Научная статья на тему 'Динамика субъектности учащихся музыкальных школ личностно-ориентированной воспитательной среды'

Динамика субъектности учащихся музыкальных школ личностно-ориентированной воспитательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевиков И. А.

Автор статьи, исходя из собственной формулировки субъектности, анализирует её динамику у учащихся музыкальных школ Украины, которые работают в условиях экспериментального личностно-ориентиро­ванного учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика субъектности учащихся музыкальных школ личностно-ориентированной воспитательной среды»

ДИНАМИКА СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Полевиков И.А.*

Херсонский государственный университет, Украина, г. Херсон

Автор статьи, исходя из собственной формулировки субъектности, анализирует её динамику у учащихся музыкальных школ Украины, которые работают в условиях экспериментального личностно-ориентиро-ванного учебно-воспитательного процесса.

Современной тенденцией развития образования является приоритет гуманитарно-личностного подхода при построении образовательных систем, когда в роли их субъекта выступает человек, а цель связывается с перспективами личностного развития и становлением субъектных свойств обучающихся.

В процессе формирования субъектности ученика музыкальной школы обнаруживаются определенные противоречия: между потребностью общества в творческих, активных личностях и преобладанием репродуктивных методов их подготовки; между разработанностью общих теоретических основ формирования субъектности учащихся и отсутствием теоретически и экспериментально обоснованного механизма формирования субъектности школьников в системе внешкольного образования.

Сегодня сохраняется приверженность к «знаниевой» составляющей обучения, учитель видит в ученике объект учебного процесса, а не личность. Существующая система обучения создает мало условий для становления учащихся как субъектов учебной деятельности.

Внедрение результатов исследования в образовательную деятельность музыкальных школ способствует обновлению содержания и форм воспитательной работы с учащимися, установлению активного субъект-субъектного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, обеспечивает личностный рост воспитанника. Доказана зависимость между результативностью внедрения разработанных педагогических условий и результатам формирования субъектности, стремление к самоактуализации личности школьника.

Субъектность школьника формируется эффективно, если рассматривается интегративно; процесс формирования субъектности является системным свойством субъекта; формирование субъектной позиции проходит в условиях специально организованного педагогического взаимодействия, взаимодействие контролируется и корректируется в процессе становления учащегося как субъекта учебной деятельности; формирование субъектности

* Аспирант кафедры Педагогики и психологии Херсонского государственного университета, директор Детской музыкальной школы № 3 г. Херсона.

происходит в русле авторской модели в условиях субъект-субъектных отношений [1].

Характеристиками, содержательно определяющими субъектность ученика, на наш взгляд, являются активность, самостоятельность, рефлексия на социальное окружение, радость от творческого труда.

Нами дано определение субъектности учащегося музыкальной школы, которая представляется процессом и результатом формирования его общественно значимой жизненной позиции и проявляется в эмоционально обогащенном творческом взаимодействии с реальностью посредством искусства.

Исходя из такого понимания субъектности, мы провели эмпирическое исследование среди учащихся 5-8 классов детских музыкальных школ Херсона, Львова, Кривого Рога, Александрии. Динамика субъектности личности учащихся (по сравнению с началом эксперимента) составляла: высокий уровень + 14 %; достаточный уровень + 25 %, снижение показателей среднего и низкого уровня произошло в пределах 24 % и 15 % соответственно.

Таблица 1

Результаты изучения субъектности воспитанников музыкальной школы

Уровни субъектности воспитанников музыкальной школы До организации экспериментального учебно-воспитательного процесса На конец эксперимента

Контрольная группа Экспериментальная выборка

Низкий 30 31,5 15

Средний 43 40 19

Достаточный 20 20,7 45

Высокий 7 7,8 21

Таблица 2

Факторы воздействия на учащихся 8 класса в начале учебного года

№ Контрольная выборка Экспериментальная группа

1 Морально-интеллектуальная поверхностность Активность

2 Рефлексия на отца Рефлексия на собственные способности

3 Уверенность в себе Радость от творческого труда

4 Самоконтроль эмоций и поведения

5 Лидерство

Таблица 3

Ведущие факторы влияния на учащихся 8 класса в конце учебного года

№ Контрольная группа Экспериментальная группа

1 Рефлексия на семью Активность

2 Смелость Рефлексия на социальное окружение

3 Эмоциональная оценка социума Самостоятельность

4 Отрицание активности Радость от творческого труда

5 Лидерство

6 Планирование будущего

Системный взгляд на процесс воспитания в музыкальной школе позволил выделить три уровня воспитательного взаимодействия с личностью ре-

бенка. Первый уровень - это воспитательная система всей образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития воспитанников. Второй уровень составляет воспитательное пространство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Третий уровень предусматривает наличие системы педагогического обеспечения, индивидуальной траектории развития ребенка. Поэтому в нашей музыкальной школе велась работа и по построению воспитательной системы образовательного учреждения, и по созданию воспитательной системы классов, и по формированию системы поддержки индивидуального развития каждого воспитанника, применяя при этом и коллективные методы работы (оркестр, ансамбль, теоретические дисциплины, хор и т.д.).

Основными признаками личностно ориентированной воспитывающей среды в музыкальной школе мы считаем:

- наличие в деятельности музыкальной школы основных положений личностно ориентированного воспитания: принятие, понимание, признание;

- ориентация деятельности на общечеловеческие ценности культуры: человек, его деятельность, познание, добро, красота, ум и др.;

- педагогическая поддержка и стимулирование процесса саморазвития ученика;

- взаимопроникновение школьной и окружающей среды.

Специфическими управленческими действиями руководителя школы,

направленными на организационное обеспечение личностно ориентированного образования являются:

1. Освоение и потребление личностно ориентированных критериев жизнедеятельности учащихся, учителей, школьной организации в целом.

2. Использование модели личностно ориентированной ситуации как инструмента внутришкольного педагогического анализа (применительно к развитию учащихся на уроках, воспитательных мероприятиях, в сфере внеучебного общения и т.п.).

3. Диагностика профессиональных возможностей учителей в аспекте их готовности к созданию авторской методики и стиля личностно ориентированной педагогической деятельности.

4. Персональное влияние руководителя на атмосферу школы - формирование структуры общения, стиля, ожиданий, мотивации развивающейся личности ученика.

5. Организация внутришкольного методического процесса, обеспечивающего овладение учителями проектно-целевой деятельностью, реконструкцию предметного содержания обучения с целью обеспечения его вхождения в структуру личностного опыта ребенка, освоение природы и технологий создания полифункциональных лич-ностно ориентированных ситуаций, овладение опытом педагогиче-

ского анализа и педагогической диагностики на основе личностных критериев.

6. Реализация стратегии личностно ориентированного управления, нацеленной на переход от «механизма», обеспечивающее успешность, к «организма» к школьному культурному пространству, которое саморазвивается.

Нами эмпирически получены следующие закономерности:

- Образовательная производительность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.

- Первичность получения учеником личного образовательного продукта по отношению к аналогичным внешних образовательных стандартов ведет к повышению учебной мотивации и производительности образования.

- Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно обреченных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.

- Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющих целостность содержания его образования.

- Личностный познание учеником фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию ним личностной системы знаний, адекватной действительности и образовательным стандартам, которые изучаются. Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции.

- Творческая результативность обучения влияет в большей степени на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов.

- Диагностика личностных образовательных показателей ученика более эффективно влияет на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданных стандартов.

Существует прямая зависимость и взаимосвязь между качеством образовательной продукции учеников и уровнем развития их личностных качеств; динамика развития личностных качеств учащихся имеет характер постепенного нарастания и стабилизации.

С помощью личностно ориентированной системы воспитания можно добиться существенного развития комплекса способностей учащихся без уменьшения качества усвоения ими традиционных образовательных стандартов.

Таким образом, в процессе внедрения новой образовательной парадигмы в практику работы музыкальных школ возникло реальное противоречие между законодательными гарантиями и научным обеспечением инновационного решения проблем современного внешкольного образования, с одной стороны, и недостаточным уровнем готовности педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях внедрения личностно ориентированных технологий образования - с другой.

Выяснено, что существующие подходы к подготовке будущих преподавателей музыкальных школ к личностно ориентированному обучению учащихся не удовлетворяют потребностям настоящего. Но на нынешнем этапе развития педагогической мысли сложились реальные условия для создания научно обоснованной модели личностного воспитания в музыкальной школе, которая позволила бы сохранить лучшие традиции музыкальной педагогики и открыла бы широкие горизонты их совершенствования на основе достижений современной науки.

Список литературы:

1. Башкова Т., Формирование субъектности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия: дисс. ... канд. психолог. наук: 13.00.01 / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - М., 2009. - 160 с.

2. Бех 1.Д. Виховання особистосп: Сходження до духовносп: Наук. ви-даня. - К.: Либадь, 2006. - 272 с.

3. Лукьянова М., Разша Н., Абдуллша Т. Особистюно орieнтований урок: конструювання та дiагностика. - Х.: Веста: Видавництво «Ранок», 2007. -176 с.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

© Рябенко О.Н.*

Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, с. Митрофановка

В данной статье рассмотрены некоторые эвристические методы, направленные на развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеклассных мероприятиях. Основное внимание уделено организации и подготовки занятия с использованием метода «мозгового штурма». Описаны также такие методы, как метод аналогий и виды

* Учитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.