Научная статья на тему 'Развитие рынка моторных топлив в Российской Федерации'

Развитие рынка моторных топлив в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК МОТОРНЫХ ТОПЛИВ / БИРЖЕВОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ / КАЧЕСТВО МОТОРНЫХ ТОПЛИВ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ховавко Ирина Юрьевна, Маликова Ольга Игоревна

Раскрыты основные проблемы формирования рынка моторных топлив в Российской Федерации. Выявлены причины, обусловливающие низкое качество моторных топлив в Российской Федерации и роста цен на нефтепродукты. Обоснованы ключевые направления совершенствования рынков моторных топлив. Показана роль биржевой торговли нефтепродуктами в формировании конкурентной среды и создании современного механизма ценообразования в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Motor Fuel Market Development

The article is devoted to problems of Russian motor fuel market. Fuel quality specifications in Russia are generalized Reasons causing poor fuel quality and rise in prices on this market are discussed. The authors present the analysis of trends in fuel pricing and show the role of exchange trade for creation the competitive motor fuel market in Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка моторных топлив в Российской Федерации»

УДК 338

и.ю. Ховавко РАЗВИТИЕ РЫНКА МОТОРНЫХ ТОПЛИВ

о.и. Маликова В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Аннотация. Раскрыты основные проблемы формирования рынка моторных топлив в Российской Федерации. Выявлены причины, обусловливающие низкое качество моторных топлив в Российской Федерации и роста цен на нефтепродукты. Обоснованы ключевые направления совершенствования рынков моторных топлив. Показана роль биржевой торговли нефтепродуктами в формировании конкурентной среды и создании современного механизма ценообразования в отрасли.

Ключевые слова: рынок моторных топлив, биржевое ценообразование на нефтепродукты, качество моторных топлив, налоговое стимулирование.

Mna Khovavko RUSSIAN MOTOR FUEL MARKET DEVELOPMENT

Olga Malikova Annotation. The article is devoted to problems of Russian motor fuel market. Fuel quality

specifications in Russia are generalized Reasons causing poor fuel quality and rise in prices on this market are discussed. The authors present the analysis of trends in fuel pricing and show the role of exchange trade for creation the competitive motor fuel market in Russia. Keywords: motor fuel market, exchange prices on oil products, fuel quality requirements, tax regulation.

С началом рыночных преобразований в Российской Федерации начался бурный процесс автомобилизации. К началу текущего десятилетия автопарк Российской Федерации составлял более 33 млн единиц автотранспортных средств, 80 % из которых - легковые автомобили [2]. В настоящее время уровень автомобилизации в среднем по стране составляет 250 автомобилей на 1 тыс. жителей, а в крупных городах давно превзойден рубеж в 300 автомобилей.

Рост автомобилизации и изменение потребительских предпочтений населения в России способствуют формированию спроса на качественное и доступное топливо. В силу ряда обстоятельств наша нефтеперерабатывающая промышленность оказалась к этому не готова. В 90-х гг. XX в. в Российской Федерации наблюдалось заметное сокращение производства и потребления энергоносителей. Одновременно происходил рост цен на моторное топливо, в частности, на бензин (см. рис. 1, 2). Такая ситуация обусловлена как особенностями экономического развития России в целом, так и историческими особенностями развития нефтеперерабатывающей промышленности в России и спецификой ее современной структуры.

Современный российский нефтяной сектор сформировался в результате приватизации принадлежащего государству единого производственного комплекса. В настоящее время в Российской Федерации сложилась олигополистическая структура рынка. Объем добычи нефти в 1,5-2,5 разапре-восходит объем переработки (что прямо противоположно практике ведущих западных нефтяных компаний).

© Ховавко И.Ю., Маликова О.И., 2014

1 Исследование осуществляется при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Эволюция системы ценообразования на мировом энергетическом рынке: экономические последствия для России», проект № 14-02-00355а.

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariifs/ Рис. 1. Средние потребительские цены на бензин в 1991-1997 гг., руб./л

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

ноябрь

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariifs/ Рис. 2. Средние цены на бензин автомобильный марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) в 1998-2013 гг., руб./л

В период после начала рыночных преобразований отношение капитальных вложений в добычу к вложениям в нефтепереработку даже у наиболее государственно-ориентированной компании «ЛУКОЙЛ» составило 60 : 40 [1, с. 29] (у других это соотношение хуже). Как следствие средняя глубина переработки нефти в Российской Федерации не превышает 75 % (против 90 % в мире), а износ основных фондов составляет около 80 %. По качественной характеристике своего производственного

потенциала российская нефтеперерабатывающая промышленность находится лишь на 72-м месте в мире. Индекс Нельсона (коэффициент сложности, отражающий долю вторичных процессов) в нашей стране находится на уровне 4,45 (в среднем в мире - 6,7, в Северной Америке - 10,2, в Европе - 7,8) [5, а 90].

Недостаток процессов вторичной переработки нефти нашел свое выражение, прежде всего, в виде соотношения выхода на нефть моторных топлив (48,6 % в России против 75 % в развитых странах). Другим следствием отсутствия процессов вторичной переработки является устаревший ассортимент моторных топлив, преобладающую долю в котором составляют нефтепродукты низких эколо-гических классов [5, а 90].

Основными документами, определяющими качество моторных топлив на внутреннем российском рынке, являются: а) ФЗ № 34-Ф3 от 22.03.2003 г. «О запрете производства и оборота этилированных автомобильных бензинов в РФ», б) специальный технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 118). Первый документ запретил производство и оборот этилированных автомобильных бензинов в РФ с 01.07.2003 г. и позволил снизить загрязнение окружающей среды свинцом. Второй - установил требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте бензинам (автомобильным и авиационным), дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту. В регламент включены показатели, характеризующие влияние моторных топлив на окружающую среду и здоровье населения. Изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к автомобильному бензину, в паспорте на него и его рекламе марку этого бензина и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен.

По регламенту выпуск в оборот автомобильного бензина допускался в отношении класса 2 -до 31 декабря 2010 г., класса 3 - до 31 декабря 2011 г., класса 4 - до 31 декабря 2014 г., класса 5 -срок не ограничен. Установленные временные ориентиры не были соблюдены, а финансовые сложности в стране явились хорошим оправданием для нефтяных компаний для свертывания программ перехода к производству топлив высоких экологических классов. Более того, в проекте, подготовленном Институтом энергетической стратегии в рамках мониторинга Энергетической стратегии России на период до 2030 г., просчитано, что в 2030 г. мы будем иметь 47,2 % бензинов ОЧИ-92 и 4,5 % 0ЧИ-80 (при реализации пессимистического сценария, предполагающего падение мировых цен на нефть и низкие темпы экономического роста, что отрицательно скажется на динамике изменения доходов населения) или 42 % ОЧИ-92 и 1,8 % 0ЧИ-80 (при реализации оптимистического сценария, предполагающего более благоприятные внешнеэкономические условия, которые создадут дополнительные импульсы внутреннего развития) [5, а 98].

При дальнейшем развитии процессов автомобилизации Россия может столкнуться и уже сталкивается с нехваткой бензинов на внутреннем рынке и необходимостью их импортировать. В работе Е.В. Евтушенко [3] показано, что при имеющемся спросе (уровень 2004 г. - 200 млн т) рынок находится в равновесии (равновесное число НПЗ - 31 практически соответствует фактическому), что не создает стимулов у нефтяных компаний для модернизации нефтепереработки. При возрастании спроса в два раза равновесное число НПЗ в условиях более или менее свободной конкуренции составит 83. Устранение условий, способствующих консервации олигополистической структуры нефтеперерабатывающей промышленности, создало бы возможность перехода к новому равновесию, в котором интересы автомобилистов удовлетворялись бы в большей степени.

Основными направлениями совершенствования рынков моторных топлив являются:

- развитие биржевой торговли на внутренних рынках нефти и нефтепродуктов, позволяющее определять экономически обоснованный уровень внутренних нефтяных цен;

- стимулирование модернизации НПЗ путем использования инструментов налоговой политики;

- налоговое стимулирование производства продукции с высокими экологическими свойствами;

- регулирование розничного рынка нефтепродуктов.

Биржевая торговля. Основными отличительными признаками биржевой торговли являются: организованность рынка, подчиненность установленным правилам, приуроченность к определенному месту, установление стандартов на товары и типовые контракты, котировка цен и совершение сделок в отсутствии самого товара, использование арбитража для урегулирования споров. Свои особенности имеет фьючерсная биржевая торговля: это фиктивный характер сделок, косвенная связь с рынком реального товара, полная унификация потребительной стоимости товара и большей части условий сделки.

В начале 1990-х гг. торговля нефтью и нефтепродуктами велась в Российской Федерации на более чем 10 биржах. Однако сделок с сырой нефтью, автомобильными бензинами, мазутом, дизельным топливом совершалось не более 70 в месяц. Постепенно и эта деятельность сошла «на нет». Попытка реанимировать внутреннюю биржевую торговлю была предпринята «сверху» в середине 2000-х гг. В мае 2008 г. по инициативе российского правительства была создана Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Основным биржевым товаром должна была стать российская экспортная смесь Rebco (Russian export blend crude oil). Однако в последующие годы на торги выставлялось менее 1 % выпускаемых нефтепродуктов. Очевидно, что результаты сделок с таким незначительным объемом не могут служить ценовым индикатором для всего рынка (для формирования рыночного ценообразования необходимо реализовывать на торгах 15-25 % от объема внутреннего рынка). Проблемы развития биржевой торговли в Российской Федерации связаны с тем, что:

1) нынешняя система реализации нефти и нефтепродуктов с трансфертным ценообразованием вполне устраивает российские нефтяные компании;

2) доля независимых нефтедобытчиков, наиболее заинтересованных в биржевой торговле, составляет не более 10 %, и они не обладают рыночной силой;

3) отсутствуют дешевые кредитные ресурсы для покупателей биржевой нефти (например, для сельхозпроизводителей).

То есть на сегодняшний день задачу формирования полноценного биржевого рынка в России нельзя признать решенной.

Налогообложение топлив. Специфические нефтяные налоги (НДПИ, экспортная пошлина на нефть, экспортная пошлина на нефтепродукты и акцизы) составляют 75 % всего налогообложения нефти и нефтепродуктов в нашей стране и существенным образом влияют на прибыльность различных направлений хозяйственной деятельности нефтяных компаний. На данный момент при расчете НДПИ ставка за 1 т добытой нефти умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень выработки конкретного участка недр.

Изменение соотношения в экспортных таможенных пошлинах на сырую нефть и нефтепродукты позволяет сделать вывоз светлых нефтепродуктов более выгодным по сравнению с экспортом сырой нефти. В 2006 г. экспортная пошлина на нефтепродукты была снижена до 65 % от экспортной пошлины на нефть. При цене на нефть выше 55 долл. за баррель и при установленном соотношении ставок вывозных пошлин для нефтяных компаний становится более выгодным экспорт светлых нефтепродуктов, что создает определенные стимулы для модернизации НПЗ.

С 2011 г. внесены изменения в механизм начисления и порядок взимания акцизов на моторное топливо. До этого в России, в отличие от развитых стран, более качественное топливо облагалось

большим акцизом. Например, ставка акциза иа бензин АИ-80 составляла 2 657 руб., а АИ-92 -3 629 руб. Доля акциза в цене низкооктанового бензина составляла 35 %, а высокооктанового - 42 %. В том же году была введена дифференциация ставок акцизов в зависимости от качества моторного топлива. Акциз на бензины АИ-80 и ниже составил 4 290 руб. за 1 т, АИ-92 - 3 630 руб./т, а АИ-95 и выше - 3 500 руб./т.

Регулирование розничного рынка. Принятие в нашей стране в конце 2002 г. Закона «О техническом регулировании» было важным этапом институционального реформирования системы технического регулирования. Применительно к моторным топливам это означает изменение традиционной системы регулирования их производства и применения. Так, была отменена система независимой экспертизы качества нефтепродуктов в виде единой системы государственных испытаний. Приостановлена деятельность Межведомственной комиссии по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России, в обязанности которой входили организация и координация работ по приемочным и квалификационным испытаниям горючесмазочных материалов и принятие решения о возможности допуска нефтепродуктов к производству и применению (с выдачей соответствующего разрешительного документа - допуска) (при этом согласно перечню документов, представляемых для проведения тендера на производство нефтепродуктов, наличие допуска является обязательным и др.). Принятые изменения оказали неоднозначное влияние на рынок.

В развитых странах вся ответственность за качество продукции возлагается на конечного продавца. При выявлении несоответствия характеристик товара заявленным производителем (продавцом) последнего можно привлечь к судебной ответственности за обман потребителя. Желание утвердиться на рынке и оградить себя от возможных имущественных претензий со стороны потребителей заставляет продавцов (производителей) товара добровольно сертифицировать свою продукцию на соответствие формально необязательным стандартам.

Либерализация производства топлив в нашей стране (отмена лицензирования при производстве) привела к падению качества моторных топлив на розничном рынке. По данным Международного центра по надзору за качеством горючего (ШОС) в 2009 г. Россия заняла лишь 84-е место по качеству топлива (всего в списке было 100 позиций) [6]. В России при наличии трех десятков НПЗ зарегистрировано полторы тысячи производителей моторного топлива. В основном это фирмы-однодневки, производящие товарный бензин с помощью различных присадок и добавок. Об этом говорит, например, тот факт, что бензина АИ-95 в стране потребляется на 1,5-1,8 млн т больше, чем производится в стране [4, а 29]. Чаще всего подделывают 95-й и 92-й бензин, получая их из 76-го и 80-го, а иногда и из прямогонного (04-66).

Отсутствие федеральных нормативных актов, регулирующих продажу моторных топлив как отдельного вида товара, привело к правовому вакууму, который частично пытаются восполнить местные власти. В качестве меры, внесшей заметный вклад в улучшение ситуации на топливном рынке Москвы, следует упомянуть политику раскрытия информации, проводимую Департаментом природопользования г. Москвы. На сайте правительства Москвы регулярно публиковался так называемый «черный список» - АЗС Москвы, оштрафованные в течение года за некачественное топливо.

На сегодняшний день продавцов некачественного бензина наказывают штрафами, привязанными к МРОТ, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях РФ. Размеры штрафов несоизмеримы с денежными оборотами в этом бизнесе. Если топливо на заправке оказалось некондиционным, то по закону надо убедиться, что оно стало таким в результате умышленных действий конкретных лиц. Возможности потребителей доказать вину продавцов топлива крайне малы. Как правило, удается взыскать лишь компенсацию за приобретенное топливо. Случаи более существенного наказания за некачественное топливо единичны.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что в области регулирования качества моторных топлив на внутреннем рынке сделаны определенные шаги в правильном направлении, важнейшими из которых являются изменение соотношения вывозных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты (стимулирует модернизацию НПЗ) и изменение порядка начисления и взимания акцизов на топлива с 2011 г. (стимулирует производство топлив высокого экологического уровня). Однако коренные изменения ситуации в области повышения качества моторных топлив и стабилизации цен на бензин и дизельное топливо возможны только в случае решения крупномасштабной задачи, связанной с модернизацией действующих НПЗ на территории страны и строительством новых производственных объектов.

Библиографический список

1. Виньков А., Рубанов И. По бензину плакать будем // Эксперт. - 2005. - № 46 (5-11 декабря 2005 г.). - С. 28-33.

2. Донченко В.В., Кунин Ю.И., Казьмин Д.М. Комплексный подход к формированию транспортной политики мегаполисов в условиях перегруженности улично-дорожных сетей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niiat.ru/files/publication/2010161.pdf

3. Евтушенко Е.В. Формирование концепции и механизмов реструктуризации предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического профиля: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Уфа, 2005.

4. Нефтепереработка России. - М.: Эксперт, 2005.

5. Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития. - М.: Ин-т энергетической стратегии, 2010.

6. Российский бензин оказался одним из худших. 27.04.2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dni.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.