Научная статья на тему 'Исследования соревновательной деятельности отечественных профессиональных велосипедистов'

Исследования соревновательной деятельности отечественных профессиональных велосипедистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
599
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования соревновательной деятельности отечественных профессиональных велосипедистов»

рошим положением команды в турнирной таблице (4 место) в сезоне 2002-2003 г.г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байченко И.П. Материалы конференции по проблеме адаптации, тренировки и другим способам повышения устойчивости организма. Донецк, 1960. с 12.

2. Бондарчук А.П. Как сохранить спортивную форму //Легкая атлетика. 1986. -№6.- С 16.

3. Бондарчук А.П. Еще раз о «Спортивной форме» //Теор. и практ. физ. культ.

1990. - №1. С 11-13.

4. Бондарчук А.П. Педагогические основы системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-метателей. Теория, методика, практика. Дисс. д-ра пед. наук в форме научного доклада. - М., 1987. - 52 с.

5. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки. //Теор. практ. физ. культ. 1998, №7 С 43.

6. Волков И.П., Колесников В.Ю. Психологические аспекты изучения состояний «спортивная форма» у квалифицированных спортсменов. Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 56. - 2004 г. СПб., 2004 с 16-19.

7. Голенко В., Скородумова А., Тарпищев Ш. Академия тенниса. М.: «Дедо-лус», 2002. 150 с.

8. Калинин В.К., Озолин Н.Н. О структуре соревновательного периода. //Теор. и практ. физ. культ. - 1974. - №2 С 63-66.

9. Крылова Л.П. Совершенствование структуры многолетней тренировки (на примере волейбола): Автор. кан. пед наук. - Малаховка, 1981.

10. Лапутин Н.П., Олешко В.Г. Управление тренировочным процессом тяжелоатлетов. - Киев: Здоровья, 1982. - 120 с.

11. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: Дисс. докт. пед. наук. - Омск, 1999.

12. Матвеев Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1965. - 243 с.

13. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физ. культуры. - М.: ФиС, 1972. - 271 с.

14. Матвеев Л.П. Вновь о «спортивной форме».// Теор. и практ. физ. культ. -

1991. - №2. С 19-23.

15. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки.

16. // Теор. и практ. физ. культ. - 1991. - №12. С 11-21.

17. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

18. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература. 1999. - 318 с.

ИССЛЕДОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

С. В. Ердаков

В 2008 году исполнится 20 лет с тех пор, как отечественные велосипедисты присоединились к мировому профессиональному спорту. 20 августа 1988 года на конгрессе УСИ (Международного союза велосипедистов) в бельгийском городе Генте Федерация велосипедного спорта СССР была принята в ФИСП (Международную федерацию профессионального велосипедного спорта). С этого дня велосипедистам СССР был открыт доступ к участию в соревнованиях среди профессионалов.

Соревнования на шоссе среди профессионалов в отличие от любительских, в те годы отличались более длинными дистанциями, как однодневных, так и многодневных гонок. Любительские однодневные гонки - 170 км, профессиональные - 280 км,

любительские многодневки - 1900 км, профессиональные - 4000 км. Особо следует отметить, что гонку в 4000 км необходимо пройти за 3 недели. Ни в одном виде спорта до сих пор нет такой нагрузки на организм спортсмена, как в велоспорте. В дополнение к этому уместно привести и такой пример, как худощавые гонщики выходя на старт гранд-тура, например «Тур де Франс», в ходе гонки ещё сбрасывают в весе 5-7 кг. Поэтому, когда в мире произошло объединение любительского и профессионального спорта, больше всех на себе это ощутили велосипедисты-любители шоссейных гонок, так как соревновательные дистанции стали для них почти в два раза длиннее.

До 1988 года отношение к профессиональному спорту в нашей стране было противоречиво. Средства массовой информации разносили в пух и прах профессиональный спорт, в среде тренеров, наоборот, по крупицам собирали информацию о методах, средствах подготовки и в первую очередь объёмах тренировочной и соревновательной нагрузки профессиональных велосипедистов. Об этом писали в своих статьях и переводах М. Барамия, Л. Шелешнев, С. Ердаков. Всё полезное и доступное внедрялось в практику подготовки спортсменов высшей квалификации. Советские велосипедисты стали выполнять годовые объёмы в 35-40 тыс. км в год, имели до 120-ти стартов в году, что положительно отражалось на спортивных результатах. Они постоянно становились призёрами олимпийских игр и чемпионатов мира, 10 раз выигрывали велогонку мира в личном и 20 раз в командном зачётах. Первые очные встречи с профессионалами на гонках «ореп», где было разрешено участвовать любителям и профессионалам вместе показали правильность выбранных нами направлений. В 1975 году на многодневной профессиональной гонке во Франции «Тур Сарта» («ореп») В.Осокин на 1-м этапе занял 2-е место. Другие наши велосипедисты на отдельных этапах также занимали места в десятке, выигрывая у лучшего профессионального велосипедиста тех времён француза Б. Ино. В последующие годы, как советские велосипедисты, так и спортсмены других социалистических стран (Польши, ГДР) не раз доказывали всему миру, что велосипедисты-любители уже способны на равных бороться с профессиональными спортсменами. В конце 70-х годов наши ведущие велосипедисты уже не отставали в объёмах тренировочной и соревновательной нагрузки от сильнейших профессиональных велосипедистов мира.

В итоге, в ноябре 1980 года на заседании Руководящего Комитета ФИАК (Международная федерация любительского велоспорта) было принято решение о том, что «спортсмен-любитель, достигший полных 23-х лет, может участвовать в открытых гонках («ореп») для профессионалов.

В феврале 1981 года, организаторы гранд-тура «Джиро Италия» пригласили три команды (СССР, ЧССР и ПНР) на свою гонку. Однако, они не учли некоторые политические стороны, во-первых, не пригласили команду ГДР, а во-вторых гранд-тур «Джиро Италия» накладывался по срокам на велогонку Мира. От приглашений все 3 страны отказались.

В 1985 году, организаторы град-тура «Вуэльта Испании» учли все ошибки руководителей «Джиро Италия» и, добавив в виде компенсации за участие советской стороне 50 тыс. долларов, смогли добиться приезда на гонку команды СССР. Результаты выступления команды представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты советских велосипедистов-любителей в гранд-туре ________________«Вуэльта Испании» в 1985 году________________________

№ Фамилия, имя Результаты, места

на этапах генеральная классификация

1 Малахов Владимир 1 место (19 этап) 2 место (16 этап) 10 место (15 этап) 71

2 Осипов Александр 5 место (8 этап) 8 место (14 этап) 52

3 Иванов Иван 5 место (10 этап) 20

4 Ермаченко Сергей 9 место (14 этап) 53

7 Перуновский Юрий далее 10-го 77

5 Косяков Николай далее 10-го 76

6 Баринов Юрий далее 10-го 72

8 Топорищев Андрей далее 10-го 37

9 Волошин Владимир далее 10-го 32

10 Ведерников Андрей далее 10-го не закончил гонку

Как видно из таблицы 1, активно провёл гонку советский велосипедист В.Малахов, выиграв последний заключительный этап в Мадриде, а также занял 2-е призовое место на 16-м этапе. Грамотно выступили А. Осипов и С. Ермаченко, отметившись несколько раз на этапах в десятке. Результаты этого гранд-тура обсуждались в Международном союзе велосипедистов, что ещё больше усилило позиции тех представителей, которые начали борьбу за объединение любительского и профессионального спорта.

Уже на следующий 1986 год в мире проводилось 36 профессиональных гонок «open», в том числе 21 однодневная и 15 многодневных (таблица 2).

Таблица 2

Количество велосипедных профессиональных гонок «open » проводимых различными

странами в 1986 году.

№ Страны Соревнования «open»

однодневные многодневные всего

7 Колумбия 8 8

5 ФРГ 6 1 7

1 Франция 3 3 6

8 Австрия 4 4

3 Швейцарии 2 1 3

4 США 2 1 3

9 Канада 2 2

2 Бельгия 1 1

6 Норвегия 1 1

10 Англия 1 1

Всего 21 15 36

Как видно из таблицы 2 активными сторонниками этой идеи стали велосипедные федерации Колумбии (8 гонок), ФРГ (7 гонок) и Франции (6 гонок). Самые многочисленные велосипедные федерации Италии и Испании от активного участия в продолжение этой идеи отказались, видимо не желая дополнительной конкуренции в профессиональном спорте со стороны гонщиков стран социалистического лагеря.

В 1989 году в СССР создаётся первая экспериментальная профессиональная команда «Альфа Люм». В этом же году Д.Конышев - спортсмен этой команды занимает 2-е место на чемпионате мира в групповой шоссейной гонке. Прошло всего 8 месяцев, как он пришёл в профессиональный спорт. Это было весьма большой неожиданностью для представителей и любительского и профессионального спорта. На следующий год команда «Альфа Люм» принимает участие в «Тур де Франс» и Д.Конышев выигрывает 17-й этап. В этом же году на другом гранд-туре «Вуэльта Испании» спортсмен команды «Альфа Люм» В.Климов на 2-м этапе одевает жёлтую майку лидера и несёт её на своих плечах 4-е этапа. А.Саитов выигрывает в этой гонке 19-й этап. В 1990 году В.Екимов, в первый год пребывания в профессиональном спорте, выиграл чемпионат мира в индивидуальной гонке преследования на 5 км. Таким образом, период адаптации советских любителей к профессиональному спорту проходил довольно быстро, за 1-2 года, призовые места они завоёвывали во всех гонках, где принимали участие. Результаты побед отечественных профессиональных велосипеди-

стов на этапах всех гранд-туров с 1989 по 2007 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3

Количество выигранных этапов отечественными профессиональными ________________велосипедистами в гранд-турах с 1989 по 2007 гг.______________

Гранд-туры Победители этапов, фамилия, имя Год Этапы «гранд туров»

1991 1, 4

1993 3, 18, 20

Абдужапаров Д. 1994 1, 20

1995 20

1996 14

Берзин Е. 1996 8

«Тур де Франс» Екимов В. 1991 20

Иванов С. 2001 9

1990 17

Конышев Д. 1991 19, 22

1999 14

Угрюмов П. 1994 18,19

Ушаков С. 1995 13

Всего 19

Абдужапаров Д. 1994 10

1994 4, 8, 18

Берзин Е. 1995 21

1996 19

Гонченков А. 1996 16

1993 5, 12

Конышев Д. 1997 9

2000 6

1990 8

«Джиро Италия» Пульников В. 1991 6

1994 20

1996 13

1997 3, 5, 21

Тонков П. 1998 18

2002 17

2004 17

Угрюмов П. 1993 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ушаков С. 1995 20

1996 22

Всего 24

«Вуэльта Испании» Абдужапаров Д. 1992 2, 4, 11, 21

1993 9, 12, 20

Екимов В. 1999 15

Зинченко А. 1998 13, 15, 20

2000 14

Иванов И. 1989 18

1991 12

Конышев Д. 1996 18

Меньшов Д. 2004 5

2005 1, 9

Саитов А. 1990 19

1995 18

Сметанин С. 2002 14

Тонков П. 1997 13,15

Ушаков С. 1993 18

1999 10

| Всего 25

Сумма 68

Как видно из таблицы 3, Д. Абдужапаров быстро освоился в профессиональном спорте и выиграл в гранд-турах 17 этапов: 9 этапов на «Тур де Франс», 7 этапов на «Вуэльте Испании» и 1 этап на «Джиро Италия». По 9 этапов в гранд-турах выиграли Д.Конышев и П.Тонков. Е.Берзин выиграл 6 этапов. С.Ушаков - 5 этапов. Всего отечественные профессиональные велосипедисты выиграли на гранд-турах 68 этапов. Для страны, которая находится ещё на ранней стадии развития профессионального велоспорта это хороший показатель. Но, следует заметить, что все эти спортсмены, кроме С. Иванова и Д.Меньшова подготовлены в советское время. Ростки российского времени пробиваются очень медленно.

В таблице 4 представлены результаты соревновательной деятельности отечественных велосипедистов в соревнованиях «Про тура».

Таблица 4

Результаты соревновательной деятельности отечественных велосипедистов ______________в соревнованиях «Про тура» с 1989 по 2007 гг.___________________

Кате-

гория

Название

гонки

Страна

Начало

гонки

Места, фамилии, годы

1

2

3

Тур де Франс

Франция

1903

Угрюмов (1994)

ту

Г

Джиро Италия

Италия

1909

Берзин (1994) Тонков(1996)

Угрюмов (1993) Берзин (1995) Тонков (1997,1998)

Угрюмов (1995)

Вуэльта Испании

Испания

1935

Меньшов (2005)

Тонков (2000)

Милан-Санремо

Италия

1907

Чмиль (1999)

Гонченков

(1996)

Тур Фландрии

Бельгия

1913

Чмиль (2000)

Чмиль(1994, 1995, 1998)

Гент-Вевельгем

Бельгия

1934

Абдужапаров

(1991)

Чмиль (1997)

Абдужапаров

(1993)

Париж-Рубэ

Франция

1896

Чмиль (1994)

Чмиль (1995)

Екимов (2003)

Амстель

Рейс

Голд

Нидерланды

1966

Иванов С .(2002)

Конышев (1992)

Флеш Валлон

Бельгия

1936

Берзин (1994,1995)

Льеж-Бастон-

Льеж

Бельгия

1892

Берзин (1994)

Сан Себастьян

Испания

1981

Гонченков (1997) Чмиль (2000)

Г.П.Плуэ

Франция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1931

Чмиль (1994)

Чмиль (1996) Иванов С. (1999)

Г.П.Цюриха

Шаейцария

1914

Екимов (1992)

Чмиль (1999)

Париж-Тур

Франция

1896

Чмиль (1997)

Чмиль (1995) Чмиль (2000)

Гонченков (1993)

Джиро

Ломбардиа

Италия

1905

Бобрик (1994)

Париж-Ница

Франция

1933

Бобрик (1995)

Екимов (1994)

Тирено-

Адриатико

Италия

1966

Чмиль (1993) Берзин (1994) Гонченков(1996)

Конышев (1995)

Вуэльта Басков

Испания

1924

Меньшов (2004)

Берзин (1992)

Угрюмов (1991)

Тур Романди

Шаейцария

1947

Тонков (1997)

Гонченков

(1996)

Угрюмов (1995) Меньшов (2005)

Вольта—Каталу-1 Испания

4941

Карпец (2007)

Карпец (2004)

Меньшов (2007)

ниа

Дофине Либере Франция 1947 Тонков (2001)

Тур Швейцарии Шаейцария 1933 Тонков(1995) Карпец (2007) Пульников (1994)

Тур Польши Польша 1928 Джаванян(1996) Иванов С (1998) Иванов С. .(2000)

Всего 19 23 21

Сумма 63

Как видно из таблицы 4, в 1994 году Е.Берзин выиграл гранд-тур «Джиро Италия» и классическую однодневку «Льеж-Бастон-Льеж». В этом же году П.Угрюмов занимает 2-е место на «Тур де Франс», В.Бобрик выиграл классическую однодневку «Джиро Ломбардиа». А.Чмиль, по сумме очков набранных в классических однодневках, выиграл в 1999 году Кубок мира. Итак, с 1989 по 2007 гг. отечественные профессиональные велосипедисты выиграли 63 призовых места в гонках «Про тура»

В целом, результаты показанные отечественными велосипедистами, прошедшими школу подготовки в советских спортивных секциях, клубах, центрах олимпийской подготовки и в сборных командах СССР доказали правильность выбранного направления в части подготовки спортсменов высокого класса.

Однако в связи с распадом СССР всесоюзный календарь соревнований, сформированный с участием союзных республик, полностью распался. Не стало мест подготовки в Таджикистане и Киргизии (Иссык-Куль), Казахстане, Литве, Крыму и др. Соревновательный объём у спортсменов сократился более чем в 2 раза. Утратили свою популярность и значимость сочинская гонка и велогонка Мира, которые были стержнем методической направленности в велоспорте на шоссе. Не стало и осенних многодневных гонок в Крыму для шоссе и трека. К этому следует добавить финансовые трудности переходного периода тех лет.

В эти годы испытаний устояли только 3 центра олимпийской подготовки -«ГДОИФК»-«Локомотив» (г. Санкт-Петербург), «Агидель» (г.Уфа) и ЦОП в г.Москве. Отсутствие тренировочных комплексов в России они смогли компенсировать приобретением или арендой баз подготовки за границей, «ГДОИФК»- Локомотив» в Испании, «Агидель» в Италии, ЦОП г. Москвы во Франции. Там они могли набирать необходимый объём тренировочной, а главное соревновательной нагрузки. Но до уровня тех показателей, которые были при СССР, было далеко.

С 1995 года по решению Международного союза велосипедистов на чемпионатах мира и олимпийских играх гонщики-любители и профессионалы стали выступать в единой группе - «элита».

Первые же чемпионаты мира и олимпийские игры показали, что все призовые места занимали только профессиональные велосипедисты. Более того, как показала практика, престиж олимпийских игр для велосипедистов-профессионалов всё равно уступал гранд-турам «Тур де Франс», «Джиро Италия» и «Вуэльта Испании».

Как видно из таблицы 4, с 1989 года только 10 призовых мест из 63-х завоёвано спортсменами, подготовленными после советского времени. Их обеспечили всего 3 спортсмена: С.Иванов, В.Карпец и Д.Меньшов.

На официальных соревнованиях (таблица 5) с 1989 года по 2007 год в мужских видах программы на шоссе и треке из 18-ти призовых мест, 16 завоёвано спортсменами, подготовленными в центре «ГДОИФК» - «Локомотив». Исключение составляет один Д.Конышев.

Данные, представленные в таблицах 3, 4 и 5, наглядно показывают, как снижаются наши позиции в мировом профессиональном велоспорте. Закончили выступать последние советские велосипедисты - Д.Конышев и В.Екимов. Как видно из таблиц, из нового поколения пробиваются лишь единицы. Во многих гонках «Про тура» спортсмены перестали бороться за призовые места. Нет стержневой направленности в

методике подготовки. В сборных командах больше обсуждаются «пищевые добавки», а не объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок. Это говорит о необходимости срочной перестройки инфраструктуры велосипедного спорта в России.

Таблица 5

Результаты выступления отечественных велосипедистов в официальных соревнованиях в период с 1989 по 2007 гг._______________

№ Фамилия, имя Соревнования Год Вид программы Дистанция место

1 Конышев Д. Чемпионат мира 1989 шоссе Групповая гонка 2

2 Екимов В. Чемпионат мира 1990 трек индивидуальная гонка 5 км 1

3 Екимов В. Чемпионат мира 1991 трек Групповая гонка 1

4 Конышев Д. Чемпионат мира 1992 шоссе Групповая гонка 3

5 Марков А. Олимпийские игры 1996 трек командная гонка 2

6 Грицун Э. Олимпийские игры 1996 трек командная гонка 2

7 Шантырь А. Олимпийские игры 1996 трек командная гонка 2

8 Кузнецов Н. Олимпийские игры 1996 трек командная гонка 2

9 Марков А. Чемпионат мира 1997 трек индивидуальная гонка 4 км 2

10 Борисов В. Чемпионат мира 1999 трек командная гонка 3

11 Грицун Э. Чемпионат мира 1999 трек командная гонка 3

12 Марков А. Чемпионат мира 1999 трек командная гонка 3

13 Смыслов Д. Чемпионат мира 1999 трек командная гонка 3

14 Екимов В. Олимпийские игры 2000 шоссе индивидуальная гонка 1

15 Марков А. Олимпийские игры 2000 трек Групповая гонка 3

16 Екимов В. Олимпийские игры 2004 шоссе индивидуальная гонка 2

17 Игнатьев М. Олимпийские игры 2004 трек Групповая гонка 1

18 Игнатьев М. Чемпионат мира 2007 трек Групповая гонка 3

Всего 18

Прежде всего, необходимо вернуться к объёмам тренировочной и соревновательной нагрузки для спортсменов высшей квалификации - 1800 часов работы в год, и далее по нисходящей к младшим разрядам. В основе подготовки осенне-зимнего периода должно быть участие в шестидневных групповых и парных гонках на закрытых треках городов Москвы и Санкт-Петербурга. Это значительно повысит качество подготовки. В летнее время необходимо больше использовать велотрассу «Крылатского» в г.Москве. Только при таком подходе начнётся планомерное возрождение и пополнение велосипедистов в российский профессиональный спорт.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРЯЖЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ВРАТАРЕЙ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ В МИНИ-ФУТБОЛЕ

О.Н. Иванов

Изучению различных аспектов подготовки игроков в мини-футболе были посвящены исследования ряда авторов (Андреев С.Н., Бабкин А.Е., Дорник О.Э., Левин B.C.), однако до сих пор не было работ, касающихся исследования вопросов подготовки вратарей в этом виде спорта. В то же время в других спортивных играх эта проблема достаточно хорошо разработана (Епихин Г.В., Игнатьева В.Я., Ионова Н.Л., Косин-цев B.C., Крутских В.В.)

Специфика соревновательной деятельности вратарей в мини-футболе во многом определяется тем, что в ходе игры у игроков данного амплуа периоды большого напряжения сочетаются со временем относительного отдыха, а напряженность соревновательной нагрузки на протяжении матча распределяется неравномерно.

В целях определения продолжительности напряженности соревновательной нагрузки вратаря в мини-футболе в различных игровых ситуациях нами в сезонах 200506 и 2006-07гг. проведен хронометраж деятельности вратарей, выступающих в матчах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.