Научная статья на тему 'НАПРЯЖЕНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

НАПРЯЖЕНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Э. Гринене, В. Вайткявичюс, Э. Марачинскене, В. Бурнейкене

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strain on the control mechanisms of the cardiac activity in the children of medium school age was mostly associated with a greater school load (4 and 6 forms), with emotional stress (at the beginning of each school year and at the end of each term), and with the activation of sex development. Control systems activation prior to the overstrain contributed to improvement of the mental work capacity.

Текст научной работы на тему «НАПРЯЖЕНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

в ткани мозга и сыворотке крови в 2'/г раза возрастает уровень нелипидного фосфора.

Анализируя результаты исследования, следует подчеркнуть высокую информативность методов структурно-функционального анализа при изучении центральной нервной системы. Изменения морфологических показателей опережали появление сдвигов по ряду интегральных тестов (Г. Б. Гоев). К ранним реакциям при воздействии СО относятся хроматолиз и гиперхроматоз нейронов, выявляемый на уровне световой микроскопии. При отсутствии различий в показателях объемной фракции (УУ) и общего числа глиальных элементов в эксперименте и контроле выявляются признаки изменения распределения нейронов по размерам (увеличение числа крупных и уменьшение числа мелких клеток) и перераспределения глиальных элементов (увеличение числа сателлитной и уменьшение свободной глин), что указывает на изменение пространственной организации структур слоя V сенсомоторной области коры мозга крысы. К компенсаторным процессам относится увеличение неринейронального индекса, направленного на коррекцию обменных процессов в нейронах. Таким образом, использование системы морфологических показателей позволяет выявить ранние сдвиги в сенсомоторной области коры головного мозга, предшествующие развитию интоксикации на уровне целостного организма, определить их генез и обосновать структурно-функциональные критерии оценки влияния факторов окружающей среды на центральную нервную систему.

Выводы. 1. Морфологические показатели позволяют выявить ранние изменения в центральной нервной системе под влиянием интоксикации СО, предшествующие появлению изменений по интегральным тестам.

2. В качестве критериев оценки нейротоксиче-ского эффекта рекомендуется использование индекса дегенерации нейроцитов, объемной фракции мозга, перинейронального индекса, содержания в нейронах и нейроглиоцитах РНК и активности окислительных ферментов.

3. Изменение распределения нейронов по размерам, а также увеличение сателлитарной глии в эксперименте по сравнению с контролем при отсутствии достоверных различий в показателях объемной фракции и общего числа глии свидетельствует о перестройке пространственной организации структур коры мозга крысы при воздействии СО.

Литература. Островская Л. М.. Швсйнов А. Ф. — В кн.: Московский обл. науч.-исслед. клинический ин-т. Клиника нервных болезней. Труды, 1971, вып. 5, с. 715— 718.

Прохоров Ю. Д., Рогов А. А. — Гиг. и сан., 1959, № 6,

с. 22—26.

Тиунов Л. А., Кустов В. В. Токсикология окиси углерода. М„ 1980.

Пирс Э. Гистохимия. Теоретическая и прикладная. М., 1962.

Albrecht У.— Bull. Acad. pol. Sci., 1977, v. 25, p. 269— 273.

Coon-Palay V.. McCroskey L. — Neuropath, appl. Neurobiol.,

1976, v. 2, p. 293-312. Mii/agishi Т., Suwa N. — Acta neuropath. (Berl.), 1969,

Bd 14, S. 118—125. Mac Millan V. — Canad. J. Physiol. Pharmacol., 1977, v. 55, p. 111—116.

Savolainen //., Elovaara E. — Exp. Neurol., 1977, v. 57, p. 374-378.

Поступила 20.04.83

Summary. Structural and functional analysis of the sensory and motor zone of the ccrebral cortex at different regimes of carbon dioxide exposure made it possible to develop morphological criteria for early neurotoxicity assessment by determining the histological activity of ¡he brain and morphomctric indices of neurons and neurogliocytes. Morphological parameters indicate neurological lesions earlier than integral tests.

УДК 371.71:612.13-067

Э. Гринене, В. Вайткявичюс, Э. Марачинскене, В. Бурнейкене

НАПРЯЖЕНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Шяуляйский педагогический институт им. К. Прейкшаса

Оптимизация учебного процесса в средней школе в последние годы вызывает необходимость гигиенической оценки не только режима обучения, умственной работоспособности школьников, но и состояния организма, отдельных его систем, т. е. физиологической «цены» преодоления учебной нагрузки. Одним из весьма чувствительных показателей состояния организма в процессе деятельности является синусовый ритм сердца. Под влиянием учебной деятельности происходит перестройка различных механизмов регулирования сердечной деятельности (М. И.

Степанова; Е. К. Глушкова и Т. Н. Сорокина), наблюдается определенная реакция сердечнососудистой системы (Н. Н. Куинджи и соавт.).

Задачей настоящей работы явилось изучение степени участия центрального и вегетативного звеньев в регуляции синусового ритма сердца в течение учебного года у школьников средних классов под влиянием учебного процесса с учетом особенностей их умственной работоспособности и полового развития. Регистрация синусового ритма сердца проводилась при помощи ин-тервалографа конструкции Ж. Чепайтиса и

2 Гигиена н санитария № 10

- 33 -

Д. Жемайтите. Ритм сердца записывался непрерывно в течение 3 мин, после предварительного 5-минутного отдыха, в положении лежа, всегда с 9 до 11 ч дня, на 2, 3, 4, 5, 12, 16, 20, 25, 29, 32, 37-й неделях учебного года. Обследованию подверглись 58 здоровых школьников (25 девочек и 33 мальчика), учившихся в 4, 5, 6-м классах (всего 899 ритмограмм). Анализ сердечного ритма сопровождался обработкой динамического ряда из 100 последовательных сердечных кардиоинтервалов с построением гистограмм. По данным гистограммы определялись мода (Мо), вариационный размах (АХ) и амплитуда моды (Амо), а также вычислялись интегральный показатель — индекс напряжения

(ИМ)—по формуле: ИН =

Мо

— и отношение 2Мо ДХ

Амо/АХ (Р. М. Баевский). Как показали исследования Р. М. Баевского и Г. А. Никулиной, ИН отражает взаимодействие автономного и центрального звеньев регуляции сердечного ритма, Амо/АХ — воздействие вегетативного звена на синусовый ритм сердца. Умственная работоспособность изучалась в те же дни исследования при помощи буквенных таблиц Анфимова по общепринятой методике. Половое развитие детей оценивалось по системе Таннера у тех же детей в динамике 2 лет — в 5-м и 6-м классах. На фоне возрастных особенностей детского организма поведение систем регулирования сердечного ритма у тех же школьников было неодинаковым, зависело от особенностей учебного процесса в 4, 5, 6-м классах. Наряду с этим выявлены и некоторые особенности сердечного ритма в связи с наступлением полового развития.

В 4-м классе переход на предметное обучение сопровождался заметным увеличением напряжения как центрального, так и вегетативного звена регуляториых систем синусового ритма сердца. Среднегодовой ИН равнялся 126,6±4,12, показатель Амо/АХ—183,6±10,1, по сравнению с 3-м классом ИН увеличивался на 30,1, Амо/АХ — на 44,6 (Р<0,05). Заметным было увеличение числа случаев перехода ИН в зоны перенапряжения и адаптации. Число случаев перехода в зону перенапряжения в 4-м классе достигло 21,6±2,3%, в 3-м классе за весь год наблюдения — 15,7±2,0 %, в зоне адаптации показатель находился соответственно в 36,4±2,7 и 26,1 ±2,5% случаев.

В 5-м классе напряжение центрального звена системы регулирования сердечной деятельности было относительно небольшим; средний ИН находился в зоне адаптации; за весь учебный год он равнялся 98,6±2,3. Переход ИН в зону перенапряжения наблюдался лишь в 15,5±1,9%, в зоне адаптации показатель был в 32,6±2,4 % случаев. Регулирование сердечной деятельности вегетативным звеном проявилось в умеренном воздействии симпатического звена в сочетании

с проявлениями парасимпатических влияний; среднее отношение Аыо/АХ за весь учебный год равнялось 140,0±3,1.

В 6-м классе степень напряжения центрального звена регулирования сердечной деятельности заметно возросла; средний ИН за учебный год по сравнению с 5-м классом увеличился на 30,8, достигнув 129,4±3,1. Число случаев перехода в зону перенапряжения составило 26,4± ±2,1 %. в зоне адаптации показатель был в 41,2±2,4% случаев, т.е. на 8,6% чаще, чем в 5-м классе. В 6-м классе заметно возросли и симпатико-андреналовые влияния на сердечную деятельность, тогда как парасимпатические влияния уменьшились. Среднее отношение Амо/АХ в 6-м классе было равно 174,1 ±2,9, т. е. возросло на 24,3 % по сравнению с 5-м классом.

Если в 4-м классе напряжение систем регулирования сердечной деятельности можно классифицировать как перестройку организма в связи с переходом на предметное обучение, то в 6-м классе, судя по учебным программам, это нельзя отнести только за счет усложнения учебного процесса, поскольку в этот период происходит также перестройка организма в связи с половым развитием. Мы сопоставили данные поведения регуляторных систем сердечной деятельности в течение учебного года у мальчиков и девочек, учитывая появление вторичных признаков полового развития у одних и других. Установлено, что в 4-м классе у мальчиков и девочек поведение центрального и вегетативного звеньев регуляции ритма практически было одинаковым: ИН в среднем у мальчиков был равен 129,0±9,1, у девочек — 126,0±10,3. Лишь в конце первого триместра (12-я неделя) на фоне эмоционального напряжения отмечены различия: у мальчиков показатель перешел в зону перенапряжения (рис. 1).

В 5-м классе центральное звено регуляции сердечной деятельности у девочек было активнее, чем у мальчиков. Средний ИН в 5-м классе у девочек составлял 107,2±3,2, у мальчиков— 92,2±4,3. Повышение ИН у девочек в

Z34 5

25 73 32

Рис. 1. ИН у мальчиков (а) и девочек (б) в течение учебного года в 4-м классе. Здесь н на рис. 2: по оси абсцисс — недели учебного года; по оси ординат — величина показатели ИН.

г 34 5

Рис. 2. ИН у мальчиков (о) и девочек (б) в течение учебного года в 5-м (5а, 56) и 6-м (6а, 66) классах.

5-м классе было более выраженным в основном в начале учебного года (рис. 2). Система же вегетативного обеспечения регуляции сердечной деятельности в 5-м классе у мальчиков и девочек проявлялась одинаково; показатель Ам0/АХ у мальчиков был равен 138,4±4,9, у девочек — 141,3±5,6. Более выраженное напряжение центрального звена регулирования сердечной деятельности с отсутствием различий в системе вегетативного регулирования совпадало с более выраженными признаками начала полового развития у девочек. Так, в 5-м классе отсутствие вторичных половых признаков (ирепубер-тат) среди мальчиков наблюдалось у 77,8± ±8%, среди девочек — у 36,4±10%. В то же время появление первых вторичных признаков или II стадия полового развития выявлены у 36.44=10 % девочек и 14,8±8,0% мальчиков, III стадия — соответственно у 18,2±8 и 7,4%-

В 6-м классе напряжение центрального звена регулирования сердечной деятельности чаще было более выраженным также у девочек. ИН в зоне перенапряжения среди девочек находился у 32,0±3,7 %, среди мальчиков —у 21±2,6 % (Р<0,05). Средний ИН у девочек в 6-м классе достиг 142,8±3,1, у мальчиков ИН равнялся 118,8±3,8 (Р<0,05). Различия показателя ИН среди мальчиков и девочек в 6-м классе наблюдались как в начале, так и в конце учебного года (см. рис. 2). Возрастание симпатических влияний на хронотропную функцию сердца также было более выражено у девочек по сравнению с мальчиками. Средняя Ам„/АХ у девочек в

6-м классе была 180,9±3,2, у мальчиков — 168,7±2,9 (Р<0,05). По нашим' данным, в 6-м классе повышение напряжения систем регулирования сердечной деятельности совпадало с более выраженным проявлением полового развития у школьников. Различия в половом аспекте совпало с более выраженным проявлением хода полового развития у девочек по сравнению с мальчиками. В 6-м классе мальчиков, у которых вторичных признаков полового развития еще не наблюдалось или отмечалось лишь начало их проявления, было 74,0±8 % (I стадия —

29,5±9%, II стадия— 48,1 ±10 %), девочек было лишь 36,3±10% (I стадия—13,6±8%, II стадия —22,7±9 %)• В то же время девочек, у которых половое развитие по совокупности вторичных половых признаков переходило в завершающую стадию, было больше (IV стадия — 18,2±8%, V— 18,2±8% ) по сравнению с мальчиками соответственно 7,5±5 % и 0)- За 3 года наблюдения выявились и некоторые закономерности поведения систем регулирования сердечной деятельности в течение учебного года. Выделено начало учебного года. В 4-м классе это первые 3 нед, в 5-м и 6-м — первые 2 нед, когда проявляются напряжение центральных механизмов и преимущественное влияние симпатико-ад-реналового звена вегетативной нервной системы на сердечную деятельность при относительно низкой умственной работоспособности школьников. Например, в 4-м классе средний ИН на 1-й неделе равен 139,7±21,6, на 4-й — 103,8± 10,6. На 1-й неделе школьники работали хуже, просматривали 426±6,5 знака и делали 10,0±0,2 ошибки па 500 просмотренных знаков, на 4-й неделе работали лучше — просматривали 544± ±6,8 знака и делали 7,9±0,1 ошибки. В 5-м классе средний ИН на 2-й неделе составлял Ю0,3±11,3, на 3-й—86,9±7,9, школьники просматривали знаков соответственно по педелям 554±8,4 и 626±10,8. В дальнейшем (за 3 года наблюдения) на протяжении учебного года, чаще всего при повышении интенсивности и точности умственной работоспособности школьников, повышалась и степень напряжения систем регулирования сердечной деятельности. Например, в 4-м классе в 56,3 % случаев школьники наиболее точно работали, когда центральное звено регулирования сердечной деятельности достигало зоны напряжения.

Установлено также, что напряжение регуля-торных систем ритма сердца возрастало в конце каждого первого триместра. На 12-й неделе увеличивались ИН (см. рис. 1, 2) и Амо/АХ. Последнее достигло 219,8±35,3 в 4-м, 151,5± 12,6 в 5-м и 217,2±15,8 в 6-м классе. Но на фоне возросшего напряжения регуляторных систем сердечной деятельности увеличения умственной работоспособности не наблюдалось. В 4-м классе в конце первого триместра средний ИН равнялся 150,7±23,8, школьники просматривали 537±6,3 знака и делали 8,2±0,7 ошибки, т. е. приблизительно столько, сколько на 4-й неделе. Сходная картина наблюдалась в 5-м классе: ИН равнялся 108,0± 12,8, просмотрено 633,9± ±9,5 знака.

В конце каждого учебного года напряжение центрального звена регулирования уменьшалось, парасимпатические влияния на хронотропную функцию сердца увеличивались (см. рис. 1, 2). Показатели механизмов регулирования сердечной деятельности носили более стабильный характер, меньшей была внутригрупповая диспср-

2*

— 35 —

сия. При этом в конце учебного года умственная работоспособность школьников оставалась на относительно высоком уровне. Школьники

4-го класса просматривали 684±7,8 знака,

5-го —617± 10,0, 6-го — 677±22 знака.

Следовательно, в начале учебного года напряжение систем регулирования сердечной деятельности при относительно низкой умственной работоспособности, по-видимому, было обусловлено перестройкой организма в связи с началом занятий после летних каникул, а в 4-м классе — и в связи с переходом на предметное обучение. Повышение напряжения регуляторных систем в конце первого триместра при высокой умственной работоспособности свидетельствовало о возросшем эмоциональном компоненте, обусловленном особенностями учебного процесса в данный период. В конце учебного года при высокой умственной работоспособности снижение напряжения регуляторных систем сердечной деятельности можно отнести к проявлению признаков утомления.

Анализ показал, что в среднем школьном возрасте механизмы центрального и вегетативного звеньев регулирования сердечной деятельности довольно гибко реагируют на воздействие учебного процесса.

Выводы. 1. У школьников средних классов напряжение регуляторных систем синусового ритма сердца обусловлено учебной нагрузкой: в 4-м классе в связи с переходом на предметное обучение, в 6-м — не только с усложнением обучения, но и с переменами в организме на фоне полового развития.

2. В течение учебного года в каждом классе выделились периоды наибольшего напряжения регуляторных систем сердечной деятельности: начало учебного года и конец первого триместра.

3. Напряжение регуляторных систем сердечной деятельности способствовало улучшению умственной работоспособности школьников, но высокая степень напряжения таила опасность перехода в зону перенапряжения и в дальнейшем не активизировала умственной работоспособности.

4. Напряжение сердечно-сосудистой системы является индикатором возрастания учебной нагрузки, активации умственной работоспособности и появления утомления.

Литература. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. Глушкови Е. К.. Сорокина Т. Н. — Гиг. и сан., 1982, № 3, с. 45—48.

Куинджи Н. П., Синякина А. Д., Мснделева О. И. —

Там же, 1980, № 7, с. 25—28. Степанова М. И, — Там же, 1981, № 12, с. 38—42. Чепайтис Ж-, Жемайтите Д. — В кн.: Ритм сердца п норме и патологии. Вильнюс, 1970, с. 19—27.

Поступил 04.04.83

Summary. The strain on the control mechanisms of the cardiac activity in the children of medium school age was mostly associated with a greater school load (4 and 6 forms), with emotional stress (at the beginning of each school year and at the end of cach term), and with the activation of sex development. Control systems activation prior to the overstrain contributed to improvement of the mental work capacity.

УДК 614.71/.72:656.615+351.777:351.813.2

С. Е. Боев, Н. В. Гринь

МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН МОРСКИХ ПОРТОВ КАК НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Одной из мер защиты здоровья населения от вредного воздействия различных химических и физических факторов является создание сани-тарно-защитных зон (СЗЗ). Эффективность СЗЗ как составляющей планировочных мероприятий в значительной мере зависит от правильного выбора размера и планировки последней (К. А. Буштуева; М. М. Кочанов и С. Д. Заугольников; М. А. Пннигин).

В настоящее время основным нормативным документом, определяющим минимально требуемый санитарный разрыв от того или иного предприятия, является СН 245—71 (санитарная классификация производств) (Р. С. Гильден-скиольд и Л. Ф. Кушнер). Вместе с тем ряд

авторов (Ю. В. Жданович; М. А. Пннигин; Р. С. Гильденскиольд, 1969, 1975) справедливо указывают на недостаточность разработки и обоснования размеров СЗЗ для ряда производств. В литературе нет материалов по гигиеническому обоснованию СЗЗ морских портов. Отсутствуют сведения о санитарной классификации морских портов, соответствующих размерах санитарного разрыва и в «Нормах технологического проектирования морских портов» (ВНТП 01—78, утв. ММФ СССР 30.12.77 г. и 25.10.78 г.).

Гигиеническое обоснование СЗЗ морских портов было одной из основных задач настоящего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.