Научная статья на тему 'УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ, ОБУЧАВШИХСЯ В НУЛЕВОМ КЛАССЕ ДЕТСКОГО САДА'

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ, ОБУЧАВШИХСЯ В НУЛЕВОМ КЛАССЕ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ, ОБУЧАВШИХСЯ В НУЛЕВОМ КЛАССЕ ДЕТСКОГО САДА»

ДК 371.71:613.867

В. П. Алферов, Н. Д. Горелик, Ж. С. Демишкан,

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ, ОБУЧАВШИХСЯ

В НУЛЕВОМ КЛАССЕ ДЕТСКОГО САДА

Ленинградский институт для усовершенствования врачей им. С. М. Кирова; Детская

поликлиника № 7, Ленинград

В настоящей работе поставлена цель оценить влияние разной физической нагрузки у детей, обучающихся с 6—7 лет, на уровень умственной работоспособности в течение учебного года. Исследование проводили в 2 этапа: на I этапе (1984—1985 гг.) изучали уровень умственной работоспособности детей 6-летнего возраста, обучающихся в нулевом классе детского сада, с разной физической подготовкой, па II этапе (1985—1986 гг.)—тот же показатель у тех же детей за период обучения в 1-м классе общеобразовательной школы. Под наблюдением находились воспитанники двух одинаковых типовых детских садов. Физическую подготовку детей 5—6 лет к занятиям в школе осуществляли согласно обязательной программе физической подготовки в детском саду (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, физкультурные праздники, дни здоровья) в соответствии с методикой, разработанной рядом авторов [1, 3, 5, 6]. Отличие заключалось в том, что с воспитанниками одного детского сада в течение года регулярно проводили дополнительные физкультурные занятия (ДФЗ), чего не имели воспитанники другого сада. ДФЗ проводили по методике, описанной в литературе [5], контроль за физическим воспитанием —-согласно методическим рекомендациям [7]. На территории первого детского сада имелись стадион, площадка для фигурного катания. Стадион был оборудован металлическими конструкциями для выполнения гимнастических упражнений, гимнастическими кольцами. Кроме того, здесь были футбольное поле, беговая дорожка, баскетбольная площадка, две прыжковые ямы, полоса препятствий. Оборудование физкультурного зала соответствовало методическим указаниям [4]. ДФЗ проводились 2 раза в неделю в отведенное для прогулок время (в 17 ч). Общая продолжительность занятий не превышала возрастной нормы (30 мин). В проведении ДФЗ принимали участие родители. На ДФЗ использовали физические упражнения, направленные на воспитание выносливости, ловкости, гибкости, быстроты и координации движений. В занятия включали пробежки с медленной и средней скоростью, бег в быстром темпе (в виде игры или эстафеты), прыжки, лазание, упражнение «мост», кувырки и др. Таким образом, воспитанники данного детского сада получили

возможность дополнительно заниматься на свежем воздухе гимнастикой или обучаться элементам фигурного катания, ходьбы на лыжах.

Занятиям на льду предшествовала специальная подготовка детей: обучение стоянию на коньках в помещении, ходьба на коньках по снегу. Затем начинали обучение скольжению на обеих ногах и одной ноге, выполнению элементов фигурного катания «ласточка», «пистолет», включали игры на коньках. Дети контрольного детского сада занимались в спортивном зале ритмической гимнастикой.

Критерием эффективности проводимых мероприятий у наблюдаемых детей было сравнение уровня умственной работоспособности в начале и конце года с использованием корректурных фигурных таблиц [2].

Каждый ребенок получал фигурные таблицы, ему давали указания: «Просмотрите внимательно все фигурки, отыщите среди них три фигуры: треугольник, кружок, флажок; в треугольнике ставьте черточки (минус), в кружке — крестик (плюс), во флажке — точку». Задание рисовали на доске, проводили опрос детей, как они поняли задание. Каждое выполненное задание оценивали по количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур. Каждую пропущенную строчку исключали из общего числа просмотренных строк, но считали за одну допущенную ошибку и прибавляли к общему числу ошибок.

На I этапе исследования проводили у 27 детей, обучавшихся в нулевом классе с включением ДФЗ (1-я группа), и у 26 детей, не имевших ДФЗ (2-я группа), на II этапе — в тех же группах детей, обучавшихся в 1-м классе школы. Результаты I этапа исследования представлены в таблице.

Как видно из таблицы, дети 6-летнего возраста приступили к обучению в нулевом классе с разным уровнем умственной работоспособности. К концу учебного года она снизилась с 1,35+ ±0,25 до 4,1±0,9 (р<0,01) у детей, обучавшихся в нулевом классе с включением ДФЗ, а у детей не получавших ДФЗ, — с 3,39±0,56 до 6,5±1,4 (р = 0,05). Однако к концу учебного года число ошибок было в 1,5 раза больше у детей, не получавших ДФЗ за время обучения в нулевом классе, чем у детей, обучавшихся в нулевом классе с включением в программу обучения ДФЗ.

Сравнительная оценка числа ошибок, допущенных воспитанниками нулевого класса детского сада и школьниками

(М±т)

Группа наблюдаемых

Начало учеб- Конец учеб-

ного года ного года

Нулевой, класс

1-я (п

2-я (п

27)

26)

1,35±0,25

3,39:4=0,56

4,1=1=0,9 6,5±1,4

<0,01 0,05

1-й класс

1-я (п

2-я (п

26) 26)

1,94±0,58 2,06±0,5

4,3±1,2 6,06±1,3

>0,05 <0,01

Таким образом, для подготовки к обучению в нулевом классе и повышения уровня умственной работоспособности в период обучения в нулевом классе можно рекомендовать включение ДФЗ в учебно-воспитательную программу детского сада.

На II этапе исследований отмечено достоверное снижение (в 3 раза) к концу учебного года работоспособности у первоклассников, не получавших ДФЗ. Первоклассники, получавшие в детском саду ДФЗ, в течение учебного года сохраняли хорошую умственную работоспособность.

Выводы. 1. Включение в учебно-воспитательную программу детских садов ДФЗ в 2,5 раза повышает уровень умственной работоспособности детей, приступающих к обучению в нулевом классе.

2. У детей, обучающихся в нулевом классе с включением ДФЗ и без таковой, к концу учебного года отмечено неравномерное снижение уровня умственной работоспособности. Так, у детей, получавших ДФЗ в течение учебного года, уровень умственной работоспособности к концу учебного года был в 1,5 раза выше, чем у детей, не получавших ДФЗ.

3. Для сохранения у первоклассников высокого уровня работоспособности в течение учебного года следует в учебно-воспитательную программу нулевого класса детского сада включать ДФЗ.

Литература

1. Васильева Л. А. Программа воспитания в детском саду. (Подготовительная группа к школе): 9-е изд.— М., 1982. —С. 130—156.

2. Кардашенко В. Н. // Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. — М., 1983.— С. 60—67.

3. Кенеман А. ВКистяковская М. Ю., Осокина Г. И. Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1980.

4. Сборник руководящих материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного оборудования для помещений детских яслей-садов. — М., 1979.

5. Фролов В. ГЮрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе дошкольного возраста. — М., 1983.

6. Шустова А. И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1982.

7. Юрко Г. П., Ященко Л. В., Белоярцева В. В., Сили-

на О. В. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста. (Метод, рекомендации). — М., 1983.

Поступила 15.12.86

УДК 371.716

Б. Т. Крутько, А. П. Каменева, О. Б. Кривонос, В. В. Терещенко

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

Сумская областная санэпидстанция; Сумский педагогический институт им. А. С. Макаренко

В связи с перестройкой народного образования, интенсификацией обучения перед врачами, педагогами стоит важная задача повышения эффективности умственного труда и профилактики психических перегрузок и заболеваний

[4].

В Сумской области на протяжении нескольких лет проводится работа по изучению состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов. Полученные ранее данные свидетельствуют о том, что показатели физического развития учащихся в школах-ин-тернатах ниже, чем в общеобразовательных школах [1, 2].

Учитывая, что в школы-интернаты поступают дети, как правило, из неблагополучных семей,

мы продолжили исследования по оценке состояния их здоровья в зависимости от времени пребывания в школах-интернатах

Под наблюдением находились 195 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Заболеваемость учащихся и структуру ее изучали по данным обращаемости и углубленных медицинских осмотров. Физическое развитие детей оценивали по стандартам физического развития [6]. Особое внимание уделяли организации питания. В течение учебного года в разные сезоны проводили анализ меню-раскладок с теоретическим подсчетом химического состава суточных рационов и лабораторным исследованием пищи.

Установлено, что калорийность суточных рационов колебалась от 3000 до 3600 ккал. Раци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.