УДК 371.78 : 612.8 Пупышева Анна Владимировна
аспирант кафедры пения и хорового дирижирования Московского городского педагогического университета тел.: (499) 181-59-89
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Pupysheva Anna Vladimirovna
PhD student of the Singing and Choral Conducting Department, The Moscow City Teachers’ Training University tel.: (499) 181-59-89
EDUCATIONAL PREVENTION OF SCHOOLCHILDREN’S PSYCHO-EMOTIONAL DISORDERS AT MUSIC LESSONS
Аннотация:
В статье рассматривается методика педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе, а также результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности.
Ключевые слова:
педагогическая профилактика психоэмоциональных расстройств, уроки музыки в общеобразовательной школе, проблема психоэмоциональных нарушений у детей, области музыкальной терапии, вокалотерапия.
The summary:
This article discusses the educational methods of preventing the psycho-emotional disorders of primary school children at music lessons in a secondary school, as well as the results of experimental examination of its effectiveness.
Keywords:
educational prevention of psycho-emotional disorders, music lessons in secondary school, problem of children's psycho-emotional disorders, areas of music therapy, singing therapy.
Выбор данной темы не является случайным, так как все чаще школьными психологами выявляются учащиеся, имеющие различные неврозы, и поэтому хотелось бы уделить особое внимание воздействию музыкального материала в сочетании с методиками арттерапии и артпедагогики на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Мы живем в трудных для психического состояния условиях. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране все больше становится детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья. Количество школьников, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется по данным разных авторов от 20 % до 30 %. Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому она становится основным фактором формирования личности ребенка, а это наше будущее поколение. Отсюда особые требования к педагогическому процессу. Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают школьников на уроках музыки: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Именно музыка способна положительно и наиболее сильно воздействовать на чувственно-эмоциональную сферу человека. Это доказано поколениями философов, психологов, педагогов. Поэтому именно учитель музыки может выполнять дополнительно важную пси-холого-педагогическую функцию - психоэмоциональной коррекции, профилактики психоэмоциональных расстройств у детей на уроках музыки.
Однако, как показывает анализ учебно-методических пособий, образовательных программ по музыке для начальных классов, а также наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школах Москвы, данная важная функция учителями музыки не учитывается и не реализовывается.
Следует отметить, что не создаются адекватные условия для коррекции индивидуальных недостатков развития. Учитель музыки проводит только фронтальные занятия в классе. Не определены задачи психологической службы, не предусмотрены занятия по развитию и координации двигательной сферы учащихся, их моторики и координации движений, не выполняются санитарно-гигиенические требования к режиму работы школьников, значительно превышается предельная учебная нагрузка.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена значимостью психотерапевтических (психолого-педагогических) возможностей музыки, целесообразностью освоения учите-
- 126 -
лями музыки методов, приемов, средств психоэмоциональной коррекции и профилактики. В то же время можно констатировать малую неразработанность данной темы, отсутствие специальных учебных пособий, программ, комплексов дидактических материалов, средств, методических рекомендаций.
Сегодня в педагогике и психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих особенности и проблемы психоэмоционального развития младших школьников. Существует огромное количество ведущих школ и направлений артпеда-гогики и арттерапии способствующие профилактики психоэмоциональных расстройств. А огромный психотерапевтический потенциал музыкального искусства в сочетании с различными методиками арттерапии и артпедагогики может быть успешно использован на уроках музыки. Целенаправленно сформированная психотерапевтическая система может помочь младшим школьникам в адаптации к учебному процессу и увлеченности в обучении.
Для проведения уроков музыки с целью профилактики психоэмоциональных расстройств нами был разработан комплекс упражнений, песен и игр который следовало выполнять по 10 мин. в начале каждого урока музыки.
Состав упражнений рассчитан на 2 года для 2-х и 3-х классов по 36 уроков в год - итого 72 часа. Состоит из 2 разделов: 1 - упражнения на разминку и 2-36 специально подобранных песен, игр и различных видов упражнений, также декламационного характера (с расчетом 1 вариант на 2 урока), они представлены в таблице № 1.
Таблица 1 - Содержание методики педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе
1 раздел
№ Упражнение
1 Психофизическая разминка под музыку.
2 Произнесение гласных без определенной высоты, совмещая с дыхательной гимнастикой.
3 Произнесение согласных: на крещендо и диминуэндо, постепенно усложняя.
4 Резонаторно-акустическая настройка - исполняется по тональностям вверх и вниз по полутонам.
5 Упражнение, развивающее эластичность дыхания, - исполняется по тональностям вверх и вниз по полутонам.
6 Упражнение, активизирующее диафрагму, - исполняется по тональностям вверх и вниз по полутонам, чередуя гласные.
2 раздел - 36 песен, игр, упражнений по различным методикам
№ Песня, игра или упражнение № Песня, игра или упражнение
2 КЛАСС 3 КЛАСС
1 Песня - «Дыхание для устранения обид». 1 Песня - «Дыхание для устранения обид».
2 Упражнение - «Выполняем движения». 2 Упражнение - «Танец 5 движений».
3 Песня - «Прогоним огорченья». 3 Упражнение - «Ваш мир в красках, формах, линиях».
4 Упражнение - «Погреемся». 4 Песня - «Веселый ветер».
5 Упражнение - «Резиновая игрушка». 5 Упражнение - «Снег».
6 Упражнение - «Мирный сон». 6 Песня - «В любой работе не напрягайся».
7 Песня - «Смех в трех регистрах». 7 Упражнение - «Цвета, линии, формы».
8 Упражнение - «Одевание пальчиков». 8 Песня - «Пожелание друзьям».
9 Песня - «Не жди подарка от судьбы». 9 Песня - «В чем проблема?».
10 Упражнение - «Вопрос-ответ». 10 Упражнение - «Рубка дров».
11 Упражнение - «Лес». 11 Упражнение - «Терапия страхов».
12 Песня - «Приветствие солнцу». 12 Песня - «Несмотря на свои неприятности».
13 Пальчиковая игра - «Замок». 13 Песня - «Решительность».
14 Упражнение - «Тигр вышел погулять». 14 Упражнение - «Море».
15 Песня - «Да и нет». 15 Песня - «Дыхание для повышения тонуса».
16 Упражнение - «Здравствуйте». 16 Упражнение - «Каракули».
17 Упражнение - «Паровоз привез нас в лес». 17 Песня - «Дыхание против агрессии».
18 Песня - «А после меня». 18 Песня - «Прощание».
В целях определения эффективности сформированной методики педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников, мы осуществили эксперимент в младших классах общеобразовательной школы.
Задачи эксперимента: определить влияние упражнений совмещения музыкального искусства и методик арттерапии и артпедагогики; описать ход работы и методики, использованные в проведении эксперимента; проанализировать результаты исследования, динамику улучшения и ухудшения; обобщить статистические данные.
Эксперимент проводился на базе ГОУ СОШ № 462 города Москвы в 2009-2011 гг. В эксперименте участвовали 2 класса (52 человека): 25 детей в 2А - 3А классе и 27 человек в 2Б - 3Б классе.
В процессе проведения экспериментальной деятельности в младших классах ГОУ СОШ № 462 нами осуществлялось наблюдение за поведением детей, их психоэмоциональным состоянием, частотой проявления положительных и негативных эмоций, асоциальных реакций.
Диагностика психоэмоциональных расстройств младших школьников проводилась в течение первой четверти 2009-2010 учебного года.
Было осуществлено тестирование детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Использованы следующие тесты:
- рисуночный тест «Нарисовать волшебную страну, где живут зверята с мамами и папами» [1];
- тест на определение психологического климата класса.
При обработке тестирований были выделены 3 уровня учащихся:
1. ВЫСОКИЙ
Уровень агрессии в норме; средний уровень психической активности; достаточная личностная адаптированность ребенка в социуме. Дети обычно спокойны, уравновешенны, дисциплинированны и трудолюбивы. Они достаточно внимательны и организованны при выполнении заданий учителя.
2. СРЕДНИЙ
Высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; слабый контроль над своими эмоциями; тревожность ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих; уровень психической активности низкий; формирование социально-психологической дезадаптации.
3. НИЗКИЙ
Прямая вербальная агрессия (кричит, обзывается, ругает взрослых и детей), прямая физическая агрессия (провоцирование драки), смещенная косвенная агрессия (направлена на повреждение предметов). Превалирование истинно агрессивного поведения.
Результаты тестирований диагностики психоэмоционального состояния представлены в таблице № 2.
Таблица 2 - Результаты двух тестов констатирующего этапа эксперимента
'^\Тест класс'''\ 1 тест 2 тест
2 А 73 % учащихся с низким уровнем Низкий уровень психоэмоционального состояния класса
2 Б 55 % учащихся со средним уровнем Средний уровень психоэмоционального состояния класса
Анализ поведения детей на уроках музыки до введения в содержание образовательного процессе разработанной системы упражнений показал, что: заинтересованность в уроках музыки слабая; агрессивные проявления по отношению к одноклассникам на уроках и после уроков музыки четко выраженные; положительные эмоции на уроках музыки демонстрировали отдельные учащиеся; дисциплина на уроке очень плохая, дети постоянно разговаривают и не реагируют на замечания учителя.
В процессе и результате проведенного эксперимента при применении методики профилактики и коррекции психоэмоциональных расстройств на уроках музыки мы получили положительные изменения по всем критериям. Результаты повторных тестирований показали характерное плавное и иногда скачкообразное изменение тестовых показателей после проведения необходимой профилактической и коррекционной работы.
Все негативные психоэмоциональные проявления, которые мы наблюдали у младших школьников до проведения экспериментальной работы, были нейтрализованы. Все остальные проявления были заметно улучшены. Все это свидетельствует о том, что психотерапевтический потенциал музыкального искусства может быть успешно использован на уроках музыки.
Для проведения контрольного среза эксперимента использованы следующие тесты:
- проективная методика «Кактус» (автор М. Панфилова);
- тест на определение психологического климата класса.
Таблица 3- Результаты двух тестов контрольного среза эксперимента
"'''"Тест Класс"'\ 1 тест 2 тест
ЗА 78 % учащихся с высоким уровнем Высокий уровень психоэмоционального состояния класса
ЗБ 59 % учащихся со средним уровнем Средний уровень психоэмоционального состояния класса
Проведенная нами исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема психоэмоциональных нарушений у детей остается актуальной. Эмоциональное состояние младших школьников в настоящее время отличается от такового в прошлые годы. Преобладающими характеристиками являются агрессивность, высокий уровень тревожности, негативные чувства.
На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной ее коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
Чем больше работ в области музыкальной терапии, тем отчетливее осознается безбрежность этого направления. Эффективность функциональной музыки в различных областях клинической и восстановительной медицины уже давно не вызывают сомнений. Однако успешные попытки ее применения в совершенно непривычных для стандартного мышления сферах человеческой деятельности, такой как педагогика, значительно расширяют наши представления о возможностях и значении искусства для младших школьников и в принципе человеческой цивилизации в целом, открывая совершенно новые и неожиданные грани.
Нами было проведено диагностическое исследование психоэмоционального состояния младших школьников 2А и 2Б классов. Была разработана методика педагогической профилактики и коррекции психоэмоциональных расстройств в сочетании с музыкальным искусством, методами и приемами арттерапии и артпедагогики. Проведена практическая работа с детьми в течение двух лет с 2009 г., которая способствовала изменению психоэмоционального состояния школьников. Даже для двух классов нами получены количественные и качественные изменения в поведении. Эффективность применения составленной нами программы занятий подтверждена результатами исследования, методами обработки данных и качественными изменениями в поведении детей.
Наблюдения за детьми показали, что у них: значительно снизилась тревожность, уменьшилось число страхов, произошло принятие себя, повысилось качество коммуникации, уменьшилась агрессия к одноклассникам, снизилось агрессивное поведение, сформировалась дифференциация своих чувств, проявилась активность, заинтересованность и самостоятельность пассивных детей.
Предложенная методика профилактики и коррекции оказалась эффективной, что подтвердили результаты исследования: психоэмоциональное состояние у детей 2А-3А класса улучшилось на 67 %, а в 2Б-3Б классе, где не проводилась коррекционная работа изменений практически не произошло - с 55 % до 59 %; более чем у 50 % детей 2А-3А класса удалось снизить страхи и тревожность до оптимального уровня. Это доказывает эффективность работы по педагогической профилактики и коррекции психоэмоциональных расстройств.
В повседневной жизни, богатой разного рода трудностями и стрессами, музыка может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества, которые при умелом использовании в практике облегчают преодоления жизненных препятствий. Именно поэтому стоит начать именно с детей в общеобразовательных школах, когда психика ребенка наиболее чувствительна и уязвима к трудностям окружающей действительности. И это совершенно не трудно всего лишь раз в неделю по 10 минут уделить простым и несложным упражнениям.
Для получения устойчивого результата профилактики и коррекции психоэмоциональных состояний необходимо, чтобы коррекционная помощь была оказана своевременно и носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.
Положительный результат коррекционной работы зависит и от оптимистического настроя учителя. В противном случае работа педагога становится неэффективной.
Предложенная система занятий может быть полезна всем специалистам, работающим в образовательных учреждениях с детьми младшего школьного возраста.
Ссылки: References (transliterated):
1. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интер- 1. Dileo D. Detskiy risunok: diagnostika i interpretatsiya. претация. М., 2001. M., 2001.