Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ В БЕЗОКОННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ В БЕЗОКОННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — T.Л. Соснова, Е.И. Лосева, Ю.В. Фрид, И.В. Талдыкина, Е.В. Зорина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effects of varied illumination (static and two dynamic regimens of different intensity) on the function of vision and visual capacity of individuals engaged in visual work in railway compartments without windows were studied. Dynamic illumination regimen, with maximum illumination within the last hours of the shift, was shown to cause the least pronounced changes in the test indices by the end of the working day.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ В БЕЗОКОННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ»

/

sol and a number of nitrogen-containing compounds, hydro- chains have the greatest content of hydrogen cyanide and gen cyanide included. Polyamides with meta-substituted other nitrogen-containing compounds.

УДК в13>645:629.1.0в]:в13.692

T. JI. Соснова, E. И. Лосева, Ю. В. Фрид, И. В. Талдыкина,

Е. В. Зорина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ В БЕЗОКОННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

Проблема совершенствования светового микроклимата на производстве имеет важное значение, так как рациональное освещение является одним из факторов улучшения производственной среды. Повышение требований к оптимальному освещению особенно важно для безоконных и имеющих недостаточное естественное освещение помещений. В последнее время многие авторы [1—7] высказываются за создание в таких помещениях динамического освещения, которое характеризуется изменением в процессе рабочего дня уровней освещенности или спектрального состава излучения. Несмотря на то что до сих пор нет единого мнения относительно преимуществ того или иного способа введения режима динамического освещения, все авторы отмечают это благоприятное влияние на работоспособность органа зрения и ЦНС.

В связи с тем что на объектах железнодорожного транспорта имеются безоконные помещения (диспетчерские, билетные классы, подземные помещения вокзалов, комнаты дежурных по станции и станционного поста централизации на метрополитене и др.), возникла необходимость в изучении целесообразности использования динамического освещения на указанных объектах.

Цель работы заключалась в выборе наиболее эффективного режима динамического освещения при выполнении зрительной работы в безоконных помещениях при 8-часовом рабочем дне. Экспериментальные исследования проведены при статическом освещении и двух программах динамического по интенсивности освещения.

Для оценки изменений со стороны органа зрения в процессе выполнения зрительной работы исследовали временные пороги хроматической адиспаропии (ХА), видимость, ближнюю и дальнюю точки ясного видения, а также зрительную работоспособность. Функциональные сдвиги со стороны органа зрения определяли у лиц, работающих в дневную смену. Исследования проводили в производственных условиях у дежурных и операторов станционного поста централизации и в лабораторных условиях в безоконном помещении у лиц, имевших примерно ту же зрительную нагрузку. Согласно СНиП П-4-79, работа данного характера должна производиться при освещенности на рабочем месте 300 лк. Под наблюдением находилась группа нормальных

трихроматов — 24 человек в возрасте от 17 до 35 лет. Состояние зрительных функций изучали в течение 3—5 смен при статическом освещении 300 лк на рабочем месте и 3—4 смен при двух программах динамического освещения. Последние были составлены из 3—4 фаз с учетом развивающегося в процессе рабочего дня утомления. При воспроизведении первой программы в динамике рабочего дня использовали следующие уровни освещенности: первые 2 ч — 200 лк, следующие 4 ч — 300 лк, затем 2 ч — 500 лк, т. е. максимальное повышение освещенности создавалось к концу рабочей смены, когда насту пало более выраженное утомление. Вместе с тем ввиду жалоб отдельных лиц на повышенную возбудимость в конце смены во второй программе была другая динамика уровней освещенности: первые 2 ч — 200 лк, затем 2 ч — 300 лк, последующие 2 ч — 500 лк, последние 2 ч — 300 лк. Для получения требуемых уровней были созданы специальные установки с применением люминесцентных ламп типа ЛД.

Зрительные функции исследовали через 30 мин после начала работы, а затем через каждые 2 ч на протяжении смены. Всего проведено более 2500 исследований, результаты которых обработаны вариационно-статистическим методом с определением критерия Стьюдента.

Анализ материала показал, что в процессе выполнения зрительной работы в условиях статического освещения ряд изученных параметров изменялся, что было более выражено к концу рабочего дня и указывало на утомление органа зрения. За исходный уровень принимали величины, полученные при исследовании через 30 мин после начала работы.

При прослеживании динамики временных порогов ХЛ отмечено снижение ее абсолютных значений в течение рабочего дня почти по каждому измеряемому отрезку времени относительно исходной величины. Так, через 4 ч снижение временных порогов соответствовало 7 %, а через 6—8 ч — 16—22 %. Показатель видимости через 6 ч снижался в среднем на 6 %, а в конце рабочего дня — на 14%. Что касается объема аккомодации, то в динамике рабочего дня она изменялась незначительно и в основном за счет удаления ближней точки ясного видения, досто-

Ф верное изменение которой также выявлялось через 6—8 ч после начала работы.

Оценка зрительной работоспособности по коэффициенту точности и работоспособности показа та, что показатель точности выполняемой работы по корректурной таблице Анфимова достоверно снижался уже через 4 ч. После обеденного перерыва отмечалось некоторое ее повышение, а через 6—8 ч коэффициент точности вновь уменьшался на 10—13%. Выявлена выраженная динамика и коэффициента работоспособности, который через 4—8 ч после начала работы снижался на 22—30 %.

Таким образом, несмотря на то, что зрительная работа в безоконном помещении выполнялась при освещенности, нормируемой СНиП П-4-79, происходили существенные сдвиги со стороны органа зрения и зрительной работоспособности в динамике рабочего дня.

И серия исследований проведена при первом режиме динамического освещения, при котором уровни освещенности нарастали в течение рабочего аня (200, 300 и 500 лк) Полученные данные показали, что изменение состояния изученных параметров в условиях этого режима выражено менее, чем при статическом освещении. Так, временные пороги ХА снижались через 4 ч на 5 %, через 6 ч — на 11%, а к концу работы несколько повышались, однако не достигали исходного уровня. Показатели видимости в динамике рабочего дня практически не изменялись. При исследовании объема аккомодации выявлено достоверное изменение со стороны ближней точки ясного видения только после 6ч работы. В условиях адаптации к более высокому уровню освещенности (500 лк) ближняя точка ясного видения приближалась к глазу.

Анализ результатов исследования зрительной работоспособности показал, что коэффициент точности и работоспособности заметно снижался на 11—12% в основном через 6 ч после начала работы. Выявленное снижение работоспособности в дальнейшем при работе в условиях А максимальной освещенности (500 лк) несколько ^ уменьшалось, абсолютные величины приведенных коэффициентов к концу рабочей смены были лишь на 4 % ниже исходных. Следовательно, режим динамического освещения оказал положительное влияние на функциональное состояние органа зрения и зрительную работоспособность.

III серия исследований была посвящена изучению состояния указанных выше параметров в условиях работы при динамическом освещении, когда максимальный уровень (500 лк) создавался после 4 ч работы и через 2 ч сменялся более низким (300 лк). Установлено снижение временных порогов ХА после 4 ч работы на II %, а при освещенности 500 лк они возвращались к исходному уровню. Однако в конце рабочего дня вновь отмечалось достоверное снижение (на 14 %) этого параметра, что указывало на утом-

а

% %

юоI ______г\юо

90 =-. = 90

70------70

ВО-----бо

50 в Ю Г2 М 16ч° в Ю 12 Н 16ч

Изменение временных порогов ХА (о) и- коэффициента работоспособности (б) в динамике рабочего дня при разных

режимах освещения. / — статическое освещение; 2, 3 — динамическое освещение (соответственно первый и второй режим).

ление зрительного анализатора. Менее выраженные изменения отмечены при исследовании видимости, которая снижалась после 4 ч работы на 8 %, в условиях максимального освещения достигала исходного уровня, а в конце работы уменьшалась на 10%- При исследовании объема аккомодации со стороны ближней и дальней точек ясного видения изменений в течение рабочего дня почти не наблюдалось.

Изучение зрительной работоспособности показало, что в процессе работы в условиях второго динамического режима выраженные сдвиги имел коэффициент работоспособности, который уменьшался через 4 ч работы на 13%; выполнение работы при адаптации к максимальному уровню освещенности приводило к снижению зрительного утомления, что выражалось в повышении зрительной работоспособности, однако к концу рабочего дня оно вновь снижалось в среднем на 7%.

Анализ результатов исследований при разных режимах освещения показал, что наибольшие изменения функционального состояния органа зрения и зрительной работоспособности происходят при статическом режиме освещения, а при сопоставлении эффективности двух режимов динамического по интенсивности освещения выявлены значительные преимущества первого режима. Так, если снижение временных порогов ХЛ к концу рабочего дня при статическом освещении составляло 20 %, а коэффициент работоспособности снижался на 31 %. то при втором динамическом режиме эти показатели снижались соответственно на 10 и 7 %, а при первом динамическом режиме — на 5 и 3% (см. рисунок). Следовательно, введение динамического режима освещения с максимальным повышением уровня освещенности в конце смены при выполнении зрительной работы в безоконных помещениях на объектах железнодорожного транспорта положительно сказалось на функциональном состоянии органа зрения и зрительной работоспособности. Последнее согласуется с данными других авторов [3, 4, 7]. Указанный режим освещения и

б

/ *

■А..

\

субъективно оценивался испытуемыми как оптимальный.

Следует отметить, что перерасхода электроэнергии при использовании динамического по интенсивности освещения не было, поскольку ее перераспределение происходило в течение рабочего дня.

Выводы.1. Выполнение зрительной работы в безоконных помещениях при статическом режиме освещения приводит через 4, 6, 8 ч после ее начала к неблагоприятным изменениям функционального состояния органа зрения и зрительной работоспособности. Сдвиги со стороны данных параметров при введении динамической системы освещения значительно менее выражены.

2. Сравнительная оценка двух режимов динамического освещения показала, что для выполнения зрительной работы в безоконных помещениях наиболее эффективен динамический по интенсивности режим освещения с повышением уровня освещенности в последние часы рабочего дня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянова 3. Н. Беляева H. М.. Зоз Н. И. и др. — Светотехника, 1981, № 3, с. 13—16.

2. Беляева H. М.. Гараджа М. И., Незваль Е. И. — Там же, 1979, № 8. с. 8—10.

3. Брайловский В. Л —Там же, 1980, № 10, с. 4—8.

4. Варфоломеев J1. П.. Леонова Т. С.. Окара О. И. и др. — Там же, 1981, № 6, с. 6—8.

5. Малкин А. Я. Свето-цветовая композиция безоконных производственных интерьеров. Автореф. дис. канд. М., 1981.

6. Раевский В. С. — В кн.: Проблемы физиологии и экономики труда в условиях научно-технического прогресса. M., 1971,с. 19—22.

7. Черниловская Ф. М. Освещение промышленных предприятий и его гигиеническое значение. Л., 1971.

Поступила 06.08.84

Summary. The effects of varied illumination (static and two dynamic regimens of different intensity) on the function of vision and visual capacity of individuals engaged in visual work in railway compartments without windows were studied. Dynamic illumination regimen, with maximum illumination within the last hours of the shift, was shown to cause the least pronounced changes in the test indices by the end of the working day.

УДК 371.711:612.89

Э. Ю. Гринене, Э. И. Марачинскене, Д. И. Линдишене, К. А. Яугелавичюс

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕТЕЙ ПРИ ИХ ОБУЧЕНИИ С 6 ЛЕТ

Шяуляйский педагогический институт им. К. Прейкшаса

За последние 2 десятилетия накопилось немало данных о физическом развитии, состоянии здоровья, уровне умственной работоспособности детей, начавших обучение с 6-летнего возраста [1, 3, 4]. Однако при переходе к всеобщему обучению детей с этого возраста дальнейшее изучение функциональных возможностей их организма в процессе обучения становится весьма актуальным.

Задачей настоящей работы явилась оценка воздействия учебного процесса на поведение систем вегетативного обеспечения у детей, начавших обучение с 6-летнего возраста по экспериментальной программе. С этой целью регистрировали синусовый ритм сердца с помощью интерва-лографа [7]. Ритм сердца записывался непрерывно в течение 3 мин после предварительного 5-минутного отдыха в положении лежа, всегда с 9 до 11 ч на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 17, 21, 25, 29, 33 и 37-й неделях учебного года. Обследовано 53 здоровых ребенка (27 начавших обучение в детском саду и 26 — в школе) на протяжении 2 лет обучения. Всего проанализировано 975 рит-мограмм. Анализ сердечного ритма сопровождался обработкой динамического ряда из 100 последовательных кардиоинтервалов с построением гистограмм. По гистограмме определяли моду (Мо), вариационный размах (ДХ) и амплитуду

моды (АМо) [6]. Воздействие вегетативного звена на синусовый ритм сердца оценивали по соотношению АМо1АХ, а автономного и центрального звеньев — по индексу напряжения — ИН [2, 5]. Ин определяли по формуле:

ИН = 2^X121-

Умственную работоспособность изучали в те же дни с помощью фигурных таблиц по общепринятой методике. Полученные данные сопоставляли с данными 1975/76 учебного года, когда по той же методике, в те же недели учебного года нами были обследованы дети, начавшие обучение с 7 лет по общепринятой программе.

Поведение систем регулирования сердечной деятельности было неодинаковым и зависело от возраста школьников, их пола, от условий и организации учебного процесса в течение учебного года.

У 6-летних детей, начавших обучение по экспериментальной программе, наблюдалось высокое напряжение систем вегетативного обеспечения, что проявилось сильно выраженным воздействием симпатического отдела на синусовый ритм сердца. Среднегодовое соотношение А мо/АХ на первом году обучения 6-летних детей было высоким, достигало 237,5±3,6 усл. ед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.