Научная статья на тему 'Оборот контрафактного и поддельного моторного топлива: детерминанты и меры противодействия'

Оборот контрафактного и поддельного моторного топлива: детерминанты и меры противодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / МОТОРНОЕ ТОПЛИВО / АЗС / ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБОРОТА ПОДДЕЛЬНОГО ТОПЛИВА / БОРЬБА С КОНТРАФАКТОМ / CONSUMER MARKET / MOTOR FUEL / GAS STATION / DETERMINANTS OF COUNTERFEIT MOTOR FUEL TRADE / COMBATING INFRINGING PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Ольга Альбертовна, Панов Сергей Леонидович, Ревягин Александр Валерьевич

Несмотря на апрельское поручение 2015 г. Президента Российской Федерации Владимира Путина в адрес контролирующих и надзирающих структур разобраться с контролем качества топлива, серьезных сдвигов в решении этого вопроса до сих пор не произошло. Объем нелегального топлива в целом по стране превышает 10 млн тонн, при том что общее потребление моторного топлива в России (бензин и дизельное топливо) составляет 65-70 млн тонн в год. Оборот на внутреннем потребительском рынке контрафактного и фальсифицированного моторного топлива наносит имущественный вред автовладельцам, создает условия возникновения недобросовестной конкуренции в оптовой и розничной торговле, приводит к недополучению бюджетами различного уровня десятков миллиардов рублей налоговых поступлений. Авторы провели анализ состояния отечественного рынка моторного топлива, изучили аспекты функционирования автозаправочных станций, исследовали детерминанты оборота контрафактной и поддельной топливной продукции, предложили комплекс криминолого-виктимологических мер по противодействию данному негативному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойко Ольга Альбертовна, Панов Сергей Леонидович, Ревягин Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infringing and Counterfeit Motor Fuel Trade: Determinants and Countermeasures

Despite the April 2015 assignment of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the controlling and supervising structures to deal with the quality control of the fuel, no major progress has been made in resolving this issue. The amount of illegal fuel in the whole country exceeds 10 million tons, while the total consumption of motor fuels in Russia (gasoline and diesel fuel) is 65-70 million tons per year. Infringing and counterfeit motor fuel trade in the domestic consumer market brings property damage to car owners. It creates the unfair competition in the wholesale and retail trade, leads to tens of billions of rubles tax gap in the budgets of various levels. In connection with the above-listed factors, the authors analyzed the state of the domestic motor fuel market, studied aspects of the functioning of gas stations, investigated the determinants of infringing and counterfeit motor fuel products, suggested criminological and criminology victimological strategies to counteract this negative phenomenon.

Текст научной работы на тему «Оборот контрафактного и поддельного моторного топлива: детерминанты и меры противодействия»

УДК 34:343.72 © О. А. Бойко, С. Л. Панов, А. В. Ревягин, 2019

Оборот контрафактного и поддельного | моторного топлива: I

детерминанты и меры противодействия

О. А. Бойко, Омская академия МВД России. E-mail: [email protected]

С. Л. Панов. E-mail: [email protected] А. В. Ревягин, Омская академия МВД России. E-mail: [email protected]

Несмотря на апрельское поручение 2015 г. Президента Российской Федерации Владимира Путина в адрес контролирующих и надзирающих структур разобраться с контролем качества топлива, серьезных сдвигов в решении этого вопроса до сих пор не произошло. Объем нелегального топлива в целом по стране превышает 10 млн тонн, при том что общее потребление моторного топлива в России (бензин и дизельное топливо) составляет 65-70 млн тонн в год. Оборот на внутреннем потребительском рынке контрафактного и фальсифицированного моторного топлива наносит имущественный вред автовладельцам, создает условия возникновения недобросовестной конкуренции в оптовой и розничной торговле, приводит к недополучению бюджетами различного уровня десятков миллиардов рублей налоговых поступлений. Авторы провели анализ состояния отечественного рынка моторного топлива, изучили аспекты функционирования автозаправочных станций, исследовали детерминанты оборота контрафактной и поддельной топливной продукции, предложили комплекс криминолого-виктимологических мер по противодействию данному негативному явлению.

Ключевые слова: потребительский рынок; моторное топливо; АЗС; детерминанты оборота поддельного топлива;

борьба с контрафактом.

Infringing and Counterfeit Motor Fuel Trade: Determinants and Countermeasures

O. A. Boiko, The Omsk Academy of the MIA of Russia. E-mail: [email protected]

S. L. Panov. E-mail: [email protected] A. V. Revyagin, The Omsk Academy of the MIA of Russia. E-mail: [email protected]

Despite the April 2015 assignment of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the controlling and supervising structures to deal with the quality control of the fuel, no major progress has been made in resolving this issue. The amount of illegal fuel in the whole country exceeds 10 million tons, while the total consumption of motor fuels in Russia (gasoline and diesel fuel) is 65-70 million tons per year. Infringing and counterfeit motor fuel trade in the domestic consumer market brings property damage to car owners. It creates the unfair competition in the wholesale and retail trade, leads to tens of billions of rubles tax gap in the budgets of various levels. In connection with the above-listed factors, the authors analyzed the state of the domestic motor fuel market, studied aspects of the functioning of gas stations, investigated the determinants of infringing and counterfeit motor fuel products, suggested criminological and criminology victimological strategies to counteract this negative phenomenon.

Keywords: consumer market; motor fuel; gas station; determinants of counterfeit motor fuel trade;

combating infringing products.

В настоящее время вопрос о качестве моторного топлива в Российской Федерации остается риторическим, а проблема наличия на рынке контрафактного и поддельного бензина касается практически всех лиц, участвующих в обороте горюче-смазочных

материалов. Технология изготовления бензина настолько сложна, что реализовать ее возможно только в заводских условиях с применением необходимого дорогостоящего оборудования. Свыше 90% всего товарного бензина выпускается на нефтеперераба-

тывающих заводах (далее — НПЗ). Топливо, произведенное на разных заводах, может существенно различаться по своим качественным показателям, так как процессы очистки требуют сложного и дорогостоящего оборудования, которое есть не на каждом производстве. Помимо НПЗ, выпуском бензинового топлива занимаются и частные производители.

В соответствии с техническим регламентом 1 бензин должен соответствовать определенным требованиям по доле, объему и концентрации различных веществ (например, бензола, марганца, железа и других); не должен включать металлосодержащие присадки; может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки, а также моющие присадки, не ухудшающие его показатели и свойства. Бензин маркируется в зависимости от его октанового числа — чем оно выше, тем больше устойчивость горючего к детонации, соответственно, его можно применять в двигателях, отличающихся высокой степенью сжатия топливной смеси, а именно 2: бензин низкого качества (марки А-76), обычного качества (АИ-80 и АИ-92) и улучшенного качества (АИ-95 и АИ-98). Изготовитель обязан в сопроводительных документах к автомобильному бензину, в паспорте на него, а также при рекламе указывать марку и класс (К-2, К-3, К-4, К-5.) реализуемого бензина. Экспертами бензин условно разделяется на «ГОСТовский» (соответствующий его требованиям); «ТУшный» (изготавливается по техническим условиям, т. е. отдельные его параметры ГОСТу не соответствуют); «кустарный» (изготавливается на полулегальных нефтеперерабатывающих заводах) и «заведомый суррогат» 3.

Состояние оборота бензинового топлива на отечественном потребительском рынке можно охарактеризовать следующим образом.

Несмотря на то что цена на топливо, стабильно растущая вне зависимости от колебаний цен за баррель нефти на мировом рынке, приносит производителям бензина приличный доход, некоторые недобросовестные производители стараются получить дополнительную прибыль за счет поставки на отечественный потребительский рынок контрафактного и фальсифицированного (поддельного) топлива. В периоды повышенного спроса и роста цен на различные виды топлива (отпуска, посевная и уборочная) продажа «бодяги» под видом бензина и дизеля становится очень доходным бизнесом, так как цена

на химические компоненты, которыми разбавляют качественное топливо для приготовления «суррогата», остается неизменной [1, с. 22].

«Бензиновые» мошенники под видом дальнейшего применения в химической промышленности приобретают на НПЗ полуфабрикат, из которого, ввиду отсутствия дорогостоящего оборудования и технологий, производят бензин с низким октановым числом. Чтобы данная смесь была похожа на настоящий бензин, в него добавляют различные антидетонационные присадки (компоненты, добавляемые к продукции для изменения ее свойств) с целью повысить октановое число. Такой бензин нередко не соответствует ГОСТу по октановому числу, а содержание добавок в нем значительно превышает допустимые концентрации и представляет угрозу различным узлам автомобиля.

Одним из часто встречающихся способов применения присадок является модернизация стандартного заводского бензина с октановым числом 92 до 95-го или даже 98-го. Например, 1,5-2 литров ацетона вполне достаточно, чтобы получить из тонны 92-го бензина тонну 95-го. Одной из распространенных присадок является ферроцен — легко возгоняющийся кристаллический порошок, хорошо растворяемый в бензине, используемый для повышения антидетонационных свойств топлива. Введение 160-300 грамм ферроцена на тонну бензина дает повышение октанового числа на 4-6 единиц [2, с. 90]. Несложный способ поднять октановое число до требуемого стандартом уровня — смешать полуфабрикат бензина с ацетоном. Такая смесь вызывает коррозию металла, разъедает сальники и прокладки.

Для того чтобы избежать проблем с контролирующими органами, мини-заводы в сопроводительных документах указывают, что выпускают не «топливо автомобильное» по ДСТУ, а «компонент» в соответствии с собственными техническими условиями [3, с. 11]. Количество серы, смол и парафинов в таком бензине и дизтопливе значительно отличается от государственного стандарта, соответственно, заправлять такой смесью автомобиль небезопасно. Недобросовестные предприниматели часто разбавляют бензин более дешевым (примерно в три раза) топливом, газовым конденсатом — газолином. Деятельность производителей топлива с нарушением технических регламентов, а также продавцов по его реализации квалифицируется по ст. 14.43 КоАП РФ.

1 Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту : постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 118 : в ред. постановления Правительства РФ от 11 ноября 2012 г. № 1038 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 9, ст. 854.

2 ГОСТ 32513-2013. Межгосударственный стандарт. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия : введен в действие приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 года № 1864-ст. М., 2014.

3 Додонов К. Страсти по бензину // Петровка, 38. 2016. № 31.

В 2017 г. в Нижнекамске сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Республике Татарстан задержан бизнесмен за изготовление и сбыт фальшивого бензина под маркой известного бренда. Сотрудники полиции, выступающие в роли покупателей, предотвратили незаконную сделку по продаже 30 тонн бензина на сумму около 900 тыс. рублей. Всего, по данным следствия, в подпольном цехе было изготовлено (при отсутствии лицензии) и реализовано 600 тонн некачественного топлива — бензина АИ-92 и АИ-95 на сумму свыше 16 млн рублей 4. Нелицензированная деятельность предпринимателя по изготовлению контрафактного и фальсифицированного топлива квалифицируется по ст. ст.: 165 УК РФ — причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; 171 УК РФ — незаконное предпринимательство и 180 УК РФ — незаконное использование средств индивидуализации товаров. До сих пор не изжиты факты краж топлива водителями бензовозов, которые в целях сокрытия хищения доливают в дизельное топливо отработанные масла, а в бензин добавляют дешевые присадки, совершая тем самым преступление, предусмотренное ст. 160 УК РФ — присвоение или растрата.

Постоянное увеличение числа автомобилей в стране влечет за собой рост количества обслуживающих их автозаправочных станций (далее — АЗС). Качество нефтепродуктов, реализуемых на АЗС, должно соответствовать действующим стандартам (техническим условиям). Высокая конкуренция заставляет некоторых владельцев АЗС снижать затраты за счет покупки фальсифицированного или более дешевого, изготовленного полукустарным способом некачественного топлива. По мнению экспертов 5, в России доля поддельного бензина, реализуемого через АЗС, достигает 30%. Например, «серый» оборот нефтепродуктов на территории одной только Омской области, по оценкам независимых экспертов, составляет до 4 млрд рублей в год. До сих пор на отдельных АЗС не изжиты факты недолива топлива как на заправках с механическими колонками, так и на современных компьютеризированных станциях.

Самая неблагоприятная ситуация с поддельным бензином в провинции (сельской местности). Если в региональных центрах функционирует несколько сетей АЗС, реализующих качественный бензин известных производителей, и у водителя есть выбор —

немного переплатить за качественный продукт или сэкономить на топливе, то у жителей глубинки нередко такая возможность отсутствует. Покупка для реализации поддельного топлива позволяет провинциальным АЗС на равных конкурировать с автозаправочными станциями, принадлежащими вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Обычно такие АЗС функционируют на окраинах городов или около небольших населенных пунктов, вдоль трасс нефедерального значения. Подобные заправки представляют собой операторную, один контейнер для топлива и колонку. Рекламные надписи типа: «Бензин „Евростандарт"» являются лишь пиар-ходом, цель которого вселить в автовладельцев уверенность в качестве предлагаемого топлива и увеличить объемы продаж. Симптомы того, что на АЗС был залит поддельный бензин, следующие: детонация двигателя в момент его остановки или запуска, повышенный расход бензина, значительное снижение динамики автомобиля, повреждение топливной системы и др.

В настоящее время стабильное повышение для автовладельцев цены на моторное топливо повлияло на снижение объемов продаж бензина на АЗС. Для возмещения потерь ряд недобросовестных владельцев автозаправочных станций не гнушается приобретением и реализацией контрафактного (поддельного) моторного топлива.

Одной из причин наличия на ряде АЗС некачественного топлива является подход владельца заправки к ведению бизнеса 6. Дело в том, что емкости, в которых хранится топливо на заправках, требуют регулярной очистки по специальной технологии, иначе внутри резервуара размножаются биологические организмы, могут оставаться посторонние вещества (песчинки, листья, вода), отложения, а это требует от владельца дополнительных затрат, на которых недобросовестные владельцы экономят. Кроме того, объем топлива может уменьшиться до 10% при его охлаждении. Поэтому, чтобы покрыть недостачу или скрыть хищение топлива, в бензин добавляют дешевые присадки, в дизтопливо — отработанное масло.

Государственный контроль над качеством реализуемой потребителям топливной продукции в настоящее время недостаточно эффективен. Так, плановые проверки качества топлива на заправочных станциях Росстандартом проводятся не чаще, чем раз в три года [4]. При этом за год на сайте ведомства

4 Сахалов Р. Поддельный бензин сбывали тоннами // Республика Татарстан. 2017. 20 июля.

5 Мартынова А. Подпольные короли топливного бизнеса. URL: http://kvnews.ru/gazeta/2014/mart/-8/podpolnye-koroli-toplivnogo-biznesa (дата обращения: 16.05.2018).

6 Мордюшенко О. Не тяни бензин: в России вводят экспресс-проверку качества топлива на АЗС // Коммерсантъ. 2017. № 41. 24 мая.

вывешивают планы и сроки проверок. Кроме того, о точной дате проверки предприниматель в обязательном порядке уведомляется минимум за три дня до ее начала. Фактически осуществляется не проверка, а профанация надзорной деятельности, так как недобросовестный предприниматель успевает сокрыть доказательства торговли фальсифицированной топливной продукцией 7. Что касается внеплановых проверок, то они Госстандартом осуществляются только на основании официальных заявлений и обращений граждан по факту нарушения их потребительских прав.

Торговля некачественным топливом на периферии распространена в силу того, что топливные «пираты» нередко имеют покровителей в лице коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, поэтому не боятся возможной ответственности за реализацию фальсифицированной и контрафактной топливной продукции.

На практике лишить лицензии владельца АЗС очень сложно. Для этого необходимо провести большое количество экспертиз, подать иск в суд. Дело, с учетом возможности подачи разнообразных апелляций, может рассматриваться не один год. Чаще всего владельцев АЗС наказывают административным штрафом и они продолжают свою деятельность под другим наименованием до следующей проверки. Кроме того, при проверках деятельности АЗС нередко вне поля зрения силовых структур остаются организаторы и производители фальсифицированной топливной продукции.

Деятельность правоохранительных органов (Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ), контролирующих структур (Госстандарт, Роспотребнадзор) и общественных формирований (общество по защите прав потребителей) по выявлению фактов реализации на АЗС поддельного топлива на сегодняшний день недостаточно скоординирована.

Самостоятельно автовладельцам выявить реализацию поддельного бензина на АЗС без наличия определенных навыков и специальных приспособлений практически невозможно 8: поддельный бензин внешне может и не отличаться от качественного, так как наличие небольшого количества вредных примесей на его цвет и прозрачность фактически не влияет. Поэтому водители запоминают АЗС, из-за противоправной деятельности которых им приходится устранять неполадки в работе различных узлов своих автомобилей, и впредь услугами таких станций не пользуются. Определенная часть автовладельцев

предпочитает заправляться 92-м бензином не в целях материальной экономии, а обоснованно подозревая, что 95-й получен из 92-го путем добавления присадок для повышения октанового числа. Индикаторные экспресс-тесты, которые появились сегодня в автомагазинах, в большинстве случаев не дают полной информации о качестве топлива. Они гарантированно определяют только некоторые виды добавок, например ферроцен.

Одной из причин оборота фальсифицированного топлива является сложность доказывания жертвами факта продажи им поддельного топлива. В случае выхода из строя различных узлов из-за некачественного топлива владельцу автомобиля необходимо: сохранять чек с АЗС; отбуксировать машину на лицензированную станцию технического обслуживания; в присутствии двух свидетелей опечатать бак; обратиться к независимому эксперту, который возьмет пробу топлива на анализ; при отборе проб желательно обеспечить присутствие представителя АЗС и свидетелей; для анализа купить у оператора литр бензина из той же колонки, из которой была осуществлена заправка; попросить выписать товарный чек. Кроме того, автомобилисту нужно доказать, что вред причинен топливом, приобретенным именно на «подозреваемой» АЗС, а также об отсутствии остатков бензина после предыдущей заправки. В связи с этим значительная часть автовладельцев отказывается от данных процедур и претензий к АЗС, а поломку устраняет за свой счет.

К причине наличия на отдельных АЗС фальсифицированного бензина следует отнести то, что на топливном рынке появилась бизнес-модель, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и (или) бренды франчайзера. Этим нередко пользуются недобросовестные владельцы АЗС, реализуя некачественное топливо и используя имя известного раскрученного бренда, который пользуется доверием у автовладельцев.

К мерам по противодействию обороту контрафактной и фальсифицированной топливной продукции следует отнести:

— разработку и принятие региональных программ по противодействию обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции как в целом по потребительскому рынку, так и по отдельным группам товаров;

— осуществление компаниями-производителями топливных продуктов постоянного мониторин-

7 Черенева В. Контрафакт в бензобаке // Рос. газета. 2015. 18 нояб.

8 Ромашкина М. Не без контрафакта. Откуда в России берется некачественное топливо. URL: http://www.oilexp.ru/news/ russia/ne-bez-kontrafakta-otkuda-v-rossii-beretsya-nekachestvennoe-toplivo-133962/ (дата обращения: 18.05.2018).

га отечественного бензинового рынка, регулярных проверок и контрольных закупок на АЗС в целях выявления фальсификата.

Значительная роль в борьбе со сбытом фальсифицированного топлива принадлежит компаниям-поставщикам. Так, нефтепродукты на АЗС «Топ-лайн» доставляются собственными современными бензовозами, оснащенными датчиками системы мониторинга ГЛОНАССЮРБ, что позволяет в онлайн-режиме отслеживать любые отклонения от маршрута и остановки. Приемка нефтепродуктов осуществляется по строго установленному регламенту, а слив проходит по отдельным промаркированным трубопроводам. На АЗС «Топлайн» поставщиками 2 раза в месяц производится контроль на точность отпуска дозы нефтепродуктов на станциях сети. Кроме того, на АЗС работает телефон горячей линии, который помогает эффективно комму-ницировать с клиентами. Интересен и опыт работы деятельности ПАО «Газпромнефть». Сотрудниками «Газпромнефть-Лаборатория» самостоятельно или с привлечением специалистов сторонних независимых мобильных лабораторий для контроля качества топливной продукции регулярно (минимум раз в месяц) осуществляется инспекция принадлежащих ПАО АЗС. Специалисты в присутствии операторов АЗС отбирают пробы из резервуаров и здесь же, не отъезжая от колонок, проводят их детальный анализ на соответствие паспорту качества;

— Российским топливным союзом необходимо создание системы, сходной с Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС), электронной системы учета и контроля движения топлива на всех этапах — от производителя до точки реализации конечному потребителю;

— принятие Государственной Думой РФ законопроекта, внесенного Министерством торговли и промышленности России, об ужесточении штрафов за продажу «суррогатного» моторного топлива. Так, за нарушения требований технического регламента в части несоответствия характеристик топлива, относящихся к физико-химическим показателям, предприниматели заплатят штраф в размере одного процента от совокупного размера выручки, полученной от реализации моторного топлива, но не менее 500 тысяч рублей;

— повсеместное использование сотрудниками надзорных структур портативного погружно-

го плотномера DM-230.1B в целях товарного учета нефти и нефтепродуктов при их транспортировке и хранении. Оперативное измерение плотности в цистернах, бензовозах и горизонтальных резервуарах для нефтепродуктов поможет не только сэкономить время, но и избежать рисков, связанных с некачественным отбором проб, ошибками при проведении лабораторных анализов и идентификации проб. Кроме того, для измерения плотности нефти и нефтепродуктов (например, бензина, керосина, дизельного топлива) специалистами Росстандарта используется ареометр с термометром АНТ-1, выпускаемый в зависимости от диапазона измерения в различных модификациях. Измерения производятся быстро и с высокой точностью 9;

— посредством сети Интернет пополнение силами правообладателей оригинальной топливной продукции существующего реестра добросовестных поставщиков (торговцев) бензина и «черного списка» производителей, занимающихся изготовлением контрафактной и некачественной топливной продукции для автовладельцев 10. Подобие такого реестра в виде мобильного приложения создано и запущено Федерацией автовладельцев России, позволяющего водителям составлять свой собственный рейтинг АЗС;

— повышение эффективности работы правоохранительных органов [5, с. 42-47] и надзорных структур по контролю над деятельностью предпринимателей в сфере реализации топлива (например, использование ОВД оперативных проверочных закупок и контролируемых поставок топливной продукции).

В сфере противодействия обороту фальсифицированного топлива значительная роль принадлежит виктимологической профилактике 11. К мерам виктимологического предупреждения незаконного оборота моторного топлива на потребительском рынке следует отнести:

— регулярное информирование автовладельцев через средства массовой информации, Интернет о фактах выявления на отечественном рынке фальсифицированной топливной продукции, а также наделение их практическими знаниями о местах безопасного приобретения продукции, способах определения качества реализуемого на АЗС бензина, их действиях в случае обнаружения нарушений при отпуске моторного топлива;

9 Плотномер DM-230.1B. URL: http://td-automatika.ru (дата обращения: 18.05.2018).

10 За поддельный бензин будут сажать. URL: http://www.oilexp.ru/news/zhizn-za-poddelnyj-benzin-budut-sazhat/3657/ (дата обращения: 19.05.2018).

11 Гаврилов В. Распознаем контрафакт. Какой бензин нельзя лить в машину? URL: http://www.aif.ru/auto/support/ raspoznaem_kontrafakt_kakoy_benzin_nelzya_lit_v_mashinu (дата обращения: 27.05.2018).

— организацию при региональных отделениях Роспотребнадзора и Росстандарта функционирования круглосуточной горячей автоматизированной телефонной линии, на которую автовладельцы могли бы сообщать о фактах и местах продажи фальсифицированной топливной продукции;

— приобретение индикаторных полосок «TEST WAY». Для тестирования достаточно нанести на полоску 1-2 капли бензина: если через 2 минуты цвет полоски не поменялся — бензин качественный и не опасен для узлов автомобиля. Также для проверки качества проданного бензина (определения точного октанового числа) можно воспользоваться октанометром «ОКТИС-2».

За защитой своих прав в сфере оборота на потребительском рынке фальсифицированной топливной продукции автовладельцы могут обращаться в межрегиональные управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, местные общества по защите прав потребителей, а также правоохранительные структуры и судебные органы.

Предложенные меры не являются исчерпывающими, но они могут сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии цивилизованного рынка оборота бензина, отвечающего предъявляемым требованиям как со стороны контролирующих структур, так и со стороны производителей продукции и покупателей.

Список литературы

1. Огневская Д. Товарный рынок: где заканчивается дизель и начинается бензин // Конкуренция и право. 2010. № 1.

2. Виноградов С. Д. Исследование антидетонационных присадок к бензинам // Судебная экспертиза. 2010. № 2.

3. Столярова Л. В., Голованова А. Е. Актуальные проблемы правового регулирования качества нефтяного моторного топлива // Нефть, газ и право. 2008. № 2.

4. Савельева Ю. А. К вопросу о качестве бензина на АЗС // №эуа1п1Ь. Технические науки. 2016. № 41.

5. Чумаченко А. Е. Контрафакт как социально-правовое и криминальное явление: направления и средства его предупреждения органами внутренних дел // Юридический мир. 2007. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.