Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ (при обучении по новым программам)'

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ (при обучении по новым программам) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — E К. Глушкова, Л В. Веремкович, Г М. Вульфович, Л Б. Рядовая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORKING CAPACITY DYNAMICS OF PUPILS FROM 5th TO 7th GRADES DURING A SCHOOL DAY (IN ACCORDANCE TO NEW PROGRAMS)

Irrespective of working capacity the 5-7th grade-pupils were found to be tired by the end of the 4th lesson. The fatigue became more intense by the 6th lesson. This fact points to the necessity of proper arrangement of the time-table and the use in course of lessons, especially those taking place in the afternoon (4th to 6th lessons), of modem methods and means of teaching.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ (при обучении по новым программам)»

4. Спектрофотометрическое определение содержания ПНЖК в печени показало, что их уровень возрастает параллельно и соответственно нарастанию процента гибели животных.

ЛИТЕРАТУРА. Владимиров Ю. А. Сверхслабое свечение при биохимических реакциях. М., 1966. — Крылова Н. Н., Лясковская Ю. Н. Физико-химические методы исследования продуктов животного происхождения. М., 1965. — А 1 f i n - S 1 a t e г R., H a n s e n H. et al. J. Am. Oil Chem. Soc., 1969, v. 46, p. 563. — D а ш H., Vitamins and Hormones, 1962, v. 20, p. 527. — H a r r i s P., E m b г e e N.. Am. J. clin. Nutr., 1963, v. 13, p. 385. — KaunitzH., Johnson K., Pegu s t L., Medicine, 1966, v. 123, p. 204. — P a t e r Arthur J., Kendall-Forres t E. et al. Arch. Path., 1965, v. 79, p. 494. — T о u 1 1 e с P., Mathieu C., Ann. Biol, anim., 1969, v. 9, p. 139.

Поступила 23/1 1973 r.

EXPERIMENTAL DATA ON THE EFFECT OF VEGETABLE OIL ON A GROWING

ORGANISM

T. S. Bedulevich, V. L. Davydova, A. L. Pozdnyakov

An experiment performed over albino ratlings showed that an augmentation of the fat component in the food ration by introduction of sunflower-seed oil caused death of animals in 54.6 to 62.5 per cent of cases. An increase in the experimental diet of the vitamin E content from 4 to 8 mg on an animal diminished the mortality of animals approximately by half. A spectrophotometric determination of polynonsaturated fatty acids in the liver of ratlings revealed an existing relationship between the accumulation of acids in the organ and the per cent of dead animals.

УДК 371.71:612.825.8

Кандидаты мед. наук Е. К■ Глушкова и JI. В. Веремкович, Г. М. Буль-фович, JI. Б. Рядовая

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

(при обучении по новым программам) Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Наша задача заключалась в исследовании воздействия обучения на работоспособность, функциональное состояние и режим дня учащихся 5— 7-х классов общеобразовательной школы. Наблюдения проводили в школах Москвы, Вологды и Костромы. В настоящей статье представлены результаты работы, полученные в школах Москвы. Все исследования проводили на протяжении 3 лет обучения учащихся 5—7-х классов каждую четверть в течение одной учебной недели.

Изучение режима дня школьников показало, что у большинства из них продолжительность приготовления уроков не превышает гигиенической нормы. Лишь в 11,8% наблюдений учащиеся 5-го класса готовят уроки дольше положенного времени. С возрастом этот процент увеличивается. Казалось бы, что у детей достаточно свободного времени, которое они могут посвятить прогулке, занятиям в различных кружках и спорту. Однако лишь 23% учащихся 5—6-х классов и 31,6% учащихся 7-х классов занимаются в кружках, музыкой и спортом. Особенно мало детей (от 7,3 до 11,8%), регулярно занимающихся спортом. Интересно отметить, что при анкетном опросе школьников ббльшая часть их отнесла к любимым занятиям чтение, прогулки и спорт. Однако большую часть свободного времени они делят между телевидением и чтением, отдавая предпочтение первому. В 53,8—67,3% всех наблюдений дети регулярно смотрят телевизионные передачи, в среднем это продолжается 2 часа — 2 часа 18 мин. в день, что, безусловно, отражается на продолжительности их сна. В 66,7—76,2% случаев дети спят меньше полагающейся для их возраста нормы, недосыпая от 42 мин. до 1 часа 12 мин. в сутки. Настораживает также, что более чем в трети всех наблюдений учащиеся, как правило, не гуляют. Таким образом, в досуге учащихся 5-х классов преобладают занятия умственного

и статического характера (телевидение, чтение), вытесняя такие занятия, как спорт, прогулки и помощь родителям по дому, и резко ограничивая двигательную активность детей. Нарушения режима дня — систематическое недосыпание, ограниченная двигательная активность, большая стати- ф ческая нагрузка — все эти факторы отрицательно сказываются на функциональном состоянии детей и, в частности, на их работоспособности.

Массовые исследования показали, что от 5-го к 7-му классу у детей значительно улучшаются скорость и точность работы. Особенно увеличиваются скорость ее выполнения и процент работ, выполненных без ошибок. У учащихся 7-го класса значительно выше становится коэффициент К, отражающий отношение отлично и хорошо выполненных работ к неудовлетворительно и плохо выполненным работам. Дневная динамика работоспособности учащихся 5—7-х классов имеет общую закономерность: на 4-м уроке происходит снижение скорости работы, на 5-м уроке она повышается и к 6-му уроку резко падает, особенно по сравнению с исходными данными (1-й урок). Коэффициент К во всех классах полностью повторяет ход кри- ♦

вой, отражающей изменение скорости работы: у учащихся 5—6-х классов он снижается от 1-го к 6-му уроку почти в 2 раза (с 1,5—1,6 до 0,8), у учащихся 7-го класса — с 2 до 1,39. Точность работы изменяется в меньшей степени, хотя к концу учебного дня и отмечается увеличение числа ошибок на 500 знаков.

Таким образом, ухудшение функционального состояния центральной нервной системы учащихся наступает уже на 4-м уроке, когда начинает отмечаться определенная рассогласованность в показателях работоспособности. Например, у учащихся на 4-м уроке снижается средняя скорость работы, уменьшается коэффициент К и процент работ, выполненных без ошибок, а точность работы остается прежней. На 5-м уроке, вероятно, благодаря включению компенсаторных механизмов работоспособность учащихся возрастает, и, наконец, на 6-м уроке под влиянием утомления происходит сни- т жение большинства показателей работоспособности: значительно уменьшается скорость и ухудшается точность работы, меньше становится работ, выполненных без ошибок, и снижается коэффициент К, т. е. увеличивается доля неудовлетворительно и плохо выполненных работ. Снижение работоспособности учащихся к 6-му уроку проявляется и в повышении процента неблагоприятных индивидуальных сдвигов, отражающих ухудшение одного или обоих параметров (скорости и точности), определяющих качество работы.

Утомительность 6-х уроков подтверждается и результатами исследования ряда физиологических функций (критической частоты зрительных мельканий, мышечной силы и выносливости). К концу учебного дня (начиная с 4-го урока) учащаются случаи снижения исследуемых показателей, особенно критической частоты зрительных мельканий и мышечной выносливости. Эти изменения наиболее резко выражены у учащихся 6—7-х классов, что обусловливается введением в учебную программу таких предметов, как алгебра, геометрия и физика, а в 7-м классе и химии, которые на пер- * вых порах достаточно трудны для восприятия детьми соответствующего возраста и, к сожалению, нередко выносятся на 6-е уроки. Поддержать работоспособность учащихся на определенном уровне, отодвинуть наступающее утомление можно, в частности, путем рационального построения расписания, о чем много раз говорилось в гигиенической литературе, и соответствующим построением самого урока, иными словами, новое содержание обучения требует и новых методов и средств его. Наши наблюдения показали, что применение на уроках технических средств обучения (диафильмы, кино, телевидение, магнитофонная запись и т. д.) повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и помогает сохранить устойчивый уровень их работоспособности.

Изменения в функциональном состоянии организма учащихся 6—7-х классов обнаружены не только к концу учебного дня, но и к концу учебного

года. Показателем ухудшения функционального состояния под влиянием учебных занятий может служить и увеличение, особенно в четвертой четверти, процента школьников, у которых снижается пульсовое давление. При этом в четвертой четверти почти вдвое возрастает процент учащихся, у которых уменьшение пульсового давления происходит по неблагоприятному типу — за счет одновременного снижения систолического и повышения диастолического давления.

При оценке динамики работоспособности следует иметь в виду, что по исходному уровню работоспособности классный коллектив весьма неоднороден. За исходный уровень работоспособности мы принимали качество выполнения корректурных заданий учащимися на 1-х уроках, т. е. до утомляющего воздействия учебного дня. Для каждого класса в каждую учебную четверть вычисляли среднее количество прослеженных знаков (скорость) и количество ошибок на 500 знаков (точность). Величины М±а для каждого показателя условно принимали за «норму». Каждую работу по скорости и точности ее выполнения соотносили с «нормой» и по сочетанию обоих параметров оценивали как отличную, хорошую, удовлетворительную, неудовлетворительную и плохую.

В зависимости от исходного уровня работоспособности все учащиеся были разделены на 3 группы. К 1-й группе отнесены учащиеся, у которых преобладали работы с отличной и хорошей оценкой (высокий уровень работоспособности), ко 2-й группе — с удовлетворительной (средний) и к 3-й — с неудовлетворительной и плохой оценкой (низкий). На протяжении всех 3 лет обучения сохраняется относительно постоянное распределение учащихся по исходному уровню функционального состояния центральной нервной системы, т. е. уровню, с которым дети начинают учебный день. Примерно третья часть (31,5—35,5%) учащихся на протяжении всех 3 лет относилась к 1-й группе, почти половина (45,8—50,5%) — ко 2-й и 17,7— 18,7% — к 3-й группе.

Нас интересовало, насколько распределение учащихся по группам соотносится с состоянием их здоровья, педагогической характеристикой и успеваемостью, а главное, как изменяется под влиянием умственной нагрузки функциональное состояние центральной нервной системы, с которым дети начинают учебный день. Что касается состояния здоровья школьников, то анализ полученных данных не выявил заметных различий в состоянии здоровья учащихся 1—3-й групп, так как во всех этих группах дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья встречаются в равной степени. Скорее эти дети отличаются друг от друга по характерологическим особенностям и условиям жизни в семье.

Легче всего можно охарактеризовать 2 крайние группы. Большинство детей 1-й группы, особенно те, которые на протяжении всех 3 лет наблюдения принадлежали к ней, отличаются собранностью, организованностью, активностью на уроках, серьезным отношением к учебе и общественным обязанностям; многие из них занимаются в кружках, увлекаются спортом, музыкой, много читают. 3-я группа — самая небольшая по численности, но больше всех вызывает тревогу (в отношении работоспособности и успеваемости). Сюда в основном входят, по нашим наблюдениям, дети с замедленной реакцией, многие из них при выполнении определенных заданий часто не успевают работать в одном темпе со всем классом, отстают и либо перестают совсем заниматься, либо списывают у соседа. Эти дети малоактивны на уроках, внимание их неустойчиво, они отвечают односложно, у многих из них недостаточно развито умение обобщать и абстрактно мыслить. В этой группе по сравнению с 1-й группой чаще встречаются дети с неблагоприятными микросоциально-бытовыми условиями (конфликты в семье, отсутствие одного из родителей, злоупотребление алкоголем отца или матери и др.). Им меньше уделяется внимания в семье, у них чаще нарушается режим дня, больше (особенно у девочек) отмечается жалоб на головную боль, раздражительность, покалывание в области сердца и т. д. При осмотрах

2 Гигиена и санитария М 10

33

у части этих школьников диагностировался астено-невротический синдром. Все это вместе взятое обусловливает повышенную утомляемость и небольшую работоспособность детей 3-й группы.

Исходный уровень работоспособности учащихся — один из главных факторов, определяющих их успеваемость. У учащихся 1-й группы от 63,6 до 67,8% отметок в течение учебного года — хорошие и отличные (4 и 5) и лишь от 5,6 до 8,5% — плохие (1—2), причем не за контрольные работы, а за устные ответы. Среднегодовой балл приближается к 4 (3,9—3,8). Во 2-й группе количество хороших и отличных оценок уменьшается до 50,5% в 5-м классе и до 47,8—48,2% в 6—7-м классах, но зато по сравнению с учащимися 1-й группы возрастает процент плохих отметок (10,5—14,4). Среднегодовой балл здесь 3,5. И, наконец, в 3-й группе у учащихся 5—6-х классов лишь третья часть (33,5—30,3%) и у учащихся 7-го класса 27,4% отметок в течение года — хорошие и отличные (4 и 5) и 18,5—23% — плохие (1 и 2). Среднегодовой балл учащихся 3-й группы 3,05—3,18. Таким образом, низкий уровень работоспособности учащихся 3-й группы сочетается с более низкой успеваемостью и в большинстве случаев соответствует их педагогической характеристике.

Большой интерес представлял также вопрос о том, как изменяется состояние учащихся под влиянием учебных занятий в зависимости от их исходной работоспособности.

С этой целью проводилась индивидуальная характеристика сдвигов при выполнении корректурных проб от урока к уроку и от начала учебного дня (года) к его концу.

Ухудшение скорости работы, по которой можно в известной степени судить о процессе возбуждения, или точности работы, отражающей уровень дифференцировочного торможения, мы расценивали как проявление утомления, а одновременное ухудшение обоих корковых процессов — как значительное утомление. У учащихся 3-й группы во всех классах, а особенно в 7-м, процент случаев значительного утомления достоверно выше по сравнению с 1-й группой, что свидетельствует о более быстрой истощаемости центральной нервной системы учащихся этой группы. Более низкий исходный уровень работоспособности учащихся 3-й группы определяет и их работоспособность на протяжении учебного дня. Высокий уровень функций на протяжении учебного дня сохраняют больше всего учащиеся 1-й группы (52—54%) и меньше всего учащиеся 3-й группы (36—37%). У 19—26,6"о учащихся 3-й группы против 12,2—15,9% учащихся 1-й группы работоспособность остается на очень низком уровне или быстро и непрерывно ухудшается в течение учебного дня.

Таким образом, для большинства учащихся 3-й группы характерна высокая степень утомления и низкая работоспособность в процессе учебного дня. Подобная неоднородность классного коллектива требует дифференцированного подхода педагога к разным группам учащихся.

Выводы

1. Работоспособность учащихся возрастает от 5-го к 7-му классу, однако у детей каждого возраста выявлен различный исходный уровень ее (высокий, средний и низкий), который в значительной степени определяет работоспособность и успеваемость школьников на протяжении всего учебного дня и года.

2. Группа учащихся (17,7—18,7%) в разных школах с низким исходным уровнем работоспособности обладает повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью на протяжении учебного дня, что, по-видимому, является одной из причин низкой успеваемости. Эта группа учащихся нуждается в специальном подходе со стороны врачей и педагогов.

3. При обучении по новым программам утомление учащихся 5—6-х и особенно 7-х классов начинает проявляться к 4-му уроку, но особенно

отчетливо оно нарастает к 6-му уроку. Это выдвигает необходимость дальнейшей рационализации школьного расписания и более широкого применения новых методов и средств обучения.

Поступила 5/V1I 1972 г

THE WORKING CAPACITY DYNAMICS OF PUPILS FROM 5th TO 7th GRADES DURING A SCHOOL DAY (IN ACCORDANCE TO NEW PROGRAMS)

E. K. Glushkova, L. V. Veremkovich, G. M. Vulfovich, L. B. Ryadovaya

Irrespective of working capacity the 5-7th grade-pupils were found to be tired by the end of the 4th lesson. The fatigue became more intense by the 6th lesson. This fact points to the necessity of proper arrangement of the time-table and the use in course of lessons, especially those taking place in the afternoon (4th to 6th lessons), of modern methods and means of teaching.

УДК 813.88-053.6

M. П. MupouiHUKoe, канд. мед. наук Р. В. Рожанец

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ1

Кафедра гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова

Правильному становлению личности и биосоциальной адаптации подростка может способствовать организация его образования и общественно полезной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями предшествующего периода развития, проявляющимися в уже сформировавшихся характерологических чертах, способностях и направленности интересов. Признаки неудовлетворительной адаптации служат основой для анализа неблагоприятных микросоциальных условий. Конечная цель наших исследований — найти причинно-следственные связи между внутренними и внешними факторами, определяющими процесс приспособления.

Прежде всего мы поставили перед собой задачу выявить зависимости между некоторыми особенностями личности студентов младших курсов и их адаптацией к учебному процессу, а также к микросоциальной среде вуза. Нас интересовало установить возможные связи между особенностями личности и академической успеваемостью студентов, отношением их к учебе и постановке учебного процесса в институте, удовлетворенностью своим положением в вузе и общественной активностью. Помимо этого, была сделана попытка оценить значение особенностей личности студентов, составляющих одну и ту же учебную группу, для успешного функционирования этих групп.

Исследовано 740 студентов I—II курса 3 факультетов (лечебный, санитарно-гигиенический и фармацевтический) I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. Личностные особенности мы исследовали с помощью модификации многосторонней методики исследования личности (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошннков) и клинического наблюдения. Отношение обследованных к учебе и постановке учебного процесса в вузе, а также их общественную активность оценивали методом «компетентных судей», т. е. привлекая для этого хорошо знающих каждого обследованного студентов той же академической группы (в группе 10—12 студентов). Чтобы обеспечить наибольшую объективность суждений, в число «компетентных судей», как правило, включали наиболее авторитетных в группе студентов — комсорга, профорга, старосту — и любого «четвертого». Оценку проводили по 5-балльной системе. Учитывали среднюю оценку и размах колебаний между оценками, данными каждым из «судей». Под общественной активностью понимали участие студентов в жизни коллектива. При этом такую активность мы разделяли на официальную (участие в работе партийной и комсо-

1 По докладу на XVI Всесоюзном съезде гигиенистов и санитарных врачей.

2*

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.