Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Я.Д. Горелик, И.Е. Белякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

жительно коррелирует с ростом, массой и ОГК (в пределах г=0,32—0,44; 0,05). В процесс

дестабилизации вовлекаются и другие межуров-невые линии взаимосвязей. Дискоординация корреляционных взаимодействий как внутри одной функциональной системы, так и между элементами систем различного иерархического уровня свидетельствует о значительном напряжении компенсаторно-приспособительных механизмов организма детей, подвергающихся влиянию атмосферных химических загрязнений.

Выводы. 1. Под влиянием атмосферных выбросов химических и нефтехимических предприятий у детей школьного возраста возникают дезорганизация активности НАД-д, ЦХО, КФ и . ЩФ в лейкоцитах, повреждение мембран лизолом этих клеток, изменение эритроцитарной системы и свертывания крови, сдвиги тотальных размеров тела и подкожного жироотложения в некоторых возрастно-половых группах, нарушение структуры корреляционных взаимосвязей эн-зимоцитохимических, гематологических и антропометрических показателей и др.

2. Обнаруженные отклонения в состоянии здоровья школьников рассматриваются как предпа-тологические нарушения.

3. Рекомендуется выделение детей, проживающих в загрязненных районах индустриальных городов, в специальную группу риска по состоянию здоровья.

4. Следует ужесточить меры к предприятиям, ответственным за экологическое неблагополучие, вплоть до введения экономических санкций. Изъятие средств из бюджета этих предприятий на нужды здравоохранения, в частности для проведения комплекса лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий среди детского, контингента загрязненных районов, является вполне правомерным юридическим актом на современном этапе складывающихся экономиче-

ских отношении, основанных на самофинансировании и хозяйственном расчете.

Литература

1977.

№ 8.

С. 460

1988. № 6.

1. Алиев В. А.//Лав. дело. — 462.

2. Алиев В. А., Андреева В. П.// Там же. № 9. — С. 27—30.

3.Антропов Ю. А. // Гиг. и сап. — 1985. С. 60—63.

4. Волкотруб Л. П. //Там же. — 1979. — № 9. — С. 73— 74.

5. Даутов Ф. Ф., Яруллин А. X., Гончаров А. Т., Почкин Ю. Н. //Там же. — 1980. — № П. —С. 3—5.

6. Дьячкова И. Г. II Актуальные аспекты биохимических и цитохимических исследований в гигиене детей и подростков. — М., 1983. —С 127—131.

7. Лилли Р. Патогистологическая техника и практическая гистохимия: Пер. с англ. — М., 1969.

8. Мелехина В. П., Буштуева К. Л, // Гиг. и сан. — 1979. — № 9, —С. 8—11.

9. Селиванов А. П., Смоленская И. Я., Агарков В. Гребняк И. П. //Там же.. — 1988. — № 5. — С. 27—28.

10. Сердюковская Г. И. Социальные условия и состояние здоровья школьников. — М., 1979.

11. Шандала М. Г., Звиняцковский Я. И., Вайнруб Е. М. и др. // Гиг. и сан. — 1988. — № 4 — С. 26—29.

12. Goldberg A. F., Barka Т.// Nature. — 1962. — Vol. jg5 _ р 297_298

13. Kaplow L. S. //Blood. — 1955. — Vol. 10. — P. 1023— 1029.

Поступила 20.01.89

Summary. It has been found out, that under exposure to atmospheric discharge from chemical and oil-chemical enterprises school-age, children shown desorganization of the activity of nicotineamidadenindinucleotidediaphorase, cytochrome oxidase, acid and alkaline phosphatase in leucocytes, damage of lysosomic membranes of these cells, changes in erythrocytic system and in blood coagulation, chifts in total body sizes and subskin fat deposition in certain age-sex groups, disturbance in the structure of correlational interrelations of enzymecytochemical, hematological and antropometric indices etc. The observed deviations in school-age children health status are considered to be prepathological disturbances;

H. Д. ГОРЕЛИК, И. E. БЕЛЯКОВА, 1990

УДК 613.954-07

Н. Д. Горелик, И. Е. Белякова

гигиеническая оценка различных режимов

физического воспитания детей подготовительных групп дошкольных учреждений

Ленинградский институт усовершенствования врачей Минздрава СССР; Детская поли

клиника № 7, Ленинград

Задачей наших исследований было определение эффективности предложенного нами метода физического воспитания детей подготовительных групп дошкольных учреждений, направленного на улучшение готовности их к обучению в школе. Исследования проводились в типовых яслях-садах (я/сад). Всего под наблюдением находилось 75 детей, из них 1-ю группу (5 детей) со-

ставили воспитанники подготовительных групп одного я/сада, который имеет на своей территории спортивную площадку для фигурного катания, стадион с беговыми дорожками, турником и т. д. Дети получали обычные оздоровительные мероприятия [2, 4, 6], и в дополнение к программе физического воспитания одни дети занимались спортивной гимнастикой, другие — фи-

гурным катанием. Занятия проводили 2 раза в неделю с 17 ч, т. е. во время, отведенное для прогулок.

Контрольную группу составили 25 детей аналогичного возраста другого я/сада, не имевшего подобной спортивной площадки. Физическое воспитание их отличалось тем, что они не получали дополнительных физических нагрузок.

Дополнительные физкультурные занятия (в соответствии с требованиями методических рекомендаций, утвержденных Минздравом СССР [3, 7]) проводили студенты ленинградских институтов физической культуры им. П. Ф. Лесгаф-та и педагогического им. А. И. Герцена на общественных началах при участии родителей детей.

Занятия на льду составлялись так, что по мере овладения основными элементами фигурного катания упражнения усложнялись, при этом увеличивалась мышечная нагрузка. Каждое такое занятие включало общую физическую подготовку и хореографию. Общая физическая подготовка обеспечивала всестороннее развитие и тренировку физиологических функций, а хореография — координацию движений и формирование правильной осанки. Занятиям на льду предшествовала специальная подготовка детей: обучение стоянию на коньках в помещении, ходьба на коньках по снегу, по краю ледяного поля. В зависимости от способностей ребенка на 3— 5-м занятии приступали к обучению детей скольжению на одной, обеих ногах, выполнению элементов фигурного катания «ласточка», «пистолет». Далее детям предлагали задания: объехать вокруг предмета, объехать предмет зигзагом и т. п. Затем включали игры на коньках: «пятнашки», эстафету и т. д.

Занятия спортивной гимнастикой проводили как на открытом воздухе на стадионе, так и в физкультурном зале в зависимости от погодных условий. На стадионе для этих занятий оборудованы беговая дорожка, две прыжковые ямы, футбольное поле, гимнастическая стенка, полоса препятствий, металлические конструкции для лазания и выполнения гимнастических упражнений. В физкультурном зале имеются шведская стенка, гимнастические скамейки, кольца и различные гимнастические снаряды (мячи, обручи, палки) в соответствии с рекомендациями, определяющими набор мебели и физкультурного оборудования для детских я/садов [5, 6]. На занятиях использовали физические упражнения, направленные на воспитание выносливости, ловкости, гибкости, быстроты, а также координации движений. Включали также пробежки с небольшой и средней скоростью, бег в быстром темпе и в виде игры или эстафеты, прыжки, лазание, упражнения «мост», кувырки, другие гимнастические управления с использованием гимнастических пособий и без них. Общая продолжительность занятия не превышала возраст-

ной нормы (для детей 6—7 лет в течение 30— 35 мин). Контроль за занятиями осуществлял врач детского дошкольного учреждения в соответствии с методической литературой для физкультурных занятий в детском саду [7].

Эффективность проводимых мероприятий оценивали в динамике с интервалом 1 год по следующим показателям: состоянию здоровья по группам здоровья, степени нарушения осанки, «школьной зрелости» в соответствии с известными методическими рекомендациями Минздрава СССР, а также по количеству пропущенных по болезни дней в среднем на одного ребенка за год. Кроме того, у всех детей определяли разницу окружности грудной клетки на вдохе и выдохе, степень развития мышечного корсета (мышц брюшного пресса и спины). Для оценки степень развития мышечного корсета использовали 2 методики: согласно первой (для мышц брюшного пресса) ребенка укладывали на стол, закрепляли в области поясницы так, чтобы передняя часть туловища провисала, при этом учитывали время, в течение которого испытуемый удерживает горизонтальное положение; по второй методике (для мышц спины) определяли, сколько раз ребенок из положения лежа сядет без участия рук [1].

При первоначальном обследовании воспитанников подготовительных групп детских учреждений установлено следующее: из 50 детей 1-й группы 20 (40 %) имели I группу здоровья, 24 (48%)—II и 6 (12%)—III; нарушение осанки выявлено у 17 (34 %) детей (у 3 в сагиттальной плоскости и у 14 во фронтальной); не достигли «школьной зрелости» 4 (8%) ребенка. Из 25 детей контрольной группы I группу здоровья

имели 19 (76%), II —4 (16%), III —2 (8%) ребенка; нарушение осанки обнаружено у 8 (32 %) детей (у 1 в сагиттальной плоскости и у 7 во фронтальной); не достигли «школьной зрелости» 3 (12%) детей.

Через год (перед поступлением в школу) подобные исследования проведены повторно. Состояние здоровья детей 1-й группы значительно улучшилось — I группу здоровья имели уже 34

(68%) детей, II - 10 (20%), III — 6 (12%);

нарушение осанки оставалось только у 6 (12%) детей (у 1 в сагиттальной плоскости и у 5 во фронтальной); не достигли «школьной зрелости» только 2 (4 %) ребенка. У детей контрольной группы показатели здоровья не изменились (76, 16 и 8% соответственно отнесены к I, II и III группам здоровья); нарушение осанки отмечено у 7 (28%) детей — у 1 в сагиттальной плоскости и у 6 во фронтальной; по-прежнему не соответствовали «школьной зрелости» 3 (12%) ребенка.

В сравниваемых группах был проведен анализ заболеваемости острыми респираторными (ОРЗ) и прочими заболеваниями за предыдущий год и за год наблюдения. Так, из 50 детей

• ' • . *

1-й группы в предыдущем посещали я/сад из-за ОРЗ -

году 33 ребенка не - пропущено 770 дней, или в среднем на 1 ребенка 22,3±2,17 дня, а из-за прочих заболеваний 16 детей не посещали детское учреждение 263 дня, или в среднем на 1 ребенка 16,4±1,8 дня. После включения в программу физического воспитания детей этой р| группы дополнительной физической нагрузки в течение года общее число пропущенных дней из-за ОРЗ уменьшилось до 565, или на 205 (26,6%) дней (в среднем на 1 ребенка приходилось 16,144=1,34 дня), а из-за прочих заболеваний количество пропущенных дней снизилось до 122, или на 141 (46,3%) день (в среднем на 1 ребенка до 9,3±0,99 дня). Эти различия статистически значимы (/ = 2,8 и 3,4; р = 0,05 и 0,01).

Все 25 детей контрольной группы в предыдущий год болели ОРЗ и не посещали детское учреждение 466 дней, что составило в среднем на 1 ребенка 18,644=2,3 дня, а из-за прочих заболеваний 9 воспитанников я/сада пропустили 142 дня, в среднем на 1 ребенка 15,7±2 дня. За последующий год наблюдения 23 ребенка не посещали детское учреждение из-за ОРЗ 420 дней (в среднем на 1 ребенка 18,2±2,1 дня), а из-за прочих заболеваний 11 детей пропустили 137 дней (в среднем на 1 ребенка 12,45=1=2,2 дня). Снижение числа пропущенных дней из-за ОРЗ у детей контрольной группы по сравнению с предыдущим годом составило 46 (9,8%) дней, а из-за прочих заболеваний — 5 (3,5%) дней. Эти различия недостоверны.

Следовательно, включение в программу физического воспитания подготовительных групп дошкольных учреждений дополнительно занятий спортивной гимнастикой или фигурным катанием улучшает состояние здоровья, осанку, формиру-ф ет готовность к обучению в школе, способствует

снижению заболеваемости как ОРЗ, так и прочими заболеваниями по сравнению с показателями контрольной группы детей, не получавших дополнительной физической нагрузки.

Анализ результатов изучения некоторых показателей физического развития детей (степень развития мышц брюшного пресса и спииы, разница окружности грудной клетки на вдохе и выдохе) выявил достоверное улучшение их у детей, занимающихся спортивной гимнастикой и фигурным катанием. У детей контрольной группы достоверного улучшения этих показателей не установлено.

Таким образом, предложенный нами способ подготовки детей дошкольных учреждений к обучению в школе является эффективным и его следует рекомендовать для широкого применения в практике.

Литература

1. Бойкова О. С., Зенькевич К. Ф. Лечебная гимнастика с детьми при сколиозах, возникающих на почве нервно-мышечной недостаточности: Метод. указания. — Л., 1960.

2. Васильева Л1. А. Программа воспитания в детском саду: Физическая культура. — М., 1985. — С. 137—143.

3. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5—7 лет в дошкольных учреждениях: (Метод, рекомендации) / Юрко Г. П., Фролов В. Г., Силина О. В и др. — М., 1984.

4. Русакова Л. В. Программа обучения в детском саду: (Метод, рекомендации). — М., 1986. — С. 116—146.

5. Сборник руководящих материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного обооудова-ния помещений детских садов-яслей. — М., 1979.

6. Типовая программа обучения и воспитания в подготовительной к школе группе детского сада (МП СССР. НИИ дошкол. воспитания АПН СССР). — М., 1984.

7. Юрко Г. П., Ященко Л. Б., Белоярцева В. В., Силина О. В. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: (Метод, рекомендации) . — М., 1983.

Поступила 29.12.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1990

УДК 371.7

А. И. Шпаков, И. А. Добренко, В. А. Макарейко, Л. В. Ппловченя,

■М. В. Головенко

динамика состояния здоровья

и физического развития 6-летних детей при различных условиях обучения

Гродненский медицинский институт; Гродненская областная санэпидстанция

Начальный этап систематического образования, являясь ответственным периодом в жизни школьника, во многом предопределяет как успешность обучения, так и состояние здоровья ребенка. Поэтому большого внимания заслуживают изучение и гигиеническая оценка условий обучения 6-летних детей [1, 3]. Привлечение в школу шестилеток, как показали многочисленные проверки.,в.-198,7/88.учебном-году, проходит:

неоправданно быстро. Классы для детей 6 лет в подавляющем большинстве случаев открываются без учета реальных условий и возможностей школы, состояния учебно-материальной базы [2].

Целью настоящей работы явилось наряду с оценкой условий обучения первоклассников определение зависимости состояния здоровья и физического развития детей от этих условий. Из 90 обследованных городских классов 49 • .органнзо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.