Сравнительная оценка числа ошибок, допущенных воспитанниками нулевого класса детского сада и школьниками
(М±т)
Группа наблюдаемых
Начало учеб- Конец учеб-
ного года ного года
Нулевой, класс
1-я (п
2-я (п
27)
26)
1,35±0,25
3,39:4=0,56
4,1=1=0,9 6,5±1,4
<0,01 0,05
1-й класс
1-я (п
2-я (п
26) 26)
1,94±0,58 2,06±0,5
4,3±1,2 6,06±1,3
>0,05 <0,01
Таким образом, для подготовки к обучению в нулевом классе и повышения уровня умственной работоспособности в период обучения в нулевом классе можно рекомендовать включение ДФЗ в учебно-воспитательную программу детского сада.
На II этапе исследований отмечено достоверное снижение (в 3 раза) к концу учебного года работоспособности у первоклассников, не получавших ДФЗ. Первоклассники, получавшие в детском саду ДФЗ, в течение учебного года сохраняли хорошую умственную работоспособность.
Выводы. 1. Включение в учебно-воспитательную программу детских садов ДФЗ в 2,5 раза повышает уровень умственной работоспособности детей, приступающих к обучению в нулевом классе.
2. У детей, обучающихся в нулевом классе с включением ДФЗ и без таковой, к концу учебного года отмечено неравномерное снижение уровня умственной работоспособности. Так, у детей, получавших ДФЗ в течение учебного года, уровень умственной работоспособности к концу учебного года был в 1,5 раза выше, чем у детей, не получавших ДФЗ.
3. Для сохранения у первоклассников высокого уровня работоспособности в течение учебного года следует в учебно-воспитательную программу нулевого класса детского сада включать ДФЗ.
Литература
1. Васильева Л. А. Программа воспитания в детском саду. (Подготовительная группа к школе): 9-е изд.— М., 1982. —С. 130—156.
2. Кардашенко В. Н. // Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. — М., 1983.— С. 60—67.
3. Кенеман А. ВКистяковская М. Ю., Осокина Г. И. Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе. — М., 1980.
4. Сборник руководящих материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного оборудования для помещений детских яслей-садов. — М., 1979.
5. Фролов В. ГЮрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе дошкольного возраста. — М., 1983.
6. Шустова А. И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1982.
7. Юрко Г. П., Ященко Л. В., Белоярцева В. В., Сили-
на О. В. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста. (Метод, рекомендации). — М., 1983.
Поступила 15.12.86
УДК 371.716
Б. Т. Крутько, А. П. Каменева, О. Б. Кривонос, В. В. Терещенко
ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
Сумская областная санэпидстанция; Сумский педагогический институт им. А. С. Макаренко
В связи с перестройкой народного образования, интенсификацией обучения перед врачами, педагогами стоит важная задача повышения эффективности умственного труда и профилактики психических перегрузок и заболеваний
[4].
В Сумской области на протяжении нескольких лет проводится работа по изучению состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов. Полученные ранее данные свидетельствуют о том, что показатели физического развития учащихся в школах-ин-тернатах ниже, чем в общеобразовательных школах [1, 2].
Учитывая, что в школы-интернаты поступают дети, как правило, из неблагополучных семей,
мы продолжили исследования по оценке состояния их здоровья в зависимости от времени пребывания в школах-интернатах
Под наблюдением находились 195 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Заболеваемость учащихся и структуру ее изучали по данным обращаемости и углубленных медицинских осмотров. Физическое развитие детей оценивали по стандартам физического развития [6]. Особое внимание уделяли организации питания. В течение учебного года в разные сезоны проводили анализ меню-раскладок с теоретическим подсчетом химического состава суточных рационов и лабораторным исследованием пищи.
Установлено, что калорийность суточных рационов колебалась от 3000 до 3600 ккал. Раци-
Динамика физического развития (в %) учащихся школ-ин
тернатов
Степень физического развития До поступления Через 4 — 5 лет после поступления
Низкая 10,3 9,6
Ниже средней 25,9 20,7
Средняя 60,8 67,4
Выше средней 2,9 2,3
оны питания имели достаточно высокую энергетическую ценность и близкое к норме содержание жиров. В то же время обеспеченность детей белками, особенно животного происхождения, в старшем школьном возрасте была ниже нормы. Количество углеводов для учащихся младшего и среднего школьного возраста было повышенным. Недостаточное поступление с пищей белков животного происхождения может привести к дефициту незаменимых аминокислот, таких, как метионин, лизин, треонин [3]. Анализ продуктов питания показал, что дети недостаточно потребляли овощей, фруктов, рыбы, яиц. Соотношение белков, жиров и углеводов было 1:1, 1:4, 1:8, что отличается от нормы. Частота приема пищи у обследованных школьников составляла 4 раза в день. У большинства школьников был хороший аппетит. Плохой аппетит отмечен у 7 % обследованных.
Исследование показало, что учащиеся за время пребывания в школах-интернатах улучшали свои показатели физического развития (см. таблицу).
Выявлена корреляционная связь между состоянием питания (содержанием пищевых веществ, энергетической ценностью рационов, режимом) и физическим развитием школьников, что подтверждается и литературными данными
[3].
Увеличилось количество учащихся со средним физическим развитием. Эти данные позволяют предполагать влияние комплекса факторов с преобладанием социальных [5].
Отмечается также снижение общей заболеваемости среди учащихся школ-интернатов за последние 3 года, хотя в 1984 г. показатели общей заболеваемости были выше за счет эпидемиологического неблагополучия в области по группе острых респираторно-вирусных инфекций. Соматическая заболеваемость учащихся школ-интернатов ниже, чем в общеобразовательных школах.
Результаты углубленных медицинских осмотров свидетельствуют об уменьшении в школах-интернатах количества школьников с пониженной остротой зрения. Нарушения осанки стали выявляться чаще, но частота их ниже областных показателей. Вместе с тем увеличилось количество учащихся со сколиозом, хотя их уровень выше, чем в общеобразовательных школах.
За время пребывания в школе-интернате улучшается состояние здоровья учащихся, возрастает количество школьников, отнесенных к основной физкультурной группе.
Режимные требования в организации учебно-воспитательного процесса в основном соблюдаются.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о положительной динамике физического развития учащихся школ-интернатов, состояния их здоровья за счет улучшения организации питания, режима и других факторов.
Литература
\ ___ _ Q цдЯщ дИм^*, ! • ЮИМ I • I
1. Каменева А. П., Бойко Л. А., Кондакова Е. А. // Влияние питания на здоровье детей и подростков. — Киев, 1973. —С. 28—29.
2. Крутько Б. Т., Каменева Л. П. и др. // Гиг. и сан.— 1984. — № 12. —С. 51—52.
3. Мостовая Л. АКамишева Л. Д. и др. // Bon р. питания. — 1986. — № 1. — С. 33—38.
4. Сердюковская Г. И. Социальные условия и состояние здоровья школьников. — М., 1979.
5. Сердюковская Г. Я. // Гиг. и сан.— 1982. — № 4.— С. 83—86.
6. Стандарты физического развития школьников Киева, Харьковской и Ивано-Франковской областей: Метод, рекомендации. — Киев, 1984*
Поступила 12.12.8G