Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ГАРМОНИЯ ВНУТРИ НАС"'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ГАРМОНИЯ ВНУТРИ НАС" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ПРОФИЛАКТИКА / АРТ-ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байгулова Н.В., Пропастина О.Д.

В статье представлен сравнительный анализ поисково-констатирующего и итогово-обобщающего этапов реализации социально-педагогической программы профилактики эмоционально-волевых нарушений у младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения средствами артпедагогики «Гармония внутри нас». Описаны цель, задачи, диагностический этап разработки. Приведены показатели результативности социально-педагогической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Байгулова Н.В., Пропастина О.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ГАРМОНИЯ ВНУТРИ НАС"»

УДК 376.4

Байгулова Н. В., канд. пед. наук, доц., Пропастина О.Д., студент ФГБОУВО «ТГПУ» (Томск, Россия)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ГАРМОНИЯ ВНУТРИ НАС»

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ поисково-констатирующего и итогово-обобщающего этапов реализации социально-педагогической программы профилактики эмоционально-волевых нарушений у младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения средствами артпедагогики «Гармония внутри нас». Описаны цель, задачи, диагностический этап разработки. Приведены показатели результативности социально-педагогической программы.

Ключевые слова: эмоционально-волевые нарушения, младшие школьники, социально-педагогическая программа, профилактика, артпедагогика.

На сегодняшний день число младших школьников, имеющих нарушения в эмоционально-волевой сфере, велико. Спектр видов негативных изменений в указанной сфере многогранен - это и гиперактивность, и агрессивность, медлительность, тревожность, страхи, фобии, а также многое другое. Они указывают на отклонения в развитии гармоничной личности ребёнка. Существование и распространение вышеуказанных анормальных проявлений доказывает необходимость работы с несовершеннолетними, их имеющими. Особенно важно применять превентивные меры для недопущения появления подобного рода нарушений.

В.А. Гуров и Т.М. Метёлкина указывают на то, что от 26,5 до 48% младших школьников имеют тот или иной уровень тревожности, который может быть обусловлен, например, сменой социальной роли, страхом в ситуации проверки знаний, проблемами в семьи и, наконец, низкой физиологической устойчивостью к стрессу [1].

По данным института имени Сербского, за период с 2016 по 2019 года процент детей, имеющих аффективные, психические и психоэмоциональные расстройства вырос на 8,9%. Из 100 тысяч детей примерно у каждого пятого присутствует данного рода нарушение [2].

Социально-педагогическая программа «Гармония внутри нас» - одна из форм профилактики эмоционально-волевых нарушений у младших школьников. Целью разработанной программы является: профилактика эмоционально-волевых нарушений у младших школьников.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Формирование у учащихся знаниевой основы об эмоционально-волевой сфере, характере проявлений её нарушений.

2. Развитие позитивно направленного эмоционально-стабильного фона личности младшего школьника, навыков саморегуляции.

3. Информационно-практическое просвещение родителей и педагогов относительно проблемы эмоционально-волевых нарушений младших школьников.

4. Организация совместной творческой, психологически-конструктивной деятельности родителя и ребёнка.

Программа состоит из 3-х этапов: диагностического, основного и заключительного.

Диагностический этап, который является предметом данный статьи, предполагает проведение проективных методик, тестов, беседы и игр, направленных на:

- определение уровня знаний и представлений учеников об эмоционально-волевой сфере человека;

- выявление страхов, уровня тревожности, агрессии у обучающихся;

- изучение индивидуально-личностных особенностей младших школьников;

- анализ межличностных отношений детей, отношения к себе, эмоционально-волевой сферы в целом.

Данный этап позволит составить представление о младших школьниках, их положении в социуме и семье, выявить учеников, требующих особого внимания к себе; поможет точно определить план дальнейшей работы и группу детей, с которой данная социально-педагогическая деятельность будет осуществляться.

Апробация социально-педагогической программы профилактики эмоционально-волевых нарушений у младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения средствами артпедагогики проходила на базе МАОУ СОШ №40 г. Томска. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 23 ученика 2 «Д» класса.

Диагностический этап включал в себя проведение методик: «несуществующее животное» М.З. Друкаревич, диагностики школьной тревожности Филипса, «незаконченные предложения» Л.М. Шипицыной, а также авторской игры с элементами беседы «Укротитель эмоций».

Для оценки результативности социально-педагогической программы профилактики эмоционально-волевых нарушений у младших школьников в условиях общеобразовательной организации средствами артпедагогики были выработаны критерии и показатели. К критериям мы отнесли: когнитивный, деятельностный и личностный. Показатели выглядят следующим образом: высокий (95-100%), средний (76-94%), низкий (75% и ниже).

Когнитивный критерий характеризуется степенью усвоения младшими школьниками знаний об эмоционально-волевой сфере человека, основных эмоциях, их влиянии на поведение человека, об основных способах саморегуляции эмоциональных проявлений.

Деятельностный критерий характеризуется степенью овладения младшими школьниками умениями и навыками, необходимыми для нормальной жизнедеятельности любой личности.

Личностный критерий включает в себя стойкий интерес личности к саморазвитию и самосовершенствованию. И возможности личности самой влиять на её поведение, поступки и характер, вне зависимости от окружающей среды.

Для определения уровня когнитивного критерия в экспериментальной группе была проведена игра с элементами беседы «укротитель эмоций», направленная на определение уровня знаний младших школьников об эмоционально-волевой сфере, а именно: о видах эмоций, о разграничении их на негативные, позитивные и нейтральные, о проявлении эмоций в различных ситуациях, о влиянии эмоций на поведение человека. Результаты диагностик показали, что 30% (7 чел.) экспериментальной группы относятся к высокому показателю, к среднему - 53% (12 чел.), к низкому - 17% (4 чел.).

Исходя из процентного соотношения показателей когнитивного критерия, можем сделать вывод, что в данной экспериментальной группе младших школьников преобладает средний уровень знаний об эмоционально-волевой сфере и её нарушениях.

Для оценки деятельностного критерия были использованы проективная методика «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич и методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Относительно этого критерия, в соответствии с первой методикой 12% участников (3 чел.) экспериментальной группы относятся к высокому показателю, к среднему - 59% (14 чел.), к низкому - 29% (7 чел.); в соответствии со второй - 10% (2 чел.) высокому показателю, к среднему - 55% (13 чел.), к низкому - 35% (8 чел.).

Ссылаясь на результаты оценки деятельностного критерия, делаем вывод, что у большей половины учеников класса негативные аспекты состояния эмоционально-волевой сферы не проявляются; влияют на поведение в меньшей степени.

Личностный критерий оценивался через методику «Незаконченные предложения»

Л.М. Шипицыной.

Данная методика показала следующие результаты: высокий уровень 15% (3 чел.), средний уровень 73% (17 чел.), низкий уровень 12% (3 чел.).

Опираясь на результаты личностного критерия, мы можем сказать, что у превалирующей части класса сформировалось нейтральное отношение к гармонизации эмоционально-волевой сферы, к адекватным взаимоотношениям в социуме, к отношениям с самим собой.

Таким образом, проведение диагностических методик на начальном этапе взаимодействия с подопечными показало следующие результаты, представленные в диаграмме 1.

8000% 7000% 6000%% 5000% 4000% 3000°% 2000% 1000% 0%

£

¿г

ж

Диаграмма 1.

01'

I Высокий показатель | Средний показатель I Низкий показатель

Как мы можем видеть, во всех критериях превалирует средний показатель; в деятельностном и личностном критериях низкий показатель превышает высокий. Это говорит о том, что данные критерии требуют особого внимания.

После апробации формирующего этапа социально-педагогической программы профилактики эмоционально-волевых нарушений у младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения средствами артпедагогики был проведён итогово-обобщающий этап, результаты которого представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2.

9000%

8000% 7000% 6000% 5000% 4000% 3000% 2000% 1000% 0%

LJ.il

Высокий показатель Средний показатель Низкий показатель

^ ^

Ж

' /

Анализируя данные, полученные в ходе итого-обобщающего этапа, мы видим, что показатели в каждом из критериев претерпели изменения. Так, в когнитивном критерии процент высокого показателя теперь составляет 60%, среднего - 30%, низкого - 10%; в деятельностном критерии показатели по первой методике: высокий - 14%, средний - 63%, низкий 13%; по второй: высокий - 17%, средний - 69%, низкий - 14%; в личностном критерии: высокий - 15%, средний - 80%, низкий - 5%.

Проведя сравнительный анализ данных, полученных на поисково-констатирующем и итогово-обобщающем этапах, мы сделали вывод об эффективности программы, поскольку динамика показателей имеет положительный характер, а именно:

- низкие показатели по всем критериям нивелированы (когнитивный - на 7%, деятельностный: по первой методике - на 16%, по второй - на 11%, личностный - на 7%);

- высокие показатели критериев были увеличены (когнитивный - на 30%, деятельностный: по первой методике - на 2%, по второй - на 7%);

- средние показатели были увеличены (деятельностный: по первой методике - на 4%, по второй - на 14%, личностный - на 7%).

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия с детьми младшего школьного возраста по профилактической программе «Гармония внутри нас» имеют положительную динамику: учащиеся лучше идентифицируют собственные эмоции и эмоциональные проявления одноклассников, значимых взрослых, понимают, какой тип реакции подойдёт для конкретной ситуации, умеют контролировать свои эмоции, направлять их в нужное русло.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартош О.П. Социально-психологический тренинг и метод биологической обратной связи как профилактика тревожности у младших школьников / О.П. Бартош, Т.П. Бартош. - Санкт-Петербург : Вестник психотерапии, 2016. - №58. - С. 35-45.

2. В институте Сербского заявили о росте депрессивных состояний у детей и подростков в России. - URL: https://www.m24.ru/news/medicina/01042021/159081 (дата обращения 30.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.