Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования и регулирования рынка мебели'

Некоторые проблемы формирования и регулирования рынка мебели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамова В.В., Захарова Вера Васильевна

Рассмотрены состояние и перспективы развития рынка мебели в городе Владивосток, даны достаточно подробно результаты авторских исследований конъюнктуры рынка мебели, предложена методика и расчёт потенциальной ёмкости рынка мебели, проанализированы потребительские предпочтения мебели различных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования и регулирования рынка мебели»

Маркетинг

В.В. Гамова,

кандидат экономических наук, профессор кафедры коммерческого дела ДВГАЭУ;

В.В.Захарова,

старший преподаватель кафедры коммерческого дела ДВГАЭУ

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МЕБЕЛИ

Рассмотрены состояние и перспективы развития рынка мебели в городе Владивостоке, даны достаточно подробно результаты авторских исследований конъюнктуры рынка мебели, предложена методика и расчет потенциальной емкости рынка мебели, проанализированы потребительские предпочтения мебели различных производителей.

Мебельные товары всегда были и остаются изделиями массового спроса, а мебельное производство России является крупнейшей подотраслью отечественной деревообрабатывающей промышленности по производству потребительских товаров. Однако в период реформ в результате кризисных явлений мебельная промышленность России оказалась в очень тяжелом положении и не только из-за общеэкономических факторов, но также и чисто отраслевых. Отсутствие на большинстве предприятий современного оборудования и новейших технологий, эффективных материалов, фурнитуры, комплектующих и других компонентов, во многом определяющих дизайн и потребительские свойства мебели, не позволяло им наладить выпуск конкурентоспособной отечественной мебели. Поэтому наша мебельная промьшшенность оказалась в условиях серьезной конкуренции с зарубежными изготовителями мебели: импортная мебель получила свободный доступ на российский рынок. В результате, доля импортной мебели в общем объеме продаж на рынке России возросла с 9% в 1990 году до 52% в 1995 году. По данным таможенной статистики, мебель в Россию экспортируют 107 стран мира. Наибольший объем поставок (72-75%) пришелся на основной ассортимент мебели, ранее выпускавшейся отечественной промышленностью: мебель для спален, гостиных, кухонь.

В условиях острейшей конкуренции за рынок России отечественные мебельщики должны были коренным образом улучшить качество,

ассортимент, дизайн мебели, использовать современные материалы, фурнитуру, комплектующие, внедрить новейшие технологии по производству продукции. Многие предприятия смогли преодолеть экономические препятствия и изменить ситуацию по выпуску качественной мебели.

Рынок Владивостока имеет существенные особенности, которые связаны с удаленностью города от главных промышленных центров. Порт Владивосток географически более связан с Восточно- Азиатскими районами, входящими в состав Азиатско-Тихоокеанского региона. Следовательно, внешнеэкономические связи для города являются более эффективными, чем внутригосударственные, поскольку резкое сокращение централизованных инвестиций не компенсируется приростом коммерческих капиталовложений из-за их крайней невыгодности в условиях нестабильности и высокого риска в сфере производства.

Обеспечение торговли мебелью осуществлялось за счет собственного промышленного производства края, из других районов России, а также путем завоза из-за рубежа (табл. 1).

Таблица 1

Доля импортеров и внутригосударственных поставщиков мебели в Приморский край в 1998 году

Страна экспортер % Регионы России %

Германия 1 Восточно-Сибирский район 2

Индонезия о 1 Западно-Сибирский район 24

Ирландия 0,3 Уральский район с J

Испания 1,0 Поволжский 1

Италия 13 Цегрально-Черноземный 2

Канада 0,1 Волго-Вятский район 6

Кипр 0,5 Хабаровский край с

Ю.-Корея 47 Северный район 2

Китай 2 Северо-Западный, в т.ч. 5

Литва 0,05 С.-Петербург 4,5

Польша 1 Центральный район, в т.ч. 47

Сингапур 7 Москва 45

Словения 2 Северо-Кавказский 1

США 13

Финляндия 1

Всего 100

Наибольший удельный вес импорта мебели приходится на Ю.Корею - 47%, США и Италию по 13%, Испанию - 10%, на остальные государства приходится незначительная доля от 0,05 до 2%.

Основной ввоз мебели в Приморский край осуществлялся из Центрального района: из г.Москвы - 47%, из Западно-Сибирского района -24% ввоза, на остальные районы приходится от 2 до 6% (рис.1).

Значительный объем производства мебели приходится на Приморских производителей.

Ш1 Ж2

□ 3 D4

■ 5 те

■ 7 Е38 И 9 BIO

Рис. 1. Ввоз мебели в Приморский край из других регионов России в 1998

году

Рассмотрим данные Приморского Комитета Госстатистики по объемам производства мебели приморскими производителями. В табл. 2 показаны объемы производства мебели крупными производителями (численность персонала на предприятии более 100 человек") в первых кварталах 1997 и 1998 гг.

Таблица 2

Объемы производства мебели крупными и средними приморскими производителями з 1 квартале 1997 и 1998 гг.

Название производителя Корпусная мебель (шкафы, стенки, прихожие), шт. Мягкая мебель (диван, кровати, кресла), шт. Кровати, шт.

1997 1998 1997 1998 1997 1998

АО «Примф» 210 124 - - _ _

АО «Пристань» 605 244 - - _ _

АО «Ламмебель» 1405 456 - - _

АО «Артеммебель» 1995 1432 1015 1206 766 1225

АО «Уссурийскмебель» - - - . _ _

АО «Владмебель» - - 801 659 _ _

АО «Уссурийский ДОК» 368 20 357 36 22 12

АО «Приморский ДОК» 1923 1145 1007 1035 216 205

АО «Владивосток. СРЗ» - - 16 17 _ _

АО «Восточная верфь» 180 139 - - _ _

Завод «Звезда» 584 365 97 0 _

АО «Дальзавод» 36 5 307 284 _

ААК «Прогресс» - - 73 73 _ _

ИТОГО: 7306 3930 3673 3310 1004 1442

Примечание. Прочерк - производители, не производящие данный ассортимент.

Как видно из таблицы, ОАО «Артеммебель» и АО «Приморский ДОК» являются лидерами по объему производства мебели среди примор-

ских производителей. Вместе с тем, для этих предприятий характерен некоторый спад в производстве корпусной мебели и увеличение объема мягкой мебели в 1998 году по сравнению с 1997г.

Такие предприятия, как АО "Примф", АО "Пристань", АО "Ламме-бель", "Восточная верфь", специализируются на выпуске только корпусной мебели, в то время как АО "Владмебель", АО "Владивосток СРЗ", ААК "Прогресс" производят только мягкую мебель. Также очевидно, что кровати производят лишь АО "Артеммебель", АО "Приморский ДОК" и АО "Уссурийский ДОК".

На основании авторских тестовых оценок ситуации на рынке мебели города Владивостока можно предположить, что:

- не вся произведенная мебель, указанная в таблице, реализуется в г.Владивостоке, а лишь 60%, остальные 40% поставляются в другие регионы России (Хабаровский край, Амурскую область, Иркутскую область, Камчатскую область, Читинскую область, Якутию);

- в табл. 2 указаны только крупные и средние производители, тогда как в г.Владивостоке реализуется еще и мебель мелких производителей (численность персонала до 100 человек), объем реализации которых составляет от 20% до 50%;

- рынок мягкой мебели в г.Владивостоке заполнен на 44,5% ввозимой продукцией (как импортной, так и произведенной в других регионах России). Оставшиеся 55,5% приходятся на производителей мебели в Приморском крае, из mix 22% составляет продукция крупных производителей Приморского края;

- корпусная мебель и прихожие во Владивостоке представлены на 79% ввозимой в край продукцией, оставшийся 21% распределен между крупными и мелкими производителями мебели в Приморском крае по 17,5% и 3,5% соответственно;

- примерно 20% мягкой мебели и кроватей, 50% корпусной мебели и прихожих приобретаются предприятиями и организациями, остальные 80% и 50% соответственно населением.

Ю.Корея 16%

Приморский край 26%

Прочие регионы России Германия 6о/о

4% , _

г—Польша

Италия 10%

Рис. 2. Доля поставщиков мебели в общем объеме ее реализации во Владивостоке

На покупателя богатого и с доходом выше среднего ориентировано 11 торгующих организаций, на покупателя со средним достатком - 30.

110

В г.Владивостоке нет специализированных мебельных магазинов для покупателя с доходом ниже среднего, поэтому такой покупатель в основном ориентируется на ремонт мебели, а не на покупку новой.

"Акфес-Интерьер", "Квин", "Квадрат", "Блеск" устойчиво работают на рынке более трех лет, в 1996-1997гг. появились новые торговые организации, реализующие элитную мебель, а именно: "Интерьер-Сервис", "Альтернатива", "Инфен". Устойчивая работа вышеназванных торговых организаций, расширение их сбытовой сети свидетельствуют о наличии платежеспособного спроса на дорогую мебель в г.Владивостоке.

Мебельные магазины для богатого покупателя и с достатком выше среднего специализируются на продаже корпусной мебели, преимущественно производства Италии, мягкой мебели производства США. Эти магазины отличаются индивидуальным подходом к покупателю, элитная мебель поставляется на заказ. Салоны "Интерьер-Сервис", "Блеск" особенно отличаются профессиональной работой продавцов (умеренно агрессивный маркетинг, внимательность), эстетичным оформлением торговых залов.

Магазины для среднего покупателя специализируются на реализации мебели производства Приморского края, других регионов России, Ю.Кореи, Польши.

Корейская мебель продается обычно в магазинах, специализирующихся только на товарах производства Южной Кореи.

Из приморских производигелей "Артеммебель", "Уссурийскме-бель" имеют во Владивостоке фирменные салоны, где покупатель может получить наиболее полную информацию о товаре, производителе (в отличие от мебельных магазинов), сделать заказ.

Такие приморские производители, как "Мизгирь", "Анюта", "Феникс" (100% корейский капитал), "Владивостокская мебельная фабрика", "Сплендид", имеют выставочные залы, расположенные на территории заводов. Здесь покупатель может сделать заказ, получить информацию о товаре, однако, для этих выставочных залов характерны тесные, не эстетически оформленные помещения.

В выставочных залах и наиболее известных для потребителя мебельных магазинах продавцы изучают покупательский спрос с целью предоставления этой информации своим поставщикам (пожелания к дизайну, функциональные свойства мебели различных производителей). В мебельных магазинах типа "салон" отмечается более индивидуальный подход к покупателю, профессиональная работа продавцов.

Таким образом, большое количество торгующих организаций и достаточно широкий ассортимент свидетельствуют о высоком уровне конкуренции на рынке мебели г.Владивостока. Магазины, торгующие мебелью, дифференцируют покупателей по доходам: 27% из них ориентированы на покупателя богатого и с достатком выше среднего, 73% - со средним и ниже среднего. Они также специализируются на торговле импортной (58%), привозной из других регионов России (16%), приморской (26%) мебелью.

Известно, что под термином "емкость рынка" подразумевается объем продаж, выраженный в натуральных или денежных единицах за выбранный период времени на данной географической территории (в

конкретном регионе).

Анализ рынка мебели г. Владивостока показал, что степень его насыщенности достаточно высока. Однако в разрезе ассортиментных позиций наблюдается некоторый дефицит. Такая ситуация вызвана многими факторами, а именно: уровнем платежеспособности населения, ценовой политикой торговых мебельных фирм, демографической характеристикой г.Владивостока, качеством и дизайном мебели разных производителей. Численность населения города сокращается. Если в 1996 году численность составляла 654,1 тыс. чел., то в 1997 году - 651 тыс. чел. Снижение численности населения в основном идет за счет снижения рождаемости, а также миграции горожан за пределы края.

Денежные доходы у населения за 2 года не только не выросли, но стали ниже, а расходы почти не уменьшились. Объем накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах - падает, приобретение валюты также снижается. Объем относительно свободных денег на руках у населения резко снизился. Разумеется, это не может не сказаться на снижении покупательской способности населения в настоящий период времени.

Во Владивостоке проживает примерно 180 тыс. семей и 60 тыс. несемейных жителей - потенциальных потребителей мебели, т.е. всего 240 тыс. потребителей. По статистическим данным, 45% населения г.Владивостока имеют среднедушевой доход ниже среднего. Таким образом, при низкой платежеспособности населения число потенциальных покупателей может составить 132 тыс. человек.

Минимальная емкость рынка - это объем продаж при средней платежеспособности населения и максимальном сроке эксплуатации мебели.

Под максимальной емкостью рынка понимается объем продаж при высокой платежеспособности населения и минимальном сроке эксплуатации мебели. Следует отметить, что объем продаж включает такие услуги населению, как например, ремонт мебели.

Расчет емкости рынка в г.Владивостоке в среднем за один год можно произвести по следующим формулам:

Emax "" Q / Cmin, (1)

где Emax - максимальная емкость рынка;

Q - количество потенциальных потребителей;

Стш - минимальный срок эксплуатации мебели.

Emm ~~ Q / Cmaxj (2)

где Emin - минимальная емкость рынка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q - количество потенциальных потребителей;

Стах - максимальный срок эксплуатации мебели.

В среднем за один месяц расчет производится по формулам:

ЕС max = Q/ (12xCmin), (3)

где Ее тах - среднемесячная максимальная емкость рынка

Ее min = Q / (12 х Cmax), (4)

где Ее тш - среднемесячная минимальная емкость рынка.

Таблица 3

Расчетная потенциальная емкость рынка по видам мебели в г. Владивостоке при удовлетворительной платежеспособности населения

Вид мебели Срок эксплуатации, год Количество потенциальных потребителей, чел Емкость рынка в год, штук Емкость рынка в месяц, штук

Min Мах Min Min Мах Min Мах

Мягкая мебель и кровати 5 10 240000 24000 48000 2000 4000

Шкафы (стенки) 10 20 240000 12000 24000 1000 2000

Кухонная мебель 5 10 240000 24000 48000 2000 4000

Детская мебель 5 10 132000 13200 26400 1100 2200

Детская кровать 3 6 52800 8800 17600 733 1466

Спальный гарнитур 8 12 58000 4833 7250 402 604

Прихожие 10 20 80000 4000 8000 333 666

Как видно из табл. 3, при средней платежеспособности количество потенциальных покупателей достаточно велико. При низкой платежеспособности уменьшается количество потенциальных покупателей. Для этого случая расчетная потенциальная емкость рынка по видам мебели приведена в табл.4.

Таблица 4

Расчетная потенциальная емкость рынка по видам мебели в г.Владивостоке при низкой платежеспособности населения

Тип мебели Срок эксплуатации, год Количество j потенциальных потребителей, чел Емкость рынка в год, штук Емкость рынка в месяц, штук

Min Мах Min Мах Min Мах

Мягкая мебель и кровати 5 10 132000 13200 26400 1100 2200

Шкафы (стенки) 10 20 132000 6600 13200 550 1100

Кухонная мебель 5 10 132000 13200 26400 1100 2200

Детская мебель 5 10 72600 7260 14520 605 1210

Детская кровать 3 6 29040 4840 9680 403 806

Спальный гарнитур 8 12 31900 2658 3987 221 332

Прихожие 10 20 44000 2200 4400 183 366

Как видно из табл. 4, количество потенциальных покупателей при низкой платежеспособности уменьшается почти в 2 раза.

При этом следует отметить, что расчетная потенциальная емкость рынка не имеет явной зависимости от платежеспособности населения и цены на мебель. Это является недостатком таких расчетов, приведенных в таблице без дополнительных условий и оговорок, и не позволяет пользоваться величинами емкости рынка.

Для более точных расчетов необходимо использовать эмпирические или статистические данные о количестве покупок мебели в указанные периоды (количество покупателей, сделавших покупки).

Для оценки отклонений расчетной потенциальной емкости рынка мебели в г.Владивостоке от фактической, сравним ее с данными, приведенными в табл. 5, модифицировав эти данные.

Таблица 5

Оценка отклонений расчетной потенциальной емкости рынка в г.Владивостоке от фактической

№ Наименование показателей Корпусная мебель (шкафы, стенки, прихожие), штук Мягкая мебель (диван- кровати, кресла и кровати), штук

1. Среднее количество мебели, реализуемой в месяц крупными и средними приморскими производителями в г.Владивостоке 786 950

2. Среднее количество мебели, реализуемой в месяц мелкими приморскими производителями в г.Владивостоке 157 1425

3. Среднее количество импортируемой в Приморский край мебели, реализуемой в месяц в г.Владивостоке 3537 1900

4. Среднемесячная фактическая емкость рынка мебели в г.Владивостоке 4480 4275

5. Среднее количество мебели, приобретаемой в месяц организациями и предприятиями в г.Владивосгоке 2240 855

6. Среднее количество мебели, приобретаемой в месяц населением в ^Владивостоке 1333 2000

7. Среднемесячная расчетная потенциальная емкость рынка мебели с максимальным сроком эксплуатации при удовлетворительной платежеспособности населения -907 -1420

8. Отклонение среднемесячной расчетной потенциальной емкости рынка мебели с максимальным сроком эксплуатации при удовлегвори-тельной платежеспособности населения от среднемесячной фактической емкости рынка мебели 2666 4000

9. Среднемесячная расчетная потенциальная емкость рынка мебели с минимальным сроком эксплуатации при удовлетворительной платежеспособности населения +426 +580

10. Отклонение среднемесячной расчетной потенциальной емкости рынка мебели с минимальным сроком эксплуатации при удовлетворительной платежеспособности населения от среднемесячной фактической емкости рынка мебели 733 1100

11. Среднемесячная расчетная потенциальная емкость рынка мебели с максимальным сроком эксплуатации при низкой платежеспособности населения -1507 -2320

Примечание: - предложение, больше чем спрос;

+ предложение, меньше чем спрос.

Определить более точно спрос населения на мебель можно с помощью анкетных опросов. Это один из основных методов социологических исследований, применявшихся еще в прошлом веке.

Несомненно, что знание спроса покупателей помогает торговым предприятиям правильно планировать объемы и структуру закупок товаров, прогнозировать состояние товарных запасов, составлять оптимальный размер заказа на потребительские товары.

Недостаточно широкий ассортимент мебели и ее недиверсифици-рованность, а также отсутствие лидеров в Приморском крае, производящих конкурентоспособную мебель, удовлетворяющую покупателей по соотношению цена/качество в сравнении с импортной, привело к тому, что потребительский стандарт ориентирован на импортную мебель.

Так как покупательские пристрастия четко не выражены, то можно ожидать, что появится спрос на мебель, в которой, с одной стороны, будут учтены пожелания местных покупателей, с другой стороны, будут отличия от представленных на рынке моделей.

Таким образом, существует возможность увеличения доли рынка мебели в городе Владивостоке за счет авторских рекомендаций и активного распространения собственного потребительского стандарта, разработанного местными производителями.

Литература

1. Архипова Л.В., Баев Н.Ф. Рынковедение. М: Экономика, 1997. 250 с.

2. Балабанова JIB. Оптовая торговля: Маркетинг и коммерция. М,: Экономика, 1990. 207 с.

3. Глазунова В.В, Торговая реклама. М.: Экономика, 1982. 175 с.

4. Клике P.P. Витрина и интерьер современного магазина. М.: Экономика, 1990. 119с.

5. Липсиц И.В. Бизнес-план основа успеха. Практическое пособие. М.: Банки и биржи, 1994. 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.