Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / НОРМАТИВЫ / СКОРОСТЬ / СИЛА / БЫСТРОТА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ГИБКОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ / МЕТОДИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шалгинова Вера Ивановна, Капсаргина Ирина Петровна

В статье представлены результаты выполнения учащимися нормативов физической подготовленности на основе анализа данных, представленных в литературных источниках, и их сопоставления с исследованиями, проведёнными авторами данной работы в МБОУ «Калининская СОШ» с. Аскиз Республики Хакасия. Проведён анализ состояния гибкости, выносливости, скоростной, силовой и скоростно-силовой подготовленности школьников, определено содержание коррекционной работы по проблеме физического состояния учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шалгинова Вера Ивановна, Капсаргина Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE STATE OF PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The article presents the results of students' fulfillment of physical fitness standards based on the analysis of data presented in literary sources and their comparison with the studies conducted by the authors of this paper in Municipal budgetary educational institution «Kalininskaya secondary school» in Askiz village of the Republic of Khakassia. The analysis of the state of flexibility, endurance, speed, strength and speed-strength readiness of schoolchildren was carried out, the content of correctional work on the problem of the physical condition of students in grades 1-11 of a secondary school was determined.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ»

УДК 796.011.3-057.874-021.4

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Шалгинова Вера Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Капсаргина Ирина Петровна,

учитель физической культуры Калининская СОШ (с. Аскиз, Республика Хакасия)

В статье представлены результаты выполнения учащимися нормативов физической подготовленности на основе анализа данных, представленных в литературных источниках, и их сопоставления с исследованиями, проведёнными авторами данной работы в МБОУ «Калининская СОШ» с. Аскиз Республики Хакасия. Проведён анализ состояния гибкости, выносливости, скоростной, силовой и скоростно-силовой подготовленности школьников, определено содержание коррекционной работы по проблеме физического состояния учащихся 1— 11-х классов общеобразовательной школы.

Ключевые слова: школьники, физическая подготовленность, здоровье, физические качества, нормативы, скорость, сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация, технология оздоровления, методика, кор-рекционная работа.

STUDY OF THE STATE OF PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN OF THE REPUBLIC

OF KHAKASSIA

Shalginova Vera Ivanovna,

PhD. in Pedagogy, Associate Professor of the Physical Culture, Sports and Life Safety Department Katanov Khakass State University (Abakan)

Kapsargina Irina Petrovna,

Physical Culture Teacher Kalininskaya Secondary School (Askiz village, Republic of Khakassia)

The article presents the results of students' fulfillment of physical fitness standards based on the analysis of data presented in literary sources and their comparison with the studies conducted by the authors of this paper in Municipal budgetary educational institution «Kalininskaya secondary school» in Askiz village of the Republic of Khakassia. The analysis of the state of flexibility, endurance, speed, strength and speed-strength readiness of schoolchildren was carried out, the content of correctional work on the problem of the physical condition of students in grades 1-11 of a secondary school was determined.

Key words: schoolchildren, physical fitness, health, physical qualities, standards, speed, strength, rapidity, endurance, flexibility, coordination, technology of recovery, methodology, correctional work.

Интерес исследователей, в том числе и наш, к проблеме физического состояния учащихся общеобразовательной школы вызван её злободневностью. Как показывают многочисленные исследования по данной проблеме, интерес современных школьников к физической культуре резко снижается, сокращается количество детей, занимающихся спортом. В связи с этим катастрофически ухудшается уровень здоровья подрастающего поколения: так, по данным Минздрава России, число здоровых детей в России не превышает 10-12 %; свыше 32 % детей в

возрасте 6-7 лет не готовы к систематическому обучению в школе, а более половины школьников имеет ослабленное здоровье; практически во всех возрастных группах детей подросткового возраста наблюдается рост числа хронических заболеваний. Статистика показывает, что лидирующими в структуре заболеваемости являются болезни важнейших систем организма человека: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной [1].

В связи со сказанным необходимо знать, что относится к основным факторам риска

здоровья школьников. В первую очередь к ним следует отнести:

- снижение двигательной активности современных школьников;

- несоблюдение физиологических и гигиенических условий при организации учебного процесса;

- отсутствие оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

- чрезмерную напряжённость школьной среды.

Авторы соответствующих исследований отмечают, что основным фактором, оказывающим негативное влияние на здоровье школьников, является образовательная среда. Как известно, уровень физического развития и уровень подготовленности подрастающего поколения являются важнейшими показателями их здоровья и возрастных норм их физического совершенствования. Изучение данной проблемы выявило, что уровень физической подготовленности оказывает положительное влияние на успешность школьников в различных видах деятельности [2]. По этой причине вопросы оценки и совершенствования физической подготовленности школьников разных возрастных групп и разных регионов являются актуальными. Необходимость обращения к изучению разных аспектов рассматриваемой в данной статье проблемы подтверждается результатами исследований, направленных на выявление состояния физической подготовленности школьников. Авторы подобных работ отмечают ухудшение указанных показателей, говорят о снижении уровня развития силовых и скоростных способностей обучающихся всех возрастных групп, о низком уровне выносливости, гибкости и ловкости современных школьников [3; 4].

В качестве подтверждения сказанного приведём следующие данные. Так, авторами работы [5] проведён анализ достижений нормативов физической подготовленности учащихся г. Сургута, основанных на выполнении требо-

ваний комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) !-У ступени. Испытания показали, что обучающиеся, к сожалению, не могут выполнить базовых требований комплекса ГТО. Так, результаты испытаний показали, что с нормативами, соответствующими нагрудному золотому знаку, справились лишь 2,1 % девушек; серебряному - 11,1 %; бронзовому - 4,8 %; соответственно, не выполнили нормативные требования ГТО 77,9 % девушек. Не отличаются в лучшую сторону и результаты среди юношей, они таковы: только 2,1 % молодых людей претендовали на золотой значок; 14,8 % - на серебряный; 6,4 % - на бронзовый, а 76,7 % юношей не выполнили нормативные требования комплекса ГТО.

Ю. К. Анцупов и его соавторы проанализировали динамику показателей физической подготовленности младших школьников и пришли к неутешительному выводу: физическая подготовленность данной возрастной группы учащихся не в полной мере удовлетворяет современным требованиям [3]. Уверены, что не лучше выглядит ситуация и среди обучающихся средней и старшей ступени обучения. Сказанное свидетельствует о том, что в процессе физического воспитания школьников всех возрастных групп сформировалось противоречие между общественным заказом на высокие физические кондиции обучающихся и недостаточным уровнем развития у них основных физических (двигательных) качеств. С целью выявления состояния физической подготовленности учащихся и динамики его изменений в период обучения в школе нами проведено исследование на базе МБОУ «Калининская СОШ» (с. Ас-киз одноимённого района Республики Хакасия).

Изучение физической подготовленности учащихся 1 -11-х классов проводилось в начале 2021/22 учебного года с применением контрольных упражнений, куда входили: бег на 30 метров; подтягивание на перекладине;

прыжок в длину с места; шестиминутный бег; челночный бег 3 х 10 м. Посредством контрольных упражнений у школьников оценивался уровень развития скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, выносливости и ловкости. Стандартный метод оценки физической подготовленности учащихся позволили получить достоверные данные, представленные в нижеприведённой таблице.

Анализ состояния физической подготовленности младших школьников свидетельствует, что среди них не выявлено высокого уровня исследуемого показателя. Средний уровень подготовленности имеют 40 % учащихся. Однако большая часть детей имеет низкий уровень физической подготовленности (60 %).

В 5-9-х классах большинство обучающихся демонстрируют средний уровень подготовленности (59 %), высокий уровень показал всего 1 % детей, а у 40 % школьников выявлен низкий уровень физической подготовленности.

В старших классах большинство обучающихся имеют средний показатель (67 %), а 33 % старшеклассников констатируют низкий уровень физической подготовленности.

Таким образом, наблюдается динамика изменения показателей физической подготовленности. Так, в начальной школе 60 %

школьников характеризуются низким уровнем физической подготовленности и 40 % - средним. В средних и старших классах сокращается количество детей с низким уровнем данного показателя - в среднем на 20 %, однако не наблюдается роста количества детей с высоким уровнем подготовленности. Следовательно, можно констатировать, что большинство учащихся 1-11-х классов Калининской СОШ имеют средний уровень физической подготовленности, но при этом высокий уровень физического развития показали всего 2 % школьников.

Заметим, что педагоги Калининской школы периодически проводят тестовые испытания, занимаются коррекционной работой. В этом учебном заведении работают разные секции: волейбола (для юношей и девушек), баскетбола (также для юношей и девушек), настольного тенниса и лёгкой атлетики. Кроме того, Дом творчества с. Аскиз организовывает работу секций туризма и кикбоксинга. На базе спортивной школы организована работа секций футбола и вольной борьбы. В самой школе введена традиция достижения рекордов по общефизической подготовке, здесь, в соответствии с календарным планом, регулярно проводятся различные спортивные мероприятия.

Уровень физической подготовленности учащихся 1-11-х классов МБОУ «Калининская СОШ» на начало 2021/22 учебного года

Кол-во учащихся Уровень физической подготовленности

Классы Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1-е классы 48 0 0 14 29 34 71

2-е классы 41 0 0 16 39 25 61

3-е классы 59 0 0 20 34 39 66

4-е классы 55 0 0 32 58 23 42

Итого 203 0 0 82 40 121 60

5-е классы 58 0 0 23 40 35 60

6-е классы 62 0 0 32 52 30 48

7-е классы 57 0 0 42 74 15 26

8-е классы 52 0 0 36 69 16 31

9-е классы 35 2 5 24 65 11 30

Итого 264 2 1 157 59 107 40

10-е класс 28 0 0 18 64 10 36

11-е класс 23 0 0 17 74 6 26

Итого 51 0 0 35 67 16 33

Всего 520 2 1 270 52 248 47

Несмотря на вышеприведённые факты, следует констатировать, что показатели физической подготовленности учащихся исследуемой школы, к сожалению, остаются невысокими: большинство школьников (52 %) имеют средний, 47 % - низкий и лишь 1 % - высокий уровень физической подготовленности. Эти данные согласуются с результатами ряда исследований, проведённых в различных регионах России.

Полагаем, что для решения проблемы физической подготовленности и улучшения состояния здоровья школьников необходимо вводить в учебно-воспитательный процесс коррекционные мероприятия, в частности, это касается третьего урока физической культуры. Обоснование сказанного очень простое: для большинства школьников уроки физической культуры остаются основной организационной формой их физического воспитания. Именно на уроке физической культуры учитель формирует необходимые двигательные умения и навыки, стимулирующие развитие двигательных способностей детей.

Нельзя не согласиться с мнением В. К. Спирина, пишущего о необходимости оптимизировать объём учебного материала для решения задач физической подготовленности школьников, основанных на таких базовых принципах физического воспитания, как систематичность, доступность, постепенность. Безусловно, прав исследователь и в том, что

необходимо проводить целенаправленную работу над формированием у школьников положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Не вызывает возражения и следующая мысль автора: при проведении учебных занятий по физической культуре предпочтение следует отдавать практическим методам обучения двигательным действиям на основе игрового, соревновательного и сопряжённого методов. Организация домашних заданий, вне всякого сомнения, должна носить системный характер, причём продумывать их надо так, чтобы прослеживалась логическая последовательность заданий, добиваясь закрепления знаний и умений на базе изученных на уроке [6].

В заключение констатируем следующий безусловный факт: проблему физической подготовленности и улучшения состояния здоровья подрастающего поколения сложно решить учителю физической культуры без помощи всего педагогического коллектива, семьи, общественности в целом. Уверены, что улучшить показатели физической подготовленности и укрепить здоровье школьников на современном этапе можно на основе перехода от установленных подходов физического воспитания к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, основанным на учёте индивидуальных особенностей учащихся.

Библиографический список

1. Лубышева Л. И., Черепов Е. А. Обоснование эффективности проектирования здоровьесберегающего образовательного пространства школы на основе спортизации физического воспитания // Человек. Спорт. Медицина. 2016. Т. 16. № 2. С. 52-61.

2. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2008. 244 с.

3. Анцупов И. С., Чернышенко Ю. К., Баландин В. А. Динамика показателей физической подготовленности школьников 7-10 лет // Актуальные вопросы в науке и практике: сборник статей по материалам ХШ Международной научно-практической конференции, г. Самара, 10 декабря 2018. Уфа: Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. С. 34-39.

4. Барсукова Н. К. Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2007. 21 с.

5. Синявский Н. И., Фурсов А. В., Садыков Р. И, Синявский Н. Н., Давыдова С. А. Исследование физической подготовленности школьников на основе нормативов комплекса ГТО // Культура физическая и здоровье. 2019. № 2 (70). С. 67-69.

6. Спирин В. К. Организационно-методические условия реализации физической подготовленности школьников на уроках физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 2. С. 6-10.

© Шалгинова В. И., Капсаргина И. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.