РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 377.1:61-051
DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-1-34-41
Жданова Светлана Юрьевна
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии
развития e-mail: svetlanaur@gmail. com
Ельцов Сергей Анатольевич
студент философско-социологического факультета, направления «Психология»
e-mail: [email protected]
ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7 (342) 239-65-75
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УЧИЛИЩА
Svetlana U. Zhdanova
Doctor, Professor, Head of the Department of Developmental Psychology
e-mail: [email protected]
Sergey A. Yeltsov
Student of Faculty of Philosophy and Sociology, Department of Developmental
Psychology «Psychology» e-mail: [email protected]
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva St., 614990, Perm, Russia
DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - изучению динамики развития мотивации учебной деятельности студентов первого и второго курсов медицинского училища. В ходе исследования был использован метод лонгитюда, применялись следующие методики: шкала
© Жданова С.Ю., Ельцов С.А., 2023
академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев и Е.Н. Осин, 2014), методика «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кудымкарское медицинское училище».
В исследовании приняли участие студенты первого и второго курсов, обучающиеся по направлению «Сестринское дело». Полученные результаты исследования свидетельствуют о наличии значимых различий в мотивации учебной деятельности у студентов первого и второго курсов. Анализ результатов показал, что для студентов второго курса, по сравнению со студентами первого курса, характерны более высокие показатели познавательной мотивации, мотивации достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированной мотивации и амотивации, также наблюдается рост показателей в отношении стремления овладеть профессией и получить диплом.
Ключевые слова: мотивация, мотивация учебной деятельности, динамика мотивации студентов медицинского училища.
Abstract. The article is devoted to an urgent problem - the study of the dynamics of the development of motivation of educational activity of students of the first and second year of medical school. In the course of the study, the longitudinal method was used, the following methods were used: the scale of academic motivation (T.O. Gordeeva, O.A. Sychev and E.N. Osin, 2014), the methodology "Studying the motivation of studying at a university" by T.I. Ilyina. The study was conducted on the basis of the State budgetary professional educational Institution "Kudymkar Medical School". The study involved first- and second-year students studying in the direction of "Nursing". The results of the study indicate that there are significant differences in the motivation of educational activities among first and second year students. The analysis of the results showed that second-year students, compared with first-year students, are characterized by higher indicators of cognitive motivation, achievement motivation, self-development motivation, self-esteem motivation, introjected motivation and amotivation, there is also an increase in indicators regarding the desire to master a profession and obtain a diploma.
Key words: motivation, motivation of educational activity, dynamics of motivation of medical school students.
Введение. В контексте проблем психологии образования особую актуальность представляет изучение мотивации обучающихся. Анализ литературы показывает, что в настоящее время достаточно много работ, посвященных данной тематике, вместе с тем обнаруживается дефицит психолого-педагогического знания в отношении изучения динамики мотивации, а также специфики ее проявления у учащихся медицинского училища. Обосновывая значимость изучения данного феномена у учащихся медицинского училища, следует отметить, что современная система среднего профессионального образования развивается и функционирует в новейших социально-экономических и политических условиях, которые определяют
основные направления и пути ее развития, предъявляют высокие требования не только к уровню теоретической подготовки выпускников медицинского училища, но и к их готовности к осуществлению профессиональной деятельности [10].
Одним из важных факторов, способствующих формированию успешности учебной деятельности и развитию профессиональных компетенций обучающихся, является мотивация. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу основных проблем психологии обучения [4]. Такой ее статус объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является мотивация [8, 9, 15]. С другой стороны, управление мотивацией учения позволяет управлять учебным процессом, что представляется весьма важным для достижения его успешности [14].
Определяя понятие мотивации, вслед за Е.П. Ильиным, как сложное интегральное психологическое образование, динамический процесс, побуждающий человека к сознательным действиям, следует отметить, что учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность [2, 12].
Учебная мотивация определяется рядом факторов: образовательным учреждением, образовательной системой, где осуществляется учебная деятельность; субъектными особенностями обучающегося; организацией образовательного процесса; спецификой учебного предмета; субъектными особенностями педагога [3]. Мотивация учебной деятельности относится к числу личностных характеристик, является показателем успешности профессиональной подготовки будущего специалиста.
Начиная обучение в медицинском училище, вчерашний школьник сталкивается с рядом новых для него обстоятельств: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля над его деятельностью со стороны родителей и педагогов; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности: мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность - «студенчество» [13].
Студенчество как социальная группа характеризуется особой социальной направленностью, которая проявляется в отношении к будущей профессии. Данное отношение формируется на основе правильного профессионального выбора, полноты и адекватности представлений учащихся о профессии [6]. У студентов первых курсов отношение к будущей профессии еще не является сформированным. Со временем на основе полученных профессиональных знаний и компетенций данное отношение становится устойчивым, характеризует профессиональную мотивацию личности [1]. Развитие устойчивых положительных мотивов учебно-профессиональной деятельности, а также профессионально значимых и социально значимых качеств личности способствует формированию готовности к осуществлению профессиональной деятельности, успешному выполнению профессиональных задач [5].
Методы. С целью изучения динамики мотивации, а также специфики ее проявления у учащихся медицинского училища нами было организовано и проведено специальное исследование. В ходе исследования в качестве организационного метода исследования был использован метод лонгитюда, в качестве психодиагностических методов исследования были использованы: шкала академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев и Е.Н. Осин, 2014), методика «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной [7, 11].
Для обработки полученных данных применялись методы математической статистики: осуществлялась описательная статистика, были использованы метод контент-анализа, t-критерий Стьюдента.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кудымкарское медицинское училище». В исследовании приняли участие студенты первого и второго курсов, обучающиеся по направлению «Сестринское дело». Общее количество обследованных составило 60 человек, по 30 человек в каждой группе. В первую группу вошли студенты 1-го курса - 30 человек, из них: 27 девушек и 3 юношей, в возрасте от 16 до 17 лет. Вторую группу составили студенты 2-го курса - 30 человек, из них: 25 девушек и 5 юношей в возрасте 17-18 лет.
Результаты. В ходе исследования были получены результаты, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа показателей академической
Показатели Средние значения в группах T-критерий Стьюдента
1 курс 2 курс
Познавательная мотивация 14.20 16.33 -4.049**
Мотивация достижения 14.43 15.77 -2.203*
Мотивация саморазвития 14.37 15.67 -2.380*
Мотивация самоуважения 14.20 15.83 -3.398***
Интроецированная мотивация 14.10 15.83 -3.572***
Экстернальная мотивация 14.80 15.57 -1.583*
Амотивация 14.87 15.70 -1.531*
Примечание. * - р < 0,05; ** -- р < 0,01; *** - р < 0,001.
Наглядное отображение полученных результатов представлено на рис. 1.
16,5 16 15,5 15 14,5
14
13,5 13 12,5
/ / / / / / /
/> // // ^
////// / ////У
1 курс
2 курс
Рис. 1. Результаты сравнительного анализа академической мотивации студентов первого
и второго курсов
Полученные данные, представленные в табл. 1 и на рис. 1, свидетельствуют о том, что учащихся первого курса, обучающихся по направлению «Сестринское дело», в меньшей степени, чем учащихся второго курса данного направления, характеризуют: познавательная мотивация ^ = -4.049), мотивация достижения ^ = -2.203), мотивация саморазвития ^ = -2.380), мотивация самоуважения ^ = -3.398), интроецированная мотивация ^ = -3.572), экстернальная мотивация ^ = -1.583) и амотивация ^ = -1.531). Анализ результатов позволяет заключить, что в процессе обучения по направлению «Сестринское дело» у учащихся второго курса наблюдается развитие мотивационной сферы, это проявляется в росте показателей познавательной мотивации, мотивации достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированной и экстернальной мотивации, амотивации.
Результаты сравнительного анализа мотивации учебной деятельности, полученные на основе методики Т.И. Ильиной, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа мотивации учебной деятельности,
полученные на основе методики Т.И. Ильиной
Показатели Средние значения в группах Т-критерий Стьюдента
1 курс 2 курс
Приобретение знаний 8.47 9.69 -2.685**
Овладение профессией 7.16 8.87 -4.199*
Получение диплома 7.02 8.85 -5.150*
Примечание. * - р < 0,05; ** -- р < 0,01; *** - р < 0,001.
Наглядное отображение полученных результатов представлено на рис. 2.
12 10 8 6 4 2 0
Приобретение Овладение Получение знаний профессией диплома
1 курс
2 курс
Рис. 2. Результаты сравнительного анализа мотивации студентов первого и второго курсов,
полученные на основе методики Т.И. Ильиной
Как видно из табл. 2 и рис. 2, данные, полученные на основе методики Т.И. Ильиной, в целом подтверждают результаты исследования, полученные на основе методики изучения академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин, 2014). Результаты исследования свидетельствуют о том, что у учащихся первого курса, обучающихся по направлению «Сестринское дела», в меньшей степени, по сравнению с обучающимися второго курса, наблюдаются такие виды мотивов, как: приобретение знаний = -2.685), овладение профессией = -4.199) и получение диплома = -5.150).
Выявленные различия позволяют говорить о динамике развития мотивационной сферы студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлению «Сестринское дело».
Обсуждение. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о развитии мотивационной сферы учащихся медицинского училища по направлению «Сестринское дело». Результаты исследования показывают, что в процессе обучения у учащихся второго курса наблюдается рост показателей познавательной мотивации. Это проявляется в стремлении студентов узнавать новое, понять изучаемый материал, переживании таких эмоций, как интерес и удовольствие от процесса познания.
Студентов второго курса в большей мере характеризует рост показателей мотивации достижения, что проявляется в стремлении студентов добиваться максимально высоких результатов, испытывать удовольствие при решении трудных задач.
Для обучающихся второго курса характерны более высокие значения по показателям мотивации саморазвития. Их отличает развитие способностей, стремление достичь мастерства и компетентности в профессиональной деятельности.
Также для студентов второго курса в большей мере характерен рост, показателей мотивации самоуважения. Им в большей мере свойственно желание учиться ради ощущения собственной значимости, повышения самооценки за счет достижений в учебе.
Студентов второго курса отличают более высокие показатели интроецированной мотивации, что означает, что для учащихся свойственно побуждение к учебе, обусловленное ощущением стыда и чувства долга перед собой или другими людьми.
Для студентов второго курса, в сравнении со студентами первого курса, характерны более высокие значения показателей экстернальной мотивации. Это проявляется в том, что учащиеся второго курса в процессе учебной деятельности в большей мере ориентированы на требования социума.
В целом полученные данные позволяют утверждать, что студентов второго курса отличают более высокий интерес и осмысленность учебной деятельности. Наряду с познавательными мотивами, проявляющимися в любознательности, интересе к получению знаний, учащихся второго курса также характеризует стремление овладеть профессиональными знаниями, необходимыми для практической деятельности и компетенциями.
Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о динамике мотивационной сферы у учащихся медицинского училища, которая проявляется в развитии познавательной мотивации, мотивации достижения, мотивации саморазвития, мотивации самоуважения, интроецированной мотивации. Студентов 2-го курса, обучающихся по направлению «Сестринское дело», в большей мере, в сравнении со студентами первого курса, характеризует не только развитие познавательной мотивации, но и стремление получить знания и компетенции, связанные с будущей профессиональной сферой.
Список литературы
1. Антипова И.Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2018. - 23 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. - М., 1976. - 223 с.
3. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза // Психология в вузе. - 2006. - № 3. - С. 15-28.
4. Бутенко И. Что привлекает студентов в учебном процессе? // Alma mater. - 2021. - № 1. - С. 21-25.
5. Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. - М. : Эксмо, 2010. - 560 с.
6. Волков Б.С. Психология юности и молодости : учеб. пособие. - М. : Академический Проект : Трикста, 2020. - 256 с.
7. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. - 2019. - Т. 35, № 4. -С. 96-107.
8. Горянина В.А. Психология общения : учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Академия, 2019. - 416 с.
9. Дёкина Е.В. Введение в психолого-педагогическую деятельность : учеб-метод. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов. - Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2005. - 119 с.
10. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2019. - № 3. - С. 106-107.
11. Жданова С.Ю., Печеркина А.В., Кузнецов А.Г. Особенности мотивации учебной деятельности у студентов механико-математического факультета // Экономика знаний в глобальном информационном обществе : материалы III рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Пермь : ОТ и ДО, 2015. - С. 13-16.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2006. - 512 с.
13. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М. : Наука, 1988. - 191 с.
14. Лях Т.И. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов. -Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2005. - 295 с.
15. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб. : Питер, 2007. - 672 с.