Научная статья на тему 'Оценка влияния открытых складов для хранения сыпучих грузов на окружающую среду'

Оценка влияния открытых складов для хранения сыпучих грузов на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1346
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЫЛЕОБРАЗОВАНИЕ / СЫПУЧИЕ ГРУЗЫ / ПОРТОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ СКЛАДЫ / DUST FORMATION / BULK CARGO / PORT OPEN WAREHOUSES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Костюничев Денис Николаевич, Отделкин Николай Станиславович

В статье рассматривается влияние открытых складов с сыпучими грузами на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Костюничев Денис Николаевич, Отделкин Николай Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the impact of open storage of bulk goods on the environment.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния открытых складов для хранения сыпучих грузов на окружающую среду»

Выпуск 2

ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

УДК 621-192 Д. Н. Костюничев,

канд. техн. наук, ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»;

Н. С. Отделкин,

д-р техн. наук, ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОТКРЫТЫХ СКЛАДОВ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

ASSESSMENT OF OPEN STORAGE BULK MATERIALS IMPACT

ON THE ENVIRONMENT

В статье рассматривается влияние открытых складов с сыпучими грузами на окружающую среду. The article examines the impact of open storage of bulk goods on the environment.

Ключевые слова: пылеобразование, сыпучие грузы, портовые открытые склады.

Key words: dust formation, bulk cargo, port open warehouses.

Интенсивное пыление при перегрузочных работах с пылящими грузами и их открытом хранении приводит к безвозвратным потерям груза в результате пылеуноса взвешенных частиц воздушными потоками. При этом пыль оседает на территории и акватории порта и прилегающих к нему районах, оказывая отрицательное воздействие как на окружающую среду, так и на человека.

Деятельность порта разворачивается на стыке территории и акватории и может быть условно представлена квадратом (рис. 1).

При освоении грузопотоков 26,-, проходящих через порт, собираются сопутствующие грузам вредности. Так как транспортный процесс герметичен (в зависимости от технологичности объекта), возможны потери груза, распространение сопутствующих вредностей (нормы естественной убыли предусматривают коммерческие потери при перегрузке до 1 % грузопотока) и их взаимодействие с ресурсами природы [1].

В зависимости от гидрометеорологических условий возможны трансграничный перенос и накопление выбросов.

Локальное распространение выбросов определяет фактическое природопользование порта, так как используются территория, непосредственно занятая объектом, и санитарно-защитная зона (СЗЗ), определяемая рассеиванием предельно допустимого выброса до предельно допустимой концентрации (ПДК).

Санитарно-защитная зона определяет площади отчуждения территории от использования под рекреационные или хозяйственные цели. Эти факторы определяют необходимость учета затрат в эффективное перегрузочное оборудование с минимальными потерями груза и в дополнительные системы локализации и очистки возможных выбросов от основного перегрузочного оборудования и вспомогательных инфраструктур (ремонтные, бытовые и другие службы).

Районы порта, технологические комплексы и сооружения с технологическими процессами, являющимися источником выделения в окружающую среду вредных веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, следует

отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами, размеры которых определяются Санитарными правилами [2].

Рис. 1. Схема взаимодействия деятельности порта и ресурсов природы: где 26- — грузопотоки ,-х грузов;

2Ра — ресурсы атмосферы (потребляемый и загрязняемый воздух);

2Рг — ресурсы гидросферы (потребляемая и загрязняемая вода);

2Рл — ресурсы литосферы (площади и качество землепользования);

ВВ — выбросы вещества;

НЕУ — норма естественной убыли

Порты и отдельные портовые объекты в зависимости от степени вредности, которую они оказывают на окружающую среду, с учетом санитарной характеристики перерабатываемых там грузов, их объема, технологии перегрузки и мер по предупреждению вредных выделений в атмосферу — делятся на 5 классов:

— 1-й класс — с шириной СЗЗ 1000 м;

— 2-й класс — -»- 500 м;

— 3-й класс — -»- 300 м;

— 4-й класс — -»- 100 м;

— 5-й класс — -»- 50 м.

К первому классу СЗЗ относятся от-

крытые склады и места загрузки и хранения апатитового концентрата, фосфоритной муки, цемента и других пылящих грузов при грузообороте более 150 тыс. т в год.

Ко второму классу СЗЗ относятся открытые склады и места разгрузки апатитно-го концентрата, фосфоритной муки, цемента и других пылящих грузов при грузообороте менее 150 тыс. т в год.

К третьему классу СЗЗ относятся открытые склады и места разгрузки и погрузки пылящих грузов при грузообороте менее 5 тыс. т в год, а также открытые склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня и других

минерально-строительных материалов.

К четвертому классу СЗЗ относятся склады и открытые места разгрузки зерна и транспортно-технические схемы перегрузки и хранения апатитового концентрата, фосфоритной муки, цемента и других пылящих грузов, перевозимых навалом с применением складских элеваторов и пневмотранспортных или других установок и хранилищ, исключающих вынос пыли во внешнюю среду.

К пятому классу СЗЗ относятся открытые склады и перегрузка увлажненных минерально-строительных материалов (песка, гравия, щебня, камней и др.).

Основными очагами пылеобразования при открытом способе хранения пылящих грузов являются:

— зоны работ перегрузочного оборудования при формировании и расформировании штабелей;

— пылеунос частиц груза (ветровая эрозия) с поверхности штабелей.

Следует отметить, что процесс пылеуно-са частиц пыли при открытом хранении пылящих грузов в морских и речных портах является малоизученным процессом. Это можно объяснить тем, что сроки хранения навалочных грузов на портовых складах составляют от 5 до 50 суток и считается, что при таких сроках хранения ветровая эрозия незначительна. С этим трудно согласиться, так как большой опыт эксплуатации открытых складов в горнодобывающей промышленности и последние работы ученых водного транспорта говорят об обратном.

Таким образом, выполненный анализ позволяет сделать следующие выводы:

— открытые склады для хранения сыпучих грузов оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду, которое выражается в загрязнении воздушной среды, а для портовых складов еще и водной акватории порта;

— значения запыленности воздуха в зоне расположения открытых складов значительно превышают предельно допустимые концентрации для воздуха рабочей зоны;

— хранение на портовых открытых складах сыпучих грузов приводит к их потерям в результате пылевыбросов (пылеуноса) при ветровом воздействии на склад.

Выпуск 2

Выпуск 2

Список литературы

1. Степанов А. Л. Экологический инжиниринг портовых технологий / А. Л. Степанов. — СПб.: Элмор, 1994. — 136 с.

2. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. — М.: Госкомгидромет, 1986. — 93 с.

ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ДНА ВОДОЕМА ПРИ РАЗЛИВАХ НЕФТЕПРОДУКТОВ

НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ

THE ANALYSIS OF THE RESERVOIR BED POLLUTION UNDER THE CONDITIONS OF OIL PRODUCTS SPILL ON THE INLAD WATERWAYS

В статье рассмотрено моделирование оседания нефтепродуктов для получения регрессионного уравнения, позволяющего определить площадь области возможного загрязнения дна водоема.

In this article the modeling of oil products subsidence for setting the regression equation which makes it possible to define the area of the region of the possible pollution of the reservoir bed was analyzed.

Ключевые слова: нефтепродукты, загрязнение дна.

Key words: oil products, bed pollution.

УДК 629.122.456.001.2

А. Н. Каленков,

аспирант,

ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»;

В. С. Наумов,

д-р техн. наук, профессор, ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»

ЕЧНЫМ транспортом России перевозятся значительные объемы нефти и продуктов ее переработки, при-

эффект, что приводит к необходимости определения площади области возможного загрязнения дна водоема для дальнейших мероприятий по ликвидации загрязнения и оценки экологического ущерба.

чем значительную часть всего грузооборота нефти и нефтепродуктов составляют темные нефтепродукты [1, с. 75-78].

Для решения поставленной задачи необходимо моделирование процессов распространения нефтяных частиц в объеме воды, для которого наиболее целесообразно использовать программу моделирования течения жидкости и газа “Ио^'Ушоп” российской фирмы «Тесис», основой которой является численное решение уравнений движения вязкой жидкости Навье-Стокса и уравнений конвективно-диффузионного переноса в частных производных в неупрощенном виде. Достоин-

Исследования разливов темных нефте-

|l5ü]

продуктов показали, что значительный объем данного нефтепродукта тонет в течение нескольких часов с момента разлива. Распространяясь в толще воды, эти нефтепродукты могут достигать дна водоема, загрязняя его, причем площадь загрязненного дна может достигать значительных размеров.

Появление нефтепродуктов на дне водоема имеет отрицательный экологический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.