Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГАНТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГАНТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карачев Борис Геннадьевич, Садков Алексей Викторович, Чарыкова Альфия Фатыховна, Семенцов Дмитрий Владимирович

Ни для кого не секрет, что в последнее время у учащихся образовательных организаций высшего образования снижается интерес к занятиям физической культурой. Это можно объяснить различными факторами, такими как: низкая мотивационная составляющая, направленная на здоровый образ жизни, низкий уровень физической подготовленности, вредные привычки, а так же методика проведения занятий преподавателем, не вызывающая интереса у занимающихся. В этой связи возникает поиск инновационных средств и методов физической подготовки, обучающихся на занятиях по физической культуре. Научная новизна результатов исследования заключается в повышении уровня физической активности учащейся молодежи, средствами гантельной гимнастики. Практическая значимость результатов исследования заключается в формировании установок на формирование здорового образа жизни, и использовании средств физической культуры в формировании полноценно развитой личности, а так же профилактике низкой двигательной активности учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карачев Борис Геннадьевич, Садков Алексей Викторович, Чарыкова Альфия Фатыховна, Семенцов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS BY MEANS OF DUMBBELL GYMNASTICS

It's not a secret for anyone that recently, students of educational institutions of higher education have been losing interest in physical education. This can be explained by various factors, such as: a low motivational component aimed at a healthy lifestyle, a low level of physical fitness, bad habits, as well as the methodology of conducting classes by a teacher, which does not arouse interest among students. In this regard, there is a search for innovative means and methods of physical training, trained in physical culture lessons. The scientific novelty of the research results lies in the increase in the level of physical activity of students, by means of dumbbell gymnastics. The practical significance of the research results lies in the formation of attitudes towards the formation of a healthy lifestyle, and the use of physical culture means in the formation of a fully developed personality, as well as the prevention of low physical activity of student youth.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГАНТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ»

программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г № 397 // Минобрнауки : [официальный сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 13.07.2021).

REFERENCES

1. Andreev, A. A. (1997), "On the question of the definition concept "distance learning", Open education, No. 4, pp. 23-25.

2. Kalinichenko, E.B (2014), "Multimedia practical lesson, on the example of the discipline -foreign language", Fundamental and applied research at the higher agrarian school, Collection of scientific articles, Saratov, 2014. - pp. 9-10.

3. Kozlov, R.S. (2020), "The use of digital technologies in the education system", Scientific News, No. 20, pp. 31-35

4. Mizyurova, E.Yu. (2017), "Creative approach formation to the students' professional training at agrarian university ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.1 49, No. 7, pp. 148-152

5. Federal Law of December 29,2012 N 273-FZ (as amended on July2, 2021) "On Education in the Russian Federation" ( as amended and supplemented, entered into force on July 13, 2021), available at: http://www.consultant.ru/ free (date of access: 13.07.2021)

6. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs, in the event of the prevention of the spread of new corona-virus infection in the Russian Federation", Order of the dated March 14, 2020 No. 397 available at: http://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (accessed 13.07.2021)

Контактная информация: Elvmiz @mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2021

УДК 796.011.3

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ

ГАНТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Борис Геннадьевич Карачев, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, г. Пермь; Алексей Викторович Садков, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, г. Вологда; Альфия Фатыховна Чарыкова, кандидат биологических наук, доцент, Дмитрий Владимирович Семенцов, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

Аннотация

Ни для кого не секрет, что в последнее время у учащихся образовательных организаций высшего образования снижается интерес к занятиям физической культурой. Это можно объяснить различными факторами, такими как: низкая мотивационная составляющая, направленная на здоровый образ жизни, низкий уровень физической подготовленности, вредные привычки, а так же методика проведения занятий преподавателем, не вызывающая интереса у занимающихся. В этой связи возникает поиск инновационных средств и методов физической подготовки, обучающихся на занятиях по физической культуре. Научная новизна результатов исследования заключается в повышении уровня физической активности учащейся молодежи, средствами гантельной гимнастики. Практическая значимость результатов исследования заключается в формировании установок на формирование здорового образа жизни, и использовании средств физической культуры в формировании полноценно развитой личности, а так же профилактике низкой двигательной активности учащейся молодежи.

Ключевые слова: гантельная гимнастика, физическое воспитание, физическая подготовленность, учащиеся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p158-163

OPTIMIZATION OF THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS BY MEANS OF

DUMBBELL GYMNASTICS

Boris Gennadievich Karachev, Perm Institute of the Federal Service for the Execution of Punishment of the Russian Federation, Perm; Alexey Viktorovich Sadkov, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, Vologda; Alfiya Fatykhovna Charykova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Dmitry Vladimi-rovich Sementsov, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Abstract

It's not a secret for anyone that recently, students of educational institutions of higher education have been losing interest in physical education. This can be explained by various factors, such as: a low motivational component aimed at a healthy lifestyle, a low level of physical fitness, bad habits, as well as the methodology of conducting classes by a teacher, which does not arouse interest among students. In this regard, there is a search for innovative means and methods of physical training, trained in physical culture lessons. The scientific novelty of the research results lies in the increase in the level of physical activity of students, by means of dumbbell gymnastics. The practical significance of the research results lies in the formation of attitudes towards the formation of a healthy lifestyle, and the use of physical culture means in the formation of a fully developed personality, as well as the prevention of low physical activity of student youth.

Keywords: dumbbell gymnastics, physical education, physical fitness, students.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество и система образования Российской Федерации предъявляют высокие требования к учащимся образовательных организаций высшего образования. Согласно ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 43. п. 3, каждый обучающийся независимо от направления подготовки и профиля обучения должен заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и совершенствованию. Таким образом, на занятиях по физической культуре решаются многие задачи способствующие формированию полноценно развитой личности, готовой к выполнению различных задач и достижению поставленной целей. И всё это возможно в комплексном взаимодействии различных средств и методов физической подготовки обучающихся вузов Российской Федерации.

Цель исследования - обоснование эффективности физической подготовки студентов факультета внебюджетного образования, средствами гантельной гимнастики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, среди студентов факультета внебюджетного образования. Общее количество человек участвующих в эксперименте составило 60 человек. В контрольную группу входили студенты 2 курса, в экспериментальную группу - студенты 1 курса.

В процессе занятий по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» помимо основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 «Юриспруденция» нами в процессе обучения студентов 1 курса были дополнительно использованы комплексы упражнений с гантелями. Согласно утвержденной рабочей программе дисциплины, целесообразность проведения гантельной гимнастики в процессе педагогического эксперимента выявлена в следующих разделах общей физической подготовки:

- тема 2.1. «Прикладная гимнастика»;

- тема 2.2. «Легкая атлетика и ускоренное передвижение»;

- тема 2.4. «Спортивные игры».

Целесообразность включения комплексов упражнений с гантелями обосновывается тем, что они способствуют повышению уровня физической подготовленности, а так же повышают интерес занимающихся к занятиям физической культурой. Помимо этого, данные занятия являются эффективным средством физической подготовки учащихся в процессе самостоятельных занятий по данному направлению.

Педагогический эксперимент был организован с января 2021 года по июнь 2021 года одновременно на 1 и 2 курсах. В процессе эксперимента контрольная и экспериментальная группы занимались согласно тематическому плану и расписанию учебных занятий, но в экспериментальной группе в конце основной части занятия, нами проводились комплексы упражнений с гантелями в течение 8-10 минут. Предложенные комплексы упражнений, используемые в образовательном процессе, варьировались каждый месяц (таблица 1).

Таблица 1 - Комплексы упражнений, используемые в процессе подготовки студентов

№ п/п Месяц Наименование комплекса

1. Январь Комплекс упражнений № 1

2. Февраль Комплекс упражнений №2

3. Март Комплекс упражнений №3

4. Апрель Комплекс упражнений №4

5. Май Комплекс упражнений № 1

6. Июнь Комплекс упражнений №2

В таблице 2, представлен примерный план-конспект занятий по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» со студентами факультета внебюджетного образования Пермского института ФСИН России.

Таблица 2 - План проведения практического занятия по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» 1 семестр Юриспруденция

Тема: 2.1. Прикладная гимнастика.

I. Цель занятия: Приступить к обучению комбинации на брусьях, комплекса вольных упражнений.

II. Задачи занятия:

1. Приступить к обучению кувырка вперед на параллельных брусьях.

2. Приступить к обучению соскока махом назад.

3. Приступить к обучению комплекса вольных упражнений.

4. Способствовать развитию силовых способностей.

III. Учебно-материальное обеспечение: свисток, параллельные брусья, гимнастические маты. (перечень литературы, наглядные пособия, технические средства обучения и т.п.)

№ п/п Содержание Время, (мин) Организационно-методические указания

1. Подготовительная часть 20'

1.1. Построение 2' Приветствие, проверка личного состава, доведение задач и цели занятия.

1.2. Разновидности ходьбы: 2'

- на носках, руки на пояс; 30'' Спина прямая

- на пятках, руки за голову; 30'' Спина прямая, локти в стороны

- на внешней стороне стопы, руки в стороны; 30'' Спина прямая, руки не сгибать

- на внутренней стороне стопы, руки вдоль туловища. 30'' Спина прямая

1.3. Разновидности бега: - бег спиной вперед; - бег, сгибая ноги вперед; - бег, сгибая ноги назад; - бег, приставными шагами левым боком; - бег, приставными шагами правым боком; - бег, с ускорением 6' Бег в составе подразделения, темп движения средний. Амплитуда движений максимальная, шаг чаще.

1.4. Комплекс ОРУ с гантелями (комплекс упражнений №1) 10' Обратить внимание на правильное выполнение упражнений.

Упражнение 1. Смотреть перед собой, спина прямая,

И.п., о.с., руки вдоль туловища, гантели в руках (об- руки в локтевых суставах не сгибать.

хват сверху). Количество повторений 10-12 раз.

1. Поднять гантели вперед-вверх. 2. И.п.

Упражнение 2. Смотреть перед собой, спина прямая, в

И.п., о.с., руки согнуты в локтевых суставах, ганте- исходном положении руки согнуты в

ли за головой. локтевых суставах, в руках гантели. Ко-

1. Руки вверх. 2. И.п. личество повторений 10-12 раз.

Упражнение 3. Смотреть перед собой, спина прямая.

И.п., о.с., руки согнуты в локтевых суставах, ганте- Количество повторений 10-12 раз.

ли за головой.

1. Наклон прогнувшись. 2. И.п.

Упражнение 4. Смотреть перед собой, спина прямая.

И.п., о.с., гантели в левой руке, вдоль туловища, Наклоны в стороны выполнять с макси-

правая рука на поясе. мальной амплитудой. Количество повто-

1. Наклон туловища вправо. 2. И.п. рений 10-12 раз.

3-4. Так же влево.

Упражнение 5. Смотреть перед собой, спина прямая.

И.п., стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, в При выполнении приседаний пятки от

руках гантели. поверхности опоры не отрывать. Количе-

1. Присед 2. И.п. ство повторений 15 раз.

Упражнение 6. Смотреть перед собой, спина прямая.

И.п., стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, в Количество повторений 15 раз.

руках гантели.

1. Перекат на правую. 2. И.п.

3. Перекат на левую. 4. И.п.

Упражнение 7. Смотреть перед собой, спина прямая. Таз

И.п., широкая стойка, руки согнуты в локтях, в ру- высоко не поднимать. Количество повто-

ках гантели. рений 10-12 раз.

1. Выпад правой.

2. И.п.

3. Выпад левой.

4. И.п.

Упражнение 8. Смотреть перед собой, спина прямая.

И.п., о.с., руки согнуты в локтях, гантели у груди. Количество повторений 15 раз.

1. Прыжки на левой.

2. Прыжки на правой.

3. Прыжки на двух.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основная часть 60'

Кувырок вперед на параллельных брусьях. 20' Сед ноги врозь на брусьях, руки поста-

2.1 Комплекс вольных упражнений: ласточка - три ку- вить как можно ближе к ногам, опустить

вырка вперед - стойка на лопатках - прыжок прогнувшись. плечи к брусьям, локти развести в сторону. Перейти в стойку на плечах.

Соскок махом назад. 20' Махи выше жерди, ноги вместе, носки

2.2. Комплекс вольных упражнений: ласточка - три ку- оттянуты, на махе назад переставить од-

вырка вперед - стойка на лопатках - прыжок прогнувшись. ну руку на жердь к другой ноги завести за жердь.

Выполнение комбинации: 20' Показать правильное осуществление

Наскок - угол - кувырок вперед - соскок махом страховки.

2.3. назад.

Комплекс вольных упражнений: ласточка - три кувырка вперед - стойка на лопатках - прыжок прогнувшись.

3. Заключительная часть 5'-10'

3.1. Дыхательная гимнастика. 7' Группа движется в колонну по одному.

3.2. Построение. 3' Подведение итогов, доведение задач на самоподготовку.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки физической подготовленности студентов 1, 2 курсов факультета внебюджетного образования Пермского института ФСИН России нами было проведено тестирование с использованием следующих тестов: бега на 1000 м.; челночный бег 3*10 м., подтягивание из виса на высокой перекладине; сгибание рук в упоре лежа; прыжок в длину с места толчком двумя ногами; поднимание туловища из положения, лежа на спине; наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье.

Анализ динамики показателей, характеризующих физическую подготовленность студентов юношей и студентов девушек 1 и 2 курсов, представлены ниже.

Таблица 3 - Динамика изменения показателей физической подготовленности студентов-юношей экспериментальной группы_

№ Показатели До экспер. После экспер. ± А А% Р

М ±т М ±т

1 Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 14,21±1,32 16,38±1,38 2,17 13,2 Р<0,05

2 Бег на 1000 м, (с) 228±0,02 208±0,03 -20 8,7 Р<0,05

3 Поднимание туловища, из положения лежа (кол-во раз за 1 мин) 37,4±1,32 48,3±1,38 10,9 22,5 Р<0,05

4 Челночный бег 3*10 м (с) 7,7±0,74 7,3±0,67 -0,4 5,2 Р<0,05

5 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) +5±0,74 +7±0,76 2 40 Р<0,05

Таблица 4 - Динамика изменения показателей физической подготовленности студентов-девушек экспериментальной группы

№ Показатели До экспер. После экспер. ± А А% Р

М ±т М ±т

1 Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (кол-во раз) 16,3 8± 1,34 20,21±1,33 3,83 23,4 Р<0,05

2 Бег на 1000 м, (с) 275±0,04 266±0,03 -9 3,3 Р<0,05

3 Поднимание туловища, из положении лежа (кол-во раз за 1 мин). 35,4± 1,28 43,3±1,36 7,9 22,3 Р<0,05

4 Челночный бег 3*10 м (с) 8,7±0, 64 8,3±0,57 -0,4 4,6 Р<0,05

5 Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье (см) +8±0,74 +13±0,76 5 62,5 Р<0,05

Таблица 5 - Динамика изменения показателей физической подготовленности студентов-юношей контрольной группы

№ Показатели До экспер. После экспер. ± А А% Р

М ±т М ±т

1 Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз). 13,28±1,32 14,68±1,38 1,4 10,5 Р>0,05

2 Бег на 1000 м, (с) 220±0,04 210±0,04 -10 4,5 Р<0,05

3 Поднимание туловища из положения, лежа (кол-во раз за 1 мин) 34,2±2,42 38,3±1,48 4,1 11,9 Р<0,05

4 Челночный бег 3*10 м (с) 7,9±0,54 7,4±0,67 -0,5 -6,3 Р<0,05

5 Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье (с) +7±0,74 +10±0,76 3 42,8 Р<0,05

Таблица 6 - Динамика изменения показателей физической подготовленности студентов-девушек контрольной группы

№ Показатели До экспер. После экспер. ± А А% Р

М ±т М ±т

1 Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (кол-во раз). 16,3 8± 1,34 17,21±1,38 0,83 5,1 Р>0,05

2 Бег на 1000 м, (с) 275±0,04 270±0,04 -5 1,81 Р>0,05

3 Поднимание туловища, из положения, лежа (кол-во раз за 1 мин) 36,4±2,14 40,8±1,36 4,4 12 Р<0,05

4 Челночный бег 3*10 м (с) 9,1±0,34 8,5±0,67 -0,6 6,6 Р<0,05

5 Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье (см) +8±0,4 +12±0,76 4 50 Р<0,05

Применение в образовательном процессе студентов экспериментальной группы комплексов упражнений с гантелями, позволило достоверно повысить общий уровень физической подготовленности (таблица 3, 4). Статистически значимые увеличения обнаружены в показателях тестов, характеризующих силовые способности (подтягивание из виса на высокой перекладине, юноши - 13,2%; сгибание и разгибание рук в упоре лежа, девушки 23,4%: поднимание туловища из положении лежа, юноши 22,5%, девушки -22,3%), выносливость (бег 1000 м, юноши 9%, девушки - 3,3%), гибкость (юноши 40%, девушки - 62,5%), координационные способности (юноши 5,2%, девушки - 4,5% ) (р<0,05), что стало возможным благодаря применению в образовательном процессе комплексов упражнений с гантелями, как одного из дополнительных и доступных средств подготовки.

ВЫВОД

Среди наиболее доступных средств физического воспитания учащейся молодежи, применяемых с целью укрепления здоровья и гармоничного развития, имеют место занятия с гантелями. Систематические упражнения с гантелями, способствуют развитию мышц, повышают работоспособность, развивают выносливость и ловкость, а так же укрепляют организма в целом. Преимущество упражнений с гантелями является то, что отягощение гантелями разнообразных естественных движений усиливает их воздействие на различные группы мышц занимающихся. Актуальным становится и тот вопрос, что данные занятия являются наиболее доступным и эффективным средством в физической подготовке занимающихся после пандемии вызванной распространением новой корона-вирусной инфекции (COVID-19), способствующая более быстрой адаптации организма к физическим нагрузкам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов А.С. Использование комплексов динамических дыхательных упражнений, в процессе физического воспитания обучающихся (на примере Пермского института ФСИН России) / А.С. Михайлов // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, 2 апреля 2020 г. - Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2020. - Т. 1. - С. 288-289.

2. Михайлов, А.С. Функционально - физическая подготовка кикбоксеров с применением различных режимов дыхательных упражнений : дис. ... канд. пед. наук / Михайлов Андрей Сергеевич. - Н.Челны, 2013. - 150 с.

3. Михайлов, А.С. Оптимизация процесса дыхания в тренировочном процессе кикбоксеров / А.С. Михайлов, Н.В. Гущина, Л.А. Кочурова / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 288-292.

REFERENCES

1. Mikhailov, A.S. (2020), "The use of dynamic breathing exercises in the process of physical education of students (on the example of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia)", Penitentiary System and Society: Experience of Interaction: Collection of Materials of the VII International Scientific and Practical Conference, April 2, 2020, Perm, Vol. 1, pp. 288-289.

2. Mikhaylov, A.S. (2013), Functional and physical training of kickboxers using various modes of breathing exercises, dissertation, N. Chelny.

3. Mikhailov, A.S. and Gushchina, N. V. and Kochurova L. A. (2021), "Optimization of the breathing process in the training process of kickboxers Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 288-292.

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.