ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
УДК 34:343.72 Бойко О. А., Панов С. Л.
Виктимология 3(17) / 2018, с. 67-73
оборот мебельной продукции в российской федерации: криминолого-
виктимологический аспект
В статье рассмотрены проблемы, связанные с наличием на отечественном потребительском рынке контрафактной и некачественной мебельной продукции; изучены причины оборота на отечественном ранке контрафактной мебели; предложены криминолого-виктимологические меры профилактики данного негативного явления.
Ключевые слова: потребительский рынок, оборот мебельной продукции, причины оборота контрафакта, меры противодействия контрафактной мебельной продукции.
Мебель — совокупность передвижных или встраиваемых изделий для обстановки жилых, общественных помещений и различных зон пребывания человека. Предназначается для хранения и экспонирования различных предметов, сидения, лежания, приготовления пищи, выполнения письменных и других работ, разделения помещения на отдельные зоны. Мебель можно классифицировать по форм-фактору (мягкая, корпусная), по назначению (кухонная, спальная, рабочая) и по используемому материалу[5]. Необходимость в обладании мебелью является одной из важных потребностей человека: при этом мебельная продукция характеризуется длительным сроком эксплуатации и высокой ремонтопригодностью. Мебельная продукция как товар длительного пользования обладает сложной технологией производства и соответственно достаточно высокой розничной ценой.
К основным характеристикам и особенностям оборота мебельной продукции на отечественном потребительском рынке следует отнести:
Традиционно весь ассортимент про-
даваемой на отечественном рынке мебели подразделяют на несколько больших групп: бытовая, офисная и специальная мебель. На рынке бытовой мебели преобладает мягкая и корпусная мебель, обеспечивающая около 60% оборота отрасли. Порядка 30% составляет кухонная мебель и спальни[10, с. 41]. Современный рынок мебели характеризуется высокой конкуренцией. Во многом это определяется тем, что высокий ценовой сегмент рынка принадлежит иностранным производителям мебели с уверенными конкурентными преимуществами, а отечественные производители ведут конкурентную борьбу в основном за средний и низший ценовые сегменты.
Чаще всего россияне покупают мебель в крупных торговых центрах и сетевых мебельных магазинах. В числе первых четырех факторов, которые россияне называют ключевыми при выборе мебели, три — рациональные: материал, цена, гарантия, и только один — эмоциональный: внешний вид (дизайн)[13, с. 63]. Спрос на вышеперечисленные группы товаров в мебельной отрасли во многом определяется темпами жилищного стро-
ительства. В настоящее время на мебельном рынке представлено очень большое количество дифференцированных товаров разных ценовых категорий, рассчитанных на потребителей различных социальных слоёв населения. Потенциал развития отрасли довольно велик, но спрос на мебель у россиян в сравнении с покупателями европейских стран остается на низком уровне.
Неблагоприятная экономическая ситуация в стране отразилась на основных показателях мебельной отрасли. Сегодня отечественный мебельный рынок зависим от состояния экономики, покупательских возможностей населения. Последствия кризиса ощутили даже крупные производители и торговые сети. Себестоимость продукции постоянно растет, а реализационная стоимость сдерживается реальным падением доходов потребителей. Поэтому наблюдается огромный отложенный спрос на мебель. С повышением благосостояния граждан реальный спрос на мебель будет расти, объемы рынка продаж увеличится в несколько раз, что будет сопровождаться высоким уровнем конкуренции.
В настоящее время более высокое качество продукции у предприятий, производящих мебель под требования конкретного заказчика. В этом случае отмечается более высокое качество и надежность продукции. Около 80% мебели покупается при переезде в новую квартиру или перепланировке старой[1]. Поэтому легче всего приспособиться к новым требованиям рынка оказалось компаниям, изготавливающим мебель с учетом указанных обстоятельств.
Дальнейшее развитие мебельного рынка, связанного со структурой потребительского спроса на мебельную продукцию, культурой потребления, переносом внимания покупателей с цены на качество — процесс медленный, поэтому ситуация на отечественном потребительском рынке в ближайшем будущем кардинально вряд ли изменится.
В сложившейся ситуации законопослушные предприятия вынуждены конкурировать не только с импортной продукцией, но и с «теневым» мебельным производством. С ростом популярности отдельных брендов отечественной и зарубежной мебели появилось множество кустарных производств, использующих без разреше-
ния образцы дизайнерских разработок известных фирм и выпускающих продукцию под торговой маркой известных производителей. Нередко эта продукция крайне низкого качества, не отвечающая стандартам и техническим условиям. Кроме того, у ряда производителей низкое качество используемых материалов, комплектующих (фурнитуры) и сборки, что в значительной степени увеличивает риск приобретения гражданами некачественной мебели или продукции с продолжительностью эксплуатации ниже заявленного гарантийного срока. По мнению экспертов[12, с. 14], регулярно исследующих потребительский рынок страны, количество официально реализуемой мебели (исходя из налоговых поступлении от продаж) значительно меньше объемов продаж расходного материала (ткани, начинка, ДСП, фурнитура), используемых для изготовления официально реализованных объемов продукции.
К одному из способов изготовления контрафактной продукции следует отнести тот, когда в фирменном салоне крупного производителя приобретается одна единица оригинальной продукции, после чего «пираты» организуют конвейерное производство копий. В отсутствие необходимости обеспечивать качество выпускаемой продукции, тратиться на рекламу и заботиться о репутации торговой марки себестоимость контрафактной продукции оказывается значительно ниже оригинальной. Особенно заметно присутствие таких «производителей» в нижнем ценовом сегменте. Подделка может быть очень похожей внешне, однако такая мебель через непродолжительное время теряет «товарный» вид. Узнаваемая и истребованная покупателями классика подделывается гораздо чаще, чем дизайнерская мебель. Незаконная деятельность бизнесменов по реализации мебельной продукции с использование чужого товарного знака (наименования места происхождения) попадает по санкцию ст. 180 УК РФ — незаконное использование средств индивидуализации товаров.
В целях снижения производственных издержек мебельные компании применяют в производстве дешевые отечественные ДСП, предназначенные исключительно для строительства, с повышенным содержанием смол. Такая мебель со
временем может терять соответствующие свойства, покрываться трещинами, иметь отслоения, выцветать. Кроме того, некачественная мебель может не соответствовать санитарным требованиям, а, следовательно, нанести вред здоровью, поскольку выделяет химические вещества, высокая концентрация которых вызывает у людей аллергию, способствует обострению астмы и появлению онкологических заболеваний[8]. Так в Китае (местные мастера работают, в основном, с древесноволокнистыми плитами) существует определенный дефицит ценных пород деревьев, являющихся основным материалом для оригинальной итальянской мебели, поэтому для придания поддельной мебели идеального товарного вида и максимального сходства с оригиналом, местные «умельцы» используют дешёвые химические соединения, основной компонент которых — формальдегид (сильный яд раздражающего действия[9]). В большинстве своем потребитель самостоятельно не может оценить, выделяет ли купленная мебель вредные вещества или нет, так как оценить класс эмиссии формальдегида самостоятельно визуально или органолептическим способом невозможно. В случае причинения потребителям некачественной мебельной продукцией вреда здоровью, действия предпринимателей (продавцов) попадают под санкцию ст. 238 УК РФ, предусматривающую ответственность за производство и сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности.
Сегодня правоохранительными органами регулярно выявляются факты «мебельного» мошенничества (статья 165 УК РФ), — когда представители фирм однодневок, получив крупную денежную сумму в виде авансовой оплаты на изготовление на заказ несколько комплектов дорогой мебели класса «премиум», с потребительского рынка пропадают[2]. Кроме того, во все времена состоятельные граждане увлекались собирательством старинной мебели, что создавало и создает сегодня «благоприятную почву» для деятельности мошенников, занимающихся производством и сбытом мебельных подделок под «старину». К изготовлению подделок привлекаются отличные мастера, хорошие рисовальщики и даже архитекторы, которые готовят чертежи по точным обмерам подлинников. Ма-
стерские, фабрикующие поддельную старинную мебель, превращаясь в целую отрасль, активно функционируют в Петербурге, Москве и в других городах России. Подделки в этих мастерских исполняются с высокой тщательностью, максимально приближаясь к оригиналу.
К причинам оборота контрафактной (поддельной) и некачественной мебельной продукции на потребительском рынке страны следует отнести:
Сегодня отечественный производитель мебели вынужден в большей степени помышлять о реализации своей продукции, а не о ее качестве. В связи с падением покупательской способности населения, вызванным экономическим кризисом в стране, многие производители мебели оказались в сложном финансово-экономическом положении, поэтому некоторые из них посчитали возможным преодолеть возникшие экономические затруднения путем снижения качества выпускаемой ими продукции. Кроме того, недобросовестные «мебельные бизнесмены», используя в производстве низкокачественный материал, устанавливают на свою продукцию более низкие цены, чем официальные компании-производители.
Нередко некачественная мебельная продукция попадает к будущему владельцу при покупке по низкой цене или с внушительными скидками по образцам в каталогах (или демонстрационных залах), а также посредством сайтов в сети Интернет. В этой ситуации у покупателя отсутствует возможность получения исчерпывающей информации об изделии, непосредственной оценки качества материала и проверки на надежность функционирования отдельных узлов приобретаемой продукции. Так, покупатель, получая мебельную продукцию (например, произведенную в другом регионе) в упакованном виде[11], обнаруживает при ее сборке недостатки (подмена материала и фурнитуры, отсутствие части комплектующих деталей), по которым в последствие в гражданском порядке сложно предъявить претензии производителю товара.
Мебельные «пираты», концентрирующие например, в районных центрах, нередко имеют покровителей в лице коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, поэтому не боятся возможной ответственности
за производство некачественной или контрафактной продукции.
Одной из причин оборота на рынке некачественной мебели является устоявшая позиция отдельных производителей, считающих, что невыгодно производить мебель с длительным сроком эксплуатации, тем более в ситуации, когда спрос на данную продукцию значительно снижен.
Наличие у определенного числа покупателей так называемого «отечественного менталитета», связанного с нежеланием в случае приобретения некачественной (контрафактной) мебели отстаивать свои права в судебных и прочих инстанциях[6, с. 19]. Поэтому вместо судебной тяжбы, покупатель собственными силами и средствами чинит вышедшую из строя мебель, — и копит деньги на покупку новой.
Обрушение рынка потребительских кредитов в 2016 году сразу же сказалось на объемах продаж ряда товаров, в том числе мебели (в первую очередь импортной). Поэтому среднестатистический россиянин, не имеющий средств на приобретение оригинальной продукции, выбирает менее качественную мебель, в том числе изготовленную с нарушением права на товарный знак. Именно вопрос цены в большинстве случаев играет решающую роль, по крайней мере, в тех сделках, когда покупателями являются граждане из числа представителей среднего класса и жителей провинции.
Сегодня на первичном рынке недвижимости наметился интересный тренд: мебельные компании в партнерстве с застройщиками создают готовые композиционные решения для покупателей новых квартир. Такой формат реализации произведенных товаров нередко используется недобросовестных производителями, осуществляющими таким образом сбыт некачественной мебели.
Ослабление государственного контроля над качеством производимой в стране продукции. Плановые проверки организаций, выпускающих мебельную продукцию, Роспотребнадзором в настоящее время проводятся не чаще, чем раз в три года. При этом за год на сайте ведомства вывешивают планы этих проверок, и предприниматели знают, когда к ним придут чиновники. Фактически осуществляется не проверка, а профанация контрольной деятельности.
Не смотря на то, что в стране функционирует достаточное количество структур уполномоченных контролировать оборот товаров на потребительском рынке, количество контрафактной (поддельной) продукции на рынке из года в год фактически не уменьшается. Это происходит в силу отсутствия эффективной стратегии взаимодействия государственных контролирующих и надзирающих органов (например, Роспотребнадзор, МВД и др.), союза предпринимателей, общественности (например, Общества по защите прав потребителей) в борьбе с данным негативным явлением.
В ряде субъектов страны отсутствуют экспертные центры, лаборатории, которые могли бы по заявкам правообладателей брэндов, заявлений граждан-покупателей оперативно проводить исследования «сомнительных» товаров.
К условиям, способствующим обороту на потребительском рынке контрафактной и некачественной мебельной продукции, следует отнести: во-первых, наличие отлаженной маркетинговой стратегии недобросовестных производителей, сбывающих поддельный товар по красочно оформленным каталогам в оживленных местах (у станций метро, вблизи рынков); во-вторых, высокая степень сходства мебельных подделок (в первую очередь — китайских) с оригинальной продукцией[4].
К мерам по противодействию обороту контрафактной и некачественной мебельной продукции следует отнести:
Разработка и принятие региональных программ по противодействию обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции, как в целом по потребительскому рынку, так и по отдельным группам товаров.
Добросовестным производителям оригинальной мебели необходимо в обязательном порядке патентовать дизайнерские разработки, постоянно изменять модельный ряд выпускаемой продукции, совершенствовать технологию производства, изготавливать оригинальные изделия на заказ, постоянно заниматься инновационной деятельностью, а также увеличением требований к менеджменту в сфере маркетинга и рекламы.
Компаниями-производителями оригинальной мебельной продукции следует на постоянной основе осуществлять мо-
ниторинг мебельного рынка, проверки торговых точек с целью выявления подделок и контрафакта.
Использование опыта отдельных отечественных производителей оригинальной мебельной продукции заключающегося в том, что ими для сравнения настоящей и поддельной мебели на регулярной основе проводятся выставки, где основным экспонатом является изъятый контрафакт. Покупатели приобретают навыки определения «настоящей» и поддельной мебели внешне похожей на оригинальный товар с целью использования полученных знаний в последствие при приобретении продукции данного произ-водителя[3, с. 17].
Силами правообладателей оригинальной мебельной продукции необходимо посредством сети Интернет создать реестр добросовестных поставщиков мебели и «черный список» производителей, занимающихся изготовлением контрафактной и некачественной продукции.
Производители оригинальной мебели должны повсеместно открывать горячие линии (телефоны доверия) и сайты в сети Интернет, на которые граждане-покупатели могли бы сообщать о фактах и местах продажи контрафактной и некачественной мебельной продукции.
В сфере противодействия обороту контрафактной и некачественной мебельной продукции значительная роль принадлежит виктимологической профилактике. Данное направление заключается в информировании граждан-покупателей о наличии на потребительском рынке контрафактной и некачественной мебели. Обезопасить себя от приобретения такой продукции можно путем соблюдения следующих рекомендаций[14]:
— при покупке мебели следует ориентироваться на наличие фирменного паспорта с индивидуальным номером, присваиваемым конкретному экземпляру; бирку с логотипом, прикрепленную к изделию; фирменную упаковку с нанесенным на нее логотипом компании; печать ОТК, которая приклеивается на дно каждого фабричного изделия; гарантийный талон с печатью и реквизитами фабрики-изготовителя;
— не следует приобретать мебельную продукцию на улице, в спонтанных торговых точках по фотографиям и красочно оформленным каталогам, а обращаться в
известные мебельные салоны, работающих, в том числе, от официальных дилеров мебельных фабрик, предоставляющих услугу по гарантийному и постгарантийному обслуживанию;
— необходимо знать, что консультанты мебельных салонов обязаны предоставить полную информацию о товаре, давать советы по уходу за ней;
— мягкую мебель лучше выбирать их натуральных тканей и кожи с набивкой из материала пенополиуретан, который не вызывает аллергию и не теряет форму со временем;
— покупая мягкую мебель необходимо: осмотреть швы, которые должны быть ровными, без каких-либо неровностей и повреждений, послушать, не скрепят ли имеющие в конструкции пружины, прощупать наполнитель;
— в случае покупки деревянной мебели, необходимо исследовать ее поверхность на наличие трещин, следов клея, которых быть не должно;
— следует знать, что мебельная продукция, стоимость которой ниже, чем у официальных дилеров — это практически всегда контрафактная и (или) некачественная продукция;
— следует пользоваться услугами по доставке, торгующей организации, поскольку в этом случае за сохранность мебели при ее транспортировке отвечает продавец товара;
— при покупке мебели необходимо в обязательном порядке истребовать от продавца кассовый и (или) товарный чеки, в которых должны быть указаны: вид реализованной продукции, цена, адрес и название мебельного салона;
— перед покупкой мебельной продукции использовать возможности Интернета для получения сведений о «надежности» того или иного продавца.
В связи с наличием на отечественном рынке достаточного количества контрафактной (поддельной) и некачественной мебели, защитить потребителя может независимая экспертиза, которая в дальнейшем послужит весомым доказательством в судебных разбирательствах[7].
За защитой своих прав в сфере оборота на потребительском рынке поддельной и некачественной мебельной продукции граждане могут обращаться в региональные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека РФ, местные Общества защиты прав потребителей, а также правоохранительные структуры.
Исследование причин оборота на отечественном потребительском рынке контрафактной и некачественной мебельной
продукции, а также предложенные кри-минолого-виктимологические меры противодействия данному негативному явлению, положительным образом скажутся на развитии цивилизованного и законного торгового оборота мебельной продукции в стране.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Безрукова Т.Л. Попова Л.А. Повышение конкурентоспособности предприятий на рынке мебели: монография, Воронеж: ИТД «КонРус», 2010.
2. В Уфе мошенница создала поддельный мебельный салон URL: https:// ufatime.ru/ news/2015/03/12/v-ufe (дата обращения: 11.04.2018).
3. Васильев А. Время показать мебель лицом // Мебельный бизнес. 2018. № 1. С. 17-18
4. Васильева Е. Много ли в России поддельной мебели URL: https:// info.ssd.su>>item. php?id=1692 (дата обращения: 10.05.2018).
5. ГОСТ 20400-2013 Продукция мебельного производства. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2014.
6. Дворянкин О. Психология потребителя контрафактной продукции: зачем и почему приобретается контрафакт // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009. № 3. С. 18-24.
7. Демакова Е.А. Товароведение и экспертиза мебельных товаров: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009. 304 с.
8. Денисов Т. Как Вас обманывают производители мебели: мебельные уловки и за-манухи URL: https:// mebeljurnal.rшkak-vas...mebeli-mebelnye-ulovki-i...(дата обращения: 27.04.2018).
9. Лунева М. Формальдегид — что это? Каково его влияние и как его получают? URL: https:// fb.ru/article/143174/formaldegid---chto-eto-kakovo-ego-vliyanie-i-kak-ego-poluchayut (дата обращения: 24.04.2018).
10. Мосиенко О.А. Мониторинг состояния и развития мебельного производства // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 4. С. 41-42.
11. О мебели, поставляемой в разобранном виде и ее упаковке // Мир Мебели. 2000. № 1.
12. Сальков П. Мебель для населения // Преступление и наказание. 2000. № 4. С. 14-15.
13. Чистякова Л. Приобретаем офисную мебель // Налоговый вестник. 2016. № 11. С. 62-69.
14. Элитная мебель: как вычислить подделки // Волжская коммуна. 2016. 29 апр.
REFERENCES:
1. Bezrukova TL Popova L.A. Increasing the competitiveness of enterprises in the furniture market: monograph, Voronezh: ITD «KonRus», 2010.
2. In Ufa fraud created a fake furniture store URL: https: // ufatime.ru/news/2015/03/12/ v-ufe (reference date: 04.11.2018).
3. Vasiliev A. Time to show the furniture face // Furniture business. 2018. No. 1. P. 17-18
4. Vasilieva E. Is there a lot of fake furniture in Russia? URL: https: // info.ssd.su >> item.php? Id = 1692 (reference date: 05/10/2018).
5. GOST 20400-2013 Products of furniture production. Terms and Definitions. M .: Standartinform, 2014.
6. Dvoryankin O. Psychology of the consumer of counterfeit products: for what and why is a counterfeit purchased // Intellectual Property. Copyright and related rights. 2009. № 3. P. 18-24.
7. Demakova E.A. Commodity research and examination of furniture goods: Textbook. Moscow: Knorus, 2009. 304 p.
8. Denisov T. As you cheated manufacturers of furniture: Furniture and tricks zamanuhi URL: https: // mebeljurnal.ru> kak-vas ... mebeli-mebelnye-ulovki-i ... (reference date: 27.04.2018).
9. Luneva M. Formaldehyde - what is it? What is his influence and how is he received? URL:
https: // fb.ru/article/143174/formaldegid---chto-eto-kakovo-ego-vliyanie-i-kak-ego-poluchayut (reference date: 04.24.2018).
10. Mosienko O.A. Monitoring of the state and development of furniture production // Modern economy: problems, trends, prospects. 2011. № 4. P. 41-42.
11. On furniture supplied in disassembled form and its packaging. // Mir Mebeli. 2000. № 1.
12. Salkov P. Furniture for the population // Crime and punishment. 2000. № 4. P. 14-15.
13. Chistyakova L. Acquire office furniture // Tax bulletin. 2016. No. 11. P. 62-69.
14. Elite furniture: how to calculate forgery // Volga commune. 2016. Apr 29
БОЙКО Ольга Альбертовна, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России, кандидат юридических наук (644112, Омск, проспект Комарова 7, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» E-mail: [email protected].
ПАНОВ Сергей Леонидович, ветеран МВД России, кандидат юридических наук (Омск)
E-mail: [email protected]
Boyko O. A., Panov S. L.
turnover of furniture products in the russian federa-tion: criminological-victimological aspect
The article deals with the problems associated with the presence in the domestic consumer market of counterfeit and substandard furniture products; the causes of trafficking in counterfeit furniture on the domestic market have been studied; suggested criminological and victimological measures of prevention of this non-active phenomenon.
Keywords: Consumer market, turnover of furniture products, causes of counterfeit turnover, countermeasures against counterfeit furniture products.
BOYKO Olga Albertovna, associate Professor of criminology, psychology and pedagogy of Omsk Academy of the MIA of Russia, candidate of legal Sciences Boyko Olga Albertovna (644112, Omsk, prospect Komarova 7, Federal state educational institution of higher professional education "Om-sky Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation" E-mail: [email protected].
PANOV Sergey Leonidovich, a veteran of the MIA of Russia, candidate of legal Sciences Panov, Sergei (Omsk), E-mail: [email protected]
Дата поступления:21.05.2018
^—73