Научная статья на тему 'Динамика совладания и психологических защит в сиблинговой подсистеме'

Динамика совладания и психологических защит в сиблинговой подсистеме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
915
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБЛИНГ / СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ. СИТУАЦИЯХ / SIBLING / SIBLING RELATIONSHIPS / COPING BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL DEFENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куфтяк Елена Владимировна, Муратова Александра Алексеевна

Анализируется структура взаимосвязей психологических характеристик регуляции поведения с учетом сиблинговой позиции. В эмпирическом исследовании приняли участие 35 сиблинговых пар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куфтяк Елена Владимировна, Муратова Александра Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of coping and psychological protection in sibling subsystem

The structure of relationships between psychological characteristics of behavior is analyzed considering sibling position. 35 sibling pairs took part in the empirical study.

Текст научной работы на тему «Динамика совладания и психологических защит в сиблинговой подсистеме»

7. Смирнова Н.С. Совладание с изменой как трудной жизненной ситуацией в романтических отношениях диады // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. -№ 4. - С. 226-230.

8. Burney, R. The emotional dynamics of dysfunctional romantic relationships [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://

www.healthyromanticrelationships.com (дата обращения: 7.10.2013).

9. Dynamics of Romantic Love: Attachment, Caregiving, and Sex / M. Mikulincer & G.S. Goodman (Eds.). - New York: Guilford Press, 2006.

10. Murray S.L., Holmes J. G. Interdependent minds: the dynamics of close relationships. - New York: Guilford Press, 2011.

УДК 159.9:316.6

Куфтяк Елена Владимировна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Муратова Александра Алексеевна

Средняя общеобразовательная № 1, г. Кострома

kuftyak@yandex.ru

ДИНАМИКА СОВЛАДАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В СИБЛИНГОВОЙ ПОДСИСТЕМЕ*

Анализируется структура взаимосвязей психологических характеристик регуляции поведения с учетом сиблин-говой позиции. В эмпирическом исследовании приняли участие 35 сиблинговых пар.

Ключевые слова: сиблинг, сиблинговые отношения, совладающее поведение, психологические защиты.

Сиблинговая подсистема выступает первой в жизни ребенка «группой равных», в которой необходимо учиться выстраивать отношения. Сиблинги в подсистеме получают опыт общения со сверстниками, формируют представление о своей индивидуальности и поведенческие стереотипы в разнообразных жизненных

ситуациях. А. Адлер один из первых описал особенности личностного развития с учетом семейной позиции (с учетом порядка рождения), вскрыв позитивные стороны, негативные тенденции, трудные ситуации развития [1]. Каждый ребенок в подсистеме сибсов занимает свое уникальное и отличное от остальных детей место и пространство, находит

Таблица1

Особенности развития, взаимоотношений и стиля поведения детей с учетом семейной позиции

(старший и второй ребенок)

Семейная позиция Особенности взаимоотношений с сиблингом Особенности развития Стиль защитного поведения

Первый (старший) ребенок Больше уделяют времени, сил и средств на общение с младшим сибсом Переживание ситуации «низложенного монарха». Ситуация потери власти как трудная ситуация. Проблемы адаптации к появлению второго ребенка в семье. Реализация родительских ожиданий. Наделены ответственностью. Взрослые чаще поддерживают. Низкие адаптационные возможности.

Второй ребенок Используют манипулятивный стиль общения. Позиция слабого и маленького в семье. Склонность к бунту против авторитетов. Подчинение и зависимость от других членов семьи. Последователь. Направляет стремление и энергию на то, чтобы обогнать старшего сибса. Лучше адаптируются к трудным ситуациям. «Приключенческий подход к жизни». Манипулятивный путь достижения.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00812а).

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Куфтяк Е.В., Муратова А.А., 2013

свою область для самовыражения и проявления индивидуальности (табл. 1).

Взаимоотношения сиблингов с небольшой разницей в возрасте (до трех лет) существенно отличаются от взаимоотношений сиблингов, разница между которыми составляет три года и больше. Во-первых, сибсы с большой разницей имеют разный круг интересов, в отличие от сибсов с маленьким разрывом в возрасте, круг интересов которых сходен и более широкий, что связывает их более близкими эмоциональными отношениями. Во-вторых, чем меньше возрастная разница между детьми, тем чаще возникают конфликты между ними.

Настоящее исследование посвящено изучению становлению адаптивного поведения в паре сиблингов. В настоящее время подход, в русле которого индивидуальные и личностные характеристики сиблингов рассматриваются в контексте общих семейных взаимоотношений и семейного функционирования является, по мнению ряда исследователей, наиболее продуктивным (Г.В. Бурменская, 2012). В 2011 году нами начато лонгитюдное исследование сиблинговых пар (старший и младший ребенок в семье). Выборка включает в себя 35 сиблинговых пар в возрасте от 8 до 17 лет. Разница в возрасте между сиблингами не превышает шести лет. Средний возраст на начало проведения исследования старшего ребенка - 14,1 лет, младшего - 9,7. На настоящий момент проведено два среза с шагом в один год. В методический комплекс вошли: методика «Карта оценки детских защитных механизмов» (К. Пери, Р. Плутчик; модификация Е.В. Чумаковой); методика «Индекс жизненного стиля» (Life style index - LSI) (Р. Плутчик, 1979; адаптация Е.С. Романова, Л.Р Гребенников, 1996); опросник «Юношеская копинг-шкала» (Adolescent Coping Scale - ACS) (Э. Фрайденберг, Р. Льюис, адаптация Т. Л. Крюкова, 2002, 2007); методика «Опросник ко-пинг-стратегий детей младшего школьного возраста» (Schoolager's Coping Strategies Inventory, N.M. Ryan-Wegner) адаптированный Н.А. Сиротой, В.М. Ялтон-ским, в модификации И.М. Никольской (2000).

Были получены следующие результаты. Сравнение показателей психологических защит старших и младших сиблингов выявил различия на разных этапах исследования:

I - различия между сиблингами:

Первый срез - более высокий уровень напряженности имеют механизмы Отрицание (U = 425,5, p = 0,026), Формирование реакции (U = 446,0, p = 0,048) и Замещение (U = 401,0, p = 0,012) у старших сиблингов, по сравнению с младшими.

Второй срез - для старших сибсов более характерно использование таких психологических защит, как Проекция (U = 238, p = 0,000) и Замещение (U = 309, p = 0,000).

II - динамика показателей (лонгитюдный срез): у старших сиблингов отмечается снижение уровня напряженности механизма Вытеснения (W = 2,226,

р = 0,026), у младших выявлено снижение использования такого механизма как Замещение ^ = -2,241, р = 0,025).

Сравнение показателей стратегий совладающего поведения старших и младших сиблингов выявил различия. К позитивным изменениям у старших сиблингов можно отнести понижение в процессе взросления использования такой стратегии как Разрядка ^ = -1,822, р = 0,042), относящейся к непродуктивному стилю. Негативной тенденцией следует считать повышение обращения старшими сиб-сами с возрастом к непродуктивной стратегии Уход в себя ^ = -1,561, р = 0,048).

Сравнение показателей выбора стратегий совла-дания младшими сиблингами показало, что с возрастом происходит снижение частоты обращения к стратегиям, ориентированным на деструктивноэмоциональную экспрессию ^ = -1,847, р = 0,042).

Изучение связей между показателями механизмов защиты и совладания младших сиблингов претерпевает изменения: от 9 до 109 лет уменьшается количество связей, а также меняется полюс - с положительного на отрицательный (компенсаторный характер). Так, исчезают связи неконструктивных и условно-конструктивных стратегий (поиска социальной поддержки) с психологическими защитами, а появляются связи компенсаторного характера защит с социально-одобряемыми стратегиями, ориентированными на активность и интернализацию (внутренняя рефлексия).

В группе старших сибсов в структуре связей показателей механизмов защиты и совладания отмечено большее количество значимых корреляций, нежели в группе младших сиблингов (первый срез -9 и 4 связей соответственно; второй срез - 13 и 2), что свидетельствует о большей вариативности в выборе форм регуляции поведении старшими сиблин-гами. Динамика соотношения стратегий копинг-по-ведения и психологических защит позволила установить, что в группе старших сиблингов с защитами компенсаторным характером связаны стратегии, ориентированные на эмоциональное отреагирование и избегание, а также на социальную поддержку. То есть активный выбор пассивных стратегий (эмоционально-ориентированные и избегание), приносящих временное облегчение, и стратегий, обеспечивающих контроль за стрессом (ориентированные на социальную поддержку) понижают уровень напряженности психологических защит. Необходимо отметить, что исчезают связи психологических защит со стратегиями, направленными на проблемно-ори-ентированность. Видимо, в период вступления и прохождения пубертатного периода (старшие сиблинги на этапе первого среза имели средний возраст 14,1 лет) стратегии избегания и ориентации на эмоции могут быть полезнее в неконтролируемых обстоятельствах прохождения кризиса, нежели направленность поведения на решение проблем.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

151

Таблица 2

Связи между стратегиями совладания младших и старших сиблингов

Этап исследования Стратегии совладания младших сиблингов Стратегии совладания старших сиблингов Критерий Манна-Уитни

1 срез Деструктивная эмоциональная экспрессия Разрядка 0,54*

Уход в себя 0,65**

Активно-деятельностное отвлечение Активный отдых -0,69**

2 срез Деструктивная эмоциональная экспрессия Позитивный фокус -0,48*

Друзья -0,36

Уход в себя -0,39

Отвлечение -0,39

Игнорирование -0,49*

Активно-деятельностное отвлечение Решение проблемы 0,40*

Работа, достижения 0,40*

Общественные действия -0,54*

Исследование динамики связей стратегий ко-пинг-поведения младших сиблингов с копинг-стра-тегиями старших сиблингов позволяет отметить на протяжении двух лет стабильную связь копинг-стратегий младших сиблингов - Деструктивная эмоциональная экспрессия и Активно-деятельностное отвлечение с разными стратегиями старших сибсов.

С возрастом происходит изменение связей с положительных на отрицательные. Так, на первом этапе исследования стратегия Деструктивная эмоциональная экспрессия положительно связана с непродуктивными стратегиями, ориентированными на разные формы отвлечения. То есть ориентация на отвлечение старшими сибсами повышает эмоциональное реагирование младших сиблингов. На 2-м году исследования стратегии эмоциональной разрядки младших сибсов отрицательно связаны со стратегиями, ориентированными на избегание трудностей, и направленными на приспособление к ним (установление социальных отношений и изменение значимости ситуации). Необходимо отметить, что социально-одобряемое копинг-пове-дение, демонстрируемое старшими сибсами, понижает уровень эмоциональной деструкции у младших сибсов. Кроме того, установлено, что стратегии активно-деятельностного отвлечения младших сибсов положительно связаны со стратегиями, направленными на активность и решение проблем, используемые старшими сибсами. Таким образом, наши данные указывают на согласованное воздействие паттернов копинг-поведения старших сиблин-гов на становление совладающего поведения у младших сибсов.

По результатам работы можно сделать несколько выводов:

1. Меньшая вариативность, специфичность, ориентированность на активность и социальную приемлемость при выборе форм регуляции поведения свидетельствуют о развитии у младших сиб-лингов регуляторного опыта. В период вступления и прохождения пубертатного периода старшими сиблингами установлена потенциально непродуктивная природа активных, конструктивных стратегий совладания.

2. С возрастом связь между совладающим поведением старших и младших сиблингов становится более согласованной, т.е. опыт по преодолению трудностей демонстрируемый старшими сибсами в совместном общении с младшими детьми участвует в становлении у них совладающего поведения.

Полученные результаты позволяют говорить о влиянии сиблингового стереотипа на формирование специфического стиля защитного поведения у ребенка. Следующим этапом исследования будет изучение соотношения характера сиблинговых и семейных отношений и стилей регуляции поведения.

Библиографический список

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М: Академический проект, 2007.

2. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. - 2012. -№ 2 (22). - С. 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.09.2013).

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.