Научная статья на тему 'Сравнительный анализ физической подготовленности студентов различных специальностей и направлений подготовки (на примере ВФ РТА)'

Сравнительный анализ физической подготовленности студентов различных специальностей и направлений подготовки (на примере ВФ РТА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность / физическая культура / физическое воспитание / динамика показателей / навыки / здоровье / пандемия / physical fitness / physical training / physical education / dynamics of indicators / skills / health / pandemic

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В.П. Судоргина, А.А. Гавриленко, Е.А. Хрол

В статье приведены результаты исследования, направленного на повышение уровня физической подготовленности будущих специалистов и эффективности мотивации студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии в процессе обучения. Полученные данные позволяют преподавателям вносить коррективы в учебный процесс по физическому воспитанию, оптимизировать выбор соответствующих средств и методов, а также дифференцировать объем и интенсивность физической нагрузки для каждого студента на протяжении обучения в ВФ РТА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.П. Судоргина, А.А. Гавриленко, Е.А. Хрол

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of Physical Fitness of Students from Various Specialties and Training Directions (Using the Example of the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy)

The article presents the results of a study aimed at increasing the effectiveness of the level of physical fitness of future specialists and the motivation of students of the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy in the learning process. The data obtained allows teachers to adjust the educational process in physical education, optimize the choice of appropriate means and methods, as well as differentiate the volume and intensity of physical activity for each student during training at the VB of the RCA.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ физической подготовленности студентов различных специальностей и направлений подготовки (на примере ВФ РТА)»

Важно, чтобы стрелок обладал навыками волевого воздействия. Самоприказ, как одна из форм волевого воздействия, может быть применен в условиях сильной усталости, чтобы мотивировать стрелка к завершению усилий. Стрелок должен быть способен регулировать свои психические состояния, чтобы не поддаваться эмоциональным реакциям в решающие моменты стрельбы.

Таким образом, развитие воли и эффективная психологическая подготовка играют важную роль в успешной стрельбе, позволяя стрелку достичь высоких результатов, даже в условиях эмоционального напряжения.

Список литературы

1. Ванштейн Л. М. Психология в пулевой стрельбе. М.: ДОСААФ, 1981.142 с.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2012. 279 с.

3. Корх А. Я. Спортивная стрельба: Физкультура и спорт. М., 1967. 255 с.

4. Корх А. Я. Стрелковый спорт и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1986. 144 с.

УДК 796

Б01 10.24412/с1-36450-2023-4-206-211

В. П. СУДОРГИНА, А. А. ГАВРИЛЕНКО, Е. А. ХРОЛ

Сравнительный анализ физической подготовленности студентов различных специальностей и направлений подготовки

(на примере ВФ РТА)

В статье приведены результаты исследования, направленного на повышение уровня физической подготовленности будущих специалистов и эффективности мотивации студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии в процессе обучения. Полученные данные позволяют преподавателям вносить коррективы в учебный процесс по физическому воспитанию, оптимизировать выбор соответствующих средств и методов, а также дифференцировать объем и интенсивность физической нагрузки для каждого студента на протяжении обучения в ВФ РТА.

СУДОРГИНА Валентина Петровна, старший преподаватель кафедры физической подготовки Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ГАВРИЛЕНКО Анастасия Александровна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ХРОЛ Екатерина Александровна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическая культура, физическое воспитание, динамика показателей, навыки, здоровье, пандемия.

V. P. SUDORGINA, A. A. GAVRILENKO, E. A. KHROL

Comparative Analysis of Physical Fitness of Students from Various Specialties and Training Directions

(Using the Example of the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy)

The article presents the results of a study aimed at increasing the effectiveness of the level of physical fitness of future specialists and the motivation of students of the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy in the learning process. The data obtained allows teachers to adjust the educational process in physical education, optimize the choice of appropriate means and methods, as well as differentiate the volume and intensity of physical activity for each student during training at the VB of the RCA.

Keywords: physical fitness, physical training, physical education, dynamics of indicators, skills, health, pandemic.

Физическому воспитанию студенческой молодежи всегда придавалось большое значение как одной из главных составляющих всестороннего и гармоничного развития молодого человека. Занятия физической культурой способствуют укреплению и поддержанию здоровья, формированию моральных и волевых качеств, которые нередко приходится проявлять в процессе учебной деятельности. Повышение уровня физической подготовленности - одна из наиболее важных задач, решаемых в процессе физического воспитания.

Наиболее важной является проблема обеспечения высокого уровня физической подготовленности выпускников вузов в условиях интенсификации производства, повышения требований к качеству подготовки специалистов. К уровню здоровья, общей работоспособности, развитию физических качеств сотрудников Федеральной таможенной службы (ФТС России) предъявляются повышенные требования, что значительно затрудняет подготовку и отбор кадров, соответствующих современному уровню. Одним из главных качеств сотрудников таможенной службы является устойчивое проявление организма во внешней среде [1].

Любая специальность требует определенного набора физических навыков и уровня физической подготовленности. Между тем, как свидетельствуют результаты научных исследований, уровень более 50 % молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, не соответствует даже среднему уровню государственного стандарта физической подготовленности, гарантирующему стабильное здоровье [3; 5].

Актуальность работы заключается в необходимости поддержания оптимального уровня физической подготовленности будущих специалистов и недостаточном проведении мониторинга, позволяющего определять влияние занятий различными видами спорта на эффективное развитие физических качеств.

Цель исследования: анализ показателей физической подготовленности студентов различных специальностей в начале и в конце обучения по направлениям подготовки «Экономика», «Юриспруденция» и специальности «Таможенное дело».

Задачи исследования

1. Изучить данные рабочих журналов преподавателей физической культуры ВФ РТА и провести анализ показателей физической подготовленности студентов на начальном и конечном этапах обучения.

2. Разработать методические рекомендации по оптимизации процесса физического воспитания.

Организация исследования

Исследование проводилось в 2 этапа.

На первом этапе (19.03.2023 - 31.03.2023) осуществлялся анализ научно-методической литературы, сбор информации о результатах тестирования физической подготовленности студентов 1-го и 4-го курсов набора 2019 г. ВФ РТА (специальности 38.05.02 «Таможенное дело», направлений подготовки 38.03.01 «Экономика» и 40.03.01 «Юриспруденция»).

На втором этапе (01.04.2023 - 10.04.2023) проводился анализ и обработка полученных данных для дальнейшего расчета.

В исследовании приняли участие 85 студентов. Из них 32 юноши и 53 девушки.

Были рассмотрены результаты таких физических упражнений, как челночный бег 10x10 м (с), тройной прыжок в длину с места (см), сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (раз) - юноши, подъем туловища из положения лежа за 1 минуту (раз) - девушки.

Все расчеты производились методом математической статистики.

В таблице представлены показатели физической подготовленности студентов ВФ РТА набора 2019 г. в период с октября 2019 г. по март 2023 г.

Показатели физической подготовленности студентов ВФ РТА набора 2019 г. в период с октября 2019 г. по март 2023 г.

Вид упражнений Пол Группа

Э501/1901 Ю502/1902 Тс02/1901

1 курс 4 курс Прирост, % 1 курс 4 курс Прирост, % 1 курс 4 курс Прирост, %

Челночный бег 10x10м м 25,9 23,7 8,494 26,4 29,3 -10,985 26,3 24,6 6,464

ж 28,6 25,3 11,538 29,2 30,3 -3,767 30,3 29,1 3,960

Тройной прыжок в длину с места (см) м 597,1 685,0 14,721 557,9 561,3 0,609 576,7 650,6 12,814

ж 490,8 537,7 9,556 486,7 519,9 6,821 474,3 481,4 1,497

Подъем туловища из положения лежа за 1 минуту (раз) ж 42,2 46,8 10,900 42,0 46,3 10,238 41,3 43,1 4,358

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (раз) м 14,7 15,8 7,483 14,1 15,6 10,638 14,3 14,1 -1,399

Результаты и их обсуждение

По результатам исследования выявлена положительная динамика в показателе челночного бега 10x10 м (с) у юношей и девушек факультета таможенного дела и экономического, их результат улучшился, в среднем, на 2 секунды, чего нельзя сказать об юридическом факультете, так как их показатели снизились на 10,99 % у юношей и 3,77 % у девушек. Лучший результат за период обучения был показан группой экономического факультета, прирост результата составил 8,5 % у юношей и 11,5 % у девушек, что при данном показателе говорит об улучшении техники выполнения норматива (рис. 1).

40 -

29,2 29 3 30,3

25,3 26,4

24,6

1 курс 4 курс

ЭБ01/1901

1 курс 4 курс

ЮБ02/1902

юноши ^ девушк

1 курс 4 курс

ТС02/1901

Рис. 1. Изменение средних показателей студентов различных специальностей ВФ РТА на 1 и 4 курсах по челночному бегу 10x10 м (с)

По результатам анализа показателей тройного прыжка в длину с места (см) во всех исследуемых группах была выявлена положительная динамика физической подготовленности студентов как на 1 курсе, так и на 4 курсе, то есть отмечается положительный прирост данного показателя. Наилучшие результаты показали студенты экономического факультета, что составило 685 см и 537,7 см у юношей и девушек соответственно (рис. 2). В целом, средний результат на 4 курсе по сравнению с 1 курсом увеличился на 9,54 % у юношей и 6 % у девушек.

685,0

490,8

537,7 557,9

650,6

519 9

474,3

481,4

1 курс 4 курс

ЭБ01/1901

1 курс 4 курс

ЮБ02/1902

[3 юноши § девушк

1 курс 4 курс

ТС02/1901

Рис. 2. Изменение средних показателей студентов различных специальностей ВФ РТА на 1 и 4 курсах в тройном прыжке с места (см)

30

20

10

0

800

600

400

200

0

Следовательно, можно сделать вывод, что средние показатели изменялись в лучшую сторону благодаря приобретению навыков технических элементов при выполнении физических упражнений.

Проанализировав результаты подъема туловища за 1 минуту, можно сказать, что тенденция роста результатов в данном показателе наблюдается на всех факультетах. Но лучший результат зафиксирован у группы экономического факультета, показатель вырос на 10,9 %. На факультете таможенного дела результат показал только небольшую положительную динамику, прирост составил всего 4,4 %.

При анализе результатов средний показатель 1 курса по сравнению с 4 курсом вырос на 8,5 %, что говорит о положительной динамике в процессе всего обучения (рис. 3).

47 46 45 44 43 42 41 40 39 38

46,3

-43,1

42,2 42,0

41,3

1 курс 4 курс ЭБ01/1901

1 курс 4 курс ЮБ02/1902

1 курс 4 курс ТС02/1901

Рис. 3. Изменение средних показателей студентов разных групп ВФ РТА на 1 и 4 курсах (девушек) по подъему туловища из положения лежа за 1 мин (раз)

В ходе анализа показателя сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях у юношей выявлена положительная динамика у направлений подготовки «Экономика» и «Юриспруденция», а у специальности «Таможенное дело» показатель ухудшился по сравнению с 1 курсом (на 1,4 %). Данное отрицательное отклонение может быть связано с нежеланием развивать группы мышц, которые необходимы для выполнения данного упражнения. У групп экономического и юридического факультетов на 4 курсе значение показателя было почти одинаковым (15,8 и 15,6 % соответственно), но все-таки юноши юридического факультета оказались наиболее подготовленными и увеличили свой результат на 10,6 % в сравнении с 1 курсом.

При сравнении средних значений показателя 1 и 4 курсов, можно отметить, что результат вырос на 5,6 % (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

1. Анализ уровня физической подготовленности студентов различных специальностей ВФ РТА выявил, что направление подготовки «Экономика» за период обучения улучшило свои показатели во всех рассмотренных физических упражнениях. Самые низкие темпы прироста отмечаются у специальности «Таможенное дело», по сгибанию и разгибанию рук в упоре на брусьях наблюдается даже отрицательная динамика, что, в свою очередь, может быть связано со слабым развитием силовой выносливости.

2. По уровню развития скоростных качеств и ловкости наблюдалась положительная динамика у направления подготовки «Экономика» и специальности «Таможенное дело», но направление подготовки «Юриспруденция» показало

ухудшение данных качеств. Уровень развития скоростно-силовых качеств значительно изменился у группы экономического факультета.

16,0 15,5 15,0 14,5 14,0 13,5 13,0

15,8

14,7

14,1

14,3

14,1

1 курс 4 курс ЭБ01/1901

1 курс 4 курс ЮБ02/1902

1 курс 4 курс ТС02/1901

Рис. 4. Изменение средних показателей юношей 1 и 4 курсов ВФ РТА по сгибанию и разгибанию рук в упоре на брусьях (раз)

3. Полученные данные позволяют вносить коррективы в учебный процесс по физическому воспитанию и профессионально-прикладной физической подготовке, оптимизировать выбор соответствующих средств и методов, а также дифференцировать объем и интенсивность физической нагрузки для каждого направления и специальности.

Список литературы

1. Зуев С. Н. Самостоятельные занятия студентов физической культурой и спортом: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РТА, 2016.

2. Жаброва Т. А., Шерстнева О. А. Физическая подготовка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов таможенного дела // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Всероссийской научно-практ. конф. / отв. ред.: А. А. Тащиян, В. М. Баршай, Т. А. Степанова. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского юрид. ин-та МВД РФ, 2020. С. 212-218.

3. Катков А. Е. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов таможенных органов России: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Санкт-Петербург, 2013. 236 с.

4. Наставление по физической подготовке подразделений силового обеспечения таможенных органов Российской Федерации (НФП ПСО ТО) (утв. приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 06.05.2011 года № 950).

5. Физическая культура: учебник / И. С. Сырвачева, С. Н. Зуев, В. Ю. Диа-нова; под общ. ред. В. Ю. Диановой. Владивосток: Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2005. 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.