УДК 376.1-057.875: 796.325
Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Khakass State University n.a. N.F. Katanov
(Abakan, Russia), Е-mail: shvaleva-t@ mail.ru
Vrubleysky Yu.D, senior teacher, Department of Physical Culture and Sports, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia)
Karpyhiha I.V., Cand. of Sciences (Agriculture), senior lecturer, Department of Life Safety, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia)
DYNAMICS OF WORKING CAPACITY OF STUDENTS FROM SPECIAL MEDICAL GROUP AT KHAKASS STATE UNIVERSITY. Today one of the leading tasks for physical culture and sports in higher professional education is the search and formation of new approaches for teaching physical culture in a university with the conceptual direction of upbringing, training and developing healthy young generation with high working capacity. However, the number of students with disabilities who belong to special medical groups increases every year, the researchers include not only complexes of treating physical culture in classes with students, but also sports, like volleyball. Technical game elements (based on coordination and speed-power abilities of students) which are used in the educational process, result in formation of new motor skills and abilities, health strengthening and increase of organism working capacity. The conclusions stated above are confirmed by functional tests (the body's response to physical activity), which are carried out at the beginning and at the end of the year. The authors believe that using volleyball games in special medical groups is quite reasonable and can be implemented in the educational process.
Key words: working capacity, heart rate, functional test, medical groups, diseases, methodology of conducting.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», г. Абакан,
Е-mail: shvaleva-t@ mail.ru
Ю.Д. Врублевский, ст. преп., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова»
И.В. Карпухина, канд. с.-х. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова»
ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ХАКАССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В современных условиях одной из ведущих задач физической культуры и спорта в высшем профессиональном образовании является поиск в формировании новых подходов к преподаванию физической культуры в вузе, концептуальным направлением которого является воспитание, обучение и развитие здорового молодого поколения с высокой работоспособностью. Однако ежегодно растет число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые относятся к специальным медицинским группам. В занятия со студентами мы включили не только комплексы лечебной физической культуры, но и такой вид спорта, как волейбол. Использование технических игровых элементов в учебном процессе, основанных на координационных и скоростно-силовых способностях занимающихся, способствовали формированию новых двигательных умений и навыков, укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Это подтверждают функциональные пробы (ответная реакция организма на физическую нагрузку), которые мы проводили в начале и в конце учебного года. Авторы считают, что применение игры в волейбол в специальных медицинских группах вполне обосновано, и ее следует внедрять в учебный процесс.
Ключевые слова: работоспособность, ЧСС, функциональная проба, медицинские группы, заболевания, методика проведения.
В статье затрагивается тема физического воспитания студенческой молодежи. Статистика показывает, что каждый год в нашем университете наблюдается прирост студентов, определенных в специальные медицинские группы. Так, в 2018 - 2019 учебном году в специальных медицинских группах было 285 студентов, в 2019 - 2020 учебном году - уже 305 студентов, а в 2020 - 2021 году их стало уже 324. Это говорит о том, что во время обучения школьники уже приобрели различные заболевания, многие из них которых - хронические, и были освобождены от уроков физической культуры. Поэтому такие студенты имеют низкий уровень физического развития и физической подготовленности. Это подтверждают наши исследования, проводимые кафедрой физической культуры и спорта по уровню физической подготовленности студентов в специальных медицинских группах в течение последних трех лет в Хакасском государственном университете. Актуальность нашей работы заключается в том, что научные работы, посвященные построению, организации и содержанию занятий в специальных медицинских группах, описывают только комплексы физических упражнений при различных заболеваниях или нарушенных функциях для восстановления здоровья. При этом использование спортивных игр в учебном процессе в таких группах практически мало изучено. Целью нашего исследования является выявить динамику работоспособности у студентов специальных медицинских групп на занятиях по физической культуре и спорту с использованием игры в волейбол. Задачами исследования являются: улучшение функционального состояния; повышение физической и умственной работоспособности; определить частоту сердечных сокращений до нагрузки, во время нагрузки и после нагрузки, а также в период восстановления; разработать комплексы игровых элементов и внедрить их в занятия; экспериментально проверить эффективность влияния разработанных комплексов на повышение работоспособности у студентов.
Научно-теоретическая значимость нашей работы заключается в выявлении и дополнении теоретических положений в методику проведения занятий специальных медицинских групп на основе спортивной игры в волейбол, которая включает: содержание занятий, разработку игровых элементов и составление комплексов упражнений, увеличение или уменьшение частоты повторений каждого упражнения с учетом интенсивности нагрузки и сложности игровых элементов. Практическая значимость работы заключается в том, что представленные рекомендации могут быть использованы преподавателями физической культуры в специальных медицинских группах в высшей школе и средних учебных заведениях.
Многие ученые, практики, врачи поднимали вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей и взрослых. Русские ученые М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов,
С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт пропагандировали и отстаивали профилактические направления в медицине и использование лечебной физкультуры, закаливания, трудотерапии и массажа [1, с. 11].
Важным в применении средств физической культуры с профилактическими целями является разработка их показаний для использования на занятиях. Своевременное применение средств реабилитации способствует ликвидации возникших негативных явлений в связи с травмами или различными заболеваниями.
Результаты научных исследований ученых, практиков и врачей, таких как В.В. Гориневская, И.А. Богашев, В.А. Зотов, В.Н. Мошков, В.К. Добровольский, сыграли большую роль в развитии службы реабилитации и пропаганде лечебной физической культуры [1, с. 11]. В настоящее время разрабатываются и организационно-методические вопросы применения ЛФК для детей и взрослых при различных заболеваниях (В.А. Зотов, А.В. Ионина, В.К. Добровольский и др.) [1, с. 12].
Важную роль в функциональной диагностике физической работоспособности занимающихся отводят функциональным пробам и наблюдениям (А.Н. Крестовников). Другие ученые, такие как С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Га-расева изучают вопросы методики лечебной физической культуры в травматологии, хирургии, ортопедии, при заболеваниях внутренних органов, суставов и нарушении обмена веществ и предлагают пути решения [2, с. 34].
Научные исследования В.И. Дубровского по физиотерапии и комплексной реабилитации при многих заболеваниях дают основание полагать, что занятия физическими упражнениями не только восстанавливают здоровье, но и повышают работоспособность организма [3]. Исследования Ю.Д. Железняка выявили, что игровые элементы в волейболе не только формируют новые двигательные навыки, но и создают фундамент для развития двигательных способностей и укрепления здоровья [4].
В последние годы лечебная физическая культура как метод лечения движениями широко используется не только в больницах, кабинетах ЛФК, но и на занятиях по физической культуре в специальных медицинских группах. Этот метод используется с лечебно-профилактической целью для более быстрого восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Физические упражнения приводят к развитию функциональной адаптации, изменяют реактивность и приспособляемость организма, модифицируют как общую реакцию, так и местное проявление. Занятия по физической культуре мы рассматриваем как процесс систематического и дозированного применения игровых упражнений. Изучая программу специальных медицинских групп по физической культуре, ко-
торая ограничивает упражнения на скорость, силу и выносливость и включает упражнения циклического характера, мы считаем, что в занятия необходимо включать игровые виды, так как они построены на высоком эмоциональном подъеме и интересе. Важная проблема в волейболе - это обучение студентов технико-тактическим действиям, соревновательным атакующим и защитным комбинациям в различных сочетаниях. Сложность здесь заключается том, что надо определить последовательность изучения технических и тактических приемов и способов. Овладение студентами основ технико-тактических действий создает благоприятные условия для восстановления организма и повышения работоспособности. Для решения поставленных задач мы разработали 5 комплексов игровых элементов, которые использовали в учебном процессе. Первый комплекс включал упражнения для разносторонней физической подготовки: общеразви-вающие упражнения, корригирующие упражнения, релаксацию, упражнения на укрепление мышечного корсета, координационные игровые задания, прыжковые упражнения. Второй комплекс включал элементы технической подготовки: стойки, виды перемещений, шагов и скачков, перемещения с техническими элементами. Третий комплекс основан на технике передачи мяча и подачи различными способами. Четвертый комплекс базируется на обучении атакующим ударам. Пятый - на основе приемов мяча. Кроме этих комплексов мы использовали игровые задания, которые проводили в парах, тройках, группах, где совершенствовали технические элементы в нападении и защите.
Основным фактором для восстановления здоровья являются разнообразные движения с целью общего оздоровления организма, улучшения функций того или иного органа.
Эксперимент проводился со студентами специальных медицинских групп первых и вторых курсов в течение 2019 - 2020 учебного года. Работоспособность организма и степень его тренированности мы определяли, с одной стороны, наличием соответствующих двигательных игровых навыков, уровня владения техническими элементами игры, с другой стороны - аэробными и анаэробными возможностями организма и сердечно-сосудистой системы по частоте сердечных сокращений, которые отмечали особенности ответных реакций по данным пульса в течение занятия: до нагрузки, во время нагрузки и после нагрузки, а также в период восстановления. При обследовании учитывали влияние отдельных занятий на организм студентов.
Повышение работоспособности на занятиях по физической культуре зависит от многих факторов: техники владения двигательными действиями; корректности выполнения упражнений в пространственных, временных и динамических характеристиках параметров движений; рациональности мышечного напряжения; соблюдения правильного направления и скорости движения отдельных частей тела, а также перемещением тела в пространстве.
Кроме этого, мы учитывали уровень развития двигательных способностей (скоростные, скоростно-силовые, координационные и выносливость), быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, и функциональные аэробные и анаэробные возможностями организма.
Ежегодно снижение уровня состояния здоровья студентов приводит к росту наполняемости специальных медицинских групп, которые составляют до 30% от общего числа студентов в вузе. По статистике в 4,5 раза выросла доля хронических болезней нервной системы, опорно-двигательного аппарата, системы пищеварения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др. В Хакасском государственном университете на начало учебного 2020 - 2021 года 324 студента (15 учебных групп) по медицинским показателям отнесены к специальной медицинской группе. На основе выборки справок мы разделили их по группам заболеваний. Из них первое место занимают заболевания сердечно-сосудистой системы и составляют 33,4%, на втором месте стоят заболевания опорно-двигательного аппарата - 23,0%. Третье место занимают заболевания дыхательной системы - 18,3%. Следующую группу составляют студенты с заболеванием органов зрения - 12,5%, мочеполовой системы - 10,5%, пищеварительной системы - 2,3%. Анализ полученных данных способствует формированию групп по нозологическим формам для проведения занятий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить влияние занятий игры в волейбол на рост тренированности и работоспособности студентов. Основное содержание занятий составляют игровые технические элементы: техника перемещений, техника передачи мяча, техника верхних, боковых и нижних подач мяча, техника атакующих ударов, техника приема подачи снизу двумя руками, техника блокирования, тактика действий в защите и в нападении. Все эти элементы применялись в определенной последовательности и дозированной физической нагрузкой с учетом интенсивностью выполнения работы. Значительное внимание уделялось воспитанию силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, так как они влияют на работу функциональных систем в организме. В начале обучения в качестве технических мы использовали элементы техники передвижений и стоек в подготовительной части занятия, а в основной - технику подач и передач, атакующие удары и блокирование, учебную игру. В заключительной части предлагали игровые творческие задания, основанные на координационных, силовых и скоростно-силовых способностях студентов, например, передача мяча в парах с перемещением игроков в пространстве: по
кругу, вправо, влево, с поворотами или передача мяча самому себе и т.д. Задание кто больше сделает передач, не уронив мяч. Длительность упражнений на удержание мяча составляла 3 - 5 минут, также предлагались упражнения на расслабление и упражнения на растяжку. В конце занятия обязательны были упражнения на формирование правильной осанки. Кроме этого, на каждом занятии давали студентам выполнить домашние задания на выполнение комплекса упражнений, направленных на реабилитацию и восстановление организма по заболеваниям, а на следующем занятии преподаватель проверял выполнение этих комплексов. Группой наших преподавателей выпущено учебное пособие «Физическое воспитание в специальных медицинских группах», которым пользуются студенты по сей день. В содержание пособия включены следующие разделы: «Теоретические основы физической культуры», «Особенности самостоятельной работы обучающихся специальных медицинских групп», разработаны комплексы физических упражнений при различных заболеваниях.
Экспериментальную работу мы начали с изучения работы пульса у студентов в разных режимах.
В начале учебного года мы выявили, что показатели пульса до нагрузки у студентов имеют большой разброс - от 76 до 88 ударов в минуту. Поэтому мы распределили все показатели по уровням: ЧСС до 76 ударов в минуту отнесли к высокому уровню, средний уровень считался ЧСС до 80 ударов в минуту, и низкий - 82 удара и выше. В первую группу мы включили студентов, имеющих ЧСС в пределах до 76 ударов в минуту - 33% испытуемых, во вторую группу вошли студенты, пульс которых был до 80 ударов минуту - 47%, и к третьей группе мы отнесли студентов, у которых ЧСС наблюдалась от 82 ударов и выше, что составило 20%. Показатели артериального давления в группах были почти идентичные, что не потребовало разделения по группам (120/80 мм рт. с).
Проведение функциональной пробы в специальных медицинских группах необходимо, так как она определяет состояние сердечно-сосудистой системы по реакции на стандартную физическую нагрузку и помогает педагогу определить, как развиваются тренированность и работоспособность организма, а также прирост физических качеств.
В начале первого семестра мы провели функциональную пробу «восхождение на ступеньку» в течение 2 мин. Средние результаты ЧСС до нагрузки в первой группе составили 72 удара в минуту, во второй группе - 78 ударов, а в третьей - 80 ударов, артериальное давление 110/70, 118/80 и 120/80 мм рт. ст. После нагрузки проверили частоту пульса и артериального давления до полного соответствия исходным данным. В первой группе средние показатели частоты пульса в период восстановления после первой минуты составили 162 удара в минуту, во второй - 172 удара в минуту, в третьей - 176 ударов в минуту. После второй минуты частота пульса восстановилась до исходного уровня у 4% студентов. После третьей минуты у студентов первой группы ЧСС восстановилась у всех, во второй группе - у 75% студентов и у 23% в третьей группе. После четвертой минуты пульс пришел в норму у всех испытуемых. Артериальное давление увеличилось на 0,7 мм рт. ст. в первой группе, на 0,8 мм - во второй группе и на 10 мм - в третьей.
Данные показатели говорят о том, что у студентов с ЧСС исходного уровня первой группы более высокая работоспособность, так как они имели больший функциональный запас (ЧСС во время выполнения физической работы и по ее окончанию показала более экономичную работу и в период восстановления). Показатели в третьей группе находятся на пределе границ функциональных возможностей, что отразилось на низкой работоспособности.
В течение учебного года студенты осваивали игровые элементы из спортивной игры в волейбол, которые мы разработали и применяли в соответствии с поставленными задачами занятий.
К концу учебного года мы повторно взяли функциональную пробу у этих студентов и выявили, что средние показатели пульса до нагрузки в первой группе составили 70 ударов в минуту, во второй - 74, а в третьей - 76 ударов. После проведения функциональной пробы пульс в первой группе восстановился после 2-ой минуты, во второй и третьей группе - после 3 минуты. Артериальное давление в первой и второй группах увеличилось на 0,7 мм рт. ст., в третьей на 0,9 мм рт. ст. Улучшение показателей пульса к концу учебного года говорит о том, что занятия игровыми видами спорта (например, волейболом) способствует повышению работоспособности сердечно-сосудистой системы и тренированности организма по показателям физических качеств.
Используя в работе со студентами функциональные пробы из врачебного контроля, мы определяли тренированность организма и физическую работоспособность студентов, а также реакцию организма на физическую нагрузку. При проведении занятий мы дозировали физическую нагрузку, которая находилась на границе имеющихся функциональных возможностей организма, но ни в коем случае не выходила за пределы его адаптационных перестроек. При систематическом выполнении работы такого типа увеличение аэробных возможностей организма у студентов оказался достаточно высоким, что отразилось не только на приросте физических качеств и совершенствовании игровых навыков, но и повысило работоспособность организма в целом. Мы считаем, что в учебный процесс можно включать игровые виды спорта, которые построены на интересе и вызывают большой эмоциональный подъем.
Библиографический список
1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Москва: «Владос», 2004.
2. Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарасева Т.С. Лечебная физическая культура. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для высших учебных заведений. Москва: «Владос», 2002.
4. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: учебник для студентов высших педагогических заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2004. References
1. Dubrovskij V.I. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura. Moskva: «Vlados», 2004.
2. Popov S.N., Valeev N.M., Garaseva T.S. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.
3. Dubrovskij V.I. Sportivnaya medicina: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: «Vlados», 2002.
4. Zheleznyak Yu.D., Portnov Yu.M. Sportivnye igry: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
Статья поступила в редакцию 13.03.21
УДК 378.046.4
Santueva E.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Ismailova E.I., Cand. of Sciences (Philology), leading scientific researcher, Lexicology and lexicography Institute of Science, Dagestan Science Centre of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Mallaeva-Magomedova S.D., Cand. of Sciences (Philology), leading scientific researcher, Lexicology and lexicography Institute of Science, Dagestan Science Centre of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gasanova S.Kh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations and Technologies of Primary Language Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Isaevа A.S., Cand. of Sciences (Philology), Dagestan State University of National Economy, Makhachkala Financial and Economic College, Branch of Finance University under the Government of the Russian Federation (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE IN COMPOSITION OF THE TERMINOLOGY DICTIONARY. The article identifies the editor's recommendations in writing a terminological dictionary that can be used in practical editorial work. As the linguistic dictionaries of recent publications show, the processes of spelling have the stability of morphological norms, capable of serving a variety of cultural spheres, taking into account the resources of word formation and style. The stages of vocabulary preparation determine the place of spelling in the range of disciplines in university teaching. The systematization of rules of spelling of the native language in the range of disciplines of university teaching reveals new directions - it is to define discipline in the cultural sphere: to teach students to compose texts, to organize prosaic speech. The main purpose of the terminology dictionary of the national literary language is to get familiar with rules of the modern Russian language, to be aware of the signs of indirect cases, to deepen the language training of the teacher of native language and literature.
Key words: terminology dictionary, range of disciplines of university teaching, native language, style spelling, term modern national literary language.
Э.З. Сантуееа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Э.И. Исмаилоеа, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языка, литературы и искусства Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, E-mail: [email protected]
СД. Маллаееа-Магомедоеа, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языка, литературы и искусства Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, E-mail: [email protected]
С.Х. Гасаноеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
А.С. Исаева, канд. филол. наук, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкалинский финансово-экономический колледж-филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СОСТАВЛЕНИИ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
Как показывают лингвистические словари последних изданий, процессы орфографии обладают устойчивостью морфологических норм, способных обслуживать разнообразные культурные сферы с учётом ресурсов словообразования и стилистики. Этапы подготовки словаря определяют место орфографии в кругу дисциплин вузовского преподавания. В данной статье определяются параметры рецензионной работы над терминологическим словарем, их можно использовать в практической редакторской деятельности. Систематизация правил орфографии родного языка в кругу дисциплин вузовского преподавания выявляет новые направления - определить языковедческую подготовку преподавателя в культурной сфере: научить студентов работать со словарем, организовывать прозаическую речь. Главная цель терминологического словаря - ознакомить с правилами современного русского языка, развить чутье национального языка на осознание признаков косвенных падежей, углубить языковедческую подготовку преподавателя родного языка и литературы.
Ключевые слова: терминологический словарь, круг дисциплин вузовского преподавания, родной язык, стиль, орфография, термин, современный национальный литературный язык.
Современное состояние конситуантов нахско-дагестанской общности унифицировано профилем «дагестанские языки - языки Дагестана - языки Каспия». В идее унификации положены научные аспекты, в частности интернационализация понятий. Именно исходя из позиции русско-национальной типологии и следует рассматривать интернационализацию понятий [1, с. 123]. Здесь правомерно выделить исторические этапы унификации в нахско-дагестанской общности: первый - 1930 - 1979 гг (период создания терминологических дефиниций), второй - с 1979 гг. по настоящее время (период создания консинуантов с ключевыми понятиями Библии, в том числе и бесписьменно-национальных языков).
Составной частью основного терминологического фонда национального языка, как и всех дагестанских языков, является пласт лексики, возникшей в языке в период самостоятельного функционирования и развития [2, с. 5]. Вышеуказанная форма концепции дагестанских языков обосновывает существование
органически взаимосвязанных дисциплин, отражающих орфоэпическую норму национального литературного языка, с одной стороны, и определяющих стилизацию синонимических единиц русского языка, с другой. Реформа национальной орфографии, явившаяся актом первостепенного общественного и культурного значения, обновила дагестанское письмо в отдельных и частных вопросах правописания. Необходимо отметить, что с 1932 по 1938 гг народности Дагестана пользовались письменностью на латинской графической основе, а в 1938 году латинизированный алфавит был заменен кириллицей. Кириллица сложилась после утверждения первого «Свода терминологических правил» [3, с. 3].
В новом двуязычном терминологическом словаре, отражающем орфоэпическую норму национального литературного языка, особое место займет терминология, упорядочивающая параметры групп лексической синонимии (русского и национального). С этой целью в словарь будет включена орфоэпическая раз-