Научная статья на тему 'Динамика показателей физического состояния студентов в период обучения в таможенном вузе'

Динамика показателей физического состояния студентов в период обучения в таможенном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / физическое развитие / функциональная подготовленность / физическое состояние / соматическое здоровье / образ жизни / физическое воспитание / health / physical development / motor fitness / physical condition / somatic health / lifestyle / physical education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С.С. Лядов, Д.Ю. Дурнева, Е.А. Сребницкая, Е.Ю. Ярославская

В статье приведены результаты исследования показателей физической и психологической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии набора 2019 г. Сопоставление полученных данных с требования стандарта выявил сильные и слабые стороны психофизической подготовленности выпускников, а также динамику показателей в процессе обучения в вузе. Результаты исследования позволяют разработать методические рекомендации по оптимизации психофизической подготовки студентов к профессиональной деятельности в сфере таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.С. Лядов, Д.Ю. Дурнева, Е.А. Сребницкая, Е.Ю. Ярославская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Physical Condition Indicators of Students during their Studies at a Customs University

The article presents the results of a study of the indicators of physical and psychological fitness of students of the Vladivostok branch of the Russian Customs Academy of the 2019 enrollment. Comparison of the data obtained with the requirements of the standard revealed the strengths and weaknesses of the psychophysical fitness of graduates, as well as the dynamics of indicators in the process of studying at the university. The results of the study make it possible to develop methodological recommendations for optimizing the preparation of students for professional activities in the field of customs.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей физического состояния студентов в период обучения в таможенном вузе»

УДК 796.011.3

DOI 10.24412/cl-36450-2023-4-192-198

С. С. ЛЯДОВ, Д. Ю. ДУРНЕВА, Е. А. СРЕБНИЦКАЯ, Е. Ю. ЯРОСЛАВСКАЯ ^^HIHI^^^H^H

Динамика показателей физического состояния студентов в период обучения в таможенном вузе

В статье приведены результаты исследования показателей физической и психологической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии набора 2019 г Сопоставление полученных данных с требования стандарта выявил сильные и слабые стороны психофизической подготовленности выпускников, а также динамику показателей в процессе обучения в вузе. Результаты исследования позволяют разработать методические рекомендации по оптимизации психофизической подготовки студентов к профессиональной деятельности в сфере таможенного дела.

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, функциональная подготовленность, физическое состояние, соматическое здоровье, образ жизни, физическое воспитание.

S. S. LYADOV, D. Yu. DURNEVA, E. A. SREBNITSKAYA, E. Yu. YAROSLAVSKAYA

Dynamics of Physical Condition Indicators of Students during their Studies at a Customs University

The article presents the results of a study of the indicators of physical and psychological fitness of students of the Vladivostok branch of the Russian Customs Academy of the 2019 enrollment. Comparison of the data obtained with the requirements of the standard revealed the strengths and weaknesses of the psychophysical fitness of graduates, as well as the dynamics of indicators in the process of studying at the university. The results of the study make it possible to develop methodological recommendations for optimizing the preparation of students for professional activities in the field of customs.

Keywords: health, physical development, motor fitness, physical condition, somatic health, lifestyle, physical education.

Актуальность. Как свидетельствуют многочисленные исследования, здоровье студентов заметно ухудшается в процессе обучения [1; 4-7]. Это обуславливает необходимость оптимизации деятельности вуза в сфере здоровья сбережения

ЛЯДОВ Сергей Сергеевич, канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой физической подготовки Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ДУРНЕВА Дарья Юрьевна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

СРЕБНИЦКАЯ Елизавета Александровна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ЯРОСЛАВСКАЯ Елизавета Юрьевна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

обучающихся, конвергенции усилий всех участников вузовского образовательного процесса с целью приобщения студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ) [3].

В связи с выше сказанным не вызывает сомнения актуальность проведения регулярного мониторинга показателей физического состояния студентов вузов, изучения эффективности применяемых в процессе физического воспитания средств и методов.

Цель настоящего исследования: выявление особенностей физического состояния студентов в процессе обучения в вузе.

Задачи исследования

1. Проанализировать тенденции снижения уровня здоровья, физического развития подрастающего поколения.

2. Исследовать показатели физического развития и функциональной подготовленности студентов вузов на 4 курсе.

3. Провести сравнительный анализ показателей соматического здоровья студентов набора 2019 г. в период обучения на первом и четвертом курсах.

Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе (сентябрь 2022 г. -январь 2023 г.) проводился анализ литературных и документальных источников, обработка и изучение протоколов тестирования 2019 г.

На втором этапе (февраль - апрель 2023 г.) проводилось тестирование УСЗ студентов 4 курса экономического факультета и факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии (ВФ РТА) по методике Г. Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко и др. [2], в котором приняло участие 84 человека (31 юноша, 53 девушки). В дальнейшем проводился анализ, интерпретация полученных данных, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Для получения объективных данных уровня соматического здоровья нами была использована методика «Оценки уровня соматического здоровья» Г. Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко и др. [2], которая включает следующие показатели физического развития: массу тела, длину тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), кистевую динамометрию (КД), а также функциональные пробы: частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое, артериальное давление (АД), пр. Летунова (время восстановления ЧСС после стандартной физической нагрузки).

При проведении оценки УСЗ студентов старших курсов ВФ РТА, было выявлено, что 38 % юношей соответствуют среднему уровню, 16 % - на уровне ниже среднего. Показатели низкий и высокий отмечаются только у 12 % и 7 % соответственно (рис. 1).

У девушек выявлен более высокий уровень соматического здоровья в соответствующих возрастно-половых нормативах. Так, было выявлено, что оценкам «ниже среднего» и «выше среднего» соответствует приблизительно равное количество девушек 27 % и 26 % соответственно. Оценкам «низкий» и «ниже среднего» соответствует 15 % и 14 % девушек (рис. 2).

У девушек отмечаются наиболее низкие показатели в соотношении (СК, кг/ МТ, кг) х 100 %, где СК - это сила кисти, МТ - масса тела, в сравнении с юношами (на 30,9 %).

У обучающихся старших курсов ВФ РТА выявлен низкий уровень функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем (по данным ЧСС, АД, ЖЕЛ, пр. Летунова). Наихудший показатель диагностирован по результатам

двойного произведения Робинсона (ЧСС в покое/СД) - 0,5 баллов у девушек и 1,1 баллов у юношей («низкий» и «ниже среднего» уровень у 40,0 % юношей и 30,0 % девушек). У девушек с низким УФС во многих случаях наблюдается превышение показателей массы тела, а у юношей, напротив, низкий индекс массы тела (индекс Кетле) 27,8 % и соответственно ниже нормы показатель жизненного индекса (ЖЕЛ/МТ) у девушек - 4,7 баллов, у юношей - 4,2 балла (рис. 3).

5 (18 %)

1 (12 %)

4 (16 %)

2 (16 %)

3 (38 %)

Рис. 1. Уровень соматического здоровья у юношей ВФ РТА, п = 31: 1 - низкий; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего; 5 - высокий

1 (15 %)

5 (18 %)

4 (14 %)

2 (27 %)

3 (26 %)

Рис. 2. Уровень соматического здоровья у девушек ВФ РТА, п = 53: 1 - низкий; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего; 5 - высокий

4,7

4,2

2,9

—1 1.3 □ □

0,5

-1,1

-0,5 "0.2 МТ, г/ДТ, см

ЖЕЛ, мл/МТ, кг (СК, кг/МТ, мт)*100% (ЧСС*СД)/100 время восст., мин

□ 1 □ 2

Рис. 3. Показатели индексов УСЗ студентов старших курсов ВФ РТА, п = 84 (март 2023 г.): 1 - СРЗНАЧ баллов, девочки; 2 - СРЗНАЧ баллов, мальчики

По показателю МТ/ДТ обучающихся выпускных курсов выявлено, что у девушек 57,7 % показателя «средний», но 3,8 % показателя «низкий» и 38,5 % - ниже среднего, что свидетельствует о наличии лишнего веса (рис. 4). У юношей этот показатель близок к идеалу, т. к. 90 % - показатели «средний», но также выявлены обучающиеся с показателем «низкий» - 10,0 % (рис. 5).

По показателю ЖЕЛ/МТ студентов выпускных курсов выявлено, что у девушек 84,6 % показателя «высокий», 7,7 % - «выше среднего», и всего 3,8 % показателя «ниже среднего» (рис. 6). У юношей этот показатель несколько ниже в соответствии с нормативными критериями и составляет: 60 % - «высокий», 30 % -«выше среднего» и 10 % - «низкий» (рис. 7).

По показателю ЧСС/СД, обучающихся выпускных курсов выявлено, что у девушек 15,4 % показателя «низкий», 26,9 % показателя «ниже среднего»,

23,1 % - «средний», что свидетельствует о низкой подготовке (рис. 8). У юношей этот показатель лучше, т. к. 10 % - «высокий», 30 % - показатели «выше среднего» 40 % - «ниже среднего», но также присутствует отметка в 10 % - показателя «низкий» (рис. 9).

1 (3,8 %)

3 (57,7 %)

1 (10 %)

2 (38,5 %)

2 (90 %)

Рис. 4. МТ, г/ДТ, см, у девушек ВФ РТА,

п = 53 (март 2023 г.): 1 - низкий (-2); 2 - ниже среднего (-1); 3 - средний-высокий (0)

Рис. 5. МТ, г/ДТ, см, у юношей ВФ РТА, п = 31 (март 2023 г.): 1 - низкий (-2); 2 - средний

Рис. 6. ЖЕЛ/МТ у девушек ВФ РТА, Рис. 7. ЖЕЛ/МТ у юношей ВФ РТА, п = 53 (март 2023 г.) : 1 - ниже среднего; п = 31 (март 2023 г.): 1 - низкий;

2 - средний; 3 - выше среднего; 2 - выше среднего; 3 - высокий

4 - высокий

По данным соотношения кистевой динамометрии к массе тела (СК, кг/МТ, мт) х 100 %, обучающихся выпускных курсов выявлено, что у значительной части контингента девушек этот показатель 42,3 % показателя «ниже среднего» значения, а «высокий» только 3,8 %, что свидетельствует о низкой подготовленности (рис. 10). У юношей выявлено следующее соотношение показателей: 20 % - «выше среднего», 20 % - показатели «средний», 30 % - «ниже среднего», 30 % - показателя «низкий» (рис. 11).

При проведении анализа пр. Летунова, выявлено, что у девушек выпускных курсов время восстановления после 20 приседаний за 30 с соответствует преимущественно уровню «средний»: 60,0 % юношей и 34,6 % девушек. В тоже время у последних выявлен значительно большее количество показателей с уровнем «ниже среднего» - 30,8 %.

Проанализируем изменение показателей УСЗ студентов в процессе обучения с 1 по 4 курс (март 2019 г. - март 2023 г.).

4(23,1 %)

1 (34,6 %)

3 (26,9 %)

(15,4 %)

4 (30 %)

1 (10 %)

3 (20 %)

2 (40 %)

Рис. 8. (ЧССхСД)/100%, у девушек ВФ РТА, п = 53 (март 2023 г.): 1 - низкий; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего

Рис. 9. (ЧССхСД)/100%, у юношей ВФ РТА, п = 31 (март 2023 г.): 1 - низкий; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего

5 (3,8 %)

4 (7,7 % 3 (7,7 %)

2 (42,3 %)

,5 %)

Рис. 10. (СК, кг/МТ, мт)х100%, у девушек ВФ РТА, п = 53 (март 2023 г.): 1 - низкий; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего; 5 - высокий

4 (20 %)

3 (20 %)

1 (30 %)

2 (30 %)

Рис. 11. (СК, кг/МТ, мт)х100%, у юношей ВФ РТА, п = 31 (март 2023 г.): 1 - низкий; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего

Как видно из табл. 1, в период обучения у юношей не произошло достоверного улучшения или ухудшения исследуемых показателей (р > 0,05). Отмечается позитивный прирост показателей всеростового индекса (на 2,1 %), по данным ЖЕЛ/МТ (3,0 %), силового индекса - сила кисти/масса тела (1,3 %). Следует отметить не достоверный, но заметный отрицательный прирост в результатах двойного произведения Робинсона (ЧССхСД)/100 у юношей (-10,9 %). Показатель пр. Лету-нова остался на прежнем уровне.

При изучении возрастной динамики показателей соматического здоровья у девушек ВФ РТА было выявлено, что большинство показателей изменились не достоверно (р > 0,05). Незначительный прирост выявлен по данным индекса Кетле (2,3 %), в соотношении ЖЕЛ/МТ (9,4 %). В результате анализа полученных данных, у девушек было зафиксировано достоверное снижение (р < 0,01) уровня силового индекса (СК/МТ) (-17,7 %), что можно объяснить, прежде всего, увеличением показателя массы тела в период обучения в вузе (табл. 2).

Таблица 1

Морфофункциональные показатели студентов-юношей ВФ РТА с 1 по 4 курс, п = 31

Показатель 1 курс 4 курс Достоверность различия Прирост

Х±т Ср. балл Х±т Ср. балл г Р Факт В %

МТ, г/ДТ, см 393,3±15,9 -0,1 401,4±18,2 -0,2 0,33 > 0,05 8,1 2,1 %

ЖЕЛ, мл/МТ,кг 63,3±4,5 3,2 65,2±3,0 4,2 0,35 > 0,05 1,9 3,0 %

(СК, кг/МТ, мт) х 100% 61,5±3,1 1,4 62,3±2,9 1,3 0,19 > 0,05 0,8 1,3 %

(ЧССхСД)/100 104,5±10,4 0,3 93,6±4,8 1,1 0,95 > 0,05 -10,9 -10,4 %

Пр. Летунова, мин 1,4±0,1 4,2 1,4±0,1 4 0,00 > 0,05 0,0 0,0 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УСЗ 10,4 10,1 0,25 > 0,05 0,3 3 %

Таблица 2

Прирост морфофункциональных показателей студентов-девушек ФТД ВФ РТА с 1 по 4 курс

Показатель 1 курс 4 курс Достоверность различия Прирост

Х±т Ср. балл Х±т Ср. балл г Р Факт %

МТ, г/ДТ, см 341,6±10,6 -0,4 349,3±11,6 -0,5 0,49 > 0,05 7,7 2,3 %

ЖЕЛ, мл/МТ, кг 61,5±4,5 4,2 67,3±3,5 4,7 1,01 > 0,05 5,8 9,4 %

(СК, кг/МТ, мт) х 100% 53,0±2,0 2,2 43,6±1,7 1,0 3,65 < 0,01 -9,4 -17,7 %

(ЧССхСД)/100 96,5±2,6 0,9 101,1±3,9 0,5 0,99 > 0,05 -4,6 -5 %

Пр. Летунова, мин 1,5±0,1 3,2 1,5±0,1 2,9 0,00 > 0,05 0 0 %

УСЗ 10,1 8,6 -1,3 < 0,05 1,5 14,9 %

Таким образом, анализ уровня УСЗ студентов выявил, что у большинства студентов морфофункциональные показатели соответствуют уровням «средний» и «ниже среднего». В тоже время около трети контингента показывают результаты «низкий» и «ниже среднего», что не соответствует нормативным критериям и уровню профессиональной компетентности будущего сотрудника ФТС. Наибольшее отставание от стандарта выявлено по данным силового индекса (СК/МТ) и двойного произведения Робинсона ((ЧССхСД)/100).

В период обучения у студентов не произошло достоверного прироста абсолютного большинства показателей. Отмечается позитивный прирост показателей весоростового индекса и ЖЕЛ/МТ, но отрицательный по данным силового индекса (СК/МТ) и Двойного произведения Робинсона (ЧССхСД)/100. Выявленные показатели можно объяснить рядом причин: общими тенденциями снижения состояния

здоровья подрастающего поколения, недостаточной двигательной активностью и охватом занятиями различными формами физкультурно-спортивной деятельности современной молодежи. Следует отметить и факт отсутствия должного отбора абитуриентов ВФ РТА по психофизическим параметрам, исходя из требований к будущим сотрудникам Федеральной таможенной службы.

Список литературы

1. Изаак С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2005. 196 с.

2. Караулова Л. К. Физиология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Караулова, Н. А. Красноперова, М. М. Расулов. М.: Академия, 2009. 384 с.

3. Лядов С. С., Алексеева Ю. П. Показатели физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студентов в период пандемии ^vid-19 // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 26-27 марта 2021. С. 149-153.

4. Мелешкова Н. А., Шаповалов С. А. Здоровье студентов вуза и готовность их к здоровьесбережению // Сборник статей XIV Международной научной конференции «Человекознание» (г. Кемерово, 2017 г.). Кемерово: Издат. дом «Плутон», 2017. С. 32-36.

5. Нестеров В. А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования: учеб. пособие. 3-е изд. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2009. 81 с.: ил.

6. Халикова С. С. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи высших учебных заведений // Ученые заметки ТОГУ. 2016. № 7(2). C. 157-162. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26254203 (дата обращения: 02.12.2023).

7. Эзирбаева П. С. Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / П. С. Эзирбаева, Ж. Ж. Нургалиева, Г. Н. Чука-нова // Медицинский журнал Западного Казахстана. 2018. № 1 (57). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 02.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.