Научная статья на тему 'Физическая подготовка и морфофизиологические показатели баскетболисток 15-16 лет'

Физическая подготовка и морфофизиологические показатели баскетболисток 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / СПОРТ / SPORTS / БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / БАСКЕТБОЛИСТЫ / BASKETBALL PLAYERS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL PREPARATION / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / SPORTS TRAINING / МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MORPHOPHYSIOLOGICAL PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиенко О. В.

Известно, что успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного и своевременного контроля за состоянием тренированности занимающихся. В связи с имеющейся в настоящее время, тенденцией роста тренировочных нагрузок особо важное место должно отводиться педагогическому контролю за функциональным состоянием спортсмена в тренировочном процессе. Вышесказанное определяет актуальность исследования, целью которого является выявление взаимосвязей между выполненной тренировочной нагрузкой в различные периоды макро цикла и изменением функциональных систем баскетболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиенко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PREPARATION AND MORPHOPHYSIOLOGICAL OF 15- 16 YEARS BASKETBALL PLAYERS PARAMETERS

It is known, that sports training successful realization in many respects depends on the correct and duly control over the sportsmen training condition. The tendency of training loadings growth is so the important place should be allocated to the pedagogical control over a functional condition of the sportsman in training process. The aforesaid defines actual of research where the purpose is revealing interrelations between the executed training loading during the various periods of a macro cycle and basketball players functional systems changes.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка и морфофизиологические показатели баскетболисток 15-16 лет»

УДК 796.323

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ

Преподаватель О.В.Матвиенко Камский государственный институт физической культуры,

г. Набережные Челны PHYSICAL PREPARATION AND MORPHOPHYSIOLOGICAL OF 1516 YEARS BASKETBALL PLAYERS' PARAMETERS

O.V.Matvienko, Teacher Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: физическая культура, спорт, баскетбол, баскетболисты, физическая подготовка, спортивная тренировка, морфофизиологические показатели Аннотация: Известно, что успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного и своевременного контроля за состоянием тренированности занимающихся. В связи с имеющейся в настоящее время, тенденцией роста тренировочных нагрузок особо важное место должно отводиться педагогическому контролю за функциональным состоянием спортсмена в тренировочном процессе. Вышесказанное определяет актуальность исследования, целью которого является выявление взаимосвязей между выполненной тренировочной нагрузкой в различные периоды макро цикла и

изменением функциональных систем баскетболистов.

Keywords: physical training, sports, basketball, basketball players, physical preparation, sports training, morphophysiologicalparameters

Summary: It is known, that sports training successful realization in many respects depends on the correct and duly control over the sportsmen training condition. The tendency of training loadings growth is so the important place should be allocated to the pedagogical control over a functional condition of the sportsman in training process. The aforesaid defines actual of research where the purpose is revealing interrelations between the executed training loading during the various periods of a macro cycle and basketball players functional systems changes.

Современная подготовка баскетболистов - сложный педагогический процесс, которым должен управлять тренер. Для управления системой подготовки баскетболиста и команды в целом, тренеру необходимо знать и умело применять в своей деятельности и основные функции управления. К таким функциям относятся планирование, материально-техническое обеспечение, организация, педагогический контроль, учет и информация. Основным звеном управления тренировкой является планирование тренировочного процесса. Планировать-значит предвидеть, уметь видеть будущее и реально его прогнозировать. Планирование -одно из важнейших условий, обеспечивающих непрерывный рост достижений в процессе многолетней подготовки спортсменов.

Планирование подготовки баскетболистов и баскетбольных команд основано на общих принципах и методах, применяемых в отечественной системе спортивной тренировки. Оно требует разносторонних знаний и практического опыта, так как является интегрированной функцией управления, определяющей не только содержание подготовки, но и всю систему управления этим процессом. При этом следует стремиться к творческой переработке передового опыта и знаний об объективных взаимосвязях между организацией тренировки и ростом достижений. Планирование находит конкретное выражение в разработке систем согласованных планов тренировки на различные периоды, так как происходит на основе и с учетом периодизации спортивной подготовки и закономерностей становления спортивной формы.

Баскетбол - командная спортивная игра. В связи с этим планирование спортивной тренировки осуществляется как для команды, так и для каждого игрока в отдельности.

Завершающей функцией управления является педагогический контроль, учет и информация. Сведения, полученные в результате педагогического контроля, способствуют не только регистрации фактического положения дел, но и своевременной корректировке

разделов тренировочного процесса с целью повышения его эффективности.

Совершенствование управления тренировочным процессом невозможно без знания механизмов формирования, поддержания и повышения функциональных возможностей спортсменов в процессе развития тренированности. Тренированность - состояние, характеризующее готовность спортсмена к достижению высоких результатов. Ее уровень у баскетболистов зависит как от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, так и от технической, физической, психологической, игровой деятельности.

Широко используемая в баскетболе система контрольных заданий и упражнений дает возможность объективно планировать и оценивать уровень различных разделов подготовки, как отдельных игроков, так и команды в целом.

Основная задача системы педагогического контроля - получение информации о выполнении цели, задач и заданной программы подготовки команды и отдельного игрока.

Системы планирования и педагогического контроля и информации взаимосвязаны, так

как:

1) охватывают две стороны тренировочного процесса: спортивное мастерство (знания, умения, навыки) и управление тренировочными нагрузками и спортивной формой;

2) предусматривают единство показателей;

3) предусматривают единство сроков действия планирования и информации.

Известно, что успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от

правильного и своевременного контроля за состоянием тренированности занимающихся. В связи с имеющейся в настоящее время, тенденцией роста тренировочных нагрузок особо важное место должно отводиться педагогическому контролю за функциональным состоянием спортсмена в тренировочном процессе. Вышесказанное определяет актуальность исследования, целью которого является выявление взаимосвязей между выполненной тренировочной нагрузкой в различные периоды макроцикла и изменением функциональных систем баскетболистов.

В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а

соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Подготовительный период направлен на становление спортивной формы — создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводится непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2-3 микроцикла) — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3-6 недельных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактической среды тренировки. Длительность этапа 2-3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами

этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2-3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

Соревновательный период; чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4-6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

• восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;

• дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;

• создание и поддержание высокой психической готовности спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний.

• моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности.

— обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, тактической и психической) с целью трансформации в максимально возможный спортивный результат.

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6-8 недель.. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие

качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой — на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.д.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3-5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения [24, 34].

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта — структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой

соревнований; другие - с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи — с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.