Научная статья на тему 'Образовательный маршрут ученика – путь функционального взаимодействия всех субъектов образования'

Образовательный маршрут ученика – путь функционального взаимодействия всех субъектов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / УРОВНИ СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобцева Оксана Витальевна

Статья посвящена созданию модели образовательного маршрута ученика, включая субъектное взаимодействие всех уровней образования, начиная с дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный маршрут ученика – путь функционального взаимодействия всех субъектов образования»

Информационный век стимулирует нас через границы отдельных дисциплин развивать более широкие представления на основе междисциплинарного подхода. Метод интеграции в системе представленной работы подтверждает его значимость и положительное влияние на учебно-воспитательный процесс, выразившийся в стремлении развития современной личности и приобретении новых знаний и умений.

При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, происходило взаимодействие с детскими библиотеками, детской музыкальной школой, Центром дополнительного образования детей, Домом детского творчества, художественными и краеведческими музеями (г. Мурманск, Г.Полярный, г. Снежногорск). В системе приобщения к духовным ценностям православия важную роль имели экскурсии на строящееся Подворье Трифонов - Печенгского монастыря (г. Мурманск), в храм Георгия Победоносца (г. Снежногорск), к памятнику Кирилла и Мефодия.

Система работы интегрированного курса создаёт реальные условия для пробуждения интереса к истокам русской культуры и народному творчеству. Знакомство детей с историческим прошлым нашего Отечества и малой родины, жизнью святых подвижников, русским искусством, фольклором позволило сформировать чувство гордости за свою Родину, свой край. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций сформировало ядро личности, благотворно повлияло на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

Сердцевину «Ступеней восхождения» составили вечные ценности передаваемые из поколения в поколение. Их не так уж много: Бог, истина, грех, добро, любовь... Мы говорили с детьми о вере как важнейшей духовной ценности. И не важно, о какой вере мы говорим: о религиозной или о вере в идеалы, правду, совесть. Главное, чтобы эта вера была, и ребёнок понимал, что без веры его жизнь будет неполной.

Кобцева Оксана Витальевна,

кандидат педагогических наук, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №36», г. Курск skm1974@yandex.ru

Образовательный маршрут ученика - путь функционального взаимодействия

всех субъектов образования Аннотация. Статья посвящена созданию модели образовательного маршрута ученика, включая субъектное взаимодействие всех уровней образования, начиная с дошкольного образования. Ключевые слова: образовательный маршрут, компоненты модели, уровни субъектного взаимодействия, мониторинг образовательной траектории.

Модернизация современного школьного образования, направлена на обеспечение свободного и гармоничное развитие личности каждого ребёнка, на предоставление ему возможности реализации совах индивидуальных способностей, на получение полноценного качественного образования [1, с.5]. Вместе с тем, многочисленные научные исследования, мониторинг системы образования отмечают существование ряда проблем в реализации поставленных задач:

- резкое снижение общего и психического здоровья школьников;

- усиление отрицательной мотивации учащихся в учебной деятельности;

- наличие в общеобразовательных учреждениях обучающихся, не освоивших учебных программ и имеющих академическую задолженность по ряду предметов;

- детей, испытывающих трудности в обучении и относящихся к детям «группы риска» школьной дезадаптации.

На современной этапе развития отечественной образовательной системы определяющим фактором, играющую первостепенную роль, является включение самого ребёнка в построении его индивидуально образовательного маршрута, его личного образовательного пространства с учётом индивидуально-личностных возможностей и способностей.

В процессе построения такой модели включения ученик, испытывающий трудности в усвоении учебных знаний, выходит на новый уровень субъектно-субъектных отношений, в которых целью формирования личности становится формирование качеств социального индивида, т.е. качеств, основанных на процессе самопостроения своего жизненного пути, соотнося своё «Я», и координацию своих образовательных потребностей и личностного поведения в системе общественных отношений.

Максимально комфортно построить систему сотрудничества, сотворчества на основе ценностей и приоритетов личности самого ребёнка помогает модель педагогического взаимодействия -индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельност-ного, нравственно-духовного. Личностный смысл и значимость для обучающегося собственной траектории движения в образовании обозначены С. В. Воробьевой, Н. А. Лабунской, А. П. Тряпицыной, Ю. Ф. Тимофеевой, таким понятием как «личностный познавательный маршрут» [3, с.41].

Развитие личности ребёнка проходит несколько этапов и может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. От-

сюда вытекает основная задача всего образовательного пространства, с которым взаимодействует ребёнок - наиболее точно, многокритериально и многоаспектно диагностировать индивидуально-личностные, интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные способности ребёнка и спроектировать модель личностно-ориентированного образовательного пространства, предложив ему спектр возможностей, помощь и сопровождение в реализации его выбора.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой компонент (постановка целей, определение задач образовательной работы);

- содержательный компонент (отбор программы обучения на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ - МОУ, в том числе программ дополнительного образования);

- технологический компонент (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

- диагностический компонент (определение системы диагностического сопровождения);

- результативный компонент (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) [2, с.44].

В рамках предложенной нами модели педагогического проектирования индивидуального образовательного маршрута включены следующие уровни образования ребёнка.

1. Дошкольный уровень педагогического проектирования индивидуального образовательного маршрута имеет перед собой цель - объединение усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения на основе создания единого информационного пространства.

Задачи: диагностика воспитанников специалистами ДОУ по проблемам развития; выявление групп детей, требующих особого внимания; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных особенностей развития ребёнка; реализация индивидуального образовательного маршрута в педагогическом процессе.

Оптимальным способом создания единого информационного пространства стала разработанная индивидуальная карта развития ребенка - документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка в динамике, посещающего дошкольное образовательное учреждение. Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого на протяжении всего периода посещения детского сада специалистами, которые ведут образовательную, коррекционно-развивающую деятельность с ребенком. В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута.

Таким образом, на момент окончания ДОУ ребёнок имеет карту построения индивидуального образовательного пространства, позволяющую образовательному учреждению наиболее комфортно продолжить процесс его проектирования.

2. Начальный школьный уровень представлен деятельностью ОУ по реализации возможности ребенка и его родителей по выбору образовательной программы из числа предлагаемых школой альтернатив.

Очень важным является организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. В рамках этого направления в начальных классах могут быть реализованы следующие программы:

1. Программа социально-психологической адаптации формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у учащихся 1-2 классов «Хочу быть успешным».

2. «Я и мир профессий» - программа развития учебно-познавательных мотивов и формирования индивидуального стиля познавательной деятельности школьников 3-4 классов.

3. «Тропинка к своему Я» - программа формирования психологического здоровья у учащихся 1-4 классов.

При этом образовательный мониторинг возможностей и способностей каждого ученика на протяжении первого года обучения позволяет говорить о создании вариативных моделей построения образовательного маршрута.

3. Уровень среднего звена направлен на выявление уровня максимального развития способностей ученика с определением его профессиональных перспектив. Здесь определяющими являются ведение предпрофильной подготовки через предметно-ориентированные курсы, профориентаци-онную и информационную работу, распределение часов профильной подготовки включает максимально полный набор элективных курсов, имеет необходимое ресурсное обеспечение. Курсы предоставляют учащимся возможность выбора, отличаются побудительной возможностью самоопределения, а также позволяют сформировать их личную ответственность за сделанный выбор.

4. Профильный уровень обучения через создание интегративной модели образовательного пространства школы. Данную модель можно рассматривать как программу развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении через интегративное

взаимодействие всех субъектов образования на основе обновления содержания образования, планирования и организации учебной деятельности, исследовательской практики, партнёрства с другими социальными институтами с целью создания целостного представления об окружающем мире.

Мы выделяем 4 вариативных образовательных маршрутов.

1 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития;

2 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем;

3 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;

4 - Вариативный образовательный маршрут для одаренных учащихся с различными специальными способностями.

Построению социально адаптированного образовательного маршрута внутри класса для учащихся с трудностями в обучении и для учащихся с ослабленным здоровьем способствует аналитическая деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума - комплекс педагогической сопровождения, включающий сотрудничество и взаимодействие педагога с логопедом, психологом школы, социальным педагогом и медицинским работником.

Вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития включает:

- Программы на повышение качества обучения по каждому предмету;

- Программы на творчество (участие в олимпиадах, проектах, конференциях, интеллектуальных играх);

- Программы на сотрудничество «учитель - ученик - родитель» (индивидуальная работа администрации и психолога; учителя, психолога с учеником; индивидуальное консультирование родителей).

- Программы, направленные на развития креативности мышления

С учётом предлагаемой внеурочной деятельности ученик активно участвует в выборе индивидуального образовательного маршрута.

При этом успешность реализации детей вариативного образовательного маршрута возможна при соблюдении ряда психолого-педагогических условий:

- приоритет субъектно-личностного подхода к ребёнку;

- создание организационно-педагогической базы оказания педагогического сопровождения при проектировании образовательного маршрута;

- защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни;

- научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения;

- организация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на основе равноправного сотрудничества, основанного на поддержке и развитии субъектности и индивидуальности школьников;

- совершенствование психолого-педагогического и образовательного мониторинга, направленного на разработку индивидуальных образовательного пространства каждого ребёнка и способствующего его максимально комфортному развитию.

С целью определения механизмов оптимизации индивидуального маршрута ученика, выбора наиболее актуальных и перспективных направления личностного развития необходимо создать систему мониторинга образовательной траектории.

Критерии системы выступают:

- качество знаний учащихся по изучаемым предметам и грамотное интегративное использование этих знаний.

- личностное развитие учащихся

- умение учащихся осуществлять перенос знаний из одной области деятельности в другую.

- способность учащихся к самостоятельному научному поиску и решению проблем в нестандартных ситуациях.

Созданная таким образом модель индивидуального маршрута ученика способствует его максимальному развитию в процессе образовательной деятельности, увеличивает творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности.

Проведенное исследование открывает новые перспективы изучения данной проблемы: проектирование индивидуальных стратегий обучения одаренных школьников в школе, выявление способов интеграции возможностей социальных институтов; изучение особенностей педагогического сопровождения других возрастных категорий в процессе разработки и реализации индивидуальных стратегий обучения. Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года.- Правительство РФ.- Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001.

2. Казакова Е. И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е. И., Тряпицына. А. П. - СПб, 2007.

3. Куприянова Г. В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. - Ярославль, 2008.

4. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2010.

Коновалова Татьяна Васильевна,

Учитель технологии МБОУ «Лицей № 1», г. Киселевск kono.52@mail.ru

Урок по технологии в 5-м классе по теме «Бытовая швейная машина» Аннотация. В статье предлагается урок по технологии для девочек 5-х классов с целью расширения и углубления их знаний по предмету. Способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе. Развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся. Воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда. Ключевые слова: воспитание культуры труда, швейная машина, развитие интереса к предмету, развитие творческих способностей. Раздел: Элементы машиноведения Тема: Бытовая швейная машина

Практическая работа: Выполнение тренировочных упражнений на швейной машине без ниток. Цели:

• образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;

• развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;

• воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.

Методическое оснащение урока:

• Материально-техническая база: компьютер, универсальные швейные машины.

• Дидактическое обеспечение: учебник «Технология» (вариант для девочек), 5 класс, под ред. Симоненко В. Д., 2010, рабочая тетрадь, карточки-задания.

• Наглядный материал: презентация по теме урока, плакат «История швейной машины», портреты изобретателей швейных машин (Леонардо да Винчи, Элиас Хоу, Зингер), иллюстрация «Памятник портнихе».

• Учебно-техническая документация: образцы объекта труда (прямые, волнистые строчки, строчки с поворотом на угол).

• Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя», кроссворд. Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Словарная работа: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины, машинные работы

Тип урока: комбинированный ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся Задание 1: Отгадайте загадки:

Он по комнате ползет,

И гудит, и пыль сосет

Через длинный гибкий нос.

И зовется ... (пылесос)

Хоть ворчит, но без угроз,

А внутри его - мороз,

Потому-то в нем еда

Очень свежая всегда. (Холодильник)

Если мятая одежда,

На него одна надежда.

Юбка, брюки, покрывало.

И морщин как не бывало! (Утюг)

Беседа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Назовите одним словом - пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник -это? (Бытовые предметы - машины)

- Для чего они предназначены? (Они помогают нам облегчить наш труд, ускорить время выполнения той или иной работы, качественно выполнить работу)

- Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.