Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическое воспитание / специальная медицинская группа / нарушение осанки / сколиоз / students / physical education / special medical group / posture disorder / scoliosis

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фролов Андрей Сергеевич, Гордиенко Ирина Анатольевна, Маметова Ольга Борисовна, Хрипунова Лариса Дмитриевна

Рассмотрен вопрос повышения эффективности занятий по физическому воспитанию со студентами, имеющими нарушения осанки и сколиоз 1–2-й степени. Определена динамика роста уровня развития физических качеств и функциональных показателей дыхательной системы в процессе эксперимента. Доказана эффективность дифференцированного подхода на занятиях по физической культуре и спорту для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фролов Андрей Сергеевич, Гордиенко Ирина Анатольевна, Маметова Ольга Борисовна, Хрипунова Лариса Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PHYSICAL QUALITIES DEVELOPMENT IN STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH POSTURE IMPAIRMENT

The issue of increasing the effectiveness of physical education classes with students with a history of posture disorders and scoliosis of 1-2 degrees is considered. The dynamics of growth in the level of development of physical qualities and functional indicators of the respiratory system during the experiment was determined. The effectiveness of a differentiated approach in physical culture and sports classes for students of a special medical group with diseases of the musculoskeletal system has been proven.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ»

УДК 796.012.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-44-50

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ

А.С. Фролов, И.А. Гордиенко, О.Б. Маметова, Л.Д. Хрипунова

Рассмотрен вопрос повышения эффективности занятий по физическому воспитанию со студентами, имеющими нарушения осанки и сколиоз 1-2-й степени. Определена динамика роста уровня развития физических качеств и функциональных показателей дыхательной системы в процессе эксперимента. Доказана эффективность дифференцированного подхода на занятиях по физической культуре и спорту для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, специальная медицинская группа, нарушение осанки, сколиоз.

DYNAMICS OF PHYSICAL QUALITIES DEVELOPMENT IN STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH POSTURE IMPAIRMENT

Frolov A.S., lecturer, frolik andryha@mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Gordienko I.A., senior lecturer, irina-gordi-enko@mail.ua, Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University, Mametova O.B., senior lecturer, olgamameto-va@mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University, Hripunova L.D., associate professor, hripuno-val@mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University

The issue of increasing the effectiveness of physical education classes with students with a history of posture disorders and scoliosis of 1-2 degrees is considered. The dynamics of growth in the level of development of physical qualities and functional indicators of the respiratory system during the experiment was determined. The effectiveness of a differentiated approach in physical culture and sports classes for students of a special medical group with diseases of the musculoskeletal system has been proven.

Key words: students, physical education, special medical group, posture disorder, scoliosis.

Фролов Андрей Сергеевич, преподаватель, йгоПк andryha@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

Гордиенко Ирина Анатольевна, старший преподаватель, irina-gordienko@mail.ua, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

Маметова Ольга Борисовна, старший преподаватель, olgamametova@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

Хрипунова Лариса Дмитриевна, доц., Мри-noval@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

В настоящее время гиподинамия является основным фактором снижения уровня здоровья студенческой моло -дежи. Количество студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), с каждым годом увеличивается. С 2015 по 2021 гг. их количество увеличилось с 14,8 до 23,7 %. Актуальным становится повышение интереса студен -тов к занятиям физической культурой и спортом и формирование здорового образа жизни, и в этом ведущую роль играют занятия физическими упражнениями в вузах.

Физические нагрузки оказывают влияние, в первую очередь, на свя-зочно-мышечный и костно-суставной аппараты. Таким образом, на занятиях по физическому воспитанию в вузах методически правильно подобранные упражнения оказывают профилактический и оздоровительный эф -фекты [1].

Одними из наиболее распространенных нозологий у студентов специальной медицинской группы являются заболевания опорно-двигательного аппарата.

Данные исследований И.Д. Ловейко и М.И. Фонарева свидетельствуют о значительной распространенности среди студентов различных форм нарушений осанки и дефектов опорно-двигательного аппарата, которые по их подсчетам составляют 70 % от числа всех заболеваний у исследуемого контингента. Различные виды и формы нарушений осанки значительно влияют на уровень жизни человека, в том числе на успешность обучения в высших учебных заведениях. Также при длительном статическом положении появляются боли в спине, головные боли [2]. Искривление позвоночника влияет на функционирование дыхательной системы, а также на уровень развития физических качеств. Профилактика и лечение нарушения осанки и сколиоза позитивно влияют на функциональные возможности организма студентов и на их здоровье в целом.

Среди оздоровительных задач дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе являются развитие силы мышц спины, связочного аппарата, повышения функционирования дыхательной системы, которые способствуют снижению негативного влияния заболевания [3, 4].

По мнению С.П. Рябинина (2005), формированию правильной осанки способствуют все упражнения, укрепляющие мышцы туловища. С целью профилактики нарушения осанки во время занятий по физическому воспитанию в вузах можно использовать либо отдельные упражнения, включенные в комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), либо специальные комплексы упражнений [5].

Нарушение осанки и сколиоз имеют многообразие форм. Искривле -ние возможно в грудном, поясничном, шейном отделах позвоночника, может быть право- и левосторонним, Б-образным. В зависимости от степени и формы искривления необходимо использовать разные упражнения. Существующая программа для СМГ в вузе не предполагает дифференцированного подхода к подбору средств при проведении занятий с данной категорией студентов [6, 7].

Эффективность занятий повышается при использовании упражнений, оказывающих непосредственное влияние на плохо функционирую -щий орган [8, 9]. Необходимость использования комплекса упражнений с учетом степени и формы искривления очевидна. Одним из критериев эффективности (или неэффективности) применения специальных упражнений является повышение уровня развития физических качеств и функ-

циональных показателей дыхательной системы студентов. Все вышеска -занное определило актуальность нашего исследования.

Целью исследования является повышение уровня эффективности занятий по физической культуре и спорту со студентами специальной медицинской группы.

Задачи исследования:

1) выявить исходный уровень развития физических качеств и функциональных показателей дыхательной системы;

2) определить динамику уровня развития физических качеств и функциональных показателей дыхательной системы;

3) оценить эффективность дифференцированного подхода на занятиях по физической культуре и спорту для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов-юношей первого курса Института «Медицинская академия имени С.И. Георгиевского» Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Все студенты были отнесены к специальной медицинской группе, которые имели в анамнезе нарушение осанки и сколиоз 1-11 степени.

Обучающиеся были разделены на две группы. С первой группой (группа 1) занятия по физической культуре проводились с использованием различных специальных упражнений, применяемых в зависимости от сте -пени и формы искривления. Упражнения выполнялись в статических и динамических режимах. При выполнении специальных упражнений строго контролировалось правильность и симметрия исполнения упражнений студентами. При выполнении корригирующих упражнений позы коррекции подбирались в соответствии с формой и отделом искривления. Студенты второй группы (группа 2) занимались по стандартной программе по физической культуре для СМГ. Занятия проводились два раза в неделю с преподавателем и одно занятие в неделю самостоятельное, длительность занятия составляла 1 час 30 минут.

Для определения уровня развития физических качеств использовались следующие тесты:

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сила мышц рук);

- поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (сила мышц брюшного пресса);

- приседание (сила мышц ног);

- тест Купера (общая выносливость);

- наклоны вперед (гибкость).

Для оценки состояния дыхательной системы применялись функциональные пробы Штанге и Генчи, которые выполнялись в положении сидя.

Все измерения проводились в начале (сентябрь) и конце (июнь) учебного года. Полученные данные подвергались статистической обра -ботке. Применялся метод статистической характеристики вариационного

ряда, определялись следующие показатели: среднее арифметическое (Х), ошибки средней арифметической ^х). При нормальном распределении данных применялся ^критерий Стьюдента (р<0,5). Динамика изменения исследуемых показателей позволяла оценить эффективность (или неэффективность) применяемых комплексов упражнений.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были получены следующие данные: прирост уровня развития силы мышц рук у студентов группы 1 составил 58,4±2,6 %, тогда как в группе 2 этот показатель увеличился только на 12,7±1,1 %. Уровень развития силы мышц брюшного пресса и ног в группе 1 вырос на 54,3±2,7 и 30,7±1,7 % соответственно, в группе 2 прирост этих же показателей составил 22,4±1,7 и 22,2±1,6 % соответственно. Показатели уровня развития гибкости вы -росли значительно в обеих группах: в группе 1 - на 60,3±1,7 %, в группе 2 - на 50,3±2,6 %. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика роста уровня развития физических качеств у студентов специальной медицинской группы в течение учебного года (п=60), х±sx-

№ п/п Тесты Группа 1 (n=30) Группа 2 (n=30)

До После А % До После А%

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 19,1±1,1 30,2±1,7 58,4±2,6 18,9±1,1 21,2±1,8 12,7±1,1

2 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, кол-во раз 32,4±1,9 49,8±2,8 54,3±2,7 33,1±2,1 40,5±2,6 22,4±1,7

3 Приседание, кол-во раз 40,6±2,0 52,1±3,1 30,7±1,7 32,5±1,3 39,6±1,7 22,2±1,6

4 Тест Купера, м 1900±78,3 3000±81,4 36,6±1,9 1800±80,5 2100±79,4 16,7±1,1

5 Наклоны вперед, см 5,00±0,2 8,00±0,4 60,3±1,7 4,00±0,1 6,00±0,3 50,3±2,6

Примечание: * - достоверность приp<0,5.

Показатели дыхательной системы также изменялись в зависимости от используемых упражнений. В группе 1 прирост показателей пробы Штанге составил 45±2,1 %, а в группе 2 - всего 11,7±0,9 %. Такая же картина была при анализе показателей пробы Генчи: прирост в группе 1 составил 36,6±2,7 %, тогда как в группе 2 - 6,8±0,5 %. Результаты функциональных проб представлены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика показателей функционального состояния дыхательной системы у студентов специальной медицинской группы в течение учебного года (п=60), Х±Ях~

№ п/п Тесты Группа 1 (n=30) Группа 2 (n=30)

До После А % До После А%

1 Проба Штанге, с 35±1,8 51±2,3 45±2,1 34±1,6 38±2,2 11,7±0,9

2 Проба Генчи, с 30±1,3 41±2,1 36,6±2,7 29±1,2 31±1,7 6,8±0,5

Примечание: * - достоверность приp<0,5.

Данные исследования говорят о том, что использование дифференцированного подхода в подборе упражнений для студентов с СМГ с нарушением осанки и при сколиозе 1-2-й степени наиболее эффективно, так как оказывает непосредственное влияние на зону искривления, нормализует миотонус мышц спины, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на функционирование систем организма, в частности дыха -тельную. Особенно это касается средств коррекции, так как нельзя использовать одни и те же корригирующие упражнение при разных формах искривления. Неправильно подобранные упражнения не только не способ -ствуют профилактике заболевания, но и наносят вред. Таким образом, рекомендовано использование специальных упражнений в содержательной части занятий по физической культуре со студентами СМГ.

Выводы

1. Динамика роста уровня развития физических качеств была выше в группе 1, в которой использовались специальные упражнения.

2. Динамика роста показателей функционального состояния дыха -тельной системы была также выше в группе 1.

3. Эффективность дифференцированного подхода на занятиях со студентами с СМГ выше, чем при использовании упражнений стандартной программы по физической культуре в СМГ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323

Список литературы

1. Антоненко М.Н., Соловьева Р.О. Формирование здорового образа жизни у студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 30-34.

2. Лемякина Е.Е. Физическая реабилитация при сколиозе // Мир без границ: актуальные проблемы современного инклюзивного образования:

сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конф. для студ. и молодых ученых, посвящ. Всемирному дню инвалидов. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. С. 249-251.

3. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник / С.И. Филимонова [и др.]. М.: РУСАЙНС, 2020. 356 с.

4. Сбитнева О.А. Влияние физических упражнений на состояние здоровья студентов, имеющих нарушение осанки // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 9. С. 55-57.

5. Рябинин С.П., Рябинина Л.Е. Формирование правильной осанки: метод. пособие. Красноярск: РИО КрасГУ, 2006. 44 с.

6. Кашуба В.А., Дудко М.В. Технология профилактики нарушений осанки студентов в процессе физического воспитания // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. №2. С. 24-30.

7. Гончарова А.И., Ткачева Е.Г. Лечебная физическая культура при нарушении осанки у студентов // Наука-2020. 2018. № 7 (23). С. 94-98.

8. Мамонова О.В., Шутова Т.Н. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 519-526.

9. Бородин П.В. Совершенствование методики физического воспи -тания студентов медицинского вуза на основе использования информаци -онных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2017. 26 с.

References

1. Antonenko M.N., Solov'eva R.O. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u stu-dentov [Formation of a healthy lifestyle among students] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Tu-rizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2019. V. 4. No. 1. P. 30-34.

2. Lemyakina E.E. Fizicheskaya reabilitaciya pri skolioze [Physical rehabilitation in scoliosis] // World without borders: current problems of modern inclusive education: coll. materials VIII All-Russian. scientific-practical. conf. for stud. and young scientists dedicated. World day of persons with disabilities. Stavropol: Publ. house of SGPI, 2017. P. 249-251.

3. Fizicheskaya kul'tura studentov special'noj medicinskoj gruppy [Physical culture of students of a special medical group]: textbook / S.I. Filimonova [et al.]. M.: RUSAYNS, 2020. 356 p.

4. Sbitneva O.A. Vliyanie fizicheskih uprazhnenij na sostoyanie zdorov'ya studentov, imeyushchih narushenie osanki [Influence of physical exercises on the state of health of students with postural disorders] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International journal of the humanities and natural sciences]. 2018. No. 9. P. 55-57.

5. Ryabinin S.P., Ryabinina L.E. Formirovanie pravil'noj osanki [Formation of correct posture]: method. allowance. Krasnoyarsk: RIO KrasGU, 2006. 44 p.

6. Kashuba V.A., Dudko M.V. Tekhnologiya profilaktiki narushenij osanki studentov v processe fizicheskogo vospitaniya [Technology for the prevention of posture disorders in students in the process of physical education] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2016. №2. P. 24-30.

7. Goncharova A.I., Tkacheva E.G. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura pri narushenii osanki u studentov [Therapeutic physical culture in violation of posture in students] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2018. No. 7 (23). P. 94-98.

8. Mamonova O.V., Shutova T.N. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniya studentov v usloviyah snizheniya sostoyaniya zdorov'ya [Improving the physical education of students in conditions of declining health] // Humanitarian education in an economic university: sat. materials IV Intern. scientific-practical. in absentia internet conf. M.: Publishing House of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanova, 2016. P. 519-526.

9. Borodin P.V. Sovershenstvovanie metodiki fizicheskogo vospitaniya studentov medicinskogo vuza na osnove ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij [Improving the methodology of physical education of students of a medical university based on the use of information technology]: abstract dis. ... cand. ped. sciences. Ulan-Ude, 2017. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.