МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Е. Г. Мельникова
Аннотация. В статье представлен подход к коррекции психоэмоциональных нарушений у детей с помощью музыкально-педагогического воздействия. Дана классификация нарушений с позиции влияния их на психологическое здоровье подрастающего поколения. Указаны критерии улучшения и оценки результативности музыкально-коррекционной работы. Описаны авторские методы музыкально-педагогической коррекции пихоэмоциональных нарушений: музыкальная пихоэле-вация, музыкальная сказкотерапия и метод «Рисуем музыку».
Ключевые слова: музыкально-педагогическая коррекция, пихоэмоциональные нарушения, психологическое здоровье, музыкальная пихоэлевация, музыкальная сказкотерапия, метод «Рисуем музыку».
Summary. The article presents an approach to dealing with children's psychological emotional disorders with the help of musical pedagogical influence. The author gives a classification of psychological emotional disorders from the point of view of their influence on psychological health of the new generation. The author mentions the criteria of improvement and assessment of musical correction results. The article also includes the author's methods of musical pedagogical correction of psychological emotional disorders: musical psychoeevation, musical fairy-tale psychotherapy and a method called "We are painting music".
Keywords: musical pedagogical correction, psychological emotional disorders, psychological health, musical psychoelevation, musical fairy-tale psychotherapy, "We are painting music" method.
163
Психологическое здоровье подрастающего поколения является предметом первоочередной заботы со стороны тех, кто осуществляет образовательную деятельность, и в первую очередь педагогов. Именно педагоги ежедневно общаются с детьми, обучают, воспитывают, организуют развивающую деятельность в детском коллективе. Насколько эффективной может быть оказанная педагогами помощь детям в формировании и развитии психо-
логического здоровья в своих работах исследовали С. И. Попова [1], П. И. Третьяков, Н. Н. Бояринцева [2].
Музыкально-педагоическая диагностика эмоциональной сферы и музыкально-педагоическая коррекция психоэмоциональных нарушений - это новое направление в музыкальной педагогике. Впервые об этом направлении в деятельности педагога-музыканта заговорили в конце 1990-х гг., когда в общей педагогике начался поворот к индиви-
164
дуальности ученика и наметился переход к личностно-ориентированному обучению, осуществляемому с гуманистических позиций. О. М. Фалетрова в своей работе «Использование музыки как средства педагогической коррекции» наметила пути использования музыки как средства музыкально-педагогической коррекции на примере работы с девиантными подростками. Т. С. Танько в диссертации «Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников» [3] отмечает, что, несмотря на многоаспектную разработку вопросов профессиональной подготовки учителя музыки (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский, А. В. Малинковская, А. Н. Ма-люков, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др.), коррекционно-развивающему обучению уделяется мало внимания. Целенаправленная подготовка учителей музыки для работы с детьми, имеющими психоэмоциональные нарушения, не ведется. Чтение отдельных курсов в ряде учебных заведений по кор-рекционной педагогике и специальной психологии, изолированных от проблем музыкальной педагогики, не решает проблемы.
В нашем исследовании мы сделали попытку объединить весь теоретический опыт по разработке данного подхода и предложить следующее понимание музыкально-педагогической коррекции (МПК). МПК - это специально организованный музыкально-педагогический процесс, в ходе которого происходит коррекция психоэмоциональных нарушений и дезадаптивных установок, оптимизируются личностные напряжения ребенка. Основные механизмы коррекционного воздействия - интериоризация эмоциональ-
ного опыта, содержащегося в художественном произведении, экстериори-зация эмоционального переживания личности, эмоционально-образный инсайт, катарсис, компенсация, трансформация и психоэлевация (преображение) переживаний ребенка.
Психоэмоциональные нарушения -это группа нарушений, оказывающих негативное влияние на формирование личности ребенка и требующая коррекции. В нашем исследовании под психоэмоциональными нарушениями понимаются аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром, успешной адаптации и фомирования высокого уровня психологического здоровья.
В исследовании В. В. Лебединского и О. С. Никольской [3] утверждается, что эмоциональные нарушения ведут к дезадаптации личности.
И. В. Дубровина [4], О. В. Хухлае-ва адаптированность к социуму считают главным критерием, на основании которого можно сделать вывод об уровне психологического здоровья ребенка. На возникновение дезадаптации в наибольшей степени влияет эмоциональное состояние ребенка (высокий уровень тревоги и т.п.).
Таким образом, работа педагога-музыканта, направленная на коррекцию психоэмоциональных нарушений, позволяет сформировать психологически здоровую личность, успешно адаптированную к социуму. Между тем в музыкально-педагогической науке имеется противоречие между осознанием необходимости осуществления музыкально-педагогической коррекции и отсутствием исследований психологических механизмов
и педагогических условий осуществления такого воздействия. Овладев специальными знаниями в области музыкально-педагогической коррекции, педагог-музыкант получает возможность успешно соединять на музыкально-коррекци-онных занятиях учебные стратегии со стратегиями диагностическими, охранными, социальными.
Симптоматика эмоциональных нарушений
В своей работе мы исследовали музыкально-педагогические механизмы воздействия на психоэмоциональные нарушения у детей дошкольного и школьного возраста. Нами определены типы и виды нарушений, которые можно корректировать с помощью музыкально-педагогических методов:
1) повышенная возбудимость, частая смена эмоций;
2) неуправляемость эмоциональных состояний, аффектов;
3) хроническая тревога (повышенная тревожность);
4) плаксивость, чрезмерная эмоциональная восприимчивость;
5) страх (страхи), фобия (фобии);
6) непонимание эмоций, ригидность эмоциональной сферы;
7) высокий уровень агрессии;
8) повторяющиеся состояния тоскливого, подавленного настроения;
9) острые эмоциональные состояния (после травматических событий);
10) обеднение эмоциональной жизни, стереотипность эмоций.
Разработана диагностическая программа, направленная на выявление типа и уровня нарушения. При разработке диагностической программы мы опирались на следующие методики:
1) методика выявления эмоционального состояния по цветовым вы-
борам Л. Н. Собчик (метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера);
2) авторская музыкально-психодиагностическая методика исследования индивидуально-типических особенностей эмоциональной сферы ребенка (на основе семантического дифференциала);
3) методика диагностики нарушений эмоциональной регуляции у детей В. В. Лебединского и М. К. Бар-дышевской, представляющая собой структурированное включенное динамическое наблюдение за ребенком с использованием простых экспериментальных ситуаций.
Данные о выборке детей, участвовавших в эксперименте и имеющих различные психоэмоциональные нарушения, приведены в таблице 1. В эксперименте участвовали 2 группы детей младшего школьного возраста (60 детей), обратившихся за помощью в Центр психолого-медико-соци аль ного сопровождения «Фили». Выборка была выровнена по результатам первичной диагностики, уровню психоэмоциональной нарушенности, возрасту, полу. С детьми контрольной группы коррек-ционно-развивающая работа велась с использованием метода игровой терапии, а работа с детско-родительскими парами велась по методу ирационально-эмотивной терапии (РЭТ) Эллиса и Бека. В экспериментальной группе, также как и в контрольной, коррекция психоэмоциональных нарушений велась с помощью игровой терапии, но основной акцент в работе с нарушениями делался на применение в работе с детьми методов МПК.
Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые обладают достаточно высокой эмоциональной
165
166
устойчивостью; адекватно оценивают эмоциональное содержание музыкальных произведений; владеют чувствами и способны регулировать их, владеют достаточным словарным запасом, позволяющим им обозначать различные эмоции, чувства, настроения. У них достаточно хорошо сформирована потребность в общении с взрослыми и сверстниками.
Во вторую группу (13-23 балла) входят дети, которые обладают средней эмоциональной устойчивостью; достаточно адекватно оценивают эмоциональное содержание музыкального произведения; умеют проявлять эмоции и чувства, но, в то же время не умеют регулировать их; могут передать словами характер эмоционального состояния человека, как собственного, так и другого человека. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками сформирована.
Третью группу (24-33 балла) составляют дети, которые обладают низкой эмоциональной устойчивостью; эмоциональная сфера обеднена; при оценке эмоционального содержания музыкальных фрагментов допускают много неточностей, оценки носят неадекватный характер; плохо сформировано умение владеть чув-
ствами и регулировать их; небольшой словарный запас, отражающий обозначение различных эмоций, чувств, настроений; низкая потребность в общении со сверстниками.
Второй этап опытно-экспериментальной работы включал разработку системы музыкально-педагогической коррекции психоэмоциональных нарушений различного уровня, выявленных в ходе диагностики. Нами выделены 3 коррекционных метода, которые выстроены в строгой последовательности таким образом, чтобы создавалась преемственность, этапность в работе.
Первый метод - «Рисуем музыку» -рекомендуется детям, имеющим высокий, средний или низкий уровень психоэмоциональной нарушенности. Для детей с низким уровнем эмоциональной нарушенности этот этап чаще всего является достаточным.
Второй метод - музыкальная пси-хоэлевация - преимущественно предназначена для тех детей, у которых выявлен средний уровень эмоциональной нарушенности. Работа ведется в течение 3-3,5 месяцев.
Третий метод - музыкальная сказ-котерапия - предназначена для детей, у кого выявлен высокий уровень эмоциональной нарушенности и по резуль-
Таблица 1
Результаты первичного обследования детей с разным уровнем психоэмоциональной нарушенности
100 % Низкий уровень эмоциональной нарушенности (10-12 баллов) Средний уровень эмоциональной нарушенности (13-23 балла) Высокий уровень эмоциональной нарушенности (24-33 балла)
Количество детей в экспериментальной группе (от 100 %) 26 31 43
Количество детей в контрольной группе (от 100 %) 29 32 39
ф
татам прохождения двух предыдущих этапов им рекомендовано перейти на третий, завершающий этап. Это прогностический или открытый этап. На данном этапе целью музыкально-педагогической коррекционной работы является совместное выстраивание вместе с ребенком вариативного сюжета «линии жизни». Этот этап наиболее длительный и может занимать от 3,5 до 5 месяцев. Таким образом, ребенок, у которого по результатам диагностики выявлен высокий уровень психоэмоциональных нарушений, оказывается вовлеченным в годичный цикл музыкально-педагогической коррекци-онной работы.
1 этап. Метод «Рисуем музыку»
Метод, оказывающий успокаивающее действие и помогающий школьнику скорректировать свое эмоциональное состояние, это метод «Рисуем музыку». Стихия звуков, выстроенная композитором в осмысленный рисунок музыкальной фразы, временная и высотная организация звуков, которая придает музыке форму и наделяет ее смыслом, запускает когнитивный компонент осознания ребенком своих эмоций и отношений с миром. Дети полностью погружаются в музыкальное пространство, что дает им чувство большей внутренней целостности, когда телесные, аффективные и когнитивные импульсы приходят в гармоничное состояние. Такое музыкальное невербальное погружение в собственное самоощущение, дополненное возможностью живописно-гра фи че ского самовыражения, открывают ребенку путь к высказыванию о себе, затем к высказыванию о себе для другого (музыканта-педагога, одноклассника). Це-
лью работы по методу становится формирование стабильности в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональной адекватности в контактах с окружающим миром.
2 этап. Метод «Музыкальная психо элевация»
Нами был разработан метод, направленный на формирование адекватной самооценки и создание позитивной «Я-концепции» у детей: музыкальная психоэлевация1. Суть метода состоит в изменении отрицательного самоотношения к какому-либо своему качеству на конструктивное, социально и личностно приемлемое видение негативно воспринимаемого качества. Принятие отдельного качества способствует формированию позитивного самопринятия и целостной «Я-кон-цепции» у школьника.
Начиная работу по данному методу, педагог-музыкант предлагает ребенку оценить музыкальное произведение, используя метод семантического дифференциала. Исходя из представления о личностной проекции при восприятии музыки [5], расхождение оценок ребенка с экспертными оценками и некоторые другие методы обработки данных помогают педагогу-музыканту выявить качество, наиболее нарушающее позитивное самопринятие.
Следом за диагностической стадией мы формируем фабулу, описываем характер героя, создаем эмоциональный портрет героя, строим вместе с учащимся новый внутренний сюжет, создаем новый образ качества и, следовательно, запускаем механизм изменения «Я-концепции» в момент, когда начинаем придумывать
1 Музыкальная психоэлевация (от англ. elevate - «поднимать», «возвышать») - метод, генетически связанный с драматической психоэлевацией И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.
167
Таблица 2
Результаты итогового среза
100% Низкий уровень эмоциональной нарушенности (10-12 баллов) Средний уровень эмоциональной нарушенности (13--23 балла) Высокий уровень эмоциональной нарушенности (24-33 балла)
Количество детей в экспериментальной группе (от 100%) 51 28 21
Количество детей в контрольной группе (от 100%) 27 39 34
168
сюжет, в котором главный герой обладает тем же качеством, что и школьник, но в положительно оцениваемом обществом и личностью значении, что ведет к уменьшению степени психоэмоционального нарушения, формированию эмоциональной адекватности и устойчивости.
3 этап. Метод «Музыкальная сказ-котерапия»
Метод, направленный на работу с детьми, имеющими высокий уровень психоэмоциональных нарушений. С помощью этого метода мы выстраиваем перспективу дальнейшей жизни, а также формируем навык выстраивания отношений сотрудничества и взаимопонимания на межличностном и личност-но-групповом уровне. Музыкальная сказкотерапия помогает детям экспериментировать с различными моделями поведения. Присвоение каждому персонажу лейтмотива, исполняемого на детских музыкальных инструментах или вокально (чаще всего а"сарре11а, но иногда с импровизируемым на фортепиано сопровождением) усиливает сказочность, волшебность ситуации.
Чтобы создать музыкальные темы хитрой лисы, глупого волка и удачли-
вого зайца, Красной Шапочки или Спящей Красавицы ребенку приходится выбирать средства музыкальной выразительности для точной передачи характера. Продумывая музыкальную драматургию, в которой встретятся друг с другом различные темы, будет конфликтная разработка, кульминация и счастливый финал, ребенок развивает умение психологически верно понимать других, сотрудничать, выстраивает новые конструктивные модели поведения, которые в дальнейшем станут залогом профилактики возникновения психоэмоциональных нарушений.
После проведения цикла занятий музыкально-коррекционной направленности (формирующий эксперимент) нами был проведен контрольный срез. Полученные в ходе итоговой диагностики данные мы приводим в таблице 2.
Приведенные результаты показывают большую эффективность работы в экспериментальной группе с внедрением методов музыкально-педагогической коррекции. Проведение итоговой диагностики и анализ результатов итогового среза в контрольной груп-
пе выявил некоторые положительные изменения по ряду психоэмоциональных нарушений, но по многим нарушениям улучшения незначительны.
Таким образом, в ходе исследования удалось разработать системный музыкально-педагогический подход к коррекции психоэмоциональных расстройств у детей, определть типы нарушений, по отношению к которым применение авторских методов «Рисуем музыку», музыкальной психоэлевации и музыкальной сказкотерапии позволяет достичь максимально положительного результата по сравнению с традиционными коррекционо-развивающими психологическими методами.
Итоговая диагностика показала, что наибольшую эффективность методы музыкально-педагогического коррекционного воздействия достигают при работе с такими психоэмоциональными нарушениями, как непонимание эмоций, ригидность эмоциональной сферы, частая смена эмоций, повышенная возбудимость, острые эмоциональные состояния, обеднение эмоциональной жизни, стереотипность эмоций. По этим нарушениям выявлена наибольшая положительная динамика изменений.
В случаях, когда уровень эмоциональной нарушенности зависел главным образом от степени проявленности перечисленных выше нарушений, именно невербальное музыкальное воздействие, обращенное к эмоциональному состоянию ребенка напрямую, минуя вербальное опосредование и психологические защитные механизмы личности, помогало «присоединиться» к личности ребенка и осуществить коррекцию психоэмоциональных нарушений наиболее оптимально и эффективно.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попова С. И. Профессиональная подготовка педагога к реализации психотерапевтической функции в воспитании школьника: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995.
2. Бояринцева Н. Н. Психолого-терапевтическая функция учителя в формировании адаптивной образовательной среды ученика: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001.
3. Танько Т. С. Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.
4. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.
5. Торопова А. В. Диагностика способностей бессознательного восприятия музыки детьми. - М., 1995.
6. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. -М., 2006.
7. Лебединский В. В., Никольская О. С., Ба-енская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
8. Мельникова Е. Г. Музыкально-педагогическая коррекция психоэмоциональных 169 расстройств детско-подросткового возраста // Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Пермь, 22-25 окт. 2007 г. / Науч.
ред. Е. А. Малянов, отв.ред. Е. М. Березина. - Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры. - 2007. - С. 367-371.
9. Мельникова Е. Г. Роль музыкального образования в формировании психологического здоровья школьника// Педагогика и психология музыкального образования: Прошлое. Настоящее. Будущее: Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М.: Граф-Пресс, 2010. - С. 266-273. |