Научная статья на тему 'Педагогическая профилактика психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки'

Педагогическая профилактика психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ / УРОКИ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ПРОБЛЕМА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ / ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ / ВОКАЛОТЕРАПИЯ / PROBLEM OF CHILDREN''S PSYCHO-EMOTIONAL DISORDERS / EDUCATIONAL PREVENTION OF PSYCHO-EMOTIONAL DISORDERS / MUSIC LESSONS IN SECONDARY SCHOOL / AREAS OF MUSIC THERAPY / SINGING THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пупышева Анна Владимировна

В статье рассматривается методика педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе, а также результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PREVENTION OF SCHOOLCHILDREN’S PSYCHO-EMOTIONAL DISORDERS AT MUSIC LESSONS

This article discusses the educational methods of preventing the psycho-emotional disorders of primary school children at music lessons in a secondary school, as well as the results of experimental examination of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Педагогическая профилактика психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки»

УДК 371.78 : 612.8 Пупышева Анна Владимировна

аспирант кафедры пения и хорового дирижирования Московского городского педагогического университета тел.: (499) 181-59-89

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Pupysheva Anna Vladimirovna

PhD student of the Singing and Choral Conducting Department, The Moscow City Teachers’ Training University tel.: (499) 181-59-89

EDUCATIONAL PREVENTION OF SCHOOLCHILDREN’S PSYCHO-EMOTIONAL DISORDERS AT MUSIC LESSONS

Аннотация:

В статье рассматривается методика педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе, а также результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности.

Ключевые слова:

педагогическая профилактика психоэмоциональных расстройств, уроки музыки в общеобразовательной школе, проблема психоэмоциональных нарушений у детей, области музыкальной терапии, вокалотерапия.

The summary:

This article discusses the educational methods of preventing the psycho-emotional disorders of primary school children at music lessons in a secondary school, as well as the results of experimental examination of its effectiveness.

Keywords:

educational prevention of psycho-emotional disorders, music lessons in secondary school, problem of children's psycho-emotional disorders, areas of music therapy, singing therapy.

Выбор данной темы не является случайным, так как все чаще школьными психологами выявляются учащиеся, имеющие различные неврозы, и поэтому хотелось бы уделить особое внимание воздействию музыкального материала в сочетании с методиками арттерапии и артпедагогики на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.

Мы живем в трудных для психического состояния условиях. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране все больше становится детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья. Количество школьников, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется по данным разных авторов от 20 % до 30 %. Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому она становится основным фактором формирования личности ребенка, а это наше будущее поколение. Отсюда особые требования к педагогическому процессу. Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают школьников на уроках музыки: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Именно музыка способна положительно и наиболее сильно воздействовать на чувственно-эмоциональную сферу человека. Это доказано поколениями философов, психологов, педагогов. Поэтому именно учитель музыки может выполнять дополнительно важную пси-холого-педагогическую функцию - психоэмоциональной коррекции, профилактики психоэмоциональных расстройств у детей на уроках музыки.

Однако, как показывает анализ учебно-методических пособий, образовательных программ по музыке для начальных классов, а также наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школах Москвы, данная важная функция учителями музыки не учитывается и не реализовывается.

Следует отметить, что не создаются адекватные условия для коррекции индивидуальных недостатков развития. Учитель музыки проводит только фронтальные занятия в классе. Не определены задачи психологической службы, не предусмотрены занятия по развитию и координации двигательной сферы учащихся, их моторики и координации движений, не выполняются санитарно-гигиенические требования к режиму работы школьников, значительно превышается предельная учебная нагрузка.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена значимостью психотерапевтических (психолого-педагогических) возможностей музыки, целесообразностью освоения учите-

- 126 -

лями музыки методов, приемов, средств психоэмоциональной коррекции и профилактики. В то же время можно констатировать малую неразработанность данной темы, отсутствие специальных учебных пособий, программ, комплексов дидактических материалов, средств, методических рекомендаций.

Сегодня в педагогике и психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих особенности и проблемы психоэмоционального развития младших школьников. Существует огромное количество ведущих школ и направлений артпеда-гогики и арттерапии способствующие профилактики психоэмоциональных расстройств. А огромный психотерапевтический потенциал музыкального искусства в сочетании с различными методиками арттерапии и артпедагогики может быть успешно использован на уроках музыки. Целенаправленно сформированная психотерапевтическая система может помочь младшим школьникам в адаптации к учебному процессу и увлеченности в обучении.

Для проведения уроков музыки с целью профилактики психоэмоциональных расстройств нами был разработан комплекс упражнений, песен и игр который следовало выполнять по 10 мин. в начале каждого урока музыки.

Состав упражнений рассчитан на 2 года для 2-х и 3-х классов по 36 уроков в год - итого 72 часа. Состоит из 2 разделов: 1 - упражнения на разминку и 2-36 специально подобранных песен, игр и различных видов упражнений, также декламационного характера (с расчетом 1 вариант на 2 урока), они представлены в таблице № 1.

Таблица 1 - Содержание методики педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

1 раздел

№ Упражнение

1 Психофизическая разминка под музыку.

2 Произнесение гласных без определенной высоты, совмещая с дыхательной гимнастикой.

3 Произнесение согласных: на крещендо и диминуэндо, постепенно усложняя.

4 Резонаторно-акустическая настройка - исполняется по тональностям вверх и вниз по полутонам.

5 Упражнение, развивающее эластичность дыхания, - исполняется по тональностям вверх и вниз по полутонам.

6 Упражнение, активизирующее диафрагму, - исполняется по тональностям вверх и вниз по полутонам, чередуя гласные.

2 раздел - 36 песен, игр, упражнений по различным методикам

№ Песня, игра или упражнение № Песня, игра или упражнение

2 КЛАСС 3 КЛАСС

1 Песня - «Дыхание для устранения обид». 1 Песня - «Дыхание для устранения обид».

2 Упражнение - «Выполняем движения». 2 Упражнение - «Танец 5 движений».

3 Песня - «Прогоним огорченья». 3 Упражнение - «Ваш мир в красках, формах, линиях».

4 Упражнение - «Погреемся». 4 Песня - «Веселый ветер».

5 Упражнение - «Резиновая игрушка». 5 Упражнение - «Снег».

6 Упражнение - «Мирный сон». 6 Песня - «В любой работе не напрягайся».

7 Песня - «Смех в трех регистрах». 7 Упражнение - «Цвета, линии, формы».

8 Упражнение - «Одевание пальчиков». 8 Песня - «Пожелание друзьям».

9 Песня - «Не жди подарка от судьбы». 9 Песня - «В чем проблема?».

10 Упражнение - «Вопрос-ответ». 10 Упражнение - «Рубка дров».

11 Упражнение - «Лес». 11 Упражнение - «Терапия страхов».

12 Песня - «Приветствие солнцу». 12 Песня - «Несмотря на свои неприятности».

13 Пальчиковая игра - «Замок». 13 Песня - «Решительность».

14 Упражнение - «Тигр вышел погулять». 14 Упражнение - «Море».

15 Песня - «Да и нет». 15 Песня - «Дыхание для повышения тонуса».

16 Упражнение - «Здравствуйте». 16 Упражнение - «Каракули».

17 Упражнение - «Паровоз привез нас в лес». 17 Песня - «Дыхание против агрессии».

18 Песня - «А после меня». 18 Песня - «Прощание».

В целях определения эффективности сформированной методики педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников, мы осуществили эксперимент в младших классах общеобразовательной школы.

Задачи эксперимента: определить влияние упражнений совмещения музыкального искусства и методик арттерапии и артпедагогики; описать ход работы и методики, использованные в проведении эксперимента; проанализировать результаты исследования, динамику улучшения и ухудшения; обобщить статистические данные.

Эксперимент проводился на базе ГОУ СОШ № 462 города Москвы в 2009-2011 гг. В эксперименте участвовали 2 класса (52 человека): 25 детей в 2А - 3А классе и 27 человек в 2Б - 3Б классе.

В процессе проведения экспериментальной деятельности в младших классах ГОУ СОШ № 462 нами осуществлялось наблюдение за поведением детей, их психоэмоциональным состоянием, частотой проявления положительных и негативных эмоций, асоциальных реакций.

Диагностика психоэмоциональных расстройств младших школьников проводилась в течение первой четверти 2009-2010 учебного года.

Было осуществлено тестирование детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Использованы следующие тесты:

- рисуночный тест «Нарисовать волшебную страну, где живут зверята с мамами и папами» [1];

- тест на определение психологического климата класса.

При обработке тестирований были выделены 3 уровня учащихся:

1. ВЫСОКИЙ

Уровень агрессии в норме; средний уровень психической активности; достаточная личностная адаптированность ребенка в социуме. Дети обычно спокойны, уравновешенны, дисциплинированны и трудолюбивы. Они достаточно внимательны и организованны при выполнении заданий учителя.

2. СРЕДНИЙ

Высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; слабый контроль над своими эмоциями; тревожность ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих; уровень психической активности низкий; формирование социально-психологической дезадаптации.

3. НИЗКИЙ

Прямая вербальная агрессия (кричит, обзывается, ругает взрослых и детей), прямая физическая агрессия (провоцирование драки), смещенная косвенная агрессия (направлена на повреждение предметов). Превалирование истинно агрессивного поведения.

Результаты тестирований диагностики психоэмоционального состояния представлены в таблице № 2.

Таблица 2 - Результаты двух тестов констатирующего этапа эксперимента

'^\Тест класс'''\ 1 тест 2 тест

2 А 73 % учащихся с низким уровнем Низкий уровень психоэмоционального состояния класса

2 Б 55 % учащихся со средним уровнем Средний уровень психоэмоционального состояния класса

Анализ поведения детей на уроках музыки до введения в содержание образовательного процессе разработанной системы упражнений показал, что: заинтересованность в уроках музыки слабая; агрессивные проявления по отношению к одноклассникам на уроках и после уроков музыки четко выраженные; положительные эмоции на уроках музыки демонстрировали отдельные учащиеся; дисциплина на уроке очень плохая, дети постоянно разговаривают и не реагируют на замечания учителя.

В процессе и результате проведенного эксперимента при применении методики профилактики и коррекции психоэмоциональных расстройств на уроках музыки мы получили положительные изменения по всем критериям. Результаты повторных тестирований показали характерное плавное и иногда скачкообразное изменение тестовых показателей после проведения необходимой профилактической и коррекционной работы.

Все негативные психоэмоциональные проявления, которые мы наблюдали у младших школьников до проведения экспериментальной работы, были нейтрализованы. Все остальные проявления были заметно улучшены. Все это свидетельствует о том, что психотерапевтический потенциал музыкального искусства может быть успешно использован на уроках музыки.

Для проведения контрольного среза эксперимента использованы следующие тесты:

- проективная методика «Кактус» (автор М. Панфилова);

- тест на определение психологического климата класса.

Таблица 3- Результаты двух тестов контрольного среза эксперимента

"'''"Тест Класс"'\ 1 тест 2 тест

ЗА 78 % учащихся с высоким уровнем Высокий уровень психоэмоционального состояния класса

ЗБ 59 % учащихся со средним уровнем Средний уровень психоэмоционального состояния класса

Проведенная нами исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема психоэмоциональных нарушений у детей остается актуальной. Эмоциональное состояние младших школьников в настоящее время отличается от такового в прошлые годы. Преобладающими характеристиками являются агрессивность, высокий уровень тревожности, негативные чувства.

На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной ее коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Чем больше работ в области музыкальной терапии, тем отчетливее осознается безбрежность этого направления. Эффективность функциональной музыки в различных областях клинической и восстановительной медицины уже давно не вызывают сомнений. Однако успешные попытки ее применения в совершенно непривычных для стандартного мышления сферах человеческой деятельности, такой как педагогика, значительно расширяют наши представления о возможностях и значении искусства для младших школьников и в принципе человеческой цивилизации в целом, открывая совершенно новые и неожиданные грани.

Нами было проведено диагностическое исследование психоэмоционального состояния младших школьников 2А и 2Б классов. Была разработана методика педагогической профилактики и коррекции психоэмоциональных расстройств в сочетании с музыкальным искусством, методами и приемами арттерапии и артпедагогики. Проведена практическая работа с детьми в течение двух лет с 2009 г., которая способствовала изменению психоэмоционального состояния школьников. Даже для двух классов нами получены количественные и качественные изменения в поведении. Эффективность применения составленной нами программы занятий подтверждена результатами исследования, методами обработки данных и качественными изменениями в поведении детей.

Наблюдения за детьми показали, что у них: значительно снизилась тревожность, уменьшилось число страхов, произошло принятие себя, повысилось качество коммуникации, уменьшилась агрессия к одноклассникам, снизилось агрессивное поведение, сформировалась дифференциация своих чувств, проявилась активность, заинтересованность и самостоятельность пассивных детей.

Предложенная методика профилактики и коррекции оказалась эффективной, что подтвердили результаты исследования: психоэмоциональное состояние у детей 2А-3А класса улучшилось на 67 %, а в 2Б-3Б классе, где не проводилась коррекционная работа изменений практически не произошло - с 55 % до 59 %; более чем у 50 % детей 2А-3А класса удалось снизить страхи и тревожность до оптимального уровня. Это доказывает эффективность работы по педагогической профилактики и коррекции психоэмоциональных расстройств.

В повседневной жизни, богатой разного рода трудностями и стрессами, музыка может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества, которые при умелом использовании в практике облегчают преодоления жизненных препятствий. Именно поэтому стоит начать именно с детей в общеобразовательных школах, когда психика ребенка наиболее чувствительна и уязвима к трудностям окружающей действительности. И это совершенно не трудно всего лишь раз в неделю по 10 минут уделить простым и несложным упражнениям.

Для получения устойчивого результата профилактики и коррекции психоэмоциональных состояний необходимо, чтобы коррекционная помощь была оказана своевременно и носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.

Положительный результат коррекционной работы зависит и от оптимистического настроя учителя. В противном случае работа педагога становится неэффективной.

Предложенная система занятий может быть полезна всем специалистам, работающим в образовательных учреждениях с детьми младшего школьного возраста.

Ссылки: References (transliterated):

1. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интер- 1. Dileo D. Detskiy risunok: diagnostika i interpretatsiya. претация. М., 2001. M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.