вищої кваліфікації в перехідному періоді річного циклу тренування. Розглянуті питання моделювання підготовки футбольної команди вищої кваліфікації в перехідних періодах річного циклу тренування. Показано, що застосування різноманітних засобів тренування, спрямованих на комплексний розвиток рухових якостей сприяє підтримці і поступовому підвищенню рівня фізичної та функціональної підготовленості. Даними для дослідження служили педагогічні спостереження в річних циклах підготовки футбольної команди вищої кваліфікації «Дніпро» м. Дніпропетровськ в сезонах 2002 - 2011 р.р. Встановлено, що виконання індивідуальних планів в перехідних періодах дозволяє футболістам переносити високі тренувальні навантаження в підготовчих періодах без різкого зниження їх працездатності.

переходной период, модельная структура микроцикла, футбольная команда высшей квалификации.

Shamardin V.N. Management of the highly qualified football team preparation during the transition period of the year cycle of training.

The questions of modeling of highly qualified football team training in the transitional periods of the year cycle of training are given in this article. It is shown that usage of various exercises aimed at integrated development of motor qualities helps to maintain a gradual increase physical and functional training. Data for the study were pedagogical monitoring in the highly qualified football team of “Dnipro” Dnepropetrovsk year cycle preparation in the seasons of 2002 - 2011. It is established that the implementation of individual plans in the transition period allows players to carry high training loads during the preparatory period without a sharp decline in their performance.

transition period, the modeling structure of microcycle, highly qualified football team.

Введение.

Добиться повышения результативности надежности соревновательной деятельности, как отдельным спортсменом, так и командой в целом можно за счет организации процесса их подготовки. К сожалению, приходится констатировать, что очень часто, уделяя большое внимание организационным вопросам, многие тренеры упускают из вида важнейшие педагогические аспекты стратегии и методики подготовки в годичном цикле подготовки. В этом случае даже достаточно глубокие и содержательные представления и знания по вопросам теории, методики и технологии тренировочного процесса в целом, не могут устранить или компенсировать ущерб в случае неправильного построения отдельного микро-, мезоцикла, периода и этапа годичного цикла [1, 2, 3, 4].

Переходной период - не отдельная часть непрерывного учебно-тренировочного процесса футболистов высокой квалификации. Тренировки на данном периоде физиологически необходимы, так как обеспечивают достаточно продолжительное переключение на режим, свободный от повышенных требований к функциональным и адаптационным возможностям организма.

Исходя их сказанного, разработке стратегии подготовки футбольной команды высшей квалификации в переходном периоде тренировки мы должны уделять должное внимание. Надо четко помнить, что важно не просто реализовать в этом периоде определенный объем тренировочной работы с фиксированным набором упражнений при должной интенсивности их выполнения, - не менее важно еще и правильно распределить эту нагрузку по времени[5].

© Шамардин В.Н., 2012

Переходными периодами завершаются первый макроцикл годичного цикла подготовки и спортивный сезон в целом (второй макроцикл). В этот период происходит временная утрата спортивной формы, с тем, чтобы в новом сезоне войти на новый более высокий уровень. Основные задачи тренировочного процесса в переходном периоде: восстановление и поддержание работоспособности футболистов; расширение базы функциональной подготовленности; подтягивание (совершенствование) слабых сторон подготовленности.

Таким образом, в соответствии с целевой направленностью формируются структура средств, величины и соотношения парциальных нагрузок, которые находят отражение в методических и технологических особенностях тренировочного процесса в переходном периоде.

Работа выполнена в рамках научноисследовательской темы 2.1.8 «Научно-методические подходы усовершенствования учебно-тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации в разных видах спорта» согласно Сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006 - 2010 г.г

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования: разработать модель подготовки футбольной команды высшей квалификации в переходном периоде годичного цикла подготовки.

Методы и организация исследований: аналитический анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анализ тренировочной и соревновательной деятельности, методы математической статистики. Нами была проанализирована соревновательная деятельность футбольных команд высшей квалификации, методы математической статистики.

32012

и

Педагогические наблюдения проводились в годичных циклах подготовки футбольного клуба профессиональной футбольной лиги Украины «Днепр» г. Днепропетровск в сезонах 2002 - 2011 г.г.

Результаты исследований.

Длительность переходного периода после первого круга соревнований (первый макроцикл) составляет 25 - 35 дней. Структурно он состоит из двух частей. На первую часть (две недели) приходится восстановительно-поддерживающий мезоцикл. Для тренировочного процесса характерно уменьшение объема и интенсивности специальной подготовки, что способствует восстановлению функциональных возможностей организма. Вторая часть - втягивающий мезоцикл, в связи с тем, что сроки подготовительного периода сокращаются, так как ряд игр второго круга соревнований переносятся в первый. Футболисты в это время выполняют втягивающие нагрузки согласно их индивидуальным планам, сочетая их с активным отдыхом.

В таблицах 1 - 3 представлена модельная структура микроциклов в зимнем переходном периоде.

Характеристика средств тренировки в первом микроцикле:

• Понедельник - пешие прогулки, велосипед, лыжи, плавание;

• Среда - 20 мин - бег в низком темпе; бег 8х80 м, 60% VO2max, отдых между повторениями 1 мин;

• Пятница - 15 мин - бег в низком темпе; 10 мин -бег со скоростью 1 км за 5 мин 30 с; 15 мин - бег со скоростью 1 км за 6 мин. отдых между сериями 5 мин. Упражнения для мышц брюшного пресса - 300 раз.

Характеристика средств тренировки во втором микроцикле:

• Понедельник - бег 15 мин в низком темпе; бег 15 мин со скоростью 1 км за 5 мин 30 с. Отдых между повторениями 5 мин; упражнения для мышц брюшного пресса - 300 раз;

• Среда - бег 15 мин со скоростью 1 км за 5 мин 45 с; бег 15 мин со скоростью 1 км за 5 мин 15 с. Отдых между повторениями 5 мин; упражнения для мышц брюшного пресса - 300 раз.

• Пятница - бег 15 мин со скоростью 1 км за 5 мин 30 с; отдых 5 мин; бег 15 мин со скоростью 1 км за 5 мин 15 с; бег 8х80 м, 60% VO2max, отдых между повторениями 1 мин; упражнения для мышц брюшного пресса - 400 раз.

Характеристика средств тренировки в третьем микроцикле:

• Понедельник - бег 20 мин со скоростью 1 км за 5 мин 30 с; бег 2 км со скоростью 1 км за 4 мин; бег 3 мин в медленном темпе, восстановительный; бег 15 мин со скоростью 1 км за 5 мин 15 с; отдых 5 мин; упражнения для мышц брюшного пресса - 300 раз.

• Вторник - беговые упражнения 10х30 м направленные на частоту и технику движений (скиппинг); бег 8х80 м, 60% VO2max; отдых между повторениями 1 мин; бег 20 мин со скоростью 1 км за 5 мин 15 с.

• Среда - бег 6 км с переменной интенсивностью со скоростью 1 км за 5 мин, 1 км за 4 мин; бег 1 мин

60% VO2max; упражнения для мышц брюшного пресса - 300 раз.

• Пятница - бег 10 мин со скоростью 1 км за 5 мин 15 с; бег 10 мин со скоростью 1 км за 4 мин 45 с; 1 мин восстановительный бег; бег 10 мин со скоростью 1 км за 5 мин; отдых 5 мин; бег 12х60 м, 60% VO2max, отдых между повторениями 1 мин; упражнения для мышц брюшного пресса - 400 раз.

• Суббота - бег 32 мин с переменной интенсивностью в следующей последовательности - 8х4 мин: 3 мин медленно + 1 мин 70% VO2max; беговые упражнения 10х30 м направленные на частоту и технику движений (скиппинг); отдых 30 с; упражнения для мышц брюшного пресса - 300 раз.

Длительность переходного периода, который начинается после окончания предыдущего чемпионата составляет 20 - 25 дней. Структурно он также состоит из двух частей. Первые 10 дней направлены на реабилитационные и восстановительные мероприятия. Вторая часть состоит из мезоцикла, который включает два микроцикла. В этот период футболисты продолжают восстановительные и реабилитационные мероприятия и приступают к выполнению индивидуальной программы. В тренировочных занятиях втягивающего мезоцикла в основном применяются упражнения аэробного и аэробно-анаэробного характера.

В таблицах 4 - 5 представлена модельная структура микроциклов в летнем переходном периоде.

Характеристика средств тренировки в первом микроцикле:

• Понедельник - бег в низком темпе, пешеходный туризм, велосипед, плавание, керлинг

• Среда - бег в низком темпе; велосипед, плавание, теннис, керлинг, пешеходный туризм.

• Пятница - бег в низком темпе; велосипед, плавание, теннис, керлинг, пешеходный туризм.

Характеристика средств тренировки во втором микроцикле:

• Понедельник - бег 30 мин в аэробном режиме «джоггинг» (10 мин + 10 мин + повышения ритма 10 мин); бег 12х100 м 70% VO2max; упражнения для мышц брюшного пресса - 300 раз; работа в тренажерном зале 30 мин.

• Вторник - бег 30 мин в аэробном режиме «джоггинг» (20 мин + 10 мин; 15 мин + 15 мин; 30 мин ...) выбор последовательности любой; 30 мин - велосипед или плавание; упражнения для мышц брюшного пресса

- 400 раз; работа в тренажерном зале 30 мин.

• Среда - беговые упражнения 10х30 м направленные на частоту и технику движений (скиппинг); бег 8х80 м, 60% VO2max, отдых между повторениями 1 мин; бег 20 мин со скоростью 1 км за 5 мин 30 с.

• Четверг - бег 30 мин в аэробном режиме «джоггинг» (20 мин + 10 мин; 15 мин + 15 мин; 30 мин) выбор последовательности любой; 30 мин - велосипед или плавание; упражнения для мышц брюшного пресса

- 300 раз; работа в тренажерном зале 30 мин.

• Пятница - бег 10 мин со скоростью 1 км за 5 мин 30 с; бег 15 мин со скоростью 1 км за 5 мин; 1 мин

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

Таблица 1

Модельная структура тренировочного микроцикла (1-я неделя) в зимнем переходном периоде

Дни цикла № занятий Направленность Специали- зированность Координа- ционная сложность Величина Объем работы (мин)

1 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 60

2 Отдых - - - -

3 1 Смешанная выносливость 100% без мяча 100% без единоборств малая 45

4 Отдых - - - -

5 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 60

6 Отдых - - -

7 Отдых - - - -

Таблица 2

Модельная структура тренировочного микроцикла (2-я неделя) в зимнем переходном периоде

Дни цикла № занятий Направленность Специали- зированность Координа- ционная сложность Величина Объем работы (мин)

1 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 60

2 Активный отдых (любой вид спорта с ракеткой) - - - -

3 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 60

4 Отдых - - - -

5 1 Смешанная выносливость (аэробноанаэробная) 100% без мяча 100% без единоборств средняя 60

6 Активный отдых (любой вид спорта с ракеткой) - - - -

7 Отдых - - - -

Таблица 3

Модельная структура тренировочного микроцикла (3-я неделя) в зимнем переходном периоде

Дни цикла № занятий Направленно сть Специали- зированность Координа- ционная сложность Величина Объем работы (мин)

1 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 60

2 1 Смешанная выносливость (аэробноанаэробная) 100% без мяча 100% без единоборств средняя 60

3 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 60

4 Отдых - - - -

5 1 Смешанная выносливость (аэробноанаэробная) 100% без мяча 100% без единоборств средняя 60

6 1 Смешанная выносливость (аэробноанаэробная) 100% без мяча 100% без единоборств средняя 60

7 Отдых - - - -

І ПЕДАГОГІКА I

32012

ц

Таблица 4

Модельная структура тренировочного микроцикла (1-я неделя) в летнем переходном периоде

Дни цикла № занятий Направленность Специали- зированность Координационная сложность Величина Объем работы (мин)

1 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 60

2 Отдых - - - -

3 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Отдых - - - -

5 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств средняя 60

6 Активный отдых (любой вид спорта с ракеткой) - - - -

6 Активный отдых (любой вид спорта с ракеткой) - - - -

7 Отдых - - - -

Таблица 5

Модельная структура тренировочного микроцикла (2-я неделя) в летнем переходном периоде

Дни цикла № занятий Направленность Специали- зированность Координационная сложность Величина Объем работы (мин)

1 1 Смешанная выносливость (аэробноанаэробная) 100% без мяча 100% без единоборств средняя 90

2 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 100

3 1 Смешанная выносливость (аэробноанаэробная) 100% без мяча 100% без единоборств средняя 60

4 1 Общая выносливость (аэробная) 100% без мяча 100% без единоборств малая 100

5 1 Смешанная выносливость (аэробноанаэробная) 100% без мяча 100% без единоборств средняя 90

6 Отдых - - - -

7 Отдых - - - -

восстановительный бег; бег 10 мин в низком темпе; беговые упражнения 12х60 м, 60% VO2max, отдых между повторениями 1 мин; упражнения для мышц брюшного пресса - 400 раз; работа в тренажерном зале 30 мин.

Подводя итог выше сказанного, необходимо отметить, что позитивный тренировочный эффект от применения тренировочных нагрузок в переходном периоде достигается тогда, когда они обеспечивают должное влияние на тренируемые функциональные возможности и используются с оптимальным дозированием, которое отвечает индивидуальным возможностям футболистов.

Активный отдых организуется за счет смены двигательной деятельности и смены обстановки (мест занятий, спортивного оборудования, инвентаря и т.д.),

что способствует, прежде всего, быстрому и полному восстановлению. Одна из важных задач переходного периода - анализ работы в течение прошедшего первого макроцикла и годичного цикла тренировки в целом, составление и коррекция планов тренировки, лечение травм.

Выводы.

Общая продолжительность переходных периодов в годичном цикле в процессе подготовки футбольной команды высшей квалификации в течении последних лет колебалась от 5,4 до 6,8 недель и в среднем составляла 6,1 недель.

При подборе средств тренировки в переходных периодах необходимо использовать разнообразные упражнения неспециализированного характера, направленные на комплексное развитие двигательных

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

качеств, что позволяет изменить характер учебнотренировочных занятий и поддерживать их на достаточно высоком уровне.

Педагогические наблюдения показали, что выполнение индивидуальных планов подготовки футболистами в переходных периодах годичного цикла тренировки способствуют постепенному повышению уровня физической и функциональной подготовлен-

ности, что дает возможность плавно подойти к выполнению большого объема тренировочной работы на обще-подготовительных этапах подготовительных периодов.

Перспективы дальнейших исследований предполагают моделирование подготовки футболистов высшей квалификации в переходном периоде с учетом их игрового амплуа.

І ПЕДАГОГІКА I

Литература:

1. Костюкевич В.М. Управление тренировочным процессом футболистов в годичном цикле подготовки. - Винница: Планер, 2006. - 683 с.

2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 317 с.

3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

4. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. -М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.

5. Шамардин В.Н. Моделирование подготовленности квалифицированных футболистов. - Днепропетровск: Пороги, 1998. - 133 с.

Информация об авторе: Шамардин Валерий Николаевич

ufks.kafedra@yandex.ua Запорожский национальный технический университет ул. Жуковского 64, 69063, г. Запорожье, Украина.

Поступила в редакцию 16.01.2012г

References:

1. Kostiukevich V.M. Upravlenie trenirovochnym processom futbolistov v godichnom cikle podgotovki [Management by the training process of footballers in the circannual loop of preparation], Vinnitza, Planer, 2006, 683 p.

2. Matveev L.P. Osnovy obshchej teorii sporta i sistemy podgotovki sportsmenov [Bases of general theory of sport and system of preparation of sportsmen], Kiev, Olympic literature, 1999, 317 p.

3. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obshchaia teoriia i ee prakticheskie prilozheniia [The system of preparation of sportsmen in Olympic sport. General theory and its practical applications], Kiev, Olympic literature, 2004, 808 p.

4. Kuramshina Iu.F. Teoriia i metodika fizicheskoj kul tury [Theory and methodics of physical culture], Moscow, Soviet sport, 2007, 464 p.

5. Shamardin V.N. Modelirovanie podgotovlennosti kvalificirovannykh futbolistov [Design of preparedness of skilled footballers], Dnepropetrovsk, 1998, 133 p.

Information about the author: Shamardin V.N.

ufks.kafedra@yandex.ua Zaporizzya National Technical University Jukovskogo str. 64, 69063, Zaporizzya, Ukraine.

Came to edition 16.01.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.