7. Смирнова Н.С. Совладание с изменой как трудной жизненной ситуацией в романтических отношениях диады // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. -№ 4. - С. 226-230.
8. Burney, R. The emotional dynamics of dysfunctional romantic relationships [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://
www.healthyromanticrelationships.com (дата обращения: 7.10.2013).
9. Dynamics of Romantic Love: Attachment, Caregiving, and Sex / M. Mikulincer & G.S. Goodman (Eds.). - New York: Guilford Press, 2006.
10. Murray S.L., Holmes J. G. Interdependent minds: the dynamics of close relationships. - New York: Guilford Press, 2011.
УДК 159.9:316.6
Куфтяк Елена Владимировна
доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Муратова Александра Алексеевна
Средняя общеобразовательная № 1, г. Кострома
ДИНАМИКА СОВЛАДАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В СИБЛИНГОВОЙ ПОДСИСТЕМЕ*
Анализируется структура взаимосвязей психологических характеристик регуляции поведения с учетом сиблин-говой позиции. В эмпирическом исследовании приняли участие 35 сиблинговых пар.
Ключевые слова: сиблинг, сиблинговые отношения, совладающее поведение, психологические защиты.
Сиблинговая подсистема выступает первой в жизни ребенка «группой равных», в которой необходимо учиться выстраивать отношения. Сиблинги в подсистеме получают опыт общения со сверстниками, формируют представление о своей индивидуальности и поведенческие стереотипы в разнообразных жизненных
ситуациях. А. Адлер один из первых описал особенности личностного развития с учетом семейной позиции (с учетом порядка рождения), вскрыв позитивные стороны, негативные тенденции, трудные ситуации развития [1]. Каждый ребенок в подсистеме сибсов занимает свое уникальное и отличное от остальных детей место и пространство, находит
Таблица1
Особенности развития, взаимоотношений и стиля поведения детей с учетом семейной позиции
(старший и второй ребенок)
Семейная позиция Особенности взаимоотношений с сиблингом Особенности развития Стиль защитного поведения
Первый (старший) ребенок Больше уделяют времени, сил и средств на общение с младшим сибсом Переживание ситуации «низложенного монарха». Ситуация потери власти как трудная ситуация. Проблемы адаптации к появлению второго ребенка в семье. Реализация родительских ожиданий. Наделены ответственностью. Взрослые чаще поддерживают. Низкие адаптационные возможности.
Второй ребенок Используют манипулятивный стиль общения. Позиция слабого и маленького в семье. Склонность к бунту против авторитетов. Подчинение и зависимость от других членов семьи. Последователь. Направляет стремление и энергию на то, чтобы обогнать старшего сибса. Лучше адаптируются к трудным ситуациям. «Приключенческий подход к жизни». Манипулятивный путь достижения.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00812а).
150
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Куфтяк Е.В., Муратова А.А., 2013
свою область для самовыражения и проявления индивидуальности (табл. 1).
Взаимоотношения сиблингов с небольшой разницей в возрасте (до трех лет) существенно отличаются от взаимоотношений сиблингов, разница между которыми составляет три года и больше. Во-первых, сибсы с большой разницей имеют разный круг интересов, в отличие от сибсов с маленьким разрывом в возрасте, круг интересов которых сходен и более широкий, что связывает их более близкими эмоциональными отношениями. Во-вторых, чем меньше возрастная разница между детьми, тем чаще возникают конфликты между ними.
Настоящее исследование посвящено изучению становлению адаптивного поведения в паре сиблингов. В настоящее время подход, в русле которого индивидуальные и личностные характеристики сиблингов рассматриваются в контексте общих семейных взаимоотношений и семейного функционирования является, по мнению ряда исследователей, наиболее продуктивным (Г.В. Бурменская, 2012). В 2011 году нами начато лонгитюдное исследование сиблинговых пар (старший и младший ребенок в семье). Выборка включает в себя 35 сиблинговых пар в возрасте от 8 до 17 лет. Разница в возрасте между сиблингами не превышает шести лет. Средний возраст на начало проведения исследования старшего ребенка - 14,1 лет, младшего - 9,7. На настоящий момент проведено два среза с шагом в один год. В методический комплекс вошли: методика «Карта оценки детских защитных механизмов» (К. Пери, Р. Плутчик; модификация Е.В. Чумаковой); методика «Индекс жизненного стиля» (Life style index - LSI) (Р. Плутчик, 1979; адаптация Е.С. Романова, Л.Р Гребенников, 1996); опросник «Юношеская копинг-шкала» (Adolescent Coping Scale - ACS) (Э. Фрайденберг, Р. Льюис, адаптация Т. Л. Крюкова, 2002, 2007); методика «Опросник ко-пинг-стратегий детей младшего школьного возраста» (Schoolager's Coping Strategies Inventory, N.M. Ryan-Wegner) адаптированный Н.А. Сиротой, В.М. Ялтон-ским, в модификации И.М. Никольской (2000).
Были получены следующие результаты. Сравнение показателей психологических защит старших и младших сиблингов выявил различия на разных этапах исследования:
I - различия между сиблингами:
Первый срез - более высокий уровень напряженности имеют механизмы Отрицание (U = 425,5, p = 0,026), Формирование реакции (U = 446,0, p = 0,048) и Замещение (U = 401,0, p = 0,012) у старших сиблингов, по сравнению с младшими.
Второй срез - для старших сибсов более характерно использование таких психологических защит, как Проекция (U = 238, p = 0,000) и Замещение (U = 309, p = 0,000).
II - динамика показателей (лонгитюдный срез): у старших сиблингов отмечается снижение уровня напряженности механизма Вытеснения (W = 2,226,
р = 0,026), у младших выявлено снижение использования такого механизма как Замещение ^ = -2,241, р = 0,025).
Сравнение показателей стратегий совладающего поведения старших и младших сиблингов выявил различия. К позитивным изменениям у старших сиблингов можно отнести понижение в процессе взросления использования такой стратегии как Разрядка ^ = -1,822, р = 0,042), относящейся к непродуктивному стилю. Негативной тенденцией следует считать повышение обращения старшими сиб-сами с возрастом к непродуктивной стратегии Уход в себя ^ = -1,561, р = 0,048).
Сравнение показателей выбора стратегий совла-дания младшими сиблингами показало, что с возрастом происходит снижение частоты обращения к стратегиям, ориентированным на деструктивноэмоциональную экспрессию ^ = -1,847, р = 0,042).
Изучение связей между показателями механизмов защиты и совладания младших сиблингов претерпевает изменения: от 9 до 109 лет уменьшается количество связей, а также меняется полюс - с положительного на отрицательный (компенсаторный характер). Так, исчезают связи неконструктивных и условно-конструктивных стратегий (поиска социальной поддержки) с психологическими защитами, а появляются связи компенсаторного характера защит с социально-одобряемыми стратегиями, ориентированными на активность и интернализацию (внутренняя рефлексия).
В группе старших сибсов в структуре связей показателей механизмов защиты и совладания отмечено большее количество значимых корреляций, нежели в группе младших сиблингов (первый срез -9 и 4 связей соответственно; второй срез - 13 и 2), что свидетельствует о большей вариативности в выборе форм регуляции поведении старшими сиблин-гами. Динамика соотношения стратегий копинг-по-ведения и психологических защит позволила установить, что в группе старших сиблингов с защитами компенсаторным характером связаны стратегии, ориентированные на эмоциональное отреагирование и избегание, а также на социальную поддержку. То есть активный выбор пассивных стратегий (эмоционально-ориентированные и избегание), приносящих временное облегчение, и стратегий, обеспечивающих контроль за стрессом (ориентированные на социальную поддержку) понижают уровень напряженности психологических защит. Необходимо отметить, что исчезают связи психологических защит со стратегиями, направленными на проблемно-ори-ентированность. Видимо, в период вступления и прохождения пубертатного периода (старшие сиблинги на этапе первого среза имели средний возраст 14,1 лет) стратегии избегания и ориентации на эмоции могут быть полезнее в неконтролируемых обстоятельствах прохождения кризиса, нежели направленность поведения на решение проблем.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
151
Таблица 2
Связи между стратегиями совладания младших и старших сиблингов
Этап исследования Стратегии совладания младших сиблингов Стратегии совладания старших сиблингов Критерий Манна-Уитни
1 срез Деструктивная эмоциональная экспрессия Разрядка 0,54*
Уход в себя 0,65**
Активно-деятельностное отвлечение Активный отдых -0,69**
2 срез Деструктивная эмоциональная экспрессия Позитивный фокус -0,48*
Друзья -0,36
Уход в себя -0,39
Отвлечение -0,39
Игнорирование -0,49*
Активно-деятельностное отвлечение Решение проблемы 0,40*
Работа, достижения 0,40*
Общественные действия -0,54*
Исследование динамики связей стратегий ко-пинг-поведения младших сиблингов с копинг-стра-тегиями старших сиблингов позволяет отметить на протяжении двух лет стабильную связь копинг-стратегий младших сиблингов - Деструктивная эмоциональная экспрессия и Активно-деятельностное отвлечение с разными стратегиями старших сибсов.
С возрастом происходит изменение связей с положительных на отрицательные. Так, на первом этапе исследования стратегия Деструктивная эмоциональная экспрессия положительно связана с непродуктивными стратегиями, ориентированными на разные формы отвлечения. То есть ориентация на отвлечение старшими сибсами повышает эмоциональное реагирование младших сиблингов. На 2-м году исследования стратегии эмоциональной разрядки младших сибсов отрицательно связаны со стратегиями, ориентированными на избегание трудностей, и направленными на приспособление к ним (установление социальных отношений и изменение значимости ситуации). Необходимо отметить, что социально-одобряемое копинг-пове-дение, демонстрируемое старшими сибсами, понижает уровень эмоциональной деструкции у младших сибсов. Кроме того, установлено, что стратегии активно-деятельностного отвлечения младших сибсов положительно связаны со стратегиями, направленными на активность и решение проблем, используемые старшими сибсами. Таким образом, наши данные указывают на согласованное воздействие паттернов копинг-поведения старших сиблин-гов на становление совладающего поведения у младших сибсов.
По результатам работы можно сделать несколько выводов:
1. Меньшая вариативность, специфичность, ориентированность на активность и социальную приемлемость при выборе форм регуляции поведения свидетельствуют о развитии у младших сиб-лингов регуляторного опыта. В период вступления и прохождения пубертатного периода старшими сиблингами установлена потенциально непродуктивная природа активных, конструктивных стратегий совладания.
2. С возрастом связь между совладающим поведением старших и младших сиблингов становится более согласованной, т.е. опыт по преодолению трудностей демонстрируемый старшими сибсами в совместном общении с младшими детьми участвует в становлении у них совладающего поведения.
Полученные результаты позволяют говорить о влиянии сиблингового стереотипа на формирование специфического стиля защитного поведения у ребенка. Следующим этапом исследования будет изучение соотношения характера сиблинговых и семейных отношений и стилей регуляции поведения.
Библиографический список
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М: Академический проект, 2007.
2. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. - 2012. -№ 2 (22). - С. 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.09.2013).
152
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19