Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН МОРСКИХ ПОРТОВ КАК НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА'

МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН МОРСКИХ ПОРТОВ КАК НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The obtained data show that pollution intensity and distribution range for individual pollutants (dust, sulphurous gas, nitrogen oxides) from the sea port as a source of air pollution depend on the extent and type of transported goods and technology of their transportation (by crane or conveyor). A study of the air content of the above pollutants within the seaside residential zone, questionnaire data and aerosol deposition data at a different distance from the port made it possible to recommend the following sanitary-protective zones: not less than 500 m from the site of coal and ore transportation by crane, and 300 m — for conveyor transportation. The recommended figures can be specified with regard to meteorological data concerning the given area.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН МОРСКИХ ПОРТОВ КАК НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»

сия. При этом в конце учебного года умственная работоспособность школьников оставалась на относительно высоком уровне. Школьники

4-го класса просматривали 684±7,8 знака,

5-го —617± 10,0, 6-го — 677±22 знака.

Следовательно, в начале учебного года напряжение систем регулирования сердечной деятельности при относительно низкой умственной работоспособности, по-видимому, было обусловлено перестройкой организма в связи с началом занятий после летних каникул, а в 4-м классе — и в связи с переходом на предметное обучение. Повышение напряжения регуляторных систем в конце первого триместра при высокой умственной работоспособности свидетельствовало о возросшем эмоциональном компоненте, обусловленном особенностями учебного процесса в данный период. В конце учебного года при высокой умственной работоспособности снижение напряжения регуляторных систем сердечной деятельности можно отнести к проявлению признаков утомления.

Анализ показал, что в среднем школьном возрасте механизмы центрального и вегетативного звеньев регулирования сердечной деятельности довольно гибко реагируют на воздействие учебного процесса.

Выводы. 1. У школьников средних классов напряжение регуляторных систем синусового ритма сердца обусловлено учебной нагрузкой: в 4-м классе в связи с переходом на предметное обучение, в 6-м — не только с усложнением обучения, но и с переменами в организме на фоне полового развития.

2. В течение учебного года в каждом классе выделились периоды наибольшего напряжения регуляторных систем сердечной деятельности: начало учебного года и конец первого триместра.

3. Напряжение регуляторных систем сердечной деятельности способствовало улучшению умственной работоспособности школьников, но высокая степень напряжения таила опасность перехода в зону перенапряжения и в дальнейшем не активизировала умственной работоспособности.

4. Напряжение сердечно-сосудистой системы является индикатором возрастания учебной нагрузки, активации умственной работоспособности и появления утомления.

Литература. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. Глушкови Е. К.. Сорокина Т. Н. — Гиг. и сан., 1982, № 3, с. 45—48.

Куинджи Н. П., Синякина А. Д., Мснделева О. И. —

Там же, 1980, № 7, с. 25—28. Степанова М. И, — Там же, 1981, № 12, с. 38—42. Чепайтис Ж-, Жемайтите Д. — В кн.: Ритм сердца п норме и патологии. Вильнюс, 1970, с. 19—27.

Поступил 04.04.83

Summary. The strain on the control mechanisms of the cardiac activity in the children of medium school age was mostly associated with a greater school load (4 and 6 forms), with emotional stress (at the beginning of each school year and at the end of each term), and with the activation of sex development. Control systems activation prior to the overstrain contributed to improvement of the mental work capacity.

УДК 614.71/.72:656.615+351.777:351.813.2

С. Е. Боев, Н. В. Гринь

МАТЕРИАЛЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН МОРСКИХ ПОРТОВ КАК НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Одной из мер защиты здоровья населения от вредного воздействия различных химических и физических факторов является создание сани-тарно-защитных зон (СЗЗ). Эффективность СЗЗ как составляющей планировочных мероприятий в значительной мере зависит от правильного выбора размера и планировки последней (К. А. Буштуева; М. М. Кочанов и С. Д. Заугольников; М. А. Пннигин).

В настоящее время основным нормативным документом, определяющим минимально требуемый санитарный разрыв от того или иного предприятия, является СН 245—71 (санитарная классификация производств) (Р. С. Гильден-скиольд и Л. Ф. Кушнер). Вместе с тем ряд

авторов (Ю. В. Жданович; М. А. Пннигин; Р. С. Гильденскиольд, 1969, 1975) справедливо указывают на недостаточность разработки и обоснования размеров СЗЗ для ряда производств. В литературе нет материалов по гигиеническому обоснованию СЗЗ морских портов. Отсутствуют сведения о санитарной классификации морских портов, соответствующих размерах санитарного разрыва и в «Нормах технологического проектирования морских портов» (ВНТП 01—78, утв. ММФ СССР 30.12.77 г. и 25.10.78 г.).

Гигиеническое обоснование СЗЗ морских портов было одной из основных задач настоящего исследования.

Морские порты являются крупными типами промышленных предприятий, они характеризуются спецификой основного производственного процесса — перегрузкой народнохозяйственных грузов. Перерабатываемые в портах грузы по виду классифицируются на «генеральные» (контейнеры, ящики, бочки и др.) и навалочные (уголь, руда и т. п.).

Характерный признак портового производства— проведение основных разгрузочно-погру-зочных операций на открытых площадках, в связи с чем порты являются выраженным неорганизованным источником загрязнения атмосферного воздуха.

В литературе мало работ, посвященных влиянию неорганизованных источников выбросов на состояние атмосферы (С. А. Давыдов и М. Б. Аксельрод; Д. М. Бабов и соавт.), и практически отсутствуют сведения как о закономерностях рассеивания в ней вредных веществ, так и о критериях оценки выбросов от неорганизованных источников. Нет их и в «Указаниях по расчету рассеивания вредных веществ, содержащихся в выбросах промышленных предприятий» (СН 369—74). На примере Ждановского морского порта мы попытались изучить закономерности распространения в воздушной среде вредных веществ от мест перегрузки навалочных материалов в зависимости от технологии перегрузки и метеорологических факторов, а также дать гигиеническую характеристику этих неорганизованных источников загрязнения атмосферного воздуха.

Исследование атмосферного воздуха на содержание пыли сернистого газа и двуокиси азота проводилось с использованием маршрутных постов наблюдения на фиксированном расстоянии от источника выброса вредных веществ — 300, 500, 700 и 1000 м. Контрольная точка находилась в зоне недосягаемости влияния портовых выбросов (5 км), в стороне от направления господствующих ветров и относительной независимости от влияния основных городских источников загрязнения (расстояние свыше 10 км). Отбор проб производился в летне-осенний период, преимущественно во время крановой перевалки сыпучих грузов. Вредные вещества в воздухе определялись по методикам, изложенным в «Руководстве по контролю загрязнения атмосферы». Определение дальности распространения пыли изучалось дополнительно седиментацион-ным методом («снеговые» пробы).

По характеру перерабатываемых грузов Ждановский порт разделен на два производственных района: в первом районе перерабатываются навалочные (уголь, руда и др.), во втором— «генеральные» (контейнеры, мешки, бочки и т. п.) грузы. Перегрузка навалочных грузов проводится двумя способами: крановым (уголь, руда, трубы) и конвейерным (уголь).

Жилой массив, представленный индивидуальным строительством, находится на расстоянии около 300 м от причальной линии и 100 м от линии конвейерной перегрузки угля. Климат г. Жданова теплый, умеренно-континентальный, преобладающее направление ветров восточное, северо-восточное с некоторым увеличением числа западных и юго-западных ветров в теплый период года. Среднегодовая скорость ветра 5,3 м/с, максимальная — 30 м/с. Штормовые ветры со скоростью 11 —15 м/с наиболее часто бывают в зимнее время. Максимальная продолжительность штилей до 2 сут. Море оказывает заметное влияние на характер ветров с выраженным преобладанием направлений «с моря».

Расчет годовых выбросов вредных веществ внутрипортовыми источниками в соответствии с «Временными указаниями по расчету выбросов в атмосферу морских портов» (РТМ 31.3014—77) показал, что с мест перегрузки сыпучих грузов в атмосферу поступает большое количество пыли и газообразных вредных веществ. Большое значение как источник загрязнения атмосферы имеют суда при стоянке в порту, на что указывают и другие авторы (Л. Е. Беспалько и соавт.).

Исследование загрязнения атмосферного воздуха пылью на территории двух различающихся по перегрузочным операциям производственных районов порта в летний период года в 9, 12, 15 ч показало, что запыленность первого района (переработка навалочных грузов) в 3—10 раз выше, чем второго (переработка «генеральных» грузов). Самые высокие концентрации иыли отмечены в 15 ч, что совпадает со временем максимальных технологических нагрузок, причем в зоне непосредственной перегрузки сыпучих материалов содержание пыли было различным: наименьшим в зоне работ стаккера (конвейерное складирование), средним в зоне реклайне-ра (роторная погрузка), наибольшим в зоне грейферной погрузки (крановый способ). Данные о содержании пыли в зоне работы реклай-нера совпадают с результатами И. А. Матузко, полученными при изучении работы роторных экскаваторов типа ЭРГ-400 Д и ЭРГ 1250-15/1,5 Д. Здесь же сосредоточена работа транспорта (погрузчики, автомашины и др.)—источника поступления вредных газообразных веществ.

Приведенные результаты позволили нам определить оптимальное время (14—17 ч) отбора проб воздуха (Г. В. Новиков и А. Я. Дударев) на разном расстоянии припортовой жилой зоны (300, 500, 700 и 1000 м) от места перемещения навалочных грузов крановым способом (преимущественно наиболее интенсивный источник выброса иыли).

Результаты исследований содержания пыли в атмосферном воздухе в каждой точке отбора проб были сгруппированы в зависимости от фактора направления ветров: а) средние конце.нт-

рации из суммарного количества отобранных проб при всех наблюдавшихся в дни отбора направлениях ветра (все направления); б) средние концентрации пыли из количества проб при неблагоприятных направлениях ветра (В, ЮВ, Ю, ЮЗ), т.е. направлениях ветра с моря на жилой массив; в) средние концентрации пыли при восточном направлении ветра, преобладающем в данной местности.

Установлено, что на расстоянии 300 м средние концентрации пыли при всех направлениях ветра составили 0,72±0,08 мг/м3, при неблагоприятных— 0,81 ±0,1 мг/м3, восточном направлении — 1,03±0,15 мг/м3 (Р<0,01).

Средние концентрации пыли в контрольном районе были на уровне 0,19±0,02 мг/м3.

Учитывая, что в зимний период конвейерная перегрузка не производится, мы дополнили изучение распространения пыли от мест крановой перевалки грузов данными исследования «снеговых» проб. Отобрано 49 проб снега, выпавшего за 10 дней, на расстоянии 100, 300, 500, 700, 1000 м от мест крановой перегрузки, а также в контрольной точке по трем направлениям неблагоприятных ветров (В, Ю, 3). В каждой точке взято по 3 пробы снега. За 10 дней наблюдались ветры фактически всех направлений с преобладанием восточных, скорости которых достигали 14 м/с.

При этом на расстоянии 100 м от мест крановой перегрузки (территория порта) среднее количество пыли на 1 дм2 составило 0,036 г, максимальное по восточному направлению — 0,051 г, минимальное по западному — 0,017 г. Средняя арифметическая масса осевшей пыли на удалении 300 м была на уровне 0,017 г, максимальная по восточному направлению — 0,028 г, минимальная по западному — 0,01 г. Среднее количество выпавших твердых аэрозолей, начиная с радиуса 500 м и далее, не отличалось от контроля и составляло 0,011 г, в то время как при восточных направлениях ветра уровень фоновых загрязнений (контроль) регистрировался лишь на расстоянии 700 м.

Для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха припортовой зоны газообразными выбросами нами на указанных расстояниях было отобрано 117 проб с целью определения содержания сернистого газа и 111 проб — двуокиси азота. Установлено, что на расстоянии 300 м содержание двуокиси серы и азота не превышало максимально разовых ПДК для этих веществ даже с учетом «эффекта суммации» (0,72). В контрольной точке содержание сернистого газа и двуокиси азота составляло 0,01 — 0,018 мг/м3, что характеризует фоновую загрязненность данного района города.

С целью изучения влияния порта на санитар-но-бытовые условия жизни населения проведен опрос 243 лиц припортового района, разделенного на 3 зоны (до 500 м — 63 человека, более

500—700 м —82 человека, более 700—1000 м — 98 человек), и 90 человек контрольного участка. По данным опроса, во всех 3 зонах припортового района соответственно 82, 31 и 12 % жителей отмечали влияние угольной пыли на сани-тарно-бытовые условия жизни независимо от направления ветра. Однако если в зоне до 500 м на неблагоприятное влияние пыли указывали лица, проживавшие по всему радиусу зоны, то в зоне более 500—700 и 700—1000 м жалобы предъявляли жители домов, находящихся с подветренной стороны восточного направления ветра. Население третьей зоны отмечало наличие пыли только при очень сильном восточном ветре. По характеру жалоб жители первой и второй зон указывали на загрязнение пылыо мебели, подоконников и др. (соответственно 82 и 31 %), влияние на цветы, деревья в саду (52 и 15%), невозможность сушки белья во дворе (82 и 31 %), засорение глаз (23 и 10%), население третьей зоны лишь на загрязнение пылыо подоконников (12%) и затруднение сушки белья (12%). На слабые запахи и шум из порта предъявляли жалобы лишь жители первой зоны (соответственно 28 и 8%). В контрольном районе влияние пыли (10%) и газов (8%) население связывало исключительно с автотранспортом.

Выводы. 1. Морские порты являются выраженными неорганизованными источниками поступления в атмосферный воздух твердых и газообразных загрязнений. Этот тип промышленных предприятий характеризуется большой площадью «сноса» вредных веществ, периодичностью их поступления, связанной с технологическим циклом перегрузки, отсутствием подфа-кельной «чистой» зоны, характерной для организованных источников выбросов в атмосферу.

2. Интенсивность загрязнения воздушного бассейна и дальность распространения загрязнений зависят от объемов, разновидности основных перерабатываемых грузов и технологии их перегрузки (крановая, конвейерная), что должно быть положено в основу критерия санитарной классификации морских портов. При крановой перевалке сыпучих материалов (уголь, руда) загрязнение атмосферного воздуха выше, чем при конвейерной.

3. На основании изучения интенсивности и дальности распространения твердых аэрозолей и газовых компонентов выбросов в припортовой зоне, данных анкетного опроса населения и количества выпавших частиц на разном расстоянии от порта можно рекомендовать санитарно-защитные зоны от мест перегрузки сыпучих грузов (уголь, руда) крановым способом не менее 500 м, а при конвейерном — не менее 300 м. Корректировка санитарно-защитной зоны для этого источника неорганизованных выбросов должна осуществляться с учетом метеорологических факторов.

Литература. Бабов Д. М., Дульдиер А. Н., Зволь-ский Л. И. и др.— В кн.: Гигиена окружающей среды. Киев, 1979, с. 53-54.

Беспалько Л. £., Гофмеклер В. А., Русаленко Л. Д. и др. — Гиг. и сан., 1974, № 4, с. 13—16.

Временные указания по расчету выбросов в атмосферу в морских портах. РТМ 31. 3014—77. Л., 1977, с. 17.

Гильденскиольд Р. С. — Гиг. и сан., 1969, № 12, с. 64—67.

Гильденскиольд Р. С. — Там же, 1975, № 2, с. 56—59.

Гильденскиольд Р. С., Кушнер Л. Ф. — Там же, 1978, № 3, с. 28-33.

Давыдов С. А.. Аксельрод М. Б. — В кн.: Вопросы гигиены населенных мест. Киев. 1964, т. 5, с. 149—153.

Жданович Ю. б.— Гиг. и сан., 1968, № 9, с. 81—84.

Кочанов М. М., Заугольников С. Д. — Там же, 1970, № 10, с. 62—65.

Матузко И. А. — В кн.: Вопросы гигиенической оценки органических и минеральных пылей сложного химического состава. М., 1976, с. 31—34.

Новиков Г. В.. Дударев А. Я■ Санитарная охрана окружающей среды современного города. Л., 1978.

Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Л., 1979, с. 440.

Нормы технологического проектирования морских портов. ВНТП 01—78, ЦРИА сМорфлот». М„ 1980.

УДК 613.95:614.39):!

Возросшие требования к качеству медико-са-нитарного обеспечения детского населения диктуют необходимость совершенствования организации труда специалистов по гигиене детей и подростков (ГДиП). Исходным материалом для практических рекомендаций в этом направлении может быть лишь тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их осуществления (В. В. Канеп и Л. Л. Липовецкая).

Если судить по немногочисленным работам, выполненным в разные годы (П. М. Секретта и Э. М. Гольдзильбер; С. С. Пономарева; И. С. Артюшенко и соавт.; Г. В. Горбунова), разработка нормативов затрат труда специалистов по ГДиП — задача весьма сложная ввиду особенностей этого раздела гигиены (широкий диапазон обслуживаемых возрастных групп и подконтрольных объектов, разнообразие регламентируемых средовых факторов, динамичность санитарных ситуаций, многообразие форм организационной работы и др.).

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий СН 245—71. М„ 1972. Указания по расчету рассеивания в атмосфер« вредных веществ, содержащихся в выбросах промпредприятий СН 369—74. М„ 1974. Пинигин М. А. — В кн.: Гигиенические вопросы планировки, застройки и благоустройства городов и сельских населенных мест. М., 1973, с. 56—62. Руководство по гигиене атмосферного воздуха. Пол ред. К. А. Буштуевой. М., 1976.

Поступила 17.05.82

Summary. The obtained data show that pollution intensity and distribution range for individual pollutants (dust, sulphurous gas, nitrogen oxides) from the sea port as a source of air pollution depend on the extent and type of transported goods and technology of their transportation (by crane or conveyor). A study of the air content of the above pollutants within the seaside residential zone, questionnaire data and aerosol deposition data at a different distance from the port made it possible to recommend the following sanitary-protective zones: not less than 500 m from the site of coal and ore transportation by crane, and 300 m — for conveyor transportation. The recommended figures can be specified with regard to meteorological data concerning the given area.

Отсутствие единой методики исследований и существенные различия в классификации видов деятельности затруднили сопоставление и обобщение полученных ранее данных, поэтому до настоящего времени нет научно обоснованной характеристики затрат труда специалистов по ГДиП.

В предпринятом исследовании оценка затрат труда специалистов по ГДиП проводилась на основе унифицированных методических рекомендаций по нормированию труда в здравоохранении, предварительно адаптированных применительно к задачам изучения деятельности специалистов санэпидслужбы. Чтобы полнее учесть характер работы специалистов и особенности трудового процесса в зависимости от района обслуживания, вида и категории СЭС, нами предпринято исследование деятельности санитарных врачей и их помощников в отделениях ГДиП 70 санэпидстанций городских и сельских районов в 25 областях страны.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

658.387(147 +57)-21/.22)

Г. Л. Туровец

ОЦЕНКА ЗАТРАТ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ САНЭПИДСТАНЦИЙ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ

РАЙОНОВ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.