Научная статья на тему 'Баланс сточных вод при перегрузке песка гидромеханизированным способом'

Баланс сточных вод при перегрузке песка гидромеханизированным способом Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
319
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЧНЫЕ ВОДЫ / БАЛАНСОВАЯ СХЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ / ГИДРОПЕРЕГРУЗКА / СЫПУЧИЕ ГРУЗЫ / WASTEWATER / WATER USING BALANCING SCHEME / BULK CARGO / HYDRO TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Филиппова Д. А.

В статье рассматривается отрицательное воздействие гидроперегрузки сыпучих грузов в речных и морских портах на окружающую среду. Предлагается новая технологическая схема гидроперегрузки сыпучих грузов в портах. Для данной технологической схемы представлена схема баланса сточных вод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considered negative effect on environment by bulk cargo hydro transport handling at ports. Has been proposed a new technological hydro transport overload scheme. For this overload scheme presented wastewater balancing scheme.

Текст научной работы на тему «Баланс сточных вод при перегрузке песка гидромеханизированным способом»

ВЕСТНИКД

ПОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ШККОТО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА,

3. Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон Рос. Федерации № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. ( в ред. от 10.05.2007).

4. Информационная система данных по особо охраняемым территориям федерального значения РФ — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www/oopt.info

5. Лукина Е. А. Определение положения рубежей локализации при ликвидации разливов нефти объектами судоходства на внутренних водных путях / Е. А. Лукина // Наука и техника транспорта. — 2010. — № 3. — С. 25-27.

6. Бородин А. Н. Снижение антропогенного воздействия на внутренние водные пути при авариях судов с разливами нефти: автореф. дне. ... канд. техн. наук / А. Н. Бородин. — Н. Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2009. — 27 с.

7. Разработка Плана по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти на внутренних водных путях (ВВП) России: отчет о НИР / Волжская государственная академия водного транспорта; рук. В. Л. Этин. Государственный контракт № 4.01.007-07 от 23 августа 2007 г.; отв. исп. Е. Ю. Чебан, соисп.: Е. А. Лукина, С. В. Васькин, В. М. Иванов, Э. Е. Нюркина. — Т. 1, п. 2.

8. Этин В. Л. Особенности нормативно-финансового обеспечения локализации и ликвидации разливов нефти (ЛРН) на внутреннем водном транспорте / В. Л. Этин, В. М. Иванов, Е. Ю. Чебан // Речной транспорт (XXI век). — 2011. — № 1 (49).

9. Чебан Е. Ю. Предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти на внутренних водных путях / Е. Ю. Чебан, В. Л. Этин // Великие реки-2012: 14-й Междунар. науч.-пром. форум: [тр. конгресса]: в 2 т. / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. Е. В. Копосов. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. — Т. 1.

10. Техника и технологии локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов: справ. / И. А. Мерициди, В. Н. Ивановский, А. Н. Прохоров [и др.]; под ред. И. А. Мери-циди. — СПб.: НПО «Профессионал», 2008. — 824 с.: ил.

УДК 504.062 Д. А. Филиппова,

аспирант,

ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

БАЛАНС СТОЧНЫХ ВОД ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ ПЕСКА ГИДРОМЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ

BALANCE SCHEME IN SAND CARGO HYDROTRANSPORT HANDLING

В статье рассматривается отрицательное воздействие гидроперегрузки сыпучих грузов в речных и морских портах на окружающую среду. Предлагается новая технологическая схема гидроперегрузки сыпучих грузов в портах. Для данной технологической схемы представлена схема баланса сточных вод.

This article considered negative effect on environment by bulk cargo hydro transport handling at ports. Has been proposed a new technological hydro transport overload scheme. For this overload scheme presented wastewater balancing scheme.

Ключевые слова: сточные воды, балансовая схема использования воды, гидроперегрузка, сыпучие

грузы.

Key words: wastewater, water using balancing scheme, hydro transport, bulk cargo.

Выпуск 2

Выпуск 2

ЕРЕГРУЗКА сыпучих грузов в порту занимает основную долю от всего грузооборота и составляет около 60 %. В настоящее время в связи с увеличением объемов строительных работ возникает потребность в таких строительных материалах, как песок, гравий, из-

вестняк. Речной песок — это сыпучий нерудный материал, который образуется вследствие естественного распада твердых органических составляющих и горных пород. Объемы перегруженного песка в портах весьма велики. Помимо этого, ведется добыча песка со дна водоемов и намыв прилежащих к порту и городам территорий.

В промышленно развитых государствах объемы добычи также весьма велики, так, например, в Соединенных Штатах из-под воды ежегодно добывается около 500 млн т песка и гравия. В Англии в проливе Ла-Манш добывается более 100 млн т строительных материалов в год [7]. Добыча песка со дна водоемов ведется посредством гидротранспорта: землесосных снарядов и землечерпательной техники. Ежегодно объемы добычи морского песка со дна Балтийского моря и Финского залива составляют около 7 млн т.

Наиболее производительным способом перегрузки песка является использование средств гидротранспорта. Широкое применение гидравлический транспорт получил в технологических схемах комплексной гидромеханизации горных и земляных работ, гидротехническом и гидромелиоративном строительстве. Такой вид транспортировки эффективен при перемещении полезных ископаемых (угля, песка, гравия, растворов солей и пр.) от места добычи к потребителю, отходов обогатительных фабрик, золы и шлака тепловых электростанций в отвалы, пустой породы к месту складирования.

Применение такого способа для перегрузки и транспортировки песка заключается в следующем. Песок перемешивается с достаточно большим количеством воды (соотношение составляет 25-30 % песка, а остальное в этой смеси — вода), и такая практически жидкая смесь перекачивается центробежными или поршневыми насосами и транспортируется по трубопроводу в шаланды или на причал.

К преимуществам гидравлического транспорта можно отнести высокую производительность перегрузки. Однако при этом образуется большое количество сточной воды, которой является вода, используемая для приготовления пульпы, и которая отделяется от пульпы при ее перегрузке в открытый склад.

Обычно схема добычи песка со дна водоема и перегрузки его на склад выглядит следующим образом (см. рис. 1) [5].

Рис. 1. Схема плавучего землесосного снаряда:

1 — рыхлитель; 2 — рама рыхлителя; 3 — канат подвески рамы рыхлителя; 4 — стрела; 5 — подвеска; 6 — двигатель рыхлителя; 7 — всасывающий патрубок; 8 — грунтовый насос;

9 — двигатель грунтового насоса; 10 — напорный пульпопровод; 11 — свайный аппарат;

12,13 — лебедки; 14 — подъемная лебедка; 15 — канаты с якорями

ВЕСТНИКД

ПОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ШККОТО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА,

При помощи землесосного снаряда смесь песка и воды со дна водоема проходит через всасывающую трубу, поступает в насос и затем по трубопроводу подается на баржу или другое судно или по системе трубопроводов на специальных понтонах транспортируется на берег. Землесосный снаряд представляет собой понтон, перемещаемый и фиксируемый в определенной позиции с помощью тросов, якорей и свайных устройств. На понтоне располагается землесос — мощный насос центробежного типа. На дно опускается всасывающее устройство землесоса и при необходимости механический рыхлитель.

При перегрузке на берег пульпа по трубопроводу перекачивается на территорию открытого склада, где формируются штабели песка. На рис. 2 приведена одна из часто применимых на практике схем формирования отвала песка.

Рис. 2. Схема формирования отвала песка:

1 — механический разрыхлитель грунта; 2 — грунтонасос земснаряда; 3 — гидроциклон, 4 — штабель

В данной схеме предусмотрена очистка воды от частиц песка с помощью гидроциклона. Гидроотвал или склад для песчано-гравийной смеси (песка) обычно делают с основанием, выполненным с небольшим уклоном к оси склада для стока воды. Обезвоживание уложенного материала осуществляется за счет его естественной водоотдачи с дальнейшим отводом воды через водосбросную систему. Кроме того, склады обязательно оснащают подъездной автомобильной дорогой или железнодорожным путем для возможности отгрузки песка [8].

В настоящее время чаще всего используется прямоточная схема отведения сточной воды в водоем, то есть когда весь объем сточной воды с поверхности открытых складов песка стекает в водоем. Часто даже без очистки.

Современные природоохранные нормы требуют разработки норм загрязнения водоемов и выполнения этих норм. Как известно, загрязнение водоемов характеризуется таким параметром, как сброс загрязняющих веществ, которые представляют собой произведения концентрации этих веществ на количество воды, которое в единицу времени сбрасывается в водоем:

M C ■ Q

где С. — концентрация i-го, загрязняющего вещества (мг/л); Q — расход сточной воды (л/с).

Отсюда вытекает, что снижение сброса можно обеспечить двумя путями — снижением количества воды и снижением концентрации загрязняющих веществ. Первое обеспечивается, например, применением оборотных схем водоотведения и водопотребления, а второе — глубокой очисткой воды.

Поэтому наши исследования были направлены на разработку новых схем водоотведения-водопотребления, а также на разработку новых технологических схем очистки воды.

В данной статье предлагается следующая схема гидроперегрузки, представленная на рис. 3.

Выпуск 2

Выпуск 2

Рис. 3. Схема гидроперегрузки песка на причал:

1 — баржа с песком; 2 — трубопровод; 3 — штабель (песок); 4 — гидроперегружатель; 5 — насос

По трубопроводу гидросмесь подается на специальное устройство, позволяющее равномерно формировать склад в радиусе своего действия. Также в качестве дополнительной техники для формирования штабеля с песком могут быть использованы бульдозеры. Схема может действовать в направлении судно-склад и склад-автомобиль (самосвал). Из склада смесь может дальше подаваться по трубопроводу в самосвал или отгружаться при помощи кранов.

При этом сточная вода из штабеля по траншее или трубопроводу будет поступать в очистные сооружения. После очистки сточная вода может повторно использоваться в перегрузочном цикле. Таким образом, предлагаемое проектно-конструкторское решение позволит использовать прямоточно-оборотную схему водопотребления и водоотведения (сокращенно ПОСВПВО). Использование очищенной воды позволит снизить потребление воды на приготовление пульпы и уменьшить количество сточных вод. Согласно санитарным требованиям предельно допустимое содержание взвешенных веществ в воде, спускаемой в водоем, для рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест не должно превышать значение в 0,75 мг/дм3. На практике не всегда удается очистить воду от взвешенных веществ до требуемых значений. Поэтому ПОСВПВО должна включать в себя такую технологическую схему очистки сточных вод, которая позволит обеспечить очистку до требуемых норм. Причем технологическая схема очистки может быть размещена как на берегу, так и на плавучих сооружениях, то есть возможно использование плавучего нестационарного очистного сооружения. Другими словами, очистной комплекс может располагаться на самоходной или несамоходной плавучей «барже».

Для снижения количества воды, которое может поступать в водоем, предлагается следующая балансовая схема использования воды на описанный выше процесс перегрузки песка.

Как видно из схемы, часть сточных вод поступает в очистные сооружения, а часть — в шаланду, откуда вместе с лишним грунтом отправляется на свалку в специально отведенное место. Часть сточных вод, проходя через очистные сооружения, в зависимости от ситуации может определяться обратно в водоем, в буферную емкость или же уходить на различные производственные нужды. Очищенная вода может быть использована для гидроперегрузки песка со склада через трубопровод к следующему перегрузочному узлу или на транспорт к потребителю.

Такое предложение является новым при организации данного технологического процесса, и такая схема позволяет снизить количество воды, поступающей в водоем, на 35-70 %.

Кроме того, для снижения сброса загрязняющих веществ предлагается использовать новую для данного случая технологию очистки, которая предполагает очистку отстоем и фильтрование. Причем предлагается процесс отстоя осуществлять в режиме низкоскоростного вращательного движения очищаемой массы воды.

Рис. 4. Балансовая схема использования воды

Таким образом, предлагаемая технологическая схема перегрузки и технологический комплекс очистки еще не имеют аналогов на практике и позволят обеспечить защиту окружающей среды и одновременно высокую производительность перегрузки.

Список литературы

1. Юфин А. П. Гидромеханизация / А. П. Юфин. — М.: Стройиздат, 1974. — 223 с.

2. Решняк В. И. Нормирование загрязнения окружающей природной среды: учеб. пособие /

В. И. Решняк. — СПб.: СПГУВК, 2008. — 37 с.

3. Решняк В. И. Экология: учеб. пособие / В. И. Решняк. — СПб.: СПГУВК, 2012. — Ч. 2: Охрана окружающей среды на водном транспорте. — 106 с.

4. Фридман Б. Э. Гидромеханизация горных работ: справ. / Б. Э. Фридман. — М.: Металлург-издат, 1949. — 397 с.

5. Ржевский В. В. Технология добычи полезных ископаемых со дна озер, морей и океанов / В. В. Ржевский, Г. А. Нурок. — М.: Недра, 1979. — 381 с.

6. Добыча нерудных строительных материалов в водных объектах. Учет руслового процесса и рекомендации по проектированию и эксплуатации русловых карьеров / Мин-во природных ресурсов и экологии РФ, СТО ФГБУ «ГГИ» 52.08.31. — 2012.

7. Истошин С. Ю. Морской горный промысел / С. Ю. Истошин. — М.: Наука, 1981. — 168 с.

8. Попов Ю. А. Гидромеханизация земляных работ: учеб. пособие / Ю. А. Попов, В. Я. Мельник, М. Н. Шадрина. — Новосибирск: НГАСУ, 2002. — Ч. 2: Технология гидромеханизации. — 64 с.

Выпуск 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.