Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО СРЕДСТВАМИ РАЗНЫХ ПРОГРАММ УРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ'

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО СРЕДСТВАМИ РАЗНЫХ ПРОГРАММ УРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ВФСК ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЕТОДЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ / HIGH SCHOOL STUDENTS / RLD / PHYSICAL FITNESS / TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карагодина Анна Михайловна, Ушакова Ольга Евгеньевна, Клычкова Ольга Владимировна, Тамаров Иван Степанович

Старший школьный возраст предполагает подготовку организма для выполнения высокой нагрузки прикладного характера к военной службе, спортивной или трудовой деятельности. На характер динамики показателей физической подготовленности оказывает влияние направленность педагогических воздействий в разных по специализации учебно-тренировочных группах. Выявлен характер рассматриваемых воздействий на развитие основных физических качеств при подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Целью исследования является - анализ результатов выполнения юношами 16-17 лет тестов V ступени комплекса ГТО после применения разных программ урочных форм подготовки. Задачи: 1) Произвести анализ предложенных средств V ступени комплекса «ГТО»; 2) Определить динамику показателей физических качеств комплекса ГТО на занятиях в общеобразовательной школе после применения программ различного содержания; 3) Сделать сравнительные выводы по влиянию разных программ на развитие основных физических качеств комплекса ГТО для старшеклассников в процессе внеклассной секционной работы в общеобразовательной школе. Методология. В педагогическом эксперименте принимали участие юноши старшего школьного возраста МОУ СОШ № 34 города Волгограда в количестве 14 человек. Методы: педагогическое наблюдение, метод контрольных упражнений ВФСК ГТО, педагогический эксперимент. Результаты: выявлены слабые стороны подготовленности юношей, соответствующие «бронзовым» медалям при развитии выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств. Выводы: рекомендовано подобрать средства физической культуры для улучшения динамики отстающих показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карагодина Анна Михайловна, Ушакова Ольга Евгеньевна, Клычкова Ольга Владимировна, Тамаров Иван Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF SENIOR SCHOOLERS FOR PERFORMANCE OF NORMS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" BY MEANS OF DIFFERENT PROGRAMS OF LESSON FORMS EMPLOYMENT

Senior school age presupposes the preparation of the body to perform the high-applied load for the military service, sports or work activities. The nature of the dynamics of physical readiness indices is influenced by the orientation of pedagogical influences in training groups of different specialization. The nature of the considered impacts on the development of basic physical qualities in preparation for the implementation of the standards of the VFSK RLD (Ready for Labor and Defense) was revealed. The purpose of the study is to analyze the results of young men performing tests of the V stage of the RLD complex for 16-17 years after applying different programs of training forms. Tasks: 1) to analyze the proposed means of the V stage of the "RLD" complex; 2) to determine the dynamics of indicators of physical qualities of the RLD complex in the classroom at general education school after applying programs of various content; 3) to make comparative conclusions on the influence of different programs on the development of the basic physical qualities of the RLD complex for senior school students in the process of extracurricular sectional work at secondary school. Methodology. The pedagogical experiment was attended by young men of senior school age MOU secondary school № 34 of the city of Volgograd in the amount of 14 people. Methods: pedagogical observation, control exercise method of VFSC RLD, pedagogical experiment. Results: weaknesses of young men's fitness corresponding to "bronze" medals at development of endurance, power and speed-power qualities were revealed. Conclusions: it is recommended to select means of physical culture to improve the dynamics of lagging indicators.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО СРЕДСТВАМИ РАЗНЫХ ПРОГРАММ УРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ»

УДК 796.015.52+373.5

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО СРЕДСТВАМИ РАЗНЫХ ПРОГРАММ УРОЧНЫХ ФОРМ

ЗАНЯТИЙ

Анна Михайловна Карагодина, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет; Ольга Евгеньевна Ушакова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Ольга Владимировна Клычкова, старший преподаватель, Иван Степанович Тамаров, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

Старший школьный возраст предполагает подготовку организма для выполнения высокой нагрузки прикладного характера к военной службе, спортивной или трудовой деятельности. На характер динамики показателей физической подготовленности оказывает влияние направленность педагогических воздействий в разных по специализации учебно-тренировочных группах. Выявлен характер рассматриваемых воздействий на развитие основных физических качеств при подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Целью исследования является - анализ результатов выполнения юношами 16-17 лет тестов V ступени комплекса ГТО после применения разных программ урочных форм подготовки. Задачи: 1) Произвести анализ предложенных средств V ступени комплекса «ГТО»; 2) Определить динамику показателей физических качеств комплекса ГТО на занятиях в общеобразовательной школе после применения программ различного содержания; 3) Сделать сравнительные выводы по влиянию разных программ на развитие основных физических качеств комплекса ГТО для старшеклассников в процессе внеклассной секционной работы в общеобразовательной школе. Методология. В педагогическом эксперименте принимали участие юноши старшего школьного возраста МОУ СОШ № 34 города Волгограда в количестве 14 человек. Методы: педагогическое наблюдение, метод контрольных упражнений ВФСК ГТО, педагогический эксперимент. Результаты: выявлены слабые стороны подготовленности юношей, соответствующие «бронзовым» медалям при развитии выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств. Выводы: рекомендовано подобрать средства физической культуры для улучшения динамики отстающих показателей.

Ключевые слова: старшеклассники, ВФСК ГТО, физическая подготовленность, методы тренировочных занятий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p125-128

PREPARATION OF SENIOR SCHOOLERS FOR PERFORMANCE OF NORMS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" BY MEANS OF DIFFERENT PROGRAMS OF LESSON FORMS EMPLOYMENT

Anna Mikhaylovna Karagodina, the senior teacher, Volgograd State Technical University, Olga Evgenievna Ushakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture; Olga Vladimirovna Klychkova, the senior teacher, Ivan

Stepanovich Tamarov, the senior teacher, Volgograd State Technical University

Abstract

Senior school age presupposes the preparation of the body to perform the high-applied load for the military service, sports or work activities. The nature of the dynamics of physical readiness indices is influenced by the orientation of pedagogical influences in training groups of different specialization. The nature of the considered impacts on the development of basic physical qualities in preparation for the implementation of the standards of the VFSK RLD (Ready for Labor and Defense) was revealed. The purpose of the study is to analyze the results of young men performing tests of the V stage of the RLD complex for 16-17 years after applying different programs of training forms. Tasks: 1) to analyze the proposed means of the V stage of the "RLD" complex; 2) to determine the dynamics of indicators of physical qualities of the RLD complex in the classroom at general education school after applying programs of various content; 3) to make comparative conclusions on the influence of different programs on the development of

the basic physical qualities of the RLD complex for senior school students in the process of extracurricular sectional work at secondary school. Methodology. The pedagogical experiment was attended by young men of senior school age MOU secondary school № 34 of the city of Volgograd in the amount of 14 people. Methods: pedagogical observation, control exercise method of VFSC RLD, pedagogical experiment. Results: weaknesses of young men's fitness corresponding to "bronze" medals at development of endurance, power and speed-power qualities were revealed. Conclusions: it is recommended to select means of physical culture to improve the dynamics of lagging indicators.

Keywords: high school students, RLD, physical fitness, training methods.

ВВЕДЕНИЕ

Уроки по физической культуре для школьников старших классов носят прикладной характер. Средствами физических упражнений происходит подготовка подростков к военной службе, спортивной или трудовой деятельности. Для такой подготовки необходим современный комплекс физических упражнений, направленный на развитие основных физических качеств человека, соответствующий различной степени физической и функциональной подготовленности школьников и учитывающий возрастные особенности развивающегося организма. В результате распоряжением правительства РФ от 30 июня 2014 года был разработан Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) [1].

В общеобразовательной школе в настоящее время предусмотрено три урока физкультуры. Помимо основных уроков проводится внеклассная секционно-кружковая работа, которая включает четыре дополнительных часа в неделю. Содержание дополнительных занятий отражается в специальных программах, разработанных учителями по физической культуре и утвержденных завучем по внеклассной работе.

Программы по физическому воспитанию в последние годы претерпевают большие изменения. Учителю предоставлена возможность выбирать средства подготовки и адаптировать их к имеющимся условиям [3].

Начиная с подросткового возраста комплексный подход к развитию двигательных качеств школьников наиболее эффективен. Созревание быстрых скелетно-мышечных волокон и нервных центров, управляющих их сокращением, значительно уменьшает время двигательных реакций, позволяет совершенствовать силу и координацию. Однако, при планировании занятий с подростком, необходимо учитывать, что их аэробные возможности ограничены в связи с физиологическими изменениями, связанными с половым созреванием организма юношей [2].

Влияние на результаты двигательных качеств в старшем школьном возрасте невозможно без научных исследований о сенситивных периодах развития. Развитие скоростно-силовых качеств приходится на возрастной период школьников 9-17 лет [4]. Данный возраст соответствует V ступени комплекса ГТО, согласно которой рекомендуемое количе -ство тестов - 12. Из них 4 обязательных и 8 испытаний по выбору [5].

В нашем эксперименте выявлена и исследована динамика развития физических качеств школьников 16-17 лет при использовании различных программ урочных форм занятий по физическому воспитанию. Произведен анализ тестов физической подготовленности в динамике учебного года.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогическому тестированию подверглась группа юношей 16-17 лет, учащихся старших классов МОУ СОШ № 34 г. Волгограда в количестве 14 человек. В начале учебного года на занятиях по физической культуре были зафиксированы результаты по 8 видам испытаний (табл.1).

Далее из контингента испытуемых было сформировано две группы по 7 человек в каждой. Первая группа занималась дополнительно во внеклассной секции по общей физической подготовке (ОФП) средствами легкой атлетики и силовой гимнастики, а вторая -

баскетболом, средствами спортивных и подвижных игр. Школьники занимались по 4 дополнительных часа в неделю на протяжении всего учебного года. После окончания педагогического исследования было проведено контрольное тестирование испытаний комплекса V ступени ГТО по 8 видам (таблица 1).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале эксперимента было выявлено, что физическая подготовленность старшеклассников на одинаковом уровне и требует развития таких физических качеств как силы, скорости, гибкости и выносливости.

В результате применения средств ОФП в первой группе происходит улучшение показателей силового компонента (подтягивание на высокой перекладине) на 21,7%, что на 11,6% выше, чем у школьников второй группы; взрывной силы (прыжок в длину с места) на 11,1% и выносливости (бег 3 км) на 15,4%, что на 8,2% и 9,5% соответственно лучше, чем у членов второй группы.

Во второй группе улучшаются показатели метания снаряда на 11,2%, что на 6,1% выше, чем у юношей первой группы, координации (челночный бег) на 6,4% и быстроты (бег 100 м) на 1,6%. В показателях развития гибкости существенных различий не наблюдается.

Таблица 1 - Динамика показателей физической подготовленности школьников старших классов в процессе проведения эксперимента (Х±о)_

№ Показатели основных ФК школьников V ступени ГТО (от 16 до 17 лет) До эксперимента После эксперимента Динамика показателей,%

Первая группа (п=7) Вторая группа (п=7) Первая группа (п=7) Вторая группа (п=7) Первая группа (п=7) Вторая группа (п=7)

Обязательные тесты:

1 Бег 100 м,(с) 14,4±0,6 14,4±0,7 14,1±0,5 14,3±0,4 2,6 1,0

2 Бег 3 км, (мин,с) 15,6±1,4 15,2±1,3 13,2±1,2 14,3±1,1 15,4 5,9

3 Подтягивания из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 8,3±2,2 8,6±1,9 10,6±2,1 9,9±2,0 21,7 10,1

4 Наклон туловища вперед из положения стоя на скамейке (ниже уровня ска-мьи),см 7,8±2,8 8,0±2,7 8,8±2,7 9,2±2,6 11,4 13,0

Тесты по выбору:

5 Прыжок в длину с места, толчком двумя ногами (см) 200±8,7 199±9,6 225±7,6 205±6,6 11,1 2,9

6 Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 мин.) 36±8,1 38±9,1 50±8,0 45±7,6 28 15,6

7 Метание снаряда весом 700 г (м) 29,1±6,7 31,1±5,6 30,6±5,9 35,0±5,2 5,1 11,2

8 Челночный бег 3x10 м (с) 8,00±0,6 7,86±0,5 7,65±0,4 7,36±0,3 4,4 6,4

ВЫВОДЫ

Анализируя предложенные тесты, сделаны выводы: нормативные показатели тестов с повышением возраста школьников увеличиваются в среднем на 30%. Также характерна интенсификация некоторых видов в метаниях. Снаряд меняет массу и скорость полёта. Из 11 предложенных тестов - 4 теста направлены на развитие скоростно-силовых способностей школьников (спринт, прыжки, метания), что соответствует физиологическим параметрам развития организма школьников в рассматриваемом возрасте.

Анализ результатов сдачи нормативов дает возможность определить сильные и слабые стороны подготовленности юношей, выявить какие физические качества и двигательные способности им нужно целенаправленно развивать для успешного прохождения испытаний комплекса ГТО. Так, в занятия первой группы необходимо включать средства

для развития координации (элементы спортивных и подвижных игр), а юношам второй группы обратить внимание на развитие силовых способностей средствами силовых физических упражнений.

Для учителя итоги анализа сдачи нормативов дают возможность сформулировать конкретные задачи, которые предстоит решить в тренировочном процессе и подобрать тренировочные средства, которые обеспечат положительный тренировочный эффект. Средства должны иметь двигательную структуру, схожую с тестами и адекватную выполняемым испытаниям и возрасту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): Документы и методические материалы / Под общей редакцией В.Л. Мутко ; Министерство спорта Российской Федерации - 2-е изд. с изм. и дополн. - Москва : Спорт, 2016. - 208 с.

2. Китаева, М.А. Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет / М.А. Китаева, С.И. Русинова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 4 (15). - С. 61-65.

3. Методика подготовки старшеклассников к сдаче норм комплекса ГТО с использованием средств пляжного волейбола / А.И.А. Римави, М.В. Решетняк, В.В. Костюков, О.Н. Костюкова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С. 9-15.

4. Тхорев, В.И. Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста / В.И.Тхорев, С.П.Аршинник // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. - № 1. - С. 40-45.

5. Фурсов, А.В. Физическая подготовленность учащихся V ступени по обязательным нормативам комплекса ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, Е.В. Дмитриева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 175-179.

REFERENCES

1. Mutko, V.L. (2016), All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD): Documents and methodological materials, Sport, Moscow.

2. Kitaeva, M.A., and Rusinova, S.I. (2008), "Physiological and psychological characteristics of adolescents 11-17 years old", Tomsk state pedagogical university bulletin, Vol. 4 (15), pp. 61-65.

3. Rimavi, A.I.A., Reshetnyak, M.V., Kostyukov, V.V. and Kostyukova O.N., (2018), " Methodology for preparing high school students for passing the norms of the TRP complex using beach volleyball", Physical culture, sports - science and practice, Vol. 3, pp. 9 -15.

4. Thorev, V.I., and Arshinnik, S.P., (2010), "Sensitive periods of the development of motor abilities of schoolchildren", Physical culture, sports - science and practice, Vol. 1, pp. 40-45.

5. Fursov, A.V., and Sinyavskij, N.I., and Dmitrieva, E.V. (2017), "Physical fitness of stage V students according to the mandatory standards of the TRP complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 5, pp. 175-179.

Контактная информация: amkara2737@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.08.2020

УДК 378.4

БАРЬЕРЫ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

Николай Александрович Кармаев, доктор социологических наук, профессор Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Переориентация высшего образования (ВО) на принципы устойчивого развития (УР) требует значительных усилий со стороны представителей профессионального сообщества, политиков и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.