ДИНАМИКА РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕБЕЛИ ДЛЯ
КУХНИ
Карасова Т.И. (ГОУ ВПО КГТУ, г. Кострома, РФ)
This paper about ground increase of purchasing capacity demand for furniture company "Takos".
В 1999 году по заданию Минэкономики РФ Центром по развитию мебельной промышленности России была разработана "Программа повышения конкурентоспособности и развития производства мебели и ее компонентов до 2005 года".
Программа представляла собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на модернизацию мебельной промышленности и отраслей ее обеспечивающих с целью:
- обеспечения выпуска высококачественной мебели широкого ассортимента в сочетании с оптимизацией производственных затрат;
- развития экспорта мебели и ее компонентов;
- импортозамещения основных материалов, комплектующих и других компонентов для мебели.
В основу разработки Программы легли:
- комплексный анализ деятельности отрасли и отдельных предприятий, устойчиво и эффективно работающих в условиях рынка;
- маркетинговые исследования состояния и прогноз емкости рынка мебели, основных материалов, фурнитуры и комплектующих;
- анализ производственных возможностей и перспектив развития смежных отраслей, обеспечивающих мебельную промышленность.
Программой до 2005 года были определены:
- приоритетные направления в развитии и повышении конкурентоспособности мебельной промышленности;
- прогноз объемов производства и потребления мебели с ростом в 2,1 раза по отношению к 1999 году (табл. 1);
- прогноз развития экспорта мебели и ее частей с увеличением экспортных поставок в 5 раз по отношению к 1999 году;
- прогноз потребности и обеспечения в основных видах материалов, фурнитуры, комплектующих и технологического оборудования для мебели;
- программные мероприятия по реализации приоритетных направлений развития мебельного производства;
- основные производственные и социально-экономические показатели отрасли с достижением к 2005 году по сравнению с 1999 годом роста производительности труда в 2,2 раза, увеличения рентабельности производства в 1,8 раза и др.;
- объемы и источники финансирования Программы;
- механизм реализации Программы, в первую очередь путем разработки региональных Программ развития и повышения конкурентоспособности мебельного производства.
Таблица 1- Динамика производства мебели в России в 1999-2005 гг
Наименование Объем Прогноз Темп роста, %
продукции 1999 г. На 2005 г. 1999г ./ 2005г.
1. Мебель в отпускных
ценах 1999г.- Всего, млн.руб. 13243,2 29000,0 218,9
в том числе:
• Мебель бытовая 10745,0 23755,0 221,0
из нее:
- мебель для кухни 1720,0 391 0,0 227,3
- мягкая мебель 1520,0 2395,0 157,5
- детская мебель 120,3 295,0 245,2
• Мебель для общеобразовательных школ 268,0 575,0 214,5
• Мебель для дошкольных учреждений 29,0 100,0 344,8
• Прочая специальная мебель 231 1,9 4570,0 197,6
2. Основной ассортимент, тыс. руб.
- столы 3152,4 6245,0 198,1
- стулья 315 7,1 6375,0 201,9
- шкафы 2484,4 4720,0 189,9
- кресла 344,0 525,0 152,6
- диваны, тахты, кушетки 60,2 95 ,0 157,8
- диван-кровати 219,0 270,0 123,2
- кровати деревянные 640,5 1390,0 217,0
Динамика и география продаж рынка тесно связаны с уровнем платежеспособности населения, масштабами жилищного строительства, активностью и развитием объектов образования, здравоохранения, культуры и т.д. Сегодня максимальный объем продаж мебели - 60 % в Центральном федеральном округе. В Московском регионе - свыше 40 %, а в Москве - 30 % Объем продаж в Уральском федеральном округе за последние 3 года вырос в 3 раза и сегодня занимает 12,04 % всего мебельного рынка. Доля продажи мебели в Приволжском федеральном округе составляет около 12 %, Южно-федеральном округе - 7,6 %, Северо-Западном федеральном округе - 5,6 %.
Основными факторами успешной работы на рынке отечественных производителей является необходимость повышения конкурентоспособности нашей продукции по качеству, цене, дизайну и решение задач продвижения продукции на рынке сбыта. Одна из таких задач была решена в компании «Такос» в сентябре 2001 году в связи с открытием салона по продаже кухонной мебели населению города и области. Этому способствовала благоприятная обстановка на рынке спроса. По нашей оценке потенциальная емкость рынка превышает существующий объем потребления в 6 - 8 раз с учетом отложенного спроса. Предпосылок развития рынка на перспективу много, это и повышение платежеспособности населения, а главное рост строительства жилья. К 2010 год постоянный ежегодный рост жилья должен составить 14 %. Все это способствует покупке мебели, увеличению уровня ее продаж. За последние три года работы салона в мебельной компании «Такос»
объем продаж вырос в 1,1 раза и составил 8,5 млн. рублей.
Динамика продаж кухонной мебели в 2001-2004гг., тыс.руб. (рис.1) Вид мебели 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год
Мебель для кухни 1560 7911,6 8168,4 8506,9
>s 01 с
ю >
а
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
1560
ш
7911,6
8168,4
8506,9
2001
2002
2003
2004
Рисунок 1- Динамика продаж кухонной мебели
Литература
1. Котлер Ф. Основы маркетинга: Перевод с англ./Общая редакция и вступительная статья Е.М.Пеньковой. - М.: Прогресс,1990. - 736 с.
2. Горощенко Л.Г. Динамика развития Российского рынка корпусной мебели. - М.: Мебельный мир, 2004. - 46 с.
3. E-mail: mebel@gnclpk.ru