Научная статья на тему 'ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ'

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.И. Шпаков, И.А. Добренко, В.А. Макарейко, П.В. Половченя, М.В. Головенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ»

1-й группы в предыдущем посещали я/сад из-за ОРЗ -

году 33 ребенка не - пропущено 770 дней, или в среднем на 1 ребенка 22,3=4=2,17 дня, а из-за прочих заболеваний 16 детей не посещали детское учреждение 263 дня, или в среднем на 1 ребенка 16,4±1,8 дня. После включения в программу физического воспитания детей этой р| группы дополнительной физической нагрузки в течение года общее число пропущенных дней из-за ОРЗ уменьшилось до 565, или на 205 (26,6%) дней (в среднем на 1 ребенка приходилось 16,144=1,34 дня), а из-за прочих заболеваний количество пропущенных дней снизилось до 122, или на 141 (46,3%) день (в среднем на 1 ребенка до 9,3±0,99 дня). Эти различия статистически значимы (/ = 2,8 и 3,4; р = 0,05 и 0,01).

Все 25 детей контрольной группы в предыдущий год болели ОРЗ и не посещали детское учреждение 466 дней, что составило в среднем на 1 ребенка 18,644=2,3 дня, а из-за прочих заболеваний 9 воспитанников я/сада пропустили 142 дня, в среднем на 1 ребенка 15,7=4=2 дня. За последующий год наблюдения 23 ребенка не посещали детское учреждение из-за ОРЗ 420 дней (в среднем на 1 ребенка 18,2±2,1 дня), а из-за прочих заболеваний 11 детей пропустили 137 дней (в среднем на 1 ребенка 12,45=1=2,2 дня). Снижение числа пропущенных дней из-за ОРЗ у детей контрольной группы по сравнению с предыдущим годом составило 46 (9,8%) дней, а из-за прочих заболеваний — 5 (3,5%) дней. Эти различия недостоверны.

Следовательно, включение в программу физического воспитания подготовительных групп дошкольных учреждений дополнительно занятий спортивной гимнастикой или фигурным катанием улучшает состояние здоровья, осанку, формиру-ф ет готовность к обучению в школе, способствует

снижению заболеваемости как ОРЗ, так и прочими заболеваниями по сравнению с показателями контрольной группы детей, не получавших дополнительной физической нагрузки.

Анализ результатов изучения некоторых показателей физического развития детей (степень развития мышц брюшного пресса и спины, разница окружности грудной клетки на вдохе и выдохе) выявил достоверное улучшение их у детей, занимающихся спортивной гимнастикой и фигурным катанием. У детей контрольной группы достоверного улучшения этих показателей не установлено.

Таким образом, предложенный нами способ подготовки детей дошкольных учреждений к обучению в школе является эффективным и его следует рекомендовать для широкого применения в практике.

Литература

1. Бойкова О. С., Зенькевич К. Ф. Лечебная гимнастика с детьми при сколиозах, возникающих на почве нервно-мышечной недостаточности: Метод. указания. — Л., 1960.

2. Васильева Л1. А. Программа воспитания в детском саду: Физическая культура. — М., 1985. — С. 137—143.

3. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5—7 лет в дошкольных учреждениях: (Метод, рекомендации) / Юрко Г. П., Фролов В. Г., Силина О. В и др. — М., 1984.

4. Русакова Л. В. Программа обучения в детском саду: (Метод, рекомендации). — М., 1986. — С. 116—146.

5. Сборник руководящих материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного оборудования помещений детских садов-яслей. — М., 1979.

6. Типовая программа обучения и воспитания в подготовительной к школе группе детского сада (МП СССР. НИИ дошкол. воспитания АПН СССР). — М., 1984.

7. Юрко Г. П., Ященко Л. Б., Белоярцева В. В., Силина О. В. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: (Метод, рекомендации) . — М., 1983.

Поступила 29.12.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1990

УДК 371.7

А. И. Шпаков, И. А. Добренко, В. А. Макарейко, Л. В. Половченя,

■М. В. Головенко

динамика состояния здоровья

и физического развития 6-летних детей при различных условиях обучения

Гродненский медицинский институт; Гродненская областная санэпидстанция

Начальный этап систематического образования, являясь ответственным периодом в жизни школьника, во многом предопределяет как успешность обучения, так и состояние здоровья ребенка. Поэтому большого внимания заслуживают изучение и гигиеническая оценка условий обучения 6-летних детей [1, 3]. Привлечение в школу шестилеток, как показали многочисленные проверки.,в.-198,7/88.учебном-году, проходит:

неоправданно быстро. Классы для детей 6 лет в подавляющем большинстве случаев открываются без учета реальных условий и возможностей школы, состояния учебно-материальной базы [2].

Целью настоящей работы явилось наряду с оценкой условий обучения первоклассников определение зависимости состояния здоровья и физического развития детей от этих условий. Из 90 обследованных городских классов 49 • .органнзо-

ваны на базе детских дошкольных учреждений и 41 —на базе общеобразовательных школ.

Условия и режим учебных занятий оценивали разносторонне [4]. Состояние здоровья и физическое развитие в начале и конце первого года обучения изучали по данным углубленных медицинских осмотров, заболеваемость — по обращаемости. Оценено соответствие условий и режима обучения «Санитарно-гигиеническим правилам и нормам по организации обучения детей шестилетнего возраста» [5].

Статистическая обработка осуществлена по специальным программам на ЭВМ СМ-1600, в том числе использованы элементы прогнозирования с помощью шагового дискриминантного анализа, позволяющего выявить показатели, отражающие наиболее существенное влияние на разделение групп.

Предельная наполняемость 1-х классов в детских садах превышает допустимые нормы в 94 % классов и составляет от 27 до 33 человек. В школах 61 % классов не соответствуют нормативам по наполняемости.

Основной набор помещений имеется во всех классах детских садов, в школах же только 51 % классов размещены в отдельных блоках с полным набором помещений. Классная комната и спальня совмещены в 25 % школьных классов, игровая и классная комнаты — в половине школ и большинстве детских садов, игровая комната и спальня — в 40% школ. Вообще отсутствует игровая в 8 % классов школ. В связи с высокой наполняемостью не выдерживаются нормативы площади на 1 ребенка. В 93 % классов она меньше 2 м2. Более половины классов не обеспечены достаточным количеством мебели, в основном размера А — до 130 см. В 69 % классов при расстановке мебели допускаются серьезные недостатки. Так, в 65 % классов расстояние от первой парты до доски около 1 м, что намного меньше допустимого. Расстояние между рядами и от наружной стены до первого ряда не соблюдается в 69 % классов в детских садах и 89 % классов в школах. В 70 % классов имеются затеняющие предметы (темные шторы, деревья перед окнами). В 25% классов несвоевременно проводится замена перегоревших люминесцентных ламп. Во многих классах школ освещенность школьной доски ниже нормы и составляет менее 500 лк [6]. Фактические уровни температуры воздуха в помещениях для обучения и воспитания детей превышают оптимальную в 60 % классов и 78 % спальных помещений детских садов. В школах по этому показателю обстановка более благополучная.

Таким образом, результаты оценки условий обучения показывают, что около половины обследованных классов по 2—3 и более признакам не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

При проведении шагового дискриминантного

Динамика показателей (в %) здоровья и физического

развития детей в течение учебного года

Показатель Детский сад Ш кола

осень весна осень весна

Нарушение осанки 4,3 3,6 5,3 6,0

Нарушение зрения 8,2 9,8 8,9 13,4

I группа здоровья 75,2 65,6 77,6 68,6

II группа здоровья 23,9 30,9 20,5 28,7

III группа здоровья 0,9 3,5 1,9 2,7

Заболеваемость:

в случаях на

100 детей - 75,2 - 77,5

в днях на 1 ре-

бенка - 4,7 - 5,2

Физическое развитие:

нормальное 59 61 71,2 66,6

низкое 2,41 4,8 1,7 3,0

высокое 8,43 6,02 6,1 4,5

дефицит массы 20 15,6 15,1 16,7

избыток массы 10,16 12,58 5,90 9,2

дисгармоничное 28,7 20,3 22,7 • 30,3

анализа установлено, что основными показателями, влияющими на разделение детей по условиям обучения, являются наличие или отсутствие блока для шестилеток с отдельным гардеробом, уровень освещенности классной доски и величина расстояния от первой парты до доски. Эти факторы связаны с достоверным снижением зрения у детей в той группе, где нет соответствия нормативам.

Установлено, что большинство классов, не соответствующих нормам по этим показателям, размещены на базе школ. Процент коррекции прогностического распределения детей на группы в зависимости от выделенных факторов составляет 100.

Таким образом, результаты шагового дискриминантного анализа математически подтверждают влияние условий обучения на число детей со сниженным зрением в конце учебного года.

При оценке организации режима учебных занятий, работы групп продленного дня, физического воспитания установлено соответствие санитарно-гигиеническим требованиям по всем критериям, за исключением одного. Ни в одном из классов не проводятся ежедневные 40-минутные динамические занятия после 2—3-го урока.

Динамические наблюдения за физическим развитием и здоровьем 2300 первоклассников на протяжении года обучения позволяют выявить изменения в характере закономерностей физического развития, показателях здоровья в зависимости от условий обучения. Результаты углубленных осмотров школьников показывают, что на протяжении учебного года уменьшается число детей I группы здоровья за счет перехода во II и III группы (см. таблицу). Увеличивается число детей с нарушением осанки и сниженным зрением, особенно в школах.

Заболеваемость детей, обучающихся в 1-м классе, составила 76,4 случая на 100 детей. 4,9 дня в среднем были пропущены по болезни одним ребенком, главным образом за счет ОРЗ.

При оценке физического развития детей на протяжении учебного года также выявлена тенденция к ухудшению показателей. Так, из 570 ф обследованных детей количество школьников с нормальным физическим развитием уменьшилось с 71,2 до 66,6 %, в то время как среди учащихся в детских садах отмечено некоторое увеличение числа детей с нормальным физическим развитием. Число детей с низким ростом возросло почти в 2 раза. Больше стало детей с избытком массы I и II степени, главным образом среди обучающихся в школе. Количество детей в школах с дисгармоничным развитием к концу года достигло 30%.

Выводы. 1. Подтверждена прямая зависимость состояния здоровья 6-летних де/гей от условий обучения и воспитания. Около 50 % обследованных классов по 2—3 и более критериям не ф соответствуют санитарно-гигиеническим требо-^ ваниям.

2. Результаты шагового дискриминантного анализа с достоверностью 100 % подтверждают зависимость роста числа детей со сниженным зрением в классах, размещенных на базе школ, где условия не соответствуют санитарным правилам и нормам по важнейшим факторам.

3. Основным нарушением в организации режи-

I

?

© Э. И. АШКИНАЗИ УДК 6И.77:546.79]-07

При изучении загрязнения почвенно-расти-тельного покрова долгоживущими радионуклидами важное место отводится цезию-137, который в определенных условиях может легко мигрировать по биологическим и пищевым цепям.

Ф Накопление радионуклида одинаковыми видами сельскохозяйственных растений при корневом поступлении из почвы может различаться на порядок и больше [5, 6]. Это зависит в пер-

ма учебных занятий является отсутствие ежедневных 40-минутных динамических занятий после 2-го или 3-го урока.

4. Высокий уровень острой заболеваемости отмечается за счет ОРЗ.

5. В течение учебного года ухудшаются показатели физического развития: снижается число детей с нормальным физическим развитием, увеличивается количество учащихся с низким ростом и избытком массы I и II степени; наиболее неблагоприятные изменения всех показателей отмечены у детей, обучающихся в условиях общеобразовательной школы.

л # ' 9

Литература

• •

1. Глушкова Е. КБарсукова Н. К-, Курчанов В. И. // Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей РСФСР, 6-й: Материалы. — М., 1985. —С. 29—33.

2. Дубецкая Н. Н. // Актуальные проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. — Могилев, 1988. — С. 190—191.

3. Кардашенко В. Н., Вишневецкая Т. Ю., Дьячкова Н. Г^ Суханова Н. И. // Гиг. и сан. — 1987. — № 6. — С. 18—

. 20.

4. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / Под ред. В. Н. Кардашенко. —• 3-е изд. —М., 1983. —С. 44—51.

5. Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста. — М., 1986.

6. СНиП 11-4—79. Естественное и искусственное освещение (Госстрой СССР). —М., 1980.— С. 8.

Поступила 31.12.81

вую очередь от его доступности для корневых систем растений, зависящей от физико-химических особенностей взаимодействия цезия-137 с почвами.

Поступление цезия-137 в растения связано с его способностью поглощаться корнями растений из почвенного раствора и прочно закрепляться в почве.

На передвижение цезия-137 в корни и наземную часть растения оказывает влияние при-

Радиационная гигиена

, 1990

Э. И. Ашкинази

о подвижности цезия-137, натрия, калия в различных типах почв и прогнозирование накопления цезия-137 в сельскохозяйственных

культурах

% • •

Хмельницкая областная санэпидстанция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.