Научная статья на тему 'Эффективность активных форм оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях на Севере'

Эффективность активных форм оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях на Севере Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мещеряков Виталий Витальевич, Бухарина Кристина Анатольевна

Целью работы явилось научное обоснование эффективности активных форм здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях для повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере. Материал и методы. Осуществлено исследование трех групп детей в течение 12 мес. от начала посещения детского коллектива: получающих дополнительно к стандартным активные формы оздоровления (упражнения в бассейне, инфракрасная сауна, спелеотерапия) в условиях детской поликлиники (группа 1; n = 60), получающих аналогичные формы оздоровления на территории дошкольного образовательного учреждения (группа 2; n = 98) и получающих только стандартные формы оздоровления (группа 3; n = 211). Анализировались показатели респираторной заболеваемости, физического развития, качества жизни (опросник PedsQL 4.0) и уровня адаптации методом математического анализа ритма сердца. Результаты и их обсуждение. Установлены снижение уровня респираторной заболеваемости, лучшие показатели физического развития и уровня адаптации, более высокий уровень качества жизни при использовании активных форм оздоровления с лучшим результатом при их осуществлении в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мещеряков Виталий Витальевич, Бухарина Кристина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF ACTIVE FORMS OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE NORTH

The aim of the work was the scientific substantiation of the effectiveness of active forms of health-saving technologies in pre-school educational institutions to improve the health of children living in the North. Material and methods. A study of three groups of children was carried out within 12 months of the beginning of the visit to the children's collective: receiving in addition to the standard active forms of recovery (pool exercises, infrared sauna, speleotherapy) in a children's polyclinic (group 1, n = 60), receiving similar forms of recovery on the territory of a pre-school educational institution (group 2; n = 98) and receiving only standard forms of recovery (group 3; n = 211). The parameters of respiratory morbidity, physical development, quality of life (questionnaire PedsQL 4.0) and the level of adaptation by the method of mathematical analysis of the rhythm of the heart were analyzed. Results and discussion. The decrease in respiratory morbidity level, better indicators of physical development and adaptation level, a higher level of life quality have been revealed for the group with active forms of recovery. The best result has been established when active forms of recovery were implemented in preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Эффективность активных форм оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях на Севере»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

УДК 616-053.4+373.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТИВНЫХ ФОРМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА СЕВЕРЕ

Виталий Витальевич МЕЩЕРЯКОВ, Кристина Анатольевна БУХАРИНА

Сургутский государственный университет 628412, г. Сургут, просп. Ленина, 1

Целью работы явилось научное обоснование эффективности активных форм здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях для повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере. Материал и методы. Осуществлено исследование трех групп детей в течение 12 мес. от начала посещения детского коллектива: получающих дополнительно к стандартным активные формы оздоровления (упражнения в бассейне, инфракрасная сауна, спелеотерапия) в условиях детской поликлиники (группа 1; п = 60), получающих аналогичные формы оздоровления на территории дошкольного образовательного учреждения (группа 2; п = 98) и получающих только стандартные формы оздоровления (группа 3; п = 211). Анализировались показатели респираторной заболеваемости, физического развития, качества жизни (опросник PedsQL 4.0) и уровня адаптации методом математического анализа ритма сердца. Результаты и их обсуждение. Установлены снижение уровня респираторной заболеваемости, лучшие показатели физического развития и уровня адаптации, более высокий уровень качества жизни при использовании активных форм оздоровления с лучшим результатом при их осуществлении в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, технологии оздоровления, адаптация, качество жизни, физическое развитие.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики РФ [3]. По определению экспертов ВОЗ, демографический потенциал страны определяют дети в возрасте до 5 лет включительно, проблема сохранения жизни и здоровья которых является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья, физического и психического развития во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация к учебным нагрузкам в школе [3, 10]. За последнее десятилетие увеличился удельный вес дошкольников с дисгармоничным физическим развитием и выявлено увеличение числа детей, имеющих хроническую патологию в стадии декомпенсации, и детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья [7, 15]. Дети дошкольного возраста, поступая в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), испытывают влияние таких неблагоприятных факторов организованного коллектива, как тесный инфекционный контакт и стресс. Все

это в условиях физиологически обусловленной незрелости иммунной системы в этом возрасте ведет к срыву адаптации и росту в первую очередь респираторной заболеваемости. Закономерной поэтому является неблагоприятная динамика в распределении по группам здоровья с тенденцией к уменьшению 1-й группы здоровья, увеличению 2-й и 3-й групп [3, 4, 7, 15].

Указанные выше неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья дошкольников имеют место, несмотря на осуществление в учебно-образовательном процессе ДОУ стандартных здоровье-сберегающих технологий, регламентированных СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН), которые без изменений и каких-либо дополнений внесены в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). Это является основанием для дальнейшего совершенствования системы профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ) в детских коллективах как на индивидуальном, так и

Мещеряков В.В. - д.м.н., проф., зав. кафедрой детских болезней, e-mail: maryvitaly@yandex.ru Бухарина К.А. - аспирант кафедры детских болезней, e-mail: freken.snork@mail.ru

на популяционном уровне [2]. Ряд исследований посвящен в этой связи оценке эффективности мероприятий с использованием иммунопрофилактики и местной физиотерапии области носоглотки детям, посещающим ДОУ [5, 8, 9]. При этом большой интерес вызывают те здоровьесберега-ющие технологии, которые связаны с действием физиологических факторов на организм ребенка. Недостаточная эффективность регламентируемых действующими нормативными документами стандартных методов оздоровления детей в ДОУ определяет необходимость поиска и внедрения дополнительных здоровьесберегающих технологий в коллективах дошкольников, позволяющих активно положительно влиять на состояние здоровья и адаптацию к условиям ДОУ на основе активных методов оздоровления с более выраженными, чем при стандартных приемах, закаливающими и двигательными компонентами.

Использование таких технологий наиболее актуально для детей в условиях северных широт. Проживание на территориях с длительным холодным периодом обусловливает продолжительное пребывание детей в закрытых помещениях, а значит - снижение двигательной активности и рост заболеваемости в связи с неблагоприятными эпидемиологическими условиями длительного нахождения в организованном коллективе [11]. Пониженное содержание кислорода в атмосфере в сочетании с холодовым фактором и гиподинамией способствуют формированию «северного метаболизма» с преобладанием процессов ассимиляции и как результат - дисгармоничному физическому развитию с тенденцией к повышенной массе тела и развитию ожирения и метаболического синдрома [6, 14].

С учетом изложенного выше Письма Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.11.2009 № 6870 «О создании Центров здоровья в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (Письмо Депобра ХМАО-Югры) были рекомендованы для внедрения в ДОУ дополнительно к стандартным активные формы оздоровления с более выраженными закаливающими, двигательными и положительными эмоциональными компонентами (упражнения в бассейне, инфракрасная сауна и спелеотерапия). Распоряжением Администрации города Сургута № 754 от 22.03.2010 «О создании центров образовательных программ здоровьесбе-режения в муниципальных образовательных учреждениях» данные здоровьесберегающие технологии внедрены во всех ДОУ г. Сургута.

Отсутствие данных об эффективности подобных технологий с точки зрения комплексной

оценки состояния здоровья, адаптационных возможностей организма ребенка и качества его жизни явились основанием для выполнения настоящего исследования.

Целью работы явилось научное обоснование эффективности активных форм здоровьесберега-ющих технологий в ДОУ для повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Осуществлено сплошное когортное проспективное сравнительное исследование. Критерии включения: дети обоего пола от 3 до 7 лет включительно; все впервые поступающие в 10 территориально прикрепленных к БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника № 2» (СГКП-2) ДОУ дети в течение одного календарного года; исходное состояние здоровья, соответствующее 1-й или 2-й группе здоровья; наличие информированного письменного согласия родителей или опекунов детей на включение в исследование; полная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка согласно Национальному календарю; отсутствие приема иммуномодуляторов в течение последнего года перед поступлением в ДОУ. Критерии исключения: отказ родителей и/ или ребенка от дальнейшего участия в исследовании после включения в него на основании информированного согласия; не связанные с заболеванием ребенка длительные или частые пропуски посещения ДОУ; манифестация хронического заболевания после включения в исследование; назначение иммуномодуляторов или дополнительная к Национальному календарю прививок вакцинация после включения в исследование. Исследование одобрено Локальным этическим комитетом Сургутского государственного университета, протокол № 18 от 18.04.2013.

Для сравнительной оценки различных методов и форм оздоровления дошкольников сформированы 3 группы наблюдения: 1-я группа -дети (п = 60), получавшие стандартный регламент здоровьесберегающих технологий в ДОУ (ДОУ № 2, 10, 14, 19, 20, 65, 77, 83, 92) и расширенный перечень оздоровительных процедур на базе отделения восстановительного лечения (ОВЛ) СГКП-2; 2-я группа - дети (п = 98), получавшие стандартный регламент здоровьесбе-регающих технологий и расширенный перечень оздоровительных процедур непосредственно в ДОУ, которое они посещали (ДОУ № 27 «Микки-Маус»); 3-я группа - дети (п = 211), получавшие только стандартный регламент здоровьесбере-гающих технологий на базе ДОУ (ДОУ № 2, 10, 14, 19, 20, 65, 77, 83, 92), которые они посеща-

Таблица 1

Распределение детей по группам наблюдения с учетом отказов от участия в исследовании и выбытия из исследования в соответствии с критериями исключения

Группа наблюдения Соответствовали критериям включения Отказались от исследования Исключены в соответствии с критериями исключения Включены в статистическую обработку

1-я 67 4 3 60

2-я 107 7 2 98

3-я 225 10 4 211

Все группы 395 21 9 369

ли. Общее число включенных в исследование детей составило 369. Стандартный регламент включал предусмотренные СанПиН и ФГОС ДО оздоровительные технологии (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая), технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж), коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика).

Активные формы оздоровления включали более выраженный, чем стандартные методы оздоровления, закаливающий, двигательный и положительный эмоциональный компонент (упражнения в бассейне, инфракрасная сауна и спелеокамера) и были рекомендованы Письмом Депобра ХМАО-Югры. Длительность упражнений в бассейне зависела от возрастной группы дошкольников (15-20 мин в младшей, 20-25 мин в средней, 25-30 мин в старшей и подготовительной группах). Длительность первого сеанса в инфракрасной сауне составляла 3 мин с дальнейшим увеличением до 10-15 мин. Длительность нахождения в спелеокамере - 30-40 мин. Каждая из процедур выполнялась один раз в день последовательно: гимнастика в бассейне - инфракрасная сауна - спелеокамера. Один курс длился 10 дней. Повторные курсы оздоровления проводились через один месяц. Таким образом, количество сеансов активных форм оздоровления составило 7-9 в год для каждого ребенка.

Распределение детей по ДОУ происходило без участия авторов исследования случайным образом по мере появления свободного места в том или ином ДОУ в соответствии с очередностью для поступления в ДОУ. Группы 1-я и 3-я сформированы из посещающих одни и те же 9 ДОУ:

в 1-ю включены все дети, родители которых имели возможность сопровождать их в ОВЛ детской поликлиники для осуществления в дополнение к стандартным активных форм оздоровления; в 3-ю включены все вновь поступившие в ДОУ дети, родители которых не имели возможность сопровождать их для проведения оздоровительных процедур в ОВЛ. Вторую группу составили дети, поступившие в указанный временной период в ДОУ № 27 «Микки-Маус», где всем посещающим применялись как стандартные, так и аналогичные осуществляемым в ОВЛ детской поликлиники активные формы оздоровления непосредственно на территории ДОУ. Распределение детей по группам наблюдения с учетом отказов от исследования и выбытия из него в соответствии с критериями исключения представлено в табл. 1.

Длительность динамического наблюдения за каждым ребенком составила 12 месяцев. Проводились выкопировка данных из учетной формы 026/у-2000, опрос родителей и клинический осмотр каждого вновь поступающего в ДОУ ребенка. Для сравнительной оценки уровня респираторной заболеваемости рассчитывались при поступлении в ДОУ и через 12 мес. его посещения следующие показатели: индекс здоровья (ИЗ) - удельный вес детей, ни разу не болевших ОРЗ в течение одного года; инфекционный индекс (ИИ) - отношение суммы случаев ОРЗ в течение последнего года к возрасту ребенка; удельный вес часто болеющих детей (ЧБД) - детей с ИИ более 1,0 [2]. Через 1 год от начала посещения ДОУ определяли количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком. Структура групп здоровья [2] в группах наблюдения анализировалась дважды - при поступлении в ДОУ и через один год.

Анализировали соматометрические показатели при поступлении в ДОУ и через один год после начала его посещения: массу тела, рост и индекс массы тела (ИМТ). Указанные соматоме-трические показатели, а также гармоничность

физического развития оценивали по разработанным сотрудниками кафедры детских болезней Сургутского государственного университета цен-тильным таблицам региональных норм физического развития [14].

С целью определения напряженности функционирования вегетативной нервной системы всем детям при поступлении, через 1, 6, и 12 мес. от начала посещения ДОУ проводилось исследование вариабельности сердечного ритма на аппарате «ВНС-микро» фирмы «Нейрософт» путем автоматического анализа 300 кардиоциклов - методом кардиоинтервалографии, которая осуществлялась в первой половине дня до приема пищи и не раньше, чем через 2 ч после завтрака, после пятиминутного отдыха в горизонтальном положении после адаптации ребенка к окружающей обстановке. Рассчитывался интегральный показатель состояния напряжения регуляторных систем и вегетативной нервной системы - индекс напряжения (ИН = АМо /2 х Мо х ДЯЯ) [1].

Качество жизни изучали на основе очного анкетирования родителей с использованием русскоязычной версии опросника оценки качества жизни в педиатрии PedsQL 4.0, разработанного профессором Дж. Варни [16]. Количество баллов рассчитывалось по 100-балльной шкале; анкетирование проводилось 4 раза: при поступлении ребенка в ДОУ, через 1, 6 и 12 мес. после поступления в ДОУ. Опросник представлен 4 блоками вопросов: физиологическое функционирование (ФФ), психологическое функционирование (ПФ), социальное функционирование (СФ) и школьное функционирование (ШФ). ШФ при поступлении детей в ДОУ не оценивалось, так как блок содержит вопросы, связанные с пребыванием детей в детском саду, и ответить на эти вопросы возможно только через один месяц посещения детьми

ДОУ.

Исследовался также уровень охвата активными формами оздоровления включенных в исследование детей и уровень комплаенса, как выраженное в процентах отношение фактически принятых ребенком процедур активных форм оздоровления к назначенному их количеству.

Математическая обработка результатов проводилась с использование непараметрических методов медико-биологической статистики ввиду несоответствия большинства числовых совокупностей критерию нормальности распределения [12]. Для исследования статистической значимости различий в средних тенденциях в независимых выборках использовался критерий Манна - Уитни, при решении аналогичной задачи в одной выборке при оценке в ней динамики изучаемых параметров - метод Вилкоксона. Ха-

рактеристика числовых множеств сравниваемых выборок представлялась как Ме где Ме -

медиана, Q1 и Qз - нижний и верхний (первый и третий) квартили. Для установления количественной связи признаков определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г). Для исследования статистической значимости различий доли (удельного веса) качественного признака в двух различных совокупностях использован метод углового преобразования Фишера. Динамика изучаемых показателей оценивалась по темпу прироста (убыли) в процентах. Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05 во всех случаях, кроме исследования качества жизни. При математической обработке показателей качества жизни по результатам обработки анкет опросника PedsQL 4.0 принимался критический уровень статистической значимости 0,01, что соответствует требованиям к статистическому анализу результатов социологических исследований [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При сравнительном анализе характеризующих состояние здоровья детей групп наблюдения (ИЗ, группа здоровья, ИИ, удельный вес ЧБД), со-матометрических показателей (масса тела, рост, ИМТ), возрастно-половой структуры, исходных показателей напряжения регуляторных систем по кардиоинтервалографии (ИН) и качества жизни при поступлении детей в ДОУ статистически значимых различий в сравниваемых группах не установлено. Это свидетельствовало о сопоставимости групп наблюдения и возможности объективной сравнительной оценки эффективности различных здоровьесберегающих технологий в динамике наблюдения за детьми.

Результаты сравнительной оценки показателей, характеризующих респираторную заболеваемость детей в группах наблюдения, представлены в табл. 2. В группе со стандартными методами оздоровления снижение ИИ через 1 год наблюдения оказалось статистически незначимым при использовании метода Вилкоксона (р = 0,108). В то же время в обеих группах с дополнительным назначением активных форм оздоровления снижение ИИ с использованием указанного метода медико-биологической статистики оказалось достоверным (р = 0,00 в обеих группах). Таким образом, через один год наблюдения детей после поступления в ДОУ ИИ оказался наиболее низким (снижение на 64 % от исходного) во 2-й группе, что оказалось статистически значимым при сравнении по методу Манна - Уитни как с

Таблица 2

Динамика показателей, характеризующих респираторную заболеваемость детей в течение первого года посещения ДОУ, в зависимости от вида здоровьесберегающих технологий

Показатель Группа наблюдения

1 2 3

Инфекционный индекс, Ме Ю^) А 0,7 (0,3-1,0) 0,7 (0,3-0,7) 0,7 (0,3-0,7)

Б 0,5### (0,2-0,5) 0,2*-### (0,0-0,5) 0,б***.ллл (0,4-0,8)

Число случаев ОРВИ за 1 год, Ме Ю^) А 2,0 (0,0-5,0) 2,0 (0,0-6,0) 2,0 (0,0-4,0)

Б 2,0 (0,0-4,0) 1,0*-** (0,0-3,0) 3,0***,ллл,## (0,0-7,0)

Число пропущенных в ДОУ дней в году, Ме Б 14,0 (8,0-20,0) 6,5*** (0,0-12,0) 20,0***-ллл (15,0-25,0)

Удельный вес, % ЧБД А 11,7 12,2 12,8

Б 8,3 5,1* 19 0*.лл,#

Индекс здоровья, % А 13,3 13,2 13,3

Б 25,0* 25,5* 8,0б**-лл,#

1-я группа здоровья, % А 13,3 12,2 11,8

Б 15,0 14,3 7,10*

2-я группа здоровья, % А 86,7 87,8 88,2

Б 85,0 85,7 92,9*

Примечание. Здесь и на рис. 1 обозначены статистически значимые отличия от величин соответствующих показателей группы 1 (* - прир < 0,05, ** - прир < 0,01, *** - прир < 0,001), группы 2 (Л - прир < 0,05, лл - прир < 0,01, ллл - при р < 0,001), внутри группы при поступлении в ДОУ и через 1 год (# - при р < 0,05, ## - при р < 0,01, ### - при р < 0,001). При сравнении между группами величин показателей ИИ, число случаев ОРВИ за 1 год, число пропущенных в ДОУ дней в году применялся метод Манна - Уитни, величин показателей удельный вес ЧБД, ИЗ, количество детей в 1-й и 2-й группах здоровья - метод углового преобразования Фишера; при сравнении величин показателей при поступлении в ДОУ (А) и через 12 месяцев его посещения (Б) применялся метод Вилкоксона (ИИ, число случаев ОРВИ за 1 год) и метод углового преобразования Фишера (удельный вес ЧБД, ИЗ, количество детей в 1-й и 2-й группах здоровья).

1-й группой (уменьшение на 28,5 %; р = 0,033), так и с 3-й группой (снижение на 14,3 %; р = 0,00).

Поскольку на показатель ИИ влияет не только число заболеваний респираторной патологией за один год, но и возраст, увеличение которого ведет к закономерному снижению ИИ, для более объективной оценки респираторной заболеваемости нами проанализированы абсолютные показатели числа случаев заболеваний ОРЗ за один год, предшествующий поступлению в ДОУ, и в течение первого года наблюдения в условиях ДОУ в сравниваемых группах. Из табл. 2 видно, что в группе детей со стандартным регламентом оздоровления в течение первого года посещения ДОУ отмечалось статистически значимое увеличение числа заболеваний острой респираторной патологией (р = 0,001), в группе детей с активными формами оздоровления в условиях поликлиники динамики изучаемого показателя не отмечалось (р = 0,128), а в группе детей с активными формами оздоровления в условиях ДОУ зарегистрировано статистически значимое уменьшение числа случаев ОРЗ (р = 0,001). Через один год после начала посещения ДОУ среднее число случаев ОРЗ в 1-й

и 2-й группах оказалось статистически значимо меньше, чем в 3-й (р = 0,000), при меньшем уровне этого показателя во 2-й группе по сравнению с 1-й (р = 0,023).

При анализе среднего количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком в течение первого года посещения ДОУ, установлено меньшее значение этого показателя во 2-й и 1-й группах по сравнению с 3-й (р = 0,00 в обоих случаях). При сравнении 1-й и 2-й групп наблюдения число пропущенных дней в году по болезни в группе с осуществлением активных форм оздоровления на территории ДОУ также было статистически значимо меньше, чем в группе с проведением аналогичных методов в детской поликлинике (р = 0,00). Через один год после поступления детей в ДОУ статистически значимо уменьшался удельный вес ЧБД только во второй группе наблюдения, в группе детей со стандартным регламентом оздоровления зарегистрирован статистически значимый рост этого показателя (см. табл. 2). При этом нами выявлены достоверные различия показателя удельного веса ЧБД через один год после поступления в ДОУ между группами наблюдения,

применяющими активные формы здоровьесбе-регающих технологий в учебно-воспитательном процессе, и группой наблюдения, где применялся только стандартный подход к оздоровлению детей (см. табл. 2).

Анализ структуры групп здоровья через один год после посещения детьми ДОУ (см. табл. 2) не выявил достоверных различий между группами наблюдения, однако позволил установить статистически значимое изменение структуры групп здоровья в 3-й группе наблюдения: уменьшение удельного веса детей 1-й группы здоровья за счет перевода части дошкольников во 2-ю группу здоровья. Подобной динамики в 1-й и 2-й группах не происходило. В 1-й и 2-й группах наблюдения зарегистрирован статистически значимый рост ИЗ за один год посещения ДОУ, в 3-й группе - его уменьшение. Через один год от начала посещения ДОУ этот показатель в 1-й и 2-й группах оказался достоверно больше, чем в 3-й, при отсутствии различий между 1-й и 2-й группами.

Исследование динамики соматометрических показателей позволило установить следующие закономерности. Во всех группах на фоне статистически значимого увеличения роста и массы тела регистрировалось разнонаправленное изменение ИМТ: в 1-й и 2-й группах установлено достоверное уменьшение, в 3-й группе - увеличение этого показателя (рис. 1). Параметры физического развития детей с активными формами оздоровления через 12 мес. после начала посещения ДОУ не зависели от места их осуществления -в поликлинике или ДОУ (см. рис. 1).

2,0-1 1,51,00,50

-0,5-1,0-1

* * *

ЛЛЛ

* * *

ЛЛЛ

ЛЛЛ

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Ранее проведенные сравнительные исследования показателей физического развития детей Среднего Приобья и Центральной России показали более высокие отрезные точки по массе тела и ИМТ у первых, что рассматривается авторами как отражение особенностей «северного» метаболизма с более выраженными процессами накопления в условиях гиподинамии при длительном холодном периоде года [14]. Поэтому установленную динамику ИМТ в группе со стандартными методами оздоровления следует считать негативной, в группах - с активными методами оздоровления -положительной.

Через один год после поступления в ДОУ в группе детей с активными формами оздоровления на территории ДОУ статистически значимо уменьшился удельный вес детей с избытком массы тела (более 75-го процентиля) (8,2 и 2,0 % соответственно; р < 0,05). В группах 1 и 3 такой закономерности не отмечалось. Динамика других показателей (дефицит массы тела, низкорослость и высокорослость) в сравниваемых группах не зарегистрирована (р > 0,05).

При анализе интегрального показателя кар-диоинтервалографии, характеризующего адаптационные возможности организма - ИН (рис. 2), установлена общая для всех групп сравнения закономерность - его увеличение через один месяц посещения ДОУ и дальнейшее снижение к 6-ти месяцам и 1-му году (р = 0,000 между всеми периодами исследования во всех группах, критерий Вилкоксона). Рост ИН в течение первого месяца посещения детьми ДОУ отражал процесс напряжения адаптационных механизмов. Однако нами установлено, что при общей закономерности к снижению ИН при 3-м и 4-м исследовании выраженность такого уменьшения в сравниваемых группах была различной. Наименьший ИН в ди-

прирост роста прирост массы тела

| прирост (убыль) ИМТ

Рис. 1. Прирост (убыль) соматометрических показателей в динамике за один год посещения ДОУ в сравниваемых группах с различными методами и формами здоровьесберегающих технологий, Ме При сравнении величин показателей здесь и на рис. 2 применялся метод Манна - Уитни

180-1 16014012010080

—О— группа 1 -------группа 2

—а— группа 3

1-е

2-е 3-е

Исследование

4-е

Рис. 2. Сравнительный анализ динамики ИН в группах наблюдения дошкольников в зависимости от метода и организационной формы здоровьесберегающих технологий, Ме

ФФ

Средний бал

—О— группа ------- группа

—а— группа

ШФ СФ

Рис. 3. Сравнительная характеристика параметров качества жизни детей в группах сравнения с различными методами и организационными формами здо-ровьесберегающих технологий через один год после поступления в ДОУ

намике наблюдения зарегистрирован в группе с активными формами оздоровления в условиях ДОУ, менее значительное снижение этого показателя - в группе с активными формами оздоровления на базе детской поликлиники, еще более низкий темп снижения ИН отмечен в группе со стандартным регламентом оздоровления детей в ДОУ. Описанная динамика ИН свидетельствует о более благоприятном процессе адаптации детей к условиям ДОУ при использовании расширенного перечня здоровьесберегающих технологий на базе детского сада.

Исследование динамики качества жизни показало его изменчивость в процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ: через один месяц пребывания детей в ДОУ отмечалось статистически значимое уменьшение показателя ПФ во всех группах наблюдения (р < 0,01, рис. 3). По остальным показателям исследования качества жизни у детей через один месяц после поступления в ДОУ наблюдалось отсутствие достоверных изменений (р > 0,05). Дальнейшая динамика показателей качества жизни зависела от методов здоровьесбе-регающих технологий, наиболее благоприятной она была во 2-й группе наблюдения. Через один год после начала исследования (см. рис. 3) показатель ФФ статистически значимо не отличался в сравниваемых группах (р > 0,05). Вероятно, это связано с тем, что применяемые активные формы оздоровления детей в меньшей степени оказывают тренирующий эффект (отсутствие субмаксимальных нагрузок). По остальным составляющим качества жизни во 2-й группе зарегистрированы наиболее высокие показатели, достоверно превышающие величины соответствующих показателей (кроме ФФ) 1-й группы наблюдения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(р < 0,01). В 1-й группе установлена большая, чем в 3-й группе, величина СФ (р < 0,01), по остальным показателям качества жизни статистически значимых различий не установлено (р > 0,05).

Анализ среднего балла качества жизни, как его интегрального параметра, показал отсутствие статистически значимых различий (р > 0,05) между группами наблюдения в исходе и достоверное (р < 0,01) его снижение через один месяц во всех группах сравнения. Через один год после поступления детей в ДОУ наиболее высокий средний балл качества жизни зарегистрирован во 2-й группе, будучи достоверно больше, чем в 1-й и в 3-й группах (р < 0,01 в обоих случаях; см. рис. 3). Таким образом, динамика среднего балла качества жизни была аналогична таковой для ИН (см. рис. 2), т.е. была сопряжена с процессом адаптации и зависела от метода здоровьесберегающих технологий с наилучшим результатом у детей с активными методами оздоровления на территории ДОУ.

Изучение уровня охвата и комплаенса в группах детей с активными формами оздоровления дошкольников показало статистически значимый более высокий уровень обоих показателей в группах 1 и 2. В связи с тем, что сопровождение детей на оздоровительные процедуры в поликлинику осуществлялось родителями, то комплаенс в этой группе наблюдения оказался достоверно более низким, чем в группе детей с осуществлением оздоровительных процедур на территории ДОУ (80,0 % в 1-й группе и 95,0 % во 2-й; р < 0,05). Последнее связано с более частыми пропусками занятий в ОВЛ, чем при использовании активных форм оздоровления на территории ДОУ. При этом охват активными формами оздоровления детей 2-й группы на территории ДОУ был значимо более высоким, чем в детских садах без соответствующего материально-технического оснащения, в которых лишь небольшая часть детей по объективным причинам могла получить соответствующие процедуры в детской поликлинике (85,2 и 22,1 % соответственно,р < 0,01). Установленные закономерности подтверждают большую доступность активных форм оздоровления при их осуществлении непосредственно в ДОУ.

Установлено, что изучаемые в настоящей работе показатели заболеваемости, динамики параметров физического развития, адаптационных возможностей организма, качества жизни и уровень комплаенса взаимосвязаны между собой (табл. 3). Ранговая корреляция уровня компла-енса с изучаемыми показателями исследовалась совместно у детей 1-й и 2-й групп, в остальных случаях - у детей всех сравниваемых групп в совокупности. Установленные статистически зна-

Таблица 3

Статистически значимые связи (ранговая корреляция) между показателями респираторной заболеваемости, качеством жизни, динамикой параметров физического развития, уровнем адаптации и комплаенсом при использовании активных форм оздоровления в ДОУ

Показатель г Р

Качество жизни - ИН -0,276 0,000

Качество жизни - ИИ -0,474 0,000

Качество жизни - количество дней, пропущенных по болезни -0,502 0,000

ИИ - ИН 0,307 0,000

Прирост массы тела - ИН 0,148 0,005

Прирост роста - ИН -0,375 0,000

Прирост ИМТ - ИН 0,392 0,000

Прирост роста - ИИ -0,265 0,000

Прирост ИМТ - ИИ 0,269 0,000

Прирост массы тела - количество дней, пропущенных по болезни 0,161 0,002

Прирост роста - количество дней, пропущенных по болезни -0,382 0,000

Прирост ИМТ - количество дней, пропущенных по болезни 0,390 0,000

Прирост массы тела - качество жизни -0,125 0,017

Прирост роста - качество жизни 0,285 0,000

Прирост ИМТ - качество жизни -0,293 0,000

Комплаенс - ИИ -0,531 0,000

Комплаенс - количество дней, пропущенных по болезни -0,522 0,000

чимые связи между ИН и качеством жизни через один год посещения ДОУ, приростом массы тела, роста, ИМТ, ИИ свидетельствовали о влиянии особенностей адаптационного процесса в течение первого года посещения ДОУ на состояние здоровья в целом: более благоприятно протекающий процесс адаптации к условиям ДОУ с более низким ИН в конце первого года посещения детского сада сопряжен с уменьшением респираторной заболеваемости, с более благоприятной динамикой показателей физического развития и более высоким качеством жизни. Это объясняют полученные результаты лучшей динамики показателей здоровья детей при осуществлении активных методов оздоровления, чем стандартных здоро-вьесберегающих технологий, при более благоприятно протекающей адаптации к ДОУ у них, с одной стороны, с другой - более выраженную положительную динамику характеризующих состояние здоровья показателей (заболеваемость ОРВИ, качество жизни, физическое развитие) в группе детей с активными методами оздоровления непосредственно в ДОУ, чем при их проведении в ОВЛ поликлиники.

Достоверные средней силы связи между качеством жизни и ИИ свидетельствовали о негативном влиянии частых ОРВИ дошкольников на качество их жизни. Статистически значимые связи между качеством жизни и динамикой параметров физического развития свидетельствуют о нега-

тивном влиянии неблагоприятной динамики со-матометрических параметров на качество жизни и наоборот. Установленные связи между характеризующими респираторную заболеваемость и со-матометрическими параметрами (ИИ - прирост роста; ИИ - прирост ИМТ; количество пропущенных по болезни дней - прирост массы тела; количество пропущенных по болезни дней - прирост роста; количество пропущенных по болезни дней - прирост ИМТ) свидетельствовали о негативном влиянии частых ОРВИ на динамику показателей физического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследуя основные показатели здоровья посещающих ДОУ детей с различными методами и организационными формами оздоровления, мы установили следующие закономерности:

- при отсутствии статистически значимых различий показателей состояния здоровья в сравниваемых группах при поступлении в ДОУ в группе дошкольников со стандартными методами оздоровления отмечалась негативная динамика исследуемых показателей - статистически значимое увеличение числа случаев ОРВИ, снижение ИЗ, повышение удельного веса ЧБД, уменьшение удельного веса детей в первой группе здоровья;

- использование активных форм оздоровления с более выраженными, чем при осуществлении стандартных подходов, двигательным, закаливающим и положительным эмоциональным компонентами позволяет снизить острую респираторную заболеваемость в коллективах дошкольников, положительно влиять на динамику физического развития и качество жизни во взаимосвязи с лучше протекающим адаптационным процессом к условиям организованного коллектива ДОУ;

- наибольший положительный эффект с точки зрения динамики изучаемых показателей состояния здоровья дошкольников, их качества жизни и особенностей адаптации установлен в группе детей с активными формами оздоровления на территории ДОУ в связи с более высоким уровнем комплаенса, чем при осуществлении активных форм оздоровления в ОВЛ детской поликлиники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баевский P.M., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. М.: Медицина, 2010. 295 с.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 437 с.

3. Баранов А.А., Лапин Е.Ю. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия». М.: Союз педиатров России, 2009. 188 с.

4. Баширова Г.И., Малиевский В.А. Состояние здоровья детей 5-7-летнего возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения // Рос. педиатр. журн. 2014. 17. (1). 30-33.

5. Вавилова В.П., Гаращенко Т.И., Перевощико-ва Н.К. Квантовая терапия в комплексном лечении часто болеющих детей с хроническим аденоидитом. М.: МИЛТА-ПКП ГИТ, 2009. 151 с.

6. Вернигорова Н.В. Анализ заболеваемости и распространенности ожирения в группе детей и подростков в условиях северных территорий // Мед.

и образ. в Сибири. 2012. (4). Режим доступа: http:// www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=759 (дата обращения: 09.07.2017).

7. Галактионова М.Ю., Гордиец А.В., Мешкова А.Б. Анализ показателей здоровья дошкольников г. Красноярска // Забайк. мед. вестн. 2014. (3). 54-60.

8. Заплатников А.Л., Гирина А.А., Глухарева Н.С. и др. Иммунопрофилактика острых респираторных инфекций: рутинная практика и новые возможности // Лечащий врач. 2015. (4). 51-55.

9. Заплатников А.Л., Гирина А.А. К проблеме «часто болеющих детей» // Педиатрия. 2015. (4). 215-221.

10. Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательном учреждении // Рос. педиатр. журн. 2008. (2). 22-23.

11. Литовченко О.Г., Коваленко Л.В., Мещеряков В.В. Социально-экономические и медико-экологические аспекты сохранения здоровья населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Сев. регион: наука, образование, культура. 2015. 32. (2). 8-11.

12. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. 312 с.

13. Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 160 с.

14. Тепляков А.А., ШамилинаА.И.. Якушина О.А. и др. Региональные нормативы физического развития детей пришлого населения Среднего Приобья и их сравнительный анализ // Медицина и образование в Сибири. 2015. (3). Режим доступа: http:// www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1821 (дата обращения: 09.07.2017).

15. Ширяева Г.П., Муталов А.Г., Галимов Р.Р. и др. Динамика состояния здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях Республики Башкортостан // Мед. вестн. Башкортостана. 2012. 7. (6). 98-102.

16. Varni J.W., Burwinkle T., Seidetal M. The PedsQL™ as a population health measure: implications for states and nations // Qual. Life Newsletter. 2012. (28). 4-5.

EFFECTIVENESS OF ACTIVE FORMS OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE NORTH

Vitaliy Vital'evich MESHCHERYAKOV, Christina Anatol'evna BUKHARINA

Surgut State University 628412, Surgut, Lenin av., 1

The aim of the work was the scientific substantiation of the effectiveness of active forms of health-saving technologies in pre-school educational institutions to improve the health of children living in the North. Material and methods. A study of three groups of children was carried out within 12 months of the beginning of the visit to the children's collective: receiving in addition to the standard active forms of recovery (pool exercises, infrared sauna, speleotherapy) in a children's polyclinic (group 1, n = 60), receiving similar forms of recovery on the territory of a pre-school educational institution (group 2; n = 98) and receiving only standard forms of recovery (group 3; n = 211). The parameters of respiratory morbidity, physical development, quality of life (questionnaire PedsQL 4.0) and the level of adaptation by the method of mathematical analysis of the rhythm of the heart were analyzed. Results and discussion. The decrease in respiratory morbidity level, better indicators of physical development and adaptation level, a higher level of life quality have been revealed for the group with active forms of recovery. The best result has been established when active forms of recovery were implemented in preschool educational institutions.

Key words: preschool children, technologies of recovery, adaptation, quality of life, physical development.

Meshcheryakov V.V. - doctor of medical sciences, professor, head of children S illnesses chair, e-mail: maryvitaly@yandex.ru

Bukharina Ch.A. - postgraduate student of children's illnesses chair, e-mail: freken.snork@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.