УДК 796.012.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-44-50
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ
А.С. Фролов, И.А. Гордиенко, О.Б. Маметова, Л.Д. Хрипунова
Рассмотрен вопрос повышения эффективности занятий по физическому воспитанию со студентами, имеющими нарушения осанки и сколиоз 1-2-й степени. Определена динамика роста уровня развития физических качеств и функциональных показателей дыхательной системы в процессе эксперимента. Доказана эффективность дифференцированного подхода на занятиях по физической культуре и спорту для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, специальная медицинская группа, нарушение осанки, сколиоз.
DYNAMICS OF PHYSICAL QUALITIES DEVELOPMENT IN STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH POSTURE IMPAIRMENT
Frolov A.S., lecturer, frolik andryha@mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Gordienko I.A., senior lecturer, irina-gordi-enko@mail.ua, Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University, Mametova O.B., senior lecturer, olgamameto-va@mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University, Hripunova L.D., associate professor, hripuno-val@mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University
The issue of increasing the effectiveness of physical education classes with students with a history of posture disorders and scoliosis of 1-2 degrees is considered. The dynamics of growth in the level of development of physical qualities and functional indicators of the respiratory system during the experiment was determined. The effectiveness of a differentiated approach in physical culture and sports classes for students of a special medical group with diseases of the musculoskeletal system has been proven.
Key words: students, physical education, special medical group, posture disorder, scoliosis.
Фролов Андрей Сергеевич, преподаватель, йгоПк andryha@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
Гордиенко Ирина Анатольевна, старший преподаватель, irina-gordienko@mail.ua, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
Маметова Ольга Борисовна, старший преподаватель, olgamametova@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
Хрипунова Лариса Дмитриевна, доц., Мри-noval@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
В настоящее время гиподинамия является основным фактором снижения уровня здоровья студенческой моло -дежи. Количество студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), с каждым годом увеличивается. С 2015 по 2021 гг. их количество увеличилось с 14,8 до 23,7 %. Актуальным становится повышение интереса студен -тов к занятиям физической культурой и спортом и формирование здорового образа жизни, и в этом ведущую роль играют занятия физическими упражнениями в вузах.
Физические нагрузки оказывают влияние, в первую очередь, на свя-зочно-мышечный и костно-суставной аппараты. Таким образом, на занятиях по физическому воспитанию в вузах методически правильно подобранные упражнения оказывают профилактический и оздоровительный эф -фекты [1].
Одними из наиболее распространенных нозологий у студентов специальной медицинской группы являются заболевания опорно-двигательного аппарата.
Данные исследований И.Д. Ловейко и М.И. Фонарева свидетельствуют о значительной распространенности среди студентов различных форм нарушений осанки и дефектов опорно-двигательного аппарата, которые по их подсчетам составляют 70 % от числа всех заболеваний у исследуемого контингента. Различные виды и формы нарушений осанки значительно влияют на уровень жизни человека, в том числе на успешность обучения в высших учебных заведениях. Также при длительном статическом положении появляются боли в спине, головные боли [2]. Искривление позвоночника влияет на функционирование дыхательной системы, а также на уровень развития физических качеств. Профилактика и лечение нарушения осанки и сколиоза позитивно влияют на функциональные возможности организма студентов и на их здоровье в целом.
Среди оздоровительных задач дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе являются развитие силы мышц спины, связочного аппарата, повышения функционирования дыхательной системы, которые способствуют снижению негативного влияния заболевания [3, 4].
По мнению С.П. Рябинина (2005), формированию правильной осанки способствуют все упражнения, укрепляющие мышцы туловища. С целью профилактики нарушения осанки во время занятий по физическому воспитанию в вузах можно использовать либо отдельные упражнения, включенные в комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), либо специальные комплексы упражнений [5].
Нарушение осанки и сколиоз имеют многообразие форм. Искривле -ние возможно в грудном, поясничном, шейном отделах позвоночника, может быть право- и левосторонним, Б-образным. В зависимости от степени и формы искривления необходимо использовать разные упражнения. Существующая программа для СМГ в вузе не предполагает дифференцированного подхода к подбору средств при проведении занятий с данной категорией студентов [6, 7].
Эффективность занятий повышается при использовании упражнений, оказывающих непосредственное влияние на плохо функционирую -щий орган [8, 9]. Необходимость использования комплекса упражнений с учетом степени и формы искривления очевидна. Одним из критериев эффективности (или неэффективности) применения специальных упражнений является повышение уровня развития физических качеств и функ-
циональных показателей дыхательной системы студентов. Все вышеска -занное определило актуальность нашего исследования.
Целью исследования является повышение уровня эффективности занятий по физической культуре и спорту со студентами специальной медицинской группы.
Задачи исследования:
1) выявить исходный уровень развития физических качеств и функциональных показателей дыхательной системы;
2) определить динамику уровня развития физических качеств и функциональных показателей дыхательной системы;
3) оценить эффективность дифференцированного подхода на занятиях по физической культуре и спорту для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов-юношей первого курса Института «Медицинская академия имени С.И. Георгиевского» Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Все студенты были отнесены к специальной медицинской группе, которые имели в анамнезе нарушение осанки и сколиоз 1-11 степени.
Обучающиеся были разделены на две группы. С первой группой (группа 1) занятия по физической культуре проводились с использованием различных специальных упражнений, применяемых в зависимости от сте -пени и формы искривления. Упражнения выполнялись в статических и динамических режимах. При выполнении специальных упражнений строго контролировалось правильность и симметрия исполнения упражнений студентами. При выполнении корригирующих упражнений позы коррекции подбирались в соответствии с формой и отделом искривления. Студенты второй группы (группа 2) занимались по стандартной программе по физической культуре для СМГ. Занятия проводились два раза в неделю с преподавателем и одно занятие в неделю самостоятельное, длительность занятия составляла 1 час 30 минут.
Для определения уровня развития физических качеств использовались следующие тесты:
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сила мышц рук);
- поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (сила мышц брюшного пресса);
- приседание (сила мышц ног);
- тест Купера (общая выносливость);
- наклоны вперед (гибкость).
Для оценки состояния дыхательной системы применялись функциональные пробы Штанге и Генчи, которые выполнялись в положении сидя.
Все измерения проводились в начале (сентябрь) и конце (июнь) учебного года. Полученные данные подвергались статистической обра -ботке. Применялся метод статистической характеристики вариационного
ряда, определялись следующие показатели: среднее арифметическое (Х), ошибки средней арифметической ^х). При нормальном распределении данных применялся ^критерий Стьюдента (р<0,5). Динамика изменения исследуемых показателей позволяла оценить эффективность (или неэффективность) применяемых комплексов упражнений.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были получены следующие данные: прирост уровня развития силы мышц рук у студентов группы 1 составил 58,4±2,6 %, тогда как в группе 2 этот показатель увеличился только на 12,7±1,1 %. Уровень развития силы мышц брюшного пресса и ног в группе 1 вырос на 54,3±2,7 и 30,7±1,7 % соответственно, в группе 2 прирост этих же показателей составил 22,4±1,7 и 22,2±1,6 % соответственно. Показатели уровня развития гибкости вы -росли значительно в обеих группах: в группе 1 - на 60,3±1,7 %, в группе 2 - на 50,3±2,6 %. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика роста уровня развития физических качеств у студентов специальной медицинской группы в течение учебного года (п=60), х±sx-
№ п/п Тесты Группа 1 (n=30) Группа 2 (n=30)
До После А % До После А%
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 19,1±1,1 30,2±1,7 58,4±2,6 18,9±1,1 21,2±1,8 12,7±1,1
2 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, кол-во раз 32,4±1,9 49,8±2,8 54,3±2,7 33,1±2,1 40,5±2,6 22,4±1,7
3 Приседание, кол-во раз 40,6±2,0 52,1±3,1 30,7±1,7 32,5±1,3 39,6±1,7 22,2±1,6
4 Тест Купера, м 1900±78,3 3000±81,4 36,6±1,9 1800±80,5 2100±79,4 16,7±1,1
5 Наклоны вперед, см 5,00±0,2 8,00±0,4 60,3±1,7 4,00±0,1 6,00±0,3 50,3±2,6
Примечание: * - достоверность приp<0,5.
Показатели дыхательной системы также изменялись в зависимости от используемых упражнений. В группе 1 прирост показателей пробы Штанге составил 45±2,1 %, а в группе 2 - всего 11,7±0,9 %. Такая же картина была при анализе показателей пробы Генчи: прирост в группе 1 составил 36,6±2,7 %, тогда как в группе 2 - 6,8±0,5 %. Результаты функциональных проб представлены в табл. 2.
Таблица 2
Динамика показателей функционального состояния дыхательной системы у студентов специальной медицинской группы в течение учебного года (п=60), Х±Ях~
№ п/п Тесты Группа 1 (n=30) Группа 2 (n=30)
До После А % До После А%
1 Проба Штанге, с 35±1,8 51±2,3 45±2,1 34±1,6 38±2,2 11,7±0,9
2 Проба Генчи, с 30±1,3 41±2,1 36,6±2,7 29±1,2 31±1,7 6,8±0,5
Примечание: * - достоверность приp<0,5.
Данные исследования говорят о том, что использование дифференцированного подхода в подборе упражнений для студентов с СМГ с нарушением осанки и при сколиозе 1-2-й степени наиболее эффективно, так как оказывает непосредственное влияние на зону искривления, нормализует миотонус мышц спины, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на функционирование систем организма, в частности дыха -тельную. Особенно это касается средств коррекции, так как нельзя использовать одни и те же корригирующие упражнение при разных формах искривления. Неправильно подобранные упражнения не только не способ -ствуют профилактике заболевания, но и наносят вред. Таким образом, рекомендовано использование специальных упражнений в содержательной части занятий по физической культуре со студентами СМГ.
Выводы
1. Динамика роста уровня развития физических качеств была выше в группе 1, в которой использовались специальные упражнения.
2. Динамика роста показателей функционального состояния дыха -тельной системы была также выше в группе 1.
3. Эффективность дифференцированного подхода на занятиях со студентами с СМГ выше, чем при использовании упражнений стандартной программы по физической культуре в СМГ.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323
Список литературы
1. Антоненко М.Н., Соловьева Р.О. Формирование здорового образа жизни у студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 30-34.
2. Лемякина Е.Е. Физическая реабилитация при сколиозе // Мир без границ: актуальные проблемы современного инклюзивного образования:
сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конф. для студ. и молодых ученых, посвящ. Всемирному дню инвалидов. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. С. 249-251.
3. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник / С.И. Филимонова [и др.]. М.: РУСАЙНС, 2020. 356 с.
4. Сбитнева О.А. Влияние физических упражнений на состояние здоровья студентов, имеющих нарушение осанки // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 9. С. 55-57.
5. Рябинин С.П., Рябинина Л.Е. Формирование правильной осанки: метод. пособие. Красноярск: РИО КрасГУ, 2006. 44 с.
6. Кашуба В.А., Дудко М.В. Технология профилактики нарушений осанки студентов в процессе физического воспитания // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. №2. С. 24-30.
7. Гончарова А.И., Ткачева Е.Г. Лечебная физическая культура при нарушении осанки у студентов // Наука-2020. 2018. № 7 (23). С. 94-98.
8. Мамонова О.В., Шутова Т.Н. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 519-526.
9. Бородин П.В. Совершенствование методики физического воспи -тания студентов медицинского вуза на основе использования информаци -онных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2017. 26 с.
References
1. Antonenko M.N., Solov'eva R.O. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u stu-dentov [Formation of a healthy lifestyle among students] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Tu-rizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2019. V. 4. No. 1. P. 30-34.
2. Lemyakina E.E. Fizicheskaya reabilitaciya pri skolioze [Physical rehabilitation in scoliosis] // World without borders: current problems of modern inclusive education: coll. materials VIII All-Russian. scientific-practical. conf. for stud. and young scientists dedicated. World day of persons with disabilities. Stavropol: Publ. house of SGPI, 2017. P. 249-251.
3. Fizicheskaya kul'tura studentov special'noj medicinskoj gruppy [Physical culture of students of a special medical group]: textbook / S.I. Filimonova [et al.]. M.: RUSAYNS, 2020. 356 p.
4. Sbitneva O.A. Vliyanie fizicheskih uprazhnenij na sostoyanie zdorov'ya studentov, imeyushchih narushenie osanki [Influence of physical exercises on the state of health of students with postural disorders] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International journal of the humanities and natural sciences]. 2018. No. 9. P. 55-57.
5. Ryabinin S.P., Ryabinina L.E. Formirovanie pravil'noj osanki [Formation of correct posture]: method. allowance. Krasnoyarsk: RIO KrasGU, 2006. 44 p.
6. Kashuba V.A., Dudko M.V. Tekhnologiya profilaktiki narushenij osanki studentov v processe fizicheskogo vospitaniya [Technology for the prevention of posture disorders in students in the process of physical education] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2016. №2. P. 24-30.
7. Goncharova A.I., Tkacheva E.G. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura pri narushenii osanki u studentov [Therapeutic physical culture in violation of posture in students] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2018. No. 7 (23). P. 94-98.
8. Mamonova O.V., Shutova T.N. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniya studentov v usloviyah snizheniya sostoyaniya zdorov'ya [Improving the physical education of students in conditions of declining health] // Humanitarian education in an economic university: sat. materials IV Intern. scientific-practical. in absentia internet conf. M.: Publishing House of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanova, 2016. P. 519-526.
9. Borodin P.V. Sovershenstvovanie metodiki fizicheskogo vospitaniya studentov medicinskogo vuza na osnove ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij [Improving the methodology of physical education of students of a medical university based on the use of information technology]: abstract dis. ... cand. ped. sciences. Ulan-Ude, 2017. 26 p.