Научная статья на тему 'ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА'

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ворожцов Евгений Павлович, Врублевский Юрий Дмитриевич

В статье рассматривается динамика заболеваемости студентов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, за 2016, 2018 и 2021 учебные годы. В ходе исследования выявлен рекордный рост численности заболеваний дыхательной системы на 11 %. Общий рост численности студентов в СМГ составил 10,3 %. Предложено распределение студентов по 7 частным группам согласно функциональным системам организма человека для занятий физической культурой с возможностью индивидуализации процесса, внедрения здоровьесберегающих технологий, учёта функциональных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ворожцов Евгений Павлович, Врублевский Юрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE IN THE SPECIAL MEDICAL GROUP OF THE KHAKASS STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N. F. KATANOV

The article examines the dynamics of morbidity of students engaged in physical culture in the special medical group of the Khakass State University named after N. F. Katanov for the 2016, 2018 and 2021 academic years. The study revealed a record increase in the number of diseases of the respiratory system by 11 %. The overall growth in the number of students in SMG was 10.3 %. It is proposed to distribute students into 7 particular groups according to the functional systems of the human body for physical education with the possibility of individualizing the process, introducing health-saving technologies, taking into account functional capabilities.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА»

Финальный блок сущностей описывает механизм хранения и проверки решений. Поступившее от студента решение должно быть протестировано, а полученные результаты сохранены в базе данных. Таким образом, решение задачи становится связью «многие-ко-многим» между студентом и задачей. Также важно помнить, что студент решает не просто задачу, а задачу в рамках определенной темы, поэтому решение связывает пользователя (студента) с парой «Тема - Задача». Решение необходимо протестировать и вынести один из нескольких возможных вердиктов: тестирование пройдено успешно, получен неверный ответ, результат выведен в неверном формате, произошла ошибка периода исполнения, превышено время исполнения или объем памяти. Для сохранения этих данных предусмотрены сущности «Результат теста» и «Результат проверки». Поскольку тестов обычно несколько,

то сохраняются результаты всех успешно пройденных тестов и первого проваленного. Итоговым результатом, представляемым сущностью «Результат проверки», становится «успех», если все тесты пройдены, или вердикт по непройденному тесту. Также предусмотрена возможность сохранения ошибки компиляции, приведшей к невозможности тестирования решения.

На основе полученной диаграммы можно сформировать структуру БД под управлением любой популярной реляционной СУБД [5], такой как MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server. При этом будет необходимо дополнительно проанализировать оптимальную модель индексирования таблиц и выбрать подходящие типы данных для атрибутов сущностей, поскольку в различных СУБД используются различные подходы к оптимизации производительности и различные системы типов данных.

Библиографический список

1. Буянова И. В. Требования к системе онлайн-обучения студентов программированию и обзор существующих решений // Инженерные технологии: традиции, инновации, векторы развития: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Абакан, 10-12 ноября 2021 г.) / отв. ред. Д. Ю. Карандеев. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2021. С. 109-111.

2. Осипов Д. Л. Технологии проектирования баз данных. М.: ДМК Пресс, 2019. 498 с.

3. CHEN P. P.-S. (1989). The Entity-Relationship Model-Toward a Unified View of Data. In J. Mylopolous & M. Brodie (Eds.), Readings in Artificial Intelligence and Databases (pp. 98-111). Morgan Kaufmann. https://doi.org/https://doi.org/10.1016/B978-0-934613-53-8.50013-3 (дата обращения: 31.10.2022).

4. Everest G. 1976, 'Basic Data Structure Models Explained with a Common Example', Proc. Fifth Texas Conference on Computing Systems, (Austin, TX, 1976 October 18-19), IEEE. Computer Society publications office, Long Beach, CA. Pp. 39-45.

5. Наиболее популярные СУБД. - URL: https://www.nic.ru/help/chto-takoe-subd_8580.html (дата обращения: 31.10.2022).

© Буянова И. В., Замулин И. С., 2022

УДК 796.011.3:[378.4(571.513):61]

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. Ф. КАТАНОВА

Ворожцов Евгений Павлович,

студент

Врублевский Юрий Дмитриевич,

старший преподаватель кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается динамика заболеваемости студентов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, за 2016,

2018 и 2021 учебные годы. В ходе исследования выявлен рекордный рост численности заболеваний дыхательной системы на 11 %. Общий рост численности студентов в СМГ составил 10,3 %. Предложено распределение студентов по 7 частным группам согласно функциональным системам организма человека для занятий физической культурой с возможностью индивидуализации процесса, внедрения здоровьесберегающих технологий, учёта функциональных возможностей.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, динамика заболеваемости студентов, физическая культура, здоровьесберегающие технологии, функциональные возможности студента.

DYNAMICS OF THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE IN THE SPECIAL MEDICAL GROUP OF THE KHAKASS STATE UNIVERSITY NAMED

AFTER N. F. KATANOV

Vorozhtsov Evgeny Pavlovich,

student

Vrublevsky Yuri Dmitrievich,

Senior lecturer of the Physical Culture, Sports and Life Safety Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article examines the dynamics of morbidity of students engaged in physical culture in the special medical group of the Khakass State University named after N. F. Katanov for the 2016, 2018 and 2021 academic years. The study revealed a record increase in the number of diseases of the respiratory system by 11 %. The overall growth in the number of students in SMG was 10.3 %. It is proposed to distribute students into 7 particular groups according to the functional systems of the human body for physical education with the possibility of individualizing the process, introducing health-saving technologies, taking into account functional capabilities.

Key words: special medical group, dynamics of morbidity of students, physical culture, health-saving technologies, functional capabilities of a student.

Современные образовательные программы, разработанные в соответствии новыми Федеральными государственными стандартами системы высшего образования, учитывают будущую конкуренцию выпускников вузов. Работодателями на собеседовании рассматриваются не только профессиональные качества претендентов, но и многие характеристики, связанные с так называемыми soft skills, личные креативность и инициативность, состояние здоровья.

Тем не менее здоровье студентов высших учебных заведений ухудшается, количество студентов, занимающихся в специальных медицинских группах (СМГ) увеличивается с каждым годом, наблюдается снижение показателей физической подготовленности [1; 2].

Уже более 10 лет назад учёные начали наблюдать за складывающейся тенденцией [3; 4]. Было зафиксировано ухудшение состояния здоровья у студентов, проживающих в Сибирском регионе, в частности, в Новосибирской и Иркутской областях, Красноярском крае. Так,

численность студентов, имеющих хронические заболевания и посещающих специальные медицинские группы, возросла более чем в 5-6 раз, из них каждый третий студент имеет по несколько заболеваний. Причём выявлена закономерность увеличения численности студентов в СМГ с I по III курсы на 15-20 % от общего числа студентов, посещающих физическую культуру [2].

На базе Хакасского государственного университета с 2010 по 2015 годы проходило исследование, которое показало прирост численности студентов, страдающих различными заболеваниями. Причём были конкретно выделены нозологические группы. Наибольший прирост составили группы заболеваний: кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной и мочеполовой систем, а также травм, нарушений ОДА, ПНС [5].

Обучение в университете требует от студентов существенных интеллектуальных и психологических усилий из-за высокой интен-

сивности образовательного процесса и необходимости обрабатывать большие объёмы информации. Нередко они превышают возрастные и физиологические способности. Ситуацию ухудшают многие сопутствующие факторы: вредные привычки, низкая двигательная активность, неспособность или нежелание рационально планировать свой день [6; 7].

Большое влияние на состояние здоровья студентов в настоящее время оказывают внешние факторы: отсутствие специальных медицинских групп в общеобразовательных организациях приводит к тому, что дети либо не посещают занятия по физической культуре, либо занимаются в основных группах, а оба варианта развития событий негативно сказываются на состоянии организма; кроме того, существует серьёзное влияние распространившегося СОУГО-19 и ухудшение экологической обстановки. Сложившаяся ситуация говорит о необходимости совершенствования курса физической культуры в высших учебных заведениях.

О. Н. Московченко, Э. М. Казин и Л. В. Захарова разработали стратегию по выбору оптимальных нагрузок для студенток с ослабленным здоровьем с учётом их личностных потребностей. Выбор стратегии подразумевает диагностику индивидуального адаптивного состояния. Благодаря этому в условиях высшего учебного заведения была создана адаптивно-развивающая среда, которая способствовала раскрытию потенциала каждого студента, привлекала к оздоровительным формам физической культуры и повышала резервные возможности участников [8].

Тем не менее комплектование СМГ проходит без учёта индивидуального адаптивного состояния и уровня физической подготовленности. Студентов распределяют по группам заболеваний: сердечно-сосудистая, дыхательная и зрительная системы, опорно-двигательный аппарат. Это мешает внедрению

здоровьесберегающих технологий, нагрузки не удаётся индивидуализировать.

Мы считаем, что рассмотрение динамики заболеваемости позволит нам сформировать подгруппы по основным и сопутствующим заболеваниям, что откроет доступ для внедрения здоровьесберегающих технологий и более точного определения нагрузки в каждом отдельном случае.

Цель исследования - анализ динамики заболеваемости студентов СМГ Хакасского государственного университета в период с 2016 по 2021 учебные годы.

В ходе исследования были проанализированы медицинские справки студентов, полученные в начале 2016, 2018 и 2021 учебных годов. Это позволило оценить динамику состояния здоровья студентов и соотнести основные группы заболеваний.

На основании справок студенты были распределены по 4 общим группам заболеваний, данные отражены в таблице 1.

Наибольшее количество студентов, занимающихся в СМГ, относится к первой группе, поскольку имеют заболевания кардиоре-спираторной, пищеварительной и эндокринной систем. Это группа включает обширный спектр диагнозов, что осложняет возможности индивидуализации занятий по физической культуре. Именно в первой группе наблюдается наибольший прирост заболеваемости. В основном это заболевания дыхательной системы.

Перед преподавателем по физической культуре стоит сложная задача - создание оптимальных условий, способствующих повышению функциональных возможностей и физической подготовленности воспитанников. При этом он обязан соблюдать рекомендации врача, учитывать индивидуальные ограничения к применению тех или иных средств физической культуры. На занятиях по физической культуре в СМГ могут применяться физические упражнения только той интенсивности, кото-

рая является допустимом, вызывает соответствующие функциональным возможностям реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Правильно подобранная нагрузка позволяет повысить функциональные возможности организма. Это является причиной необходимости по учёту уровня физической подготовленности, половых особенностей, состоянию вегетативной, нервной и мышечной систем, уровня заболеваемости и двигательной активности.

Анализ медицинских справок студентов позволил выделить 7 частных групп заболеваний. Такая детализация позволяет более точно подбирать физические упражнения и давать студентам оптимальную нагрузку. Результаты анализа представлены в таблице 2.

На основании таблицы были сформированы графики, которые позволяют соотнести данные за 2016 и 2021 учебные годы (рис. 1).

Согласно статистике, на первом месте у юношей и девушек по количеству преобладают заболевания сердечно-сосудистой системы (30,1 %), наблюдается снижение этого показателя на 1,3 %. На втором месте - заболевания опорно-двигательного аппарата (21,3 %), для которых характерен рост на 1,3 %. На третьем месте - заболевания дыхательной системы (19 %), их прирост составил 11 %, что сильно выбивается из стандартной динамики.

Мы полагаем, что большую роль сыграло распространение вируса COVID-19, которым стали болеть как взрослые, так и дети, он колоссально влияет на дыхательную систему человека.

Таблица 1

Групповая классификация заболеваний студентов, занимающихся в специальной медицинской группе

№ п/п Группа заболеваний Количество студентов, % (абс. соотношение) Прирост

2016 2018 2021 Абс. %

1 Кардиореспираторная, пищеварительная и эндокринная системы 51,4 (104) 51,6 (109) 58,9 (132) +28 +7,5

2 Травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы 30,5 (61) 31,1 (66) 28,2 (63) +2 -2,3

3 Заболевания органов зрения 15,6 (31) 15,2 (32) 9,3 (21) -10 -6,3

4 Заболевания центральной нервной системы 2,5 (5) 2,1 (4) 3,6 (8) +3 +1,1

Всего 201 211 224 +23 +10,3

Таблица 2

Динамика заболеваемости студентов специальной медицинской группы

№ п/п Группа заболеваний Количество студентов, % (абс. соотношение) Прирост

2016 2018 2021 Абс. %

1 Заболевания сердечно-сосудистой системы 31,4 (64) 31,2 (66) 30,1 (67) +3 -1,3

2 Заболевания опорно-двигательного аппарата 20 (40) 20,4 (43) 21,3 (48) +8 +1,3

3 Заболевания дыхательной системы 8 (16) 8,3 (18) 19 (42) +26 +11

4 Заболевания органов зрения 15,6 (31) 15,2 (32) 9,3 (21) -10 -6,3

5 Заболевания периферической и центральной нервной системы 12 (24) 11,8 (25) 8,9 (20) -4 -3,1

6 Заболевания эндокринной системы 9 (18) 8,5 (18) 6,2 (14) -4 -2,8

7 Заболевания пищеварительной системы 4 (8) 4,6 (10) 5,2 (12) +4 +1,2

Всего 201 211 224 +23 +10,3

в Пищеварительной системы

II Перифирической и центральной нервной системы !! Дыхательной системы 5 Сердечно-сосудистой системы

2016 год

Эндокринной системы I Органов зрения

5 Опорно-двигательного аппарата

Рис. 1. Динамика заболеваемости

Постковидный синдром и другие остаточные явления встречаются часто у детей, перенесших это вирусное заболевание, отчего мы видим повышение числа студентов, имеющих заболевания дыхательной системы. Самое крупное снижение количества заболеваний наблюдается по органам зрения, самое крупное увеличение - заболевания дыхательной системы.

В практике студентов зачисляют в СМГ на основании медицинских справок и распределяют по 4 общим группам (табл. 1). Такие группы включают множество диагнозов, что не позволяет индивидуализировать нагрузку для студентов, а это препятствует внедрению здоровьесберегающих технологий, ориентированных на конкретную группу лиц.

)ентом СМГ с 2016 по 2021 год

Нами были выделены 7 групп заболеваний, которые позволяют более точно рассматривать динамику заболеваемости студентов (табл. 2). Такой подход может быть наиболее эффективным при разработке занятий по физической культуре в СМГ.

Анализ динамики заболеваемости студентов на основании медицинских справок позволяет говорить о существенном росте числа заболеваний дыхательной системы. Основную причину мы связываем с последствиями всеобщего распространения вируса СОУГО-19. Немалую роль играет ухудшение экологической обстановки. В свою очередь наибольшее снижение заболеваемости наблюдается по органам зрения. В целом СМГ за исследуемый период увеличилась на 10,3 %.

Библиографический список

1. Золотарева Е. Н. Организационно-методические основы занятий физической культурой со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: пути развития. Материалы всер. научнпракт. конф. Благовещенск, 2018. С. 93-103.

2. Меерманова И. Б. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2017. № 2-2. С. 193-197.

3. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 85-91.

4. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты, 2010. 214 с.

5. Павлюченко О. А., Врублевский Ю. Д. Динамика состояния здоровья студентов специальной медицинской группы, обучающихся в Хакасском государственном университете имени Н. Ф. Катанова // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-3. С. 540-544.

6. Били-Лазарь А. А. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи // Научные исследования. 2018. № 3 (22). С. 64-67.

7. Намазов А. К., Евсеев В. В., Кушелев С. А. Актуальные проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры, 2018. С. 290-292.

8. Московченко О. Н., Казин Э. М., Захарова Л. В. Комплексная оценка адаптивного состояния студенток основной и специальных медицинских групп // Валеология. 2015. № 3. С. 136-142.

© Ворожцов Е. П., Врублевский Ю. Д., 2022

УДК 004:[37.011.3+378.1]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LMS MOODLE В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Новоселова Наталья Валериевна,

магистрант

Научный руководитель — И.Б. Ахпашева, кандидат педагогических наук Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассмотрены возможности применения современных цифровых технологий в реализации рабочей программы воспитания. Представлен опыт использования системы Moodle в воспитательной деятельности ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое, культурно-творческое, профессионально-трудовое, научно-образовательное, физкультурно-оздоровительное, экологическое и профилактическое воспитание, а также Интернет-акции. Выявлены преимущества и трудности в организации дистанционной воспитательной работы.

Ключевые слова: цифровые технологии, электронное обучение, воспитание, дистанционное образование, цифровая образовательная среда.

THE USE OF LMS MOODLE IN UNIVERSITY EDUCATION ACTIVITIES

Novoselova Natalia Valerievna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

graduate student Scientific supervisor — I.B. Akhpasheva, Ph.D. in Pedagogy Katanov Khakass State University (Abakan)

The article deals with the opportunities of implementing modern digital technologies in the educational curriculum. The experience of using Moodle system at the Khakass State University named after N. F. Katanov is presented in the following directions: civic-patriotic, spiritual-moral and aesthetic, cultural-creative, professional-labour, scientific-educational, sport-health, ecological and preventive education, as well as Internet-activities. The article also reveals the advantages and difficulties in the organization of the distant educational work.

Key words: digital technologies, e-learning, education, distance education, digital learning environment.

Использование дистанционных технологий в системе образования является весьма актуальным в настоящее время. Современные информационные технологии позволяют удовлетворить потребности в совершенствовании форм и методов обучения и воспитания. Активизацию процесса использования данных технологий ускорило формирование электронной информационно-образовательной среды, электронного обучения.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ [1]. Средства цифровых технологий являются неотъемлемой составляющей образовательного, в частности, воспитательного процесса. В современных реалиях педагоги используют различные информационные ресурсы для проведения учебных заня-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.