Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ'

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Н. Сергета, В.Я. Перейма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ»

Таблица 2

Чувствительность условно-патогенной грамотрицательной микрофлоры к антисептикам (27 штаммов Pseudomonadaceae и 35 Enterobacteriaceae)

Препарат Белковая защита Pseudomonadaceae Enterobacteriaceae

§ Т C-J СО 1 ю Ю Т о § 4J« 1 ОО 1 lO to 7 СП

Хлоргексидин (1:100) _ 27 0 0 0 35 0 0 0

+ 27 0 0 0 35 0 0 0

Хлоргексидин (1:500) 8 16 3 0 16 15 4 0

н- 0 2 25 0 18 11 6 0

Фенол (1:90) 0 15 12 0 0 24 11 0

+ 0 12 9 6 0 17 18 0

Примечание. Здесь и в табл. 3 — отсутствие; +наличие. Приведено число чувствительных штаммов в зависимости от экспозиции (н мин).

штаммы инактивировались хлоргексидином в концентрации 5 : 500 в течение 1 мин как иод белковой защитой, так и без нее, а в концентрации 1 : 500 почти все (25 из 27) штаммы синегнойной палочки — за 5—8 мин, тогда как подавляющее большинство (29 из 35) представителей семейства Enterobacteriaceae—за 1—4 мин.

Из табл. 3 видно, что под действием 0,5% хлорамина все штаммы без белковой защиты инактивировались на протяжении 1—4 мин, а под защитой часть (13 из 27) штаммов Pseudomonas aeruginosa — только за 5—10 мин. Для инактивации Pseudomonadaceae 0,1% хлорамином под белковой защитой в половине случаев требовалась экспозиция 11—30 мин и только в 1 случае — 1—4 мин, тогда как все штаммы семейства Enterobacteriaceae инактивировались до этого срока, причем подавляющее большинство (26 из 35) —за 1—4 мин. Аналогичная закономерность установлена и при инактивации штаммов без белковой защиты, хотя в этих условиях чувствительность всегда была выше, чем при ее наличии.

К 3% перекиси водорода с добавлением 0,5% суль-фонола все штаммы были чувствительны и лишь незначительно уступали чувствительности к фенолу в разведении 1 : 90 (эталон).

Среди представителей семейства Enterobacteriaceae (кишечная палочка, протей и клебсиеллы) также выявлены некоторые различия; наименее чувствительными оказались клебсиеллы. Так, для инактивации хлоргексидином 1 : 500 в отношении 4 из 8 изученных штаммов клебсиелл требовалась экспозиция 5—8 мин, тогда как для всех штаммов кишечной палочки и протея было достаточно 2—4 мин. Раствором хлорамина в концентрации 0,1% все штаммы кишечной палочки и протея инактивировались за 2—4 мин, а штаммы клебсиелл —за 5—10 мин. В отношении 3% перекиси водорода с добавлением 0,5% сульфонола аналогичных закономерностей не выявлено.

УДК 613.955-07:616.831

Динамика работоспособности учащихся в процессе кружковых занятий, отражая функциональное состояние организма в целом и в первую очередь ЦНС, служит тем показателем, по которому можно установить сроки появления утомления на этой основе — функциональное со-

Таблица 3

Чувствительность условно-патогенной грамотрицательной микрофлоры к дезинфектантам (27 штаммов Pseudomonadaceae и 35 Enterobacteriaceae)

Препарат К « а о О Ь s: ч = а « [Я т Pseudomonadaceae Enterobacteriaceae

ДО 4 5-10 11-30 до 4 5 — 10 11-30

Хлорамин 0,5 % _ 27 0 0 35 0 0

+ 14 13 0 35 0 0

Хлорамин 0,1 % 8 19 0 28 6 1

+ 1 13 13 26 9 0

3 % перекись водо- 5 21 1 4 31 0

рода с добавле- + 5 21 1 6 29 0

нием 0,5 % суль-

фонола 24 0

Фенол 1:90 — 15 12 - 0 11

+ 12 10 5 17 18 0

Выводы. 1. При изучении штаммов семейства Pseudomonadaceae (синегнойная палочка) и представителей семейства Еп1егоЬас1епасеае (кишечная палочка, протей, клебсиеллы) установлена полирезистентность к антибиотикам, в том числе у подавляющего большинства к 3—4 из 5 испытанных, причем в большей степени — синегнойной палочки.

2. Все изученные штаммы оказались высокочувствительными к антисептику хлоргексидину в разведении 1 ; 100, а часть штаммов — и к меньшей (1 : 500) его концентрации.

3. Изученные штаммы наиболее чувствительны к 0,5% раствору хлорамина и значительно меньше — к фенолу 1 : 90 (эталон). Чувствительность к 3% перекиси водорода с добавлением 0,5% сульфонола несколько ниже чувствительности к эталону.

4. Синегнойная палочка по сравнению с представителями семейства Е^егоЬас1епасеае менее чувствительна ко всем испытанным антисептикам и дезинфектантам.

5. Среди представителей семейства Еп1егоЬас1ег1асеае (кишечная палочка, гротей, клебсиеллы) наименее чувствительны клебсиеллы.

6. Белковая защита 20% нормальной сывороткой снижает чувствительность штаммов к хлоргексидину (1 : 500), хлорамину и не влияет на чувствительность их к 3% перекиси водорода с добавлением 0,5% сульфонола.

7. Следует полагать, что при соблюдении действующих инструкций хлоргексидин, хлорамин, перекись водорода с добавлением сульфонола являются эффективными препаратами для борьбы с инфекцией, вызываемой условно-патогенной грамотрицательной микрофлорой. Для окончательного суждения необходимо подтверждение данного факта на большом числе штаммов и видов микроорганизмов.

Поступила 17.05.83

|

стояние организма школьника в зависимости от дня занятий кружков в учебной неделе.

В наших исследованиях работоспособность учащихся в динамике учебных занятий определялась показателями комплексной оценки корректурных проб по схеме, разра-

В. Н. Сергета, В. Я- Перейма

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Тернопольский медицинский институт

ботанной НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР.

Поскольку основная информация при кружковых занятиях воспринимается в первую очередь зрительным и слуховым анализаторами, которые, по мнению А. О. На-вакатикян и В. В. Крыжановской, помогают характеризовать работоспособность человека, мы, оценивая работоспособность кружковцев, определяли и латентный период зрительно-моторной и слухомоторной реакций (ЛПЗМР и ЛПСМР соответственно).

При анализе работоспособности кружковцев в динамике занятий в зависимости от дня недели, времени работы (утренняя или- послеобеденная смена) и учебной четверти выявлено следующее.

При работе кружков по понедельникам в утренние часы среднее число просмотренных знаков в динамике занятий снижалось в I учебной четверти на 28, во II— на 12, в III— на 25, в IV — на 16. Аналогичное снижение наблюдалось н при занятиях в послеобеденные часы, составляя соответственно 42, 18, 31 и 13 знаков. Среднее число допущенных ошибок на 500 просмотренных знаков в динамике учебного года увеличивалось от начала к концу занятий неравномерно. Так, при утренних занятиях в I четверти число ошибок увеличилось на 1,13, во II— на 0,14, в III — на 0,79, в IV — на 0,13, а при занятиях после обеда — соответственно на 0,33, 0,15, 0,21 и 0,95. Процент работ, выполненных отлично и хорошо, снижался при занятиях как утром (на 9,5, 2,5, 5,6 и 5,9), так и вечером (на 7,2, 3,2, 4,8 и 17,2). Процент неудовлетворительных и плохих работ при занятиях в утреннне часы возрастал в I (4,2) и во II (2,8) учебных четвертях и снижался в III (4,6) и IV (7,6), а при занятиях после обеда увеличивался в I (2,7), II (1,7) и III (7,8) четвертях, уменьшаясь в IV (5,7). Коэффициент П во всех учебных четвертях снижался, причем при вечерних занятиях в несколько большей степени. Так же снижалась в динамике учебного года и критическая частота световых мельканий. Оцен-ка сдвигов показала, что параллельно с уменьшением количества благоприятных сдвигов становилось больше неблагоприятных.

При кружковых занятиях по вторникам ЛПЗМР и ЛПСМР уменьшались в динамике занятий в I и II учебных четвертях, за исключением ЛПСМР у кружковцев утренней смены в декабре, когда он возрастал на 0,011 мс. В начальном периоде III четверти ЛПЗМР и ЛПСМР снижались в обеих сменах занятий, в середине повышались, а в конце четверти в утренние часы ЛПЗМР уменьшался на 0,014 мс, ЛПСМР возрастал на 0,028 мс, а при занятиях после обеда ЛПЗМР н ЛПСМР удлинялись. В IV четверти указанные показатели у кружковцев, занимающихся утром, снижались, а у занимающихся после обеда в начале четверти увеличивались, а в конце уменьшались. Среднее количество просмотренных знаков при выполнении корректурной пробы в динамике учебного года снижалось, причем у кружковцев, посещающих занятия после обеда,— в большей степени. Среднее количество допущенных ошибок во всех учебных четвертях утренней смены возрастало от начала к концу занятий, наиболее значительно — в IV четверти (12,76). При работе кружков в вечерние часы среднее количество сшибок возрастало в I и II четвертях, сокращалось в 111 и вновь значительно повышалось (11,37) в последней. Процент работ, выполненных отлично и хорошо, снижался в каждой учебной четверти, наиболее значительно — в III (—14,4) и IV (—16,3) в утреннюю смену, а в IV четверти в вечернюю смену доходил до нуля. Процент работ, выполненных неудовлетворительно и плохо, возрастал в I и II четвертях в обе смены, снижался в III, а затем в IV четверти в утреннюю смену резко возрастал (-)-29,3), оставаясь без изменения в вечерней смене. Коэффициент П снижался в динамике кружковых занятий во всех учебных четвертях. Обращает на себя внимание его значительное уменьшение в IV четверти в утреннюю смену и падение до нуля в вечерней. Критическая частота световых мельканий (КИСМ) также снижалась от начала к концу занятий во всех учебных четвертях независимо от времени

занятий, причем самое значительное снижение отмечено в 1 четверти. Число благоприятных сдвигов в динамике занятий всего учебного года уменьшалось, а в IV четверти они отсутствовали. Изменения, отражающие утомление, возрастали во II четверти в вечернюю смену, где они снижались на 1,9%. Однако в IV четверти эти изменения возрастали от нуля до 14,3%.

Анализ показателей работоспособности школьников при посещении кружков в среду показал, что во всех учебных четвертях наблюдалась одинаковая закономерность, выражающаяся в незначительном снижении среднего количества просмотренных знаков, а в IV четверти даже некотором (+5) увеличении при занятиях, утром, при параллельном повышении среднего количества допущенных ошибок. Несколько снижался процент работ, выполненных отлично и хорошо с соответствующим увеличением неудовлетворительных и плохих работ. Наблюдалось недостоверное снижение процента благоприятных и рост процента неблагоприятных сдвигов. Указанные показатели корректурной пробы в большей степени изменялись при работе кружков во вторую половину дня. Коэффициент П и КЧСМ недостоверно снижались в динамике занятий при работе как утром, так и вечером. При анализе показателей зрительно-моторной и светомоторной реакций обращает на себя внимание снижение ЛПЗМР и ЛПСМР в I учебной четверти независимо от смены занятий. Во II четверти в первый месяц занятий ЛПЗМР и ЛПСМЗ уменьшались, а во второй ЛПЗМР сокращался, а ЛПСМР увеличивался. В 111 четверти уменьшение ЛПЗМР наблюдалось только в первый месяц занятий, затем в феврале и марте он удлинялся, а ЛПСМР в динамике занятий возрастал на протяжении всего периода занятий. В последней четверти в утреннюю смену работы кружков ЛПЗМР и ЛПСМР увеличивались и в первый, и во второй месяц занятий, тогда как в вечернюю смену в первый месяц они уменьшались, а затем возрастали. Подобная закономерность изменения психофизиологических показателей при занятиях кружков по средам свидетельствует о незначительном напряжении функциональных систем организма в этот день.

V школьников, посещающих кружки во внешкольных учреждениях в четверг, ЛПЗМР и ЛПСМР достоверно сокращались в динамике занятий в I четверти, в остальных четвертях удлинялись, что свидетельствовало о появлении признаков утомления. Среднее количество просмотренных знаков при проведении корректурной пробы снижалось, причем во время послеобеденной смены более значительно. Параллельно возрастало количество допущенных ошибок, особенно много их было в обе смены последней учебной четверти. В этой же четверти наиболее значительно по сравнению с другими снижался процент работ, выполненных отлично и хорошо. Однако процент работ, выполненных неудовлетворительно и плохо, возрастал только в I и II четвертях, а в III и IV снижался. Сравнительно незначительно уменьшалось в этот день количество благоприятных сдвигов при относительно низкой частоте неблагоприятных. Коэффициент П равномерно снижался в динамике занятий в первые три четверти н более резко — в последней. Указанное свидетельствует о сохранении работоспособности учащихся на сравнительно высоком уровне при посещении кружков по четвергам.

По данным литературы (Г. Н. Сердюковская и С. М. Тромбах), наиболее выраженное утомление у учащихся отмечается не в субботу, т. е. в последний день недели, а в пятницу. Поэтому интерес вызывает состояние работоспособности у школьников, посещающих кружки по пятницам.

ЛПЗМР незначительно снижался в I учебной четверти во время как утренних, так и вечерних занятий в кружках, в остальных трех четвертях он возрастал, сссбенно значительно — в последней. ЛПСМР во всех четвертях учебного года независимо от смены работы кружка увеличивался. В динамике работы уменьшалось среднее количество просмотренных знаков. Наиболее значительное снижение этого показателя наблюдалось в последней четверти учебного года: при работе утром — на 52 знака, вечером—

н» 33. Параллельно возрастало среднее количество допущенных ошибок. Процент работ, выполненных отлично и хорошо, снижался, причем в IV четверти от начала к концу работы — до 0 на фоне резко возрастающего процента неудовлетворительных и плохих работ. Аналогично снижался и коэффициент П. В динамике занятий достоверно, и особенно значительно в конце учебного года <—1,9 и —2,2 посменно), уменьшалась и КЧСМ. У кружковцев в динамике занятий происходило увеличение неблагоприятных сдвигов работоспособности.

Таким образом, характеристика функционального состояния организма учащихся, занимающихся в кружках по пятницам, свидетельствует о том, что в динамике этих занятий у них происходит снижение работоспособности, особенно резко выраженное в последней четверти учебного года.

Согласно полученным данным, ЛПЗМР и ЛПСМР в динамике кружковых занятий по субботам увеличивался во всех учебных четвертях. При утренних занятиях наблюдалось относительно одинаковое удлинение времени ответной реакции на световой и звуковой раздражители, а при вечерних — его скачкообразное увеличение по учебным четвертям почти в 3 раза. Среднее количество просмотренных знаков снижалось во всех учебных четвертях, причем при работе вечером более интенсивно. Параллельно возрастало количество допущенных ошибок. Процент работ, выполненных отлично и хорошо, уменьшался от I к IV четверти в 5 раз, а неудовлетворительных и плохих возрастал в одинаковой степени в течение всего учебного года при занятиях угром. При занятиях в вечернее время этот показатель от I к III четверти несколько снижался, а в последней резко (на 31,8%) возрастал. Коэффициент П снижался равномерно в первых трех четвертях в обе смены, а затем резко падал (до —1,6 и —2,5) в четвертой. Подобную закономерность проявляла н КЧСМ. В динамике занятий снижалось количество благоприятных сдвигов во всех учебных четвертях, а при занятиях вечером — в III и IV. Сдвиги, выражающие утомление, возрастали в динамике учебных занятий во всех четвертях и сменах.

Следовательно, по субботам у учащихся более высокий по сравнению с пятницей уровень работоспособности в первых трех учебных четвертях, а в последней он резко снижается.

Воскресенье — день отдыха школьников, однако занятия в кружках проводятся. Поэтому была изучена работоспособность их в воскресенье. Установлено, что ЛПЗМР н ЛПСМР в утреннюю смену занятий повышались в последние месяцы III к IV учебных четвертей, а в после-

обеденную смену — во всех четвертях. Среднее количество просмотренных знаков в динамике занятий снижалось в течение всего учебного года, а количество допущенных ошибок резко возрастало в IV четверти (Я<0,01). В последней четверти значительно уменьшалось количество работ, выполненных отлично и хорошо при параллельном увеличении процента неудовлетворительных и плохих. Коэффициент П в первых трех четвертях снижался, а в последней несколько возрастал. КЧСМ снижалась в динамике занятий примерно одинаково на протяжении всего учебного года. Благоприятные сдвиги уменьшались во всех четвертях.

Таким образом, полученные данные говорят об относительно незначительном физиологическом снижении работоспособности в первых трех учебных четвертях, которое является естественным результатом достаточно интенсивной трудовой деятельности в течение всей рабочей недели. В IV четверти происходит резкое падение работоспособности кружковцев, которое может привести к неблагоприятным функциональным сдвигам в их организме.

Установлена неоднородность работоспособности кружковцев как по учебным четвертям, так и по дням недели. Оптимальным днем для занятий в кружках можно считать среду. Довольно высокая работоспособность учащихся отмечена и при занятиях в кружках по понедельникам, вторникам и четвергам. В пятницу работоспособность в динамике занятий снижается, что особенно резко выражено в последней учебной четверти. При занятиях по субботам в I—III учебной четверти этот показатель достаточно высок, а в IV четверти он резко уменьшается. В воскресенье незначительное снижение работоспособности у учащихся в первых трех четвертях переходит в резкое ее падение в четвертой. Следовательно, занятия в кружках внешкольных учреждений целесообразно проводить по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и субботам. Выходным днем может быть пятница или воскресенье (в настоящее время выходной день понедельник). Следует также считать нежелательным и занятия кружков по пятницам и воскресеньям в последней четверти учебного года.

Литература. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердюков-ской, С. М. Громбаха. М., 1975. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979.

Поступила 20.04.83

УДК 612.8.014.4»-06:в1Э.8вЗ

Н. Я- Волкинд

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС КАК ИНДИКАТОР АДАПТАЦИОННО-ТРОФИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 1

Красноярский педагогический институт

Акад. Л. А. Орбели создал учение об адаптационно-трофической функции симпатической нервной систем». Оно сделало понятными удивительные мобилизационные возможности ряда систем организма человека, особенно сердечно-сосудистой, при острых стрессовых ситуациях. Эта функция четко прослеживается при сдаче государственных экзаменов, вызывающих острый экзаменационный стресс, обусловленный их высокой социальной значимостью для выпускников, большим объемом учебной информации, факторами новизны и др.

1 Доклад на 5-й Всесоюзной конференции по физиологии вегетативной нервной системы к 100-летию со. дня рождения акад. Л. А. Орбели. Ереван, З/УП 1982 г.

Мы изучали стрессовое состояние студентов во время сдачи первых и последующих государственных экзаменов.

Испытуемыми являлись выпускники факультета физического воспитания, сдававшие последовательно экзамены по научному коммунизму, физиологии человека, теории и методике физического воспитания. Для обследования отбирали по возможности лиц одинаковой тренированности (спортсменов 1 разряда) и успеваемости, преимущественно юношей. Это было вызвано тем, что тренированность и успеваемость, половые различия сами по себе определяли характер стресса и могли бы маскировать стрессовое состояние, вызванное экзаменами различной очередности. Об экзаменационном стрессе судили по динамике ЭКГ, которую прослеживали на разных этапах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.