отчетливо оно нарастает к 6-му уроку. Это выдвигает необходимость дальнейшей рационализации школьного расписания и более широкого применения новых методов и средств обучения.
Поступила 5/V1I 1972 г
THE WORKING CAPACITY DYNAMICS OF PUPILS FROM 5th TO 7th GRADES DURING A SCHOOL DAY (IN ACCORDANCE TO NEW PROGRAMS)
E. K. Glushkova, L. V. Veremkovich, G. M. Vulfovich, L. B. Ryadovaya
Irrespective of working capacity the 5-7th grade-pupils were found to be tired by the end of the 4th lesson. The fatigue became more intense by the 6th lesson. This fact points to the necessity of proper arrangement of the time-table and the use in course of lessons, especially those taking place in the afternoon (4th to 6th lessons), of modern methods and means of teaching.
УДК 813.88-053.6
M. П. MupouiHUKoe, канд. мед. наук Р. В. Рожанец
К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ1
Кафедра гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова
Правильному становлению личности и биосоциальной адаптации подростка может способствовать организация его образования и общественно полезной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями предшествующего периода развития, проявляющимися в уже сформировавшихся характерологических чертах, способностях и направленности интересов. Признаки неудовлетворительной адаптации служат основой для анализа неблагоприятных микросоциальных условий. Конечная цель наших исследований — найти причинно-следственные связи между внутренними и внешними факторами, определяющими процесс приспособления.
Прежде всего мы поставили перед собой задачу выявить зависимости между некоторыми особенностями личности студентов младших курсов и их адаптацией к учебному процессу, а также к микросоциальной среде вуза. Нас интересовало установить возможные связи между особенностями личности и академической успеваемостью студентов, отношением их к учебе и постановке учебного процесса в институте, удовлетворенностью своим положением в вузе и общественной активностью. Помимо этого, была сделана попытка оценить значение особенностей личности студентов, составляющих одну и ту же учебную группу, для успешного функционирования этих групп.
Исследовано 740 студентов I—II курса 3 факультетов (лечебный, санитарно-гигиенический и фармацевтический) I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. Личностные особенности мы исследовали с помощью модификации многосторонней методики исследования личности (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников) и клинического наблюдения. Отношение обследованных к учебе и постановке учебного процесса в вузе, а также их общественную активность оценивали методом «компетентных судей», т. е. привлекая для этого хорошо знающих каждого обследованного студентов той же академической группы (в группе 10—12 студентов). Чтобы обеспечить наибольшую объективность суждений, в число «компетентных судей», как правило, включали наиболее авторитетных в группе студентов — комсорга, профорга, старосту — и любого «четвертого». Оценку проводили по 5-балльной системе. Учитывали среднюю оценку и размах колебаний между оценками, данными каждым из «судей». Под общественной активностью понимали участие студентов в жизни коллектива. При этом такую активность мы разделяли на официальную (участие в работе партийной и комсо-
1 По докладу на XVI Всесоюзном съезде гигиенистов и санитарных врачей.
2*
35
мольской организациях, студенческого научного общества и т. д.) и неофициальную (участие в туристических походах, экскурсиях, неофициальных встречах вне стен института и т. п.). Академическую успеваемость определяли по среднему сессионному баллу без учета оценок, полученных при пересдачах, и максимальному расхождению оценок, полученных в течение одной сессии. Удовлетворенность студентов своим положением в институте оценивали с помощью анкет в процентах к максимально возможной величине. Полученные данные обработали методом вариационной статистики на ЭВМ М-220 в Институте проблем управления. На базе полученных данных выделено несколько основных личностных типов, существенно отличающихся друг от друга по способу и качеству адаптации к обучению в медицинском вузе.
Первый тип (30,1% исследованных) характеризовался высоким чувством ответственности, обязательностью, повышенной требовательностью к себе и своим достижениям, тщательностью взвешивания вариантов при принятии решений и выборе линии поведения. Влияние этих личностных особенностей на показатели, отражающие адаптацию студентов к обучению в вузе и их академическую успеваемость, менялось в зависимоти от выраженности названных качеств. При резкой их выраженности (19% всех лиц, относимых в названную группу) проявлялись черты тревожной мнительности, неуверенности в своих силах, некоторой робости, нерешительности, склонности к сомнениям. Очевидно, в связи с этим даже при достаточном уровне подготовки такие студенты с трудом справлялись с работой, протекающей в условиях эмоционального стресса, и с трудом переносили сессионную нагрузку. Если в целом средний сессионный балл этих лиц практически не отличался от балла всех исследованных, то при резкой выраженности описанных личностных черт он достоверно снижался. Снижение среднего сессионного балла у данной группы студентов наблюдалось, несмотря на более высокий показатель, характеризующий их отношение к учебе. Размах среднего сессионного балла обнаруживал аналогичную тенденцию, превышая среднюю при резкой выраженности рассматриваемых личностных черт.
По нашему мнению, черты тревожной мнительности, свойственные рассматриваемой категории студентов, заставляли их избегать официальных форм общественной активности и предпочитать ее неофициальные формы. Отличная успеваемость среди них отмечалась сравнительно редко (30,1% всех студентов — лица этого типа, а отличников только 16%), причем среди лиц с отличной успеваемостью не было ни одного, у которого были бы резко выражены рассматриваемые личностные черты. В то же время среди 15 человек, отчисленных в связи с академической задолженностью, 11 характеризовались резко выраженными чертами этого типа. Приведенные данные, по-видимому, подтверждают уже отмеченную нами невыносливость таких студентов к сессионной нагрузке. Возможно, что характерное для них высокое чувство ответственности, положительное отношение к учебе и постановке учебного процесса в институте в сочетании с затруднением деятельности в стрессовой ситуации делают целесообразным разработку индивидуальных методов контроля усвоения ими учебного материала, позволяющих избежать экзаменационного стресса.
Вторую группу (30,7% исследованных) составляли лица, для которых было характерно прежде всего своеобразие в оценке окружающего, стремление к разработке собственных критериев подхода к ситуациям и принятию решений, предпочтение внутренних критериев критериям, полученным извне. Эти черты могут способствовать большей пытливости и более глубокому усвоению знаний, но не исключено, что при их резкой выраженности они в отдельных случаях приведут к неспособности усваивать заданную сумму знаний из-за невозможности принять логику окружающих. У лиц с резкой выраженностью рассмотренных личностных черт своеобразие их внутреннего мира может привести к некоторой неадекватности эмоциональных
реакций и поведения. Средний сессионный балл у этой группы приближался к среднему по институту, несколько снижаясь при умеренной выраженности у обследованных описанных личностных черт. По-видимому, это связано с тем, что выраженная оригинальность мышления, свойственная акцентированным личностям, может способствовать высокому уровню усвоения и интеллектуальной переработке материала.
Представители этого типа составили только 20% всех отличников, больше половины этого числа (7 из 11) имели резко выраженные характерные личностные черты. В то же время, как отмечалось выше, своеобразие подхода к принятию решений может в редких случаях привести к неспособности воспринять учебную программу, в связи с чем к акцентированным личностям этого типа принадлежали 4 из 11 человек, отчисленных за академическую неуспеваемость. Показатель общественной активности достоверно снижался при резкой выраженности описанных личностных черт, что, очевидно, связано с уменьшением способности к установлению межличностных связей.
Третью группу (11,2% исследованных) составляли студенты со склонностью к постоянным точкам зрения, которые с трудом изменялись внешними обстоятельствами, и устойчивым аффектом. Эти черты при их незначительной выраженности способствовали относительно высокой и ровной успеваемости. Лица из этой группы составляли 10% всех отличников. Требовательность и принципиальность, характерные для них, по-видимому, служили причиной достоверного повышения уровня их общественной активности, выражающейся в участии в работе различных общественных организаций. При резкой выраженности этих личностных особенностей они приводили к чрезмерной непримиримости, а в некоторых случаях и к склонности к конфликтам с товарищами и педагогами, что сопровождалось снижением удовлетворенности своим положением в институте и академической успеваемости, а главное, к резкой ее неустойчивости. Размах среднего сессионного балла у акцентированных личностей был самым высоким, достоверно отличаясь от среднего по институту.
Удельный вес остальных групп студентов был значительно меньше, а количество обследованных было сравнительно невелико. В связи с этим данные, полученные по этим группам, должны расцениваться как предварительные, но некоторые из них все же могут быть рассмотрены. Среди названных лиц 8,4% составляли студенты с аффективным складом характера, с преимущественно повышенной активностью, оптимистичностью, жизнерадостностью и стремлением высоко оценивать собственные возможности. Подобная самооценка сохранялась, несмотря на среднюю успеваемость, которая по мере усиления личностных особенностей обследованных обнаруживала даже некоторую тенденцию к снижению. Это может быть связано в ряде случаев с появлением и нарастанием таких особенностей, как повышенная отвлекаемость, неустойчивость внимания и недооценка трудностей, ощущение избытка собственных возможностей, приводящих к планированию деятельности на заведомо недостаточные сроки. Этим же возможно объясняется и сравнительно высокий разброс у таких студентов среднего сессионного балла.
При слабой и умеренной выраженности личностных особенностей высокая активность и работоспособность могут быть причиной высокого качества усвоения знаний. Не случайно лица этой группы, насчитывающие 8,4% всех обследованных, составляют 16% отличников. Благодаря работоспособности, жизнерадостности и инициативе эти лица проявляют высокую активность, принимая участие как в рамках общественных организаций, так и вне их. Повышение некоторых форм общественной активности (в частности, неофициальной, а также спортивной деятельности) у студентов оказывается весьма достоверным по сравнению со средними показателями, касающимися всех испытуемых. Эти лица обнаруживают также удовлетворенность своим положением в институте и качеством учебного процесса.
В тех случаях, когда аффективный склад личности того'или ино го студента сочетается со склонностью в переоценке трудностей и недооценке собственных возможностей (3,1% исследованных), успешность обучения, оцениваемая по среднему сессионному баллу, возрастает по мере усиления указанных личностных черт.
Наиболее малочисленными (2% исследованных) оказались лица с выраженной тенденцией к демонстративности в поведении, ориентирующиеся главным образом на оценку их поведения окружающими, стремящиеся быть в центре всеобщего внимания. И среди них успеваемость снижалась, была неустойчивой и неровной по мере усиления выраженности этих особенностей. Из всех форм общественной активности они предпочитали участие в художественной самодеятельности и спорте.
Особо следует остановиться на группе лиц с затрудненной социальной адаптацией (3% исследованных). Они характеризовались импульсивностью, «взрывчатостью», склонностью недостаточно контролировать свое поведение, которое нередко определялось также импульсом без учета его возможных последствий. При резкой выраженности указанных личностных особенностей отмечалось недостаточное уважение такими студентами общепринятых морально-этических, а иногда и юридических норм, пренебрежение ими интересами окружающих. Из 11 человек с резкой выраженностью этих черт 9 были впоследствии отчислены из института за антиобщественные поступки (драка, пьянство и т. д.). При умеренной выраженности названных черт социальная адаптация подобных студентов оказывалась возможной, но среди них не было лиц с отличной успеваемостью, а товарищи по группе относились к ним хуже, чем к представителям любой другой группы.
Студенты, особенности личности которых были резко выражены (они могут быть условно обозначены как акцентированные личности, по Leonhard), составляли 11,9% всех обследованных. Однако число акцентированных личностей по факультетам не было равномерным. Количество их на лечебном факультете было наименьшим (14 %), а на санитарно-гигиеническом — наибольшим (21 %), причем различие высокодостоверно. Причины такого различия нуждаются в дальнейшем изучении. Следует отметить, что более низкому проценту акцентированных личностей на лечебном факультете соответствует и более высокая средняя успеваемость на нем, т. е. средний сессионный балл без учета оценок, полученных при пересдачах. Аналогичное явление обнаружено и при сравнении отдельных академических групп с различным количеством акцентированных личностей. Если такая тенденция будет подтверждена дальнейшими исследованиями, то результаты изучения особенностей личности студентов могут приниматься во внимание при формировании академических групп. Необходимо также указать, что удельный вес акцентированных личностей среди студентов, отчисленных из института за первые 2 года обучения (за академическую задолженность, по состоянию здоровья или за нарушение дисциплины), достоверно выше, чем среди студентов, продолжающих учебу.
Изложенные данные позволяют утверждать, что особенности личности студентов должны учитываться при организации учебного процесса, использовании методов оценки усвоения учебного материала, системы поощрения и взысканий, при организации быта студентов, а возможно, и в индивидуализировании методов преподавания. Дальнейшие исследования в этом направлении, вероятно, позволят улучшить формирование академических групп. Представляется также существенным организовать наблюдение за акцентированными личностями с целью разработки психогигиенических рекомендаций для улучшения их адаптации к обучению в вузе.
ЛИТЕРАТУРА. БерезинФ. В., МирошниковМ. П. В кн.: Проблемы психоневрологии. М., 1969, с. 337. — Leonhard K-, Akzentuierte Persönlichkeiten. Berlin., 1968.
Поступила 12/1 1973 г.
THE PROBLEM OF STUDENTS' PERSONALITY FORMATION M. P. Miroshnikov, R. V. Rozhanets
The authors attempt to trace a possible relationship between the features of the students, personality and certain criteria of their successful studies. By means of clinical examination and experimental psychological methods several types of personalities have been sorted that differ considerably by the means and extent of their adaptation to studies in a higher educational institution. The significance of these investigations for the proper organization of teaching process is discussed.
УДК в 16.28-008.14 + 617.751.6J-0S3.2-081.24 1:613. СI
Проф. E. M. Белостоцкая, кандидаты мед. наук Jl. Я- Каневская и J1. В. Рябова, А. С. Волощук
НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Центральный институт усовершенствования врачей и Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
Как известно, в нашей стране есть специальные дошкольные учреждения и школы для детей со стойкими слуховыми и зрительными нарушениями. С гигиенических позиций наиболее изученными являются категории детей, имеющих частичные поражения слуха и зрения. Исследования последних лет показали, что у тугоухих и слабовидящих детей основной дефект развития вносит те или иные изменения во всю систему анализаторов и функциональные возможности организма в целом. Это неблагоприятно отражается на ряде функций других, недефектных анализаторов, чаще компенсаторно затронутых, а также на показателях физического развития, общей физической подготовленности, характере заболеваемости и, наконец, общей работоспособности таких детей.
Даже небольшая тугоухость резко сокращает поток информации, передаваемый по слуховому каналу. Поэтому в основу педагогического процесса уже с детского сада заложено максимальное использование зрения. В среднем 80% времени обязательных занятий в детском саду и свыше 90% длительности занятий в школе проходит со значительным участием и напряжением зрения, что приводит к его большему утомлению по сравнению с нормально слышащими детьми. В связи с этим ухудшаются функции зрительного анализатора, снижаются показатели быстроты различения и скорости переработки зрительной информации.
Нарушение зрения вызывает более интенсивное участие в процессе обучения слуха слабовидящих детей, чем учащихся массовых школ. Это приводит к снижению возбудимости слухового анализатора под влиянием каждого урока и особенно к концу учебного дня, т. е. к утомлению слуха.
Изучение состояния и развития двигательных функций у таких детей также выявило ряд выраженных отклонений. У них по сравнению с нормально слышащими и видящими детьми наблюдаются более замедленные двигательные реакции, худшая координация движения, более низкая общая физическая подготовленность, в частности мышечная сила, жизненная емкость легких, снижение функциональных возможностей на физическую нагрузку. Последнее особенно отмечается у "4года 5лет 6лет 7/>ет слабовидящих детей, для которых характерен ас- Возраст
тенический тип реакции сердечно-сосудистой си- рис , Максимальная стемы при физической нагрузке. дальность прыжка.
Функциональные нарушения двигательного / — слабослышащие дети; анализатора проявляются также в ухудшении 2 ~~ детислу°ом"орма-',ьньш