Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕТЕЙ ПРИ ИХ ОБУЧЕНИИ С 6 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕТЕЙ ПРИ ИХ ОБУЧЕНИИ С 6 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Starting school at 6 years, in accordance with the experimental curriculum, is associated with a marked strain on the systems responsible for the vegetative cardiac activity: the strain is more manifest in preparatory schoolchildren, especially in boys, than in kindergarten children of the same age. The regulatory system activation is more pronounced in the period of adaptation which lasts as long as the first half of the academic year.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕТЕЙ ПРИ ИХ ОБУЧЕНИИ С 6 ЛЕТ»

субъективно оценивался испытуемыми как оптимальный.

Следует отметить, что перерасхода электроэнергии при использовании динамического по интенсивности освещения не было, поскольку ее перераспределение происходило в течение рабочего дня.

Выводы.1. Выполнение зрительной работы в безоконных помещениях при статическом режиме освещения приводит через 4, 6, 8 ч после ее начала к неблагоприятным изменениям функционального состояния органа зрения и зрительной работоспособности. Сдвиги со стороны данных параметров при введении динамической системы освещения значительно менее выражены.

2. Сравнительная оценка двух режимов динамического освещения показала, что для выполнения зрительной работы в безоконных помещениях наиболее эффективен динамический по интенсивности режим освещения с повышением уровня освещенности в последние часы рабочего дня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянова 3. Н. Беляева H. М.. Зоз Н. И. и др. — Светотехника, 1981, № 3, с. 13—16.

2. Беляева H. М.. Гараджа М. И., Незваль Е. И. — Там же, 1979, № 8. с. 8—10.

3. Брайловский В. Л —Там же, 1980, № 10, с. 4—8.

4. Варфоломеев J1. П.. Леонова Т. С.. Окара О. И. и др. — Там же, 1981, № 6, с. 6—8.

5. Малкин А. Я. Свето-цветовая композиция безоконных производственных интерьеров. Автореф. дис. канд. М., 1981.

6. Раевский В. С. — В кн.: Проблемы физиологии и экономики труда в условиях научно-технического прогресса. M., 1971,с. 19—22.

7. Черниловская Ф. М. Освещение промышленных предприятий и его гигиеническое значение. Л., 1971.

Поступила 06.08.84

Summary. The effects of varied illumination (static and two dynamic regimens of different intensity) on the function of vision and visual capacity of individuals engaged in visual work in railway compartments without windows were studied. Dynamic illumination regimen, with maximum illumination within the last hours of the shift, was shown to cause the least pronounced changes in the test indices by the end of the working day.

УДК 371.711:612.89

Э. Ю. Гринене, Э. И. Марачинскене, Д. И. Линдишене, К. А. Яугелавичюс

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕТЕЙ ПРИ ИХ ОБУЧЕНИИ С 6 ЛЕТ

Шяуляйский педагогический институт им. К. Прейкшаса

За последние 2 десятилетия накопилось немало данных о физическом развитии, состоянии здоровья, уровне умственной работоспособности детей, начавших обучение с 6-летнего возраста [1, 3, 4]. Однако при переходе к всеобщему обучению детей с этого возраста дальнейшее изучение функциональных возможностей их организма в процессе обучения становится весьма актуальным.

Задачей настоящей работы явилась оценка воздействия учебного процесса на поведение систем вегетативного обеспечения у детей, начавших обучение с 6-летнего возраста по экспериментальной программе. С этой целью регистрировали синусовый ритм сердца с помощью интерва-лографа [7]. Ритм сердца записывался непрерывно в течение 3 мин после предварительного 5-минутного отдыха в положении лежа, всегда с 9 до 11 ч на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 17, 21, 25, 29, 33 и 37-й неделях учебного года. Обследовано 53 здоровых ребенка (27 начавших обучение в детском саду и 26 — в школе) на протяжении 2 лет обучения. Всего проанализировано 975 рит-мограмм. Анализ сердечного ритма сопровождался обработкой динамического ряда из 100 последовательных кардиоинтервалов с построением гистограмм. По гистограмме определяли моду (Мо), вариационный размах (ДХ) и амплитуду

моды (АМо) [6]. Воздействие вегетативного звена на синусовый ритм сердца оценивали по соотношению АМо1АХ, а автономного и центрального звеньев — по индексу напряжения — ИН [2, 5]. Ин определяли по формуле:

ИН = 2^X121-

Умственную работоспособность изучали в те же дни с помощью фигурных таблиц по общепринятой методике. Полученные данные сопоставляли с данными 1975/76 учебного года, когда по той же методике, в те же недели учебного года нами были обследованы дети, начавшие обучение с 7 лет по общепринятой программе.

Поведение систем регулирования сердечной деятельности было неодинаковым и зависело от возраста школьников, их пола, от условий и организации учебного процесса в течение учебного года.

У 6-летних детей, начавших обучение по экспериментальной программе, наблюдалось высокое напряжение систем вегетативного обеспечения, что проявилось сильно выраженным воздействием симпатического отдела на синусовый ритм сердца. Среднегодовое соотношение А мо/АХ на первом году обучения 6-летних детей было высоким, достигало 237,5±3,6 усл. ед.

[Рис. 1. ИН 6-летних де-вочек (/) и мальчиков (2), обучавшихся в ус-ловнях детского сада (а) и школы (б).

280 260 2<Ю 220 200 180 150 НО

по

Центральное звено регулирования сердечной деятельности (ИН) находилось в зоне высокого напряжения, среднегодовой показатель достигал 210,8±2,9 усл. ед. На протяжении первого года обучения в 52,7±2,7 % случаев 6-летние дети находились в зоне перенапряжения.

На втором году обучения по экспериментальной программе у тех же детей напряжение систем вегетативного обеспечения снижалось. За-jfe метно уменьшалось влияние симпатического от-дела вегетативной нервной системы, хотя воздействие этого отдела на сердечную деятельность еще оставалось сильнее парасимпатического. Среднегодовой показатель АМо/АХ на втором году обучения равнялся 192,1 ±2,3 усл. ед. i и был на 23,6 % ниже по сравнению с предыдущим годом обучения (/=10,7, Р<0,05). Воздействие центрального звена регулирования сердечной деятельности на втором году обучения тоже уменьшалось и равнялось 155,5±3,7 усл. ед. При сравнении со среднегодовым у тех же детей на первом году обучения напряжение центрального звена сердечной деятельности уменьшалось на 35,6%- На втором году обучения реже встречались случаи перехода в зону перенапряжения. ИН в зоне перенапряжения отмечен в 30,6±2 % случаев. Однако на втором году обучения по экспериментальной программе влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы и центрального звена на синусовый ритм сердца было более выраженным, чем при обучении с 7-летнего возраста (данные 1975/76 учебного года). АМо/АХ было на 35,4 усл. ед. (т. е. 25%), а ИН на 42,4 усл. ед. (т. е. 37,5%) выше, чем у 7-летних первоклассников. Следовательно, обучение с более раннего возраста сопровождалось более выраженными симпатическими влияниями и большим напряжением центрального звена регулирования сердечной деятельности.

При обучении по экспериментальной программе в детском саду у 6-летних детей наблюдались более выраженные симпатические влияния и воздействие центрального звена на сердечную деятельность, чем у детей этого же возраста, начавших обучение в условиях школы. Соотношение Амо!АХ у детей в детском саду равнялось 249,8±3,8 усл. ед., в школе — 225,4±3,2 усл. ед.

(/ = 5, Р<0,05), а ИН — соответственно 221,4± ±3,1 и 206,7±3,2 усл. ед. Напряжение симпатического и центрального звеньев регулирования сердечной деятельности более выраженным осталось и на втором году обучения у детей, пришедших в 1-й класс из детского сада: АМ0/АХ у них было 200,6±3,7 усл. ед., тогда как у детей, начавших обучение с 6 лет в условиях школы,—183,7±3,3 усл. ед. (/ = 3,4, Р<0,05). ИН соответственно равнялся 166,3±3,1 и 144,8± ±2,8 усл. ед. (/ = 5, Р<0,05). Более выраженное напряжение вегетативного и центрального звеньев регулирования сердечной деятельности у детей, начавших обучение в детском саду, могло быть обусловлено разницей в квалификации учителя, а на втором году обучения — воздействием непривычной школьной обстановки.

Различия в половом аспекте проявились более выраженным напряжением систем вегетативного и центрального звеньев регулирования сердечной деятельности у мальчиков на первом году при обучении в условиях школы и на втором году — независимо от условий начала обучения. У 6-летних мальчиков, обучавшихся в школе, соотношение АМо/АХ достигало 249,0±5,1 усл. ед., а у девочек — 221,2±4,8 усл. ед. (/ = 3,9, Р<0,05). ИН у мальчиков равнялся соответственно 237,0±4,9 усл. ед., тогда как у девочек был на 59,3 усл. ед. меньше (/=8,4 Р<0,05). На втором году обучения у мальчиков этот показатель был 212,0±3,7 усл. ед., а у девочек — лишь 174,5±3,9 усл. ед. (/ = 6,9, Р<0,05). ИН у мальчиков, пришедших из детского сада, равнялся 183,2±4,7 усл. ед., у девочек — 167±5,1 усл. ед. (/ = 2,3, Р<0,05), а у начавших обучение в школе — соответственно 165,2±4,9 и 127,8±6 (/ = 4,6, Р<0,05). По-видимому, более выраженное напряжение систем регулирования сердечной деятельности у мальчиков могло быть обусловлено особенностями их организма.

В течение учебного года поведение систем вегетативного обеспечения детей обеих групп было неравномерным, но имело однонаправленный характер. На первом году обучения выделялся период наибольшего напряжения систем регулирования сердечной деятельности — начало учебного года. У детей, обучавшихся в детском саду,

наибольшее напряжение вегетативного и центрального звеньев регулирования сердечной деятельности наблюдалось в первые недели учебного года, включая 12-ю неделю: за этот период соотношение АМо1АХ у них равнялось 256,0± ±6,2 усл. ед., а ИН — 250,6±7,6 усл. ед. Различия в половом аспекте проявились более выраженным напряжением у девочек (рис. 1, а).

У детей, обучавшихся в школе, период наибольшего напряжения систем регулирования сердечной деятельности был более продолжительным, наблюдался на протяжении первого учебного полугодия, включая 17-ю неделю. Показатель Амо/АХ за данный период равнялся в среднем 236,7±5,9 усл. ед., а ИН — 219,1±6,9 усл. ед. В этом периоде напряжение систем регулирования сердечной деятельности было более выраженным у мальчиков (рис. 1, б). Несмотря на высокое напряжение систем вегетативного обеспечения, 6-летние дети обеих групп на протяжении первых недель учебного года работали с наименьшей интенсивностью и точностью. За первые 8 ::сд учебного года воспитанники детского сада просмотрели в среднем 60±1,9 фигуры и сделали 8,5±0,3 ошибки на 100 просмотренных фигур, а школьники — соответственно 59±2,1 фигуры и 8,3±0,2 ошибки. В последующие недели учебного года напряжение систем вегетативного обеспечения снижалось, что более проявлялось у воспитанников детского сада. Показатель Амо!АХ на 25-й неделе учебного года снизился до 160,3±17,3 усл. ед. у детей детского сада и до 182,5± 13,8 усл. ед. — у школьников. ИН за весь этот период равнялся 164,3±7,1 усл. ед. у воспитанников детского сада и 196,3± ±8,3 усл. ед. — у школьников. Различия в половом аспекте в данном периоде проявились лишь у учеников подготовительного класса: у мальчиков напряжение вегетативного и центрального звеньев регуляции сердечной деятельности осталось более высоким, чем у девочек (см. рис. 1, б). В данный период дети обеих групп работали с наибольшей интенсивностью. Па 21-й неделе воспитанники детского сада просмотрели в среднем 100±1,8 фигуры и сделали 6,4±0,2 ошибки на 100 просмотренных фигур, а школьники — соответственно 128±2 фигуры и 2,5±0,1 ошибки. В конце учебного года у воспитанников детского сада при снижении уровня умственной работоспособности напряжение систем вегетативного обеспечения возрастало. Так, на 33-й неделе учебного года дети в среднем просмотрели 59± 1,8 фигуры и сделали 4,9±0,2 ошибки, а показатель АМо/АХ равнялся 269,3± ±9 усл. ед., ИН — 210,9± 15,9 усл. ед. У школьников в конце учебного года наряду с ухудшением умственной работоспособности наблюдалось снижение напряжения систем вегетативного обеспечения. На 33-й неделе учебного года они просмотрели в среднем 78±2 фигуры и сделали 3,1 ±0,2 ошибки, соотношение АМо/АХ у них рав-

ин 780

7ВО

770

ТОО

1вО

160

1<Ю

1ТО

100

ВО

17315673 17 П 7! *75 73 ЗЗнед

Рис. 2. ИН на втором году обучения у детей, начавших обучение в условиях детского сада (/) и школы (2).

нялось 202,1 ±18,1 усл. ед., а ИН 164,6±14,5 усл. ед. В конце учебного года ранее наблюдавшиеся половые различия у детей обеих групп отсутствовали. Таким образом, несмотря на высокие средние показатели напряжения систем регулирования сердечной деятельности у детей, начавших обучение с 6 лет в условиях детского сада, в течение учебного года поведение этих систем у них было более благоприятным, чем у 6-летних детей, начавших обучение в школе. детей, обучавшихся с 7-летнего возраста (1975/76 учебный год), в начале учебного года мы также наблюдали наибольшее напряжение систем вегетативного обеспечения. Но этот период был короче — на протяжении первых 5 нед учебного года. В это время 7-летние дети тоже работали с относительно низкой интенсивностью и точностью.

На втором году обучения поведение систем вегетативного обеспечения у детей обеих групп имело сходный характер (рис. 2). В начале учебного года напряжение вегетативного и центрального звеньев регулирования сердечной деятельности было относительно низким: соотношение АМо/АХ у детей, которые с 6 лет обучались в школе, было на 22,3 %, а у детей, пришедших из детского сада, на 29,2 % ниже, ИН соответственно по группам на 20,4 и 23,9 % ниже, чем в дальнейшем. В этом периоде дети работали тоже с меньшей интенсивностью и точностью: в среднем просмотрели 82±1,6 фигуры и сделали 3,7±0,1 ошибки на 100 фигур. В дальнейшем напряжение систем вегетативного обеспечения заметно возрастало на 12-й и 29-й неделях учебного года. Больше это оказалось выражено у детей, которые начали обучение в детском саду (см. рис. 2). Показатель АМо1АХ у них на 12-й неделе равнялся 239,6±17,4 усл. ед., на 29-й неделе— 236,3±17 усл. ед., а в другие недели учебного года был от 202,8±25 до 148,8± ±20,6 усл. ед. у детей, начавших обучение в 6-летнем возрасте в условиях школы, АМо/АХ в этн недели соответствовал 217,4±25 и 205,4± 16,3 усл. ед., а в другие недели не превышал 198 усл. ед. Соответственно на 12-й и 29-й неде-

л1

/

'г-П •Ч 42

1\ \ / У ч .1 ; г 1 1> 1

ч у' 1 )

/

г Г

260 240 220 ТОО 1В0 160 140 120 lOO

ВО ,

123156 7 в 12 П 71 2S 29 ЗЗнед

Рис. 3. ИИ на втором году обучения у девочек (/) и мальчиков (2).

лях учебного года у детей обеих групп высоким был и ИН (см. рис. 2). Работали дети в эти недели довольно с большой интенсивностью и точностью. Так, на 12-й неделе они просмотрели в среднем 111,5±1,7 фигуры и сделали 3,7±0,1 ошибки на 100 просмотренных фигур. В конце учебного года, как и на первом году обучения, ▲.при снижении интенсивности умственной работоспособности, у детей заметно снижалось и напряжение систем вегетативного обеспечения: показатель АМо!АХ на 33-й неделе учебного года равнялся 187,3±11 усл. ед., ИН 150,0±9,7 усл. ед., при просмотре в среднем 89± 1,6 фигуры сделано 2,4±0,1 ошибки на 100 просмотренных фигур. Поведение систем вегетативного обеспечения в течение учебного года у мальчиков и девочек было однонаправленным (рис. 3).

Таким образом, выявлены некоторые закономерности поведения систем регулирования сердечной деятельности в течение учебного года. В начале систематического обучения выделился период адаптации, для которого характерны относительно низкий уровень умственной работоспособности и выраженное напряжение систем вегетативного обеспечения. Значительное и затянувшееся напряжение систем вегетативного обеспечения у 6-летних детей указывает на то, что при обучении с более раннего возраста затрудняется адаптация. Повышение напряжения систем вегетативного обеспечения на 12-й и 29-й неделях второго года обучения без значитель-

ного подъема уровня умственной работоспособности указывает на то, что введение компонента контроля увеличивает психоэмоциональное напряжение и влияет на функциональные системы организма. Снижение умственной работоспособности и напряжения вегетативного обеспечения сердечной деятельности в конце учебного года являются признаками утомления.

Выводы. 1. Начало обучения детей с шестилетнего возраста сопровождается более выраженным напряжением систем вегетативного обеспечения, более продолжительным и отягощенным периодом адаптации.

2. Обучение детей с 6-летнего возраста по экспериментальной программе в условиях детского сада благоприятнее действует на системы вегетативного обеспечения в течение первого года обучения и менее выражено у этих детей на втором году обучения.

3. При обучении с 6-летнего возраста нужно учитывать и различия напряжения систем вегетативного обеспечения у мальчиков и девочек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропова М. В., Хрипкова А. Г. — Нов. исследования по возраст, физиологии, 1979, № 2, с. 5—17.

2. Баевский Р. М. — В кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь, 1975, вып. 1, с. 27—50.

3. Бережков Л. Ф., Глушкова Е. К.. Попова Н. М. и др. — В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М.. 1981, с. 62—63.

4. Догадина С. Б. — В кн.: Особенности развития физиологических систем школьника. М., 1983, с. 23—29.

5. Никулина Г. А. Исследование статистических характеристик сердечного ритма как метод оценки функционального состояния организма при экстремальных воздействиях. Автореф. дис. канд. М., 1974.

6. Плохинский Н. А. Биометрия. Новосибирск, 1961.

7. Чепайтис Ж.. Жемайтите Д. — В кн.: Ритм сердца в норме и патологии. Вильнюс, 1970, с. 19—27.

Поступила 22.08.84

Summary. Starting school at 6 years, in accordance with the experimental curriculum, is associated with a marked strain on the systems responsible for the vegetative cardiac activity; the strain is more manifest in preparatory schoolchildren, especially in boys, than in kindergarten children of the same age. The regulatory system activation is more pronounced in the period of adaptation which lasts as long as the first half of the academic year.

УДК 371.711

В. И. Агарков, Н. П. Гребняк

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА УМСТВЕННОЙ

РАБОТЫ И ОТДЫХА

Донецкий медицинский институт

Учебная деятельность учащихся младших учебной программой, методикой преподавания и

классов связана с активной умственной работой трудностью предмета. Естественное следствие

на уроках в течение 4—5 ч ежедневно на протя- этого — утомление школьников, выраженное в

жении 6 дней. Интенсивность ее определяется различной степени. Восстанввление организма

2 Гигиена и санитария № I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.